Азбука веры Православная библиотека Богословие Загробная жизнь, или Последняя участь человека


Е.А.Тихомиров

Загробная жизнь, или Последняя участь человека

Содержание

Предисловие

Отдел первый. Смерть и бессмертие 1. Господство смерти 2. Происхождение смерти 3. Решение возражений и недоумений 4. Что такое смерть? 5. Противоестественность смерти 6. Благотворная цель смерти 7. Смертный час 8. Смерть праведника 9. Смерть грешника 10. Приготовление к смерти 11. Память смертная 12. Бессмертие души А) В каком смысле нужно понимать бессмертие души? Б) Значение веры в бессмертие души для жизни человеческой В) Существо и происхождение души человеческой Г) Доказательства бессмертия души человеческой а) Непосредственное сознание б) Метафизическое, или онтологическое доказательство в) Телеологическое, или психологическое доказательство г) Нравственное доказательство д) Оптимизм и пессимизм е) Завершительное доказательство Д) Заключение 13. Спиритизм 14. Мнение митрополита Московского Филарета о стологадании Отдел второй. Частный суд 1. Действительность частного суда 2. Образ частного суда – мытарства Отдел третий. Погребение и поминовение православного христианина 1. Погребение православного христианина а) Отходная б) Омовение и облачение умершего в) Панихида г) Вынос тела д) Отпевание е) Разрешительная молитва ж) Погребение з) Катакомбы – место погребения древних христиан и) Отпевание и погребение младенцев й) Общий взгляд на дух погребальных обрядов 2. Поминовение православного христианина а) Связь и общение живых с умершими б) Основания учения церкви о ходатайстве живых за умерших в Священном Писании в) Поминовение усопших существует в церкви христианской со времен апостолов г) Святоотеческие объяснения, почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших д) Ходатайство церкви за умерших Литургия Родительские вселенские субботы Мясопустная родительская вселенская суббота Троицкая вселенская родительская суббота Родительские субботы 2-й, 5-й и 4-й седмиц св. Четыредесятницы Частные родительские дни Вторник Фоминой недели 29 – е августа Димитриевская суббота Поминовение усопших особ царского дома (царские панихиды) е) Частное поминовение умерших Третий день Девятый день Сороковой день Годины и годовщины ж) Несколько примеров спасительности молитв за умерших з) Решение некоторых вопросов и недоумений и) Из слова Филарета митрополита Московского, о молитве за умерших й) Взгляд на учение римской церкви о чистилище Отдел четвертый. Первый период загробной жизни 1. Состояние умерших вообще 2. Состояние умерших в частности а) Состояние святых б) Состояние грешников 3. Местопребывание праведников и грешников 4. Почитание святых 5. Призывание святых 6. Почитание святых мощей 7. Почитание святых икон 8. Ответы на возражения против почитания св. икон Отдел пятый. Кончина века 1. Беседа Господа на горе Елеонской 2. Ожидание конца мира 3. Признаки приближения конца мира 4. Антихрист 5. Для чего Бог допустит явление антихриста? 6. Второе пришествие Христово 7. Воскресение мертвых и изменение живых 8. Всеобщий суд 9. Обновление мира 10. Кончина царства благодати и начало царства славы 11. Хилиазм, или тысячелетнее царство Христово Отдел шестой. Второй бесконечный период загробной жизни 1. О вечных муках грешников а) Виды адских мук б) Огонь адский и червь неумирающий в) Тяжесть адских мучений г) Степени адских мучений д) Вечность адских мучений е) Ответы на возражения против вечности мучений 2. О вечном блаженстве праведников а) В чем будет состоять блаженство праведников? б) Степени блаженства праведников в) Вечность блаженства праведников Дополнение. Историческое доказательство бессмертия души человеческой и будущей жизни. Предварительные замечания  

 
Предисловие

Перенесемся мыслию в апостольские времена. Вот великий Апостол языков – в одном из знаменитейших центров древнего язычества, пред именитейшими представителями города языческой мудрости, словом – в Афинском ареопаге. Апостол Христов проповедует народу мудрецов премудрость Божью, говорит об общем всех людей Боге, о Христе воскресшем, о будущей жизни.

Каков же был результат его проповеди?

Услышав воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян.17:32).

Не встречает ли и в наше время учение о воскресении и о будущей жизни точно такой же прием? Не служит ли оно для одних, хотя и взросших на христианской почве но возвратившихся к языческой мудрости, предметом глумления и соблазна? И не отвращаются ли от него другие, если не умом, то сердцем развлекаемые разными заботами века сего (Мф.13:22), кто своим полем кто своею торговлею (XXII, 5)?

А между тем, последняя участь человека не должна ли служить для всякого предметом глубочайшего внимания, постоянного размышления, добросовестного изучения? Так или иначе, а к вопросу о последней судьбе человека сводятся все вопросы жизни человеческой.

Достоинство прилагаемой книги, конечно далеко не соответствует достоинству и важности рассматриваемого в ней вопроса. Но она исполнит свое скромное назначение, если хотя несколько удовлетворит благочестивой потребности ищущих истинной христианской мудрости и находящих ее в том, чтобы, живя на земле, помышлять о небе и готовиться к жительству на небесах.


Источник: Загробная жизнь, или Последняя участь человека / Сост. Е. Тихомиров. - Санкт-Петербург : Т.Ф. Кузин, 1888. - [4], VIII, 640 с.

Комментарии для сайта Cackle