архим. Антоний

Источник

Странным утешение. Чудо 3-е в 1667 году

Утешения не имамы, разве

Тебе, Владычице мира

Одна женщина, по имени Вера, от паралича в продолжение целого года была нема и имела сухую руку. Пред праздником Сошествия Св. Духа пришла она в субботу в Ильинский монастырь. Пред литургией во время пения акафиста, который по субботам поется пред иконой Пресвятой Богородицы, она получила исцеление сперва сухой руки, движением коей показала всем, что сия рука также здорова и тверда, как и другая, за литургией же во время пения священной песни в прославление Пресвятой Богородицы «Достойно есть» проглаголала немым языком и возопила, благодаря Преблагословенную Деву за внезапное исцеление.

Беседа 3-я

Скорбевшая по причине нищеты, вдовства и бесчадия Ноэминь говорила – не зовите мене Ноэминь (т. е красна), но зовите мене Горька, яко исполни мя Вседержитель горести зело (Руф.1:20). Единственной отрадой в таком состоянии она считала свою сноху Руфь, которая не только не оставила ее, но привязалась такой любовью, что говорила Идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз; людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой. И идеже аще умреши ты, умру, и тамо погребуся; смерть разлучит между мною и тобою (Руф.1:16–17). Не меньшие сих обдержат печали и нас, как внешние, так и внутренние. К внешним относятся разного рода болезни: расслабление, немость языка, онемение рук; внутренний же человек ослабевает по причине грехов. Нем и безъязычен он, не сознается в своих беззакониях, и имеет сухую руку – это волю, не хотящую привести в исполнение доброго намерения. Но во всех сих положениях есть у нас незаменимая отрада в Пресвятой Богородице; только требуется от нас несомненная вера, непоколебимая надежда и союз любви Кто утешил Ноэминь, когда она потеряла мужа и детей? – Руфь. – Но для утешения в печали что сильного и утешительного было в Руфи, когда и сама она была нища, сира и вдовица? То, что она прообразовала Пр. Деву Марию – Матерь Христову, ибо была одной из праматерей Его: Вооз роди Овида от Руфы, Овид же роди Иессеа; Иессей же роди Давида царя (Мф.1:5), бывшего праотцем Христа по плоти. В печали утешало Ноэминь еще и то, что, смотря на Руфь, она, предугадывая будущее, с радостью видела – от плода ее имеет прозябнуть радость всей вселенной – Господь Иисус. Если сень Пресвятой Девы Марии могла превратить печали в радость, то тем паче сама Пресвятая Дева Мария, Мать всякой утехи, утешит нас во всех скорбях и уврачует все язвы как внешние, так и внутренние; мы же для того должны к Ней прибегать с верою, иметь такую любовь, какую имела Руфь к Ноэмини и пребывать с Нею неразлучными во все дни нашей жизни – О, Госпожа, буди с нами во все дни до скончания века!

Нравоучение 3-е

Исцелившаяся по благодати Богородицы женщина назвалась Верою; предполагаю, что сообразно с именем она имела и веру твердую, несомненную ибо без веры невозможно получить исцеления и вообще какой-либо дар от Бога. Врач душ и телес Господь Иисус Христос, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех (Мф.4:23), от исцеляемых Им всегда требовал веры: за веру исцелил в Капернауме у сотника сына, сказав – иди, и якоже веровал еси, буди тебе, и исцеле отрок его в той час (Мф. 8:13); за то же исцелил кровоточивую женщину – дерзай дщи, вера твоя спасе тя; и спасена бысть жена от часа того (Мф. 9:22); также и два слепца – по вере ваю буди вама. И отверзостася очи има (Мф. 9:29); и Хананеянка – о жено, велия вера твоя буди тебе яко же хощеши (Мф. 15:28); за веру, наконец, исцелил и многих других. О, как сильна вера в молитве к получению прошения! – Удивляется св. Киприан, размышляя о распятом на кресте разбойнике: каким образом столь великий грешник, проведший всю жизнь свою в убийствах и других подобных злодеяниях, в конце жизни столь кратким восклицанием удостоился райского блаженства. А посему как бы спрашивает Господа: «Чем высшим наградил Ты, Господи, Стефана? Что лучшего воспринял возлюбленный Твой ученик, возлежавший за вечерию на персях Твоих? Чем больше упокоены подвиги Павловы? Какую награду получило столь великое число Святых за многообразные мучения, раны и смерть? За одно мгновение сему разбойнику воздана та награда, которой последние удостоились за высшие труды и скорби!» Не изумляйся, св. Киприан. Вот я сейчас приведу тебе о сем слова твоего же по небесам сожителя – св. Амвросия, который тебе ответит: «Хотя и в краткой молитве, но великою верою стяжал себе рай сей разбойник, ибо, когда во время вольных страданий, Господь наш был всеми оставлен, и когда от Него отрекся даже обещавшийся с Ним умереть Петр, тогда один только сей разбойник веровал в Него и исповедал Царем, воззвав – помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си (Лк. 23:42). Вера всех ослабла, один разбойник обнаружил ее в высочайшей степени; все о Христе соблазнились, он же с верою к Нему воззвал, и посему услышал аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Св. Амвросий говорит «В одно и то же время рай принял Христа и разбойника». Такую славу разбойнику даровала вера. За что? Некто в обращении к разбойнику говорит так: «Мучениче непобедимый! среди совершенного мирского неплодия в тебе Христос принял первый плод веры, ты Петр на кресте. Слышишь ли, что может творить вера! Посему обнаружим ее в молитве нашей, чтобы возможно было и нам получить просимое. Ибо и Сам Господь наш учит – вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете и будет вам (Мк. 11:24). И св. Иаков: аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем нелицеприятне, и непоношающего, и дастся ему. Да просит же верою, ничтоже сумняся; сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога (Иак. 1:5–7). Откуда же приобретем такую веру в молитве, что получим все просимое? Выслушай слова св. Каллиста: «Вера рождается от дерзновения к Богу; дерзновение же происходит от благоугождения к Богу». И многие нужны подвиги, чтобы чрез благоугождение получить такое дерзновение, чтобы несомненно веровать, что получишь все просимое – просите, сказано, и дано будет вам (Мф. 7:7) И св. Иоанн говорит – возлюбленны, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, и его же аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдает и угодная пред ним творим (1Ин. 3:21–22).

Приложение

В Александрии Египетской жил один золотых дел мастер, отличавшийся известностью и искусством в своем ремесле. Красивый лицом, он сделался предметом ухаживаний одной увлекшейся им женщины, которая разными обольстительными речами убеждала его к совершению любодеяния. И действительно, смутила его дух. А как он был целомудрен и боялся Бога, то однажды спросил обольстительницу: «Что находишь ты во мне привлекательного, что тебя ко мне влечет и возбуждает к любодеянию?» – «Красота глаз твоих,» – ответила женщина. Услышав это, ремесленник тотчас же ударил себя в глаз бывшим в руках орудием, и выколол его, произнеся при этом такие слова: «Так говорит Господь Бог мой: аще око твое десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную» (Мф. 5:29). Женщина в страхе убежала домой и, таким образом, воздержалась от совершения греха.

Александрией в то время управлял злой мучитель христиан, а вся страна та, попущением Божиим, находилась во власти Сарацин, которые всячески христиан преследовали. Мучитель этот придумал такую хитрость, призвав местного епископа, он сказал ему: «Слышали мы, что вам Христос заповедал иметь такую веру, по силе которой, даже словом, вам можно передвинуть горы (Мф. 17:20). Вот близ города стоит видимая всеми гора Адар; если действительно есть Бог Христос, которому вы служите и в коего веруете, и если считаете свою веру лучшею всех, то повелением Господа Бога вашего велите горе сей передвинуться в реку Нил; если она послушает вас, тогда прославите Христа вашего, да и мы в Него уверуем, если нет, – все имущество христиан взято будет в казну Царскую». – Епископ ответил – «слово, сказанное тобою, правда, весьма превосходит нашу немощь. Однако, не для превозношения себя, – ибо все недостойны такого дела, – но для обличения твоей хулы на Иисуса, Христа, будет сие, только дай нам срок для молитвы Господу на восемь дней. И мы верим, что не презрит Он молитвы рабов Своих, потому что написано – волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144:19), – ибо уповали на Него». – Услышав это беззаконный варвар засмеялся и сказал: «Я думал, что будете умолять, чтобы отдать только часть из имений в Царскую казну, а вы еще осмеливаетесь на подвиг, которого не в состоянии совершить сам Магомет наш». После сего с гневом отпустил епископа, согласившись, однако, ждать до указанного срока.

Епископ собрал христиан из города и окрестных селений числом до трех тысяч человек, не считая женщин и детей, и передал им об угрозе мучителя, что он не только хочет отнять все имущество христиан, но и лишить их жизни, если они не поступят с горою согласно его желанию. Сильно опечалившись, все собравшиеся приступили к молитве и совершили Богу всенощную службу. Женщина та, подойдя к епископу, рассказала ему о ремесленнике; не умолчала, конечно, о своем умысле и о том, как он, не прельстясь лукавыми и любодейными ее речами, не побоялся повредить себе правый глаз. Удивился епископ словам ее и стал между собравшими искать ремесленника и, когда тут не нашел, послал за ним на дом. На зов ремесленник явился. Тогда епископ ему сказал: «Брат, нам дано испытание от гонителей», и затем поведал ему о всем случившемся. – Он ответил: «Владыка, нам должно молиться, ибо что невозможно людям, то возможно Богу». На третий день все христиане, придя к указанной горе, обошли ее кругом три раза с преднесением Святых икон и Честного Креста. После сего остановились против горы. Епископ, подозвав ремесленника, сказал ему: «Теперь чадо, следует тебе показать плод своей веры; и посрамится тогда хвалящийся своими идолами мучитель; утвердятся столпы церкви Христовой,и окончится печаль христиан» – А он, поклонясь епископу и подойдя к горе, сперва помолился, а потом воскликнул: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, услыши молитвы рабов и не допусти врагов расхитить овец стада Твоего, чтобы не возрадовались враги наши, говоря «где есть Бог наш?» Ты, Бог наш, заповедавший Апостолам слова аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду тамо, и вверзися в море и будет вам (Мф. 17:20), воздай славу не нам, и не ради нас, но имени Твоему!» И как только он окончил сии слова, потряслось место то, и гора стала двигаться. Христиане упали ниц, а в городе произошло ужасное смятение, потому что разрушились строения и попадали стены. Неверные выбежали вон и, увидя движение горы в реку Нил, упали на колени, прося христиан остановить движение, чтобы не разрушились и остальные, еще уцелевшие, строения. Епископ отвечал: Нет, братья, ибо сие – ваше желание, но не наше; вы произносили хулу на Бога, смутили нас своими угрозами и за смирение услышал нас Господь. И не можем ничего мы сделать, если, прогневавшись, разрушит Он не только весь город, но и умертвит всех вас». Неверные обещались креститься. Гора между тем дошла уже до реки. Епископ помолился Господу, она остановилась, и прекратилось землетрясение. Многие из варваров уверовали в Пресвятую Троицу и крестились. Оставшиеся в нечестии поклялись прекратить с того времени гонения на христиан.

Это написано для показания того, что Богом исполняются все прошения верующего.

О, сколь велика сила веры целомудренных!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle