М.В. Корогодина

Источник

Глава 14. Грехи духа

В данном разделе разобраны статьи, говорящие о внутреннем состоянии человека, о «грехах духа». Таких вопросов, часто не связанных с какими-либо конкретными действиями человека, а посвящённых таким отвлечённым понятиям как уныние, гордыня и т. п., в исповедных вопросниках немного. На Руси было известно два типа поновлений: одни поновления, подобно вопросникам, описывали конкретные поступки и ситуации, в которых мог оказаться человек. Другие, переведённые с греческого или составленные на Балканах, перечисляли отвлечённые и обобщённые грехи. За пределами последнего типа поновлений духовники и кающиеся избегали употреблять отвлечённые понятия. В основном мы находим лишь единичные вопросы о «грехах духа», однако есть и такие статьи, которые получили относительно широкое распространение. Большинство подобных статей читается в текстах XVI–XVII вв., однако ряд вопросов, например, касающихся оплакивания покойников, известен уже по текстам XIV–XV вв.

1. Осуждение, зависть и гордость

«Осужал кого?»1048 – статья встречается лишь в нескольких исповедных текстах. Изредка в статье перечисляется, кого осуждал кающийся: «отца духовнаго или священника, или чернца, или черницу, или своего брата мирянина».1049 Однако статья может носить и обобщённый характер: «Всех человек осужал?»1050 Это указывает не на какой-то конкретный поступок, а на состояние духа человека. Как и в большинстве подобных статей, говорящих об отвлечённых понятиях, мы не находим каких-либо епитимий.

«Завидовал чему?»1051 – статья, встречающаяся в ряде исповедных вопросников. Следствием подобных чувств могла стать ссора, о чем говорится в одном из покаянных текстов: «Или зависть держал еси, или ненависть, или погоръдил еси старишиною пред собою?»1052 В том же тексте говорится и о другом грехе – ревности: «Ревность держал еси?»

«Гордость держишь?»1053 Статья о гордости могла быть совмещена с вопросом о зависти, как было показано выше. В одном из текстов уточняется: «И у величании не съгрешал еси?»1054 Епитимьи, как и в других подобных статьях, отсутствуют.

2. Злость

В исповедных текстах поступки человека порой характеризуются как «злые»: «Зла за зло не воздавал ли еси?», «Злого на кого не мыслил, не чинивал еси кому?», «На зло учила?», «В злый путь кого не заваживала ли, или во злый дом?»1055 Синонимом к слову «злой» служит «лихой»: «Друга облгал еси в лих путь идти?»1056 Главной причиной злых поступков называется гнев: «Гневы кого-любо обадивши или зло створивше?»1057 Гнев часто назывался основной причиной всяческих нелицеприятных поступков: клеветы, ссор, обмана и т. д. Единственная епитимья присутствует в последней из процитированных статей в тексте XIV в. и измеряется двумя неделями поста. Это единственный случай, когда епитимья назначается за «отвлечённый» грех.

Приведённые статьи предполагают, что у кающегося, независимо от его социального происхождения или степени образованности, имеется чёткое представление о том, что является и что не является злом. В то же время это слово может характеризовать и нечто конкретное: «злой путь», «злой дом», выступая синонимом слова «опасный». Это даёт нам возможность приблизиться к пониманию слова «злой» и в других статьях, имеющих более расплывчатое содержание. Слова «зло» и «злой» относятся к таким поступкам, которые подразумевают реальную угрозу жизни, здоровью или благосостоянию людей.

3. Проклятие себя

«Проклинал ся сам?»1058 – ряд статей говорит о моментах крайнего отчаяния, когда человек проклинает себя и стремится к смерти. В одном из текстов уточняется причина подобных проклятий: «в какой нужде или с сердца».1059 Колоритную формулировку приобретает статья в другом исповедном вопроснике: «Или помянул ся на удавление?»1060 Та же тема развивается в статье о призывании смерти: «Или смерти просил себе?»,1061 которая, с некоторыми разночтениями, встречается в ряде исповедных вопросников. В ней употребляются различные формулировки; человек не только «просит себе» смерти, но также «манит», «бажит», «жадает», «мыслит» смерть.1062 Епитимьи для данной категории грехов в исповедных вопросниках отсутствуют.

4. Оплакивание покойников

Существует два типа вопросов, посвящённых оплакиванию покойников. Наиболее древняя форма статьи, известная по текстам XIV–XV вв., говорит об оплакивании, сопровождавшемся традиционным раздиранием одежды и лица, характерным для языческих обрядов проводов покойника: «По мертвеци драл ся?»1063 Статья сопровождается епитимьей в размере 15 дней поста. Я. И. Щапов считает подобные статьи свидетельством «битв во время тризны, <...> пережитками настоящих боёв, кончавшихся нередко увечьями и даже гибелью участников».1064 Однако та же статья сохранилась в развёрнутой формулировке в тексте XVII в., что позволяет точнее понять её смысл: «Или драл еси лице свое, или рвал власы, плачася по мертвом?»1065 Перед нами точное и яркое описание ритуала проводов. Подобные оплакивания, с причитаниями и раздиранием одежды и лица, известны и по этнографическим материалам XIX–XX вв.; в основе таких проводов лежит культ мертвых.1066

Приведённый выше вопрос часто сочетается с другой статьёй или заменяется сю: «Или плакал по мертвом много?» и «без меры».1067 В такой статье ещё чаще, чем в процитированной выше, упоминается о сопутствующих оплакиванию ритуальных действиях: «власы терзал», «власы и портище на себе драла», «плакала безлепотно, или драла еси лице свое, или власы рвала»1068 Статьи о плаче встречаются в вопросниках, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам.

Безутешный плач и тоска по ушедшим из жизни противны духу христианства, однако чрезмерное оплакивание покойников противоречит не только ортодоксальным воззрениям. Этнографические материалы рассказывают о народных верованиях, связанных с чрезмерным плачем по мёртвым. Так, тоска и слишком долгое и бурное оплакивание покойника могли привести к тому, что покойник начинал «ходить» к живым, не давая им покоя.1069 И христианские, и народные представления говорят о необходимости оставить в покое душу усопшего и сосредоточиться на делах живущих людей.

* * *

1048

MCoф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.,– 227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270, М-Печ. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

1049

МСоф. 890: Соф 890, л. 165 об.–168.

1050

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270, ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

1051

М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об., М-Соф. 1101. Соф. 1101, л. 182–185 об.; ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об., MПеч. тр. Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об., М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482 и 531–532 об.

1052

ММих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472.

1053

Могод. 311: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Погод 314, л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208, л 179–180, Соф. 1089, л. 103–104; М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482.

1054

М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.

1055

М-Петр. 94: П.І.А 94, л 225–228; М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; Ж-Соф. 875: Соф 875, л. 133–134 об.; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3.

1056

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472.

1057

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

1058

М-Петр. 94: П.I А 94, л. 225–228; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об. 270; М-Соф. 675 : Соф 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; ЖQ.I.235: Q.I.235, л. 12–12 об.; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482.

1059

Ж-Q I. 235: Q.I.235, л. 12–12 об.

1060

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472.

1061

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об. 227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об ; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; ЖQ.I. 235: Q.I.235, л. 12–12 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460– 472.

1062

Ж-Q.I.235: Q.I. 235. л. 12–12 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472. Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

1063

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об , Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об., ТСЛ 227, л. 348–350.

1064

Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь к Древней Руси XI–XV вв. М., 1972. С. 283.

1065

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БЛН), л. 245 об.–252 об.

1066

О культе мёртвых на материале средневековых источников см.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 1. С. 191–207.

1067

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; ЖСоф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1068

ММих Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об. 482; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1069

Толстая С. М. Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы М., 2001. С. 159–160.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle