Филипп Шафф (протестант)

История христианской Церкви. Том 6

Источник

Средневековое христианство от Бонифация VIII до протестантской Реформации (1294–1517 г. по Р. Х.)

Том 1Том 2Том 3Том 4Том 5Том 6Том 7Том 8

Содержание

Предисловие

История средневекового христианства с 590 по 1517 г. § 1. Введение Глава I. Упадок папства и авиньонское изгнание. 1294–1377 § 2. Источники и литература § 3. Папа Бонифаций VIII. 1294–1303 § 4. Бонифаций VIII и Филипп Красивый § 5. Литературные нападки на папство § 6. Перемещение папства в Авиньон § 7. Понтификат Иоанна XXII. 1316–1334 § 8. Нападки на должность папы § 9. Финансовая политика авиньонских пап § 10. Авиньонские папы позднего периода § 11. Возвращение папства в Рим. 1377 Глава II. Папский раскол и реформаторские соборы. 1378–1449 § 12. Источники и литература § 13. Начало раскола. 1378 § 14. Дальнейшее развитие раскола. 1378–1409 § 15. Собор в Пизе § 16. Собор в Констанце. 1414–1413 § 17. Собор в Базеле. 1431–1449 § 18. Собор в Ферраре–Флоренции. 1438–1445. Глава III. Ведущие католические мыслители § 19. Литература § 20. Оккам и упадок схоластики § 21. Святая Екатерина Сиенская § 22. Пьер д'Альи, церковный и государственный деятель § 23. Жан Жерсон, богослов и руководитель церкви § 24. Никола Клеманж, моралист § 25. Николай Кузанский, ученый и церковный деятель § 26. Народные проповедники Глава IV. Немецкие мистики § 27. Источники и литература § 28. Новая мистика § 29. Мейстер Экхарт § 30. Иоганн Таулер из Страсбурга § 31. Генрих Сузо § 32. Друзья Бога § 33. Ян ван Рейсбрук § 34. Геерт де Гроот и братья общинной жизни § 35. «Подражание Христу». Фома Кемпийский § 36. «Немецкое богословие» § 37. Английские мистики Глава V. Реформаторы до Реформации § 38. Источники и литература § 39. Церковь в Англии в XIV веке § 40. Джон Виклиф § 41. Учение Виклифа § 42. Виклиф и Писание § 43. Лолларды § 44. Ян Гус из Богемии § 45. Гус в Констанце § 46. Иероним Пражский § 47. Гуситы Глава VI. Последние папы средних веков. 1447–1521 § 48. Литература и общий обзор § 49. Николай V. 1447–1455 § 50. Эней Сильвий де Пикколомини (Пий II) § 51. Павел II. 1464–1471 § 52. Сикст IV. 1471–1484 § 53. Иннокентий VIII. 1484–1492 § 54. Папа Александр VI – Борджиа. 1492–1503 § 55. Юлий II, папа-воитель. 1503–1513 § 56. Лев X. 1513–1521 Глава VII. Ересь и колдовство § 57. Литература § 58. Еретические и нецерковные движения § 59. Колдовство и наказание за него § 60. Испанская инквизиция Глава VIII. Эпоха Возрождения § 61. Литература эпохи Возрождения § 62. Пробуждение интеллектуальных сил § 63. Данте, Петрарка, Боккаччо § 64. Развитие классических исследований в XV веке. Меценаты и покровители § 65. Греческие учителя и итальянские гуманисты § 66. Художники § 67. Возрождение язычества § 68. Гуманизм в Германии § 69. Рейхлин и Эразм § 70. Гуманизм во Франции § 71. Гуманизм в Англии Глава IX. Проповедь и народное благочестие § 72. Литература § 73. Клир § 74. Проповедь § 75. Вероучительные реформы § 76. Джироламо Савонарола § 77. Изучение и распространение Библии § 78. Народное благочестие § 79. Дела милосердия § 80. Торговля индульгенциями Глава X. Завершение Средневековья  

 
Предисловие

Этот том завершает историю церкви средних веков. Доктор Филип Шафф однажды сказал, что для Соединенных Штатов средние века – это terra incognita, недостаточно исследованная область. Его слова уже неверны, если мы вспомним об образовании, которое дают в наших университетах и богословских семинариях. В Германии за последние двадцать лет изучение этого периода ознаменовалось большим прогрессом, и в настоящее время никакой другой период, за исключением разве что апостольской эпохи, не привлекает такого искреннего интереса ученых и исследователей.

Автор не ставил перед собой апологетической задачи развенчать старые представления, кое-где до сих пор бытующие в наших протестантских кругах, – будто средние века были эпохой суеверий и достойны изучения скорее как курьез, нежели как время, управляемое и движимое всеведущим Провидением. Он пытался изобразить эпоху такой, какой она была, сознавая, что знамения высших религиозных замыслов существовали бок о бок с проявлениями иерархического высокомерия и схоластических заблуждений. Без Средневековья была бы невозможна Реформация, и эти слова не следует понимать в том смысле, что путь к земле изобилия и солнечного света неизбежно должен проходить через бесплодную пустыню. Мы поступим правильно, если будем считать святого Бернара и Франциска Ассизского, святую Елизавету и святую Екатерину Сиенскую, Жерсона, Таулера и Николая Кузанского выдающимися религиозными деятелями и молиться о том, чтобы эти люди оказали на наше поколение такое же влияние, какое они оказали на своих современников.

Более того, автор никоим образом не собирается выказывать пренебрежение к тем христианам, которые считают так называемые заблуждения протестантизма непреодолимым барьером для христианского общения. Если он и отзывается осуждающе о каких-то личностях, например, о папах конца XV – начала XVI века, то не потому, что они занимали папский престол, а потому, что образ жизни этих людей достоин сурового порицания. Ради единства христианской веры и общения между христианами всех исповеданий и всех веков мы должны быть осторожны в выражениях, чтобы никого не осуждать без учета их внутренней преданности Христу и Его царству, которая вполне может сопровождаться разномыслием в учении или в обрядовых устоях.

В этом томе автор ссылался на труды выдающихся специалистов по Средневековью и исследователей: Грегоровиуса, Пастора, Манделла Крейтона, Ли, Эрле, Денифле, Финке, Шваба, Халлера, Карла Мирбта, К. Мюллера, Кирша, Лозерта, Янссена, Валуа, Буркхардта-Гейгера, Зибома и других – протестантов и католиков, живых и уже умерших.

Автор вновь с удовольствием выражает благодарность преподобному Дэвиду Э. Калли, своему коллеге по Западной богословской семинарии, чьи исследования по средневековой истории и ученость сыграли крайне благотворную роль – он прочел рукопись, прежде чем она была отправлена в печать, и корректуру, прежде чем текст принял свою окончательную форму.

Но в первую очередь автор признателен за великую честь реализовать надежду последних лет жизни доктора Филипа Шаффа на то, что его «История христианской церкви» (рассматривающая в первом – четвертом томах первые десять веков ее деятельности, а в шестом и седьмом – немецкую и швейцарскую Реформацию) будет дополнена рассказом о немаловажной периоде 1050–1517 годов.

Дэвид С. Шафф

Западная богословская семинария,

Питтсбург


Источник: История христианской церкви / Филип Шафф ; [Пер. Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург: Библия для всех, 2007-. / Т. 6: Средневековое христианство: От Бонифация VIII до протестантской Реформации (1294-1517 г. по Р. Х.) - 2009. - 517 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle