Азбука верыПравославная библиотека Богословие Святые покровители семейного благополучия


Святые покровители семейного благополучия

Содержание

Покров Пресвятой Богородицы

Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы

Апостол Симон Кананит (Зилот)

Федоровская икона Божьей Матери

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Мученики Адриан и Наталья

Ксения Петербуржская

Матрона Московская

Святая Параскева

Иоанн Кронштадтский

Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия О жизни святой праведной праматери Лии О жизни святой праведной праматери Рахили Праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы Пророк Захария и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи I-II века Апостол Акила и его супруга Прискилла Апостол Андроник и его супруга и помощица Иуния Мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан Мученики Филит синклитик, жена его Лидия и сыновья их Македон и Феопрепий Мученики Eспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул III-IV века Мученики Адриан и Наталия Мученики Иулиан и Василисса Мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий Мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина Мученики Меласипп, Касиния и их сын Антонин Мученики Терентий и Неонила Сирийские и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия Мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария Преподобные Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины Святитель Григорий Назианзен-старший и его супруга праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова V-VI века Правоверные Иустиниан и Феодора Преподобные Андроник и Афанасия Преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий IX-XI века Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый, его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская и их сын Владимир Новгородский Благоверные Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист Исповедник Георгий и его супруга Ирина Константинопольские XII-XIII века Благоверные Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы Благоверные Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские Благоверные Петр и Феврония Муромские Благоверные Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские Благоверный Михаил Тверской и преподобная Анна Кашинская Благоверные Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн Зарайские Праведные Иоанн и Мария Устюжские Преподобные Кирилл и Мария, Радонежские чудотворцы, родители преподобного Сергия Радонежского XIV-XVI века Благоверный Андрей и преподобная Феодора Нижегородские Благоверные Димитрий Донской и Евдокия Московская Святые благоверные Лазарь и Милица, князья Сербские, и их сын Стефан Высокий Благоверные Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский Благоверные Симеон и Иулиания Вяземские Блаженный Стефан и преподобная Елена (Елисавета) Штиляновичи, князья Сербские Праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, Александр Свирский Преподобные Стефан и Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн Праведные Георгий и Иулиания (Осорьины) Лазаревские, Муромские ХХ век Священномученик Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские Священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские  

 

О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры. Одни исследователи относят ее к XV в., другие – к началу XVI-го. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV в., вероятнее, что «Повесть» в каком-то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р. П. Дмитриева, под пером Ермолая Еразма – писателя, работавшего в середине XVI в.

Если задуматься, какие из бытовых проблем больше всего занимают сознание взрослых людей и причиняют наибольшую боль и беспокойство, то окажется, что это не проблемы, связанные с работой, творчеством или иными подобными видами деятельности, а проблемы, связанные с собственной семьей. Конечно, я имею в виду людей, являющихся мужем или женой, а тем более – имеющих детей, то есть являющихся родителями. Я не монах и не мне рассуждать на тему монастырского устроения жизни, но мне кажется, что и там подобные проблемы взаимоотношений имеют огромное значение. Ведь каждый хороший монастырь – это семья, как, впрочем, и каждая хорошая православная семья – это монастырь со своим укладом и традициями, и опытом духовной жизни.

В отличие от западного аналога у российского праздника сразу несколько святых покровителей. И в первую очередь – это святые Петр и Феврония, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.

Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.

Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.

После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час – 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше о семейном согласии.

Покров Пресвятой Богородицы

Еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, – это Покров Пресвятой Богородицы.

Происхождение праздника связывают с событиями 910 года. Церковное предание повествует о том, что на Константинополь напали сарацины, и многие жители на коленях и со слезами молились, чтобы миновала беда. Когда полчища врагов уже были готовы ворваться в город, произошло чудо: Святой Юродивый Андрей увидел, что сама Божья Матерь спустилась с небес по ступеням и, встав на колени, молилась со слезами на глазах о спасении народов.

Вскоре после этого на Руси был принят праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С Покрова дня – 14 октября – начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы Господь послал им хороших женихов. Они считали, что белый покров, это тот самый омофор, которым Небесная царица, покрывает землю и защищает.

По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.

Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы

Святыми покровителям семейного благополучия считается благочестивая пара – Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица. В христианстве они выступают как идеальная супружеская чета, как наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо.

Иоаким и Анна отличались праведной жизнью и добрыми делами, но главной их скорбью была бездетность. В то время у израильтян считалось, что если у семьи нет ребенка, значит люди сильно прогневали Бога своими грехами.

Но однажды, как повествует предание, Господь услышал молитвы супругов и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она родит девочку. И, действительно, вскоре Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник – великое утешение для бездетных супругов.

Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Апостол Симон Кананит (Зилот)

На свадьбе Симона Кананита Иисус Христос сотворил свое первое чудо. Симон был очень беден, и вино к середине праздника закончилось. Услышав об этом, Иисус, сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям». И действительно, в чаши гостей полилось вино.

После этого Симон так уверовал в христианские ценности, что стал повсюду проповедовать веру Христову. Он жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Умер мученической смертью.

Храм Святого великомученика Симона Кананита стоит на территории Нового Афона. К святому приходят испросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

Образ Федоровской иконы Божьей Матери

Федоровская икона Божьей Матери

29 августа православная церковь чтит память чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери. Она почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

С Федоровской иконой Божьей Матери связаны события 1239 года. Икона, написанная Апостолом Лукой, исчезла, после того, как монголо-татары сожгли город, в котором она находилась. Но спустя время, образ вновь явился русскому народу...

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

В то время как в Костроме было явление воина с иконой в руках, младший брат Александра Невского князь Василий Костромской случайно увидел икону на сосне. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. Позднее на месте обретения иконы был построен Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Федоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Память святых мучеников Гурия, Самона и Авива чтят 15 ноября. Эти Святые почитаются как покровители замужних женщин. Им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». Придел этих святых есть в Москве, в храме Иоанна Воина в Бабьегородском переулке, на Якиманке.

Проповедники Слова Божия Гурий и Самон умерли страшной мученической смертью во времена гонений на христиан в третьем веке нашей эры. Через много лет император-язычник Ликиний (311–324) повелел схватить диакона Едесской церкви по имени Авив, но тот сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Он был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Он был похоронен рядом со святыми Гурием и Самоном.

С теми, кто с верой и любовью призывал святых себе на помощь, совершались многочисленные чудеса. Помогли они и благочестивой девушке Евфимии из Едессы, освободив ее от издевательств супруга-клятвопреступника.

Мучеников Самона, Гурия и Авива просят помолиться Господу о даровании счастливого супружества.

Мученики Адриан и Наталья

Согласно православному календарю, 8 сентября чтят память мучеников Адриана и Наталии. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305–311)

Адриан был начальником судебной палаты императора и сам был язычником, а его жена Наталия была тайной христианкой. Наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как исповедуют Христа, Адриан и сам уверовал. Его посадили в темницу, где его поддерживала жена, святая Наталия. Адриана вместе с другими мучениками подвергли страшным истязаниям. Святая Наталия скончалась на гробе своего мужа.

Ксения Петербуржская

6 февраля Русская Православная церковь отмечает День святой блаженной Ксении Петербургской – небесной покровительницы северной столицы.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII. После смерти мужа она раздала все свое имущество бедным и осталась без дома. Молодую женщину, которая беспрестанно молилась и говорила иносказательно, вначале сочли за сумасшедшую. Но позднее ее предсказания стали сбываться.

Блаженная Ксения предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, и замужество одной бедной девицы.

После кончины тело Ксении Петербургской было погребено на Смоленском кладбище. У ее гроба совершалось много знамений и чудес. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.

Мощи блаженной Ксении находятся в Санкт-Петербурге, в часовне, построенной на Смоленском кладбище.

Матрона Московская

Блаженная Матрона была подвижницей благочестия на протяжении всего XX века. Перед ее рождением матери Матроны приснилась белая птица, у которой глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками. Через некоторое время у нее родилась дочь Матрона. Девочка была не просто слепой: на лице у нее совсем не было глаз.

Господь даровал Матроне духовное зрение. С детства она могла предсказывать и исцелять больных. На протяжении всей жизни к Матроне приходило множество людей, которых она исцеляла, наставляла и ободряла добрым словом.

Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище стала одним из святых мест православной Москвы. Сегодня мощи блаженной Матронушки находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы Покровского женского монастыря, что на Таганской улице в Москве.

Блаженная Матрона оберегает водителей на дороге, помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир.

Святая Параскева

У православных христиан объектом особого почитания стала святая мученица Параскева, нареченная Пятницей. День ее памяти отмечается 10 ноября.

Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье, избавляют от душевных страданий. В день ее памяти в церковь приносят плоды для освещения, которые хранятся как святыня до следующего года.

Мощи Святой Параскевы находятся в Троице-Параскевском Топловском женском монастыре.

Иоанн Кронштадтский

Святому праведному Иоанну Крондштадскому молятся по различным семейным и бытовым нуждам, в болезнях, а также, чтобы избавиться от пьянства. Русская Православная Церковь чтит его память 2 января.

Иоанн Кронштадтский был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Свою проповедь о Господе Иисусе Христе он направил к людям со сложной судьбой, среди которых много было отчаявшихся людей, подверженных страсти пьянства, насилия, жестокости. Помощью Божией и большими трудами добился он того, что многие принесли Богу искреннее покаяние – исправление жизни.

В своем родном селе Иоанн Кронштадтский основал женский монастырь и большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил Иоанновский монастырь на Карповке, в котором и был погребен по кончине своей.

За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети.

О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых.

О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века.

Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах:

Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в.

Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в.

Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в.

Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в.

Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в.

Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в.

Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в.

Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в.

Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в.

Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в.

Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в.

Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в.

Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в.

Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в.

Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в.

Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в.

Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в.

Святые святитель Григорий Назианзен-старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова, III-IV в.

Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в.

Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в.

Святые праотцы Адам и Ева

Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в.

Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х.

Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х.

Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в.

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в.

Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в.

Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в.

Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в.

Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в.

Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в.

Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в.

Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в.

Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в.

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в.

Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в.

Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в.

Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в.

Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в.

Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в.

Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв.

Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в.

Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский, XV в.

Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в.

Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв.

Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в.

Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

Святые мученики Филит синклитик, жена его Лидия и сыновья их Македон и Феопрепий, II в.

Надеемся, что наше пособие будет интересно и профессионалам, и всем тем, кто интересуется историей Христианства.

Мы постарались создать удобный справочный аппарат. Для Вашего удобства материалы по святым парам расположены в хронологическом и алфавитном порядке. Пособие дополнено изображениями и фотографиями святых, притчами и высказываниями святых Отцов, современных пастырей и архипастырей РПЦ о браке и семье, дополнительными аудио- и видеоматериалами, списком использованных документов и справочно-биографическим материалом об авторах высказываний и цитат, использованных в пособии.

Рекомендовано электронное издание для использования в библиотеках при подготовке мероприятий православной тематики, преподавателям дисциплины Основы Православной Культуры (ОПК) в школах или учителям Воскресных школ при храмах.

Будем признательны Вам за любые предложения по усовершенствованию пособия.

Спасибо за внимание к нашему проекту.

Комментарии для сайта Cackle