Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря
Алексей (XVI в.) – игумен Спасо-Геннадиева монастыря, автор цикла произведений, посвященных основателю этого монастыря, св. Геннадию Костромскому: «Канон, творение игумена Алексея»; «Сказание игумена Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения господа нашего Исуса Христа и преподобнаго аввы Генадия, Костромскаго и Любимоградскаго чюдотворца»; «Предословие житию и чюдесем и наказанию препод. отца нашего аввы Генадия, Костромскаго и Любимоградскаго чюдотворца»; «Месяца генваря в 23 день житие и подвизи препод. отца нашего аввы Генадия Костромскаго и Любимоградскаго, еже бе на Суруском езере. Списано бысть житие святаго и отчасти чюдес его учеником его игуменом Алексеем тоя же обители» (Строев. Словарь, с. 15), в свою очередь состоящее из собственно жития, прижизненных и посмертных чудес святого (числом 19), «наказания» Геннадия, похвального ему слова, наконец молитвы; к этому циклу обычно присоединяется повесть об обретении мощей Геннадия Костромского, состоявшемся в 1644 г.
Годы жизни А. неизвестны, как неизвестны и годы его управления костромским монастырем. Появление его в обители Геннадия Костромского не могло произойти ранее 1529 г. – даты основания монастыря (Амвросий. История российской иерархии. М., 1811, ч. 3, с. 687), и позднее 1565 г. – года смерти Геннадия, поскольку А. называет себя учеником святого. В указателе П. М. Строева отмечен лишь один год игуменства А. – 1584 г. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 351), и эта дата согласуется с датировкой жития, которая определяется довольно точно на основании известий, содержащихся в «Сказании игумена Алексея...». Здесь А. завещает отвезти свой труд царю Федору Иоанновичу (1584–1598 гг.) и митрополиту Дионисию (1581–1586 гг.). Следовательно, житие Геннадия Костромского написано между 1584 и 1586 гг., а автор его находился уже в преклонном возрасте (обычно житие основателя монастыря вез на апробацию сам настоятель); возможно, смерть А. задержала канонизацию Геннадия вплоть до обретения мощей святого.
По словам В. О. Ключевского, сочинение А. «отличается свежестью биографических черт и простотою изложения» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 303). Вместе с тем есть некоторые основания предполагать, что творение А. является уже второй, «украшенной» редакцией Жития Геннадия Костромского. Восьмое и девятое чудеса, из числа присоединенных к житию, рассказывают о клирике Севастиане и диаконе Прохоре, которые оба страдали «зубною болезнию» и оба дали обет написать канон и житие Геннадия, после чего исцелились от недуга. Можно предположить, что А. пользовался этими первоначальными редакциями Севастиана и Прохора, до нас не дошедшими.
В XVII в. житие Геннадия Костромского было включено в четии минеи Германа Тулупова и Иоанна Милютина, а на его основе составлена проложная память, издававшаяся в составе Пролога, начиная с 1661 г. (см. изд. А. И. Пономарева). Литература, посвященная Геннадию Костромскому, пополнилась в XIX в. акафистом, сочиненным братом Сергиевой пустыни Карцевым и «пересочиненным» архиепископом ярославским и ростовским Нилом (Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского церковного песнетворчества // ПС, 1902, № 6, с. 770–772). Научное издание жития Геннадия Костромского отсутствует, В. О. Ключевский издал лишь «Сказание игумена Алексея...».
Изд.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 463–464; Житие преподобного Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1873, ч. неофиц., № 23, с. 183–190, № 24, с. 191–196 (с подновлением языка); Служба и акафист преподобному отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1888 (с подновлением языка); Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1898, вып. 4, ч. 2, с. 23–25.
Лит.: К житию преподобного Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1873, ч. неофиц., № 25, с. 202–203; Барсуков. Источники агиографии, стб. 114–115; Филарет. Обзор, с. 165; Родосский А. С. Описание 432-х рукописей, принадлежащих С.-Пб. дух. акад. и составляющих ее первое по времени собрание. СПб., 1893, с. 207–208; Голубинский. История канонизации, с. 128; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 291–295.
Т. В. Буланина