Источник

Сведение о жизни отца Назария, игумена Валаамского

Отец Игумен Назарий был сын причетника села Аносова, Тамбовской губернии, Кондрата и жены его Мавры. Он родился в 1735 году; мирское имя его было Николай. С юных лет он отличался своим благочестием и на семнадцатом году своей жизни ушёл в Саровскую пустынь, чтобы там проводить иноческую жизнь. В 1760 году он был пострижен в монашество под именем Назария. В 1776 году посвящен был во Иеромонаха. Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. С самой юности возлюбил он Господа, Его искал и к Нему прилепился поучением и творением Его заповедей. Чтение Священного писания и писаний Отеческих составляло ежедневную пищу его души. Душа его так проникнута была мыслью о Божественных предметах, что единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских – он не знал и слов, как говорить о них. Но если он отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без слова Божия, как основания не любил он начинать разговоров, так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божьем. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех в любовь и послушание к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего учил смирению. Жизнь неизменяемо проводил он постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей.

В 1781 году отец Назарий был вытребован в Петербург и там, по воле Преосвященного Митрополита Гавриила, ревностно заботившегося о благоустройстве обителей и иноческого сословия, определён в Строителя Валаамской обители для заведения в ней общежития и порядка по правилам и примеру Саровской обители. Преосвященный Гавриил признавал отца Назария особенно способным к сему делу, что ясно показывает следующее послание Преосвященного Гавриила в Валаамскую обитель об отце Назарии:

«Божьей милостью, смиренный Гавриил Митрополит Новограда и Санкт-Петербурга».

«Премилосердый Бог, пекися о спасении всякого человека, удостоверил нас о своём человеколюбии явлением в мир сей во плоти, да всех в познании спасительной истины приведёт. При каковом уверении различные устроевает к расположению и сим каждого пути, дабы человека удалить от искушений и соделать волю его преклонной к содействию благодати своей. И яко ревностнейшим в течении пути добродетельного, тако и колеблющимся в пути искушений, уготовал места соответствующие расположению их, дабы с большею удобностью и благотишием могли возносить мысли свои к Престолу Величествия Его и соединить дух свой с Ним».

«Таков есть на озере Ладожском, прежде нарицаемом Нево, остров Валаам; удаление его от берегов приносит обитающим на нем совершенное уединение от волн житейских. Свидетельствуют сие то начавшие, то совершившие подвиг и просиявшие святостью жизни, святые Отцы: Герман, Александр Свирский, Кирилл Белоезерский, Савватий и прочие сея обители иноки. Повествовался о них в житии Преподобного Савватия Соловецкого, яко зело подвижное имут житие, днём и ночью в богоугождении подвизающееся, пищу же имут от труда рук своих. Мы, имуще толик облак свидетельствующих, видим промыслом Спасителя мира устроену быти сему острову ко пребыванию иночествующих, и пекущеся по долгу нашему о спасении их, дабы восстановить в нем селение святых, и тем при- нести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву, установляем, да всегда в нем правила хранимые в пустыни Саровской содержатся непреложно. Сего ради и призвахом из оныя Саровские пустыни честного отца Иеромонаха Назария, известни суще о его подвигах и усердии утвердити иночествующих в Спасительной жизни, ему же оныя правила для непрерывного в Валаамском монастыре хранения вверяем и утверждаем грамотой сею запечатанной печатью и подписанной нашей рукой. Мы преклоняем колена сердца нашего ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Него же всякое отечествие на небесех и на земли именуется, да даст им по богатству славы Своея утвердитися Духом Его во внутреннем человеке, вселитеся Христу верою в сердца их, да возмогут разумети преспевающему разум любовь Христову, и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца и разумения их по богатству Своему о Христе Иисусе. Аминь».

Пред поступлением отца Назария в Валаамскую обитель, там были – строитель, один монах, два белых священника, но и те все утонули. Посему около года священнодействовал только сам Назарий.

В течении двадцатилетнего управления, Отец Назарий совершенно устроил вновь монастырь. Монастырь Валаамский, при учреждении штатов в 1764 году, оставлен был заштатным, но при отце Назарие, в 1786 году, переведен в него штат третьеклассного новгородского Духова монастыря, и отец Назарий возведен было в сан Игумена, а число братии, Высочайшим Указом 1800 года, определено было в 30 человек. Главным благодетелем обители был Преосвященный Гавриил, который, по любви к о. Назарию, давал много своих денег на устроение Валаамской обители.

Не оставлен был монастырь и Царскими щедротами: по Высочайшей милости даны были угодья на постоянное содержание обители.

Замечательного внешнего устройства было внутреннее устройство обители. О. Назарий ввел в Валаамскую обитель строгий церковный служебный порядок, и устроил три рода жизни: общежительный, скитский и пустынный. Слава о сем распространилась даже за границы России, так, что из Афонских гор приходили иные в Валаам, и с удивлением смотрели на устройство сей обители, которую предпочитали даже монастырям Афонским. В числе иноков Валаамских явились многие подвижники благочестия. Здесь искали себе мирного покоя и знаменитые ученики Паисия: Клеопа, Леонид, и Феодор.

Нельзя умолчать здесь о тех иноках, кои избраны о. Назарием для распространения Христианской веры в наших Американских владениях, – каковы Ювеналий, Герман, Иоасаф. Тысячи язычников обратили они в веру Христову. Ювеналий скончался мученической смертью за проповедание веры Христовой. А Иоасаф, после многих трудов, посвящен был в Епископа новопросвещенной паствы, но бурею разбило корабль и он утонул на пути к ней.

Замечательна та любовь и преданность, какую эти проповедники слова Божия сохраняли к о. Назарию. «Преподобнейший и пречестнейший государь батюшка отец Назарий со всею о Христе братией! писал из Кадьяка в 1795 году от 19-го майя Герман: – Ваших отеческих мне убогому благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшные, непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю чрез великий океан».

А Иоасаф тогда же писал»: «Батюшка о. Назарий! единого от вас себе ищу удовольствия, что бы вы нас не исключили из числа любезного братства Вааламского, а считали своими, и незабвенно имели в святых молитвах ваших».

Миссионеры просят его содействия в пользу бедных инородцев Америки, и о назначении к ним Епископа. Старец Назарий пользовался таким уважением, что мог говорить свободно людям сильным. Преосвященный Гавриил особенно любил его.

Есть предание, что во время морского сражения с Шведами, бывшего близ Петербурга в царствование Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины ІІ-й, когда в большой страх приведены были жители Петербурга, и Преосвященный Митрополит Гавриил заключился в уединении, внезапно пришел старец Назарий и требовал, чтобы о нем доложили Преосвященному. Келейный отвечал, что Владыко никого не велел принимать к себе. «Это дело иное, отвечал Назарий, меня не нужно ему принимать, я просто пойду к нему, и хотя может быть, ему и не до меня, да мне теперь есть дело до него». Быв наконец допущен, о. Назарий решительно представлял Владыке, чтобы он утешился от скорби надеждой победы и безопасности, и даже указав ему на небо к стороне моря, показал на светлых облаках восходящие на небо души воинов, положивших живот свой за Церковь, Царицу и Отечество. Предание прибавляет, что Митрополит Гавриил немедленно, лично или письменно, обратился к Императрице с утешительным и обнадеживающим словом, и что в последствии, когда слово оправдалось событием, Она милостиво приняла вместе с Митрополитом и старца Назария.

Отец Назарий однажды был по делам монастырским в Петербурге и шел с другим старцем по Выборгской стороне. В это время Великий Князь Павел Петрович выехал за Неву реку. Увидав старцев в убогом рубище, он спросил: откуда вы и что за старцы? И узнав, что один из них был игумен Назарий, благодарил его за успешное восстановление Валаамского монастыря, ибо он уже слышал много доброго о старце Назарие, славившимся духовной опытностью И попечительностью о благе Обители.

В царствование Государя Императора Александра Павловича, однажды старца Назария в Петербурге пригласили в дом одного сановника Κ., в то время подпавшего немилости Государя Императора. Супруга сановника просит о. Назария: помолись о. Назарий, чтобы дело мужа моего получило добрый исход. «Хорошо, – отвечал Назарий, – надо помолиться Господу, чтобы наставил Государя, но надо попросить и приближенных Его». Супруга сановника, думая о начальниках своего мужа, говорит: мы уже всех просили, да что-то надежды мало. «Да вы не тех и не так просите. Дай мне несколько денег». Та вынула несколько золотых монет. «Нет эти мне не годятся; нет ли медных, или маленьких серебряных». Она велела подать тех и других. О. Назарий взял деньги и ушел из дома. Целый день ходил по улицам и местам, где полагал найти бедных и нищих и раздавал милостыню. К вечеру явился в дом К, и с уверенностью говорит: «Слава Богу, обещали все Царские приближенные за вас». Обрадованная жена идет и сообщает больному от скорби мужу, и сам Κ., призывает к себе и благодарит о. Назария за ходатайство пред вельможами. Еще Назарий не отошел от постели Κ., как приходит известие о благополучном окончании дела. К. от радости почувствовал облегчение от болезни, и спросил о. Назария: кто из приближённых Государя был к нему более благосклонен? Тут он узнал, что это были нищие – приближенные Господа, по словам Назария. Глубоко тронутый благочестием Назария, он навсегда сохранил к нему благоговейную любовь1.

Когда Преосвященный Митрополит Гавриил хотел издать «Добротолюбие» и другие отеческие писания, то трудившимся в переводе он предписал постоянно советоваться о всём, что находили нужным исправлять, с духовными старцами, проходившими самим делом высокое учение, предлагаемое в «Добротолюбии». В числе сих старцев первым был О. Назарий. «Они, говорил Преосвященный, ученым переводчикам, – хотя и не знают греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины; и потому правильнее могут понимать наставления, содержащиеся в этой книге».

Устроив Валаамскую обитель, старец Назарий желал покоя. Ему было 66 лет; и в 1801 году он получил увольнение от настоятельства. Еще во время своего управления обителью, он имел отшельническую келью, в которую часто удалялся на целые недели. Туда уклонился он, сложив свою должность. Единственным его занятием была молитва и рукоделие. Но обстоятельства понудили старца Назария оставить пустынную келью и Валаамский остров.

В 1804 году в марте месяце он уволен, по прошению его, Преосвященным Митрополитом Амвросием в Саровскую пустынь на всегдашнее пребывание.

Оставляя Валаамский монастырь, о. Назарий пожелал посетить некоторые пустынные обители; а между тем, некоторые знакомые хвалили места способные и удобные к житию монашескому, около станиц черноморских казаков. Туда и направил путь свой о. Назарий с учеником своим Илларионом; и путь его лежал чрез Воронежскую губернию. По сказанию означенного его учѳника в путешествии его было следующее примечательное обстоятельство.

Приехав в одно село в повозочке на своей лошадке в день субботний, попросились они отдохнуть и переночевать в доме священника. Священник принял странников радушно, а побеседовав с о. Назарием, стал иметь к нему душевное уважение.

Время пришло ко всенощному служению для Воскресного дня; но о. Назарий не примечает, чтоб Священник готовился к служению Всенощной, и сделав вопрос ему: «Батюшка, разве с утра у вас правится Воскресное служение Всенощной?» священник отвечает, что он весьма редко служит; и не имеет намерения служить и на утрешний день. «Хотя приход мой большой, раскола нет, но никто из крестьян не ходит в церковь в дни праздничные; собираются только на игры на погост церковный, а в церковь и не заглянут; храм всегда бывает пуст; так охладели, а с ними и я обленился, думая, когда они не ходят в церковь, не для кого и совершать служение. От того мы весьма редко и служим».

О. Назарий заметил Священнику, что важной он ошибке подвергся, и что это с ним искушение от врага спасения нашего.

«Если прихожане ваши не исполняют своих важнейших обязанностей: то вы, пастырь, должны неопустительно выполнять обязанности ваши».

«Храм Божий никогда не может быть пуст; от времени освящения храма, в нем находится блюститель Престола Господня, Ангел. А далее, если б и прихожане ваши не пришли к Богослужению, отправляемому вами: то он всегда наполнен будет Ангелами, Хранителями душ их. Ибо при всяком славословии Божием, по пламенеющей любви ко Господу своему, Ангелы Божии первые бывают и сослужители, и сославословители. И они наполнили бы Святую церковь в ваше служение».

Когда вы, усердно исполняя свою обязанность, для своего душевного спасения, молились бы и о пастве вашей, дабы человеколюбивый Господь согрел сердца их, и обратил бы к покаянию и молитве; тогда Господь повелит, молитвы ради ваших, Ангелам Хранителям, приближаясь к душам их, возбуждать к молитве, и внушать усердие к богослужению, в храме Святом вами совершаемому, где вы о них приносите умилостивительную жертву пред Господом в Божественной Евхаристии».

«И что вы скажете в ответ, в день страшного суда Божия за погибель паствы вашей, когда вы, с своей стороны, не употребляете никаких мер для их обращения и спасения?»

Тронутый до глубины сердца справедливым словом о. Назария, Священник ответил: помогите мне, старец, и наставьте, я буду стараться исполнять ваши советы.

О. Назарий говорит: «теперь же, батюшка, пойдем во храм Божий. Велите благовестить ко Всенощной, и причетникам приготовиться к отправлению Всенощного Богослужения; а мы с о. Илларионом вам помогать будем».

Заблаговестили ко Всенощной, и началось служение; действительно, в начале никого не было в храме; потом собралось человек до десяти стариков и старушек. Шестопсалмие прочел о. Назарий, а кафизмы о. Илларион. По прочтении Евангелия, оно было вынесено на середину церкви. О. Назарий пошел прикладываться с о. Илларионом, но предстоящие по непривычке не шли прикладываться. Старец подошёл к ним, и растолковал им о пользе освящения, чрез поклонение здесь Святому Евангелию; и старички и старушки пошли и приложились и благодарили. О. Назарий, поговорил с ними, и советовал, чтобы они и домашним и соседям сказали, как полезно быть в церковном Богослужении, и освящаться поклонением и целованием Св. Евангелия и прочей церковной святыни.

По 6-й песни о. Назарий прочитал Пролог; некоторые старики успели сходить и позвать домашних своих в церковь, так что человек до 30 собралось молящихся. При выходе из церкви старец поговорил с прихожанами о необходимости и пользе молиться в храме Божием.

На утро Священник совершил Божественную литургию, и о. Назарий в обычное время читал по книге поучение; народу к обедне собралось несколько более, чем ко Всенощной. Отдохнувши после обеда, старец видит, что на погост собирается вокруг церкви много народа, и Священник объяснил, что во все праздничные дни, сходится народ для своего веселья. Пойдём и мы говорит о. Назарий Священнику, возьмите Четь-Минею. Выбрав близ церкви удобное место они сели, и старец заставил Священника читать вслух житие воспоминаемого в тот день Святого. Старики обрадовались, увидя о. Назария, вчера познакомившегося с ними и подошли первые; он уговорил их сесть, и послушать жития Святых. Изредка останавливал чтение, и говорил от себя в наставление. Число слушателей умножалось, и о. Назарий радовался от всего сердца, возбуждаемому в православных желанию слушать духов- ную беседу.

На другой день следовал праздник Тихвинской Иконы Божией Матери, и Священник, по совету старца, служил и Всенощную и Литургию, как и во все последующие праздники. Прихожане видимо оказывали расположение свое к молитве, умножаясь день от дня числом при Богослужении Церковном.

О. Назарий, по убеждению Священника. прожил более двух недель; не опуская ни одного случая, беседовал и наставлял истинному Христианскому благочестию, как крестьян оного селения, так и приходивших к старцу из соседних мест пользоваться его наставлениями; и все сердечно полюбили его. Священник, сделавшись сыном его духовным, со всем усердием исполнял наставления о. Назария, и видел в о. Назарии орудие, Богом посланное, как для его спасения, так и для его паствы.

Старец, простясь со Священником и с полюбившими его прихожанами, отправился в путь по тракту к станицам черноморских казаков; обошед похваленные ему места, не нашёл в них по духу своему покойного; да и нравы обывателей не понравились ему. Не медля, отправился в обратный путь, с намерением водвориться в Саровской пустыне, где положено им и начало монашеского его жития.

На обратном пути непременно желал навестить сына своего духовного, и так случилось, что о. Назарий приехал в селение в самый благовест к обедне в Воскресный день.

Народ, собравшийся во множестве у церкви, увидел приехавшего старца, и едва не на руках из повозки принес его в церковь. Священник, обрадованный его приездом, совершал уже Проскомидию. Со слезами старец благодарил Господа о таком благодатном изменении, заметив, что церковь полна народом.

Народ с благоговением теснился около старца принять его благословение; а Священник, совершив Божественную Литургию, и обнимая старца, указал ему на радость свою и его, и говорит предстоящим, что такое многочисленное собрание, плод молитв о. Назария. Святая церковь не вмещала уже множества народа, и паперти наполнены были молящимися.

Проведя некоторое время в оном селении, о. Назарий и пастыря и паству просил продолжать и растить доброе начало, благочестивым исполнением своих обязанностей; собрался в путь, провожаемый со слезами Священником и всеми его прихожанами, сошедшимися проводить своего старца, отца и благодетеля (так стали звать его прихожане). Они проводили его за несколько верст от селения, а Священник остался в переписке с о. Назарием, до кончины его пользуясь его наставлениями.

Прибыв в Саров, по любви к безмолвию, он устроил себе в лесу, при речке Саровке, недалеко от обители пустынную келью. Когда позволяли силы, то, по сказанию ученика его, любил он в ночное время ходить по лесу и на память совершать молитвословие дванадесяти псалмов, и возвращался с восхождением солнца в келью свою. Не раз случалось ему в ночное время в дремучем лесу встречаться с медведями, но никогда они не нападали на него; он безбоязненно ходил, предаваясь всегда в волю Господа своего.

Многие отшельники и уединенно живущие приходили к нему поверять свои помыслы и свое житие, аще от Бога суд. Наставления опытного, в духовной жизни старца они принимали как глагол Божий. В Тамбовской и Нижегородской Епархиях образовалось, под его руководством и при его наставлениях, много женских общежитий, которые составились из лиц, пожелавших проводить житие целомудренное и Богоугодное. – Он назидал братию не только примером и поучительным словом, но и своими душеспасительными посланиями. В них высказывается характер его духовной жизни.

«Я не знаю, как вы, писал он к одной инокине, а я себя так чувствую, что пред всеми я должен и всем виноват: можно ли после сего на кого оскорбиться? и трех и четырех любим очень, – какая это малость, безделица! Лучше всех на свете любить. У меня любезная простота, всем отверсты сердечные врата; а хотя кто мне и не рад, да я ему рад. Я три года не знал скорби и столь навык посту, неизглаголанному удручению и плоти, что думал, в том вся добродетель. Как пришли ко мне три сестрицы: уныние, скука, печаль: тут-то познал, и не знал, как угостить их и изнемог; потом научился, говоря; гостьи мои дорогие! милости прошу, пожалуйте, я вас угощу. – Вот зажгу свечку, – помолимся, поплачем, попоём, – и возопию: Боже, милостив буди мне грешному! Создавый мя Господи, помилуй; без числа согреших, Господи прости мя! Како воззрю к Твоей благости? Кое положу начало исповедания? Владычица Богородица! Помяни раба Твоего. Гостьи мои бегом; а я говорю: матушки, погостите! Нет уж и не догонишь!»

Старец Назарий часто упражнялся в умной молитве. «Помолимся духом, помолимся и умом», – писал он к той же инокине. «Взойдите-ка в слова Апостола Павла: хощу рещи лучше пять слов умом, нежели тысячи языком (1 Kop. 14:15, 19). Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоилися говорить; что за радость! Господи Иисусе Христе помилуй мя грешного. Вообразите-ка: Господи, кого я называю? Создателя, Творца всего, Кого все небесные силы трепещут. Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты ради меня кровь свою излиял, спас меня, сошёл на землю... Ум и сердце собрать во едино, глаза закрыть, мысленные очи возвести ко Господу. О сладчайший и дражайший Господи, Иисусе Христе Сыне Божий!» Так просто о. Назарий возбуждал простые сердца к подвигу молитвенному и в любовь Божию.

Пять лет пробыл о. Назарий в Саровской пустыне, и скончался 23 февраля 1809-го года, семидесяти четырех лет от рождения.

* * *

1

Сказания написаны со слов келейника Преосвященного Гавриила Мельхиседека, бывшего после Архимандритом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря и келейного о. Назария, Иеромонаха Илариона.


Источник: С.-Петербург. Типография И. В. Леонтьева, Басков пер., д. № 4. 1912.

Комментарии для сайта Cackle