свящ. Александр Соколов

Источник

Прославление Христова мученика Св. Бл. Кн. Михаила

Чудесные видения над телом Св. Михаила

В ночь, по убиении Св. Михаила, Георгий, отрядил двух отроков своих стеречь честное тело мученика. Но страх и великий ужас обнял сердца приставленных стражей, так что они убежали в стан свой, и только рано поутру возвратились, чтобы посмотреть оставленное на доске тело. Но как велико было их изумление, когда они увидели, что телега стоит пустая с привязанной к ней доской; тело же мученика лежало на особом месте, раной к земле. Из язвы его истекало много крови; правая рука страдальца была под лицом его, а левая у язвы; одежда его была цела, как и прежде и ничем не повреждена. Изумились такому чуду все видевшие его, и поняли, что Господь прославляет верного раба своего Михаила. Дивились и тому, что, несмотря на великое множество диких зверей в том месте, целую ночь лежало тело его на земле, и ни один зверь не коснулся праведника, и вспомнили слова Пророка-Царя: «хранит Господь вся кости праведных и ни едина от них сокрушится59». В ту же ночь многие из верных и из неверных видели еще славнее и изумительнее чудо: два светлых облака, в продолжение целой ночи, осеняли тело Святого, – то расступались они, то опять соединялись вместе, и сияли светом солнечным. Собравшиеся поутру рассказывали виденное, и все, как верные, так и татары, невольно убеждались и замечали во всеуслышание, что князь этот свят, и что он убиен неповинно; и явление света верные объясняли явлением Ангелов, которых Господь послал стражами св. тела, отогнавши приставников Георгиевых. Древнему списателю повести о страданиях Св. Михаила рассказывали об этих чудесах очевидцы и рассказывали со слезами и многими клятвами, что все это действительно так было, все это – сущая правда60.

Смутился и Георгий, при вести о чудесах над телом убиенного им мученика. Эта кровь, напояющая землю, не напоминала ли ему кровь Авелеву, вопиющую от земли к Богу? и во всех этих происшествиях не мог он не слышать голоса Самого Бога: «где брат твой?» – Чтобы удалить возмущающие душу его видения, и успокоить пробудившуюся мятущуюся совесть, Георгий приказал своим боярам, чтобы они отвезли тело Михаила в г. Маджары (на р. Куме Кавказской губернии), желая избавиться от своего сильного, хотя и безмолвного обличителя. В этом торговом городе было много купцов, лично знавших В. Князя; они хотели оказать почести, приличные Св. Князю и мученику, торжественно встретить и проводить со свечами честные мощи, покрыть многоценными покровами и поставить в церкви. Но безжалостные бояре никого не подпустили к гробу, и не позволили им видеть тело В. Князя61, но с великой небрежностью поставили это бесценное сокровище в одном темном хлеве, и приставили стражу, чтобы никто не мог подступить к св. телу для воздания почести. Но и здесь прославил Господь своего Угодника. Несколько суток мощи святого пробыли в хлеве, и каждую ночь, многие из разноплеменных людей видели столп огненный, простирающийся от земли к небу; другие же видели как бы небесную дугу, перегибающуюся и преклоняющуюся над местом, где лежало благородное тело Святого.

Георгий, смущенный совестью, при известии о сих происшествиях, не мог не опасаться, что слава о чудесах Христова подвижника донесется до хана, и убедит его в невинном убиении Михаила; а потому, как бы показывая сожаление о убиенном, приказал препроводить останки его в русскую землю, обещаясь и сам скоро воротиться туда. Из Маджар повезли тело святого в город Бездеж62. Когда подъезжали к городу, то вышедшие из города навстречу граждане увидели около мощей св. Князя многое множество народа со светильниками, как бы с особенным торжеством провождающих сани, на которых положено было честное тело мученика Христова. Посему изумленные граждане, просили поставить св. мощи в христианской церкви. Воины, провождавшие св. Князя не согласились на прошение граждан, и, поставив на дворе сани с бесценными останками Святого, приставили стражу. Один из воинов, не вразумившись знамениями Божественной силы, прославляющей святых, осмелился ночью возлечь на сани поверх гроба Св. Князя; но некой невидимой силой он был отброшен далеко от св. мощей. С трудом и великой болезнью едва мог встать он, еле живой пришел к бывшему здесь священнику, и исповедал грех свой, рассказал о постигшем его наказании, и после того молитвой Святого получил прощение и исцеление. Списатель жития Благоверного Князя говорит, что он написал об этом со слов самого того священника, очевидца и свидетеля чуда.

Из Бездежа повезли тело Св. Михаила городами русскими; но не скоро увидела Тверь драгоценные для нее останки своего Князя; они привезены были в Москву, и здесь положены были на время в монастырской церкви Преображения Господня, именуемой Спас на Бору63.

В. Княгиня Анна и дети Михаиловы предчувствовали беду, но не знали о ней; потому что некому было принести вести о случившемся (около 2500 верст было до места убиения В. Князя). Не было вестников и из Москвы. Так печальное семейство, около года, находилось между страхом и надеждой. Через год Георгий воротился во Владимир, получив утверждение хана на великокняжение, и привез с собой юного князя Константина Михаиловича и бояр Тверских. Весть об этом донеслась до Твери. Встревожилась В. Княгиня и осиротевшее семейство Михаила, Епископ Варсонофий и верные Тверитяне; сердца их полны были скорбных предчувствий случившегося. Тотчас же послали гонцов в Москву, чтобы узнать достоверно о судьбе любимого князя. Гонцы возвратились с плачевной вестью об его убиении. Как стрелами пронзили сердце В. Княгини вестники скорби. Плачь и рыдание заступили место тяжкого томления безвестности и горестных предчувствий. Безутешная скорбь и рыдания скоро распространились от дворца великокняжеского по осиротевшему городу; все оплакивалп несчастную кончину своего любимейшего отца и защитника. Напрасно Святитель Варсонофий, сам едва удерживая слезы, поспешил во дворец, чтобы утешить В. Княгиню и осиротевшее семейство. Скорбь была безмерна и тяжела, – единственным облегчением ее было – плакать с плачущими, и слезы доброго пастыря присоединились к слезам рыдающего семейства.

Вскоре в общем совете великокняжеского семейства, вместе со Святителем, положено было послать посольство к В. Князю Юрию Московскому, и молить его возвратить драгоценные останки убиенного В. Князя, на любимую им отчину – Тверь. Димитрий (грозные очи), как старший, и, по завещанию отца, вступивший в управление княжеством Тверским, послал от своего имени брата своего Александра, в сопровождении бояр, с грамотой к Георгию. Александр и бояре предстали Георгию с видом, исполненным скорби, и в черной одежде, и молили его смиренно, чтобы позволил он взять им драгоценные останки св. Мученика. Долго на это не соглашался Князь Московский, но наконец принужден был уступить смиренной и слезной мольбе послов. Он потребовал только, чтобы взамен возвращено было ему тело жены его Кончаки.

Перенесение св. мощей в г. Тверь

Тогда Князья Тверские послали в Москву игуменов и пресвитеров, чтобы с подобающими почестями перевезти тело блаженного Князя в родную ему Тверь.

И привезли тело Святого с великими почестями. В. Княгиня Анна и сыновья его на судах по Волге встретили погребальное шествие, а Епископ Варсонофий с духовенством и бесчисленным множеством народа дожидались на берегу у церкви Архангела Михаила. Вопль народа до того усилился, что не слышно было поющих. Народ взывал к своему Князю, как бы живому, или воплями своими хотел воскресить его. Все теснились к раке Благоверного Князя, каждый хотел видеть эту драгоценную сокровищницу, и облобызать священные останки или прикоснуться к принесенной святыне. Знаменитые бояре и сановники с трудом могли подвигаться среди молящегося народа, но никак не могли внести в церковь раки Святого, и принуждены были поставить у врат церковных пред монастырем Архистратига Михаила, на берегу Волги64, для чествования и поклонения народа, доколе не утолился народный плач. После этого уже, хотя и с трудом, за множеством народа, внесли в церковь честную раку Угодника Божия. Когда открыли гроб, великой радостью и умилением преисполнились сердца безутешной супруги, семейства великокняжеского и всех присутствующих; они увидели, что тело мученика сохранилось цело и нетленно. Из столь далекой земли везено было тело Святого сперва иа телеге, а потом в санях; столь долгое время (около полугода), в летнее время, лежало в Москве, – и тление не коснулось его! Все прославили Бога, прославляющего святых своих; и уже более торжественным, чем скорбным и плачевным было погребение славного Христова мученика. Из церкви св. Архистратига св. мощи, с великолепным торжеством, перенесены были в Кафедральный собор – Преображения Господня, созданный самим В. Князем Михаилом; и здесь оставлены на несколько дней без погребения, чтобы народ мог утешиться, воздав поклонение Святому и прикоснувшись ко гробу с честными останками Страстотерпца. Между тем изготовлен был гроб каменный для переложения св. мощей. Тогда Епископ Варсонофий с духовенством благоговейно переложил св. мощи в новоустроенный гроб, и после надгробных песнопений, похоронили, с правой стороны Собора, подле Епископа Симеона, в 6 день Сентября, на память чуда Архистратига Михаила.

Благоговение Тверитян к Св. Благоверному Князю Михаилу

Сокрыты были под спудом мощи св. Благоверного Князя Михаила, но тем не менее народ чтил благоговейно память его и место его погребения. Помнили верные Тверитяне и благодеяния В. Князя, передавалась из рода в род память о той любви его, крепкой как смерть, по которой он положил жизнь свою за людей своих; не забывалось и чудесное возвращение его мощей в родную землю, и народ с особенным усердием стекался в соборный храм, где положены были честные мощи св. мученика, воздавали ему благоговейное поклонение и молили его, как защитника и предстателя во всякой беде и нужде. И молитва веры доставляла утешение в скорби и облегчение бедсгвий. Многие получали исцеления от различных болезней, по молитвам Святого. Когда же, по Божию попущению, были нападения Литовские на русскую землю, неоднократно, в таинственных видениях, являлся св. Князь-защитник отечества, исходящий на белом коне из города, с обнаженным мечом в руках, устрашая и прогоняя врагов. Об этом рассказывали сами враги Тверскому Архиепископу Феоктисту. Когда изменой и предательством наших начальнков, варвары (1608 г.) овладели городом Тверью, и пришли в архиерейский дом, то, увидевши здесь на стене икону св. Князя Михаила, все признали его и сказали: «велик этот человек у Бога».

Так память о Св. Михаиле передавалась из рода в род, и благоговейно чтилась Тверитянами, доколе Господу Богу угодно было торжественно прославить Своего угодника.

Открытие мощей

Прошло более 300 лет от убиения св. В. Князя Михаила. Благочестивый царь Михаил Феодорович рассылал богатые милостыни во многие церкви, на поминовение своего родителя Филарета Никитича, Патриарха Всероссийского, умершего в 1633 году. Таким щедролюбивым расположением царя воспользовался бывший в то время Архиепископ Тверской Евфимий II. Он представил царю о нужде перестроить Тверской Кафедральный собор, построенный В. Князем Михаилом, и уже обветшавший. Боголюбивый царь Михаил Феодорович, прислал, на этот предмет, значительную сумму денег. При помощп этой суммы, святитель Евфимий построил новый великолепный собор тоже во имя Преображения Господня, и освятил его в 1635 г. Когда же Святитель хотел приступить к освящению придельното храма в новосозданном соборе, Бог вложил в сердце его благое желание найти гроб святочтимого в Твери В. Князя Михаила. «Не прилично, рассуждал Святитель, светильнику быть под спудом; он должен быть поставлен на свещнике, и светить в храмине православной церкви». Благочестивая мысль до того утвердилась в нем, что не давала покоя Божию Архиерею; но недоумевал он, как привести ее в исполнение; потому что не знал места, где положены честныя мощи. К тому же носился слух, что они сгорели во время большого пожара. Наконец нашелся один старец Священник собора именем Феодор, который когда-то давно служил при гробе Святого. Маститый старец рассказал Святителю, что он, с самых юных лет помнил и своими очами видел, что святые мощи стояли наверху зсмли, что были от них многие чудеса и исцеления; не помнит только и не знает, когда были они обретены; что, когда был в Твери большой пожар65, и пламя обхватило соборный храм, тогда честныя мощи, частью из опасения, чтобы не были завалены стенами, могущими распасться от сильного огня, частью из боязни, чтобы они не сгорели, вложены были в деревянную гробницу, (которую, для большей безопасности поставили в большой каменный гроб), и сокрыты в земле у церковной стены.

С великой радостью слушал Святитель рассказ старца Иерея, и призвал искусного мастера Иоанна, чтобы разобрать церковный пол на том месте, которое указывал сей старец. Иоанн, взяв благословение у Святителя, начал разбирать пол, потом расчищать землю; прокопавши землю на глубину одного локтя, увидел каменный гроб. В это врсмя Святитель со священниками стояли и молились, чтобы Господь явил к ним милость свою. Когда же показался гроб, все чрезвычайно обрадовались, и, облачившись в священные одежды, Святитель со священниками совершили соборне молебное пение Спасителю и Пречистой Его Матери и святому Михаилу. Святитель окропил св. водой всю церковь и гробницу Святого и всех предстоящих и собрание разошлось, благодаря Бога, не презревшего молитвы рабов своих.

Обрадованный Божиим благопоспешением благому своему делу, Святитель возымел новое святое желание устроить раку для св. мощей, сочинить службу святому Благоверному Князю Михаилу и новоустроенный придел освятить во имя новоявленного чудотворца св. В. Кн. Михаила. Но чтобы исполнение столь великого и святого дела не казалось делом только личного его желания и произволения, Святитель Евфимий просил соизволения и разрешения от благочестивого Государя Михаила Феодоровича.

Великой радостью возрадовался Государь, и возблагодарил Бога, являющего и милость и славу свою в его царствование, и заступлением святых утверждающего державу его. Тотчас же отправлена к Евфимию грамота, в которой Государь изъявлял полное свое согласие и разрешение на святое и богоугодное дело. Святитель, получив грамоту, повелел одному искусному строителю Назарию, чтобы он, со всяким опасением, очистил место, где был погребен святой Князь, и приложил старание поднять из земли тяжелый каменный гроб.

Назарий, приготовивши все нужное для дела, приступил к работе. Увидевши же небольшую скважину между гробом и верхней доской, он, подстрекаемый любопытством, бесстрашно простер руку сквозь эту скважину, и был наказан за свою дерзость; в ту же минуту он почувствовал такую страшную боль в руке, как будто бы кто устрелил ее стрелой. С величайшим трудом он мог вылезти, и побежал в святительский дом, оглашая воздух воплями и стенаниями. Пять дней томился Назарий в тяжкой болезни, не могши проговорить слова, и только в шестой день рассказал Святителю о бывшем с ним несчастии, прося его молитв об отпущении грехов его. Сжалился над ним Святитель, и сам отправился в церковь молиться св. Михаилу о прощении и милости несчастному Назарию. Вο время чтения Евангелия, Назарий уже мог знаменаться крестным знамением, а по окончании молебного пения, когда Святитель окропил Назария водой и осенил животворящим Крестом, он стал совершенно здоров; и славил Бога со всеми предстоящими, с благоговением припадая к земле, лежавшей на гробе Святого.

На другой день 24 Ноября Архиепископ Евфимий со всеми священнослужителями совершил молебное пение; а Назарию снова повелел приступить к поднятию гроба. С великим страхом и благоговением уже Назарий прикасался св. гробу, и когда, с Божией помощью, поднял его из земли, то поставили на нарочито устроенном и благоукрашенном месте. По совершении молебствия, Святитель повелел приподнять верхнюю доску с гроба, а сам держал покров, чтобы тотчас же покрыть им святые мощи. Когда наклонился он ко гробу, и коснулся св. мощей, необыкновенное благоухание разлилось по всему храму. С притрепетной радостью покрыл он приготовленным покровом св. мощи, и с благоговением облобызав их, опять повелел покрыть гроб доской, до устроения нового гроба.

На другой день многие из городских жителей, приходя к соборной церкви, рассказывали, что они видели необыкновенный свет над церковью; над гробом Святого повторились те самые явления, какие видели по убиении его. После сего Святитель поспешил освятить придел, в котором почивали св. мощи, во имя св. В. Кн. Михаила, и установил совершать молебствия св. Князю, составил божественную службу в честь его. С этого времени, народ с большим усердием притекал к св. Князю, и с сердечной верой молился ему о помощи и заступлении. И многие, одержимые различными болезнями, получали исцеление, многие бедствующие находили успокоение и отраду у св. гроба, молитвами Угодника Божия.

Переложение св. мощей в новый гроб

В 1665 году, в патриаршество Никона, при Тверском Архиепископе Лаврентии, в городе Твери свирепствовала ужасная моровая язва. Люди умирали впезапно; падали точно листья с дерев в глубокую осень; в живых осталось такое малое число, что некому было погребать умерших. Тогда благочестивый Святитель обратился к испрошению помощи и заступления Тверских Угодников. Чтобы утешить и успокоить оставшихся в живых, он перевез из Москвы, по благословению Патриарха Никона, гроб святителя Филиппа, замученного в Твери и переложил в него мощи Святителя Арсения, установив, в тоже время, торжественный крестный ход из Кафедрального собора в Желтиков Монастырь, в первое воскресенье после праздника Верховных Апостолов Петра и Павла. Такую же

<…>

мощи несены были Священниками, а народ, со всех сторон окружающий раку своего заступника и молитвенника Св. Князя, благоговейно взывал: Господи помилуй! По окончании крестного хода, в Соборе совершена Божественная Литургия, и св. мощи поставлены были на прежнем месте, в приделе св. Михаила на левой стороне Собора близ стены. Смертоносное поветрие, с тех пор, всюду начало прекращаться и совершенно прекратилось молитвами Святого Страстотерпца. Дабы увековечить память и страшного посещения Божия и Божия помилования, Архиепископ Лаврентий установил, чтобы, как в самом городе Твери, так и в окрестных странах, празднуемо было переложение честных мощей Св. Кн. Михаила каждогодно 30 числа Сентября. Празднество это и до ныне совершается в Твери, особенно же в Кафедральном соборе.

В тоже время один из вельмож, стольник при дворе царском Роман Бобарыкин, на память родителей своих, устроил великолепный покров с вышитым золотом изображением св. Угодника Божия Михаила, которым, по благословению Святителя, и были покрыты святые мощи.

Разные случаи, касающиеся св. мощей Великого Князя Михаила

В 1682 году Архиепископ Сергий вознамерился построить новый Кафедральный собор, на месте обветшавшего и казавшегося тесным, по причине великого стечения богомольцев, соборного храма, построенного при царе Михаиле Феодоровиче. Поэтому, св. мощи В. Князя перенесены были в ближайшую церковь происхождения честных дерев Честнаго и Животворящаго Креста (на Владычнем дворе). Туда же перенесен и каменный гроб, в котором обретены мощи Святого. По освящении церкви, в 1696 году, снова перенесены они были в Кафедральный собор, и поставлены на прежнем месте в приделе посвященном св. Бл. Князю, а каменный гроб оставлен был, на память, в церкви Честнаго и Животворящаго Креста.

При Архиепископе Варлааме (1714–1720), придел в соборной церкви, во имя святого В. Князя Михаила, к величайшему сожалению, за неимением ризничной палатки, был упразднен и обращен в архиерейскую ризницу, а святые мощи поставлены были за архиерейским местом между церковными столпами, под устроенной для сего позлащенной сенью.

В 1747 году Архиепископ Митрофан, на подаяние доброхотных дателей, обложил деревянную раку Св. Князя листовым чеканным золоченым серебром; по сторонам св. гроба положил 16 клейм, золоченых через огонь, с изображениями нa них и подписями чудес oт святых мощей Благоверного Князя Михаила. Потом, устроив на правой стороне собора, у самого иконостаса, в приделе Введения во храм Пресвятой Богородицы, в углублении стены, довольно удобное и приличное место, туда перенес и поставил св. мощи. На этом месте они стоят и поныне, под великолепно устроенной сенью. Самая сень обложена вызолоченной медью, поддерживается такими же и также вызолоченными колоннами. А каменный ветхий гроб, хранившийся в Крестовской церкви, весь распался от бывшего пожара; только обломки его некоторое время хранились в Кафедральном соборе.

В 1763 году, в самый день сошествия Св. Духа, опять был в Твери сильный пожар. Начавшись от архиерейского дома, пламя распространилось по всему городу; загорелась и соборная колокольня; опасность грозила и самой соборной церкви. Тогда духовенство (Епископа Афанасия не было в Твери), облачились в священные одежды, и, взявши св. раку с мощами Благоверного Князя, с благоговением перенесли на раменах своих, и поставили на берегу Волги – при самом устье р. Тьмаки, (где стояла и теперь стоит церковь Николая Чудотворца в капустниках), против Феодоровскаго училищного монастыря (за Тьмакою, где ныне пароходная пристань и мастерские). Приставивши для охранения св. мощей и молебных пений иеромонахов, мирское духовенство, отправилось уже спасать свои дома. К вечеру, когда прекратился пожар, св. мощи опять перенесены были на прежнее место. Город весь истреблен был пожаром, кроме той небольшой части его, по близости которой стояли св. мощи Угодника Божия.

В свежей памяти весьма многих сохранилось воспоминание о холере, бывшей в 1831 году. И после сего, в 1848 и 53 году, и с большим свирепством, посещала землю Русскую эта злая и грозная гостья, но не представлялась она столь ужасной, как в первое свое посещение в 1831 году. Она начала свои опустошения с первых чисел Июня, и свирепствовала, с каждым днем увеличивая число своих жертв. Страх и уныние овладели всеми. Многие умирали без напутствия; осторожность и боязнь заразы, особенно в первый раз, доходила до жестокости и бесчеловечия; боялись оказать помощь несчастному, оставляя его, при ужасах смерти, без всякого утешения. Меры городского начальства, к прекращению зла, отличались более жестокостью, чем благоразумием; заболевших вытаскивали из домов, и умирающих сваливали нередко в одну телегу с умершими и везли на кладбище, – где и зарывали. И до сих пор сердце сжимается скорбью и ужасом, при воспоминании этого несчастья. Только те имели утешение погребсти своих мертвецов по-христиански, которым удалось обмануть бдительное начальство, что покойник умер от другой болезни. В двадцатых числах Июня эпидемия свирепствовала в полной силе, и бедствующие граждане прибегли с молитвой о заступлении ко всегдашнему своему заступнику Благоверному В. К. Михаилу. Они просили Амвросия, Архиепископа Тверского, подъять мощи Угодника Божия, и совершить с ними крестный ход кругом города. Святитель согласился, и 24 числа Июня66 сам сопровождал св. мощи из Кафедрального собора, с крестным ходом, в предшествии всего Тверского духовенства и граждан. И помиловал Господь людей своих, с верой призывающих Его, и моровое поветрие, с того жс времени, начало ослабевать, и вскоре совсем прекратилось, молитвами Св. В. К. Михаила. Только, по неисповедимым судьбам Божиим, сам Святитель взят из среды живых, как бы в искупительную жертву за паству свою. Когда подошли с крестным ходом к церкви Живоносного Источника, и Святитель, при совершении Литии, начал читать Евангелие, голос его вдруг пресекся и ноги подкосились, он, в совершенном изнеможении, опустился на руки поддержавших его Иподиаконов. Впрочем, приведенный в означенную церковь, по разоблачении, он оправился и бодро прошел по церкви, приписывая случившееся усталости, свойственной его летам (ему было 69 лет), и чрезмерному жару от солнца (день был жаркий). Прибывши в архиерейский дом, он чувствовал себя бодрым, и высказывал удивление случившемуся с ним, говорил с Ключарем, пришедшим к нему после крестного хода, и обещался на другой день сам служить в Соборе, 25 Июня, по случаю царского дня. В самую уже полночь он почувствовал припадки жесточайшей холеры, которая после перешла в нервную горячку. На 8 день болезнп 1 Июля Святитель скончался.

Крестный ход с мощами св. Благоверного В. Князя Михаила, с тех пор, совершается ежегодно 24 Июня, в память избавления города Твери от смертоносного поветрия, только не вокруг города, а вокруг Кафедрального собора. Стечение народа в этот день бывает необыкновенное. Более 30,000 богомольцев стекается к Собору из разных мест всякого чина и звания, чтобы помолиться Угоднику Божию, и подойти под честную раку его, во время обнесения. Нет места вблизи Собора, которое не было бы занято усердными богомольцами, если только на нем, хотя как-нибудь, можно держаться; вся площадь кругом собора бывает занята народом; народ теснится и в окнах домов, из которых можно видеть торжественную процессию и гроб Угодника, как бы плывущий поверх волнующегося и устремляющегося к нему народа; влезают и на ближайшие деревья, и на тумбы и на всякое возвышение; им занята и соборная колокольня. Такова вера и усердие к Угоднику Божию!

Св. церковь, в день памяти Св. Благоверного Князя, 22 Ноября, прославляет его высокие христианские добродетели, в чистоте воспитанное и целомудренное житие и неповинное страдание; и, приглашая всех мучениколюбцев к духовному и празднственному торжеству, так воспевает: «Приидите днесь Российстии собори и видите, яко суд без вины приемлет мученик Михаил, яко агнец беззлобив заколен бысть от окаяннаго Кавгадыя, и повержено бысть тело его на земли, и никим же вреждено бысть; и сей убо венчася, тойже без памяти погибе, и сей в мире славим есть, он же в геенне мучится, сей же Христа Бога молит о душах наших»67.

* * *

60

Степ. книга

61

Можно было опасаться, что вид замученного и окровавленного Князя возбудит в Россиянах сильное негодование против Князя Московского, и чувство болезненной жалости к убиенному превратится в ненависть и желание мести убийцам.

62

Бездеж Карамзин полагает в нынешней Астраханской губернии, ниже Энотаевска, на рукаве р. Волги. Ясы и Алане жители сего города. Между ними были и христиане.

63

Деревянная церковь Преображения Господня, в темном и непроходимомо бору пострена была В. Князем Даниилом Александровичем. Здесь был Спасский монастырь. Ныне придворная церковь в Кремле.

64

Ныне, против места, где был этот монастырь, стоит церковь Рождества Богородицы, что в ямской; с приделом Архистратига Михаила.

65

Если это пожар, – бывший при Епископе Акакии в 1537 г. то, приняв во внимание, что иерей Феодор служил при гробе Святого, надобно положить, что ему было далеко за 100 лет. В то время сгорели в соборе и чудные иконы от древних лет, украшенные серебром и златом, и камением драгим, и священные многоценные сосуды и святые книги. Церкви Божии по посаду деревянные сгорели все со множеством людей (Сов. Врем. стр.399).

66

День 24 Июня выбран, для торжественного обнесения св. мощей, чтобы прекратить другого рода язву – нравственную, уничтожить однажды навсегда скверное и богомерзкое, от язычества оставшееся празднование, в день Иоанна Предтечи, Ярилы или Купалы. И за то вечная память доброму пастырю, Святителю Амвросию! Об Яриле давно забыли.

67

Стих. хвал.


Источник: Издание Священника Тверского Кафедрального Собора, Александра Соколова. Тверь. Печатано в Типографии А. Новикова. 1864 г. От С. Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Марта 18-го дня 1864 года. Цензор Архимандрит Макарий.

Комментарии для сайта Cackle