Филипп Шафф (протестант)

История христианской церкви. Том I. Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.)

Том 2 * Том 3 * Том 4 * Том 5 * Том 6 * Том 7

Первый период. Церковь при жизни апостолов. От Рождества Христова до смерти Апостола Иоанна.

Издание 2–е

Содержание

Аннотация

Об издании

Предисловие к третьему, переработанному английскому изданию 1890 года

Предисловие к переработанному изданию

Из предисловия к первому изданию

Общее введение § 1. Природа церковной истории § 2. Подразделения церковной истории § 3. Источники церковной истории § 4. Периоды церковной истории § 5. Польза церковной истории § 6. Долг историка § 7. Литература по церковной истории Глава I. Подготовка к христианству в истории иудейского народа и языческого мира § 8. Центральная роль Христа в истории мира § 9. Иудаизм § 10. Закон и пророчество §11. Язычество § 12. Греческая литература и Римская империя § 13. Соприкосновение иудаизма и язычества Глава II. Иисус Христос § 14. Источники и литература § 15. Основатель христианства § 16. Хронология жизни Христа § 17. Страна и народ § 18. Апокрифические предания § 19. Воскресение Христа Глава III. Эпоха апостолов § 20. Источники и литература об эпохе апостолов Источники § 21. Общие особенности эпохи апостолов § 22. Критическая реконструкция истории апостольской эпохи § 23. Хронология эпохи апостолов Глава IV. Апостол Петр и обращение евреев § 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.) § 25. Церковь в Иерусалиме и служение Петра § 26. Личность Петра: вымысел и реальность § 27. Иаков, брат Господень § 28. Подготовка к благовестию среди язычников Глава V. Апостол Павел и обращение язычников § 29. Первоисточники и литература об апостоле Павле и его служении § 30. Павел до обращения § 31. Обращение Павла § 32. Служение Павла § 33. Миссионерское служение Павла § 34. Иерусалимский собор и согласие между иудейским и языческим христианством § 35. Реакция консерваторов и победа либералов – Петр и Павел в Антиохии § 36. Христианство в Риме Глава VI. Великая скорбь § 37. Разрушительный пожар в Риме и гонения Нерона § 38. Иудейская война и разрушение Иерусалима (70 г. по P. X.) § 39. Последствия разрушения Иерусалима для христианской церкви Глава VII. Апостол Иоанн и завершение апостольской эры. Объединение еврейского и языческого христианства § 40. Литература об Иоанне § 41. Жизнь и личность Иоанна § 42. Апостольское служение Иоанна Иоанн в Деяниях апостолов § 43. Предания об Иоанне Глава VIII. Христианская жизнь в апостольской Церкви § 44. Духовная сила христианства § 45. Духовные дары § 46. Христианство в лицах § 47. Христианство и семья § 48. Христианство и рабство § 49. Христианство и общество § 50. Духовное состояние собраний. Семь Асийских церквей Глава IX. Поклонение в апостольскую эпоху § 51. Синагога § 52. Христианское поклонение § 53. Составные части богослужения § 54. Крещение § 55. Вечеря Господня § 56. Святые места § 57. Святое время – день Господень Глава Х. Организация Апостольской Церкви § 58. Литература § 59. Христианское служение и его взаимосвязь с христианской общиной § 60. Апостолы, пророки, евангелисты § 61. Пресвитеры или епископы. Ангелы семи церквей. Иаков Иерусалимский § 62. Диаконы и диакониссы § 63. Церковная дисциплина § 64. Иерусалимский собор § 65. Церковь и Царство Христа Глава XI. Богословие Апостольской Церкви § 66. Литература § 67. Внутреннее единство апостольского учения § 68. Различные типы учения апостолов § 69. Богословие еврейского христианства. § 70. Богословие еврейского христианства. § 71. Языческо–христианское богословие. Павел и Евангелие веры § 72. Иоанн и Евангелие любви См. список литературы в §40, с. 273. § 73. Еретические извращения учения апостолов См. Schaff, Hist, of the Ар. Ch., pp. 649–674. Глава XII. Новый Завет § 74. Литература § 75. Возникновение апостольской литературы § 76. Характерные особенности Нового Завета § 77. Литература, посвященная евангелиям § 78. Четвероевангелие Общие особенности и цели евангелий § 79. Синоптики § 80. Матфей § 81. Марк § 82. Лука § 83. Евангелие от Иоанна § 84. Критический обзор проблемы Иоанна § 85. Деяния апостолов § 86. Послания § 87. Соборные послания § 88. Послания Павла § 89. Послания к фессалоникийцам § 90. Послания к коринфянам § 91. Послание к галатам § 92. Послание к римлянам § 93. Тюремные послания § 94. Послание к колоссянам § 95. Послание к ефесянам § 96. Сравнение и доводы в пользу достоверности посланий Колоссянам и Ефесянам § 97. Послание к филиппийцам Церковь в Филиппах § 98. Послание к Филимону § 99. Пастырские послания § 100. Послание к евреям § 101. Апокалипсис § 102. Заключительные размышления. Вера и критика  

 
Аннотация

Христианство нисходит с небес как сверхъестественный факт, который был давно предсказан, которого ждали и который несет в себе ответ на глубочайшие потребности человеческой природы. Его пришествие в мир греха сопровождается знамениями, чудесами и необычайными явлениями Духа ради обращения неверующих иудеев и язычников. Христианство навеки обосновалось среди нашего греховного рода, чтобы постепенно сделать его царством истины и правды – без войн и кровопролития, действуя тихо и спокойно, словно закваска. Скромное и смиренное, внешне непритязательное и непривлекательное, но неизменно сознающее свое божественное происхождение и свою вечную участь, не имеющее серебра и золота, но богатое сверхъестественными дарами и силами, обладающее крепкой верой, пламенной любовью и радостной надеждой, носящее в глиняных сосудах непреходящие небесные сокровища, христианство выходит на подмостки истории как единственно истинная, совершенная религия для всех народов мира.

В апостольском христианстве заложены живые семена всех последующих периодов, действующих лиц и тенденций истории. Оно устанавливает высочайший уровень учения и дисциплины; оно служит источником вдохновения для всякого подлинного прогресса; перед каждой эпохой оно ставит особую проблему и дает силы, чтобы эту проблему решить.

Об издании

Филип Шафф. История Христианской Церкви. Том I. Апостольское христианство 1–100 г. по Р.Х. Издание 2–е, «Библия для всех», Санкт–Петербург, 2010, ISBN 0–8028–8047–9

Перевод: Розет Д. Α.

Редактирование и верстка: Цыганков Ю. А.

Редактирование: Ахматова Ε. М.

Подготовка карт: Кравченко О. С.

Дизайн обложки: Молчанов А. Ю.

При оформлении обложки использована картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».

Предисловие к третьему, переработанному английскому изданию 1890 года

Неизменный спрос, которым пользуется «История христианской церкви», налагает на меня благодарную обязанность не позволять ей отстать от времени. Таким образом, я подверг этот и другие тома (особенно второй) еще одной переработке и максимально обновил список литературы, в чем читатель может удостовериться, бросив взгляд на страницы 2, 35, 45, 51–53, 193, 411, 484, 569, 570 и т.д. данного издания. Все изменения были внесены путем сокращения и сжатия текста, чтобы не увеличивать объем книги. В настоящее время второй том издается в пятый раз, и другие тома вскоре последуют за ним.

Эта переработка текста будет последней. Если при моей жизни потребуется внести еще какие–нибудь поправки, я добавлю их в виде отдельного приложения.

Я чувствую себя в большом долгу перед читающей публикой, и это дает мне силы улучшать свою книгу. Интерес к церковной истории в наших богословских учебных заведениях и среди нового поколения ученых неуклонно растет и обещает принести хорошие плоды на ниве нашей общей христианской веры.

Автор

Нью–Йорк, январь 1890 г.

Предисловие к переработанному изданию

Представляя на суд общественности новое издание своей «Церковной истории», я более чем когда–либо чувствую трудность и ответственность задачи, которая вполне достойна того, чтобы посвятить ей время и силы всей жизни, и которая уже сама по себе является великой наградой. Подлинный историк христианства еще не родился. Но как бы далек я ни был от собственного идеала, я сделал все, что в моих силах, и буду рад, если мои старания вдохновят других на создание лучшего и более долговечного труда.

Историю следует писать на основе первоисточников, созданных и друзьями, и врагами, в духе истины и любви, sine ira et studio, «без злобы к кому бы то ни было и с любовью ко всем», ясным, свежим, энергичным стилем, руководствуясь притчами–близнецами о горчичном зерне и закваске, как книгу жизни для наставления, исправления, воодушевления, как лучшее изложение и защиту христианской веры. Для великого и любезного Неандера, «отца церковной истории», – сначала бесхитростного израильтянина, уповавшего на Мессию, затем платониста, жаждавшего воплощения своего идеала праведности, и, наконец, христианина умом и сердцем – такая история стала делом жизни, но, прежде чем он успел добраться до Реформации, его труд оборвала болезнь, и он сказал своей преданной сестре: «Ханнхен, я устал; пойдем домой; спокойной ночи!» И с этими словами заснул спокойно, как ребенок, чтобы проснуться в стране, где все исторические проблемы уже разрешены.

Вернувшись к излюбленным изысканиям своей юности после долгого перерыва, вызванного сменой профессиональных обязанностей и литературными трудами, прежде чем продолжить историю до более близких к нам времен, я счел необходимым тщательно переработать первый том, чтобы привести его в соответствие с нынешним состоянием научных исследований. Мы живем в беспокойную, полную событий эпоху открытий, критики и переустройства. В течение тридцати лет, что минули с тех пор, как моя «История апостольской Церкви» вышла в свет отдельной книгой, в этой области шла непрестанная деятельность – и не только в Германии, этой великой лаборатории критических исследований, но и во всех других протестантских странах. Почти каждую пядь земли атаковали и отстаивали с такой эрудицией, проницательностью и с таким мастерством, какие прежде никогда не применялись для разрешения исторических проблем.

В процессе переработки первый том увеличился в объеме более чем в два раза и вылился в два тома. Первый охватывает апостольское, а второй – послеапостольское, или доникейское христианство. Первый том по объему превышает мою отдельную «Историю апостольской церкви» и, в отличие от нее, посвящен богословию и литературе, тогда как в Истории апостольской церкви речь идет о миссионерской деятельности и духовной жизни того периода. Я старательно избегал повторений и редко заглядывал в первое издание. По двум вопросам я изменил свое мнение – по поводу римского заключения Павла (факт которого я склонен признать ради пастырских посланий) и по поводу датировки Откровения (которое я теперь отношу – как и большинство современных критиков – к 68 или 69 г., а не к 95 г., как раньше).1

Я хочу выразить глубокую признательность своему другу, д–ру Эзре Абботу – ученому, который обладает редкой эрудицией и дотошностью в мельчайших вопросах, – за его любезную и ценную помощь в виде вычитки гранок и внесения поправок.

Второй том, столь же тщательно переработанный и отчасти переписанный, лежит в издательстве; третий нуждается в нескольких изменениях. Работа над двумя новыми томами, один из которых посвящен истории средневекового христианства, а другой – Реформации (до Вестфальского договора и Вестминстерской ассамблеи 1648 г.), идет уже давно.

Пусть мой труд в теперешнем переработанном виде найдет столь же благожелательного и снисходительного читателя, как и его первое издание. В эту эпоху скептицизма я превыше всего стремлюсь закрепить непоколебимое историческое основание христианства и его победу над миром.

Филип Шафф

Богословская семинария Союза,

Нью–Йорк, октябрь 1882 г.

Из предисловия к первому изданию

Вдохновленный благосклонным приемом, оказанным моей «Истории апостольской церкви», ныне я предлагаю вниманию общественности историю первой церкви от Рождества Христова до правления Константина в виде независимого и законченного труда и в то же время как первый том общей истории христианства, которую я надеюсь с Божьей помощи довести до наших дней.

Церковь первых трех столетий, то есть доникейской эпохи, представляет особенный интерес для христиан всех конфессий, и ее очень часто рассматривали отдельно – Евсевий, Мосгейм, Мильман, Кей, Баур, Гагенбах и другие выдающиеся историки. Церковь того времени была дочерью апостольского христианства, которое представляло собой первую и, несомненно, самую важную главу в истории церкви и было общей матерью католицизма и протестантизма, хотя и существенно отличалось от них обоих. В церкви первых трех столетий мы видим первозданную простоту и чистоту, она не запятнана связью со светскими властями, но, вместе с тем, в ней уже присутствуют основополагающие формы ереси и разложения, которые время от времени вновь открываются под новыми именами и с новых сторон, однако в соответствии с господствующим провидением Божьим служат на благо истины и праведности. Это героическая эпоха в истории церкви; она раскрывает перед нами величественное зрелище нашей святой религии, ведущей интеллектуальную и нравственную битву со сплавом предрассудков, политики и мудрости древнего иудаизма и язычества, растущую, несмотря на гонения, побеждающую в смерти и рождающую посреди тяжелейших испытаний те принципы и институты, которые и поныне, уже в более развитой форме, управляют основной частью христианского мира.

Я ни в коей мере не стремлюсь приуменьшить заслуги своих многочисленных предшественников и считаю себя глубоко обязанным некоторым из них, но у меня есть причины надеяться, что эта новая попытка исторической реконструкции древнего христианства восполнит пробелы в нашей богословской литературе и хорошо зарекомендует себя – как благодаря своему духу и методологии, так и благодаря тому, что, наряду с собственными трудами автора, она представляет почтенному вниманию ученых самые последние достижения немецких и английских исследователей. Не служа интересам каких–либо сект, я строго придерживался обязанностей свидетеля: говорить правду, только правду и ничего, кроме правды; но при этом всегда помнить, что у истории есть не только тело, но и душа и что господствующие идеи и основополагающие принципы должны быть представлены в не меньшей степени, чем внешние факты и даты. Церковная история, сквозь страницы которой не сияет жизнь Христа, в лучшем случае способна показать нам лишь храм – величественный и впечатляющий снаружи, но пустой и пугающий изнутри; мумию – возможно, застывшую в молитвенной позе и увешанную регалиями, но обветшавшую и неопрятную: такая история не стоит того, чтобы ее писать или читать. Пусть мертвые погребают своих мертвецов; мы же предпочитаем жить среди живых и вести летопись бессмертных деяний Христа, совершенных в Его народе и руками Его народа, но не задерживать взор на внешней шелухе, пустячных происшествиях и временных подмостках истории и не придавать слишком большого значения сатане и его дьявольскому отродью, чьи дела Христос пришел разрушить.

Рассказ об апостольском периоде, божественно–человеческом основании всего здания истории или неиссякаемом источнике непрерывного потока Церкви, в этой работе по необходимости краток и не имеет целью превзойти мою более объемную монографию. Тем не менее он представляет собой не просто краткое изложение последней, и предмет раскрывается в нем отчасти по–новому. Что же касается истории второго периода, которой посвящена большая часть настоящего тома, я широко использовал новые, недавно опубликованные источники информации, такие как сирийские и армянские тексты Игнатия и, в особенности, «Обличение всех ересей» Ипполита. Смелая и глубокая критика современных немецких историков в адрес апостольской и послеапостольской литературы – пусть даже их выводы зачастую спорны и несостоятельны – все–таки сослужила нам добрую службу тем, что устранила старые предрассудки, представила многое в новом свете и способствовала возникновению всестороннего и систематизированного представления о жизни и постепенном росте древнего христианства с его уникальными чертами, как роднившими, так и отличавшими его от предшествующей эпохи апостолов и последующих систем католицизма и протестантизма.

И ныне я предаю эту книгу в руки великого Главы Церкви с молитвой о том, чтобы с Его благословения она помогла поддержать правильное представление о Его Небесном Царстве на земле и изложить историю этого Царства в виде книги жизни, кладези мудрости и благочестия и самой надежной проверки обетования, которое Он дал Своему народу: «…и се, Я с вами во все дни до скончания века».

Ф. Ш.

Богословская семинария,

Мерсерсбург, Пенсильвания

8 ноября 1858 г.

* * *

1

Моя «История апостольской церкви» (которая соотносится с «Историей христианской церкви» таким же образом, как и «История основания и обучения христианской церкви апостолами» Неандера – с его «Общей историей христианской религии и церкви») выходила на немецком языке в Мерсерсбурге, штат Пенсильвания, в 1851 г., а потом, в переработанном виде, – в Лейпциге в 1854 г.; в английском переводе, сделанном покойным д–ром Йоменсом, – в Нью–Йорке в 1853 г., в Эдинбурге в 1854 г. (в двух томах), и с тех пор еще несколько раз, без изменений. Если будет потребность в новом издании, я намереваюсь внести в него несколько исправлений, уже сделанных в рукописи, – особенно в Общее введение, которое занимает 134 страницы. Первый том моей «Церковной истории» (с 1 по 311 г. по P. X.) был впервые издан в Нью–Йорке в 1858 г. (и на немецком языке в Лейпциге в 1867 г.); однако, начав переработку текста, я изъял книгу из продажи. Апостольской эпохе посвящены лишь 140 из 535 страниц этого тома.

Комментарии для сайта Cackle