Виктор Афанасьев

Источник

„Чувствую усиление бурь...“

И в миру, и в монашестве Господь посылал о. Варсонофию телесные страдания, так до конца жизни и сопровождавшие его. Но это не были „болезни“, „недуги“ в обычном мирском смысле (им и диагноз-то точный вряд ли был установлен), так как производили немощи сии не разрушительное действие, а созидательное: усмирялась неким Божественным огнем плоть, и воздымался горе дух. Это таинственно и удивительно. Невольно вспоминаешь при этом преподобного Амвросия: он должен был – по земным меркам – вот-вот умереть, а он жил и возрастал духом. То же было и со старцем Иосифом...

В августе 1889 года о. Варсонофий, тогда полковник штаба Казанского военного округа Павел Иванович Плиханков, побывал в Иоанно-Предтеченском Скиту у старца Амвросия, и тот назначил ему приехать для поступления в Скит через два года. Павел Иванович с юности вел благочестивую жизнь. В ноябре того же года, Рождественским постом, он заболел. Военный врач не мог понять, чем он болен. Страдалец был почти без сознания, в сильной горячке, казалось – вот-вот скончается. Был позван священник. После исповеди и причащения Святых Христовых Таин он заснул. „Я остался один, – вспоминал Старец. – Вдруг слышу какой-то голос с неба: „Дон...“ Это ударили к утрени в женском монастыре, а в душе моей кто-то сказал: „Будешь жив...“ Наутро мой денщик приходит и поднимает осторожно с головы моей одеяло, думая увидеть меня уже умершим, а я ему говорю: „Ты что, Александр?“ Денщик обрадовался: „Да вы живы, ваше благородие?!“ – „Да, жив...“ Хотя я после этого и лежал три месяца, борясь со смертью... Я велел раскрыть дневное Евангелие и прочесть его мне. Александр начал читать притчу о безплодной смоковнице... Я и подумал, что действительно я – безплодная смоковница, хотя и полагал раньше, что имею разные добродетели“. Это очень важный момент: вместе с очистительным недугом о. Варсонофий принял еще великий дар смирения, перестал видеть в себе „добродетели“.

В конце лета 1891 года Павел Иванович приехал в Скит и, узнав, что старец Амвросий находится в Шамордине, отправился туда.

– Кончайте свои мирские дела, – сказал о. Амвросий, – и к празднику Рождества Христова приезжайте к нам.

Рассчитавшись с миром, полковник Плиханков приехал в Скит к всенощной 24 декабря 1891 года. Здесь он узнал со скорбью, что старец Амвросий скончался еще 10 октября. Духовным руководителем послушника Павла стал о. Анатолий (Зерцалов).

Послушник Павел с первых шагов начал подвижническую жизнь, – ему было 47 лет, волосы его более чем наполовину были седыми... Он спешил... И Господь благословил ему такой трудный путь, на котором нередко спотыкались новоначальные и который не рекомендовался таковым никогда. Он читал писания святых отцов-аскетов, творил Иисусову молитву, жил в скудости, тесноте, твердо держал пост...

26 марта 1893 года настоятель архимандрит Исаакий постриг послушника Павла в рясофор. В декабре 1900 года он начал готовиться к постригу в мантию и вдруг опасно заболел. „Все отчаялись в моем выздоровлении, – вспоминал о. Варсонофий, – и решили пострижение совершить скорее, в келлии. Помню, наклонившись надо мной, спрашивали: „Какое хочешь получить имя?“ Я с трудом едва мог ответить: „Все равно“. Слышу, что при пострижении именуют меня Варсонофием“. Так как пострижение было тайным (келейным), то мантии о. Варсонофию пока не дали. Ее „открыли“ ему в храме в декабре 1902 года. А едва ли не через неделю-другую он был рукоположен в сан иеродиакона.

Здоровье его становилось все хуже. Внешне этого не было видно. Но отцу Никону, своему ученику, он иногда открывал скрытое от других. Часто приходилось о. Варсонофию ложиться в неурочное время в постель с мыслью, что настает последний час... Но продолжалась его обширная деятельность и как скитоначальника, и как старца и духовника. 1 января 1903 года о. Варсонофий был рукоположен во иеромонаха. В следующем году выехал на Дальний Восток служить в военном госпитале (была война с Японией). А по возвращении в 1906-м назначен он был братским духовником и в следующем году – скитоначальником, на место тяжело болевшего старца Иосифа. Живя в доме скитоначальника, где ранее жил старец Макарий, о. Варсонофий быстро приобретает славу прозорливого и духоносного старца: все больше и больше народу идет к нему за советом, благословением, исповедоваться...

10 июля 1910 года о. Варсонофий, давно перемогавшийся, слег в сильной горячке. Настоятель, о. Ксенофонт, предложил ему пострижение в схиму. Пришли о. Феодосий и о. Нектарий. Отец Варсонофий сказал: „Должно быть, придется нам расстаться... Что я не докончил, пусть совершит благодать Божия“.

Отец Никон записал в дневнике: „Начался постриг. Я пел, но очень слабо, вместе с другими, потом держал книгу Батюшке, чтобы давать ответы на вопросы... Наконец надели на Батюшку схиму... Когда все вышли, Батюшка сказал мне: «Теперь должна начаться другая жизнь...»“ – „Схима – это край: или смерть, или выздоровление, – сказал о. Варсонофий о. Никону. – Я чувствую, что схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка. Отец Нектарий теперь мой восприемный отец... Страшно отказываться от схимы... У меня было чувство смерти, и о. Феодосий сказал: „Кто может ручаться, что вы останетесь живы эту ночь?“... Я чувствую, что началась во мне новая жизнь. В чем она – я хорошо не знаю... Чувствую усиление бурь. Схимник – молитвенник за весь мир, – закончил о. Варсонофий.


Источник: Житница жизни. Страницы истории духовного бытия Оптиной пустыни / Виктор Афанасьев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003 г. 252 с.

Комментарии для сайта Cackle