Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник)

Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв.

Источник

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Пояснения

Сокращения

I. Символы и исповедания веры Апостольский символ I Никейский собор (I Вселенский) Никейский символ Символ Епифания I Константинопольский собор (II Вселенский) Константинопольский символ Символ «Quicumque», или «Символ Афанасия» XI Толедский собор Толедский символ IV Латеранский собор (XII Вселенский) Исповедание веры II Лионский собор (XIV Вселенский) Исповедание веры Михаила Палеолога Булла «Iniunctum Nobis» Папы Пия IV Исповедание веры Тридентского собора Исповедание веры Папы Павла VII II. Религиозное познание и откровение Предложения, подписанные Ботеном Обещание, подписанное Ботеном Энциклика «QUI PLURIBUS» Папы Пия IX Обращение «SINGULARI QUADAM» Папы Пия IX Декрет Конгрегации Индекса Предложения, подписанные Боннетти Декрет Священной Канцелярии Заблуждения онтологистов Послание Папы Пия IX монсиньору Шерру, Архиепископу Мюнхенскому «SYLLABUS» Папы Пия IX I Ватиканский собор (XX Вселенский) Догматическая конституция «DEI FILIUS» Декрет «Post obitum» Священной канцелярии Заблуждения Росмини Декрет «Lamentabili» Священной канцелярии Заблуждения модернистов Антимодернистская присяга Энциклика «Humani generis» папы Пия XII Энциклика «Sempiternus rex» папы Пия XII II Ватиканский собор (XXI Вселенский) Догматическая конституция «Dei verbum» Декларация «Dignitatis humanae» III. Предание и писание Римский собор (382 г.) «Декрет Дамаса» II Константинопольский собор (V Вселенский) Исповедание веры Латеранский собор II Никейский собор (VII вселенский) IV Константинопольский собор (VIII Вселенский) Флорентийский собор (XVII Вселенский) Булла «Cantate Domino» Папы Евгения IV Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет о принятии священных книг и предания I Ватиканский собор (XX Вселенский) Догматическая конституция «Dei filius» Энциклика «Providentissimus Deus» Папы Льва XIII Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Антимодернистская присяга Энциклика «Spiritus Paraclitus» папы Бенедикта XV Энциклика «Divino afflante Spiritu» папы Пия XII Послание Библейской Комиссии кардиналу Сюару, архиепископу Парижскому Энциклика «Humani Generis» Папы Пия XII Инструкция Библейской Комиссии II Ватиканский Собор (XXI Вселенский Догматическая конституция «Dei Verbum» IV. Тайна Святой Троицы Послание Дионисия, папы Римского, Дионисию, епископу Александрийскому Римский Собор «Томос Дамаса» Символ «Quicumque», так называемый Символ Афанасия Послание папы Льва Великого Туррибию, епископу Асторги XI Толедский Собор Толедский символ IV Латеранский Собор (XII Вселенский) II Лионский Собор (XIV Вселенский) Конституция о Святой Троице и Католической вере Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Laetentur Coeli» Папы Евгения IV Декрет для греков Булла «Cantate Domino» Папы Евгения IV Декрет для яковитов V. Сотворение мира Творческое деяние Бога Послание Папы Льва Великого Туррибию, епископу Асторги Поместный Константинопольский Собор Анафема Оригену I Собор в Браге Анафемы последователям Присциллиана [...] Послание Папы Иннокентия III архиепископу Таррагоны Исповедание веры, предписанное Вальденсам IV Латеранский Собор (XII Вселенский) Исповедание веры Конституция Папы Иоанна XXII «In Agro Dominico» Заблуждения Майстера Экхарта Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Cantate Domino» папы Евгения IV Декрет для яковитов «Syllabus» папы Пия IX I Ватиканский Собор (XX Вселенский) Догматическая конституция «Dei Filius» Ответ Библейской Комиссии Человек Послание Папы Анастасия II епископам Галлии Поместный Константинопольский Собор Анафема Оригену I Собор в Браге Предание анафеме последователей Присциллиана IV Константинопольский Собор (VIII Вселенский) Вьенский Собор (XV Вселенский) Конституция «Fidei Catholicae» Конституция «In Agro Dominico» Папы Иоанна XXII Заблуждения Майстера Экхарта Послание «Cum Dudum» Папы Бенедикта XII Заблуждения армян V Латеранский Собор (XVIII Вселенский) Булла «Apostolici Regiminis» Папы Льва X Энциклика «Humani Generis» Папы Пия XII II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Пастырская Конституция «Gaudium et Spes» VI. Изначальная праведность и первородный грех XVI Карфагенский Собор «Indiculus» Письмо Папы Анастасия II епископам Галлии II Оранжский Собор Письмо Папы Иннокентия III Гумберту Арльскому Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет о первородном грехе Булла «Ex Omnibus Afflictionibus» Папы Пия V Заблуждения Михаила Байюса II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Пастырская Конституция «Gaudium et Spes» Часть первая: о церкви и о призвании человека VII. Иисус Христос – Сын Божий, Спаситель I Никейский Собор (I Вселенский) Никейский символ I Константинопольский Собор (II Вселенский) Римский Собор «Томос Дамаса» Эфесский Собор (III Вселенский) Формула объединения Кирилла Александрийского и епископов Антиохийских Послание папы Льва Великого Флавиану, патриарху Константинопольскому Томос Льва Халкидонский Собор (IV Вселенский) Халкидонский символ Послание Папы Иоанна II Сенаторам Константинополя Поместный Константинопольский Собор Анафемы Оригену Constitutum I Папы Вигилия II Константинопольский Собор (V Вселенский) Послание папы Григория Великого Евлогию, патриарху Александрийскому Латеранский собор XI Толедский собор Толедский символ III Константинопольский Собор (VI Вселенский) Послание папы Адриана I епископам Галлии и Испании Фриульский собор IV Латеранский (XII Вселенский) собор II Лионский (XIV Вселенский) собор Исповедание веры Михаила Палеолога Флорентийский собор (XVII Вселенский) Булла «Cantate Domino» папы Евгения IV Декрет для яковитов Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Заблуждения модернистов Декрет Священной Канцелярии Энциклика «Miserentissimus Redemptor» папы Пия XI Энциклика «Mystici Corporis» папы Пия XII Энциклика «Sempiternus Rex» папы Пия XII Энциклика «Haurietis Aquas» папы Пия XII II Ватиканский собор (XXI Вселенский) Пастырская конституция «Gaudium Et Spes» Часть первая. О церкви и о призвании человека Глава 1: О достоинстве человеческой личности Глава 2: О человеческой общине Глава 3: О человеческой деятельности во всем мире Глава 4: О роли Церкви в современном мире VIII. Мария Символ Епифания Послание папы Сириция Римского Анисию Фессалоникийскому II Константинопольский собор (V Вселенский) Латеранский собор Конституция «Cum Praeexcelsa» папы Сикста IV Конституция «Grave Nimis» папы Сикста IV Тридентский Собор (XXI Вселенский) Декрет о первородном грехе Декрет об оправдании Конституция «Cum Quorundam Hominum» Папы Павла IV Булла «Ех Omnibus Afflictionibus» папы Пия V Заблуждения Михаила Байюса Послание «Sollicitudo Omnium Ecclesiarum» Папы Александра VII Декрет Священной Канцелярии Заблуждения янсенистов Булла «Ineffabilis Deus» Папы Пия IX Энциклика «Octobri Mense» Папы Льва XIII Энциклика «Ad Diem Illum» Папы Пия X Энциклика «Mystici Corporis» Папы Пия XII Апостольская Конституция «Munificentissimus Deus» Папы Пия XII IX. Церковь Послание Папы Юлия I Антиохийцам Собор в Сардике Послание папы Иннокентия I епископам Карфагенского Собора Послание папы Бонифация I Руфу Фессалоникийскому Эфесский собор (III Вселенский) Кодекс папы Гормизды Послание папы Льва IX Патриарху Михаилу Керуларию и епископу Льву Охридскому Послание папы Иннокентия III Архиепископу Таррагонскому IV Латеранский Собор (XII Вселенский) II Лионский Собор (XIV Вселенский) Булла «Unam Sanctam» папы Бонифация VIII Конституция «Licet Iuxta Doctrinam» папы Иоанна XXII Констанцский Собор (XVI Вселенский) Заблуждения Джона Виклефа Заблуждения Яна Гуса Флорентийский Собор (XVIII Вселенский) Булла «Laetentur Coeli» папы Евгения IV Булла «Cantate Domino» папы Евгения IV Булла «Exsurge Domine» папы Льва X Заблуждения Мартина Лютера Конституция «Auctorem Fidei» папы Пия VI Заблуждения Синода Пистойи Выступление «Singulari Quadam» Папы Пия IX Послание Папы Пия IX Монсиньору Шерру, Архиепископу Мюнхенскому Послание Папы Пия IX Монсиньору Шерру, Архиепископу Мюнхенскому Послание Священной Канцелярии епископам Англии Энциклика «Quanta Cura» Папы Пия IX «Syllabus» Папы Пия IX I Ватиканский Собор Догматическая конституция «Dei Filius» I Догматическая конституция «Pastor Aeternus» Глава 1: Учреждение Апостольского первенства в блаженном Петре Глава 2. Постоянство первенства блаженного Петра в Римских Первосвященниках Глава 3. Власть и природа первенства Римского Понтифика Глава 4. Безошибочное учительство папы Римского Декрет «lamentabili» Священной канцелярии Заблуждения модернистов Энциклика «Mystici Corporis» папы Пия XII Послание Священной канцелярии монсиньору Кушингу, Архиепископу Бостонскому Энциклика «Humani Generis» папы Пия XII Экклезиология II Ватиканского Собора II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Догматическая конституция «Lumen Gentium» Декрет «Orientalium Eccleasiarum» Декрет «Unitatis Redintegratio» Декрет «Apostolicam Actuositatem» Культ Святых II Никейский Собор (VII Вселенский) IV Константинопольский Собор (VIII Вселенский) Булла «Inter Cunctas» папы Мартина V Вопросы к последователям Виклефа и Гуса Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет о призывании святых, поклонении их мощам и о святых иконах X. Учение о благодати XVI Карфагенский Собор «Indiculus» Арльский Собор Документ о подчинении священника Луцидия II Оранжский Собор Собор в Кьерзи Булла папы Льва X «Exsurge Domine» Заблуждения Мартина Лютера Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет об оправдании Булла «Ex Omnibus Afflictionibus» Папы Пия V Заблуждения Михаила Байюса Конституция «Cum Occasione» папы Иннокентия X Заблуждения Янсениуса Декрет Священной Канцелярии Заблуждения примиренцев Конституция «Unigenitusdei Filius» папы Климента XI Янсенистские заблуждения Паскаля Кенеля Энциклика «Mystici Corporis» папы Пия XII Энциклика «Humani Generis» папы Пия XII XI. Таинства Послание Папы Иннокентия III Архиепископу Таррагонскому Исповедание веры, предписанное вальденсам II Лионский Собор (XIV Вселенский) Исповедание веры Михаила Палеолога Констанцский Собор (XVI Вселенский) Заблуждения Джона Виклефа (1330–1384) Булла «Inter Cunctas» папы Мартина V Вопрос к последователям Виклефа и Гуса (1369–1415) Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV Тридентский собор Декрет о таинствах Учение о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Крещение Письмо Папы Стефана I Киприану Карфагенскому XVI Карфагенский Собор Послание Папы Иннокентия III Гумберту Арльскому Послание Папы Иннокентия III Архиепископу Таррагонскому Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Exsultate Deo» Папы Евгения IV Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет о таинствах Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Заблуждения модернистов Миропомазание Послание Папы Климента VI Мехитару, Католикосу Армении Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Exsultate Deo» Папы Евгения IV Тридентский собор Декрет о таинствах Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Заблуждения модернистов Апостольская Конституция «Divinae Consortium Naturae» Папы Павла VI Евхаристия Римский собор Присяга Беренгария Турского Послание папы Иннокентия III Иоанну, бывшему архиепископу Лионскому Послание папы Иннокентия III архиепископу Таррагонскому Исповедание веры, предписанное вальденсам IV Латеранский Собор (XII Вселенский) Констанцский Собор (XVI Вселенский) Декрет о причащении под видом одного хлеба Булла «Inter Cunctas» папы Мартина V Флорентийский собор (XVII Вселенский Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV Тридентский собор Декрет о святой евхаристии Учение о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей Учение о пресвятой Жертве Святой мессы Энциклика «Mediator Dei» папы Пия XII Энциклика «Humani Generis» папы Пия XII II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Конституция «Sacrosanctum Concilium» Энциклика «Mysterium Fidei» папы Павла VI Покаяние/Примирение Послание папы Льва Великого Феодору, Епископу Фрежюса Послание папы Льва Великого епископам Кампаньи (Италия) IV Латеранский Собор (XII Вселенский) Констанцский Собор (XVI Вселенский) Заблуждения Джона Виклефа Булла «Inter Cunctas» папы Мартина V Вопросы к последователям Виклефа и Гуса Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV Булла «Exsurge Domine» папы Льва X Заблуждения Мартина Лютера Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Заблуждения модернистов Индульгенции Булла «Unigenitus Dei Filius» папы Климента VI Булла «Inter Cunctas» папы Мартина V Декрет «Cum Postquam» папы Льва X Булла «Exsurge Domine» папы Льва X Заблуждения Мартина Лютера Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет об индульгенциях Елеопомазание больных Послание папы Иннокентия I Декентию Губбийскому Флорентийский Собор (XVI Вселенский) Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV Тридентский Собор (XIX Вселенский) Учение о таинстве соборования Декрет «Lamentabili» Священной Канцелярии Заблуждения модернистов II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Конституция «Sacrosanctum Concilium» Священство Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV Тридентский Собор (XIX Вселенский) Учение о таинстве священства Декрет «Lamentabili» Конгрегации Вероучения Заблуждения модернистов Энциклика «Mediator Dei» папы Пия XII Апостольская Конституция «Sacramentum Ordinis» папы Пия XII II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Декрет «Christus Dominis» Декрет «Presbyterorum Ordinis» Брак I Собор в Браге (Португалия) Анафема последователям Присциллиана Послание папы Николая I болгарам Послание папы Иннокентия III архиепископу Таррагонскому Исповедание веры, предписанное вальденсам Флорентийский Собор (XVII Вселенский Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV Тридентский собор Учение о таинстве брака Энциклика «Arcanum Divinae Sapientiae» папы Льва XIII Энциклика «Casti Connubii» папы Пия XI II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Пастырская Конституция «Gaudium Et Spes» Часть вторая. О некоторых наиболее насущных проблемах Энциклика «Humanae Vitae» папы Павла VI XII. Конечное предназначение человека Символ «Quicumque», Приписываемый Афанасию Константинопольский собор Анафемы Оригену XI Толедский Собор Толедский символ Послание папы Иннокентия III Гумберту Арльскому IV Латеранский Собор (XII Вселенский) Послание папы Иннокентия IV Епископу Тускулумскому II Лионский Собор (XIV Вселенский) Вьенский Собор (XV Вселенский) Конституция «Ad Nostrum Qui» Конституция «Benedictus Deus» папы Бенедикта XII Послание папы Климента VI Мекхитару, Католикосу Армянскому Флорентийский Собор (XVII Вселенский) Булла «Laetentur Coeli» Евгения IV Декрет для греков Булла Льва X «Exsurge Domine» Заблуждения Мартина Лютера Тридентский Собор (XIX Вселенский) Декрет об оправдании Учение о пресвятом Жертвоприношении Мессы Декрет о чистилище Декрет «Post Obitum» Священной Канцелярии Заблуждения Росмини II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) Пастырская Конституция «Gaudium Et Spes» Часть первая: О церкви и о человеческом призвании По ту сторону смерти и вечная жизнь Письмо Священной Канцелярии  

 

Использовано:

H. Denzinger-A. Schönmetzer

Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum

Barcinone – Fribourgi Brisgoviae – Romae – Neo-Eboraci – MCMLXV – Editio XXXIII

La foi catholique

Textes doctrinaux du magistère de l’Église sur la foi catholique

Traduction et présentation de G. Dumeige, éd. nouvelle, Paris, 1975

Рецензенты:

о. Евгений Гейндрикс, о. Сергей Тимашов

Перевод с французского:

Наталия Соколова, Юлия Куркина

Издание неофициальное

Опубликовано по запросу

Конференции Католических Епископов России при содействии:

Culture Amitié Partage, Франция

Renovabis, Германия (Solidaritätsaktion der deutschen Katholiken mit den Menschen in Mittel- und Osteuropa)

Предисловие к русскому изданию

«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.» (2Тим. 2, 5)

Христианская вера открывается не в результате рассуждений. Она есть дар, Откровение. Поэтому только молитвенное размышление и простой взгляд на Весть Иисуса дают человеку возможность стать причастным движению сыновней любви, которая есть не что иное, как стяжание Святого Духа.

Но человек грешен, и разум его постоянно испытывает искушение отвергнуть Откровение, превосходящее человеческое понимание. Перед лицом тайны он всегда стремится свести истину к тому, что он в ней хотел бы понять: так рождается ересь. Как только человек начинает слишком предаваться умозрительным рассуждениям, он отделяется (именно таково значение слова «ересь») от целого тайны. Таким образом естественные склонности разума приводили и до сих пор приводят людей к созданию теорий, противоречащих бесконечной Тайне любви Бога, пришедшего спасти нас.

Можно заметить постоянное возникновение одних и тех же заблуждений в разных формах почти во все эпохи истории Церкви и спросить себя, какие из них подстерегают нашу эпоху или ум каждого из нас, современных людей. Вот почему необходимо создать систему понятий, общую для всех верующих, объединяющую их (таково значение слова «символ») в исповедании веры. В этом заключается труд Учительства Церкви. Кроме того, непременно нужно сохранять сентенции, определяющие сокровище веры, переданное нам Апостолами и осуждающие ошибки прошлого, с тем чтобы лучше различать сегодняшние и не ставить под сомнение истину, за которую боролись наши отцы.

Дух, Который направляет Церковь Христову, неустанно побуждает ее задавать себе вопросы, чтобы открывать все новые и новые грани тайны веры, но Он дает ей и силу, необходимую для того, чтобы отстоять переданное учение, защитить тайну и утвердить ее, не претендуя при этом на ее объяснение. Так учительство епископов, хранителей истины, определяет и повторяет, уточняет и защищает Откровение, явленное две тысячи лет назад. Нужно много времени и усилий, чтобы попытаться уловить в понятия неуловимое, потому что невозможно заключить Тайну Божественной жизни в слова. Чем проще некая реальность, тем труднее ее высказать.

Потому что Тайна – это не то, чего мы не понимаем, а то, что мы без конца стремимся понять. В христианской вере Бог – не Тот, Кто скрывается, но, напротив, Тот, Кто открывает Себя, поэтому существует определенное «постижение тайны».

Верное и точное формулирование веры Церкви дает возможность увидеть истинный смысл догматов. Кардинал де Любак сказал: «Они не то что не заточают (или нарушают) тайну, но, напротив, их необходимая роль заключается в том, чтобы защитить ее от без конца возобновляющихся попыток «наложить на нее руку» и втиснуть в наши человеческие неизменные схемы».

Тем не менее речь идет о познании, которое является не знанием, а причастностью, новым рождением, со-рождением, со-вестием. Это со-вестие смиренно и глубоко, оно не бунтует, а принимает учение Предания как защиту и как путь ко встрече с Предвечным, чтобы затем нести свидетельство о Нем другим. Истинное препятствие к постижению Тайны Божией заключается не в ограниченности разума, а в том, что сердце человеческое по большей части чуждо этому движению любви, послушания и смирения, в котором Божественные Лица обретают Свое единство. Иначе говоря, грех гораздо больше, чем наша конечность, мешает нам приобщиться к тайне любви.

Для христиан России, глубоко отмеченных губительным расколом, до сих пор разделяющим Церковь на Западную и Восточную, многие предлагаемые здесь тексты покажутся окрашенными неким римским «юридизмом», вообще являющимся частью западной культуры и истории.

Дух повсюду и во все времена выражает Себя человеческим языком. В России Он говорит более через иконопись, литургию, через поэтов и святых. Ему не свойствен здесь язык определений и споров. Возможно, потому, что вера пришла в Киевское государство уже сформированной, свободной от великой полемики, так сильно отметившей все первое тысячелетие истории христианства. В этом и богатство, и бедность русского христианства.

К этому нужно добавить, что уже в этом столетии три поколения были насильно принуждены к молчанию, которое воспрепятствовало развитию богословского движения, родившегося в начале века. Поэтому для каждого верующего, будь то католик или православный, очень важно иметь возможность черпать из общего источника, ведь Дух един. Одним Он дает одни харизмы, другим – другие, и если эти тексты первых веков являются общими для всех христиан, то другим надлежало бы таковыми стать.

Таким образом, эти страницы – не только исторические документы. Они являются попыткой – которая всегда остается только неким приближением –выразить Тайну, созерцавшуюся в течение веков, Тайну, в которой смысл самой вселенной, Бога и нашего бытия Они – своего рода «норма», которую не следует терять из виду, чтобы не отдалиться от Тайны, а, напротив, все более проницать ее, никогда не притязая на понимание.

Несмотря на форму, часто обусловленную историческими, культурными и другими обстоятельствами, суть этих документов предлагает критерий верности Духу, направляющему Церковь, и свидетельствует о страсти к истине, являющейся проявлением любви.

о. Пьер Дюмулен

Пояснения

Верхние цифры на полях указывают нумерацию документов, приведенных в данном издании. Если они заключены в квадратные скобки, это значит, что данный фрагмент текста содержит учение, осужденное Церковью.

Нижние цифры, данные курсивом, отсылают нас к нумерации, принятой в издании: H. DENZINGER-A. SCHÖNMETZER. Enchiridion symbolorum (34-е изд., 1967). Номера, относящиеся к текстам недавнего времени, соответствуют 35-му изданию этого труда.

Для того чтобы не менялась уже установленная нумерация, тексты, добавленные в это новое издание, снабжены дополнительным номером (напр., ХВ 52/1).

Сокращения

AAS Acta Apostolicae Sedis, Rome, 1909сл
ASS Acta Sanctae Sedis, Rome, 1865–11908
COD Conciliorum oecumenicorum decreta, Fribourg/Br., 1962
DzS H. DENZINGER-A. SCHÖNMETZER. Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. Fribourg/Br, 1967
XB Textes doctrinaux du magistère de l’Église sur la foi catholique, traduction et présentation de G. Dumeige, éd. nouvelle, Paris, 1975
FUNK I F. X. Funk, Patres apostolici I, Tubingen, 1901
MANSI J.-D. MANSI, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, Florence, 1759сл.
PG Patrologia graeca, éd. J.-P. MIGNE, Paris, 1857–11866
PL Patrologia latina, éd. J.-P. MIGNE, Paris, 1844–1855
I BC I Ватиканский Собор
II BC II Ватиканский Собор


Источник: Христианское вероучение : Догмат. тексты учительства церкви III-XX вв. / [Отв. ред. о. Пьер Дюмулен; Пер. с фр. Наталия Соколова, Юлия Куркина]. - СПб. : Изд-во св. Петра, 2002. - 550 с. ISBN 5-93247-012-7

Комментарии для сайта Cackle