архимандрит Амвросий (Юрасов)

Источник

Об иконопочитании

Иконой называется освященное по особому чину изображение истинного Бога, Божией Матери, святых Ангелов и угодников Божиих («икона» с греческого языка переводится как изображение, образ). Иконопочитание выражается в поклонении, воздаянии почестей, в обращении с молитвой не к самой иконе, а через нее – к первообразу, то есть к тому, кто на ней изображен.

В Священном Писании много говорится об изображениях истинных и ложных. Поэтому прежде всего необходимо «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:10).

Ложные изображения – это кумиры, идолы, то есть творения рук человеческих, которые язычники почитали как богов, прибегали к ним за помощью, умилостивляли жертвами, воздавали божеские почести изображенным животным или истуканам. Язычники не знали единого истинного Бога и поклонялись идолам – Тельцу, Молоху, Ваалу, Астарте и пр., а это значит – поклонялись пустоте, потому что в них не было и не могло быть ни души, ни истины: «мы знаем, что идол в мире ничто» (1Кор.8:4). Желая сохранить Свой народ от идолопоклонства, Бог дал ему через Моисея строгую заповедь, запрещающую творить кумиры: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Втор.5:8–9).

Но запретив всякое идолопоклонство, Господь через того же Моисея дал повеление сделать истинное, священное изображение – ковчег и два золотых херувима на нем, скинию из виссона и на ней искусно вышитых херувимов, светильники из чистого золота и семь лампад. «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения»,– сказал Господь Моисею (Исх.25:22). И далее: «освяти их, и будет святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится» (Исх.30:29). Священные изображения были и в храме Соломоновом. Господь освятил этот храм, но когда Соломон, кроме истинных изображений, сделал ложные, и стал воздавать почести идолам, Бог разгневался на него и отторгнул от него царство (3Цар.11:5–11).

Если ложные изображения были мертвостью перед Богом, то истинные, священные несли в себе Его силу и благодать, и через них совершались чудеса: перед кивотом расступились воды Иордана (Нав.3:14–16); когда ковчег Божий был поставлен филистимлянами в храме Дагона, этот идол был низвергнут, а сами филистимляне наказаны болезнью (1Цар.5:1–6); Оза умер, дотронувшись до ковчега (2Цар.6:6–7); старейшины Израиля брали ковчег с собой на войну, говоря: «он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» (1Цар.4:3). Ковчег был местом особого присутствия Божия: здесь Господь принимал молитвы израильтян и отсюда возвещал Свою волю; он был подножием ног Божиих, поэтому иудеи поклонялись ковчегу, кадили ему, зажигали светильники и лампады, воздавая через него почести Самому Богу (Чис.10:35–36; Нав. 6:5–7). Как говорилось выше, святыня Соломонова храма не была отвергнута ни Спасителем, Который назвал его «домом молитвы», ни Его учениками –апостолами.

В Священном Писании нет прямого указания о почитании икон, но из всей ветхозаветной истории совершенно ясно: все, что служит к славе Божией, угодно Богу. Для чего служат в Православной Церкви иконы? Во-первых, для напоминания нам о Боге, о Его великих делах, о священных событиях, о Его земной жизни, о Матери Божией и святых угодниках; затем, для возбуждения религиозного чувства, для веры, любви к Богу: для молитвы и, наконец, для прославления Бога искусством, как это делается и в пении. Иконы служат благому делу, и потому не могут быть неугодны Богу.

Протестанты отрицают иконы, они считают почитание икон идолопоклонством, ссылаясь на Священное Писание: «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:29).

Протестанты обвиняют православных христиан в том, что они воздают иконам поклонение и почести: молятся перед ними, встают на колени, зажигают лампады, свечи, кадят, украшают их. Протестанты называют это идолопоклонством, считая, что почитание икон и поклонение идолам – одно и то же. Действительно, всякое идолопоклонство противно Богу. Но идолопоклонство ли почитание святых икон? Идолы и кумиры изображают несуществующих богов, происшедших от вымысла человеческого; иконы же изображают истинного, действительно существующего Бога; поклонение идолам – это поклонение бесам (1Кор.10:19–20; Откр.9:20); поклонение священным изображениям – это поклонение Единому Богу.

Поклоняясь иконе, мы поклоняемся не изделию рук человеческих, не произведению искусства, как полагают протестанты, а первообразу. Иконы – не Бог, а «называемые Богом» (2Фес.2:4) они не заменяют собой Бога, а напоминают нам о Нем. Глядя на иконы, мы видим Божественный лик Спасителя, Пречистый лик Богородицы, благодатные, просветленные лики Святых, – видим как бы их Самих, созерцаемых нами через искусство иконописцев.

Возьмем для сравнения книгу Священного Писания. Сама по себе книга – тоже изделие рук человеческих, но протестанты почитают ее. Они не бросают ее среди нечистых предметов, а выбирают почетное место, оказывая при этом не бумаге и типографской краске честь, а слову Божию. Так и в иконе мы чтим не доски и краску, а Самого Бога, на ней изображенного.

Уподобляя иконопочитание идолопоклонству, протестанты как бы приравнивают Спасителя, Его Пречистую Матерь, святых Ангелов и угодников Божиих к бездушным идолам язычников. Более того, ссылаясь на Откровение Иоанна Богослова, где сказано, что будет убиваем каждый, кто не поклонится «образу зверя», то есть изображению антихриста, который воссядет в последние времена на троне Церкви, сопоставляют «образ зверя» с образом Самого Спасителя! Протестанты, говоря о запрещении почитания икон, ссылаются и на такое место Священного Писания: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).

Поклонение Богу «в духе», то есть непосредственное, духовное общение с Богом есть высокая степень духовного совершенства. Но даже и такое, духовное поклонение совсем не исключает молитвы перед иконами в храме. Вторая заповедь Божия «не делай себе кумира...» (Исх.20:4–5) не запрещает устройство икон, а запрещает поклонение идолам, о чем мы говорили выше. Священное Писание, напротив, свидетельствует о том, что и в древности перед священными изображениями кланялись до земли (Пс.131:7; Нов.7:6), кадили фимиамом (Исх.30:1; 7:8), зажигали светильники (Исх.27:20–21; 37:17–23). Апостол Павел сказал: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8), призывая таким образом молиться не только духом, но и телом. Когда протестанты возносят Богу молитвы, у них перед глазами стены, окна, мебель и т. п., а у православных христиан – Божественный лик Спасителя, Божией Матери, Святые или изображение какого-либо события из Священной истории. Какая же обстановка больше способствует молитве?

Бога нельзя изображать на иконе, говорят протестанты, потому что Его не видел никто никогда (Ин.1:18). По духовной природе Бога, конечно, никто не видел и не может видеть, но нисходя к ограниченности человеческой, к немощи нашего духовного зрения, Бог являлся миру в многочисленных, разнообразных и видимых телесными очами откровениях: Он присутствовал в ветхозаветном ковчеге, видимом образе невидимого Бога, возводящем мысль иудеев к Первообразу (поэтому пророк Моисей, обращаясь к ковчегу, называл его Господом: «восстань, Господи...», «возвратись, Господи...»), праотцу Аврааму Господь явился в образе трех странников (Быт.18); пророку Даниилу – как «Ветхий днями» (Дан.7:9); являлся Он видимым образом и Иакову (Быт.32:24–29), Моисею (Исх.33:19–23), Исаию (Ис.6:1–5), Михею (3Цар.22:19), Амосу (Ам.9:1), то есть избранным мужам, патриархам и пророкам. В Ветхом Завете не было изображений Самого Бога и праведных людей, в Новом Завете Бог явил не только избранным, но и всем людям Свое Лицо в Сыне Своем, Богочеловеке Иисусе Христе. Апостол Иоанн пишет: «Бога никто не видел никогда», но он тут же добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Христос говорит апостолу Филиппу: «сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Христос, – пишет апостол Павел, – «есть образ Бога невидимого» (2Кор.4:4); апостол Иоанн пишет в своем Послании о Слове жизни: «что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши» (1Ин.1:1).

На иконах изображается не духовное Существо Бога, что изобразить невозможно, а видимое плотскими очами. В образе трех Ангелов изображается Святая Троица: Бог Отец – в образе Старца, ветхого днями, каким Его лицезрел пророк Даниил; Бог Сын, так же как Божия Матерь и Святые, изображаются такими, какими они были в Своей земной жизни; Святый Дух – в виде голубя (Лк.3:21–22) или огненных языков (Деян.2:1–4). Иначе говоря, на иконах красками запечатлено то, что буквами записано в Священном Писании.

Протестанты спрашивают: почему иконы, если они освящены, разрушаются? Почему не от каждой иконы происходят чудеса? Закон разрушения всего земного обязателен и для людей, и для предметов, даже если они освящены. Разрушение не унижает достоинство икон, так же как телесные страдания и смерть не умалили величие Господа, святость праведников.

Что же касается чудес, то мы не вправе требовать их от Бога, ибо не можем указывать Ему, когда и в каком случае совершать чудеса. Ведь сказано: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Втор.6:16; Мф.4:7; 12:39). «Блаженны невидевшие и уверовавшие», – говорит Господь (Ин.20–29).

Протестанты также недоумевают, почему на иконах бывают изображения животных, грешных, а не только святых людей, и даже диавола.

Священное Писание не оскверняется от того, что в нем описаны нечистые животные (Мк.5:11–13), поступки грешников (Рим.1:26–32) или козни диавола (Откр.13:5–7). Царь Соломон пользовался услугами язычников, когда строил храм, но это – нисколько не умаляло святости храма (2Цар.2:7–14). Так же и икона не оскверняется от нечистых изображений, ибо, оказывая честь иконе, мы почитаем Первообраз, к которому она восходит, – Бога и Святых Его, а не изображенных на ней животных или обыкновенных, грешных людей. Точно так же благочестивые люди, постилая ветви и одежды свои под ноги молодому ослу, на котором въезжал в Иерусалим Христос, оказывали этим честь не животному, а Господу.

Почитание святых изображений и употребление их в храмах восходит к временам Христа и Апостолов. Церковное предание рассказывает о нерукотворном образе Спасителя, который Он Сам запечатлел на полотне и послал Одесскому князю; известно об иконах Христа и Божией Матери, написанных евангелистом Лукой. В Римских катакомбах найдены иконы первых христиан, изображающих Христа в виде пастыря с овцой на плече; Рождества Его и поклонение волхвов, Крещение, чудо в Кане Галилейской, а также Богородицу с Младенцем, апостола Петра и др. Существуют упоминания об иконах у Тертуллиана, Оригена и других древних христианских писателей.

Православная Церковь и сейчас твердо держится постановления VII Вселенского Собора 787 г.: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился и служит на пользу нам... На таком основании мы... со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы честные и святые иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения честного и животворящего Креста... будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более, взирающие на эти иконы, возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах. приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству» («Деяния Вселенских соборов», Казань, т. 7).

На том же Вселенском соборе было постановлено: «обзывающим священные иконы идолами – анафема». Таким образом, все, кто отвергает иконопочитание, уподобляются иконоборцам, которых еще в древние времена осудила и отлучила Единая Христова Церковь.

Здесь уместно привести пример из жития святого преподобномученика Стефана Нового, которому пришлось вести борьбу с иконоборцами.

Однажды царь вызвал к себе святого Стефана и потребовал отчета, говоря: «Каким отеческим преданиям не повинуемся мы, что называешь нас еретиками?» Стефан ответил: «Написание святых икон – преданное и заповедное с древних времен богоносными отцами. Вы же злочестиво извергли их из храмов, назвали их идолами, попрали ногами и истребили огнем». «Разве мы, попирая образы, попираем Христа?» возразил царь. Тогда преподобный Стефан взял в руки монету с изображением царя и, показав царю, спросил словами Христа: «Чей образ сей?» Царь удивился его непониманию и ответил: «Чей же, как не царский?» Тогда святой сказал : «Что ожидает того, кто бесчестно повергнет на землю царское изображение и станет топтать его ногами? не подвергнется ли он казни?» Предстоящие ответили: «Да, великой казни подлежит таковой». Тогда преподобный Стефан тяжело вздохнул и сказал: «О, великая слепота и безумие! Если за образ царя земного человек будет подвержен мучениям, то какой казни подлежите вы, поправшие образы Сына Божия и пренепорочной Матери Его, не убоявшиеся предать их огню?» Сказав это, плюнул на монету, бросил ее на землю и стал топтать ногами (Св. Дм. Ростовский. Житие св. Стефана. Жития святых, декабрь).

О кресте

Крест Христов является для христиан величайшей святыней. Как икона, запечатлевающая образ Божий, напоминает нам о Боге, так святой Крест всегда свидетельствует о великом деле искупления, совершенном нашим Спасителем.

Своей добровольной крестной смертью Господь совершил примирение человечества с Богом, искупил предварительный грех, отторгнувший человека от Бога: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Пет.2:24), «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:19–20).

Святой Крест есть жертвенник, на котором, в распятии плоти Своей, Христос принес Себя в жертву за наши грехи (Рим.8:3). И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая» и все прикасавшееся к нему освящалось (Исх.29:37), то неизмеримо более великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нем Кровию Непорочного Агнца Христа.

Принеся Себя в жертву за грехи человечества, Христос прославил Себя и Отца Своего: «смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2:8–9). Крест является, таким образом, славой Господа и Спасителя нашего.

Приняв крестные муки, Господь сошел в ад и победил смерть, победил диавола. Диавол надеялся при помощи креста погубить Господа, но Он Своею Крестной смертью лишил врага рода человеческого власти над людьми, и потому святой Крест явился победоносным оружием Христа в борьбе с искусителем.

Каждый христианин, принимающий святое Крещение, сораспинается Христу, чтобы с ним и воскреснуть, чтит, прославляет, поклоняется Кресту, древу нашего спасения.

Крест как знамя правды, знамя истины был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», – молил Бога царь Давид (Пс.59:6); пророк Исаия предсказал, что Спаситель «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеяных иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис.11:12); «Благословенно дерево, – говорит премудрый Соломон, – через которое бывает правда» (Прем.14:7). В Священном Писании мы находим много праобразов креста: Божие повеление евреям помазывать кровию пасхального агнца столбы и перекладины дверей для избавления от гибели (Исх.12:7–13); распростертые руки Моисея, подающие израильтянам победу над Амаликом (Исх.17:11–13); медный змий, по повелению Господа выставленный на знамени в пустыне и обезвреживающий гибельные укусы змей. О медном змие, как прообразе Креста, сказал Сам Спастель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14–15). Знамение Христово – Крест Его явится на небе перед кончиной мира: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». (Мф.24, 30).

Протестанты не почитают святого Креста, считая поклонение Кресту идолопоклонством. При этом – ссылаются на следующее место в Священном Писании: «Уставы народовпустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось» (Иер.10:3–4).

И здесь, как в случае и с иконопочитанием, протестанты смешивают поклонение идолам – творение рук человеческих с поклонением святыне. Почитая святой Крест, воздавая ему такую же честь, как святым иконам, Евангелию и другим святыням, христиане почитают не само древо, а распятого на нем Христа. Если бы христиане почитали обычное дерево, то поклонялись бы и другим деревьям так, как это делали язычники, и это действительно было бы идолопоклонством. Идолопоклонство уводит мысль и сердце человека от истинного Бога; поклонение же святыне, напротив, приближает к Творцу и Владыке. Так, поклонение святому Кресту возводит наши ум и сердце к Тому, Кто пострадал на нем за грехи всего мира, и мы снова и снова мысленно сораспинаемся Христу, раскаиваемся в грехах, стремимся к праведной жизни.

Крест Христов прогоняет диавола, лишает его силы, дарует человеку исцеление от телесных и душевных болезней. Сила эта, конечно, исходит не от древа как такового, а от Того, Кто был распят на нем, чтобы осужден был «грех во плоти» (Рим.8:3); так же исцелялся и всякий, взиравший на медного змия, силою Божией, в нем присутствующий. Когда израильтяне стали почитать медного змия как Бога, называя его Нехужтан («медный бог»), то есть сотворили из него идола, тогда Господь через царя Езекию разрушил, истребил его.

Протестанты предлагают почитать не вещественный, а духовный крест, отрицая вещественную святыню, настаивают лишь на «духовном» поклонении. Православная церковь учит: из-за ограниченности нашей телесной природы нам необходимы вещественные свидетельства духовных явлений; видимое и ощутимое постоянно напоминает нам о невидимом, что можно созерцать лишь духовными очами. Это относится и к Кресту, на котором был распят Спаситель. Христос был распят не на «духовном» кресте, а на древе, на видимом, вещественном кресте, и не по духовному, а по реально существующему кресту лилась Его святая Кровь. Потому этот видимый крест и является для нас великой святыней. Меч, которым Давид поразил Голиафа, был чтим изральтянами, сохранялся в храме, завернутый в особую одежду, – так неужели Крест, орудие, которым Христос поразил врага всего рода человеческого, является меньшей святыней, чем меч Голиафа? Почитая великую Жертву искупления, как мы можем не почитать жертвенник, на котором она была принесена!

На это протестанты возражают, говоря, что Христов крест один, а православные христиане почитают не только его, но и иные кресты. Обратимся к аналогии: все евангелия были написаны апостолами в одном экземпляре, а затем размножены. Сейчас их миллионы и напечатаны они в обыкновенной типографии, обыкновенными грешными людьми... Евангелие, сколько бы экземпляров его не существовало, остается непререкаемым словом Божиим, точно так же и святой Крест Христов всегда и везде будет образом страданий, победы и славы Спасителя.

Обращаясь к словам Священного Писания: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо...» (1Пет.2:24); «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял Его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14), протестанты утверждают – крест есть виселица, и Богом проклят всякий, повешенный на древе (Втор. 21, 23; Гал. 3, 13), потому крест почитать нельзя. Призывая обычно толковать Священное Писание в духовном смысле, протестанты на этот раз изменяют себе и видят в словах апостола Петра о вознесении грехов на древо не духовный, а буквальный смысл. Но грехи – это не видимая, ощутимая вещь, не бумага, которую можно взять в руки и пригвоздить к кресту. Апостолы здесь говорят о том, что Спаситель Своей крестной смертью искупил нас от грехов, приняв их на Себя, и тем самым уничтожил рукописание ветхого закона, который люди не могли исполнить. Благодаря крестным страданиям Спасителя, мы уже «не под законом, но под благодатью» (Рим.6:14). Если же понимать слова Апостола по-протестански, буквально, обнаружится и явное богохульство: раз грехами осквернен крест, на котором был распят Спаситель, то осквернено и Тело Его, ибо сказано: «грехи наши Сам вознес Телом Своим!»

Но не может быть осквернен, тем более проклят святой Крест, на котором висел не грешник, а Единый Безгрешный, не преступнк, а Спаситель Мира, победитель зла. Прежде крест был орудием казни, ныне стал орудием победы над смертью. Так всякая вещь, в зависимости от того, для каких целей она служит, может быть и проклятой, и благословенной. «Благословенно древо, через которое бывает правда» (Прем.14:7); «превозносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс.98:5). Ибо, как сказал апостол Павел, «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18).


Источник: Православие и протестантизм / архимандрит Амвросий (Юрасов). Иваново, Свято-Введенский женский монастырь, 1994 г.

Комментарии для сайта Cackle