И. Крылов

Глава III

Рождению Господа нашего Иисуса Христа в земный мир предшествовало рождение Предтечи Его Иоанна; так и вольной смерти Господа долженствовала предшествовать смерть Иоаннова, дабы как на земле Иоанн проповедывал людям пришествие Христово, так и заключённым во аде душам Святых Праотцев принёс радостную весть о скором сошествии во ад Искупителя рода человеческого.

Христос пострадал и умер за грехи всего человечества. Предтеча Его страдальчески умер от беззакония Царя Ирода. Вот как это было:

Царь Ирод, называемый Антипа, был женат на дочери Аравийского Царя Арефы. Прожив с нею уже не малое время, прельстился он красотою своей невестки Иродиады, жены брата Филиппа, и воспылал к ней беззаконною страстию, по желанию самой Иродиады, прогнал законную жену свою и вступил в непозволенный союз с женою брата, который, как говорят, был жив. Но ежели бы Иродиада, и не имела уже мужа, то закон Иудейский не позволял бы жениться на ней Ироду, потому что у Иродиады было от Филиппа дочь. А Иудейский закон повелевал брать за себя после брата жену только тогда, когда брат не оставил детей. И так Ирод против всех законов взял себе в жёны Иродиаду, жену живого брата своего, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель.

Такого беззакония не стерпел ревнитель закона Божия, изобличитель грехов человеческих, проповедник покаяния Иоанн Креститель. Он в лице и при всех обличал Ирода в прелюбодеянии и похищении жены брата своего, и говорил ему прямо: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ирод, не снеся обличения повелел взять Иоанна и посадить в темницу. Более же Ирода злобилась на Иоанна Иродиада, и хотела немедленно убить его, но не могла. Сам Ирод воспрещал то исполнить, и берёг заключённого от жены, желавшей смерти Иоанновой.

Ирод почитал Иоанна, как мужа праведного и Святого; он прежде с наслаждением слушал его, и по словам Иоанновым поступал во многом, как надобно доброму Царю, и теперь боялся выдать его на убиение. Но прельщённый женщиною, боялся уже более народа, нежели Бога, потому что весь народ чтил и любил Иоанна как пророка, и узнав о убиении его, мог взбунтоваться против Ирода. Иоанн и в темнице продолжал обличать Ирода в беззакониях.

Иоанн заключён Иродом в темницу по прошествии немногого времени от первой Пасхи после крещения Господня, когда Иисус Христос, бывший в Иерусалиме на праздник Пасхи, не удалился ещё из Иудеи. Ибо, по сказанию всех Евангелистов, заключение Иоанново в темницу сближается с удалением Иисуса Христа из Иудеи в Галилею.

Ученики Иоанновы, оставшись одни без учителя своего, и вероятно увлекаемые невыгодными о Христе толками Книжников и Фарисеев, соблазнились делами Христовыми. Так видим, что когда Господь, пред наступлением второй Пасхи Своего служения возлежал на вечери в доме мытаря Матфея или Левия, ученики Иоанновы пришли ко Христу и спросили Его: «для чего мы и Фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф.9:14).

И отвечал Иисус: «могут ли брачные гости печалиться, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». При сем Господь сказал им притчу: «Никто не приставляет лоскута от нового платья к старому платью! А иначе и новое он испортит; и к старому не пристанет лоскут от нового. И никто не вливает вина молодого в вехи старые; а иначе вино молодое порвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; и тогда и то и другое, сбережётся. И никто пивши старое, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». (Лк.5:36 –39).

И по заключении Иоанна в темницу, ученики его имели вход к нему. Когда они собирались к учителю, Иоанн учил их молиться, жить по закону Божию и проповедывал им о пришедшем в мир Мессии. Уже после второй Пасхи служения Христова, когда Христос наполнял землю Израильскую Божественным Своим учением и множеством дивных чудес, когда страх объял всех, и все славя Бога, говорили: «великий пророк востал между нами и Бог посетил людей своих; и когда слух о Христе разнёсся по всей Иудеи и по всем ея окрестностям, тогда ученики Иоанновы, пришедши в темницу к учителю, рассказали о всём том. Иоанн, уже готовый скоро оставить землю и учеников, хотел, чтобы ученики его не соблазнились о Христе, и собственными очами увидели чудеса Иисуса Христа, совершенно удостоверились, что Он есть желанный Мессия, пришествия Которого с таким нетерпением ждал род человеческий несколько тысяч лет. Посему призвав двух учеников своих, Иоанн послал ко Христу сказать: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

Посланные, пришедши ко Христу сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе узнать: Ты ли Тот, которому должно придти, или другого ожидать нам? В это время Христос исцелил многих от болезней, недугов, от злых духов и многим слепым даровал зрение. И был ответ Христов ученикам Иоанновым: «подите, перескажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозирают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищим благовествуется. И блажен, кто не соблазнится о Мне». (Мф.11:2, Лк.7:21–23).

Когда ученики Иоанновы ушли, Христос начал говорить народу об Иоанне:

«Чего смотреть ходили вы в пустыню? Трости ли ветром колеблемой? Чего же смотреть ходили вы? Человека ли в дорогие одежды одетого? Одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся во дворцах Царских. Чего же смотреть ходили вы? Пророка ли? Так, говорю вам, и более Пророка. Сей есть, о котором сказано в писании: Се, Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою12. Истинно говорю вам: из рожденных жёнами не было больше Пророка Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии небесном больше его. Закон и все Пророки до Иоанна: от дней же Иоанна Крестителя доныне Царствие небесное силою берётся и усильные искатели достают оное. И ежели хотите знать: он есть Илия, которому должно придти. – Имеющий уши слышать, да слышит!» (Лк.7:24–27, Мф.11:7–15).

Весь народ и мытари, слушавшие Христа, воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестясь от Иоанна.

Тогда-то Христос сказал о них: «с кем сравню людей рода сего и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улицах, кличут друг друга, и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы вели вам плачевныя песни, и вы не плакали. Пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба ни ест, ни вина не пьёт; и говорите: в нём бес. Пришёл Сын человеческий, и ест и пьёт, и говорите: вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам. Но все чада премудрости воздали ей справедливость». (Лк.7:31–33).

Вскоре после этого настал день рождения Царя Ирода, тогда предстал случай Иродиаде умертвить Иоанна Крестителя. Ирода праздновал своё рождение в своём Самарийском городе Севастии, и давал вечерний пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Во время пиршества вошла к пировавшим дочь Иродиады и начала плясать так привлекательно и соблазнительно, что прельстила Царя Ирода и гостей его. Ирод, восхитившись пляскою девицы, сказал ей при всех: «проси у меня, чего хочешь, и дам тебе», и с клятвою прибавил: «чего бы ты у меня ни просила, дам тебе, даже до полуцарства моего». Она вышла и спросила мать: – чего просить у Царя?». Злая Иродиада не на доброе дело наставила дочь, не надоумила просить у Царя хотя дорогих нарядов, сколько нибудь приличных ея девическому возрасту, но научила просить того, что свойственно желать не девице, а злым мучителям, воспользовалась удобным случаем исполнить своё зверское желание. Иродиада сказал дочери: «прости главу Иоанна Крестителя». Девица тотчас же поспешно вошла на пиршество и с просьбою сказала Царю: «хочу, что бы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но дав клятву, не хотел ей изменить, тем более, что клятва дана была в присутствии гостей. Ирод, будучи пьян, не только забыл святость Иоанна, но и прежнюю свою боязнь – убить его. И тотчас послал стража в темницу к Иоанну, повелев отрубить Иоанну голову и на блюде принести к себе. Страж исполнил повеление Царское, отрубил главу Иоанну Крестителю в темнице. Так окончил земную жизнь свою Предтеча Христов на 33 году от рождения. Это было в глубокую ночь; потому что пир был вечером, продолжался долго, все уже опьянели, когда вошла плясать дочь Иродиады, не мало времени забавлялися её пляскою, и тогда уже послано было совершить беззаконное убийство. Вдруг, среди весёлого пира, принесена на блюде глава Святого Иоанна Предтечи. Ещё кровь капала из нея, и внезапно, как пишут некоторые, замершия уста Крестителя проговорили Ироду те же обличительные слова, какия вещали ему при жизни: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ирод отдал её плясунье, та безбоязненно взяла её с блюдом, и отнесла своей злой матери. Иродиада, взяв от дочери главу Предтечеву, долго колола иглою язык Крестителю, который обличал ея беззаконие; и довольно надругавшись над главою Предтечевою, не отдала хоронить её вместе с телом, боясь, что Иоанн воскреснет, когда приложена будет глава к телу, и опять станет обличать её с Иродом в грехах. Она глубоко закопала Крестителеву голову в землю во дворце своём, в месте тайном и нечистом; а тело Предтечево, ученики Иоанновы, в ту же ночь взяли из темницы, погребли близ оной, по преданию около гроба Пророка Елиссея. После этого пошли они к Иисусу Христу и рассказали Ему о всём случившемся.

Зная, за что предан Иоанн Креститель на смерть, нельзя не заметить, что Христа и Предтечу Его вели на убиение два главные греха, обладавшие всем родом человеческим. Христос продан за деньги, Предтеча умер за женщину.

Иродиада зарыла в землю главу Предтечеву тайно; но о том знала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, о которой упоминает Святый Евангелист Лука. Окончив повествование о том, как в доме Фарисеевом грешная жена помазала миром и слезами омыла ноги Спасителя, Св. Лука продолжает: «После сего Христос проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать Апостолов и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова и Сусанна и другие многие, которые служили Ему имением своим». (Лк.8:1–3). Иоанна сподобилась быть в числе жён мироносиц, которые следовали из Галилею во Иерусалим за Иисусом, входившим на вольную страсть, смотрели, как полагали тело Его во гробе, и в первый день недельный рано утром пришли с миром ко гробу Христову и первые узнали о воскресении Христовом. (Лк.23:55, 24:1–10).

Иоанна, скорбя о неповинной смерти Великого Святого Пророка Крестителя Иоанна и о поругании соделанном честной главе Его, тайно ночью вырыла главу Предтечеву, и положив её в глиняный сосуд, похоронила в горе Елеонской, где тогда было Иродово село.

В последствии времени, когда Ирод услышал о чудесах, творимых Христом, пришёл с Иродиадою в недоумение: некоторые говорили, что Иоанн воскрес из мёртвых; другие, что Илия явился; а иные, что один из древних Пророков воскрес. Тогда сказал Ирод: «Иоанну я отсёк голову; кто же это, о котором я слышу столь чудесное?». После сего хотел он увидеть главу Иоанна Предтечи; стал искать её в том месте, куда зарыла Иродиада, и не нашедши, сказал служителям своим об Иисусе Христе: «это Иоанн Креститель, которому я отсёк голову; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются от него». И с сего времени Ирод искал случая увидеть Иисуса Христа.

* * *

* * *



Источник: Жизнь честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, собранная из Святаго Евангелия и Книги: Жития святых, И. Крыловым : с 4 гравированными картинами. - 5-е изд., напеч. с изд. 1852 г. - Москва : Издание Салаева, 1856 (В типографии М. Смирновой). - 105, [3] с., [4] л. ил. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Апреля 26 дня 1856 года. Московская Духовная Академия. Цензор, Профессор Математики Протоиерей Пётр Дилицын. Напечатано с издания 1852 года.

Комментарии для сайта Cackle