Рай

Литература по теме

Рай (евр. «закрытый сад»):

1) Местопребывание первых людей, Адама и Евы, до их грехопадения и изгнания. По преимущественному учению св. отцов, рай имел чувственную и духовную природу: находился на земле (предположительно в ближневосточной Азии, у рек Тигр и Евфрат), но при этом первозданные люди пребывали в непрестанном богообщении, духовно наслаждаясь созерцанием Бога и близостью с Ним.
2) Внутреннее состояние праведника, подлинно христианская радость, следствие богопознания, богообщения и богоуподобления;
3) Царство Небесное;
4) Царство Славы, которое откроется после Второго Пришествия Христа;
5) Внутреннее состояние тех, кто достиг Царства Небесного, тех, кто наследует Царство Славы.

Рай, на языке Св. Писания и церковной гимнографии – это место, где Господь. В первом тропаре предпразднства Рождества Христова чрево Богородицы названо Раем, т. к. там Господь.

Каков Рай по сравнению с нашей, земной жизнью?

Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле.

Однажды преподобный Симеон, называемый Новым Богословом, был в таком осиянии Духом Святым, что воскликнул: «О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на свете!» И получил ответ: «То, что испытывают даже святые здесь на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством подобно солнцу, нарисованному углем на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим на небе!».

Можно ли узнать о «бытовых» подробностях Рая?

Следует избегать вульгарно-бытового, языческого, мусульманского представления о Рае. Апостол Павел предостерегал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Клайв Льюис приводил такой пример. Мальчику рассказывают о том, что, когда он вырастет, он женится, у него будет семья. Ребёнок спрашивает: «а я там в машинки буду играть?». «Боюсь, что уже нет», – отвечает отец. «Ну, тогда, я не хочу жениться»…

Цитаты о рае

«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: “Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?”. Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: “как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть”. Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного”, и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
преподобный Силуан Афонский

«Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем.3:1). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Оно зовется и лоном Авраама, как у Луки: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (16:22), и Царством Небесным, по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.13:11). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, на небесах».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

«Христос, пришедши, обещал нам ныне блага большие тех, которых лишили нас согрешившие вначале. О чем плачешь, скажи мне? О том, что Адам, согрешив, лишил тебя Рая? Исправься, поревнуй о добродетели, и я отворю тебе не Рай, а самое Небо, и не дам тебе потерпеть никакого зла от преступления первозданного».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки