Глава 61. О том, что Бог есть чистейшая истина
Теперь нам нетрудно понять, что в Боге – чистая истина, к которой не может примешаться никакая ложь или обман.
Истина несовместима с ложью, как белизна с чернотой. Но Бог не просто истинен, он – сама истина. Следовательно, в нем не может быть лжи.
Далее. Ум никогда не обманывается в познании того, что есть [это], как не ошибается чувство в том, что касается собственно ощущения. Но всякое познание Божьего ума происходит таким образом, как при познании того, что есть [это], как было показано (1, 58). Значит, в божественном познании не может быть ошибки, обмана или заблуждения.
Кроме того. Ум не заблуждается в первых началах; он иногда заблуждается в выводах, к которым приходит, строя умозаключения от первых начал. Но Божий ум не дискурсивен и не мыслит через умозаключения, как было показано выше (1, 57). Значит, в нем не может быть заблуждения и обмана.
И еще. Чем выше какая-либо познавательная сила, тем универсальнее свойственный ей предмет [познания], тем больше [единичных] он содержит; то, что зрение, например, познает акцидентально, общее чувство или воображение воспринимает как содержащееся в свойственном [для их познания] предмете.273 Но сила Божьего ума – предел высоты в познании. Следовательно, все познаваемое сопоставляется с самим Божьими умом как познаваемое в собственном смысле и само по себе, а не акцидентально. А в таких случаях познавательная сила не заблуждается. Следовательно, Божий ум не способен заблуждаться относительно какого бы то ни было познаваемого.
Далее. Умственная добродетель есть своего рода совершенство ума в познании. [Действуя] сообразно умственной добродетели, ум не может высказывать ложь, но только истину, ибо высказывать истину – это доброе действие ума, а добродетель есть «совершение добрых действий».274 Но Божий ум по своей природе совершеннее, чем человеческий ум, даже когда он приобрел добродетель,275 поскольку он – предел совершенства. Поэтому остается только признать, что в Божьем уме не может быть лжи.
К тому же. Знание человеческого ума в известной степени причиняется вещами; поэтому познаваемое – мера человеческого ума. Рассуждение ума истинно потому, что именно так обстоит дело в реальности, а не наоборот.276 Но Божий ум – причина вещей, [он создает их] своим знанием. Следовательно, его знание должно быть мерой вещей, как, например, искусство есть мера искусственных [созданий]: каждое из них совершенно в той мере, в какой согласуется с искусством. Таким образом, Божий ум так относится к вещам, как вещи – к человеческому уму. Но ложь, причина которой – в несовпадении человеческого ума и вещи, существует не в вещах, а в уме. Следовательно, если бы между Божьим умом и вещами было какое-либо несовпадение, ложь была бы в вещах, а не в Божьем уме. А в вещах нет лжи: ведь «сколько у чего-то бытия, столько и истинности».277 Значит, между Божьим умом и вещью нет несовпадения, и не может быть никакой лжи в Божьем уме.
И еще. Как истина – благо ума, так ложь – его зло:278 мы по природе стремимся узнать истину и избегаем быть обманутыми ложью. Но в Боге не может быть зла, как доказано (1, 39). Следовательно, в нем не может быть и лжи.
Поэтому и в Послании к Римлянам сказано: «Бог правдив» (Римл. 3:4); и в Книге Чисел: «Бог не человек, чтоб Ему лгать» (Числ. 23:19); и в Послании Иоанна: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан. 1:5).
* * *
Т.е. каждое из пяти чувств (более низкие познавательные силы) познает отдельные акциденции, например, данное белое или длинное; более высокие познавательные силы (общее чувство, воображение, рассудок) способны объединить множество этих разрозненных данных и увидеть их принадлежность к одному предмету, например, человеку Платону. Обычный пример – лицо. Чувство (зрение) воспринимает разрозненное множество оттенков цвета, очертаний и проч. Чтобы увидеть в этом одно лицо и узнать его, нужны способности более высокого порядка. Рассудок (логос, рацио) позволяет образовать понятие одного предмета, например, человека или дерева, и отнести к нему данные признаки. Общее чувство позволяет объединить данные всех пяти чувств, отнеся их к одному предмету, например, идентифицировать это белое как одновременно длинное, теплое, издающее данный звук и данный запах. Воображение позволяет запоминать, узнавать предмет и накапливать опыт.
Аристотель, Никомахова этика, 1106 а 22.
Per naturam – per habitum virtutis. – Природа противопоставляется «хабитусу», т.е. совокупности благоприобретенных, хотя и постоянных, свойств.
См. Аристотель, Метафизика, 1017 а 31.
Аристотель, Метафизика, 993 b 30.
Аристотель, Никомахова этика, 1139 а 27.