И. Крылов

Глава I

Когда по вступлении народа Израильского в землю обетованную была она разделена, по велению Божию, в то время не дано удела племени Левиину, во исполнение также веления Божия. «В земле их не наследуешь наследства и не будешь иметь участка среди них: потому, что Я часть твоя и наследие твоё среды сынов Израилевых. И сынам Левииным даю Я всю десятину «во Израиле». (Чис.18:20). Так сказал Господь одному из потомков Левииных, жрецу Аарону. Между тем заповедано Израильтянам, чтобы каждое колено назначило в своём уделе города с предместиями для жительства Левитам. Посему, племени Ааронову в колене Иудином, дан город Хеврон, находившийся в Горней, т.е. на крутой части гор Иудейских, к югу от Иерусалима за Вифлеемом, в расстоянии от Иерусалима восьми часов пути1.

Лет четыреста протекло с того времени, и потомство Аароново размножилось в таком великом числе, что было невозможно всему вместе служить в Церкви. Тогда царь Давид разделил его на двадцать четыре чреды, чтобы каждая чреда одна за другою служила свою седмицу в Церкви и таким бы порядком могли все совершать службу в Храме. Более пяти тысяч человек заключалось во всякой чреде, из каждой Царь Давид избрал самого достойнейшего и поставил его начальником чреды той, что бы каждая чреда имела своего главного Священника. Дабы не было между ними спора о старшинстве; которой чреды Священнику служить первую седмицу, которому вторую и так далее, бросили жребий, и по жребию каждая чреда начала совершать в Церкви свою седмицу. Жребий восьмой седмицы достался священнику Авию.

Прошло с тех пор тысяча лет. Но чреды Священников сохранялись во Храме. Земля Иудейская уже подпала под суд Римлян, которые, явясь судьями внутренних раздоров Иудеев, утвердили Иудейским Царём Идумеянина Иродо Великого. Тогда-то приспело время, в которое желали жить многие пророки и праведники Ветхого Завета, в которое должно было исполниться обещание, данное Богом первому человеку о пришествии на землю Спасителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа.

Но когда надлежало исчезнуть тьме ночной обладавшей землёю, и благодатное солнце – Христос готов был воссиять миру; тогда долженствовал явиться и предтеча солнца, блестящая утренняя денница, Предтеча Христов Иоанн, чтобы приготовить путь Господу.

В это время, во дни Ирода, Царя Иудейского, жил от племени Авии сын Священника Варахии, Священник Захария. Он имел и жену из племени же Ааронова Елисавету, внучку Священника Матфана, сестру Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Захария и Елисавета были оба праведны пред Богом, во всём беспорочно поступали по заповедям и уставам Господним. Но Господь посетил Елисавету неплодством. Супруги не имели детей, и пламенно моля Господа даровать им детище, состарились бездетными. Захария с Елисаветою жили в городе Хевроне и, как думают иные, кроме городского дома имели ещё дом загородный в расстоянии полчаса езды от города.

Родилась в мир та Жена, Семя Которой должно стереть главу змия; исполнилось Марии три года и Праведные Родители Ея Иоаким и Анна, выполняя обет свой, ввели Пречистую Отроковицу в Храм; в то время Захария (говорят писатели почитающие Захарию Первосвященником), как Пророк восхваляя Отроковицу, ввёл Её во Святая Святых, куда не позволялось входить не только женщинам, но и Священникам; один только Архиерей вступал туда, и то раз в год, а Захария позволил Деве Марии во всякий час входить молиться во Святая Святых. Пребывая во Храме, Мария день ото дня росла и укреплялась духом. Захария, исправляя своё служение во Святилище, видал Её в беседе с Ангелом, приносящем Ей пищу.

Так прошло от дня введения во Храм Девы Марии одиннадцать лет, когда однажды Захария по обычаю отправляя во Храме седмицу чреды своей в то время, как множество народа молилось вне Храма, вошёл во Храм Господень окадить алтарь фимиамом; вдруг явился ему Ангел Господень, стоящий по правую сторону алтаря кадильного. Захария узрев Ангела, смутился и пришёл в страх. Но Ангел глаголал ему «не бойся Захария; услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь ему имя: Иоанн2. И будет тебе радость и веселие, и о рождении его возрадуются многие; потому что он будет велик пред Богом, не будет пить вина и никакого напитка; и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцев детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ готовый (Лук.1:13 –17).

– «Чем удостоверюсь в этом?» сказал Захария Ангелу, «я стар и жена моя в летах преклонных». –

Ангел отвечал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом и послан говорить с тобою, и возвестить тебе эту радость. И вот, ты онемеешь, и не будешь говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время».

Между тем народ ожидал Захарию и удивлялся, отчего он так долго замедлил во Храме. Наконец вышел Захария и уже не мог говорить к народу. Народ понял, что Захария видел видение во Храме. Захария знаками объяснялся с народом, и остался нем, в наказание за недоверие, и, может быть, в предвестие молчания, которое имели наложить на весь сонм Левитский глаголы воплощенного Слова3. Когда кончилась седмица чреды его он возвратился домой. И по возвращении Захарии, зачала Елисавета, и таилась пять месяцев, говоря «Так сотворил мне Господь в эти дни, в которые призрел на меня, чтобы избавить от нарекания между людьми».

В шестый месяц был послан Ангел Гавриил благовестить Пресвятой Деве Марии, о зачатии и рождении Ею Господа Бога нашего Иисуса Христа. В то время, когда Пречистая Дева спросила Ангела: «как будет это, когда я не знаю мужа?». Ангел отвечал: «Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; почему и рождаемое будет свято и наречется Сын Божий. Вот и Елисавета, родственница твоя называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц; нет ничего невозможного для Бога (Лук.1:35–37).

Когда Ангел отошёл от Пречистой Девы, она поспешно пошла в нагорную сторону, в город Хеврон к Елисавете. Но не в городском доме, по преданию, а в загородном встретила Елисавета Марию. Когда услышала Елисавета приветствие Мариино, младенец взыгрался во чреве ея; Елисавета исполнилась Духа Святого и воскликнула: «Благославена ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда дошёл голос приветствия Твоего до ушей моих, тогда взыгрался младенец радостно во чреве моем. И блаженна поверившая, потому что сказанное Ей от Господа исполнится». (Лук.1:40–45).

И так Иоанн ещё во чреве Матери прежде пастырей и волхвов, первый из людей познал Христа, явившегося в мир, и первый приветствовал Его и возрадовался Ему.

Мария пробыла у Елисаветы около трёх месяцев, и оставила её незадолго до рождения Предтечи.

Настало время родить Елисавете, и она родила сына в старости от заматерелой утробы, как в древности Сарра Исаака. Прежде нежели Дева родила Христа, заматеревшая родила Предтечу Его, дабы люди, видя преестественное рождение от состарившейся жены, веровали преестественному рождению долженствующему быть от небрачной девицы, и помышляли: Всемогущая сила Божия, которая разрешила неплодство старицы, сильна и непорочную девицу соделать Матерью. И чудеснейшему рождению Христову Предтечею было чудесное рождение Иоанново. По воле Божией в Елисавете и Марии порядок рождения превзошёл уставы природы.

Услышав, что Елисавета родила сына, родственники и соседи обрадовались этому, вместе с престарелою матерью.

В восьмой день по обычаю пришли в дом Захарии Священники и родственники обрезать младенца и хотели назвать его именем отца, Захарией. Но мать возразила: «нет, назовите его Иоанном». – Ей отвечали: «в родстве твоём нет никого, кто бы назывался этим именем». Стали спрашивать знаками немого отца, как бы он хотел назвать сына. Захария потребовал дощечку, и написал Иоанн имя ему.

Все удивились. И в тот же миг, как будто ключ, слово Иоанн отверзло уста Захарии. Он начал говорить, благословляя Бога, и исполнясь Духа Святого, стал пророчествовать, говоря:

«благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой, и сотворил избавление ему и воздвиг род спасения нам, в дому Давида, раба своего; как возвестил устами бывших от века, святых пророков своих4, что «спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет завет святый Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, по избавлении от руки врагов наших, небоязненно служить Ему, в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышняго, убо предъидешь лицем Господним, уготовать пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение во оставление грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, коим посетил нас Восток свыше, осиять сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира!». (Лк.1:68–9).

Страх напал на всех соседей, и по всей нагорной стране Иудейской разнёсся слух о чудном рождении Иоанна. Все слышавшие то положили в сердце своем, говоря: «что будет младенец этот?» То же самое думали и удивлённый Царь Ирод, когда достиг до него слух о рождении Иоанна. Все со страхом ждали чего-то.

Наконец протекло шесть месяцев по рождении Иоанна, и в Вифлееме Иудейском в вертепе родился Спаситель мира. Когда Творцу вселенной земля приносила в дар вертеп и ясли, тогда там – горе разверзлось небо, лучезарный свет озарил ночную тьму, и хор Ангелов воспел: Слава в вышних Богу! И на земле мир, к человекам благоволение! Дивная звезда взошла на востоке и возвестила всему миру о рождении давно ожидаемого. И вот со звездою идут от востока Волхвы, поклониться рождшемуся. Вступают во Иерусалим и вопрошают: где родился Царь Иудейский? Царь Ирод испугался, трепещет за земное царство своё, и замысля адское дело, начинает выведывать у Первосвященников и книжников о месте, где должен родиться Христос, а у Волхвов о времени явления звезды; потом с обманом говорит Волхвам: когда найдёте Христа, возвестите мне, и я пойду поклонюсь Ему. Волхвы, по повелению, полученному во сне от Ангела, не возвратились к Ироду. И испуганный, разгневанный Царь повелевает избить всех детей, не старее двух лет в Вифлееме, и во всех пределах его.

Тогда Ангел Господень явясь во сне Иосифу, повелел бежать со Христом и Матерью Его во Египет.

Уже сбывались слова Пророка Иеремии: «глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». (Иер.31:15): Звереобразные воины без пощады избивали безвинных младенцев. Тогда Ирод вспомнил и о чудно-рождённом Иоанне, и помыслив; не он ли должен быть Царём Иудейским; послал нарочных убийц в Хеврон, в дом Захариин, убить Иоанна. Но посланные уже не нашли Святого Иоанна. Рука Господня пребывала с ним.

Когда началось детоубийство в Вифлееме, тотчас услышали о том в Хевроне, находящемся недалеко от Вифлеема. В тот же час Елисавета взяла младенца Иоанна, и бежала с сыном в высокие пустынные горы. Захария же в то время отправлял во Храме службу чреды своей. Елисавета сокрываясь по горам, молилась со слезами Богу, чтобы защитил её с младенцем. В один час увидела она с высоты горы воинов, ищущих её с Иоанном. Уже убийцы приближались к Елисавете; не видя более спасения себе и младенцу, она воскликнула к горе, на которой стояла: «гора Божия! Прими мать с младенцем». В тот же миг гора разверзлась, приняла Елисавету с Иоанном в недра свои, и сокрыла от убийц. Не найдя Иоанна, убийцы возвратились к Ироду. Тогда Ирод послал их в церковь к Захарии, с повелением; чтобы он выдал сына Иоанна. Святый Пророк Захария отвечал: «Я ныне служу Господу Богу Израилеву, а о сыне не знаю, где он». – Ирод разгневался и опять послал к Захарии, повелев: ежели он не выдаст сына, убить его самого. Совершая приказ Иродов, убийцы, как свирепые звери, устремились к Захарии и яростно вскричали Священнику Божию: где спрятал ты сына своего, выдай его нам. Если же не выдашь, сей час убьём тебя самого.

Святый Захария отвечал: «вы убьёте тело мое, Господь же примет мою душу».

В тот же миг убийцы бросились к Захарии, и убили его между Церковью и алтарём; истекшая кровь мученика Божия сселась на мраморном полу и сделалась как камень, в обличение Ирода и в вечное осуждение его.

Между тем осененная покровом Божиим Елисавета пребывала с Иоанном в расступившейся горе. Там по повелению Божию образовалась для них пещера и потёк источник чистой воды; а над пещерою выросло финиковое дерево, покрытое плодами и когда наступало время вкушать пищу, дерево преклонялось к низу, подавало плоды свои, и потом снова подымалось. По прошествии сорока дней от убиения Захарии, Елисавета скончалась в пещере. С того времени Ангел Господень питал одинокого младенца Предтечу Христова Иоанна до тех пор, пока он возрос; и потом хранил его в пустыни до самого явления народу Израильскому.

«Сие уединение нужно было для того, чтобы дух Иоанна ни растлился поврежденным в сии времена учением человеческим; и чтобы его свидетельство о Иисусе Христе, Которого он не мог знать иначе, как по откровению, не имело вида свидетельства человеческого»5.

И ныне показывают пещеру, в которой воспитался младенец Иоанн. Она образована в полугоре под глубоким оврагом. «Уединение это дико, но живописно расположением окрестных гор и плодоносными деревьями, обильно растущими на дне долины. Чистый широкий ключ бьёт из ущелья, образуя тесный водоём в скале у самого входа пещеры, и бурно стремится в глубину оврага, придавая новую красу пустыни. «Ложе младенца находится в глубине пещеры».

Так описывает это место наш путешественник6, и продолжает:

«В дикой тишине сего уединения и в горней беседе напитался Иоанн того Божественного духа, который излил в благовестии по всей Палестине. Иордан уже увидел его на брегах своих в полноте высокого звания, вооружённого водами крещения против нечистоты мира, и крепкою гранию поставленного в пустыне посреди двух заветов, преобразуя обрезание плоти в крещение Духом. Пустыня сия, как бы преддверие Иордана, подобна для нас те очистительным молитвам, которыми отрекаются от соблазнов мира, ещё до совершения таинства; ибо и сам Иоанн здесь освятился духом и очистил покаянием народы, прежде, нежели повлёк их к Иордану».

* * *

* * *

1

Ныне селение Св. Иоанна.

2

Слово Еврейское, по-русски: благодать Господня.

3

Начер. Цер. Биб. Ист.

4

Псалом 131:17–18, Быт.22:16–18.

5

Нач. Цер. Биб. Ист.

6

А. Н. Муравьёв.



Источник: Жизнь честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, собранная из Святаго Евангелия и Книги: Жития святых, И. Крыловым : с 4 гравированными картинами. - 5-е изд., напеч. с изд. 1852 г. - Москва : Издание Салаева, 1856 (В типографии М. Смирновой). - 105, [3] с., [4] л. ил. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Апреля 26 дня 1856 года. Московская Духовная Академия. Цензор, Профессор Математики Протоиерей Пётр Дилицын. Напечатано с издания 1852 года.

Комментарии для сайта Cackle