М.В. Корогодина

Источник

Глава 8. Неправедные доходы

Статей, показывающих различные способы, праведные и неправедные, получения дохода русскими средневековыми людьми, в исповедных вопросниках встречается немного. Во многих текстах статьи на эту тему вообще отсутствуют. В то же время необходимо отметить разнообразие статей о доходах: большинство вопросов известно по одному-двум текстам. Очевидно, составители покаянных текстов часто стремились затронуть тему получения дохода, но общепринятой традиции – статей, переходивших из текста в текст, – не существовало. Редакторы не находили традиционных, признанных необходимыми вопросов о получении доходов в текстах, которыми пользовались при составлении собственных, поэтому чаще всего статьи о доходах придумывались составителем или собирались по крохам из других текстов.

1. Содержание корчмы, гостиницы или публичного дома

«В корчме упиваешься или варишь корчьму?»740 – одна из статей, которая читается в нескольких покаянных текстах, обращённых к мужчинам. Эта статья известна как по текстам XIV–XV вв., так и по текстам конца XVI–XVII в. Как видим, временной охват максимально широк; однако большого распространения статья, как и другие вопросы о доходах, не получила. Епитимья, встречающаяся в некоторых текстах, колеблется между полугодом и годом поста.741

Статья как будто состоит из двух частей: в первой говорится о пьянстве кающегося, во второй – о неподобающем промысле. Таким образом, слово «корчма», употреблённое дважды, имеет разные значения. В первом случае это заведение, двор, на котором продают хмельные напитки; во втором случае – сам хмельной напиток. Именно в таком значении фигурирует слово «корчма» в выражении «варить корчму» (изготавливать крепкие хмельные напитки), которое встречается и в других древнерусских текстах.742

В некоторых текстах сохранилось лишь опосредованное свидетельство того, что быть владельцем корчмы – прибыльное дело: «В корчме покупая, не пил ли еси?»743 В других текстах у кающегося спрашивают, не является ли он корчемником, безо всяких уточнений.744 Интересные статьи сохранились в текстах, появившихся на рубеже XVI–XVII вв.: «Или корчемный прикуп собирал еси?», «Согреших, от неправедных прибытков <...> от корчемства».745 Питейные заведения приносили доход не только своим непосредственным владельцам, но и тем, кто собирал с них налоги в пользу государства. Статья представляет собой яркий пример того, что церковь не всегда отстаивала непосредственные интересы государства. Хотя государство признавало законным и само предлагало брать на откуп сбор налогов с корчемников, церковь осуждала подобный род деятельности. При этом церковь не делала большого различия между тем, упивается ли человек сам, продаёт ли вино, чтобы упивались другие, или собирает деньги с продающих вино.

Помимо указанных выше мы находим ещё одну статью, адресованную как мужчинам, так и женщинам и встречающуюся в тексте конца XVI в.: «Корчму и блядию собрания ради богатьства не держал ли еси?»746 Как видим, здесь «корчма» приближается уже не к постоялому двору, а к заведению намного более низкого толка. В другом тексте, появившемся примерно в это же время, у женщины спрашивается, не держала ли она «на корчме блудниц».747 Здесь уже явным становится совмещение питейного заведения с публичным. В том же смысле порой употреблялись слова «гостиница», «сонмище»: «В гостинницу ходила ли еси блуда ради?», «В сонмищи бывши над блудницею?» и др.748 Из процитированных выше статей, внесенных в текст исповедных вопросников в XVI в., становится очевидным не просто наличие проституции в то время, а существование специальных заведений, владельцы которых получали доход с содержания «блудниц» Таким содержателем в XVI–XVII вв. мог быть как мужчина, так и женщина.

Наконец, доход получали с азартных игр. В поновлении, появившемся в начале XVII в., говорится: «Согреших от неправедных прибытков от зерщиков».749 «Зерщик» – игрок в «зернь» или кости.750

2. Ростовщичество

«В рез куны ци даешь?»751 – статья, которая известна по нескольким текстам, обращённым к мужчинам. Она появилась очень рано и читается уже в самых древних исповедных текстах XIV в., а также в Пространной редакции «Русской Правды» и других русских памятниках XII–XIII вв.752 Вопрос о ростовщичестве проходит сквозной темой через все этапы формирования и развития исповедных вопросников. В наиболее ранних текстах (XIV–XV вв.) за ростовщичество назначалась епитимья в размере года поста;753 в более поздних текстах епитимья отсутствует. Та же статья могла быть иначе сформулирована: «Рост имал еси?», «Резов не емлешь ли на прирост росту?».754

Статья на ту же тему записана в одном из вопросников начала XVII в., обращённых к женщинам, причём не к мирянкам, а к монахиням: «Не давала ли денег в росты?»755 Несмотря на позднее происхождение текста, статья заставляет задуматься о мере финансовой самостоятельности монахинь.756 Вопросник, в котором читается статья для монахинь, находится в рукописи, чрезвычайно интересной по своему составу и сохранившей немало специальных текстов, предназначенных для исповеди «поселян», «торговых людей», вельмож и т. д. Составитель чина исповеди, являвшийся автором или редактором вошедших в него текстов, внимательно отбирал то, что, по его мнению, соответствует жизни определённой категории лиц. Поэтому невозможно предположить, что статья о ростовщичестве случайно попала в вопросник, предназначенный для исповеди монахинь, будучи механически перенесена из какого-то мирского текста, адресованного мужчинам, – напротив, она была сознательно вставлена в вопросник.

3. Взяточничество

«Дары взимал на что-любо?»757 – статья, читающаяся в текстах, адресованных и мужчинам, и женщинам. Статья встречается уже в текстах XIV–XV вв., однако к концу XVI в. постепенно исчезает из исповедных вопросников. Здесь фактически речь идёт о подкупе, взяточничестве: недаром в слове «взяточничество» тот же корень, что и в ключевом глаголе процитированной статьи. В некоторых текстах более ясно говорится о подкупе, например в вопроснике Ж-О.I.473 слово «дары» заменено на «посулы и поминки», причём уточняется, что брались посулы «не на чем».758 В других текстах, предназначенных для исповеди мужчин, зафиксированы вопросы, прямо говорящие о взяточничестве: «Криво судя по посулом?», «Не осуживал ли еси по мзде кого права, а виновата оправил?».759 Таким образом, наиболее вероятными получателями «даров» были судьи или те, кто мог выступить в суде в качество послуха.

4. Торговля и перепродажа краденого

Ряд статей в исповедных вопросниках XVI в., обращённых к мужчинам, говорит о занятии торговлей. В тексте М-КДА 174 встречаются такие статьи: «Веся что, увесил еси?», «В складника утаил еси что в торговли прибытка?»760 – проблема честности в торговле стояла в XVI в так же остро, как и в последующие века. Статья из другого текста вобрала в себя сразу несколько проблем, связанных с торговлей и деньгами: «Денег не резал ли еси, или двух мер не держишь ли на пшеницу, сыто емлешь, а ськупо продаешь?»761 подробное и колоритное описание того, как происходил обман в торговле, когда при покупке хозяин использовал большие «меры», а при продаже – маленькие, выгадывая тем самым несколько лишних «мер». Эти статьи являются исключительной принадлежностью вопросников, обращённых к мужчинам; следовательно, в торговле женщины участия не принимали или, во всяком случае, не играли при этом решающей роли.

В XVII в. появляются специальные вопросники, обращённые к тем, кто занимается торговлей. К началу XVII в. относится «Вопрос торговым людям» (Торгогод. 308) 762 небольшой по объёму (всего 7 статей), но посвящённый только специфическим грехам торговцев. Так, у кающегося спрашивают, не божился ли он ложно в торговле и не обманывал ли «брата» – такого же торговца, заочно обещая продать товар; не наживался ли, назначая непомерные, «упрямые» цены «сверх прямово прикупа»; не подменивал ли и не крал ли товар; платил ли пошлины за товар и не торговал ли чем-либо запрёщенным.

Заниматься перепродажей краденого мог как мужчина, так и женщина: «Не держиши ли за собою чего чюжаго татебнаго?», «Был к тебе привод и принос от разбойник и от татей?».763 В Части II, Главе 4 мы говорили о «запрении» – отказе вернуть чужое имущество. Фактически приведённые здесь вопросы развивают ту же мысль с той лишь разницей, что изначально чужую вещь украл не тот, кто теперь «запирается» в её хранении. Интересна последняя статья, которая показывает, что в XVII в. существовали люди, служившие связующим звеном для «разбойников и татей».

5. Продажа людей

Статьи о продаже человека формулируются весьма лаконично, и нет достаточного количества деталей, которые позволили бы дать им однозначное толкование. В текстах XIV–XV вв. мы обнаруживаем две такие статьи: «Продал еси человека по гневу любо право, любо криво? – опитемьи 5 лет» и «Дитя ци продал еси, имея, – опитемьи 15 лет, аще ли не имея, – то 5 лет».764 Такие епитимьи зафиксированы в тексте XIV в.; в вопроснике XV в. – епитимья 18 лет и 3 года соответственно. То же правило присутствует в епитимийных текстах XIV–XVI вв.,765 причём в одном тексте читается добавление, проясняющее смысл статьи о продаже ребёнка: «не имея ничтоже». К статье о продаже человека в одном епитимийном тексте добавлена епитимья в размере 40 дней поста, в другом – в размере 5 лет поста, разница весьма существенная. В исповедных вопросниках XVI–ХѴII вв. статьи о продаже людей в приведённой формулировке не встречаются.

Более ясный смысл имеют вопросы, известные по исповедным текстам XVI в., например: «Душу християнску в поганыя продал еси?»766 Здесь слово «продал» употребляется в прямом значении – «отдал за деньги». В другом вопроснике мы находим ещё две статьи, непосредственно следующие друг за другом: «Человека в работу продал?» и «Человека украдывал?»767 Статьи читаются в рукописи последней четверти XVI в., когда подобные «кражи» людей и целых сел с последующей их продажей не были редкостью. В текстах XVI–ХѴII вв. встречается статья о краже «головных продаж», которая стоит рядом с вопросом о продаже «верного неверным».768 Во всех этих статьях глагол «продал» по отношению к человеку означает торговлю, а не наделён каким-либо переносным смыслом.

Это позволяет предположить, что тот же смысл вкладывался авторами и в те статьи, которые были процитированы первыми. Особенно интересна статья о проданном ребёнке. Составитель предусматривает два случая: продажу, если у отца есть какое-либо имущество («аще имея, опитемьи 18 лет»), и если у отца уже ничего нет, и он продаёт своего ребёнка («аще не имея ничтоже, опитемьи 5 лет»).769

6. Невыплата денег по найму, нежелание кормить и одевать челядь

Некоторые статьи в вопросниках, обращённых и к мужчинам, и к женщинам, показывают не то, как можно заработать деньги, а как их можно «сэкономить», например, отказавшись выплатить за работу уговорённую сумму: «Наиму не дал служащему?»770 В качестве вариантов к слову «служащий» выступают «работный», «сирота», «наимит». Слово «сирота» подчёркивает беззащитность работника, полную его зависимость от порядочности хозяина. Найма можно «лишить», «заедывать». В некоторых текстах указывается епитимья в размере 40 дней поста.771

Другие две статьи; «Челядь свою без вины или в чем преобидел еси, или красть велел еси им, не дая им доволно хлеба и одежда?» и «Челядь томил гладом?»772 также берут под защиту социально зависимые слои населения. Немало статей, касающихся челяди, сохранилось в текстах, предназначенных для исповеди вельмож. Ещё одна статья; «Не дав нищему милостыни?»773 читающаяся в вопросниках для мужчин и женщин начиная с XV в., подчёркивает, что милостыня была не просто добровольным делом, а обязанностью христианина. В некоторых текстах в той же статье наравне с нищими упоминаются «сироты» и «церковники». Милостыня также называется «именьем»; указывается, что даваться она должна «по силе». Епитимья встречается только в тексте XIV в. и измеряется 15 днями поста.774

7. «Неправое собрание»

«Есть у тебе неправо собрание? – и ты расточи и отверзи от себе»775 – статья, которую мы находим в отдельных текстах, причём она может адресоваться как мужчинам, так и женщинам. Этот вопрос нечасто встречается в исповедных текстах, но зато появляется довольно рано, с XV в. Вопрос носит общий характер и подразумевает, что кающийся сам знает, какую долю своего благосостояния он нажил неправедным путём. Духовник не считает необходимым в данном случае уточнять или перечислять, какие способы получения прибыли относятся к неправедным. Однако в одном автор статьи категоричен; в требовании отказаться от неправедно нажитого имущества.

* * *

740

Покаянье: Синод. (П1М) 3, л. 293 об.–291,. МКБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086. л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

741

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

742

Сл.РЯ ХІ–ХѴІІ вв. М., 1980. Вып. 7. С. 350.

743

Меч. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

744

М-Петр. 94: П.І.А 94, л 225–228; М-Свир. 91: Ал.-Св 91, л. 239 об.–240 об.

745

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472, 1.2.23, л. 107–109 об.

746

М-Печ тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН). л. 264 об.–270.

748

См. Часть II, Глава 1. Брак и половые отношения.

749

1.2.23, л. 107–109 об.

750

Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 385.

751

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294, М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. М-Петр. 94: П.І. А 94, л. 225–228; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98. 130 об.–135, 236–237 об. Рез процент, рост (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2004. Вып. 22. С. 133–134); резоимство ростовщичество (Там же, С. 138).

752

Законодательство Древней Руси. Т. 1. С. 67; Сл.РЯ XI–XVII вв. Вып. 22. С. 133–134, 138.

753

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294. М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

754

М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135; М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

755

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

756

О финансовой самостоятельности женщин см. также: Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в). М., 1997. С. 33–34.

757

М-КДЛ 174: КДА 174л, л. 262–265, О.І. 100, л. 37 об.–40 об.; М-Соф. 836: Соф. 836, л. 185 об.–186 об.; М-Соф. 1056: Соф. 1056, л. 100 об.–101 об.; Ж-О.I .473: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, П.І.А 94, л. 228–230; Ж-Мих. Q 9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об., Соф 839, л. 182 об.–184.

758

Ж-О.I. 473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99.

759

М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; М-Петр. 94: П.I.А 94. л. 225–228.

760

М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, О.I.100, л. 37 об.–40 об. Складник пайщик, компаньон в торговле, промысле, землевладении (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2000. Вып. 24. С. 204).

761

Метр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

762

Торгогод. 308: Погод. 308, л. 284. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 170–171.

763

ЧЖ.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О.I.100, л. 30 об.–32; М-Погод. 310: Погод. 310. л. 130 об.–135.

764

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

765

Корогодина М. В. О создании памятников покаянной дисциплины и древнерусской письменной традиции // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 111, 114, 116; Смирнов. Материалы. С. 51–54.

766

МДА 174: КДА 174л, л. 262–265,О.I.100. л, 37 об.–40 об.

767

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

768

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; ЧПогод. 305: Погод. 305, л. 165–168.

769

Корогодина М. В. О создании памятником покаянной дисциплины... С. 114–116. По рукописи Кир.-Бел. 530/787, л. 137–144.

770

М-Петр. 94: П.І.А 94. л, 225–228; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472, МСоф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об., Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294.

771

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294: Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

772

М-Архапг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–7 4 , Арханг. Д. 72, л. 4 6 – 5 0 , Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об. –191,Соф. 1062, л. 185–189, Q.1.851, л. 153 об.–157 об.; М-Соф. 839: Соф. 1061, л. 191–193 об.

773

M-Mux.Q9: Соф. 1090, л. 460–472; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181.

774

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

775

М-Миx. Q9: КДА 174л, л. 296–298. Мих. Q 9, л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472, Типогр. 385, л. 47 об.–48; Ж-Печ. тр: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle