Симеон Самоковский

Симеон Самоковский († 1737), митрополит Самоковский, священномученик. Память 21 августа в день кончины (Болг.), и в Соборах Болгарских (Болг.) и Софийских (Болг.) святых

В миру Симеон Попович. О дате его рождения и месте рождения сведений нет. Известно, что митрополитом Самоковским он стал осенью 1734 г., сразу после смерти 28 августа 1734 г. своего предшественника, митрополита Ефрема. Его автограф, сохранившейся в Рыльском монастыре, свидетельствует о нем, как о высокообразованном болгарине.

В то время Болгария находилась под турецким игом и христианская Церковь постоянно подвергалась насилию и разграблению. Большинство храмов было превращено в мечети. Но церковная структура турецкими властями сохранялась, прежде всего, для удобства собирания налогов. Таким образом, Охридское архиепископство, к которому принадлежали болгарские епархии, не только было сохранено, но и получило возможность расширяться. Первоначально в него входила и Софийская епархия, но в 1532 г. она перешла в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. Кроме того Софийский митрополит должен был получать от султана фирман на служение.

Софийская митрополия в XVII веке накопила огромные долги – разорительные налоги и кредиты, данные турецкими богачами под высокие проценты, разоряли епископов и их поручителей из числа духовенства и мирян, закладывавших все свое движимое и недвижимое имущество. Митрополиты Григорий (1587–1601), Неофит (1603), Иеремия (1614–1628), Мелетий (1628–1631), Игнатий (1631–1639), Иезекииль (1639–1645), Даниил (1650–1670) и др. вынуждены были продавать не только церковное имущество, но и святительские места. Константинопольский Патриарх Иоанникий в 1652 г. отправил митрополита Даниила в Россию, Валахию и Молдову для сбора денег. Но собранных средств не хватило на оплату долгов и пришлось иерарху продавать свой митрополичий дом, обрекая и себя, и своих приемников ютится в комнате церковного дома ближайшего храмѻКратка история на Софийска епархия. https://bg-patriarshia.bg/sofia-diocese-history..

Свободнее себя чувствовали иерархи Охридской архиепископии, на территориях которой в 1557 г. был сформирован Печский патриархат, объединивший венгерские, сербские, боснийские, хорватские, македонские и две болгарские епархии – Самоковскую и Кюстендильскую. Цели, которые ставили турки, разрешая это образование, были политические – укреплять власть султана на сербских и прочих иллирийских землях. Поэтому здесь существовали более благоприятные условия для сохранения славянской письменности и культурһБолгарская Православная Церковь. https://www.pravenc.ru/text/149675.html.. Таким образом, София и Самоков, находящиеся неподалеку друг от друга в одном столичном районе (пашасанджаке) Софья в эялете Румелия, принадлежали разным церковным юрисдикциям.

Митрополит Симеон Самоковский, начав свое служение, обнаружил, что единственный храм Самокова, не превращенный в мечеть, храм Рождества Богородицы – «Бельовая церковь», «храм господина Белы» – слишком мал для архиерейской службы. Поэтому своим кафедральным собором владыка Симеон сделал храм в Дупнице. Но истинным духовным центром епархии стал Вознесенский монастырь Свети Спас на Лозенской горе, входящий в монастырский комплекс Мала-Света-Гора (Малая Святая гора или Софийский Афон) из 14-ти монастырей, а также множества скитов, келий и часовен, образованный еще в XIII в. на склонах гор Витоша, Рила, Плана, Стара планина, Вакарельска планина, возвышающихся вокруг Софии и Самокова. В обители Свети Спас еще со второй половины XVII в. существовала каллиграфическо-литературная школа, в которой собиралась, хранилась и развивалась южно-славянская культура. В монастыре наряду с религиозным воспитанием развивалась патриотическая деятельность, целью которой было освобождение от османского политического господства. Время от времени происходили народные восстания против турецкого ига. И в 1737 году сложилась, казалось бы, благоприятная ситуация для нового восстания. В июле этого года Турции, уже воевавшей с Россией, объявила войну Австрия – Австрийский имперский округ Священной Римской империи. Совсем недавно в австро-турецкой войне 1716–1718 гг. Австрия завоевала Темешский банат, Северную Сербию с Белградом, часть Боснии и Валахии. Еще раньше в войне Турции со Священной лигой в 1682–1699 гг. Австрия завоевала Венгрию и Трансильванию. В этой кампании успех ожидался не меньший.

Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами.

Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямѻПершина Н. С. ИОАСАФ II // Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. https://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

Бейлербей эялета Босния Али-паша Хекимоглу (1689–1758) энергично готовился к наступлению вражеских войск. Предупрежденный своими соглядатаями, что австрийцы, несмотря на то, что они участвуют в мирных переговорах в Немирове, нападут внезапно и вероломно, и османская армия не успеет вовремя подойти в Боснию, Али-паша собрал 10-тысячное ополчение, большей частью из боснийских крестьян, для обороны крепостеѻUzunçarşılı, İsmail Hakkı. Osmanlı Tarihi IV. Cilt 2. Kısım: XVIII. Yüzyıl, Ankara: Türk Tarih Kurumu. 2003. ISBN 975–16–0016–2.. Себе же выбрал позицию по центру линии предполагаемого наступления, и пребывал с 15-тысячным войском в замке Травник. Он оказался прав. Австрийцы выступили 10 июля и уже 28 июля захватили без боя сербские города Ниш и Нови-Пазар, отрезав Боснию от Румелии, и одновременно осадили сразу несколько боснийских замков – Зворник, Бужим, Цетин. Старовлашский князь Афанасий Рашкович поднял своих людей в Сербской Рашке на границе Боснийского эялета и освободил от турецких гарнизонов города Нова-Варош и Приеполе. Основные имперские силы осадили крепость Банья-Лука, где и были наголову разбиты 4 августа. Австрийцев поразило мужество и героизм защитников и особенно то, что среди них они видели отчаянно воюющих простых боснийских женщиѻPrije 278 godina Bošnjaci su kod Banja Luke izvojevali veliku pobjedu https://web.archive.org/web/20150807083706/; см. также http://radiosarajevo.ba/novost/196673/prije-278-godina-bosnj...edu. И надо сказать, что в рядах турецкой армии было много православных. Одной из причин этого было то, что надежды православных сербов на веротерпимость австрийского императора не оправдались: сразу же с момента их поселения на Военной Краине на эти же земли рядом с ними селились немецкие колонисты, занимавшие административные должности, за которыми тянулись католические миссионеры, различными способами принуждавшие православных к принятию унии. Бывшему патриарху Печскому Арсению III, а с 1691 г. – митрополиту Крушедольскому приходилось подолгу находиться в Вене и хлопотать об избавлении своей паствы от произвола не только перед имперскими властями, но и перед русским посланником. Император Российский Петр I выражал императору Священной Римской империи беспокойство о положении православных в империи, но нисколько в этом не успел. Единственное, что он смог сделать для сербов – это принять в 1723 году сербский гусарский полк и расселить в районе крепости Тор (позднее г. Славянск). Императрица Анна Иоанновна во время русско-турецкой войны 1735–1739 гг. протестовала против занятия австрийскими войсками земель православных Сербии, Валахии, Бессарабии. Позднее императрица Елизавета Петровна объявила русскому посланнику в Вене: «сколько бы из сербского народа в Российскую Империю перейти не пожелало, все они как единоверные, в службу и подданство приняты будут». С 1751 г. начался исход сербов в Россию – земля им выделялась на границе с Речью Посполитой и Гетьманщиной. Так появлись колонии Ново-Сербия (теперь на территории Кировоградской области) и Славяносербия (теперь на территории Донецкой и Луганской Народных республик) в Новороссии. В Австрии же целенаправленно пытались сербов окатоличить и ассимилировать на венгерских землях.

Из Боснии австрийская армия была изгнана уже в августе 1737 г. и Али-паша Хекимоглу, отправив небольшой отряд усмирять восставших горцев, присоединился к походу на Белград. В эялете Румелия бейлербей Хафиз Ахмед-паша Кёпрюлюзаде († 1769) пытался освободить Ниш, но был отвлекаем восстаниями в Западной Болгарии: в Пироте, Берковице, Брезнике и Знеполе возле Софии, Кюстендиле, Дупнице и Криво-Паланке. Австрийцы не смогли дойти до этих городов, и восстания были подавлены. От арестованных повстанцев Ахмед-паша узнал, что ими руководят священники. К бейлербею был вызван Софийский митрополит Анастасий (1701–1743), который с помощью своего доверенного лица Кирияки раскрыл имена руководителей заговора и место их тайных встреч – Дольно-Лозненский монастырь Свети Спас, находящийся в 18 км от Софии.

Патриарх Арсений был арестован в Печи, но бежал ночью из-под стражи в Черногорскую Брду, откуда уже с отрядом в 3 тыс. горцев вернулся к Нови-Пазару, но тот был уже оставлен австрийцами. Патриарх повел отряд к Нишу, но тот был осаждаем 90-тыс. османским войском. Владыка Арсений отправился в Белград собирать ополчение, но скоро стало понятно, что наступление имперской армии провалилось, и нет уже никакой возможности его возобновитһЋоровић, Владимир. Историја српског народа. Београд: Ars Libri, 1997. https://www.rastko.rs/rastko-bl/istorija/corovic/istorija/index.html. В 1739 году был заключен сепаратный мирный договор, по которому Северная Сербия вместе с Белградом возвращалась султану.

В Софии бейлербей Румелии Хафиз Ахмед-паша правил суд и чинил расправу. Были приговорены к смерти около 350 священников, монахов и горожан Софии. Среди них называются священник Иоанн и иподиакон Афанасий из церкви св. Петки Самарджийской, из церкви св. Николая – его настоятель Георгий, священник Димитрий; из храма св. Параскевы – настоятель Григорий, священник Стойко, диакон Христо, диакон Иоанн, ритор Константин, также игумен Никольского Кладницкого монастыря на горе Витоша у западных окраин Софии, иеромонах Нафанаил из Никольского Сеславского монастыря на горе Стара Планина у северных окраин Софии, афонский монах Кирилл, игумен Горазд Илиенского монастыря в самой Софии, игумен Евфимий Свято-Троицкого Дивотинского монастыря на горе Люлин на юго-западе от Софии, монах Евфимий из Успенского Драгалевского монастыря на горе Витоша и священник Стоица из села Хрелёво. Село Хрелёво или Релёво находится в 7 км от Самокова, и в нем при храме св. Николая с 1695 года находилась церковно-приходская школа, которая была закрыта турками, а учителя и ученики были изгнаны, возможно, в описываемое времһПопов, Пане. Историята На Село Рельово. Самоков: Боро-Принт, 2001, с. 25; Бандров, Любчо. Родното ми село Рельово. София: Пропелер, 2015 с. 76. ISBN 978–954–392–326–7.. Священник Стоица усердно проповедовал и в местной церкви, и в Самокове, входил в повстанческий комитет, основанный еще в 1730 году и с этого времени направленный на организацию народного восстания. Местный краевед Георги Захов в своей книге «Палакария – земля-кормилица» пишет: «Когда австрийская армия перешла турецкую границу и захватила крепость Ниш, заговорщики Самоковской епархии стали поддерживать австрийское наступление, саботируя обеспечение турецких войск и уничтожая их обозы. В Самоковском и Софийском районах, куда отошла турецкая армия, бежавшая из Ниша, вспыхнуло восстание. Деятельность комитета была раскрыта, его члены были схвачены и жестоко замучены после ухода австрийцев. Католический миссионер о. Фиделюм, находившийся в то время в Софии, сообщил, что в Софии нет церкви, которая не принесла бы мученическую жертву. Вместе с митрополитом Симеоном были повешены священник Стоица из Релёво, его брат Петр, еще 8 жителей села, а также священник Илия из Самокова. После 21 августа, когда был повешен митрополит Симеон, было разорено и сожжено Релёво, многие старейшины села были убиты, а его жители бежали в горы, чтобы спасти свою жизньûЗахов, Георги. Палакарията – земя кърмилница. Самоков: издателска къща Приятел, 2013, с. 51–52. ISBN 978–954–8057–58–5..

Главой восстания в Болгарии следствием был определен митрополит Симеон Самоковский; 25 июля 1737 года он был арестован турками в Дупнице, митрополичий дом был разграблен и разрушен, а Преосвященный Симеон был скован цепями и брошен в темницу, где его истязали 23 дня, заставляя принять ислам. 18 августа митрополит Симеон, в цепях с железными ядрами, с вырванной бородой и волосами, в крови и ранах был доставлен в Софию для публичной казни. Три дня ему пришлось ожидать своего повешения в турецких казармах, провожая на казнь других осужденных. 21 августа он был выведен на старинное кладбище за бывшей митрополичьей церковью Святой Софии и повешен. Когда из-под него выбили опору, то дерево сломалось. Во второй раз оборвалась веревка. Казнь совершилась только после третьей попытки. Его тело провисело три дня, когда веревка снова оборвалась. Ахмед-паша запретил похороны в СофиѻЯнева, Ваня. Симеон Самоковский – святой повстанец. https://bratushka.ru/simeon-samokovskij-svyatoj-povstanec/. Тело священномученика было доставлено в Самоков и погребли в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Промыслом Божиим тело митрополита Симеона Самоковского, погребенное в паперти Бельовой церкви, в 1994 году было обретено при раскопках. Археолог Веселин Хаджиангелов обнаружил гробницу с частью мощей священномученика и частью Евангелия, его митрополичий скипетр и златотканые святительские одеждһСв. Симеон Самоковски. Општина Самоков. https://samokov.bg/за-самоков/праздник-на-самоков/историята-на-св-симеон-самоковски...tml.

В 2004–2005 годах митрополит Симеон Самоковский был причислен к лику святых, его мощи, находящиеся под спудом в Бельовой церкви, частицы его гроба и облачения, предложены для поклонения, и день его кончины – 21 августа – объявлен праздником СамоковѻБельова църква «Рождество Богородично» в Самоков: Домът на вярата, 27.02.2022 https://bnt.bg/news/belyova-carkva-rozhdestvo-bogorodichno-v-samokov-303433news.html?page=3, см. также https://www.youtube.com/watch?v=S__R93VTss8. Частица мощей послана в Дольно-Лозенский Вознесенский монастырь Свети Спас.

Тропар, гл. 4

Такъв първосвещеник ни трябваше: свят, незлобив и станал по-висок от небесата, великославния Божий архиерей Симеон Самоковски, принесъл себе си в жертва приятна, благоугодна Богу и положил душата си за своите словесни овце. Приеми и нас, почитащите светлата ти памет към богоспасаемо стадо, свещеномъчениче, та по твоите молитви Пастиреначалникът Христос да спаси душите ни.

Кондак, гл. 2

Дойдете, верни, да възхвалим великославния Божий първосвещеник Симеон Самоковски, защото той като замени архиерейската корона с трънен венец, а светителския омофор с вериги, си придоби скъпоценния бисер Христа. На Него сега и се моли за почитащите светлата му памет.

Комментарии для сайта Cackle