Старец протоиерей Тихон (Пелих). Жизнеописание. Проповеди. Дневники
Содержание
Часть I. Жизнеописание Годы детства В Москве Духовный наставник При святыне В Сергиевом Посаде Матушка Татьяна Явление преподобного Серафима Лавра оживает Рукоположение В Ильинском храме Иерей милостью Божией Печальная осень Отрада души – Отрадное Подвиг старчества Кончина отца Тихона По молитвам батюшки Спасительное общение Очищение через болезнь О грехе детоубийства Прозорливый старец Взыграся радощами «Будто кто любовью обнимает» Часть II. Проповеди Слово на Новолетие В Неделю пред Рождеством Христовым На Рождество Христово На Сретение Господне У дверей Великого поста На Прощеное воскресенье «Покаяния отверзи ми двери» В чем сущность покаянного подвига? О Страшном Суде В Неделю 2-ю Великого поста В Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста Вербное воскресенье В Великую Пятницу Христос воскресе! На Вознесение Господне В День Святой Троицы В праздник Пятидесятницы В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Два столпа Церкви На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа На Успение Пресвятой Богородицы В Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о должнике На Рождество Пресвятой Богородицы На Воздвижение Креста В праздник Иверской иконы Божией Матери В праздник Казанской иконы Божией Матери Об Ангелах «Сердце чисто созижди во мне...» Сокровища на кладбищах О назначении женщины О молитве Как нам молиться Должно родиться свыше Часть III. Дневники 1927 год 1928 год 1929 год Примечания
Предисловие
Протоиерей Тихон Тихонович Пелих прожил долгую и на редкость плодотворную жизнь. Скорби, посетившие в XX веке многострадальную Россию, не миновали и батюшку Тихона, но как бы лишь коснулись его: он ни разу не был арестован, не был и в ссылках. В страшные богоборческие годы отец Тихон, будучи еще молодым человеком, не кривил душой, открыто исповедовал Христову веру, – и остался цел.
Господь послал ему замечательных духовников, необыкновенную спутницу жизни, хороших детей, преданных духовных чад. Он всегда тяготел к знаниям, к мировоззренческому энциклопедизму, но Господь уготовил ему путь приходского священника. Дневники отца Тихона, которые он вел на протяжении долгих лет, приоткрывают завесу его внутренней жизни – углубленного, сосредоточенного постижения тайн Домостроительства Божия.
Господь возложил на отца Тихона трудный подвиг старчества. Несколько последних лет жизни он провел при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове Московской области, где и погребен. Приезжавшие к нему удивлялись той любви и радости, с которыми встречал их батюшка. Кроткий, смиренный, молчаливый, снисходительный, он своей лаской и добротой согревал, казалось, даже оледеневшие сердца. Множество людей исповедовались у отца Тихона, искали у него совета и утешения, и он никому не отказывал в слове назидания. Те, кто его знал, помнят согбенного старца, сидящего возле аналоя с низко склоненной головой и выслушивающего исповедь. Время от времени отец Тихон уходил в алтарь, горячо молился у престола и только затем говорил вопрошавшему, как поступить в затруднительных житейских обстоятельствах. Молитва старца была действенной, а молился он непрестанно. Отец Тихон никогда никого не осуждал, скорби и обиды принимал со смирением, приговаривая: «Слава Богу за все...». Для многих, по сей день чтущих память старца, он был и остается «батюшкой Тихоном», родным, близким, все видевшим наперед, готовым разделить с каждым бремена невзгод, тревог, душевной бесприютности.
В основу жизнеописания протоиерея Тихона Пелиха положены дневниковые записи самого батюшки, воспоминания близких ему людей, его духовных чад. Они содержат о многом говорящие детали и подробности, передают атмосферу времени, в котором жил отец Тихон. Но начать эту книгу о батюшке будет уместно словами настоятеля Богоявленского патриаршего собора протопресвитера Матфея Стаднюка. Они не лишены официальной строгости и в то же время полны любви и благоговейного почитания старца.
«Отец Тихон Пелих принадлежит к числу тех пастырей Церкви Христовой, которые отличались особым даром душепопечительства. О нем можно и должно написать и сказать многое, потому что такие пастыри, к сожалению, встречаются довольно редко.
Я хорошо помню те годы, когда Господь судил мне обучаться в Московской Духовной Семинарии, а затем и в Академии, и мне приходилось часто видеться с отцом Тихоном. Служение его было совершенно особым. Во-первых, он обладал величайшим даром смирения, кротости, даром служения людям. Может быть, это сильно сказано, но я думаю, что в своем служении отец Тихон чем-то напоминал преподобного Серафима. Я никогда не видел печали на его лице, оно всегда светилось добротой. Стоило побеседовать с ним всего лишь несколько минут, как человек совершенно преображался. Своей любовью, лаской батюшка зажигал сердца тех, кто к нему приходил. Будучи великим молитвенником, он был необычайно строг к себе, неукоснительно соблюдал все правила, которые положены каждому священнослужителю. Но в то же время отец Тихон был снисходителен к другим людям, и по прошествии длительного времени мы будем с любовью вспоминать его подвиги и ту доброту, с которой он подходил к каждому человеку.
Известно, что отец Тихон жил в то время, когда Церковь была гонимой и не так все было просто. Но, сознавая его авторитет, зная о том, как воспринимают его духовенство, архиереи, сам Святейший Патриарх, мирское начальство к нему тоже относилось по-особому. В Троице-Сергиеву Лавру тогда возвратились из Москвы Духовные школы, и значение храма Ильи Пророка, настоятелем которого был отец Тихон, было велико. К батюшке приходили воспитанники Семинарии, студенты Академии, чтобы получить совет и наставление. Он в какой-то степени был, я бы сказал, сердцеведец. И не случайно отец Тихон был определен Святейшим Патриархом Алексием I духовником учащихся Московских Духовных школ. Это была особая честь. Святейший доверил его пастырскому душепопечительству молодых юношей, которые в трудные годы приходили учиться богословию. Не кому-то из монастырских старцев, которых в то время было несколько человек, а именно отцу Тихону Патриарх поручил это многотрудное дело – духовничество, зная святость его жизни, зная, каким духовным опытом он обладал. Отец Тихон был духовником не только студентов, но и преподавателей, которые нуждались в наставлении, имею в виду и священнослужителей, и профессоров-мирян.
Служение отца Тихона особое и, как мне кажется, заслуживает вдумчивого исследования, которое могли бы осуществить студенты Московской Духовной Академии.
Батюшка с благоговением относился к Святейшему Патриарху, видя в его сане Предстоятеля и Главу нашей Святой Церкви. В свою очередь Первосвятитель с большим почитанием и любовью относился к отцу Тихону, ибо знал его подвиги, знал, какое великое дело служения народу он совершает. При отрицательном отношении правительства к Церкви отец Тихон никогда не осуждал властей предержащих, он всегда и всех призывал к миру и молитве за власть, чтобы Господь вразумил начальствующих, изменил их мышление и восприятие Церкви Христовой. Он понимал, что негативное отношение еще более ожесточит врагов Церкви. Конечно, слово «дипломат» к батюшке вряд ли подойдет, но он очень чутко реагировал на те события, которые происходили. И всегда находил такие слова для каждого собеседника, что лучше и не скажешь.
К отцу Тихону приходили не только простые люди, но и интеллигенция. Как известно, в те времена занимать высокий государственный пост и быть верующим было невозможно, но невзирая на это к старцу некоторые приходили тайно, как Никодим ко Христу, чтобы исповедаться и получить наставление.
Очень жаль, что те советы, которые давал каждый раз отец Тихон студентам, священникам, простецам и людям образованным, не дошли до нас в письменном виде. Хотелось бы, чтобы о таком духовном учителе побольше узнали сегодняшние студенты. Чтобы сейчас, когда у молодежи несколько иной дух, чем был когда-то, на уроках пастырского богословия были бы приведены примеры из жизни и духовного опыта таких священнослужителей, таких старцев, как отец Тихон.
Батюшка жил очень скромно, как и многие священники в те времена. Не было у него никаких особых требований. Всего себя отдавал на служение и никогда не искал каких-то материальных выгод или привилегий. Он считал себя рядовым священником, хотя имел должность настоятеля. И поэтому хорошо бы в теперешних Духовных школах приводить в пример подвижников, подобных отцу Тихону. Он и богослужение совершал в храме скромно, и в этой его скромности была особая духоносность. Делал все не напоказ, не для того чтобы кто-то его прославлял, но в том была потребность его души. Служил отец Тихон до последних дней своей жизни и, превозмогая старческую немощь, всегда был при храме.
Будучи человеком семейным, отец Тихон с особой заботливостью и вниманием относился к семьям священников. Эту его теплоту довелось прочувствовать и нам с моей матушкой. Наше общение оставило свой след в моей личной жизни, встречи с таким духоносным батюшкой как-то нас духовно перерождали, и мы никогда не забудем его любви, того приветливого лица, которое мы видели у отца Тихона. Не было ни одного случая, хотя мы общались несколько лет, чтобы мы не видели, как сияло его лицо, а ведь и у него, естественно, были свои трудности и проблемы на приходе, давала себя знать и человеческая усталость, но никогда это не ощущалось. Он всегда был одинаково приветлив, радостен, любвеобилен. Его светлого лица мы никогда не забудем. Вечная ему память».
Екатерина Кречеткова (Пелих).