О.В. Губарева

Рождество Христово

Источник

Содержание

Сюжет и почитание Образы и символы Образ в прикладном искусстве Рассказ об одном шедевре Литература  

 

Мы ведем летоисчисление от Рождества Христова. Даже те люди, которые никогда не читали Евангелие, представляют, что случилось 2000 лет назад в Вифлеемской пещере. Сюжет Рождества множество раз обыгрывался в литературе, живописи и кинематографе. Но для верующих это не просто история. Рождение Младенца Иисуса Христа перевернуло все мироздание, соединило небо и землю. Новая книга из серии «Русская икона» рассказывает о смысле этого события и его воплощении в иконах. Повествовательная нить протянута от древнейших изображений в римских катакомбах до отечественных икон XVII века. Читатель узнает, кто и почему изображается на иконах Рождества, о символике и назначении предметов, одежд и жестов персонажей. Доступное изложение, яркие иллюстрации, научная точность – все это будет интересно и специалисту, и читателю, решившему впервые погрузиться в мир русской иконы. Преподаватели живописи, истории религии, основ православной культуры остро нуждаются в качественном иллюстративном материале. Книга с успехом восполняет эту потребность.

Рождество Христово. XV в.

Икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля

Эта икона Рождества Христова написана гениальным художником. Некоторые специалисты полагают, что преподобным Андреем Рублевым. Мы не знаем, как выглядел образ, когда был только что создан мастером: краски его местами сильно утрачены. Но сквозь дымку потертостей красочного слоя и царапин нам словно приоткрывается величайшая тайна: мы видим миг, когда в мире родился Бог. Люди, ангелы, животные и Сама Богородица – все будто вдруг остановились, чтобы осознать и вместить случившееся. Задумалась Богородица, праведный Иосиф, женщины, купающие Младенца, ангелы, склонившиеся к яслям, пастухи. Кажется, что даже всадники стали недвижимы на своих конях. Все, что двигалось, вдруг замерло. Литературный рассказ, в котором впервые был создан образ мира, замершего в момент Рождества, был создан в апокрифическом протоевангелии Иакова: «И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете

остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие [пищу] не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось» (Протоевангелие Иакова 18:3–5).

Автор иконы сумел выразить это благоговейное молчание мироздания по-другому: без слов, через художественное изображение. Но, чтобы создать этот простой и бесконечный в своих смыслах образ, потребовалась тысяча лет художественных поисков многих поколений иконописцев. Об истории иконографии Рождества Христова и будет наш рассказ.

Родословие Иисуса Христа (Древо Иессеево).

Фрагмент иконы. 1601–1700 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Источник: Рождество Христово / Губарева О.В. - СПб. : Метропресс, 2013. - 76 с.

Комментарии для сайта Cackle