Царьградская лицевая Псалтирь XI века595
Среди иллюстрированных греческих рукописей Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде хранится одна подлинная жемчужина книжного искусства – Псалтирь XI века (греч. 214). Хотя И.А. Бычков596 дал краткое, но весьма точное описание этого интереснейшего манускрипта, а В.В. Стасов опубликовал несколько его заставок и инициалов597, историкам византийской живописи он остался почти неизвестным598. Между тем ленинградская Псалтирь является памятником первостепенного значения, дающим прекрасное представление о стиле константинопольской миниатюры позднего XI века.
С первого же взгляда ленинградская рукопись599 поражает своим изяществом и изысканным характером. Небольшая по размерам (17,3x13 см), она писана на отлично выделанном пергаменте и украшена красивыми заставками и крохотными инициалами. Письмо рукописи обнаруживает единый почерк. Заглавия псалмов и начальные буквы стихов исполнены золотом, а некоторые, сверх того, и красками (лл. 12 об., 40, 57, 80 об., 173 и 194). Последний псалом писан весь золотом, в форме креста (лл. 295 об.–296 об.); в форме же креста писан конец псалма 76-го (лл. 151–152). На обороте л. 327 находилась запись, намеренно выскобленная. Заставки и инициалы рукописи распределяются следующим образом:
Л.1 – прямоугольная заставка из растительного орнамента и буква М, составленная из трех фигур (левая фигура почти целиком утрачена; см. ниже). Все фигуры даны в царских облачениях. Над средней, изображающей мальчика, написано микроскопическими буквами κωτινσ (т.е. Κωνσταντῖνος), а внизу, под ней же, πορφυρογενητ (т.е. πορφυρογέννητος); над правой фигурой, держащей руку на главе ребенка, также сохранилась надпись – Μαρία αὐτοτ (т.е. Μαρία αὐτοκρατόρισσα); надпись над левой фигурой совершенно стерлась.
Л. 80 – олень перед купелью – символ крещения (иллюстрация изречения Псалтири об олене, «стремящемся к источнику водному»; см. ниже).
Л. 98 – буква Е, составленная из четырех фигур (простерший десницу Христос, ангел, молящийся Давид и стоящий Нафан; см. ниже).
Лл. 153, 157 – прямоугольные заставки
с растительным и геометрическим орнаментом (см. ниже).
Л. 297 – полосная заставка с растительным орнаментом и буква А, скомпонованная в виде фигурки пляшущей Мариам (см. ниже).
Л. 299 об.– буква П, составленная из фигур Моисея и Иисуса Навина.
Л. 306 об. – буква Е, составленная из трех фигур (мать Самуила Анна, благословляющий Спаситель, стоящий Самуил; см. ниже).
Л. 308 об.– буква К, скомпонованная в виде фигуры держащего свиток Аввакума (см. ниже).
Л. 311 об.– буква Е, составленная из четырех фигур (благословляющий Спаситель, вытянувший правую руку Исайя, стоящие царь и царица; см. ниже).
Л. 313 – небольшая миниатюра с изображением пророка Ионы, которого двое сидящих в лодке бросают в море; справа – кит, готовый проглотить Иону (см. ниже).
Л. 314 об.– буква Е, составленная из фигур трех стоящих отроков (см. ниже).
Л. 319 – буква Е, составленная из четырех фигур (три отрока в пещи огненной и парящий над ними ангел; см. ниже).
Л. 328 об.– почти целиком стершееся изображение царя Давида.

Псалтирь. Около 1080 года. Лист с заставкой и инициалом М виде фигур Константина Багрянородного, автократиссы Марии и фигуры императора

Псалтирь. Около 1080 года. Олень перед купелью

Псалтирь. Около 1080 года. Инициал Е
Входящие в состав первого инициала фигуры, несмотря на утрату фигуры василевса, позволяют довольно точно датировать рукопись. Здесь, несомненно, портретированы дочь иверского царя Баграта IV Мария, бывшая женой императора Михаила VII Дуки (1071–1078) и позднее императора Никифора III Вотаниата (1078–1081)600, и ее сын Константин Багрянородный (1074–1093/94)601. Фигура слева могла изображать как Михаила VII, так и Никифора Вотаниата. Исходя из биографии Марии и Константина, наиболее вероятной датой возникновения рукописи следует считать время около 1080 года. Основанием для такой датировки служит год рождения Константина (1074), представленного на миниатюре еще ребенком. С другой стороны, рукопись не могла быть изготовлена после 1088–1090 годов, потому что в течение этого времени Мария, изображенная на миниатюре в царской одежде и в венце, удалилась в монастырь, сменив царское одеяние на монашеское. Если слева был портретирован Михаил VII, то рукопись должна была быть исполнена не позднее 1078 года (но и вряд ли ранее этой даты); если же здесь находилось изображение Никифора Вотаниата, вскоре после своего воцарения обвенчавшегося, в нарушение церковных законов, с императрицею Марией, то рукопись была написана и разукрашена в 1079–1081 годах, что опять приводит нас к датировке временем около 1080 года.

Псалтирь. Около 1080 года. Лист с заставкой

Псалтирь. около 1080 года. Лист с заставкой и инициалом А – пляшущая Мариам
Все те фигуры святых, которые введены в инициалы, являются для иллюстрации Псалтири традиционными. Мы находим здесь и царя Давида602, и пророков Нафана603, Исайю604, Аввакума605, Иону606, и Самуила с его матерью Анной607, и пляшущую Мариам608, и Иисуса Навина609, и Моисея610, и трех отроков611. В иконографическом плане изображения ленинградской рукописи не дают ничего нового. Зато они использованы совсем по-новому, будучи искусно вкомпонованы в инициалы, которые служат главным украшением рукописи.
Ленинградская Псалтирь выполнена необычайно тщательно, с тонким пониманием своеобразных красот книжного искусства. Прекрасно найдены соотношения между текстом и широкими полями, между полями и инициалами, между заставками и размерами всего листа. Каждая страница рукописи, даже когда она лишена орнаментальных и фигурных украшений, поражает своей строгой архитектурной упорядоченностью. Здесь нельзя изменить ни одной детали без того, чтобы не оказался нарушенным эффект целого. Ровное изящное письмо (минускул) с довольно значительными расстояниями между буквами превосходно согласуется с легким, прозрачным орнаментом заставок и с крохотными фигурными инициалами, всегда занимающими на полях то место, которое является наиболее удачным в общей композиции листа. При этом ни в письме, ни в миниатюрах нет ничего сухого, механического, стереотипного. Они выполнены очень свободно, с нередкими отступлениями от строгой симметрии, что придает листам рукописи характер большой свежести.

Псалтирь. Около 1080 года. Инициал Е – мать Самуила Анна, Спаситель и Самуил

Инициал К – фигура Аввакума

Инициал E – Спаситель, Исайя, царь и царица

Псалтирь. Около 1080 года. Миниатюра – история Ионы

Инициал E – три стоящих отрока

Инициал E – три отрока в пещи огненной и ангел
Как во всех лучших образцах византийского книжного искусства, в ленинградской Псалтири особенно хороши ее краски, подобранные с замечательным вкусом. В инициалах золото сочетается с киноварью, нежными водянисто-синими, фисташково-зелеными, сиреневыми и фиолетовыми тонами. В инициалах на лл. 306 об. и 311 об. к этим излюбленным художником краскам присоединяются еще удары желтого и темно-лилового. Карнация написана свободно, сочные зеленые, красные и белые цвета смело сопоставлены друг с другом, благодаря чему, несмотря на микроскопические размеры голов, достигается впечатление энергичной красочной лепки. Колорит заставок и инициалов лишен кричащей пестроты. В отличие от колорита рукописей восточного происхождения, он строится на слегка пригашенных красках, что позволяет художнику достичь изумительной гармонии тонов. Мы имеем здесь дело не с простой раскраской, а с тонко продуманными колористическими решениями, далеко оставляющими за собою все то, что изготовлялось в это же время в скрипториях романского Запада.
Ленинградская Псалтирь, несомненно, была выполнена в Константинополе. На это указывает все – и дорогой, очень тщательно выделанный пергамент, и превосходное письмо, обнаруживающее руку первоклассного писца, и тончайшей работы заставки, и инициалы, принадлежащие кисти выдающегося миниатюриста, и, наконец, особая отшлифованность всего манускрипта. Есть основания полагать, что местом изготовления рукописи был скрипторий Михаила VII – этого безвольного воспитанника Пселла. Следуя по стопам своего наставника, Михаил был большим книголюбом, настолько большим, что это отвлекало его от решения неотложных государственных задач. Вместо того чтобы энергично действовать, Михаил Дука изучал риторику, писал стихи и увлекался искусством612. Ленинградская Псалтирь дает как раз прекрасное представление о том, что нравилось царьградскому обществу накануне прихода к власти Комнинов. Ее камерный строй форм, столь чуждый народному искусству, выражает вкусы тепличной придворной среды, чуть не доведшей своей эгоистической классовой политикой Византийское государство до гибели.
Псалтирь Публичной библиотеки не является стоящей особняком рукописью. Ее стиль обнаруживает множество точек соприкосновения со стилем лицевых манускриптов третьей четверти XI века. Стиль этот характеризуется необычайной легкостью декорировки. Миниатюры редко занимают целый лист. Лишенные обрамлений либо заключенные в очень узкие рамочки, они располагаются в виде крохотных изображений на полях и в тексте, образуя с последним строгое композиционное единство. Небольшие фигурки лишены тяжести, орнаменту и инициалам присуща особая прозрачность; тонкие, едва приметные линии подобно паутине окутывают формы, колорит строится на нежных тонах, лишенных пестроты и жесткости. Этот стиль можно рассматривать как одну из высших точек в развитии византийской книжной иллюстрации.
Целая группа константинопольских манускриптов третьей четверти XI века может быть сближена с ленинградской Псалтирью. Это – Псалтирь от 1066 года в Британском музее (Add. Ms. 19352)613, Евангелие в парижской Национальной библиотеке (gr. 74)614, Евангелие в венской Национальной библиотеке (theol. gr. 154)615, Евангелие в афинской Национальной библиотеке (57)616, Евангелие (с Синаксарем) в Ватиканской библиотеке (gr. 1156)617, Слова Григория Назианзина со Словом на Рождество Христово Иоанна Дамаскина в иерусалимской Патриаршей библиотеке (Τάφου 14)618, фрагмент Синаксаря в ленинградской Публичной библиотеке (греч. 373)619, сильно реставрированная Псалтирь в Ватикане (Barb, gr. 372)620, два Менология в венской Национальной библиотеке (hist. gr. 6)621 и в парижской Национальной библиотеке (gr. 580)622, Жития святых в Амброзиане (E 89 in f.)623, Жития святых и Слова от 1063 года в московском Историческом музее (греч. 9)624 и Псалтирь от 1077 года в венской Национальной библиотеке (theol. gr. 336)625. Но особую близость ленинградская Псалтирь обнаруживает к Новому Завету от 1072 года в Университетской библиотеке в Москве (№ 2280)626 и к Евангелию в Дионисиате. Здесь встречаются почти тождественные по композиционному построению и по тонкости отделки фигурные инициалы. Вероятно, все три рукописи вышли из одной мастерской627. Так как Новый Завет был исполнен для императора Михаила VII Дуки, то есть все основания полагать, что этой мастерской был царский скрипторий, традиции которого держались и при Никифоре Вотаниате.
Встречающиеся во всех трех рукописях фигурные инициалы достигли особого совершенства как раз в третьей четверти XI века. Это, в частности, доказывают Слова Григория Назианзина от 1062 года в Ватикане (gr. 463), где в небольшие буквы заключены целые сцены, иллюстрирующие текст628. Такие же фигурные инициалы мы находим в Евангелии из Сан Джорджо деи Гречи в Венеции629. Этот же изящный каллиграфический стиль 60-х – 70-х годов выступает и в Словах Григория Назианзина в московском Историческом музее (греч. 61)630. Он держится и в конце XI века. Но постепенно он утрачивает свою тонкость и виртуозную каллиграфичность. В исполнении инициалов появляется известная небрежность, портится рисунок, трактовка делается все более сухой и стереотипной. Такие рукописи, как Псалтирь от 1084 года в монастыре Пантократора на Афоне (№ 49)631 и Евангелие в пармской Палатинской библиотеке (Palat. 5)632, иллюстрируют самое начало того процесса, который получает свое логическое завершение в миниатюрах XII века.
Московский университет и ленинградская Публичная библиотека имеют все основания гордиться тем, что среди их рукописных собраний хранятся два подлинных шедевра византийской книжной иллюстрации. Исполненные, несомненно, в одной мастерской, и московский Новый Завет, и ленинградская Псалтирь освещают тот этап в развитии византийской миниатюры, когда последняя достигла наибольшей тонкости и предельной красочной изощренности. Они могут рассматриваться как два характерных памятника константинопольского искусства, которое приобретает для нас из года в год все более четкие и ясные очертания.
* * *
Примечания
Предыдущая публикация: В.Н. Лазарев. Царьградская лицевая Псалтирь XI в. – «Византийский временник», т. III. М., 1950, стр. 211–218.
И.А. Бычков. Приобретения библиотеки. А. Целые коллекции. – «Отчет императорской Публичной библиотеки за 1882 г.» СПб., 1884, стр. 13–16.
В.В. Стасов. Славянский и восточный орнамент. СПб., 1887, табл. CXXIV (17–23).
Кроме краткого упоминания в моей статье «The Mosaics of Cefalù». – «The Art Bulletin», XVII, 1935, p. 210.
Приобретена от П.К. Николаидеса. [Новейшее описание см. Е.Э. Гранстрем. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ, вып. 3. Рукописи XI в. – «Византийский временник», т. XIX. М., 1961, стр. 208, № 213].
Ее портрет фигурирует на л. 1 об. Cod. Paris. Coislin 79 (H. Omont. Miniatures des plus anciens manusrits grecs de la Bibliothèque Nationale du Vl-e au XIV-e siècle. Paris, 1929, p. 33, pl. LXII). Cod. Coislin 79 мог быть выполнен для Михаила VII Дуки, так как его миниатюры с изображением Никифора Вотаниата были вмонтированы на месте более старых миниатюр, которые были вырезаны по внутреннему краю рамочек. О Марии см. F. Chalandon. Essai sur le règne d’Alexis 1-r Comnène (1081–1118). Paris, 1900, p. 27; (B. Lieb. Nicéphore III Botaneiatès et Marie d’Alanie. – «Actes du VII-e Congrès international des études byzantines. Bruxelles, 1948», t. I. Bruxelles, 1949 («Byzantion», XIX)].
О Константине Дуке см. В. Васильевский. Византия и печенеги. – «Журнал Министерства народного просвещения», 1872, стр. 309–312; F. Chalandon. Essai sur le règne d’Alexis 1-r Comnène, p. 24.
Этот образ встречается во всех лицевых Псалтирях.
Ср. E.T. De Wald. The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint, vol. III. Psalms and Odes, part 2: Vaticanus graecus 752. Princeton, 1942, p. 16, pl. XXIII (л. 82); p. 22, pl. XXXI (л. 163 об.); p. 33, pl. XLIII (л. 342). Ср. E.T. De Wald. The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint, vol. III. Psalms and Odes, part 2: Vaticanus graecus 752. Princeton, 1942, p. 16, pl. XXIII (л. 82); p. 22, pl. XXXI (л. 163 об.); p. 33, pl. XLIII (л. 342).
Ср. O. Dalton. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911, fig. 294 (Lond. Add. Ms. 19352); H. Omont. Op. cit., pl. XII a и XIII (Cod. Paris, gr. 139, л. 435 об.); E.T. De Wald. Op. cit., p. 19, pl. XXVII (л. 134); p. 39, pl. LI (л. 445 об.); p. 42, pl. LV (л. 469); E.T. De Wald. The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint, vol. III. Psalms and Odes, part 1: Vaticanus graecus 1927. Princeton, 1941, p. 47, pl. LXIX (л. 227).
Ср. Н.П. Кондаков. Миниатюры греческой рукописи псалтири IX в. из собрания А.И. Хлудова. М., 1878, табл. XII; E.T. De Wald. Vat. gr. 752. р. 42, pl. LV (л. 465); i d. Vat. gr. 1927, p. 46, pl. LXv’HII (л. 274 об.).
Ср. Lond. Add. Ms. 19352, л. 201; H. Omont. Op. cit., pl. XII (Cod. Paris, gr. 139, л. 431 об.); E.T. De Wald. Vat. gr. 752, p. 42, pl. LV (л. 472); i d. Vat. gr. 1927, p. 47, pl. LXIX (л. 278 об.).
Cp. О. Dalton. Op. cit., fig. 272 (Lond. Add. Ms. 19352); H. Omont. Op. cit., pl. XI (Cod. Paris, gr. 139, л. 428 об.); E.T. De Wald. Vat. gr. 1927, p. 43, pl. LXV (л. 264 об.); p. 46, pl. LXVIII (л. 273); i d. Vat. gr. 752, p. 42, pl. LV (л. 462 об.).
Cp. Cod. Barb. gr. 372, л. 243; E.T. De Wald. Vat. gr. 752, p. 41, pl. LIV (л. 449 об.).
Cp. E.T. De Wald. Vat. gr. 752, p. 20–21, pl. XXIX (л. 153).
Как и образ Давида, образ Моисея фигурирует во всех лицевых Псалтирях.
E.T. De Wald. Vat. gr. 752, р. 42–44, pl. LV (лл. 473, 478, 479, 480); i d. Vat. gr. 1927, p. 47–48, pl. LXX, LXXI (лл. 279 об., 280, 283 об.).
Ср. его характеристику: Н. Скабаланович. Византийское государство и церковь в XI в. СПб., 1884, стр. 109–110.
[S. Dufrenne. Deux chefs-d’oeuvre de la miniature du XI-e siècle. – «Cahiers archéologiques», XVII. Paris, 1967, p. 177–191; S. Der Nersessian. L’illustration des psautiers grecs du Moyen Âge, II. Londres, Add. 19352. Paris, 1970 (с указанием всей старой и новой литературы)].
H. Bordier. Déscription des peintures et autres ornements contenus dans les manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale. Paris, 1883, p. 133–136; G. Millet. L’art byzantin, I (1). Paris, 1905, p. 234–235; H. Omont. Evangiles avec peintures byzantines du XI-e siècle, I–II. Paris, s.a. (в 1940 году вышло 2-е издание); G. Millet. Recherches sur l’iconographie de l’évangile au XIV-e, XV-e et XVI-e siècles. Paris, 1916, ..., Index, p. 746, s. v. Paris, особенно p. 8, 562–563, 581–592; H. Gerstinger. Die griechische Buchmalerei. Textband und Tafelband. Wien, 1926, S. 32; Ch. Diehl. Manuel d’art byzantin, vol. II, 2-e éd. Paris, 1926, p. 636–638; G. Millet.– «Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles Lettres», 1933 [S. Dufrenne. Op. cit., p. 177–191, с указанием новой литературы]. Буберль датирует Cod. Paris, gr. 74 XII – началом XIII века. Такая поздняя датировка решительно опровергается хрупким и тонким стилем миниатюр, особенно же их мягким и нежным колоритом, совсем не похожим на несравненно более жесткий колорит миниатюр позднего XII века.
Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876, стр. 241–242; G. Millet. Recherches sur l’iconographie de l’évangile..., Index, p. 753, s. v. Vienne, особенно p. 7, 587–588; H. Gerstinger. Op. cit., S. 33–34, 47 (с указанием более старой литературы), Taf. XII–XIV; J.Tikkanen. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei. Helsingfors, 1933 (в серии «Societas scieniarum Fennica Commentationes Humanorum Litterarum», t. V. 1), S. 168–169; P. Buberl und H. Gerstinger. Op. cit., S. 21–31, Taf. VI –X (?), XI.
P. Buberl. Die Miniaturhandschriften dei Nationalbibliothek in Athen. – «Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien, philosophisch-historische Klasse», 60/2, 1917, S. 9–10, Taf. IX–XIII; A. Delatte. Les manuscrits à miniatures et à ornements de Bibliothèques d’Athènes. Liège – Paris, 1926 (в серии «Bibliothèque de la Faculté de Philosophie et Lettres de l’Université de Liège», fasc. XXXIV), p. 8–11, pl. II–IV.
Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, стр. 215–217; G. Millet. Recherches sur l’iconographie de l’évangile..., Index, p. 743, s.v. Rome, особенно p. 13, 180, 591–592: P. Buberl und H. Gerstinger. Op. cit., S. 23. Несмотря на то, что Милле отвел совершенно верное историческое место Cod. Vat. gr. 1156, Буберль отнес его без достаточных оснований к позднему XII веку.
Н.П. Кондаков. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб.. 1904, стр. 281–283, 296; G. Millet. L’art byzantin, I (1), p. 245, 247; i d. Recherches sur l’iconographie de l’évangile..., p. 141; V. Lasareff. Two Newly Discovered Pictures of the Lucca School. – «The Burlington Magazine», LI, 1927, p. 61; W. H. P. Hatch. Greek and Syrian Miniatures in Jerusalem. Cambridge, Mass., 1931, p. 58–75, pl. I–XVIII. Стиль миниатюр выдает ближайшее сходство с Cod. Paris, gr. 74, Vat. gr. 1156 и с кодексом Физиолога в Смирне. Один лист иерусалимской рукописи хранится в Публичной библиотеке в Ленинграде (греч. 334). См. Н.П. Лихачев. Историческое значение итало-греческой иконописи. СПб., 1911, рис. 332.
Ближайшие стилистические аналогии к фигурам святых мы находим в Cod. Vat. gr. 1156, Vind. hist, gr. 6 и Paris, gr. 580.
Ф. Буслаев. Письмо из Рима на имя председателя Общества. – «Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее». М.. 1875, стр. 67–72; Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, стр. 115; J. Tikkanen. Die Psalterillustration im Mittelalter, Bd. I. Die Psalteril- lustration in der Kunstgeschichte, H. 1. Byzantinische Psalterillustration. Mönchisch-theologische Redaktion. Helsingfors, 1895, S. 12; G. Millet. Recherches sur l’iconographie de l’évangile..., p. 7, 592. Стриговский (J. Strzygowski. Die Miniaturen des serbischen Psalters der Königl. Hof und Staatsbibliothek in München. – «Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien, philosophisch-historische Klasse», LII, 1906, S. 107) и Буберль (P. Buberl und H. Gerstinger. Op. cit., S. 23) датируют ватиканскую Псалтирь вслед за Тикканеном XII веком, Н.П. Кондаков и Лампрос (S. Lampros. Empereurs byzantins. Athènes, 1911, p. 40, № 351) XI веком (до Романа Диогена, 1067–1071), Милле – эпохой первых Комнинов. Рукопись грубо реставрирована. Нетронутые реставрацией миниатюры (лл. 15 об., 190, 222, 223 об., 227 об.) выдаются своим тонким исполнением и целиком укладываются в рамки стиля третьей четверти XI века [ср. V. Lazarev. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967, p. 249, nota 28].
H. Gerstinger. Op. cit., S. 30, 31, 47 (с указанием более старой литературы), Taf. XVI, XVII; Р. Buberl und H. Gerstinger. Op. cit., S. 38–43, Taf. XIII-XV.
H. Bordier. Op. cit., p. 299–300; Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, стр. 213–214; H. Omont. Miniatures des plus anciens manuscrits grecs..., p. 49–50, pl. СП. Эта рукопись вышла из той же мастерской, что и Cod. Vind. hist. gr. 6.
A. Martini et D. Bassi. Catalogue codicum graecorum Bibliotecae Ambrosianae, II. Mediolani, 1906, p. 1087–1088, N 1017; [M. Gengaro, F. Leoni, G. Villa. Codici decorati e miniati dell’Ambrosiana, ebraici e greci. Milano, s.a., p. 124–126]. Эта рукопись была исполнена в той же мастерской, что и Cod. Vind. hist. gr. 6 и Paris, gr. 580.
Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, стр. 214; архим. Владимир. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, ч. I. Рукописи греческие. М., 1894, стр. 575–577, № 382. Хотя рукопись происходит из монастыря Ставроникиты, она, несомненно, константинопольского происхождения. Для орнаментики ср. Cod. Lond. Add. 11870, для стиля фигур – Paris.gr. 580, Vind. hist. gr. 6, Vind. theol. gr. 336.
H. Gerstinger. Op. cit., S. 41, 37 (с указанием более старой литературы), Taf. XV; P. Buberl und H. Gerstinger. Op. cit., S. 35–38, Taf. XII. Орнаментика выдает большое сходство с Новым Заветом от 1072 года в московской Университетской библиотеке.
Арх. Амфилохий. О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях. М., 1870, стр. 22–27; Exempla codicum graecorum, vol. I: Codices Mosquenses. Ed. G. Cereteli et S. Sobolevsky. M., 1911, табл. XX; M.В. Алпатов. Царьградские миниатюры апостола 1072 г. Университетской библиотеки в Москве. – «Труды Секции искусствознания Института археологии и искусствознания РАНИОН», II. М., 128, стр. 108–112, табл. XII, 1–4; id. Un nuovo monumento di miniatura della scuola constantinopolitana. «Studi bizantini», II, 1927, p. 103–108; [В.Г. Пуцко. Миниатюра «Ὁ παράδεισος» в греческом «Апостоле» 1072 года из собрания библиотеки Московского университета (2280). –«Byzantinoslavica», 1968(2), стр. 327–333]. Орнаментика рукописи крайне близка к Cod Vind. theol. gr. 336, а стиль – к Vind. theol. gr. 154 и особенно к Leningr. gr. 214 и Евангелию в Дионисиате.
Из этой же мастерской вышел, по-видимому, и Cod. Paris. Coislin 79, миниатюры которого были добавлены, как уже отмечалось выше, в эпоху Никифора Вотаниата. Особенно близко к Cod. Leningr. 214 письмо этой рукописи. Ср. примечание 5.
Н.П. Кондаков. История византичского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, стр. 204; H. Pierce and R. Tyler. Byzantine Art. London, 1926 (в серии «Kai Khosru Monographs on Eastern Art»), p. 42–43, pl. 57.
Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, стр. 243–244; O. Wulff. Altchristliche und byzantinische Kunst, II. Berlin – Neubabelsberg. 1914, S. 536.
Арх. Владимир. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, ч. I, стр. 151–152, № 146; «Copies photographiques des miniatures des manuscrits grecs conservés à la Bibliothèque Synodale (autrefois Patnarcale) de Moscou», III. M., 1865, pl. I–X; Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописен, стр. 204.
H. Brockhaus. Die Kunst in den Athos-Klöstern. 2-te Aufl. Leipzig, 1924, S. 174–176, 205–207; G. Millet et S. Der Nersessian. Le psautier arménien illustré. – «Revue des études arméniennes», X, 1929, p. 165 et suiv.
F Odorici. Memorie stonche della Nazionaie Biblioteca di Parma, III. – «Atti e memorie delle R. R. Deputazioni di storia patria per le province modenesi e parmensi», III, fasc. 1, 1865, p. 447–449; Н.П. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописен, стр. 253; E. Martini. Catalogo di manoscritti greci esistenti nelle biblioteche italiane, I (1). Milano, 1893, p. 149–153; G. Millet. Recherches sur l’iconographie de l’évangile..., Index, p. 748, s. v. Parme.