И. Крылов

Источник

Глава IV

После кончины Иоанна Крестителя и приведённых выше слов Иродовых, сказанных вскоре после нея, Святое Евангелие, до вознесения Господа Спасителя нашего Иисуса Христа на небо, семь раз упоминает имя Иоанново.

Когда Иисус Христос возвратился из пределов Тира и Сидона, пришёл в селения Кесария Филипповой. Дорогой, после уединённой молитвы, спрашивал учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» Они отвечали: «некоторые за Иоанна Крестителя; другие за Илию; третьи за Иеремию; а иные говорят, будто воскрес один из древних Пророков». – «А вы за кого меня почитаете?» спросил Иисус Христос учеников. – «Ты Христос, Сын Бога живаго! – отвечал Симон Петр. И Господь похвалил веру Симонову, назвал его камнем – Петром, и обещал на сем камне создать церковь Свою, которую не преодолеют врата адовы, и дать Петру ключи Царства небесного. (Мф.16, Мк.8, Лк.9).

Когда Иисус Христос преобразился, тогда сходя с горы, сказал ученикам, бывшим с ним на горе Фаворе: «не сказывайте никому, что вы видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мёртвых». Они остановились на этом слове, и спрашивали друг друга: «что значит воскреснуть из мёртвых?» и спросили Христа: «как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде». Он отвечал им: «правда; Илия должен придти прежде и устроить всё; но Я вам сказываю, что Илия уже пришёл, и не узнали сего; а поступили с ним, как хотели: так и сын человеческий будет унижен и много пострадает от них, как писано о Нём». Тогда ученики поняли, что Он говорит им о Иоанне Крестителе (Мк.9:9–12, Мф.18:9–13).

После того, как возвратились ко Христу семьдесят Апостолов, и с радостию сказали: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоём!» после того, как Иисус Христос посетил Марфу и Марию, случилось, что когда Он в некоем месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». И тогда-то Иисус Христос научил той молитве, которая заключает в себе всё чего человек должен просить у Бога. «Когда молитесь», сказал Иисус Христос, «говорите: Отче наш, сущий на небесах!» и далее (Лк.11:1–2).

Когда Иудеи в Иерусалиме, в Праздник Обновления, хотели побить Иисуса Христа каменьями, за то, что Он исповедал себя Богом, и искали Его схватить; Иисус уклонясь от руки их, пошёл опять за Иордан, в то место, где прежде крестил Иоанн; и оставался там (Ин.10:40).

Когда Иисус Христос пребывал там за Иорданом, многие пришли к Нему и говорили: «Иоанн никакого чуда не сотворил; но что о Нём (Иисусе Христе) сказал Иоанн, то всё истинно». Тут многие уверовали во Христа (Ин.10:41–42).

По торжественном вшествии Иисуса Христа во Иерусалим, в один из трёх дней, когда Он учил народ во Храме и проповедовал Евангелие, пришли первосвященники и книжники со старейшинами и спросили Его: «скажи нам какою властию Ты это делаешь? И кто дал Тебе власть сию? – Он сказал им в ответ: «сделаю и Я вам один вопрос; ежели о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властию Я это делаю: крещение Иоанново с небеси было, или от человеков? Отвечайте Мне».–Они стали рассуждать сами с собою, говоря: «если скажем с небеси то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему. А сказать: от человеков, боимся народа: народ побьёт нас камнями, ибо все уверены, что Иоанн точно Пророк». И ответили Иисусу: «не знаем откуда». Иисус отвечал им: и Я не скажу вам, какою властию Я это делаю. А как вам кажется?» Тут сказал Иисус Христос им следующую притчу:

«У некоторого человека было два сына. Он подошёл к первому и сказал: «Сын! Поди, работай сегодня в винограднике моём. Но он сказал в ответ – не хочу; а после одумавшись, пошёл. И подойдя к другому сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, Государь; и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца?» «Первый» – отвечали ему.

Иисус продолжал: «истинно говорю вам, мытари и блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие. Ибо пришёл к вам Иоанн путём правды, и вы не поверили ему; а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев сие не одумались после, чтобы поверить ему». (Мф.21:23–33).

И об отце Иоанновом упомянул Христос в обличительной речи книжникам и Фарисеям, сказал: «да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведника, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого между Храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, придёт всё сие на этот род». (Мф.23:33, 36. Лк.11:51).

В Деяниях Святых Апостолов упоминается также имя Иоанново, на следующих местах: Пред вознесением Своим на небо, Иисус Христос, собрав учеников Своих, сказал им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом святым». (Деян.1:4–5).

По вознесении Христовом, когда ученики приступили к избранию двенадцатого Апостола, на место отпадшего Иуды, Апостол Пётр объявил: «надобно что бы избран был кто нибудь из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, как Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». (Деян.1:21–22).

Когда, по велению Божию, Апостол Пётр начал первый говорить другим языкам слово о Иисусе Христе, что было в доме Римлянина Корнилия Сотника, то, начиная речь свою к предстоящим, Он упомянул об Иоанне Крестителе следующим образом: «Вы знаете, что происходило по всей Иудее начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном». (Деян.10:37).

В Антиохии Писидийской Апостол Павел, говоря поучительное слово к народу, также упомянул об Иоанне Крестителе, сказав: «Пред самым явлением Его (Иисуса), Иоанн пропроведывал крещение покаяния всему народу Израильскому. Когда же Иоанн оканчивал своё служение, то говорил: за кого почитаете вы меня? Я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я не достоин развязать обувь на ногах». (Деян.23:24, 25).

Когда Апостол Павел, пришед в Ефес и найдя там некоторых учеников, спросил их: «получили ль вы Святого Духа, по уверовании?» Они отвечали ему: «мы даже не слыхали, есть ли Дух Святый». – Тогда Павел спросил их: «как же вы крестились?» Они отвечали: «крещением Иоанновым». Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, проповедуя людям чтобы веровали в грядущего по нём, то есть во Иисуса Христа». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. И по возложении рук на них Павлом, низшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. (Деян.19:1–7).

* * *


Источник: Жизнь честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, собранная из Святаго Евангелия и Книги: Жития святых, И. Крыловым : с 4 гравированными картинами. - 5-е изд., напеч. с изд. 1852 г. - Москва : Издание Салаева, 1856 (В типографии М. Смирновой). - 105, [3] с., [4] л. ил. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Апреля 26 дня 1856 года. Московская Духовная Академия. Цензор, Профессор Математики Протоиерей Пётр Дилицын. Напечатано с издания 1852 года.

Комментарии для сайта Cackle