Заключение

Замечательный памятник первых лет царствования Ивана Грозного, Царское место было создано в решающий для судьбы русского самодержавия период. Напоминающее своими формами престолы великих владык прошлого, сияющее позолотой, увенчанное византийским двуглавым орлом, который стал русским гербом, с надписями и рельефами, излагающими историю передачи русским князьям византийских императорских регалий, оно стало весомым и наглядным аргументом в вопросе о законности венчания первого русского царя.

Торжественный и величавый облик Царского места запечатлел настроения и идеи короткого периода русской истории с конца 40-х до начала 60-х гг. XVI в., времени укрепления государственности, военных побед и стабилизации внутренней жизни Руси. При всей уникальности памятника, многочисленные и разнообразные аналогии ему в произведениях живописи, резьбы, архитектуры, созданных в этот период, делают его типичным, а по глубокой укорененности во времени и социальной среде – тем самым «свидетелем», которого оставляет по себе целая эпоха. Острота и актуальность заключенных в нем исторических аналогий и политических аллюзий вскоре забылись, но Царское место продолжало оставаться неким символом, воздействуя самим своим обликом, выдающиеся художественные достоинства которого вполне соответствовали величию замысла.

Изображение Царского и Святительского мест Успенского собора на миниатюре из «Книги об избрании на царство великого государя... Михаила Феодоровича. Москва, 1672‒1673 гг. Деталь

В обширном пространстве собора шатер Царского места, видный издалека, осенял подобием золотого венца место, где во время торжественных служб пребывал государь. С близкого расстояния на первый план выступали детали: барельефы, надписи, золоченые узоры резьбы, таинственные звери. Расположение надписей и барельефов побуждало зрителя обойти сооружение со всех сторон, внимательно рассматривая их158.

Устройство Царского места в Успенском соборе положило начало традиции установки Царских (а также по их образцу Святительских) моленных мест в соборных храмах многих русских городов, посещавшихся царями. Самыми ранними из них были Святительское (1560) и Царское (1570‒1572) места новгородского собора Св. Софии. В XVII в. в Успенском соборе Кремля, у северо-восточного столпа, в той части храма, где по традиции стояли во время церковной службы женщины, возвели моленное место для русских цариц. Царские места устраиваются в XVII в. в храме Николы Мокрого в Ярославле, Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, Благовещенском соборе Сольвычегодска. По-видимому, одним из последних было царское место в соборе Александра Невского в Софии, построенном в 1878 г. в память освобождения Болгарии от османского ига. Все эти сооружения, разные по времени и стилю, своим пирамидальным силуэтом и некоторыми деталями восходят к одному образцу – Царскому месту Успенского собора в Московском Кремле.

Императрица Екатерина II на Царском месте в день коронации. Из альбома гравюр к коронации императрицы Екатерины II. Деталь

Время счастливо хранило Царское место во всех перипетиях русской истории – в Смутное время, когда в Кремле хозяйничали поляки и литовцы, и двести лет спустя, в 1812г., когда Успенский собор был «исполнен поруганием»159. По воспоминаниям современников, вошедших в собор через несколько дней после бегства из Москвы наполеоновской армии, около стен собора стояли горны для плавки золота и серебра, количество которого было записано мелом на Царском месте160.

Сохранено оно было и от посягательств отечественных «Иванов, не помнящих родства», которые в 1724г., во время подготовки коронации Екатерины I, предложили Петру I вынести старое обветшавшее место из собора. На это император ответил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нем стаивали»161. Оно продолжало до конца служить всем самодержцам всероссийским, пережив и саму русскую монархию.

Сокращения

АН ― Академия наук

ВХНРЦ ― Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. акад. И.Э. Грабаря (Москва)

ГИМ ― Государственный Исторический музей (Москва)

ГЦХРМ ― см. ВХНРЦ

ИАК ― Известия Императорской археологической комиссии (СПб)

МГУ ― Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

ПКНО ― Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник

ПСРЛ ― Полное собрание русских летописей

РАН ― Российская академия наук

РИБ ― Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией

РНБ ― Российская национальная библиотека (СПб)

САИ ― Свод археологических источников

ТОДРЛ ― Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (с 1992 г. – РАН)

ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских.

Summary

The Monomakh's Throne is the old name for the Tsar's church seat, that had been erected for the first Russian tsar Ivan the Terrible in 1551 in the Assumption cathedral. The Tsar's seat is a monumental construction (height – 6,5 m) made of wood and decorated with various carvings: ornaments, inscriptions and multifigural reliefs.

The concept of special structure for tsar's prayers in a church interior dates back to the traditions of Byzantine imperial court. Moscow had adopted this usage since the second half of 15th century. By that time the idea of divine origin of tsars' power and the attempts to create a new genealogy for them (connecting their ancient kin with Byzantine and Roman emperors) were very popular at the Moscow court.

One can discover these ideas in the biblical and historic inscriptions, carved on the Tsar's seat. The inscriptions on its small doors provide an excerpt from the «Story of the Princes from Vladimir» that retells how Byzantine emperor Constantine Monomakh had sent his regalia to Vladimir, the great prince of Kiev (who later was also called Monomakh).

This excerpt gained the status of an official document and was included into the Russian Orthodox Coronation canon as an introductory article.

The academic publication of all carved inscriptions from the Tsar’s seat have been prepared for this book by T. S. Borisova.

Twelve reliefs, decorating the sides of the Tsar's seat illustrate the main episodes from the story about Byzantine emperor delivering his gifts. The very name «Monomakh's Throne» originates from the contents of these reliefs which are the earliest and fullest cycle of illustrations to the «Story», cycle abundant in expressive scenes and details.

The authors of the Tsar's seat were Russian craftsmen from Moscow and Novgorod, who worked in the capital, fulfilling the monarchal orders. There is no doubt that the tutor of the young tsar, Metropolitan Makarij (an outstanding historic person, recently canonized by Russian Orthodox Church as the saint) took his part in the project.

* * *

Примечания

158

В настоящее время такой круговой обход памятника невозможен из-за сооружения в XIX в. бокового иконостаса у южной стены Успенского собора.

159

Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. В двух частях. М., 1990. Ч. 1 (репринт издания 1846 г.). С. 204.

160

Там же. С. 205.

161

Малиновский А.Ф. Указ. соч. С. 29.


Источник: Мономахов трон : Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника / И.М. Соколов. - Москва : Индрик, 2001. - 78 с., [32] л. ил.: ил. (Россия и Христианский Восток: Библиотека; Вып. 1 / Гос. Историко-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»).

Комментарии для сайта Cackle