Примечания
Марфо-Мариинская обитель основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной (святая преподобномученица Елизавета Феодоровна была расстреляна в 1918 году. В 1992 году причислена к лику святых). На собственные средства она купила усадьбу в районе Большой Ордынки в Москве. После трагической гибели в 1905 году своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, с 1891 года бывшего генерал-губернатором Москвы, Елизавета Феодоровна, уже двадцать лет неуклонно шедшая по пути Православия, решила принять монашество. Это вполне соответствовало древним традициям княжеских и царствующих домов. Однако сначала Великая княгиня, с детства воспитанная в традициях деятельного благочестия, захотела основать женскую обитель. Пять лет ушло на реализацию этой идеи – строительство, подбор сестер, уточнение и утверждение устава обители. В результате на Б. Ордынке появился чрезвычайно своеобразный архитектурный ансамбль, построенный в традициях древнего псковского зодчества, окруженный комплексом больниц, учебных и благотворительных заведений.
Первый – больничный – храм123 Марфо-Мариинской обители был освящен епископом Трифоном (Туркестановым) в 1909 году во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. В престол храма были вложены частицы мощей святителя Алексия, Митрополита Московского, святой праведной Елисаветы, небесной покровительницы Великой княгини, и преподобного Иоанна Лествичника. Годом ранее – в мае 1908 года – была осуществлена закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм, построенный по проекту академика А. В. Щусева и расписанный академиком живописи М. В. Нестеровым, был освящен в апреле 1912 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), который впоследствии постриг Великую княгиню Елизавету Феодоровну в монашество. Через два года в обители был освящен еще один храм. В «Московском листке» писали: «На днях (1914 г.) в Марфо-Мариинской обители было совершено освящение нового храма-усыпальницы (во имя Сил Небесных и Всех святых). Он очень невелик и помещается внизу собора Покрова. Иконостас в древнем стиле покрыт басмой, образа в византийском стиле. В алтаре – старинные иконы в серебряных ризах, ценная утварь из серебра. Торжество возглавил настоятель храмов обители протоиерей Митрофан Сребрянский».
В Марфо-Мариинской обители во исполнение намерений Великой княгини всемерно помогать больным, страждущим и сиротам брали на попечение и детей-сирот, и убогих стариков, лечили нищих, кормили бездомных. Во все вопросы обительской жизни – от богослужения, художественных и финансовых проблем до перевязок тяжелобольных и посещения нищих – Великая княгиня входила сама, многое делала собственными руками. Ее не пугали ни грязь, ни человеческая агрессивность. Во все сложные ситуации она вносила свет, радость и покой.
В больницах обители безвозмездно трудились лучшие московские врачи и хирурги, в учебных заведениях – прекрасные преподаватели. В храмах подвизались священники, вошедшие в историю Русской Церкви как замечательные духовники.
Деятельность владыки Елевферия по окормлению бывших униатских приходов была весьма плодотворной. 28 апреля 1950 года в г. Пряшеве состоялся Собор представителей греко-католического духовенства и мирян, на котором было решено воссоединиться с Православной Церковью. За пять лет неустанной работы Экзарха митрополита Елевферия Экзархат расширился до четырех епархий, увеличилось число верующих и духовенства.
Возросший и окрепший Экзархат в Чехословакии имел теперь все данные для вполне самостоятельного существования. Поэтому осенью 1951 года в Праге состоялся Церковный Собор, на котором было решено обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с ходатайством о даровании православным приходам в Чехословакии автокефалии. На специальном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви этот вопрос был решен положительно. В декабре 1951 года в пражском кафедральном соборе во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось заседание Экзаршего Собрания для принятия исторических решений. На торжества прибыли митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), делегаты всех четырех православных епархий в Чехословакии, представители Богословского православного факультета в Пряшеве, представители Поместных Православных Церквей – Антиохийской, Грузинской, Болгарской, Румынской, Польской, а также сотрудники Государственного управления по церковным делам и прочие почетные гости.
При митрополите Елевферии жизнь Православной Церкви в Чехословакии постепенно налаживалась и улучшалась. Ремонтировались храмы, строились новые. Под его руководством и при его непосредственном участии был разработан «Устав Православной Церкви в Чехословакии», принятый на Соборе 1951 года. Устав закреплял нормы жизни и деятельности Поместной Церкви в условиях того времени и в полном соответствии с каноническими установлениями Церкви Вселенской.
По инициативе митрополита Елевферия был издан круг православных богослужебных книг на церковнославянском языке под названием «Великий сборник». Стал выходить журнал «Голос Православия».
Осенью 1950 года был открыт Богословский православный факультет в Пряшеве. Организация духовного образования в Православной Церкви Чехословакии явилась делом совершенно новым и, естественно, встретила вначале много затруднений. Преподавательских кадров не хватало, приходилось уделять высшей школе огромное внимание. В силу этого митрополит Елевферий весьма часто посещал факультет и давал наставления будущим пастырям относительно их предстоящей деятельности. Практическая деятельность на приходе, взаимоотношения с гражданскими и с церковными властями, общение с верующими и удовлетворение их религиозных потребностей – эти вопросы не раз освещались владыкой Елевферием перед студентами в лекциях.
Некогда все храмы Москвы были разделены на староства, или благочиния, именовавшиеся образно «сороками», хотя число церквей в них составляло менее сорока. Деление столицы на сороки было впервые учреждено Стоглавым Собором в 1551 году. Тогда было семь сороков – Кремлевский, Китай-городский, Замоскворецкий, Пречистенский, Сретенский, Никитский и Ивановский.
Из известных храмов во имя Марии Магдалины, как можно понять из справочника «Сорок сороков», территориально к названному больше всего подходит церковь при Императорском театральном училище, а не в доме на Софийке (ныне угол Пушечной улицы, дом 2 и Неглинной улицы, дом 6). Если учесть, что освящал ее епископ Трифон, близкий к театральным кругам, можно предположить, что речь идет об антиминсе именно этого храма, ныне не сохранившегося.
Обновленчество – раскольническое движение в Русской Православной Церкви – возникло осенью 1905 года как «Союз ревнителей церковного обновления», но до революции 1917 года широкого распространения движение не получило, оставаясь нецерковной общественной организацией. Заявило оно о себе вновь в 1918 году как «новая церковь», призванная сменить Русскую Православную Церковь. Предложенная обновленцами программа реформации включала в себя ликвидацию монашества и монастырей, создание нового епископата, отмену архиерейской хиротонии (тем самым и разрыв апостольского преемства в священстве), перевод богослужебных книг на русский язык, введение нового календарного стиля и тому подобное. Обновленцы сразу же встали на сторону советской власти и на своем незаконном соборе в 1923 году «низложили» Патриарха Тихона, заклеймившего их как «безблагодатное сборище». В свою очередь советская власть поддерживала обновленчество, пока это было ей выгодно, и использовала его в своих целях. В обновленчество уклонилось до одной трети духовенства, но народ за обновленцами не пошел. Однако это раскольническое движение принесло Православной Церкви чрезвычайно много бед, и лишь в 1945 году обновленчество было ликвидировано правительственным указом.
Протоиерей Всеволод Шпиллер родился в 1902 году в Киеве в семье архитектора Дмитрия Алексеевича и известной певицы Марии Николаевны Поляковой. После замужества Мария Николаевна оставила сцену, занималась домашним музицированием и учила пению своих детей. Домашнее музицирование дало свои плоды: сестра отца Всеволода – Наталия Дмитриевна Шпиллер – стала народной артисткой РСФСР, солисткой Большого театра (1935–1958), лауреатом Государственных премий СССР. В 1919 году Всеволод вместе с кадетским корпусом, где он учился, попал на фронт, с Белой армией с боями дошел до Крыма, а дальше – эвакуация в Константинополь. Он оказался в стане белого воинства в Галлиполи, откуда в 1922 году перебрался в Болгарию, где и познакомился с архиепископом зарубежного Синода, управляющим русскими приходами в Болгарии, замечательным духоносным старцем Серафимом (Соболевым). Духовное общение с владыкой было настолько благотворным, что Всеволод Дмитриевич все больше склонялся к монашескому пути, просил благословения на постриг. Однако владыка Серафим сказал, что нет на то воли Божией, но разрешил отправиться послушником в Рыльский монастырь: в ту пору там подвизались известные своими духовными дарованиями подвижники. Вышло так, что среди паломников обители Всеволод встретил свою будущую жену Людмилу Сергеевну. В 1934 году состоялась их свадьба. Через несколько месяцев владыка Серафим рукоположил Всеволода Шпиллера во диакона, а на следующий день – во пресвитера. Отца Всеволода направили служить в Пловдивскую епархию, в город Пазарджик.
Война с Россией была для семьи отца Всеволода тяжелым испытанием, так как в период Второй мировой войны Болгария была союзницей Германии. В 1946 году стал возможен визит Патриарха Алексия I в Болгарию. Тогда и произошло знакомство отца Всеволода со Святейшим. Патриарх как-то сразу полюбил русского священника, расположился к нему и предложил ему вернуться на Родину. Владыка Серафим благословил своего духовного сына на возвращение в Россию и даже торопил его, хотя у отца Всеволода были большие сомнения в целесообразности этого возвращения.
* * *
Церковь вновь освящена в ноябре 1993 г.