иерей Борис Левшенко

Источник

Раздел 6. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле

О Боге – Мздовоздаятеле всего человеческого рода

О времени Второго пришествия Христова

Речь идет о последнем суде, т.е. о всеобщем воскресении людей и суде над ними. Это носит разные названия в Св. Писании: “последний день”, “день кончины века и мира”, “день, установленный Богом, в оньже хощет Он судити вселенней правди”, “великий день”, “день Господень” и т.д.

Неизвестность времени Второго пришествия.

Мф. 24: 36 – “О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един”.

Перед Вознесением апостолы спрашивают Господа (Деян. 1:7): ”Господи, аще в лето сие устрояеши царство Израилево? Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти”.

Сол. 5:1–2 – “О летех и о временех, братие, не требе есть вам писати, сами бо вы известно весте, яко день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет”. В связи с этим Спаситель поучал учеников Своих: “Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет” (Мф. 24: 42)

Неожиданность Второго пришествия Христова.

Не будет так, чтобы сказали: 27 октября такого-то года наступит этот день

Мф. 24:44 – “В оньже час не мните, Сын Человеческий приидет”.

Мф. 24:37–39 – “Якоже (бо бысть во) дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческаго, якоже бо бех во дни прежде потопа ядуще и пиюще, женяшеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческаго”.

Признаки Второго пришествия

Здесь вы сами возьмите притчу о пшенице и плевелах (Мф. 13:23­-30) и объяснение ее (13:36–43). А мы рассмотрим те оттенки, которые нам достоверно известны.

1. Распространение Евангелия во всем мире и полнота принятия его в язычестве и иудействе.

Мф. 24:14 – кончина мира последует не прежде, чем “проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина”. Это не значит, что все примут Евангелие, просто Евангелие будет проповедано всем. Так же, как Господом и Иоанном Крестителем оно было проповедано при сошествии во ад, точно таким же образом все языки получат свидетельство о спасении. В связи с этим – два обстоятельства.

Во-первых, должно войти полное число язычников в Церковь. В Рим.11:25 говорится о том, что тогда войдет в Церковь “исполнение язычников”, т.е. полное их число (все те, которые восполнят Церковь по числу своему; здесь имеется в виду полнота Церкви, а не все язычники).

Во-вторых, особая судьба Израиля, сейчас сохранен Израиль и несет на себе отпечаток того, что должно быть при кончине мира (“еврейский вопрос” не случаен, хотя ставить его нужно было бы не в политической плоскости, а в религиозной); должно быть обращение Израиля ко Христу. Рим. 11:25–27 – “Не бо хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри, яко ослепление о части Израилеве бысть, дóндеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется, яко же есть писано: приидет от Сиона избавляяй и отвратит нечестие от Иакова; и сей от им Мене завет, егда отниму грехи их”. Это будут последние времена: отложение (отвержение) иудеев, примирение миру, “что прияти разве жизнь из мертвых”. Последняя цитата нуждается в комментарии. Мысль ап. Павла та, что когда Израиль отверг Спасителя, это было промыслительно для всего человечества, потому что благодаря этому все человечество приняло Спасителя. Но тем более будет важно для всего человечества то время, когда Израиль примет Спасителя, это и будет признаком конца мира, воскресения из мертвых (почему апостол и говорит о “жизни из мертвых” – воскресении из мертвых).

Мы знаем о таинственной роли пророка Илии в конце мира. Мал. 4:5–6 – “Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием”.

Роль пророка Илии подтверждается и Господом (Мф.17:10–11; Мк. 9:12). Правда, мы не очень понимаем, что все это означает. Предание говорит о том, что Илия будет проповедовать среди иудеев, как Енох будет проповедовать среди язычников (два свидетеля в конце мира). Что касается судьбы народа иудейского, то надо отметить, что Предание говорит о том, что скорее всего приход к Спасителю будет результатом разочарования в антихристе. Сейчас идет подготовка к приходу антихриста масонскими ложами и языческими неоучениями; в какой-то степени современный иудаизм должен сыграть здесь какую-то роль. Но поскольку Спаситель является также чаянием и надеждой Израиля, то это и даст, вероятно, толчок к тому, что увидев Спасителя, люди обратятся ко Христу. Это один из возможных вариантов.

2. Усиление зла в мире.

Прежде всего это должно быть в виде безбожия и антихристианства в самых разных формах. В какой-то степени мы наблюдаем эти формы: попытки расколоть Церковь, растворить Церковь в язычестве, увести Ее от церковных задач, сделать Церковь непопулярной среди людей; идет проповедь различных антихристианских учений.

Но поскольку мы говорим об усилении зла, то зло будет не только духовное, когда человек потеряет ориентиры и не будет знать, что же является истиной (аятолла Хомейни тоже скажет, что самая истинная религия – это мусульманство; но истина есть истина; уход от истины – это духовное развращение людей); кроме того, зло будет являться в других самых разных формах, начиная с нечестия и богоотступничества, иногда очень приятного в разных сектах – например, в виде какого-то эзотерического знания или выполнения особых обрядов (в зависимости от того, каким способом нынешние сатанисты получают радость бытия). Это – то, что ап. Павел называет “тайной беззакония” (2Сол. 2:37).

Черты этого отступления есть в Св. Писании. Прежде всего это появление лжехристов и лжепророков (Мф. 24:5, 11 – “Мнози бо приидут во имя Мое глаголюще: аз есмь Христос; и многи прельстят”; “И мнози лжепророцы востанут и прельстят многия”. 1Тим. 4:1 – “Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым (т.е. внимая духам обольстительным) и учением бесовским”. Если вспомнить о лжеучителях апостольского века, то всегда подчеркивалось, что они только предшественники, что это – только начальная стадия борьбы, по которой можно судить о том, что будет в последние времена (2Пет. 3:3, Иуд.18). 2Тим. 4:3 – “Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешими слухом (которые льстили бы слуху)”.

Более того, усиление тайны беззакония произойдет с влиянием на членов Церкви. Мф. 24:12 – “И за умножение беззакония, изсякнут любы многих”. Значит, там, где была любовь, она иссякнет. Ну а любовь, конечно, характерна для Церкви.

Мф. 24–10 – люди предадут и возненавидят друг друга. Мк. 13:12 – “Предаст же брат брата на смерть и отец чадо; и востанут чада на родители и убьют их”. Страшная картина – взаимное убийство. В какой- то степени мы можем это наблюдать и сейчас, по крайней мере в той форме, когда происходит индивидуализация людей. Если раньше жили родами, семьей и люди разных поколений жили вместе. Сейчас – стремление получить отдельную квартиру, изолироваться от других, чтобы никто не вмешивался в твою жизнь и ты никому ничего не оказывал. И тогда между близкими теряется связь. Сначала она поддерживается по телефону, но с введением счетчиков и телефонные разговоры прекратятся. То есть разделение людей мы наблюдаем, хотя пока еще не встали родители на детей и дети на родителей, но и это зачастую можно видеть в тех семьях, где дети крестятся, а родители с ненавистью относятся к этому.

2Тим. 3:1–4 – “Сие же виждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горда, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни (продерзиви, возносливи, прелагатае), клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имеющий образ благочестия, силы же его отвергшися”.

3. Общественные бедствия (Мф. 24:7). “Востанет бо язык на язык, и царство на царство”.

Войны (здесь надо иметь в виду и сами войны, и слухи военные). Это будет не короткое время. Мф. 24:6 – “Услышати же имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем (сим) бьгги; но не тогда есть кончина.

Другие бедствия, которые придут вместе с войнами. “И будут глади и пагубы и труси по местом” (Мф. 24:7). Лк 21:11 – “трусы велицы”, Мк. 13:8 – “мятежи”.

Говорится и о землетрясениях. Когда я учился в школе, на уроках географии нам говорили о том, что земля затухает и землетрясения прекращаются. А слухи о том, что они будут, как раз и противоречат марксистско-ленинскому учению. Но мы видим, что наоборот: одновременно с мятежами и социальными бедствиями возникают кровопролитные землетрясения Так что все это друг с другом связано.

Разумеется, что перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие – антихриста, поборника лжи и зла в мире. Во времена антихриста отступления и бедствия достигнут полной силы.

Антихрист и время его пришествия

Слово “антихрист” употребляется в двух смыслах. Один смысл общий, когда так называют всякого выступающего против Христа или желающего прослыть Христом, но Им не являющегося. Это разного рода лица и учения.

1Ин. 2:22 – антихрист есть тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос, т.е. Мессия, Искупитель. Т.е. всякий извращающий учение о Христе является антихристом.

1Ин. 4:2 – “О сем познавайте Духа Божия и духа лестча (духа заблуждения): всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть”. Тогда возникал вопрос о докетизме, и здесь (а также во 2Ин.7) говорится об этих движениях.

Ин. 2:18 – “И ныне антихриста мнози быша”.

Второй смысл слова “антихрист” – единичный антихрист. 1Ин 2:18 – “слышасте, яко антихрист грядет”. Здесь слово употреблено в собственном смысле слова (греч.: “о антихристос эргети”), о ком-то исключительном, единственном в своем роде.

Само слово “антихрист” в переводе на русский язык означает и “против Христа”, и “вместо Христа” (а может быть, и то и другое), т.е. произойдет подмена.

Разбирая этот вопрос, надо иметь в виду различные учения, которые говорят о том, что антихриста в собственном смысле не может быть и не будет. Чаще всего эти рассуждения опираются на общественно-­политические соображения о том, что трудно себе представить такого мирового самодержца, а также на неверие в то, что может быть брань против христианства. Эти учения говорят, что антихристом надо называть нечто духовное – боговраждебные учения, которых к концу времени будет очень много. Это так, но мы говорим и об особом орудии – антихристе в собственном смысле этого слова.

Ин. 5:43 – Спаситель говорит неверующим иудеям: “Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете”. Речь о том, что именно того, кто придет во имя свое, охотно примут.

Сол. 2:3–4 – “Да никто же вас прельстит ни по единому же образу (т.е. никаким образом); яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сеста в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть”. Здесь речь о человеке беззакония (по-гречески с определенным артиклем “о”), который превозносится “паче всякаго Бога”, т е. не только христианского, но и любого другого бога, который олицетворяет в себе универсальную религию, его собственную религию. 2Сол. 2: 9 – “Егоже есть пришествие по действию сатанину во всяцей силе и знамени их и чудесех ложных”.

1Ин. 2:18 – “и ныне антихриста мнози быша”.

Дан. 7: 24–25, 8: 20–25, 11: 31, 12: 11 – здесь о пришествии антихриста говорится прикровенно.

Откр.13:1–12, 17: 8–14, 19: 2 – о том же.

Иоанн Дамаскин (книга 4, глава 6).

“Надобно знать, что должно прийти антихристу; хотя антихрист есть и всякий не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, что Он есть Совершенный Бог и соделался совершенным человеком, не переставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется тот, который придет при кончине мира”.

Есть много частных мнений относительно того, что собою будет представлять личность антихриста: о его происхождении, имени, отношении к диаволу. Но здесь мы мало что можем сказать, твердого основания у нас нет, хотя есть соображения примерно такого рода. Например, сказано, что антихрист произойдет из рода иудейского, из колена Данова. На это есть основания в текстах библейских (Быт. 49:17, Иер.8:16–17 и особенно Откр. 7 – там, где при перечислении спасенных от иудейского народа колено Даново не упоминается).

Иоанн Дамаскин (книга 4, стих 26).

“Будет воспитан тайно, потом внезапно встанет, возмутится и воцарится”. Это святоотеческое мнение.

Что касается имени антихриста, то оно не открыто, а открыто его число – “666”, хотя мы не понимаем, что это значит. Какое-то откровение по этому поводу есть, но мы его понять не можем.

Интересно мнение св. Иринея Лионского о том, почему открыто не имя, а лишь число антихриста (“Против ереси”, книга 5, глава 30): “Потому что оно не достойно быть возвещенным от Духа Святаго”.

Если говорить об отношении антихриста к диаволу, то вот как говорит об этом св. Иоанн Дамаскин (книга 4, глава 26): “Не сам диавол сделается человеком подобно тому, как вочеловечился Господь (да не будет!), но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”. То есть он будет одержим диаволом. 2Сол. 2:8 – “И тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего”. То есть конец антихриста будет связан с пришествием Самого Господа Иисуса Христа.

Интересно свидетельство ап. Павла о том, что пришествие антихриста будет связано с тем, что от человеческой среды будет взят удерживающий и удерживающие, т.е. существуют какие-то силы, которые препятствуют пришествию антихриста, и какие-то личности есть (на политической ли, религиозной арене – нам не дано этого знать, хотя, может быть, первым христианам это и было известно). Апостол пишет: “Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? (напоминая о том, что он передал некоторое свое сообщение устно). И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время (т.е. пока еще есть что-то, что удерживает пришествие антихриста). Тайна бо уже деется беззакония, точию держай (здесь речь уже не о силах, а опять определенный артикль “о”) ныне дóндеже от среды будет; и тогда явится беззаконник”. Значит, беззаконник должен появиться тогда, когда исчезнет тот, кто удерживает пришествие антихриста как некоторые силы, о которых нам ничего не известно, но что-то здесь есть, промыслительно держащее и удерживающее. Что это такое, мы не знаем, но можем предположить, что это некая благодетельная личность –может быть, даже Ельцин.

Нам трудно разбираться в том, что происходит ныне. В какой-то степени мы можем говорить о том, что Император Российский таковым был в свое время.

Брань антихриста с Царством Христовым и поражение его от Господа

Здесь надо иметь в виду три момента.

1 Характерная для антихриста черта – борьба со всеми религиями. “ Аще ин приидет во имя свое, того приемлете”. Значит, он придет как спаситель, благодетель рода человеческого, и выдаст себя по крайней мере за мессию. Конечно, он будет противостоять Христу.

1Ин. 2: 22 – “Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына”. Значит, он заведомо будет говорить о том, что Христос не являлся Сыном Божиим, Он может говорить, что Христос был великий учитель и его предшественник – такой же, как и он. От него можно будет услышать “комплименты” в адрес Христа – вроде того, как сейчас в определенного рода литературе распространено, что Будда, Христос, Магомет – великие учителя, великие посвященные. Но при этом антихрист не признает Христа как Сына Божия, хотя, может быть, и будет знать Его как Сына Божия (не наше дело вдаваться в его психологию), но такая черта у него будет.

Как противник Бога, антихрист будет “превозносяйся паче всякаго (то есть и христианскаго и языческаго) глаголемаго Бога или чтилища” (2Сол. 2:4), т.е. выше любой религии и выше всего того, что почитается людьми, что является религиозным чествованием – всего этого он будет отметаться.

В Откр.(13:5–6) зверю даны были уста, “глаголюща велика и хульна, и дана бысть ему область творити лиц четыредесять два. И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити Имя Его и селение Его и живущия на небеси”.

Он присвоит себе божественное достоинство и потребует себе божественного поклонения и служения.

2Сол. 2:4 – “ ... якоже ему сести в Церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть”. В какой Церкви имеется в виду седение – это вопрос серьезный. Мы даже не знаем, из какой религиозной среды антихрист возникнет. Обычное мнение, что он возникнет из среды христианской или иудейской, не находит себе подтверждения. Мы не знаем, в каком храме он сядет, чтобы потребовать себе благоговейного служения. Понятно, что он потребует этого во всех храмах, но чтобы во всех храмах были его образы, а он сам сядет в каком-то определенном храме. Есть предание о том, что это связано с судьбой Иерусалимского храма.

2. Средства, используемые антихристом, соответствуют его внутренним свойствам.

Слуги антихриста, его лжепророки “дадят знамения велие и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранный” (Мф. 24: 24). В какой- то степени можно себе это представить, вспомним хотя бы, как падки люди на экстрасенсов. Но, впрочем, каждому понятно, что когда у тебя больны сын или дочь, ты бросишь все и попробуешь найти того, кто исцелит. И здесь очень важно не попасть в лапы к тому, кто тебя как бы исцелит. 2Сол. 2: 9 – ап. Павел говорит, что антихрист придет “во всяцей силе и знамениях и чудесех ложных”, то есть подтверждает откровение, данное в Евангелии.

У него будет великая сила. Откр. 13:2 – сатана даст ему “силу свою и престол свой и область великую”. Там же описывается исцеление глав змея, огонь с неба – образы, которые мы до конца не понимаем.

Надо иметь в виду и то, что он может придти и в виде Ангела светла (2Кор.11:14), и даже вероятнее всего так будет. Когда мы говорим о бедствиях, которые связаны с антихристом, на самом деле мы имеем в виду последние дни его царствования на земле. Но сколько лет он будет царствовать, мы не знаем. Может быть, он будет какое-то время источать разного рода блага для людей, потому что ему важно прельстить многих, в том числе и какое-то число избранных.

Мы понимаем, что пришествие его будет во всей силе, но какая это будет сила – политическая, религиозная или обе вместе – нам неизвестно. Знаем только, что будут гонения в это время, но Церковь Божия сохранится до конца. Однако сила у него будет, чтобы устроить гонения, и вероятнее всего это будет сила политическая, так что не только Сербию можно сравнять с землей, но и Россию тоже, чтобы не осталось Православия на земле. Попытка такая может быть сделана. Мф. 24:22 – “И аще не быша прекратился дние Ионы, не бы убо спаслася всяка плоть”.

У пророка Даниила антихрист представляется могущественным, страшным, всеистребляющим завоевателем (главы 7–11).

Откр.13 и 17 – что означает наименование зверя в этих главах? Разные есть толкования: плотоядность, жестокость, звериный нрав, стремление снизить уровень духовной жизни. До конца мы этого не знаем, потому что образы Откр. расшифровывать практически невозможно. Может быть, это дано особенно духовным людям.

Мессианский идеал у евреев сохраняется до сих пор. Они не считают, что это будет обязательно иудей, но это будет тот, кто даст власть над всем миром (стремление к политическому господству). Может быть, это будет кто-то, кого сразу примут (об этом говорит и Спаситель: его-то примут сразу). Но то, что будет особое гонение на православных, – в этом сомневаться не приходится. Откр.13:15 говорит, что особые гонения будут на христиан , “иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут”. Здесь можно говорить о том, что у него действительно такая власть будет.

3. Мы не должны забывать, что Церковь Христова будет стоять до конца, врата адовы не одолеют Ее (Мф.16:18). Принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1Кор. 11:26), в Церкви присутствуют и Христос Спаситель до конца, и Дух Святой.

Произойдет и противостояние власти антихриста. Более того: гонения на людей будут непродолжительными. В разных местах называется срок примерно три с половиной года (Дан. 7:25), или сорок два месяца, или 1260 дней (Откр. 11:3), или “мало время” (Откр. 12:12).

Для укрепления верующих и противостояния антихристу будут два свидетеля, которые будут свидетельствовать истину (Откр.11:7). Что касается верующих, то вероятно, здесь оттенки будут такими: нельзя будет пользоваться гражданскими правами (Откр.13:16–17 – о тех, кто не принял начертание зверя), многие будут скрываться в пустыне (Откр.12). Царство антихриста это внешнее царство, противоположное Святому граду (Откр.20). Конечно, антихрист будет столь силен, что никакими человеческими силами одолеть его будет нельзя. Это сделает только Сам Господь Иисус Христос, Который убиет антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего (2Сол. 2:8). В Откр. описывается, как Господь со Своим воинством сразится со зверем, и зверь и лжепророк будут схвачены и брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его (то есть орудием слова) – Откр.19:19–21.

Второе пришествие Христово

“И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым” – то, что по-гречески называется парусией, а по-латыни adventus. Эго некоторое чувственно видимое явление в воспринятой Господом плоти и в Божественной славе. Отличие от пребывания Господа в уничиженном виде на земле – то, что Он придет в Божественной славе.

Ин 6:44 – этот день называется “последним днем” (так называл его Спаситель); Мф. 10:15 – “день судный”

Апостолы называли этот день днем Господним (2Пет. 3:10); 1Кор. 1:8 – “день Господа нашего Иисуса Христа”; Флп.1:10 –“день Христов”.

Говоря о Божественной славе и величии, мы, конечно, не понимаем, что это означает – особенное ли сияние, которое поразит всех и которое будет исходить от Господа (об этом говорили святые отцы), или то, что Он будет окружен Ангелами, Апостолами, святыми (либо как с воинской ратью, либо в царском окружении). Во всяком случае мы знаем, что сказал Сам Господь: “Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего” (Мф. 16:27) или “во славе Своей... тогда сядет на престоле славы Своей” (Мф. 25:31). В этот день “явится знамение Сына Человеческого на небе” (Мф. 24:30).

Если следовать только Евангелию, то мы не знаем, что собой представляет это знамение Сына Человеческого, но святоотеческое предание говорит твердо, что это будет крест, который будет виден всем людям на земле. Как это будет, мы не знаем, но вид этого знамения будет радостью для тех, кто остался верен Господу до этого времени; те, кто был в скорби, возрадуются, а остальные восплачутся – “восплачутся вся колена земная” (Мф. 24:30).

Само эго явление будет чувственное, в человеческой плоти (Деян.1:11) – “Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо”. И Сам Господь предвозвещал (Мф. 24:30): “узрят Сына Человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою”, т.е. окруженного необычным сиянием.

Мф.16:27 – Он приидет “со Ангелы Своими”.

Иуд.14 – “во тьмах Ангел Своих”.

Есть и сравнение как бы с воинским призывом в поход: “при трубном гласе”. Также, как трубы возвещали юбилейный год в Ветхом Завете, так должен быть трубный глас и в этом случае. 1Сол. 4:16 – “Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и в трубе Божии снидет с небесе”. “В повелении” и означает “созывание войска”.

1Кор.15:52 – “По последней трубе снидет с небесе Сам Господь”.

Воскресение мертвых. Действительность его

Воскресение – такое действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны (катехизис).

Вера в воскресение не присуща только христианству. В каком-то смутном виде учение о воскресении существовало в древнем Египте, а также у иудеев.

Мк.12: 26 – “О мертвых же, яко востают, несте ли чли в книгах Моисеевых, при купине яко рече ему Бог, глаголя: Аз Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль? Несть Бог мертвых, но Бог живых”. Этот текст мы употребляли еще для доказательства бессмертия душ человеческих. Ссылаются на него и говоря о воскресении.

Иов.19:25–27 – “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его”. Можно по-разному толковать это место, но святые отцы считали, что это вера в воскресение. Воскрешение людей, которые были в Ветхом Завете – Илиею, Елисеем (4Цар. 13) – образ воскрешения из мертвых. Давид в псалме 15 говорит: “не оставишь души моей в аде и не дашь святомуТвоему увидеть тление”.

Более ясно вера в воскресение выражена в пророческих книгах. Ис. 26:19 – “Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела!” Дан. 12: 2– “Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление”. Здесь речь идет о воскресении как праведных, так и неправедных, но в то же время употребляется выражение “многие” (а не “все”). Это давало возможность фарисеям верить в то, что воскреснут только праведные; те, кто желал быть с Богом, воскреснут, а другие, которые не верят, погибнут окончательно. Это так называемая факультативная теория воскресения: воскреснет часть людей, которая предназначена к вечной жизни; а другие не воскреснут. В Ветхом же Завете говорится о воскресении не только праведных, но и неправедных. Иез.37 – образное изображение воскресения.

2Мак.7:9 – вера в воскресение. “Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной”. Вот то, что полагалось в основание веры в воскресение (Марфа исповедует воскресение мертвых – Ин.11:24)

Свидетельство Нового Завета более ясное: Ин. 5:28–29 – Грядет час, в онъже вси сущи и во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда”. Это почти единственное место, где говорится о всеобщем воскрешении. В разных местах говорится в основном о воскресении верных – тех, которые будут со Христом, они оживут со Христом и будут жить со Христом. Ин. 6:40 – “Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день”.

Ин. 11:25 – “Аз есмь воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет” Здесь речь идет о верных – о том, что они будут пребывать со Христом.

Ин. 6:54 – “ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день”.

1Кор 15, 1Сол. 4:13–14 – ап. Павел о воскресении из мертвых.

Интересное свидетельство – 2Тим. 2:18. Речь идет о тех учителях, которые говорили, что воскресение уже было. В те времена появились люди, говорившие о том, что только душа имеет ценность и воскресение ее – это присоединение души к Богу, то, что ока восприняла учение Иисуса Христа. То, что она направила себя к Богу, и означает воскресение. Но это только воскрешение к жизни духовной, но не то, о котором мы говорим.

Всеобщность воскресения умерших

У книжников и фарисеев было представление о факультативном воскресении мертвых. Господь здесь говорит (Ин. 5), что “мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут. ...И изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскресение суда”.

Ап. Павел на суде перед Феликсом (Деян. 24:15): “Воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником” подтверждение того, что будет воскрешение как праведников, так и грешников.

1Кор.15:22 – “Якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут”. Указание на причинность, с Адамом грех вошел в мир, с грехом вошла смерть. Точно так же со Христом произошла победа над смертью, которая предполагает упразднение смерной державы, умерщвление последнего врага – самой смерти (1Кор. 15:26).


Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Догматическое богословие. Курс лекций. Москва, 1996

Комментарии для сайта Cackle