архим. Антоний

Источник

Воскресение. Чудо 24-е в 1679 году

Радуйся, воскресения образ блистающая (Ик. 7).

В селении Яриповичах жил некто Ермолай, малый сын коего Тимофей, без всякой видимой причины, внезапно умер в понедельник Светлой седмицы. Совершенно здоровый, отрок еще накануне играл со своими сверстниками, и утром следующего дня был уже мертв. Невозможно описать ужас и горе родителей! – В то время в селении случилось быть иеромонаху Ильинской обители Варфоломею. Он-то и посоветовал безутешно плакавшим родителям прибегнуть с молитвою о воскрешении отрока к Пресвятой Богородице и дать при сем обещание сходить на поклонение чудотворной иконе Ее в Ильинский монастырь. Несчастные вняли мудрому совету. С теплой молитвой и твердой верой в помощь они обратились к Пресвятой Богородице, прося Ее воскресить умершего сына И слава дивной и скорой Помощнице! Отрок вдруг встал совершенно здоровым и заговорил. Все бывшие свидетели сего преславного чуда воздали хвалу Пресвятой Богородице; родители же, согласно обещанию, повели воскресшего сына в Ильинский монастырь на поклонение великой Благодетельнице пред чудотворною Её иконою.

Беседа 24-я

Все почти болезни чем-либо врачуются, одна смерть не поддается никакому лекарству; нет врача, как нет и лекарства, который бы мог воздвигнуть умершего. Однако, выслушайте меня, я укажу вам Врачебницу, Которая в силах не только болезни исцелять, но и воскрешать мертвых; умерших воскрешает Мать жизни, – Пресвятая Дева, Которую не удержали ни смерть, ни гроб. Некогда напрасно смерть похитила сына одной Сонамитянки (4Цар.4:16–38). И что же? Она отправилась на гору Кармил к пребывавшему там Пророку Елисею. Вдумайся в обстоятельства этого дивного события, почему имевший воскресить умершего отрока пророк Елисей медлил на горе Кармил? Думаю, что в сем заключается тайна, и притом следующая: пусть мать, ради воскрешения сына своего грядущая к пророку, притечет к горе Кармил, прообразовавшей Пресвятую Богородицу, как о том свидетельствует Святой Дух в словах глава Твоя на Тебе яко Кармил гора (Песн. 7:5). И действительно, кто к Ней прибегнет, тот примет воскресшими своих мертвецов. Потому и Пророк, шедший для воскресения умершего, получает чудодейственную для того силу от Богородичного прообраза – горы Кармил. И Господь при воскрешении сына Наинской вдовы коснулся одра умершего (Лк.7:14), – и сим прикосновением попрал смерть. Да и все почти вообще недуги исцелялись. Им чрез прикосновение такое чудное действие, производила исходившая из Него сила! Непостижима равно для меня и та животворящая Пречистой плоти Христовой сила, которая не только исцеляет больных, но и воскрешает мертвых. Однако, осмеливаюсь спросить: откуда сия Животворящая плоть Христова? Не произошла ли Она из утробы Девической? Да, плоть Христова произошла от Неё. И вы ясно в Деве Марии видите животворную и мертвых оживляющую силу Воспринятою от Неё плотью. Христос прикосновением исцелял недужных и воскрешал мертвых. И не напрасно, посему воздвигше, некая жена, глас от народа, рече ему: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца яже еси ссал (Лк.11:27). «О, Матерь жизни, воскреси и меня, умершего грехами».

Нравоучение 24-е

Я грешный, живой по телу, но мертвый душой, призываю подобных мне грешников: «Прибегнем к мысленному Кармилу, плодовитой и богатой горе Божией, в которой благоизволил пребывать Бог – к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, чтобы чрез сие удостоиться спасительного воскресения и, отложивши лежащего во грехах ветхого человека, облечься в восстающего покаянием нового». Сия Подательница жизни, если только увидит нас к Ней притекающими, тотчас оживит, возведя на путь покаяния, ибо самые очи Ее блистают образом воскресения, – и Она призрит и помилует нас. Ибо на кого взирают очи Ее, в том зарождается уже сознание и желание к исправление; чрез покаяние оживляясь, он исходит на путь добродетелей. В Песни Песней некто говорит Ей – отврати очи Твои от меня, яко тии воскрилиша мя (Песн.6:5), здесь он говорит как бы так: «призревшие на меня очи Твои сделали меня птицей, ибо дали мне крылья к богомысленному полету». На кого призрит Дева Мария, тот, хотя бы, мудрствуя земное, и ползал по земле, оправившись, оперится и возлетит ввысь богомудрием. Мне приходилось читать рассуждения нескольких учителей о том, что, как Господь, так и Пречистая Его Матерь во время телесного пребывания на земле множество грешников обратили этим одним воззрением. Взглянул Господь на Петра, – и помяну Петр слово Господне и исшед вон, плакася горько (Лк.22:61–62). Покой Господа состоит в том только, чтоб воскрешать души умершие чрез прегрешения, т. е. от заблуждений изводит грешников на путь праведный. В рассуждении на слова из книги Бытия почи в день седмый от всех дел своих (Быт.2:2) св. Амвросий говорит следующее: «Сотвори Бог небо, но не думаю, чтоб по сем творении Он почил, сотворил землю, но не почил и тогда; сотворил солнце, луну и звезды, но также не почил; почил же после сотворения человека, т. е. когда получил уже возможность прощать кому-либо грехи». Вдумайся в слова святого! Видишь ли, в чем состоит покой Божий? Замечаешь ли Его благоутробие? Чувствуешь ли неизреченную благость и всего мира грехами непреодолимое незлобие Его? Прощение нам грехов составляет Его покой и веселие. Равным образом и покой Божией Матери состоит в прощении наших согрешений, в ходатайстве и, чрез подание благодати, воскрешении нашем от грехов смертных на исправленное житие. Сие известно нам из слов, которые говорит премудрость в книге Иисуса, сына Сирахова (Сир. 24 гл.), при перечислении всех видов покоя. Она как бы говорит: «Желаю, чтоб спаслись все, чтобы никто не умер душой, но чтобы жили все добродетельно; радуюсь о покаянии каждого и желаю препочить во всех сердцах». О, благость, милосердие и человеколюбие Богородицы!

Не отступим от Нее и мы, но всегда усердно будем искать в Ней покоя, чтобы наша умершая во грехах душа воскресла, и когда, уклонившись от зла, станем мы добродетельны, тогда дух Ее почиет в нас.

Приложение

Один нечестивый человек имел ежедневный обычай молиться Пресвятой Богородице и во время молитвы сей часто повторять слова Ангельского приветствия: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Отправляясь однажды для исполнения какого-то преступного дела, он по обычаю встал пред образом Пресвятой Богородицы, чтобы совершивши моление, идти потом на задуманное дело. И вот напал на него страх. Пораженный ужасом он видит, что образ Богоматери движется, что Пресвятая Богородица с Сыном Своим живая, что у Младенца раскрылись язвы на боку, руках и ногах и что из язв сих, как и на кресте, истекает потоками кровь. При таком необычном видении он, упав, воскликнул. «О, Госпожа, кто же это сделал?» – «Ты, и другие грешники, ибо, подобно Иудеям, вы распинаете Сына Моего своими грехами», – отвечала Богородица. –Зарыдал грешник и возопил «О, Матерь милосердия, помилуй меня». – На сие Она сказала: «Называете меня Матерью милосердия, а сами между тем своими делами оскорбляете и огорчаете». – Грешник воскликнул: «Нет, Владычица, злоба и грехи мои не превысят благости и милосердия Твоего, ибо Ты одна есть надежда и прибежище для всех грешников. Преклонись, посему на милость, благая Матерь, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего». – Тогда Преблагословенная Матерь стала ходатайствовать за грешника пред Сыном, говоря: «Благоутробный Сын Мой, ради Моей любви помилуй этого грешника!». – Он отвечал: «Не гневайся на Меня, Матерь Моя, что Я не исполню Твоего ходатайства, ибо Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, но и Он не внял Мне!» – «Вспомни, Сын Мой», обратилась Божия Матерь вторично, «как Я вскормила Тебя, и прости его!» – «Дважды молил Я Отца о чаше, – и не принял Он молитвы Моей», отвечал Сын Божий. – «Вспомни же, Сын Мой», еще раз обратилась Матерь Божия, «болезни, которые претерпела Моя утроба. Ты терпел страдания на кресте, а Мне оружие пронзило душу, – и Я страдала!» – На сиe Он сказал «И в третий раз молился Я Отцу, да мимо несет чашу, но не соизволил по слушать!» – Тогда, посадив Сына, Божия Матерь встала и хотела упасть к стопам Его. Но Он воскликнул – «Что хочешь творить, Мать Моя?» – «Вместе с сим грешником буду лежать у ног Твоих, пока не отпустишь Ему грехов!». Сын Божий сказал тогда: «За кои повелевает сыну почитать мать, а правда указывает еще и на то, чтобы первым исполнителем закона был сам законодатель, Я – Сын Твой, Ты – Мать Моя; посему, Я должен чтить Тебя. Во исполнение Твоего ходатайства пусть будет так, как хочешь Ты, ныне ради Тебя прощаются ему грехи! В знамение же Моего прощения пусть облобызает Мои язвы!» – Встал тогда грешник и с радостным трепетом коснулся устами пречистых язв Сына Божия.

Видение исчезло, но сердце грешника еще было преисполнено радости и священного ужаса. Припав к образу Владычицы, со слезами и рыданиями он благодарил Пресвятую Богородицу и молил пребывать к нему всегда такою же милостивою, какою он видел Ее в ужасном видении. С того времени исправившись, он начал жить богоугодно.

Итак, смотри, каково усердие нашей Ходатаицы о прощении наших согрешений. – Слава милосердию Ее, слава неизреченному благоутробию Ее, слава богатству щедрот Ее, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Об иконе, явившейся трем Охридским братьям

Об этой иконе существует следующий исторический рассказ 1.

В царствование Льва Мудрого, императора Греческого, в 6427 г. (919), три родные брата, по имени Моисей, Аарон и Василий, родственники Юстиниана Великого, родом из Охриды, в чувстве особенной любви к Богу, решились оставить мир, славу и знаменитость рода своего и принять на себя ангельский образ. Чтобы вернее отразить от себя приражения демонских искусов и умертвить страсти собственной плоти, они избрали для того глубокое уединение, и водворились в Афонской пустыне, именно, близ нынешнего Зографа. Вскоре по прибытии своем сюда, они устроили небольшую церковь и не знали, кому и в чье имя посвятить ее, потому что каждый из них предлагал такого из святых, к которому имел особенное усердие. В предупреждение несогласия и споров братской любви, они, наконец, решились обратиться с молитвою к Богу и просить, чтобы Он Сам назначил, кому посвятить их небольшую церковь, и чью икону написать на приготовленной доске. Вследствие сего, все трое встали они на молитву с вечера, каждый в своем затворе; и во время самой их молитвы необычайный свет, ярче солнечных лучей, разлился от новоустроенного ими храма по соседственным высотам их кельи. В недоумении и страхе, они всю ночь пробыли в молитвенном подвиге, и утром, сошедшись при храме, с крайним удивлением увидели, что там на приготовленной доске написан лик святого великомученика Георгия Победоносца, от которого в ту ночь исходило небесное сияние и освещало их скромную пустыню. Так Господь исполнил их молитву и чудесным образом явил того, которому должна посвятиться их церковь.

По этой-то самой иконе и была наименована впоследствии созданная на месте, избранном благочестивыми сими Охридскими братиями, обитель, – монастырем Зографом, так как икона по воле Божией написана невидимою силою или рукою. О начале же этой иконы повествуется следующее. Она находилась в Фануилевом монастыре, который существовал в Сирии, близ Лидды, отечества святого Георгия. По словам самого игумена Фануилевой обители, имя коему было Евстратий, пред тем временем, когда Бог положил в праведном Своем гневе, предать всю Сирию, а вместе с нею и Фануилеву обитель, расхищению варваров, в виду всего братства, писание от иконы святого Георгия само собою отделилось от доски, поднялось с места и скрылось неизвестно куда. Огорченные и испуганные таким чудом, иноки со слезами пали пред Богом и молились Ему, во имя святого победоносца и великомученика Георгия, чтобы Господь явил – куда скрылся от них чудотворный лик этого страстотерпца. Бог услышал их молитвы, и святой Георгий утешил игумена Фануилевой обители явлением своим. «Не печальтесь обо мне – сказал ему явившийся победоносец, – я нашел себе храм в жребии Божией Матери, на Афоне. Если угодно, спешите и вы туда же, потому что гнев Божий готов разразиться над развращенною Палестиною!». Вследствие сего, иноки той обители, вместе с игуменом своим, немедленно отправились на Святую гору, где в одной из ее обителей, действительно, к невыразимой своей радости и великому удивлению, нашли оставивший их лик святого Георгия, и дивным мановением Божественного Промысла положившийся на новой доске. Тогда пришельцы и местные взаимно друг другу рассказали о чудесных событиях иноки Фануилевой обители – о чудесном от них удалении лика святого великомученика и о причине своего на Святую гору прибытия, а Зографцы – о дивном написании лика страстотерпцева на новой доске; и пришельцы из Сирии уже не захотели возвращаться на свое место, но остались навсегда во вновь избранной покровителем их святым Георгием обители, игумен Евстратий и здесь был поставлен также игуменом.

С тех пор чудеса неоскудно начали совершаться по молитве пред великомученической иконою, так что народ во множестве стекался в Зограф на поклонение святому Победоносцу. Слава о них донеслась и в Константинополь и огласила ими царственный дом мудрого Льва. В чувстве умилительного благоговения и ревности, и сам император решился странствовать на Святую гору, чтоб видеть и лобзать чудотворную икону и насладиться беседою подвижников Моисея, Аарона и Василия, о которых отзывались все и всюду с самой отличной стороны. Вслед затем посетил Зографскую пустыню болгарский царь Иоанн от Тернова. Их богатыми вкладами и приношениями начал возникать, и наконец, возник в приличном великолепии обширный Зографский монастырь, впрочем, впоследствии превращенный в развалины варварами и пиратами. Нынешний монастырь основан на развалинах прежнего господарем Молдавии Стефаном.

Икона сия, замечательна еще и тем, что на ней и по сю пору остается крайняя часть пальца, которым небрежно и грубо коснулся победоносного лика недоверчивый епископ странствовавший по Святой горе. Слухи о чудесах этой иконы далеко разнеслись с первых времен явления ее здесь. При такой молве епископ одной епархии (по преданию Водинский), знавший и слышавший о чудесах, источавшихся от иконы святого Победоносца, никак не располагался увериться в их действительности. Он более относил их к вымыслам и к корыстолюбивым видам иноков, а не к силе Божией, проявляющейся в святых. Чтоб поверить собственным опытом и видеть своими очами то, о чем слышал, мнительный епископ нарочно отправился на Святую гору и прибыл в Зограф. С приличною почестью встретили его старцы, и во стройном лике провели его в собор на поклонение святому великомученику и победоносцу Георгию. Вместо того, чтоб в чувстве смирения, при величии своего звания, и с сердечной верою в чудеса победоносного страстотерпца приступить к его божественному лику, епископ рассеянно осмотрел храм и без должной почтительности остановился пред иконою святого. «Эта, что ли, у вас чудотворная-то икона?», легкомысленно спросил епископ братию, и в то же время указательным своим пальцем коснулся ланиты страстотерпцевой. Бог не потерпел такой дерзости епископа, и святой Георгий покарал его на месте самого его безрассудства. Едва только епископ коснулся пальцем великомученической ланиты, палец как прирос к ней. Напрасно, пораженный страхом и удивлением, епископ силился оторвать палец от иконы; палец прилип к ней и томил его мучительной болью. Невольно, наконец, должен был выдержать несчастный горькую и чувствительную операцию, палец епископа отрезали, чрез что совершенно и опытом уверился он в действительности чудес святого победоносца и великомученика Георгия. Икона святого Георгия обложена прекрасною серебряною ризою, сделанною в С.-Петербурге, по благословению митрополита Серафима, как видно из надписи на нижней кайме ризы.

Живопись на иконе темна от древности, она Византийского стиля. Святая икона сия находится при колонне правого клироса.

* * *

1

См. Рай мысленный, сто 11–17 печат. в Валдайском Иверском монастыре 7167 окт. 28 Письмо Святогорца Προσχονητάριον οῦ αγῖου ορους 1745 Барск стр. 256–259.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle