Не в кротах и воронах дело...
Преподобный Моисей в молодости проводил пустынную подвижническую жизнь в глубине Рославльских лесов вместе с братом своим Антонием. Потом старец их, о. Афанасий, отпустил их строить Скит возле Оптиной, – по благословению Преосвященного Филарета, тогда епископа Калужского, а потом Киевского.
Владыка, видя, как высоко духовное устроение о. Моисея, поставил его настоятелем Оптиной. Все монашеские достоинства имел о. Моисей. Много добра с Божией помощью он соделал: и храмы строил, и братию умножал и воспитывал, и богомольцев привечал...
Многим и многим в окрестностях монастыря людям помогал милостивый настоятель обители в трудные годы, когда случались неурожаи. А то и всегда – бедным, больным, сиротам... Откуда брались на это средства, он и сам не знал, так как особенно их не искал, – посылал Господь. Из многих случаев вот один, описанный в его житии архимандритом, потом архиепископом Ювеналием, бывшим оптинским иноком.
„Приехал как-то настоятель Мещовского монастыря игумен Никодим в Оптину Пустынь и пошел к о. Моисею. Вошел в садик при его келлиях и видит крестьянского отрока, сидящего на дорожке.
Что ты здесь делаешь? – спросил игумен.
Кротов ловлю, – отвечал тот.
Что же ты, и жалованье получаешь?
Получаю.
Прошел несколько шагов – другой отрок, сидит возле яблони с прутом в руках.
Что это ты тут делаешь?
Ворон отпугиваю, чтобы яблоков не портили.
И жалованье получаешь?
Как же, получаю.
Не понял отец игумен, что это у ребят за труды такие, к чему они... и вошел в келлию к о. Моисею.
Что это, батюшка, у вас в саду-то... – говорит, – сколько там отроков – и все на жалованье: кротов ловят, ворон пугают...
Отец Моисей улыбнулся и кротко ответил:
Да какой это вредный зверек, крот-то... у лучших растений подкапывает корни, они и сохнут... Ну и нанял я крестьянского мальчика... А ворона – что за птица такая, как уж вредна тоже... самое лучшее яблоко возьмет да и испортит. Вот и нанял я отрока. Да... А ребятишки-то, отец игумен, сироты голодные, без отца, без матери...
Спохватился игумен, – понял, что не в кротах и воронах дело. Поглядел на о. Моисея. Он говорит об отроках, а в уголках его глаз слезинки поблескивают, но не выкатываются, – не дает он себе воли, сдерживается... А дела добрые всегда старается прикрыть, чтобы не хвалили... Вот – жалованьем отрокам“.
Какие „глупости“ не делал только о. Моисей: то гнилые хомуты купит у бедного человека (детей пятеро, есть нечего), то плохие яблоки по той же причине. То наймет негодного печника, к тому же плута, – печник в одном кафтане, без рубашки, бедняк, да и в плутовстве покаялся, сказал, что исправится. Чего же еще? – От этого обитель, по милости Божией, нисколько не беднела.