II. Жизнь преп. Кирилла на Белоозере до его кончины
Водружение Креста на избранном месте, водворение в землянке и разлучение с Ферапонтом
Водрузив Крест на избранном месте, св. Кирилл отпел благодарственный канон в похвалу Пресвятой Богородице. Тогда рассказал он свое видение спутнику своему Ферапонту, и вместе они прославили Бога и Пречистую Богородицу. Сперва устроили они шалаш, потом ископали в земле келлию, в которой и поселились вместе. Но Ферапонт не долго жил с Кириллом; он, верстах в пятнадцати от Кирилла, основал другой монастырь на возвышенном месте между двумя озерами Бородавским и Пасским. Пр. Кирилл остался один на избранном им месте. Это была небольшая круглая поляна среди пустынного бора и густой чащи, как стеною окруженная озерами Сиверским, Долгим и Лунским. Здесь возникла знаменитая Кирилло-Белоезерская обитель, которой суждено было иметь великое значение для всей северной России. Еще задолго до прихода св. Кирилла, живший недалеко от этого места земледелец Исаия, слышал звон и пение раздававшееся на этом месте, но напрасно он с товарищами искал кого либо найти на этом месте; звон и пение слышали они, но никого не видали.
Труды и искушения преп. Кирилла на новом месте
Много искушений, всякого рода лишений и даже опасностей смертных пришлось испытать св. Кириллу в его уединенной жизни. Пр. Кирилла в ископанной им пещере навещали иногда двое живших по соседству крестьян: Авксентий Ворон и Матфей Кукос, после бывший пономарем в монастыре преподобного Кирилла. Однажды, ходя с ними по лесу, Кирилл так был отягчен сном, что, не смотря на убеждения спутников, лег отдохнуть. Едва заснул он, как слышит голос: беги, Кирилл! Он проснулся, вскочил с своего места и тут же на то место, где он лежал, упало большое дерево. Кирилл, уразумев искушение постигшее его по коварству диавола, молил Бога и Пречистую Богородицу дать ему силу одолевать сон. И после сего он получил силу нередко по целым суткам оставаться без сна.
В другой раз пр. Кирилл, вырубив лес и вырыв корни, чтобы очистить место для посева овощей, набранный им в одно место хворост зажег, чтобы очистить поляну. Но поднялся сильный ветер, дым и огонь вдруг окружили Кирилла, так, что он не знал куда выйти. Но вот видит он: кто то похожий на его родственника, боярина Тимофея, берет его за руку, и, говоря: иди за мною, выводит его из огня.
Устроение часовни и келлий; собрание братии
Кирилл не долго подвизался один в пустыне; вскоре начали собираться к нему желавшие разделить с ним пустынные труды его. Нужно было устроят для них келлии; устроена была часовня для молитвенных собраний и возникающая обитель ограждена была забором. Сперва пришли к Кириллу из Симонова два преданные ему послушника Зеведей и Дионисий. С радостию принял их Кирилл.
Покров Божий над обителию Кирилла
Вслед за сим стали приходить к нему одни, ища наставлений, другие желая принять от него пострижение; приходили и постриженные иноки из других монастырей; в числе их был Нафанаил, после бывший келарем обители; некоторых Господь призывал особыми знамениями к вступлению в иноческое братство Кирилла. Жил не вдалеке от места поселения преп. Кирилла один поселенец Андрей. Досадуя на то, что Кирилл поселился тут, он несколько раз покушался сжечь выстроенные келлии и с живущими в них, но злодейский умысел его не удавался, – огонь погасал. В страхе он пришел к св. Кириллу и, припадая к ногам его, просил прощения и потом принял пострижение. Господь видимо покрывал Своего угодника от всяких бед и напастей, самых врагов и зложелателей обращая в преданных Кириллу людей.
Так живший неподалеку от монастыря боярин Феодор, услышав, что пришедший из Москвы архимандрит Кирилл строит монастырь, подумал, что вероятно он принес с собою много денег, и послал слуг своих ограбить Кирилла. Две ночи сряду подходили слуги Феодора к обители, и всякий раз видели вокруг неё воинов. Феодор подумал: верно пришел кто-нибудь из московских вельмож к Кириллу, и послал узнать, кто такой пришел? Ему отвечали, что более недели, как никого из посторонних не было в обители. Тогда Феодор, сознав, что Господь хранит обитель Кирилла, пришел сам к нему, исповедал свой грех. Преподобный сказал ему: «будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нескольких книг». Боярин с того времени стал благоговеть и уважать св. Кирилла и каждый раз, как только приходил к нему, приносил рыбу или что-нибудь другое.
Устроение храма
Преп. Кирилл, с собирающеюся к нему братиею, доселе не имел еще храма в обители, частию, вероятию, потому, что не было средств для построения храма, частию потому, что не было в той стране мастеров, умевших выстроить церковь. В обители хранились, конечно, запасные Святые Дары, Которыми и причащались подвижники,– что делать благословлял и разрешал игумену Афанасию митрополит Киприан, по примеру древних египетских и палестинских подвижников.
Белозерье принадлежало к ростовской епархии. Архиепископ ростовский Феодор, бывший Симоновский архимандрит, скончался в 1394 г., еще до прихода пр. Кирилла на Белоозеро. После кратковременного правления преемника его Арсения, с 1396 г., девятнадцать лет управлял ростовскою епархиею Григорий. У него и должен был испросить благословение на устроение и освящение церкви пр. Кирилл. Способные мастера сами пришли в уединение Кирилла и в 1397 г. выстроен был храм в честь Успения Божией Матери, в память, вероятно, Успенского храма в Симонове монастыре, в котором получил начало своего иночества, Кирилл.
Отношение Кирилла к можайскому князю Андрею
Для обеспечения нового монастыря и ограждения прав его на владение занятою землею нужно было утверждение со стороны гражданской власти. Не сохранилось до нас никаких сведений об отношении преподобного Кирилла к митрополитам Киприану и Фотию и к епархиальному ростовскому архиерею, но дошли несомненные свидетельства о благорасположенности к нему великого князя и вотчинного Белозерского князя. Удельным князем Белоозерья был тогда сын Дмитрия Донского, князь можайский Андрей Дмитриевич 6, которого восприемником от купели крещения был в 1382 г. Симоновский архимандрит Феодор. Несомненно, что князь Андрей Дмитриевич знал Кирилла еще в Симонове, и конечно готов был оказать всякое содействие при устроении обители в его отчине. Князь Андрей Дмитриевич не только жаловал монастырь Кирилла довольною милостынею, как пишет сам Кирилл, но и лично посещал обитель св. Кирилла: «Был здесь, пишет Кирилл брату Андрея Юрию, брат твой Андрей; ибо это место его вотчина и нам пришла нужда; нельзя было ему господину своему не ударить челом. Из дошедшего до нас письма преподобного Кирилла к князю Андрею Дмитриевичу видно, что этот князь чтил Кирилла, как своего духовного отца. Когда князь Андрей Дмитриевич, оставленный в москве для защиты её от нападения Едигея, успешно защитил столицу против полчищ его, он поспешил уведомить о сем Кирилла 7. Кирилл отвечал ему: «господину благоверному князю Андрею Дмитриевичу Кирилл чернечище, грешный и непотребный, с своею братицею много челом бием и Бога молим о вашем здравии господей наших, поминая, господине, твою любовь, что имевши к Пречистой Богородице, и к нашей нищете, и поминая, господине, твою великую и довольную милостыню господина нашего. Да что ми еси, господине, писал о преславном чудесе Пречистые Богородицы, паче слова и смысла преславная Её чудесе. Слава Тебе, Боже, слава Тебе крепкий, слава Тебе бессмертный, хвалимый в Троице всеми небесными силами, и родом человеческим! Молитвами Богородицы Матери Своея, такову излия милость в последний сей род, услышав моление Матери Своея о роде крестьянском. Слыши, господине, князь Андрей, Ветхое писание: егда восхощет Бог кую землю показнити за нечестие, посылает преж проповедники, дабы обратились; и аще обратятся, отводит Господь от них Свой гнев, мимоходит скорбь, и прелагает печаль на радость, и показует на них Свою милость. Господине князь Андрей! Нам ныне видевше Пречистые Госпоже Богородицы преславная Её и великая чудеса, и о том ся, господине, радоватися сердцем и душею устрашитися на всяк час, что сподобил нас Бог пречистою Своею Материю, в последний сей род, таковыми знамении и чудесы избавити крестьянский род от нашествия иноплеменных враг: и нам, господине, ныне видевше на нас Божию милость и Пречистые Богородицы помощь, поминати бы грехи своя, и о том бы плакатися, и просити у Бога милости и помощи и у Пречистые Его Матери на благая дела: и аще видит нас милосердый Господь в сокрушении и сетовании ходяща, не презрит нас, якоже Ниневитяны, но обычным сим человеколюбием помилует. Благого и преблагого Бога благодарити должни есмы, Того бо есмы создание и рабы, искуплени есмы честною Его кровию. И ты господине, князь Андрей, видя человеколюбие и милосердие Господа нашего Иисуса Христа, что гнев Свой от нас отвел, а милость Свою явил народу крестьянскому, молитвами Пречистые Госпожи Богородицы Матере Своея. И ты, господине, смотри того: властелин еси в отчине, от Бога поставлен, люди, господине, свои уймати от лихого обычая. Суд бы, господине, судили праведно, как пред Богом право; поклепов бы, господине, не было; подметов бы, господине, не было; судьи бы, господине, посулов не имали, довольны бы были уроки своими, понеже сице глаголет Господь; да не оправдании нечестивого мзды ради; ни сильна, ни богата не устыдися на суде, ни брата свойства ради: ни друга любве ради, ни нища нищеты ради; ни сотворити неправду на суде, яко суд истинен есть, «проклят всяк неправо судя». Пророк рече: «ярость господня на них неисцельна довека, и огнь пояст нечестивые мзды ради, иже неправдою взимают.» А судя праведно, безо мзды, спасены будут и царство небесное наследуют. И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы в твоей вотчине не было: понеже, господине, то велика пагуба душам: крестьяне ся, господине, пропивают, а души гибнут. Такоже, господине, и мытов бы у тебя не было; а яже господине, куны (деньги) неправедные, а где господине, перевоз, туто, господине, пригоже дати труда ради. Тако же, господине, и разбоя бы и татьбы в твоей вотчине не было. И аще не уймутся своего злого дела, и ты их вели наказывать своим наказанием, чему будут достойни. Такоже, господине, уймай под собою людии от скверных слов, и от лаяния, понеже то все прогневает Бога; и аще, господине, неподщишися того справити, все то на тебе взыщется; понеже властитель есиг своим людям, от Бога поставлен. А крестьяном, господине, не ленись управы давали сам: то, господине, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста. А от упивания бы есте уймлись, а милостнику бы есте по силе давали; понеже, господине, постились не можете, а молитися ленитеся; ино в то место, господине, вам милостыня ваш недостаток исполнит. А Великому Спасу и Пречистей Его Матери Госпожи Богородицы, Заступнице крестьянской, чтобы есте, господине, велели молебны пети по церквам, а сами бы есте, господине, ко церкви ходити не ленились, а в церкви стойте, господине, с страхом и трепетом, помышляющие в себе, аки на небеси стояще: понеже, господине, церковь наречется земное небо, в ней же совершаются Христова таинства. Блюди и себе, господине, опасно: в церкви, господине, стоя, беседы не твори и не глаголи, господине, никакого слова праздна; и аще кого видиши от вельмож своих или от простых людей, беседующа в церкви, и ты им, господине, возбраняй; понеже, господине, то все прогневает Бога. И ты господине, князь Андрей, о всем о том внимай себе занеже глава еси и властитель от Бога поставлен!., иже под тобою крестьяном. А милость Божия и Пречистые Богородицы на тебе на моем господине и на твоей княгине, и на ваших детках, и мое благословение и молитва и братии моей. Аминь.
К вел. княг. Евдокие и вел. князю Василию Дмитриевичу
Преподобный Кирилл пользовался расположением и вдовы в. к. Дмитрия Ивановича Донского, Евдокии, которая дарила угодья монастырю Кирилла. Сам великий князь Василий Дмитриевич присылал милостыню в монастырь, просил молитв святого старца о себе. Кирилл, благодаря за память, не преминул и в письме к великому князю высказать ему свои советы. «Господину благоверному и боголюбивому князю великому Василию Дмитриевичу, Кирилло чернечище многогрешный с своею братиею, на твоей, господине, довольно еже к нам милостыни, много челом бьем, и радуемся, господине, о тебе, что имевши сицеву веру к Пречистой Богородице и нашей нищете, и о великом твоем смирении. О сем же, господине, радуемся и скорбим, что паче слова и смысла, безмерное твое смирение: посылавши ко мне грешному и нищему и всякого благого дела удалившемуся ты, господине, князь великий всея земли руския, и смирялся, ко мне посылавши грешному и страстному и недостойному небесе и земли, и того самого иноческого жития; и аз, господине, грешный истинно о сем скорблю, недостоинства ради своего, радуем же ся, господине, благого ради своего произволения и смиренномудрого нрава, яко сим подобишися, господине, преблагому нашему Владыце и Господу, от толикия неизреченные славы и с высоты сшедшему нас ради грешных и смирившуся даже и до рабия образа. Сице, господине, и ты от толикия славы мира сего преклонней смирением к нашей нищете, и от сего, господине, познаваем великую твою любовь к Богу и Пречистей Его Матери. Елико приближаются святии к Богу любовию, толико видят себя грешны; ты бо, господине, сим смирением, велико себе приобретаешь спасение и ползу душевную. Тем, господине, аз грешный паче печалую душею, что мене недостойного и покоршагося всякому греху сице ублажаете, не притихавши ни единые добродетели, но всякой страсти повинного, и таково, господине, моление посылавши ко мне, не могущему и о своих гресех Бога умолити. И како о тебе, господине, Бога умолю, такову ми сущу исполнену всякого дела зла? Но, господине, писано, что не велит отрицатися и грешным молити Бога о велящих за ся, веры ради их. Тем же, господине, веры ради твоея великия, не оставит тебе Бог, но помилует, и Пречистая Госпожа Богородица и Царица наша поможет ти вся дни живота твоего, и подаст ти исцеление души ж и телу, что нас нищих, господине, не забывавши в пустом сем месте, собравшихся во обители её, но часто призиравши довольными милостынями. Мы же, господине, не можем о сем тебе воздати ничтоже, но Пречистая Госпожа Богородица, надежа и упование наше, испросит на тя милость у Сына Своего в сий век и в будущий. И аз грешный с своею. братиею, елика сила, рад Бога молити о тебе нашем господине, и о твоей княгине и о твоих детках и о всех крестьянах, Богом порученных тебе. Ты же, господине, Бога ради, внемли себе и всему княжению твоему, в нем же тя постави Дух Святый пасти люди Господня, еже стяжа честною ся кровию. Яко же великия власти сподобился еси от Бога, толиким болшим и воздаянием должен еси. Воздай же убо Благодателю долг, святые Его храня заповеди, всякого уклоняясь пути, ведущего на пагубу. Яко же бо о кораблех есть, егда убо наемник, еже есть гребец, соблазнится, мал вред творит плавающим с ним; егда же кормчий, тогда всему кораблю сотворяет пагубу: тако же господине, и о князех. Аще кто от бояр согрешит, не творит всем люден пакость, но токмо себе единому; аще ли же сам князь, всем людем, иже под ним, сотворяет вред. Ты же, господине, с многою твердостию храни себе в добрых делех; рече бо святый Апостол: «Мир имейте и святыню, без неё же никтоже узрит Господа». Возненавидя, господине, всяку власть, влекущую тя на грех; непреложен имей благочестия помысл, и не возвышайся, господине, временною славою к суетному шатанию: мал убо и краток сущий зде живот и с плотию сопряжена смерть. И сия убо помышляя не впадеши в ров гордостный: но бойся господине, Бога, истинного Царя, и блажен будеши: «блажени бо, рече, боящийся Господа». Вспоминай же, господине, надежу будущего века, и царство небесное, радость святых, веселие с Ангелы, надо всеми же зрение пресладкого лица Божия; Той бо воистинну доброта неизреченная, весь сладость и желание и любовь несытная всем любящим Его и творящим пресвятую волю Его. Да слышал есми, господине, князь великий, что смущение велико между тобою и сродники твоими князми суждальскими. Ты, господине, свою правду сказывает, а они свою; а в том, господине, межи вас крестьяном кровопролитие велико чинится. Ино, господине, посмотри того истинно, в чем будет их правда пред тобою, и ты, господине, своим смирением поступи на себе; а в чем будет твоя правда пред ними, и ты, господине, за себе стой по правде. А почнут ти, господине, бити челом и, ты бы, господине, Бога ради, пожаловал их, по их. мере; занеже, господние, тако слышал есмь, что доселе были у тебе в нужи, да от того ся, господине, и возбранили (т. е. начали войну). И ты, господине, Бога ради, покажи к ним свою любовь и жалованье, чтобы не погибли в заблуждении в татарских странах, да тамо бы не скончались. Занеже, господине, ни царство, ни княжение, ни иная кая власть не может нас избавити от нелицемерного суда Божия; а еже, господине, возлюбити ближнего яко себе, и утешити душа скорбящая и озлобленные, много, господине, поможет на страшнем и праведнем суде Христове, понеже пишет апостол Павел, ученик Христов: «аще имам веру горы преставляти, и аще имам раздати все имение свое, любве же не имам, ничтоже польза ми есть». Възлюбленный же пишет Иоан Богослов: аще кто речет, Бога люблю, а брата своего ненавижу, ложь есть. Темже и ты, господине, възлюби Господа Бога от всея души своея; тако возлюби и братию твою и вся крестьяне; и тако, господине, вера твоя к Богу и милостыня твоя к нищим Богом приятна будет. А милость Божия и Пречистые Богородицы на тебе, на моем господине, на великом князе Василье да будет, и на твоей великой княгине, и на ваших детках и мое благословение и молитва и моей братии. Аминь»8
Из приведенных нами писем преп. Кирилла видно, что, вступая в сношения с князьями, он искал не выгод каких либо для своей обители, но усматривал здесь благоприятный случай дать им христианское наставление. Молитвою, постом и трудами старался положить твердое основание для своей новой обители.
Внутреннее благоустройство обители
Молва о святой жизни Преподобного распространялась не в окрестностях только, но и в дальние пределы, и стала привлекать к нему ревнителей подвижнической жизни, одного за другим. Число иноков росло, обитель Кириллова процвела и стала городом иноков.
Достойнейшие сподвижники и ученики преподобного Кирилла
Под руководством преподобного Кирилла, в его обители образовались высокие подвижники благочестия. Молчальник Игнатий, муж великий в добродетелях, оставив свою пустынь, пришел к св. Кириллу, и до конца жизни пребыл в смиренном послушании богоносному старцу. По своей строгой жизни, он служил образцом для братии после самого Кирилла; в течение тридцати лет иночества своего, он никогда не ложился спать, но спал или стоя, или сидя, да и то не спал, а только, на краткое время, дремал. У сего старца, строгого подвижника, двенадцать лет прожил под руководством Иннокентий. Известный с младенчества св. Кириллу девственною чистотою, он старался подражать святым своим старцам во всем и во всем повиноваться так, как будто не имел своей воли. Незадолго до кончины своей, сему Иннокентию, пред всеми своими учениками, Преподобный вручил строение монастырское, нарекши его игуменом. Было много у св. Кирилла и еще учеников, знаменитых истинно подвижническою жизнию. В числе их был у него ученик, по имени Антоний, великий по Боге житием и опытный в делах духовных и житейских; его то одного и посылал св. Кирилл, однажды в год, закупать все нужное для монастыря, как то: одежду, обувь, масло и прочее, и кроме его уже никто не исходил из обители.
Христофор, любимый ученик «св. Кирилла; он вместе с ним много подвизался в списывании церковных книг. И как ученик Преподобного, он старался с должным смиренномудрием исполнять то, что видел творящим отца своего Кирилла; до такой степени любил убожество в своих одеждах, что по одежде его не могли различить от прочей братии, тогда как он уже был впоследствии игуменом Кирилловской обители. Он обрек себя на подвиг – не выходить из ограды, и до конца жизни не смел нарушить отеческой заповеди.
Трифон, из постриженников св. Кирилла, преемник по игуменству Христофору, муж рассудительный в делах духовных и мирских. Он не менее других учеников Преподобного старался во всем соблюсти его заповеди; быв впоследствии настоятелем, он заботился, чтобы ничего не разорилось из общежительного устава его; и Господь, молитвами св. Кирилла, помог ему соорудить более пространную церковь, во имя Успения Богоматери, и вслед за тем обширную трапезу с теплою церковью и распространить самый монастырь.9
Мартиниан, воспитавшийся под непосредственным руководством св. наставника, и вполне достойный его ученик. Св. Кирилл, проразумев в отроке Михаиле чрезвычайное смирение, принял его к себе, облек его в иноческую одежду и дал ему новое имя Мартиниан. Он повелел ему жить у себя в кельи и читать отеческие книги. Юный Мартиниан с любовию предался чтению отеческих писаний и подвигам послушания, молитвы и труда; когда смущали его какие либо помыслы, со страхом исповедовал их своему старцу, так что Преподобный дивился его смирению и прославлял Бога. Видя его добродетели, св. Кирилл дозволил ему жить особо в своей кельи и просил ростовского святителя рукоположить его сперва в диакона, для соборного с собою служения, а потом и во пресвитера. Мартиниан, по замечанию жизнеописателя, как бы на хартии, собирал в сердце своем все изречения св. Кирилла, особенно следующее: «добро иноку хранить молчание и нестяжание и избегать всего, что может возмутить душевные чувства». По преставлении св. Кирилла, он преемственно был настоятелем и Ферапонтова монастыря и Сергиевой лавры. Из числа братства св. Кирилла остались еще известными но именам и святостию жизни: Герман, которого послушанием была ловитва рыбы, и духовный друг его Димитрий.
Введение устава общежительного
Когда в обители Кирилловой умножилось число братии, Преподобный ввел в нее устав общежительный, в сем чине иноческого жития, он начертал правила относительно общего Богослужения, общей трапезы, одинаковых келлий, общих одежд, общего казнохранилища и общих послушаний и т. п.
О Богослужении
По уставу Преподобного, служба Божественная совершалась с особенным вниманием, и самый напев храним был тихий и чинный; каждый из братии обязан был стоять на указанном ему месте от игумена и никто не смел переходить с одного на другое; никто не смел в церкви беседовать и никто не должен был выходить из неё прежде окончания службы.
О трапезе
Из церкви после литургии вся братия идут в трапезу; каждый садился на своем месте, по порядку, с кротостию и молчанием; в трапезе была тишина, оттого и чтение было внятно. Пища была самая умеренная, и всегда только из трех снедей, кроме постных дней; а по келлиям дозволялось вкушать только по крайней необходимости, ради немощи и старости. Весьма строго заповедал преподобный Кирилл, чтобы ни при нем, ни после него хмельных напитков не только не пили, но и не держали в обители, и чтобы даже никто не смел внести их в обитель его.
О келлиях
Из трапезы, по благодарении, каждый молча шел в свою келью, не уклоняясь ни на какие беседы и не заходя в келью к другому, и только по крайней нужде: «иди в свою келью: твоя келлия тебя всему доброму научит», любомудрствовал св. Кирилл и поучал своего ученика Мартиниана. Никто не смел получать писем, ни подарков помимо настоятеля; к нему приносили нераспечатанные письма; без его благословения и не Писали писем. В келье ничего не держали кроме икон, книг и сосуда с водою для умыванья рук; даже ес.лр кто хотел пить воды, тот шел в трапезу, и там с благословением утолял жажду. Никто также не смел называть что либо своим у себя в келлии. Братия, по кельям своим, занималалась то чтением или списыванием книг, то рукодельями.
О монастырской казне и хранилище одежд
По уставу Преподобного, у братии все содержание было общее и ни у кого не было никакой собственности. Деньги, серебро и злато хранились только в казне монастырской, откуда братия получали все нужное. Одежду и обувь братия получали из общего хранилища; и не было никакого различия в одежде или обуви, одним словом, все было общее и единое у всех, по заповеди Апостольской.
Об общих послушаниях
Не только к службе Божией, но и на монастырские работы все иноки старались один перед другим являться как можно раньше; и всякий, но силе своей, неленостно подвизался, не для людей, а для Господа. Вовремя работы, остерегались особенно празднословия и пререканий, но каждый трудился молча, с молитвою, яко пред очами всевидящего Бога? Бывала беседа только разве от св. книг, для пользы братиям, не знающим Божественного писания.
О нехождении из монастыря
Устав св. Кирилла о нехождении из монастыря был сходен с Сергиевым: никто не исходил из обители, кроме одного определенного на сие, ради монастырских нужд; никто даже не смел выходить за ограду, «да не како исходящий братия из монастыря в мир, говорил Преподобный, заняты будут от врага некиими соблазнами».
О взаимных отношениях
При взаимных отношениях братии, преподобный Кирилл всего более заповедывал иметь повиновение к игумену и любовь между собою, и заботился особенно о том, чтобы не было раздоров между братиею. Преподобный Кирилл каждому определял свое дело; и все исполняли волю настоятеля аки Божие повеление, без прекословия и ропота; в обители его все совершалось не иначе, как с благословения настоятелева. С утешением видел сей чудный порядок, еще в свое время, преподобный Иосиф Волоколамский и воздавал хвалу Богу, ублажая и великого авву Кирилла чудотворца, положившего такое начало в своей обители.
Поземельные владения
Чтобы обеспечить содержание братии в общежитии и иметь средства для приличного поддержания обители, преподобный Кирилл заботился о приобретении недвижимого имущества 10, частию от усердия благотворителей, частию чрез покупку. Но дабы заботы об управлении сими имениями не нарушали покоя иноков, он старался следовать тому совету, какой дал митрополит Киприан Афанасию, игумену Серпуховского монастыря, и какой вероятно высказывал Кириллу сам митропополит Киприан: «Быти селу под монастырем, но никому черньцу не быти в нем, но мирянину некоему богобоязливу приказати и тому печаловатися о всяких делех; в монастырь же бы готовое привозил житом и иными потребами: занеже пагуба чернцем селы владети и тамо частые происхождения творити» (Акт. ист. I. 180). Так, когда один боярин Роман прислал дарственную запись на свое село, преподобный Кирилл просил Романа, чтобы он вместо 50 мер жита, которые он жертвовал прежде, присылал бы 100 мер на содержание братии, а управление селян оставил бы за собою.
Святая жизнь Кирилла
Но не столько правилами устава, какой дал преподобный Кирилл для своей обители, поучал он и руководил в житии богоугодном, сколько примером своей святой, высокой, истинно-подвижнической жизни. Св. Кирилл освящал свой устав примером своей жизни. Ночью св. Кирилл со слезами молился; никогда молитва не преставала в устах его. Прежде всех приходил он в храм; сам блаженный никогда в церкви не стоял, прислонясь к стене, и не позволял себе сидеть в церкви безвременно, и ноги его были как неподвижные столпы. Присутствуя за братскою трапезою, он обыкновенно вкушал только от двух снедей, и то не до сытости; а пил одну воду. Запрещая другим роскошь, сам носил одежду ветхую – рубище. Часто, после утрени и келейного правила, приходил он в поварню и, будучи игуменом, разделял сам труды с поварами, помогал им в приготовлении братской пищи, заботясь о том, чтобы пища для братии была приготовлена лучше. Никогда он не дозволял нарушения церковных правил о посте. Однажды в великий пост княгиня Агриппина, супруга князя Андрея Дмитриевича, имевшая особенную веру к св. Кириллу, прибыв в обитель, хотела угостить братию рыбною пищею, но Преподобный никак пе согласился дозволить ей то, говоря: «если сам он подаст пример к разорению устава монастырского, который им учрежден, то не будут ли после его смерти ссылаться на то, что сам Кирилл дозволял в посты есть рыбу». И княгиня, учредив братию постными снедями, удалилась, похваляя его твердость. Многопоучительны были также любовь и вера Кириллова к Богу. Служил ли он божественную литургию, читал ли сам чтения, или только слушал их, или поучал братию, он никак не мог удержаться от слез благоговейных: такова была теплота его божественной любви! Он же имел великую веру к Богу, с упованием. Когда случался недостаток в хлебе и братия понуждали послать за хлебом к христолюбцам, св. Кирилл никак на то не соглашался, п отвечал: «Бог и Пречистая Богоматерь не забудут нас на месте сем; иначе зачем и жить нам здесь?» и не дозволял докучать мирянам сборами. А если сами присылали в обитель его милостыню какую либо, он, с благодарением Богу, принимал ее, Пак дар Божий, и тем утешал братию. Исполненный твердою верою к Богу и Пречистой Его Матери, св. Кирилл служил для братии примером нестяжательности. Случилось: один боярин Роман прислал дарственную грамоту на село в пользу обители; св. Кирилл отвечал: «если тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Пречистые, на пропитание братии, то вместо пятидесяти мер жита, которые доселе нам даешь, отпускай их сто, если можешь; мы будем довольны, а селами своими владей сам; ибо нам они не нужны и не полезны для братии; а душа единого брата дороже всего имения». Такова была забота Преподобного о душевном спасении братии! Назидательны были для братии и дела милосердия св. Кирилла к бедным. Был однажды сильный голод во всей окрестности: народ отовсюду стекался к обители Преподобного, прося себе хлеба, а в монастыре, и во время сего
голода, запасов было достаточно только для братства. Св. Кирилл велел раздавать хлеб убогим и нищим, и питать всех приходящих. И чем более раздавалось хлеба, тем более умножались молитвою Преподобного запасы монастырские; и таким образом, им во время голода пропитано было множество народа. – Благотворно-нравственное влияние Преподобного не ограничивалось только его обителью.
Нравственное влияние на христолюбцев
Высокое благочестие св. Кирилла естественно привлекало к нему всеобщее глубокое благоговение. Не одни многочисленные богомольцы всех званий и состояний приходили в Кириллов монастырь, чтобы принять благословение св. Кирилла и послушать его душеспасительных наставлений.
Старание об отклонении посещений высоких лиц
Преподобный Кирилл, избегая славы человеческой, старался отклонять от себя посещения высоких лиц. Он не мог не принимать владетельного князя Белозерского Андрея Дмитриевича, так как жил в его владениях. Князь Андрей и жена его Агриппина были духовными детьми Кирилла. Но когда изъявил желание посетить Кирилла Звенигородский князь Георгий Дмитриевич, Кирилл объявил ему, что удалится из обители, если князь решится ехать в нее. Он не отказывался давать письменно советы, наставления и утешения. У Георгия Дмитриевича сделалась больна жена его Анастасия, и он просил у Кирилла молитв о её выздоровлении: Кирилл отвечал ему посланием.
Послание к князю Георгию
«Господину благоверному князю Георгию Дмитриевичу, Кирилище чернечище грешный с своею братиею на твоей, господине, частой еже к нам нищим милостыне много челом бьем. Радуемся, господине, видя и слыша твое доброе произволение, что от всея души уповаешь на Бога и Пречистую- Его Матерь, и от нас, воистинну недостойных и грешных, посланое к тебе слово твориши приятно. А что, господине, скорбит о своей княгине, что в недузе лежит: ино, господине, воистинну вемы, – яко нечто смотрение Божие и человеколюбие его быть на вас, чтобы есте исправились к нему. И вы, господине, посмотрите себе и обыщите внутрь сокровенная своя яже Бог весть, и вы сами, да о том, господине, покайтесь от всея души своея, да от того бы престати: занеже, господине, аще кто милостыню творит, аще и молити Бога за себя велит, а сам не отстанет неподобных дел своих, ничтоже пользует себе, ниже Бог благоволит от такового приношения. И вы, господине, посмотрите себе и исправитесь к Богу невъзратно: и аще, господине, сице обратитесь к Богу, и аз грешный поручатся, яко простит вам благодатию своею вся согрешения ваша, и избавит вас от всякия скорби и беды и княгиню твою здраву сътворит. А мы, господине, грешнии от всеа души ради Бога молить о ней, чтобы ее помиловал и облегчил от болезни тоя тяжкия. И аще ли, господине, так пребудет в недузе том, воистинну, господине, вежду, что нечто добродетелей её ради, хощет Бог упокоити ю от маловременные сея и болезненные жизни ко оному нестареющемуся блаженству. Ты же, господине, не скорби о сем, видя сию идущу в бесконечный покой, в светлость святых, в неизреченную славу Божию, и тамо зрети пресладкого лица Его со Христом быти и, обрете его, радоватися в стране живущих, идеже гласы веселящихся 11. Но надеемся на милость Божию, яко не оскорбит тя Господь, но благодатию Своею помилует и утешит тя, и Пречистая Госпожа Богородица, Царица наша, поможет ти, что нас, господине, нищих её не забываешь в пустом месте сем, събравшихся во обитель её, но часто призираеши доволными твоими милостынями. О всех же сих, господине, мы грешнии ничтоже можем въздати тебе, но Пречистая Богородица воздаст ти множае и в сей век и в будущий, а аз, господине, грешный с своею братицею рад Бога молити и Пречистую Его Матерь о твоем здравии и спасении и твоея княгини, и о твоих детках, и о всех крестьянех порученных тебе. А что еси,. господине князь Юрьи, писал ко мне грешному, яко издавна жадаю видетися с тобою: ино, господине, Бога ради, не мози того учинить, что ти к нам ехати; занеже, господине, вем яко нечто моих ради грехов, то искушение приидет на мя, аще поедеш ко мне: занеже, господине, известую ти, не мочно ти нас видети: покиня, господине, и монастырь, да ступлю прочь, куды Бог наставит. Понеже, господине, вы чаете мене здесе; что аз добр и свят; ино, господине, выстинну всех есми человек окаяннее и грешнее, и всякого студа исполнен. И ты, господине, князь Юрьи, не подиви на нас о сем; понеже, господине, слышу, что божественное писание сам вконец разумевши и чтешь, и ведаешь сам, каков нам вред приходит от похвалы человеческие, наипаче же нам страстным. Аще кто, господине, выстинну свят и чист сердцем, ино и тем поврежение бывает от тоя тяготы: а нам, господине, еще Всякой страсти повинным, велика спона души от того. Еще, господине, сам сего порассуди: понеже твоея вотчины в сей стране нет, и только ты, господине, поедеш семо, яко вси человецие начнут глаголати: «Кирилла деля токмо поехал».
Был, господине, здесе брат твой князь Андрей, ино, гос- . подине, его вотчина, и нам пришла нужа: нелзе нам ему, .. своему господину, челом не ударити. А ты, господине, Бога ; ради, не учини того, что ти к нам ехати. А аз госпо : дине, аще и грешен есми, а рад Бога молити и Пречистую Его Матерь с своею братицею о тебе о нашем господине и о. твоей княгине и о твоих детках и о всех крестьянех, иже под властию твоею, якоже ти, господине, и прежь сего писах. А Пречистая Госпожа Богородица, Владычица наша, помилует тя и покрыет тя ризою Своею честною, и наставит тя в разум истинный и управит тя в царствие Сына Своего за молитв святых. Аминь.» (Акты истор., I, №27).
Благодатные дары Святого Духа
Особенную действенность наставлениям преп. Кирилла придавали благодатные дары Св. Духа. Дары прозорливости и чудотворения обнаружились в нем еще при жизни.
Тридцать лет подвизался св. старец в своей пустынной обители, и за многую его добродетель, особенно за чистоту души, Господь наградил угодника Своего благодатным даром прозорливости – провидеть помышления человеческие и предсказывать будущее.
Преп. Кирилл узнавал помыслы приходивших к нему. Много приходило в его обитель для того только, чтобы видеть святого, принять благословение и пользоваться его наставлениями, как сказано прежде; но не мало являлось к Преп. и таких людей, которые желали остаться с ним на жительство. Св. Кирилл, по своей прозорливости, дарованной от Господа, предузнавал и наперед сказывал ученикам своим, кто из пришедших останется навсегда, и кто замышляет оставить обитель, и выйдет; и все это действительно исполнялось.
Один инок, Феодот, живший в одной пустыне, услышав о св. подвигах преп. Кирилла, пришел к нему и умолил его принять к себе в сожительство. Сначала он имел нелицемерную любовь к преподобному, но ненавидящий добро диавол, по времени, до такой степени помрачил его ненавистию к св. отцу своему, что он не мог ни видеть отца, ни даже слышать голоса его. Смущаемый помыслами, он замышлял было уже оставить обитель; долго боролся с сим помыслом, никому этого не говоря; но наконец решился идти к молчальнику Игнатию и исповедать ему помысл свой. Старец, утешал брата, увещавал терпеть и крепко стоять в подвиге против врага, говоря: «терпи, брат, Бога ради; ибо мы дали обет Владыке нашему все терпеть, ради Христовой любви. Знай, что этот помысл–от диавола; ибо что ты видишь в отце достойного ненависти? Он – ангел Божий. Говорю тебе: если ты послушаешь лукавого твоего помысла, уйдешь отсюда, то будешь лишь корыстию врагу». Укрепленный несколько старцем,– Феодот обещал было: «подожду еще это лето; быть может переменится ко мне отец». А потом, но малодушию своему, опять начал смущаться тем же помыслом; ибо враг не переставал внушать ему ненависть к святому. Так боролся с помыслом все лето! Жестоко возмущаемый унынием и весьма ослабев, Феодот решился обратиться к самому св. Кириллу и поведать ему свое горе. Входит Феодот в келью Преподобного; увидев его преподобное лицо и устыдясь его святолепных седин, ничего не может сказать; он уже хочет идти вон; но прозорливый старец, удержав его у себя, говорит: «брат Феодот! так как ты сам не хочешь исповедать мне твоих помышлений, то я сам скажу тебе их; и начинает сказывать сам брату все, что тот скрывал в тайне сердца своего. Объятый ужасом, и дивясь прозорливости святого, Феодоте падает к ногам его, просит прощения. Святый же, утешая его, сказал: «не скорби, брат Феодот, все во мне ошибались, почитая меня добрым; ты один познал истину,– считая меня злым и грешным; ибо кто я, грешный и непотребный? Пораженный смирением св. отца и обличаемый совестию, Феодот еще больше стал сокрушаться и, со слезами, исповедовал св. Кириллу грех свой – неправедную ненависть к нему.
Преподобный, видя покаяние Феодота, великодушно простил, его, и отпустил: «иди, брат, с миром в келью твою; вперед уже не нападет на тебя такое искушение». С тех пор Феодот обрел мир Божий и покой своему сердцу, и уже никогда, по слову святого, не колебал его прежний враждебный помысел.
Предсказание и исцеление
Преп. Кирилл иногда соединял свои предсказания о будущем с исцелениями. Такой случай был с родным братом св. Христофора Сосипатром. Случился великий мор в странах Белого озера, – тогда была большая смертность и вокруг монастыря Кириллова. В сей обители сильно было заболел Христофоров брат Сосипатр; в таком положении, Христофор поспешил к преп. Кириллу поведать, что брат его уже умирает. Но Преподобный предсказал: «поверь мне, брат Христофор, что ни один из вас прежде меня не умрет: после же моего отшествия многие из вас пойдут вслед за мною; что и сбылось, действительно. И опасно больной получил совершенное выздоровление, молитвами Преподобного отца.
Чудеса преп. Кирилла
Господь еще в земной жизни прославил Своего угодника многоразличными дарами чудес. Сии дарования Св. Духа были многообразны. В иное время Господь подавал св. Кириллу Духа – изгонять бесов, в другой раз силу совершать исцеления, и еще – воскресения мертвых, а в иное время и преимущественно дар чудотворения, и пр. Кирилл укрощал бурю, умножал молитвою церковное вино для литургии, испросил чадородие Белевскому князю.
Исцеления от беснования
Однажды с величайшими усилиями привели к преподобному Кириллу бесноватого Феодора, который тяжко страдал от лютого беса. Преподобный, сотворив над ним св. молитву, изгнал из него беса. Исцеленный Феодор никак не хотел оставить обители, но умолял святого, чтобы он причел его к лику своих иноков; Преп. постриг его в монашество и назвал его Феофаном.
От болезней
Св. угодник, благодатию Божиею, исцелял всякого рода больных. Был некто боярин, по имени Роман Александрович, живший далеко от обители Преподобного и никогда невидавший св. Кирилла. Боярин сей впал в тяжкую болезнь; однажды, когда он молился к Пречистой Богоматери о даровании ему облегчения, увидел явившуюся ему Пречистую Божию Матерь, с честным старцем преп. Кириллом, и говорившую ему: «пошли к сему старцу за святою водою, и когда вкусишь её, будешь здоров». Болящий исполнил это; по слову Богоматери, послал в его обитель за св. водою, и когда вкусил от освященной Преподобным воды, внезапно получил совершенное исцеление. Исполненный благодарности, боярин Роман сам поспешил в св. обитель Кириллову; увидав лично Преподобного, он тотчас узнал в нем того чудного старца, который являлся ему в видении с Пречистою Богородицею, и, падши к ногам его, благодарил угодника Божия, как своего исцелителя.
От слепоты
Были и другие случаи благодатного исцеления, молитвами Преподобного. Вдова князя Иоанна Карголомского, лишилась зрения и многие годы ничего не могла видеть. Она просила святого помолиться о ней; и когда св. Кирилл окропил очи её св. водою, больная внезапно прозрела от долголетней слепоты. Привели другую слепую женщину, и тоже просили Преподобного помолиться о ней. Преподобный Кирилл помолился, помазал ей глаза освященною водою, и спросил ее: «что ты видишь? Вижу книгу, которую держишь, отвечала женщина; вижу озеро и людей ходящих»; так мало помалу она начала различать предметы, подобно евангельскому слепцу проявившему, и наконец исцелела и стала видеть все ясно.
Воскрешение мертвого
Но вот еще случай, в котором благодатная сила исцелений, данная Преподобному Господом, восходила даже до воскрешения мертвых! Один человек, одержимый болезнию угрожающею смертию, умолял Преподобного скорее постричь его. Св. Кирилл постриг больного, облек в монашескую одежду и назвал его Далматом. Близкий к смерти, больной Далмат просил причастить его перед смертью св. Таин. Но священник в служении литургии замедлил и болящий умер, без причащения св. Таин. Возвестили о том Преподобному. Огорченный сим, св. Кирилл обратился с плачем к Богу; он, своею молитвою, воскресил из мертвых Далмата для того, чтобы тот причастился св. Таин. И как только причастился, и со всею братиею простился, мирно и тихо уснул о Господе.
Укрощение бури на озере
Не одним даром исцелений был прославлен от Бога св. Кирилл, но и другими чудотворениями. Однажды Преподобный послал ловить рыбу на озеро. Ловцы были уже на средине озера; вдруг сделалась буря на озере, так что лодка заливалась волнами, пловцам угрожала смерть. Некто, по имени Флор, стоявший тогда на берегу, увидя утопающих, побежал к св. старцу и поведал ему, что ловцы утопают в : озере. Св. Кирилл с Крестом устремился на берег; животворящим Крестом он осенил воды озера, и сим осенением укротил бурю на озере, – в одну минуту утихли ветры и настала великая тишина на озере. Избавленные от потопления благополучно пристали к берегу; «в великой беде быхом, говорили ловцы святому, аще не бы ты предварил: молитвою своею к Богу».
Умножение вина церковного для службы
В другое время не достало церковного вина для службы. Возвестили Преподобному, что вовсе нет вина для литургии на день субботний и недельный. Преподобный призвал к себе пономаря Нифонта и спросил его: нет ли хоть сколько нибудь вина? Нифонт отвечал, что и сосуд тот, в котокром всегда было вино, совершенно сух. Святой велел привнести к себе тот сосуд: Нифонт повиновался. Но когда взошел туда, где хранился сосуд, – он внезапно увидел сей сосуд преисполненным вином до того, что оно уже изливалось, и чрезвычайно изумлялся тому; ибо вполне был уверен, что в нем не было ни капли вина. Видя то чудо и вся братия тоже дивились и прославляли Господа. И долгое время не оскудевало вино то в сосуде, пока не было принесено иное христолюбцами. Так то чудодейственная вера Кирилла и внезапная помощь благотворителей спасали обитель от недостатка!
Разрешение неплодия
Еще дивное чудо, прославившее угодника Божия Кирилла, в иных уже странах, и бывшее виною многих милостей к его обители. Был некто Белевский князь Михаил и супруга его именем Мария; в течение восьми лет у них не было детей; ибо Мария была неплодна, и оба они скорбели о своем бесчадии. Князь слышал от многих, что все, что ни попросит у Господа преподобный Кирилл, дарует ему Господь; поэтому он послал двух бояр своих с молением к святому, да помолится за него и его княгиню, и да испросит им у Господа разрешение их неплодия. Еще прежде, чем подано было послание от князя, блаженный сказал посланным: «велик ваш путь, о чада, и вы с трудом пришли; верую убо Богу моему и Пречистой Его Богоматери, что труд ваш не будет тщетным: Бог даст вашему князю плод чадородия». Подивились бояре прозорливости св. старца и поспешили поднести ему послание князя, а святой велел успокоить их. «В ту же ночь явился князю во сне светоносный старец, украшенный сединами, с тремя сосудами в руке своей, который сказал ему: «приими то, что ты просил у меня». То же явление и в тот же час было и княгине Марии; с радостию они поведали друг другу бывшее им одинаковое видение. Преподобный же Кирилл, после трех дней, отпустил бояр с миром к своему князю и велел келарю дать им на дорогу полтора хлеба и несколько рыбок.– «Повели, отче, дать нам более хлеба и рыб, потому что нам путь дальний, а места все пустынные». Святой же отвечал: «идите с миром, с вас и этого достаточно будет даже до самого дома». Все сие исполнилось по слову святого; на двадцатидневном пути достаточно было для восьми мужей одного только полухлеба. С благословением св. Кирилла благополучно возвратились к своему князю посланные им бояре и отдали ему целый хлеб, оставшийся от пути. Князь с радостию принял благословение и хлеб, удивляясь поведуемым ими чудесам: хлеб раздробили на части и роздали всем домашним; все вкушали его как бы великую святыню, больные же от вкушения сего хлеба внезапно выздоравливали. Князь спросил бояр, в какой день они пришли к Преподобному, и оказалось, что в тот день ночью князь и княгиня видели одинаковое видение. У князя после того родилось два сына и одна дочь, предзнаменованные тремя сосудами от Преподобного. С тех пор князь и княгиня имели великую любовь к Преподобному и посылали в обитель его многия милостыни.
Духовная грамота Кирилла
Приближаясь к смерти, преподобный Кирилл написал духовную грамоту, в которой, поручая свой монастырь покрову Божию и Пречистой Богородицы, просит вместе и Белозерского князя Андрея Дмитриевича наблюдать за сохранением в обители введенного им устава. «Во имя Святые Живоначальные Троицы. Аз грешный Кирилло игумен, смотрих, яко постиже мя старость, впадох бо в частые и различные болезни, ими же ныне сдержим есмь, человеколюбне от Бога казним, ради моих грех, болезнен на мя умножавшимся ныне, якоже иногда никогда же, и ничто же ми. возвещающе, разве смерть и суд страшный Спасов будущего века: и во мне смутися сердце мое исхода ради, и страх смертный нападе на мя, боязнь и трепет страшного судища прииде на мя и покры мя тма недоумения. Что сотворити не свем, но възвергу печаль на Господа, да Той сотворит якоже хощет: . хощет бо всем человеком спастися. Се аз Кирило игумен, черньчище грешный, пишу мою грамоту при своем животе и в своем смысле. Предаю монастырь, труд свой и своей братии, Богу и Пречистей Богородице, Матери Божии, Царици небесней, и господину князю великому, сыну своему Андрею Дмитриевичу, и сына своего благословляю в свое место, священноинока Иннокентия. И ты, господине, князь великый, Бога ради и Пречистое деля Богородици, и своего ради спасения,и мене ради своего нищего грешна человека, какову еси, господине, имел любовь доселе к Пречистей Богородици и к нашей нищете, При моем животе, тако бы еси. господине, и по моем животе имел любовь крепку к Пречистей Богородици и к в сыну моему Иннокентию и к моей братици, который имут по моему житьищу жити, а игумена слушати. А что еси, господине подавал свое жалованье, грамоты свои, дому Пречистей Богородици, и моей нищете, чтобы то, господине, твое жалованье и грамотны неподвижны были: как и доселе, господине, при моем животе, так бы, господине, и по моем животе было, занеже, господине, князь великий, нам твоим нищим нечим боронитися противу обидящих нас, но токмо, господине, Богом .и Пречистою Богородицею, и твоим, господине, жалованьем нашего господина и господаря. А тебе, господина князь великого, сына моего, Андрея Дмитриевича, елика исповедал еси Богу и Пречистой Богородици и мне своему отцу, яко человек плоть нося, согрешив, в том тебе во всем Бог простит и благословит. Також и госпожу мою дщерь княгиню великую Ографену Бог простит и благословит; также господина и сына моего князь Ивана Бог простит и благословит; також госпожу и дщерь мою княжну Анастасию Бог простит и благословит. А милость Божия и Пречистой Богородицы на тебе на моем господине князь великом Андрее Дмитриевиче да будет, и на твоей княгине великой, госпоже нашей Ографене, и на вашем сыну, на нашем господине князе Иване и на всех ваших детках, и мое благословение и молитва и братьи моей, господине и господине князь великий Андрей Дмитриевич. Много молю тя о сем и челом бью с Своею братицею, по Бозе и по Пречистой Богородици, тебе своему господарю: однова, господине, игумен ти ся имет жаловати на которую братию, которые, господине, не имут его слушати, а по воле его не ходят а мое житище грешна человека имут перечинивали; и аз господина своего и господаря тебе с слезами много молюся о том, чтобы еси, господине, тому не попустил быти, а тех бы еси, господине, чюнул крепко. Кто по моему житыщю не ходит, а игумена не иметь слушати, и ты, господине, тех вели и из монастыря выслати»12. (Акт. истор. Т. I, № 32).
Приготовление к смерти
Преподобный стал все ослабевать сильней, его различные болезни умножались и он постепенно приближался к блаженной кончине. Незадолго до смерти, призвал богоносный Кирилл к себе братию, которых было тогда пятьдесят три, и строго заповедал им, по смерти его, не нарушать данного им общежительного устава. Поучив довольно братию, он сам назначил им игуменом вместо себя одного из своих учеников, Иннокентия, мужа добродетельного, хотя тот и долго от сего отрекался. Сам же великий подвижник крайне желал безмолвствовать в своей келлии. Ему уже не могли служить ноги во бдениях от его великого воздержания и стояний; не смотря на то, он однако ж не оставлял своего правила келейного; сидя совершал сие правило, и молитва, особенно Иисусова, никогда не преставала в устах его. Не мог св. старец на своих ногах ходить в церковь и когда хотел совершить литургию, – а он никогда не оставлял своего правила служить по праздникам;– учёники. приносили его на руках в церковь. Во св. Пятидесятницу, в последний раз, сам совершил божественную литургию и причастился св. Таин; в Духов, же день стал совершенно изнемогать телом.
Кончина преподобного Кирилла
Вся братия, видя его в крайнем изнеможении сил, собралась к нему в келлию; все скорбели и проливали горькие слёзы о предстоящей тяжкой разлуке с своим духовным вождем и попечителем; от великой любви к нему, желали, и если бы можно было, умереть вместе с ним; а некоторые говорили ему с плачем: «если ты оставишь нас, отче, то и место сие опустеет, ибо многие переселятся из сего монастыря» Но святый сказал рыдавшим ученикам своим: поскорбите о моем отшествии; если получу дерзновение у
Пречистой Его Богоматери, и труд мой будет угоден Богу, то не только не оскудеет обитель моя, но еще более распространится по отшествии моем, только любовь имейте между собою». Братия не могли престать от рыдания, ….тый, утешая плачущих, говорил: «не скорбите, братия и чада, в день моего покоя, ибо мне уже настал час почить о Господе. Предаю вас Богу и Пречистой Его Богоматери, да сохранят вас от всех искушений лукавого; сын мой Иннокентий да будет игумном на мое место; имейте его вместо меня и он исполнит ваши недостатки». Сам же Преподобный так был весел духом, как из чужих и далеких стран возвращающийся на свою родину; не имея никакой печали, он веселился надеждою будущих благ и лишь об одном просил братию, чтобы у них не было раздоров и сваров между собою, и чтобы ничто не разорялось от общего его жития. Иноки со слезами просили себе у него последнего прощения и благословения, он же, как чадолюбивый отец, всех с любовью прощал и благословлял, взаимно прося себе у всех молитв и прощения. В самую минуту исхода души своей причастился, в последний раз, Божественных Таин, и, с молитвою в устах, тихо и мирно предал чистую и святую свою душу в руки Господа; это было 9-го июня, в лето от Рождества Христова 1427, на память тезоименного себе св. Кирилла Александрийского, в понедельник Св. Троицы.
Погребение
В минуту разрешения, неизреченное благоухание пролилось от св. тела Кирилла, – это благоухание всеми чувствовалось; затем лице его просветилось и было чисто и светло, даже больше чем при жизни, и не так, как обычно бывает у мертвых, а как бы живой лик; казалось, он не умер, а блаженно почил. С плачем и рыданием братия положили трудолюбное тело отца своего на одр погребальный: и понесли с псалмопением в сооруженный им храм Успения Пресвятые Богородицы. Совершив надгробное пение, с великою честию погребли св. мощи его по правую сторону собора, где впоследствии над могилою его была воздвигнута часовня, а затем сооружен придел во имя его. Шестидесяти лет пришел св. Кирилл в Белоезерскую пустыню, прожил здесь в своей обители тридцать лет и почил на 90-м году своей жизни. Как при жизни своей, благодатию Божиею и помощию Богоматери, Он творил много чудес, так не преставал творить их и по смерти своей. «Искони бо обыче Бог прославляющих Его прославляти чудесами и по преставлении», замечает древний писатель жития его, .Пахомий Логофет. .
* * *
В 1389 г. даны были князю Андрею Дмитриевичу от отца в удел Можайск и Белозерск со всеми волостями (II. С. Л. IV, 353; VI, 1(8; VIII. 56), Белозерск куплен был еще Иваном Даниловичем Калитою и составлял Великокняжеское имение (Кир. IV, пр. 327).
Упоминаемое в письме князя Андрея чудо Богоматери не может быть отнесено к избавлению России от нашествия Тамерлана; потому что это нашествие было в 1395 г., а Кирилл в ответном письме князю Андрею упоминает о его жене и детях. Князь же Андрей женился только в 1403 г. В 1413 г., в отчине князя Андрея, Можайске, открылись чудеса от иконы Богоматери Кологской. Можно бы думать, что князь Андрей указывает именно на это чудо, но Кирилл в своем письме говорит: что род крестьянский избавлен от нашествия иноплеменных враг чудом Богоматери. А этого нельзя отнести в явлению Кологской иконы Богоматери.
Письмо это писано было Кириллом, вероятно, в 1401 или 1402 г. Когда Василий Дмитриевичь посылал войско захватить суздальского князя Симеона Дмитриевича (П. С. Л. VI, 123, VIII, 79). Оба суздальские князя Василий Дмитриевич Кирдяпа и Симеон Дмитриевич скончалась в изгнании: Кирдяпа в орде в 1403 г./а Симеон Дмитриевичь в вятской земле (Карами, V, 132).
В обители Белоезерской и преподобный Дионисий Глушицкий находился некоторое время в числе учеников св. Кирилла, которого священный лик сохранил на иконе своею кистию.
В жалованной гранате Белозерского князя Михаила Андреевича Кириллову монастырю, на основании прежних жалованных гранат и купчих крепостей, говорится: „Дала баба моя великая княгиня Овдотья в дом Святей Богородице игумену Кириллу село Сандыревское и с лесы и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские; дал отеи(ъ мой князь Андрен Дмитриевичь в дом Пречистой игумену Кириллу паволок Шотин, дана Волочке село Великое с деревнями. Дал Хардам Мордка в дом Святей Богородице игумену Кириллу землицу, да поженку у езовиица, да борок против Святей Богородице; дал игумену Кириллу Флор ОстаФьев деревню Куземьинскую; купил игумен Кирилл у попа Павла деревню Ива- шевскую Мишина; купил игумен Кирило у Серки полдеревни Волковские, да Ульянову полосу, а другую половину тояжь деревни игумен Кирило купил у Тимошки; да у попа Павла деревню Окуловскую, да куиийд игумен Кирило у Никиты Андреева пустошь в Каргобиде, да пожню на Колдине Мостовую; купил игумен Кирило у Клима у Жеребцова деревню Харлимовскую, да деревню Михеевскую; купил игумен Кирило у Серка ниву Волковскую14 (Ак. Арх. эк. I, ЭД 377). Сохранилась одна купчая преподобного Кирилла: „Се аз игумен Кирилл, доложа Есина Иванович Тиуна княжь Юрьева Васильевича, купил есми в дом ИИречистей Богородице, у Нестерка у Мямли деревню и с иными землицами и с поженками, которые немлицы и поженки доселе тянули к той деревне, и с тою ноженкою, которую Нестерко выменял в Ондрееве наволоке; и землица Прибудово, да Месяцево; а дал есми три рубли и сорок бел, да овцу пополняка; а серебро платил от игумена чернец ВарсонОФСЙ44. (Ак. юр. ЭД 72).
Супруга Георгия Дмитриевича, Анастасия, скончалась 1422 г. Июля 11 в Звенигороде (Никон, лег. V, 80).
Подлинник сего завещания хранится в Кириллове монастыре, в ризнице, в позолоченной рамке за стеклом. Грамота писана на столбце обыкновенной бумаги и была сложена мелкими складками. Почерк близкий к полууставу, мелкий, но четкий и красивый, с частыми заглавными буквами, которые протянуты за строки к низу, с титлами и с выноскою некоторых букв на верх строки, и со всеми общеупотребительными знаками препинания. А сверх того с особенным, состоящим из трех точек , а изредко и с знаками придыхания над начальными гласными буквами и с ударениями; слова, между которыми нет знаков препинания, ставлены близко одно к другому: из букв отличается очертанием ч, везде писанное в виде ипсилона малого и большего: У, V, и з, которая писана так, а это несомненный признак древности письма. Список сей грамоты, напечатанный в истории Российской иерархии (ч. IV, стр. 418–419), наполнен грубыми ошибками, пропусками и подновлениями.