Источник

Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г.

§1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году

Однажды преп. Иринарх заснув в своей келье, видит как бы в тонком сне, что Москва истреблена Литвою, Русское царство в плену и местами сожжено. Пробудившись от сна тотчас заплакал и зарыдал по случаю такого видения. Но после плача, озарил его свет на долгое время, и был ему из света голос: «Ступай в Москву и скажи, что видел царю Василию». Преп. оградив себя крестным знамением, думал, не приведение ли это. Но подобный голос был ему до трех раз. После третьего раза преп. пошел к Игумену и рассказал ему свое видение. Игумен, благословив его, немедленно велел идти к царю в Москву, рассказать ему откровение о разорении царства Московского.

§2. Путешествие преп. Иринарха с учеником Александром в Москву

Преп. Иринарх отправился с учеником своим Александром в Москву. На пути зашел в Переславль-Залесский. Тут, остановившись на конюшенном дворе у Никитского монастыря, послал за одним диаконом, вероятно ему знакомым; а сам пошел помолиться св. Никите столпнику, и у гроба его испросить себе благословения. Диакон, за которым преп. посылал, был болен лихорадкой, и от холода лихорадочного, по наущению диавола, влезал в печь. Вместо того, чтобы идти ему к камню, в то время обожаемому суеверными переславцами, находящемуся в буераке за Борисоглебским монастырем. Преп. Иринарх приказал больному диакону бросить этот камень в яму. На этом месте, где лежал камень, обитал тогда злый дух, который творил разные демонские мечтания и привлекал этим к себе мужей, жен и детей из города. В праздник св. первоверховных апостол Петра и Павла народ стекался сюда в большом количестве, чтобы чествовать камень, как они доселе чествовали. За то, что сей камень больным диаконом по приказанию преп. Иринарха был брошен в яму, диавол возбудил против него ненависть и всякого рода клевету от переславских иереев и жителей. Но диакон не обращал на это внимания. И как только пришел изнемогший к преп. Иринарху, то преп. очень обрадовался, поцеловал его о Господе, и, дав ему четверть фунта хлеба, благословил его и сказал: «От сей пищи будешь здоров». И действительно, после вкушения ее, диакон тотчас выздоровел от лихорадки. За что возблагодарил Бога и Его угодника преп. Иринарха. Из Переславля преп. Иринарх со своим учеником пошел в Москву и пришел туда за час дня. По утру пошел с учеником в соборную церковь помолиться Пречистой Богородице и великим угодникам и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Сын боярский Симеон, узнав о цели прихода преп. Иринарха в Москву, тотчас пошел к царю сказать о преп. Иринархе. Царь был очень рад видеть преп. Иринарха, приказал ему взойти в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Старец, взошед в храм, оградил здесь царя крестным знамением, лобызал царя Василия Иоанновича, а царь взаимно его облобызал с любовью, удивляясь его великим трудам. Преп. начал говорить царю так: «Открыл мне Бог, грешному старцу, что Москва будет взята в плен и все русское царство. Я же, оставив многолетние труды свои в затворе, пришел к тебе, царь, рассказать о сем. Ты же, царь, стой в вере твердо и непоколебимо». Рассказав все по порядку царю свое видение, преп. вышел из церкви. царь же Василий взял старца под руку, а ученик Александр под другую, и пошел с ним в царские палаты. Здесь царь спросил старца Иринарха благословить и царицу. Преп. Иринарх не ослушался приказания царя, пошел с ним к царице Марии Петровне в палату и благословил ее. Царица послала ему два полотенца. Угодник Иринарх не брал даров. Он сказал царю, что я не для даров к тебе пришел, а сказать правду. Только по усиленной просьбе царя, не желая огорчить, взял два полотенца. Царь сам из палаты проводил старца Иринарха до дворца и приказал боярину накормить его и напоить и дать свой возок и конюха до монастыря св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Угодник божий Иринарх, подкрепил своп силы пищей у боярина и поехал в свой Борисоглебский монастырь. В Москве он был только двадцать часов7. Приехав в Монастырь помолился Богу и св. страстотерпцам Борису и Глебу, и пошел в свою келию, где опять по прежнему стал неусыпно трудиться и молиться, и просить у Бога милости, дабы он утолил праведный свой гнев, как утолен был над великим градом Ниневией. Конюха государева и возок отослал назад в Москву.

§3. О нашествии Литвы на Русскую землю

Спустя не много времени пришла в Русскую землю Литва. Эти свирепые и немилостивые разорители Русской земли без всякой милости стали истреблять Русскую землю: многие города завоевали, села и деревни жгли, город Дмитров взяли и сожгли. Московскую же силу и посадских людей жен и детей их изрубили, церкви Божии осквернили, и христиан в них умертвили, престолы Божии ниспровергли, одеяния с них сняли, оклады с икон содрали, а иконы побросали, книги обирали, а церкви сжигали. Многие из православных христиан, убоявшись их умерщвления, стали платить им дань, много городов по той же причине покорились им. В 1609-м году город Ростов также завоевали и сожгли: соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернили, мужей, жен, отроков и девиц изрубили, раки великих чудотворцев Леонтия, Исайи и Игнатия и все церковное имущество взяли, и многими другими городами завладели; чем причинили христианскому роду великое бедствие. Много городов стали от них запираться и ограждаться.

§4. О испытании веры старца Иринарха от Литовских людей

Один воевода, именем Микульский (1609 г.) пан Литовский, злой и немилостивый, завоевал Ростов, сжегши посады под Ярославлем и Угличем, и умертвивши в сих городах и посадах множество людей, пришел и в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке. Взошед в келью преп. Иринарха вместе со своими товарищами, стал испытывать его в вере. В кого ты веруешь, спрашивал преп. Иринарха воевода. Преп. сказал: «Я верую во Св. Троицу, Отца и Сына и Св. Духа». А земной царь кто у тебя? Старец сказал: «Русский царь Василий Иоаннович. Живу в России, русского царя и имею, а другого никакого не имею царя, ни короля Литовского, ни царя Крымского и ни каких прелестников века сего». Некто от панов сказал ему с угрозою: «Ты старец изменник, в нашего короля Димитрия не веруешь». Старец отвечал ему на это: «Я веры своей не переменю, и русского царя не отвергнусь. Если ты за сие меня и умертвишь, то я тленного твоего меча не убоюсь, а, радуясь, это стерплю. Во мне пользы не много, а сам будешь в крови: у моего же Бога есть такой меч, который невидимо ссечет вас, а души ваши погибнут в муке вечной». Пан Микульский и другие паны, удивившись твердой вере старца Иринарха, сказали между собою: «Велика в сем старце вера».

§5. О приходе князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с войском в Калязин монастырь

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский шел со своим войском из Новгорода и остановился в Калязине монастыре. Пан Сапега шел против него от Троицы со всею своею силою. Помощью Божией, молитвою Пречистой Богородицы и великих чудотворцев, по пророческому слову Иринархову сила московского войска победила Литву. Пан Сапега своротил прочь со всею своею силою и стал за два ночлега до монастыря Борисоглебского в селе Покровском, замышляя здесь, как бы ему Борисоглебский монастырь, что на Устье реке, сжечь, а братию умертвить. В это время в монастыре была великая печаль. Братия начали друг с другом прощаться. Старец же Иринарх стал утешать своих учеников Александра и Корнилия, говоря: «Да не убоимся пожжения иноверных и их тленного посечения. Если нас сожгут или усекнут, то явимся новыми мучениками как св. отцы». После сего со слезами произнес следующую молитву: «Господи Иисусе Христе, сотворивый небо и землю, Ты Сам Владыко Человеколюбче сказал: не убойтеся от убивающих тело, не могущих души коснутися никакоже. Аще хотя и смертное испиют за имя мое не вредит вас ничесоже. Мы, Господи, надеемся на Тебя: и ныне, Владыко, помилуй нас от такой скорби, належащей на нас, от сих зверообразных губителей, разори совет их совещающ на рабы твоя, и всели в сердца их милость и жалость к святым домам твоим, идеже Господи, Сам живеши во веки, аминь». Вскоре после сей молитвы пришел один из панов в келью преп. Иринарха, благословился от него и подивился старцевым трудам. Пришедши в лагерь, сказал Сапеге: «Я нашел в монастыре только трех старцев скованных».

§6. О пришествии пана Сапеги в монастырь к старцу Иринарху

Сапега выслушав от пана слова, послал его вперед себя сказать Иринарху, что пан Сапега хочет прийти к нему. Старец Иринарх сказал посланному: «Если пан Сапега хочет посетить меня в моей темнице, то и по своей воле придет сюда». Сапега, выслушав от пана старцевы слова, сам пошел в монастырь, и вошедши в келью преп. Иринарха, сказал: «Благослови меня батько. Как ты сию великую муку терпишь?». Старец отвечал: «Ради Бога сию муку терплю в келье сей». Многие паны стали говорить Сапеге: «Сей старец за нашего короля Димитрия Бога не молит, а молит за царя Василия Шуйского». Старец сказал: «Я в России рожден и крещен, за Русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в сем батьке велика, в коей земле жить, тому и царю служить». Паны сказали: «Тебя, отче, ограбили». Старец отвечал: «Да, это сделал пан Сушинский». Паны в ответ старцу: «За то сей пан Сушинский повешен»8. Старец сказал Сапеге: «Возвратись и ты в свою землю, полно тебе воевать на Россию, не выйдешь из нее живой, а если пойдешь на Россию и не послушаешь слова Божия, то будешь убит». Пан Сапега умилился душою от речей преп. Иринарха и сказал: «Чем мне тебе батько даровать? Я такова батька нигде не видал ни здесь, ни в других землях твердого и небоязливого, что не побоялся нашего меча и не ушел». Это по воле Божией делалось, сказал старец Иринарх, а не по моей. «Прости батько, сказал Сапега». Поклонился ему и ушел, прислав старцу в монастырь пять рублей, и не велел трогать монастыря9; а сам пошел со своим войском в Переславль. В монастыре же по уходе Сапеги была великая радость, что Господь избавил их от плена такого страшного врага. Старец Иринарх со слезами молился, чтобы Господь избавил и всю Русскую землю от пленения иноверных.

§7. О благословении князя Михаила Скопина-Шуйского в 1610-м году

Князь Михаил Скопин-Шуйский послал из Переславля к старцу Иринарху испросить благословение. Иринарх послал ему благословение, честный крест и просфору и велел ему идти за Литвою смело, сказав: «Дерзай, Бог да поможет тебе». Князь Михаил Скопин отправил несколько войска10 в Александрову слободу и там при помощи Божией одержал победу над Литвой. Немного спустя и сам князь пришел туда и остановился в слободе. Литва же из под Москвы и из под Троицы стала собираться к Александровой слободе, Князь, узнав это, очень опечалился и послал гонца к старцу Иринарху за благословением. Старец опять послал князю благословение и просфору, сказав: «Дерзай, княже Михаиле, и не убойся, Бог тебе поможет». Князь Михаил одержал победу над Литвой, против него вышедшею. Отселе он послал с войском воеводу к Троице, который дошел до монастыря благополучно. К Старцу же Иринарху опять послал за благословением. Старец, послав благословение князю и просфору, велел ему идти под Троицу. Сапега, узнав это пошел к Дмитрову. Князь Михаил пришел к Троице, никем не беспокоимый на пути. Помолившись Св. Троице и преп. Сергию, и воздав славу Богу, Пресвятой Богородице и русским чудотворцам, отправил свое войско под Сапегу в Дмитров и здесь разбил его войско. Отселе Сапега побежал в Калугу, где и был убит. Князь Михаил от Троицы пошел в Москву, помолился в Соборной церкви пред образом Пресв. Богородицы, облобызал образ Божией Матери Владимирской, приложился к мощам св. чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и отправился домой. Старец Иринарх, послав за честным крестом к князю Михаилу ученика Александра, приказал ему взять у князя крест. Князь Михаил отдал честный крест ученику с радостию и испрашивал себе благословения чрез ученика, послав старцу Иринарху дары. Ученик Александр возвратился к своему учителю с честным крестом и дарами. Преп., приняв с радостию от ученика честный крест и дары, стал со слезами благодарности молиться Богу так: «Слава тебе, Человеколюбче Господи Иисусе Христе Сыне Божий, претерпевший на Честном Кресте распятие нашего ради спасения, оказавший помощь князю Михаилу в победе Литвы, и прогнании врага. Как в Иерусалиме при благоверном царе Константине на супостаты, так и ныне Твоею милостию невидимо прогнана Литва от православных христиан. Ты Господи во веки сохраняеши нас. Аминь».

Князь Михаил Скопин-Шуйский, вскоре после отдания честного креста и даров преп. Иринарху, умер.

§8. Гонение на преп. Иринарха в 1610-м году

Враг, не терпя добра, видя себя посрамленным от преп. Иринарха, воздвиг на него гонение. В 1610 году Патриарх Гермоген прислал в Борисоглебский монастырь в игумена Симона11, человека немилостивого. Этот игумен приказал старцу Иринарху ходить в церковь молиться. Преп. же от великих трудов своих в посте и молитве так изнемог, что и до кельи своей едва мог ходить. Злый игумен Симон, свирепейший и самых неверных врагов, пришел к старцу в келью с братиею, ограбил его без всякой жалости, взяв почти весь его запас. Осталось у него только четыре пуда соли и пуд меду. Ученик его Александр сказал об этом остатке старцу Иринарху. Старец же, вспомнив доброту одного затворника, к которому, когда пришли разбойники и разграбили все его имение, забыв одну только вещь взять; тогда затворник, взяв забытую разбойниками вещь, пошел догонять, и догнав, отдал ее им. Еще другой пример старец припомнил себе в утешение. У одного монаха разбойники также ограбили все его имение. Он сказал им: у меня еще осталось из имения. Первые разбойники, тронутые такою нестяжательностью затворника отдали ему все; а ограбившие монаха, ничего ему не отдали. Преп. Иринарх приказал ученику Александру отдать игумену и последнее. Вечером, сидя в келье своей, пр. Иринарх вдруг видит юношу в белых ризах близ себя стоящим и светлым лицем на него смотрящим и говорящим ему: «Немилосердый и скаредный как зверь, игумен, пришедши к тебе, все твое имение ограбил, а еще не насытился». Сие сказав, он сделался невидим. Старец же Иринарх всю ночь провел в молитве к Богу. На утро приходит игумен в келью преп. Иринарха, приказывает взять его и вывести вон из кельи. Четыре человека, по приказанию немилостивого Игумена взяли преп. Иринарха, изнемогшего от великих трудов, под рамена и повлекли. Сам немилостивый игумен понес на себе шесть сажень ужища железного. Так бесчеловечно поступивши с преп. Иринархом, выломали ему левую руку и бросили его за три сажени до церкви. Преп. Иринарх, пробыв тут 9 часов, так взывал к Богу в молитве: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, не постави им греха сего, яко всуе мятутся и не ведят, что творят. Избави мя Господи скорби сей и даждь ми терпение, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Преп. Иринарх, лежа один, будучи оставлен и учениками своими, осмотрелся кругом и вдруг видит в светлых ризах юношу, который ему сказал так: «Услышал Бог молитву твою, и если чего просишь, дастся тебе». И вдруг сделался невидим. Ученик его Александр в своей келье так молился Богу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий! сколько нам, Господи, скорбей и нужд с учителем нашим от сих пьяниц еще терпеть. Буди Твоя воля с нами». И был ему голос от честных крестов: «Пойди к игумену и скажи ему, зачем ему бороться против судеб Божиих». Старец Александр пошел в церковь к игумену и стал ему говорить: «Отпусти старца Иринарха в свою келью на обещание с его учениками, да не зле испустишь душу свою, борясь против судеб Божиих». Игумен опять благословил старца Иринарха вместе с учениками его на затвор. Старец, взошед в келью, возблагодарил Бога в молитве своей так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, ведый вся тайная сердца, не сокроется от Тебе, Господи, ничто, и все находится в воле Твоей. Ты еси Бог наш и Тебе единому служим, избави нас такового гонителя, дай нам терпение по воле Твоей Владычней, Аминь», и был ему голос свыше: «Дерзай, старче, Я с тобою всегда: но ждал конца твоего подвига. Терпению же твоему удивились все Ангелы и Архангелы, видя твои великие подвиги. Отселе не будет тебе никакого зла и никакого гонителя». Старец слыша сей глас, не видя никого, только со слезами непрестанно творил молитву, крестясь: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий! помилуй меня грешного от искушения». Вскоре после сего игумен Симон был выгнан из монастыря.

§9. О приходе Литвы под Москву и сдаче Москвы лестью

Литва, узнав о смерти князя Михаила Скопина-Шуйского, пошла опять к Москве и стала со своим войском под Москвой. Хитростью и лестью взяли в плен Москву. Царя Василия Иоанновича сдали врагам, которые сослали его в Литву. Таким образом Москва взята в плен, множество людей в ней истреблено. И сбылось видение преп. Иринарха, которое он видел в 1608-м году, о взятии в плен Москвы.

§10. О приходе панов в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке, в 1612 году и о рассказе ими о смерти пана Сапеги старцу Иринарху

Осенью, после Дмитрова дня, пришла Литва в Ростов. В это время игумен Борисоглебский ушел с братиею на Бело-озеро от Литвы, боясь их мучения. Старец Иринарх остался с своими учениками в своей келье, молясь непрестанно Богу. Пришла Литва в Борисоглебский монастырь и пробыла здесь десять недель. Один из панов, пришедши к старцу Иринарху в келью сказал: «Благослови отче! А пан Сапега, по твоему пророческому слову убит». Преп. Иринарх сказал: «Идите и вы в свою землю, и вы живы будете. Если же не выйдете из нашей земли, то и вы также будете побиты». Пан, ушед в свой лагерь12, рассказал о сем прочим панам. И они начали приходить к старцу: а старец Иринарх им тоже говорил, что и первому пану. Один воеводин сын пришел к преподобному за благословением, намереваясь возвратиться домой. Преп. Иринарх благословил его, а воеводин сын поклонился старцу до земли и рассказал о благословении старца своему отцу. Слыша это отец пошел к старцу за благословением. Старец и его благословил сказав: «Только не трогай монастыря и города Ростова». Воевода пошел со всею своею силою восвояси, не тронув монастыря и Ростова. В монастыре же была радость велика, что Бог избавил от такой великой скорби.

§11. О благословении преп. Иринархом князя Дмитрия Михайловича Пожарского и нижегородского посадского человека Космы Минина

Велика была печаль в Москве от того, что Литва там. Нижегородцы молились, чтобы Господь Бог очистил Москву от этой великой печали. В Нижнем Новгороде был в то время князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы стали упрашивать князя Дмитрия Пожарского, чтобы он шел в Москву очистить от иноверных. Они дали ему подмогу на рать, деньги и запас на ратных людей. Помогали ему и другие города. Силы у него умножилось. Выбрали Нижегородцы от себя доверенного торгового человека Косму Минина, который в совете с князем был за одно. Пошли они к Ярославлю, куда за ними ратные люди начали собираться со всех городов русских, стоять за веру православную и умирать за святые Божии церкви. Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, узнав о приходе князя Пожарского с Космою Мининым в Ярославль со всею силою, прислал гонца сказать, чтобы они спешно шли к Москве. Князь Пожарский же с Мининым боялся идти в Москву Ивана Заруцкого, который под Москвой убил Прокопия Петровича Ляпунова. Старец Иринарх послал Князю Пожарскому просфору и благословение сказав, чтобы он не боялся Заруцкого, а шел поспешно под Москву, где узрит славу Божию. Князь, сими словами Иринарха ободрившись, пошел со всею ратью к Москве. Идя из Ярославля по Ростовской дороге от Шопши своротил на Суздальскую дорогу помолиться в Спасо-Евфимиевом Суздальском монастыре на могиле своих родных13, а Минин пошел прямо Ростовскою дорогою, и дошед до Ростова, дожидался здесь князя Дмитрия Пожарского. Из Ростова они оба вместе зашли в Борисоглебском Монастыре к преп. Иринарху за благословением. Старец Иринарх, благословив их, дал им свой крест на помощь. Князь после благословения Иринархова и получения от него креста, ободрился духом, пошел на Переславль, на Сергиев монастырь, где, помолившись Св. Троице и преп. Сергию, послал под Москву к князю Дмитрию Трубецкому воеводу Дмитрия Ляпунова. Кн. Трубецкой был рад помощи. А Заруцкий по слову старцеву убежал из-под Москвы, будучи гоним невидимою Божиею силою. Литва же идет в Москву к тем из них со своими запасами, которые ее заняли. Узнав об этом, князь Трубецкой прислал гонца к князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, чтобы он спешил в Москву. Воеводы молились Богу в Св. Троице поклоняемому и московским чудотворцам. Святая Троица и угодники московские оказали им свою помощь на одоление Литвы. Ее одолели. А князь Димитрий с Божией помощью взял Китай-город. Литва же засела в Кремле. Немного спустя и засевшие там сдались. Князь Дмитрий Пожарский, вошедши в Кремль, в знак благодарности к Богу за одоление врагов, с усердием помолился Божией Матери и угодникам московским. В Москве же была великая радость, что помощью Божией она очистилась от Литвы. Но в монастыре у Бориса и Глеба, что на Устье реке, была великая печаль от того, что доставляют запасы кормовые на ратных людей. У самих в монастыре от разорения Литвы почти ничего не осталось. Игумен с братией и вместе с крестьянами пришли к преп. Иринарху просить его, чтобы он отпустил своего ученика Александра в Москву походатайствовать о помощи и защите у Князя Пожарского. Иринарх, отпустив своего ученика Александра в Москву, наказывал ему взять обратно у князя свой честный крест, который давал ему на помощь против врагов. Ученик Александр пришел в Москву в то время, когда была там радость от того, что король литовский убежал из Вязьмы в свою землю. Быв у князя Пожарского, передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь очень был рад сему, дал грамоту, чтобы не давать на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения. Получив грамоту, Александр отправился в свой монастырь и передал ее игумену, чему он очень обрадовался. После сего пошел в келью к своему учителю старцу Иринарху, отдал ему крест, взятый у князя и передал его поклон.

§12. О царе и великом князе Михаиле Феодоровиче

По устроению Божию, по приговору князей, бояр, воевод, преосвященных митрополитов. архиепископов. епископов, архимандритов и игуменов, в 1613-м году Великий Князь Михаил Феодорович Романов избран был царем всей России и коронован в Москве. О сем была радость во всей Москве, но печаль была в Угличе и Вологде, где в окольных местах много лилось христианской крови от казаков, много городов и сел запустело. Благоверный государь и великий князь Михаил Феодорович послал боярина своего и воеводу князя Бориса Михайловича Лыкова смирить казаков, отправив в Ярославль с войском данным ему из семи городов.

§13. О благословении преп. Иринархом князя боярина Бориса Михайловича Лыкова

В то время, когда Литва с Черкесами пришла в село Даниловское, князь Борис послал старца Иоакима к старцу Иринарху за благословением. Угодник Божий Иринарх послал князю просфору и благословение и вместе приказывал ему, чтобы он преследовал Литву. Во время преследования Литвы князь шел две недели и догнал ее за Костромой не доходя Нижнего Новгорода, где помощью Божией одержал победу над Литвою, многих из них взял в плен и отослал к царю, а сам пошел к Вологде со всем своим войском на казаков, чтобы освободить Вологодский и Белозерский уезды от разорения их. Казаки сначала убежали от преследования князя на Белоозеро, потом в Углич, где простояли две недели; наконец ушли под Москву и тут остановились.

§14. О пришествии князя Лыкова к старцу Иринарху в монастырь

Князь Борис Лыков, послав ратных людей под Москву, сам пошел помолиться в монастырь Борисоглебский и испросить лично у преп. Иринарха благословения. Побывав у старца и взяв у него крест, князь отправился со всем своим войском к Москве, и там, переняв казаков, явился к царю. В Москве была великая радость, что злой казачий совет молитвами Пресв. Богородицы, московских чудотворцев и благословением старца Иринарха разорился. После сего и в других городах сделалась тишина и спокойствие. А преп. Иринарх непрестанно со слезами Богу молился, странников принимал, бедным помогал, от притеснения сильных защищал и ко всем являл всякую милость.

* * *

7

В книжке житий русских святых 1857 сказано 12 часов.

8

В жизнеописании русских святых за месяц январь в житии преп. Иринарха вместо повешен напечатано побежден. В Рукописном же житии, в монастыре находящемся, и у Борисоглебских слобод написано: повешен.

9

В знак сего, говорит предание, пан Сапега оставил в монастыре знамя, которое и доселе хранится там. На нем вышито битью: вверху Господь Саваоф благословляющий в средине Иисус Навин, снимающий сапог по повелению Архангела Михаила ему явившегося в воинском одеянии. Надпись вышита битью же серебро-позлащенною. Она содержит в себе историю об Иисусе Навине и выписана из его книги гл. 5 стт. 13, 14, и 15. Знамя конца XVI века. Вышито очень хорошо, хорошо и сохранилось.

10

В рукописном списке вместо несколько войска написано посылку.

11

В Синодиках Борисоглебск. монастыря XVI века написано: Сѵмонъ, также написано и в рукописном житии 1753 года, хранящемся в Борисоглебской библиотеки. Древнее сего жития там нет.

12

Лагерь Панов был между Борисоглебским Монастырем, и женским Троицким, что в Бору (теперь приходскою Церковью). Здешние жители и доселе зовут то место, где был лагерь, фатерами. Теперь это место поросло лесом. Но канавки, означающие расположение лагерных палаток, и доселе заметны.

13

См. в Ярославском Литературном сборнике 1850 года; на стр. 65–66 статью Серебреникова.


Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов / Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle