А.В. Бугаевский

Источник

Подробное обозрение чудес Николая, Мирского чудотворца, благослови которое, благословенный отче мой

1. Ничто сладостное так не приятно боголюбивым людям, как память праведных и рождающаяся от этого любовь к их подвигам, ведь Христос, согласно мудрецу, венчает их господства сияющими золотом словами и облекает песнопениями125. Та же цель и у слов Соломона, ясно об этом говорящего, ведь видя чистым взором чистоту Божественных мужей, воскликнул он так: «Память праведного с похвалами, и благословение Господа на их голову»126. Что же это такое: «Память праведного с похвалами»? Послушай. «Когда восхваляют праведного, – говорит он, – веселятся народы»127; веселятся, радуясь о Господе, прославившем Своих преподобных в песнях и пении, или, говоря точнее, в благозвучных кимвалах, согласно пророку Давиду128, прорицающему в образах гармоничных духовых инструментов.

2. Поэтому соберемся же разумно на память святого чудотворца Николая, встречая его с чистыми чувствами и богоугодными делами, и увидим, как Господь с младенчества освятил его и как подал его отцу Епифанию и матери Нонне плод, достойный их молитв129. Ведь, освободив от бесплодия материнскую утробу130 и выходя на эту жизненную стезю, – о чудо! – после рождения три часа прямо он стоял131, с самого начала являясь как работник Святой Троицы. Поэтому же и, беря, как младенец, материнскую грудь, исполнял он божественнейшее и необычайнейшее правило: по средам и пятницам лишь раз вкушал молока, только в вечерний час прикасаясь к сосцам132. Так, пройдя младенческий возраст и, как бывает обычно, приобщившись ко всякому образованию133, Божественный муж, сжигаемый любовью к Богу, приобщается к монашеской жизни134, показав себя добрым примером и для ближних, и для всех окружающих.

3. А немного спустя, в жажде получить от Бога еще большую благодать, достигает он Палестинских земель, где обитал Христос, наш Бог и Спаситель, и производит великое множество чудес135. Оказавшись здесь, совершал он чудеса над всеми смертными: слепым возвращал зрение136, немым даровал речь и всем прочим больным подавал исцеление137, подражая благодетелю Христу. Также и когда ко храму подошел он в поздний час, внезапно ворота святилища сами по себе открылись и ясно показалось Божественное Древо, к которому был пригвожден Христос138. Но, радея о своей собственной пастве, снова приходит он в храм своего дяди по отцу, который тот построил во имя святого Сиона, и много трудится для Бога, чтобы заслужить у Христа лучшую жемчужину139.

4. Что же после этого? Должно было, как говорят Господни уста, поставить свечу на подсвечник140, и поэтому – то берет он в свои руки Мирские бразды141, славно пася разумных овец и защищая Христово стадо, так что и в тюрьму был заключен вместе с другими праведными мужами и, как мученик, подвергся различным пыткам по приказу нечестивых и бесчеловечных [правителей]. Но вот уже радостно воссиял святой, славный и самый знаменитый среди императоров Константин, быстро прекратив великое утеснение праведных и превратив его в радость, как [правитель] благочестивейший. И снова Мирский престол принял свое светило, которое еще раньше получил, озаряющее всех знамениями и чудесами и сияющее делами и чудотворениями142.

5. Ведь трех дочерей почтенного мужа, уже затянутых пучиной блуда, вместе с их отцом он полностью избавил от этого греха и изменил к лучшему, дав им золотых и даровав приданое, словно любящий отец143. Дважды же и трех оклеветанных мужей необычайным образом избавлял он от смерти: одних – зримо, словно некий великан, вырвав их у губительного и смертоносного рока, а других – видением, подобным ангельскому, грозя императору и не стыдясь Аблабия, но порицая его за немилосердие и человеконенавистничество144.

6. И в другой раз [основатель] счастливейшего города Константин, желая притеснить своих подданных и получить золотые, т. е., как обычно, собрать подать и скопить сокровища, чтобы иметь их под рукой для подходящего случая, послушался людей, враждебно настроенных по отношению к Мирской провинции, – о горе, что за деяние! – и предписал ей заплатить десять тысяч золотых. И можно было видеть, как все в отчаянии от явления этой нежданной и беззаконной вещи, как терзаются и унывают, не зная, что и предпринять. Будучи же в полном недоумении, прибегли они к щедрому и Божественному Николаю и попросили у него утешения в своей беде.

7. А тот, поступив милосердно и не допуская здесь никакого легкомыслия, счел ни во что такой путь, отправился в столицу и, достигнув православнейшего императора, сидящего во дворце на высоком троне, как полагается, поприветствовал его и, повесив свою мантию, загородил его от солнечного луча, проходившего сквозь какое – то окошко. Император, увидев такое необычайное чудо и узнав у мужа, кто он такой, спросил его, что тот у него просит. Тот же сказал, что обижают Мирскую провинцию: «По враждебной зависти записано на нее десять тысяч золотых». И император, покоренный спокойствием мужа, сказал: «Запиши сто номисм, а все остальное вычеркни: велю быстро выдать это [письмо] согласно моей клятве святому мужу». А тот, с благодарностью приняв написанный документ и достигнув морского берега, вложил его в одну из тростинок и послал в Мирские края. И некие рыбаки, боровшиеся с морскими волнами, увидев, как гонят они одинокую тростинку, прямым путем плывущую к ним, взяли ее и с радостью предали в руки правителей города.

8. Но ненавидящий добро бес, всегда всем завидующий, по прошествии трех часов, подведя к императорским ушам клеветников, заставил его изменить свое решение, и тот оставил праведному всего тысячу номисм из десяти тысяч под предлогом больших расходов империи. И вот слуги императора, найдя святого, привели того к нему, и император спросил: «Где, владыка, написанный для тебя документ? Покажи нам его». А тот ответил: «В городе Миры теперь он сохраняется, император». Пораженный этим неожиданным ответом, император не поверил этому рассказу. Тогда святой: «Прикажи, император, записать день и час, когда я получил документ, и пусть отправится в тот город гонец – он обнаружит, что в тот же самый час прибыл в город написанный документ». Узнав же, что так и случилось, и поняв, что правдив этот рассказ, император радостно прославил Бога, непрестанно в Троице ангелами воспеваемого, и с честью отправил святого домой145.

9. Но все его чудеса кто может перечислить по отдельности? Ведь ни Тигр столько струй не льет, ни египетский Нил столько не несет, сколько дарует Николай верно его ищущим: тем, кто в штормах, – штиль, тем, кто в бедах, – утешение, тем, кто в скорбях, – радость; обуреваемым – помощник, плывущим – Кормчий, правящим – совет, бедным – богатство, архиереям – венец, монахам – проводник, всем – готовое прибежище. Исполненная этих благ, ликовала Линия, что сподобилась такого славного богатства. А Божественный, мироточивый и святой отец наш, славно угодив Христу и исполнив свой долг прекрасными делами и словами, преставился ко Господу 6 декабря, ликуя, согласно пророку, как великан, что прошел свой путь146.

10. А кто сможет исследовать сонмы удивительных чудес после его священной кончины, ибо всем известен этот муж: не только христианам, но и агарянам? Когда же стал он повсюду знаменит, как показало это наше слово, некие венецианцы решили отправиться в Мирские края и перенести его тело в свою страну, но не достигли цели, не сумев добиться желаемого, ведь все в руках Божиих. Тогда, загоревшись таким же желанием, прибыли туда и сыны Бари. Ведь в то время они плыли туда, по пути посетив области Антиохии Келесирийской для получения прибыли.

11. Наконец стремительно направились они туда, надеясь превратить свой замысел в дело, и, с оружием и панцирями достигши места и склонившись, с любовью облобызали этот трисчастливый и Божественный гроб, надеясь, что святой поможет им и посодействует в их начинании. Затем, хитро расспрашивая тамошних монахов, начали они выпытывать, где лежит тело триблаженного. И сперва, глядя друг на друга, обменивались они словами, после чего и монахи твердо уверились в том, что от Бога это дело и что такова воля самого святого, а кроме того, и стеклянный сосуд священника Лупа, полный Божественного мира, внезапно выпал из рук на мрамор и не разбился. Монахи, охваченные трепетом и исполненные слез и стенаний, показали барянам место. Взяв же железные молоты, с большой силой ударили те по мрамору. И когда он раскололся, прокопав, достигли они другой плиты, служившей крышкой этого священного и блистательного гроба, и, быстро открыв, обрели благодать Божию, наполнявшую его Божественным миром.

12. Гримальд и Луп, благочестивые корабельные священники, увидев это, приказали мореплавателям без промедления взять святые мощи преподобного и не пугаться. И когда некий Матфей и сам с кораблей, при оружии спустился в ту священную и Божественную могилу, – о чудо! – как угли засветились честные и святые мощи Божественного Николая, озаряя все то место, и разлилось от них приятнейшее и сладостное благоухание. Собрав их воедино и с почетом уложив, все вместе устремились они к кораблям. И взявшие [мощи] радовались, ободряемые неистощимым богатством, а храмовые монахи и прочие жалобно стенали, тяжело скорбя душой.

13. И вот, когда зашло солнце и подул приятнейший ветер, развернув паруса, быстро пустились они в путь, проплывая мимо Каккава и Магест. Плывя же по открытому морю, встречали они немалые препятствия, так как дули встречные ветры. И, едва достигнув Патары, откуда вел свой род великий, решили они из – за тяжелой погоды, что не сопутствует им Божественный Николай, так как и образ свой не позволил он им взять с собой из храма, и думали, что не позволит он им плыть дальше. Однако же, охваченные Божественным рвением, доплыли они до Пердиккеи, обнаружив, что море снова успокоилось и дует приятнейший ветер. Тогда воскликнули они со взаимными клятвами: «Не попытался ли кто из нас похитить чего из Божественных мощей?». Тут все отдали свое обратно и восполнили все члены, каждый принеся что взял. И это случилось по промыслу Божьему и по желанию святого, чтобы никакая частица не была отделена от этого Божественного и светоносного тела.

14. Благодаря попутному ветру достигли они затем Маркианской гавани; когда же они переплыли Трахейский залив, то один из моряков, по имени Дисегий, сказал, что видел во сне святого, который сказал ему: «Я хочу, чтобы вы не боялись никаких неприятелей, ведь я с вами, и вот вам знак: по прошествии двадцати дней все мы будем уже в городе Бари». Услышав это, все со рвением спустились до острова Церано. И вот, подкрепившись пищей и водой, достигли они острова Милоса. Между тем явилось им Божественное чудо: маленький воробышек, прилетев и сев рядом со святыми мощами, а потом на руки моряку Николаю, взлетел туда, где, как говорят, почивали святые мощи, поцеловал эти святые Божественные мощи и только тогда улетел и больше не показывался. Затем, добравшись до острова Стафнос и гавани Греака, миновали они Монемвасию, не пропустив и острова Сикея и Ассона.

15. После этого, предавшись бдению и трудам, достигли они Барской гавани, радостно принятые своими соотечественниками, и охотно рассказали им обо всем случившемся по пути. Тогда все сбежались на необычайное зрелище: священники, надев священные свои одеяния, запели, славя Бога и Его преподобного служителя, миряне как умели запели псалмы, благодаря Христа Человеколюбца. Поскольку же была между ними небольшая распря, где устроить храм преподобному отцу, то некто Илья, настоятель монастыря святого Венедикта, взяв святые мощи, положил их в храме святого Венедикта и, бдительно наблюдая, охранял, чтобы не случилось ничего непредвиденного.

16. Итак, тот, кто был в то время там архиереем, узнав о случившемся, быстро прибыл из города Каносса и, поклонившись святому, захотел взять его [свт. Николая] и положить в большой архиепископской церкви, пусть даже силой. Когда же начались от этого смятение и война, то двое из людей архиерея были убиты. А огромная толпа, с песнопениями взяв святые мощи, вынесла их из храмовых ворот и, перенеся в гавань к императорскому преторию, положила их там в храме святого мученика Евстратия, разрушенном вместе с другими тамошними Божиими храмами. И там хранились они, пока не был завершен Божественный храм преподобного отца нашего и чудотворца Николая. Перенесен же был святой из Мир Ликийских 11 апреля и достиг Бари 9 мая.

17. Но обратим свой ум к тем чудесам, что совершил тогда святой, и увидим необычайные Божии деяния. Народ изо всех четырех частей города, сбегаясь в церковь, нес с собой больных, охваченных различными недугами. Из них в ту же ночь и на следующий день исцелилось 47 мужчин, женщин и детей. Среди них были некто Адралепт, один из знатных барян, и некий армянин, у которого была повреждена левая часть тела; три эпилептика, один глухой и другой немой, два одноруких, двое прокаженных и множество других получили исцеление. И не только они, но и некто Песей, с расслабленными руками и ногами. На третий же день собралась большая толпа со всей округи, из которых до четвертого часа исцелилось семь мужчин, а до заката – еще четырнадцать. А на пятый день явился во сне святой некоему монаху Марку, веля ему пойти в город Бари и сказать народу, чтобы «не впадали они в печаль по поводу моих чудес, ведь я отправляюсь в Романию, но не оставляю и здешних людей; и свидетель этому – тот бесноватый, которого я исцелю еще до захода солнца», что и произошло.

18. Рассказав же эту малость о святом, братья и отцы, сплетем твердому хранителю города Бари венки похвал, как богоугодные памятники победы. Радуйся, горячий предстатель и заступник христиан! Радуйся, защитник попавших в беду и быстрейший помощник плавающих! Радуйся, заступник призывающих тебя и путеводитель ко благу умоляющих тебя! Радуйся, собеседник ангелов и подобный Божественным иерархам! Радуйся, обитающий вместе с праведными и равный им! Радуйся, покровитель сирот и попечитель вдов! Радуйся, прежде умастивший Миры цветом чудес и теперь украшающий Бари светлыми блистаньями чудотворений! Радуйся, обогативший италийскую землю своим звездным сиянием и прогоняющий от больных тьму светом своих чудес! Радуйся, самый горячий в вере и благородный в мысли! Итак, имея прямой доступ к Священной и Божественной Троице, блаженный, помоги нам исправиться в благих делах и удали и сохрани нас от стрел и силков врага, а всю надменность и похвальбу видимых врагов ниспровергни и проведи нас без нападок по этой жизни к тамошнему блаженству, где находится жилище всех веселящихся во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Его Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков, аминь.

* * *

125

Источник цитаты остался нам неизвестен.

129

Ср.: Vita Nicolai Sionitae 2, Vita compilata 11, Encomium Neophyti 3, Βίος έν συντόμφ 2.

130

Cp.: Encomium Methodii 4, Encomium Neophyti 3.

131

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 2, Vita compilata 13, Encomium Neophyti 4, Βίος έν συντόμφ 2.

132

Cp.: Vita per Michaelem 5, Vita per Metaphrasten 1.2, Encomium Neophyti 4

133

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 3, Vita compilata 16, Vita per Metaphrasten 2,

Encomium Neophyti 5, Βίος έν συντόμφ 2

134

Cp.: Encomium Neophyti 7, Βίος έν συντόμω 2

135

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 27, Vita per Metaphrasten 8, Encomium Neophyti 21.

136

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 33, Vita per Metaphrasten 9.

137

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 34, Vita per Metaphrasten 9, Encomium Neophyti 23.

138

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 35, Vita per Metaphrasten 10, Encomium Neophyti 23.

139

Cp.: Vita Nicolai Sionitae 7, Vita compilata 20, Vita per Metaphrasten 3, Βίος έν συντόμω 2.

140

Мф. 5,15; Мк. 4,21; Лк. 11,33; cp. Vita per Michaelem 19, Vita per Metaphrasten 10.

141

Cp.: Vita per Michadlem 21–24, Encomium Methodii 10, Vita compilata 31, Vita per Metaphrasten 11–12, Encomium Neophyti 25, Βίος έν συντόμω 2.

142

Cp.: Synaxarium (Anrich G. Op. cit., I. S. 205), Vita per Metaphrasten 13–14, Encomium Neophyti 26, Βίος έν συντόμφ 2.

143

Cp.: Vita per Michailem 10–18, Encomium Methodii 8–9, Vita compilata 22–28, Vita per Metaphrasten 5–7, Encomium Neophyti 9–11.

144

Cp.: Praxis de stratelatis 20–21, Vita per Micha61em 31, Encomium Methodii 15–24, Vita compilata 35–40, Vita per Metaphrasten 17–27, Encomium Neophyti 30–33, Βίος έν συντόμφ 4–16.

145

Cp.: Praxis de tributo.


Источник: Правило веры и образ кротости... : Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийс. и славян. агиографии, гимнографии и иконографии / [Сост. и общ. ред.: А.В. Бугаевский]. - Москва : Изд-во Правосл. Св.-Тихонов. богосл. ин-та, 2004. - 517, [1] с., [12] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle