Фома Аквинский (католический святой)

Вопрос 58. О сидении Христа одесную Отца

Далее нам предстоит рассмотреть сидение Христа одесную Отца, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) сидит ли Христос одесную Отца; 2) подобает ли это Ему со стороны божественной Природы; 3) подобает ли это Ему со стороны человеческой природы; 4) присуще ли это Христу.

Раздел 1. Приличествует ли Христу сидеть одесную Бога Отца?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествует сидеть одесную Бога Отца. В самом деле, право и лево – это различия телесной расположенности. Но никакая телесность не может сказываться о Боге, поскольку читаем, что «Бог есть Дух» (Ин. 4, 24). Следовательно, похоже, что Христос не сидит одесную Отца.

Возражение 2. Далее, если один сидит справа от другого, то этот другой сидит от него слева. Поэтому если Христос сидит справа от Отца, то из этого следует, что Отец сидит слева от Сына, что представляется неправильным.

Возражение 3. Далее, сидение противоположно стоянию. Но Стефан сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!» (Деян. 7, 56). Следовательно, похоже, что Христос не сидит одесную Отца.

Этому противоречит сказанное в последней главе [евангелия от] Марка: «Так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Отца» (Мк. 16, 19).

Отвечаю: слово «сидение» может иметь два значения, а именно либо «неизменность», согласно сказанному в [евангелии от] Луки: «Вы же сидите в городе»329 (Лк. 24, 49), либо же царскую или судебную власть, согласно сказанному в «Книге притчей»: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Прит 20, 8). И в любом из этих смыслов Христу приличествует сидеть одесную Отца. Во-первых, поскольку Он вечно и неизменно пребывает в блаженстве Отца, которое называется Его десницей, согласно сказанному [в Писании]: «Блаженство – в деснице Твоей вовек!» (Пс. 15, 11). Поэтому Августин говорит: «Сидеть одесную Отца означает неизменно пребывать (ведь говорим же мы подчас о ком-то: «Он сидел в этой стране в течение трех лет»). Веруй, что Христос пребывает одесную Отца постольку, поскольку блажен, а десница Отца – это имя Его блаженства». Во-вторых, о Христе говорят как о сидящем одесную Отца потому, что Он царствует вместе с Отцом и наделен Им властью судить (ведь и одесную царя сидит тот, кто помогает ему править и судить). Поэтому Августин говорит: «Выражение «одесную» указывает на власть, которую получил сей избранный Богом Человек, ибо Тот, Кто прежде пришел, чтобы быть судимым, впоследствии придет, чтобы вершить суд».

Ответ на возражение 1. Как пишет Дамаскин, «говоря, что Христос телесно воссел одесную Бога и Отца, мы разумеем правую сторону Отца не в смысле пространства, ибо правая и левая стороны суть принадлежность того, что ограниченно. Но под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества»330.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент справедлив в том случае, когда речь идет о телесном сидении одесную. В связи с этим Августин говорит: «Если то, что Христос сидит одесную Отца, понимать в чувственном смысле, то тогда Отец окажется слева. Но там», то есть в вечном блаженстве, «правым является все, поскольку нет недостатка ни в чем».

Ответ на возражение 3. Как говорит Григорий в своей проповеди на Вознесение, «сидеть надлежит судии, а стоять – воину или помощнику Поэтому Стефан в своем борении увидел стоящим Того, Кто был его помощником. Марк же описывает Его как сидящего по Вознесении, поскольку Он, вознесшись в славе, будет увиден в конце как Судия».

Раздел 2. Подобает ли Христу сидеть одесную Отца как Богу?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что сидеть одесную Отца не подобает Христу как Богу. В самом деле, Христос как Бог является десницей Отца. Но, похоже, совсем не одно и то же быть десницей кого-либо и сидеть одесную его. Следовательно, Христос как Бог не сидит одесную Отца.

Возражение 2. Далее, в последней главе [евангелия от] Марка читаем: «Так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Отца» (Мк. 16, 19). Но Христос был вознесен на небеса не как Бог. Следовательно, и сидит Он одесную Отца не как Бог.

Возражение 3. Далее, Христос как Бог равен Отцу и Святому Духу. Следовательно, если Христос сидит одесную Отца как Бог, то на том же основании и Святой Дух сидит одесную Отца и Сына, и Сам Отец – одесную Сына, но об этом нам ничего не сказано.

Этому противоречит сказанное Дамаскином о том, что «под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, пребывает прежде веков»331.

Отвечаю: как можно понять из вышесказанного (1), выражение «одесную» можно понимать трояко. Во-первых, так, как понимает его Дамаскин, а именно как «славу Божества»; во-вторых, так, как понимает его Августин, а именно как «блаженство Отца»: в-третьих, так, как понимает его он же, а именно как «власть судии». Затем, как мы уже говорили (1), «сидение» означает «либо неизменность, либо же царскую или судебную власть». Таким образом, сидеть одесную Отца есть не что иное, как неизменно и царственно разделять славу Божества с Отцом и обладать блаженством и властью судии. Но все это принадлежит Сыну как Богу. Поэтому очевидно, что Христос сидит одесную Отца как Бог Наличие же в выражении «по правую руку» транзитивного предлога «по» подразумевает личностное различие и [различие] порядков происхождения, а не степеней природы или достоинств, поскольку как было показано в первой части (I, 42, 4), в божественных Лицах такого [различия] нет.

Ответ на возражение 1. Сына Божия называют «десницей» Отца по причине уместности, равно как по той же причине Он назван «силой» Отца (1Кор. 1, 24). Быть же «одесную Отца» в трех вышеприведенных значениях является общим всем трем Лицам.

Ответ на возражение 2. Христос как человек прославлен божественной славой, что обозначено вышеупомянутым сидением. Однако как Богу такая честь принадлежит Ему не по причине какого-либо принятия, а по причине Его происхождения от вечности.

Ответ на возражение 3. Никоим образом нельзя говорить, что Отец сидит одесную Сына или Святого Духа, поскольку Сын и Святой Дух происходят от Отца, а не наоборот. О Святом же Духе в вышеупомянутом смысле можно по справедливости сказать, что Он сидит одесную Отца или Сына, однако в силу своего рода уместности это усваивается Сыну, в отношении Которого уместно говорить о равенстве, поскольку, по словам Августина, «единство – в Отце, равенство – в Сыне, а в Святом Духе – согласие равенства и единства»332.

Раздел 3. Подобает ли Христу сидеть одесную Отца как человеку?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что сидеть одесную Отца не подобает Христу как человеку. Ведь сказал же Дамаскин, что «под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества»333. Но слава и честь Божества не приличествуют Христу как человеку Следовательно, похоже, что Христос как человек не сидит одесную Отца.

Возражение 2. Далее, сидение одесную правителя, похоже, исключает покорность, поскольку тот, кто так восседает, представляется своего рода соправителем. Но о Христе как человеке сказано, что Он «покорится» Отцу (1Кор. 15, 28). Следовательно, похоже, что Христос как человек не сидит одесную Отца.

Возражение 3. Далее, глосса на слова [Писания]: «Он и одесную Бога» (Рим. 8, 34), замечает: «То есть Он равен Отцу по той чести, согласно которой Бог есть Отец; или же: одесную Бога, то есть высочайше одарен Богом». А глосса на слова [Писания]: «Воссел одесную престола величия на высоте» (Евр. 1, 3), говорит: «то есть во всем равным Отцу – и по месту, и по достоинству». Но Христос как человек не равен Богу, поскольку Сам Христос об этом сказал: «Отец Мой – более Меня» (Ин. 14, 28). Следовательно, Христу как человеку не подобает сидеть одесную Отца.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Выражение «одесную» указывает на власть, которую получил сей избранный Богом Человек, ибо Тот, Кто прежде пришел, чтобы быть судимым, впоследствии придет, чтобы вершить суд».

Отвечаю: нами уже было сказано (2) о том, что выражение «одесную» можно понимать как означающее или славу Его Божества, или Его вечное блаженство, или Его судебную и царскую власть. Затем, [содержащийся в выражении «по правую руку» транзитивный] предлог «по» означает своего рода положение относительно правой руки, тем самым как бы указывая на нечто общее и в то же время в чем-то различное. И это может быть понято в трех смыслах. Во-первых, как общее по природе при различии со стороны личности, и в этом смысле Христос как Сын Божий сидит одесную Отца, поскольку Он разделяет Природу с Отцом, так что она сущностно принадлежит как Сыну, так и Отцу, и в данном случае речь идет о равенстве с Отцом. Во-вторых, со стороны благодати соединения, что, напротив, подразумевает различие природ и единство личности. В этом смысле Христос является Сыном Божиим как человек и, следовательно, сидит одесную Отца, причем в данном случае, как было разъяснено выше (16, 10, 11), «как» означает не состояние природы, а единство «подлежащего». В-третьих, это может быть понято со стороны общей благодати, которой Христос исполнен более всех остальных тварей, и потому человеческая природа в Христе блаженней, чем в любой другой твари, и наделена царской и судебной властью над всеми прочими тварями.

Таким образом, если «как» указывает на состояние природы, то Христос как Бог сидит одесную Отца в смысле «как

равный Отцу», а как человек Он сидит одесную Отца в смысле «как одаренный Отцом превыше всех прочих тварей», то есть «в наивысшем блаженстве» и «имея власть судить». Но если «как» указывает на единство личности, то как человек Он сидит одесную Отца в смысле «как равный по чести», поскольку мы, как уже было сказано (25, 1), «воздаем одно поклонение и одно почитание Сыну Божию вместе с принятой Им природой».

Ответ на возражение 1. Человечество Христа со стороны состояния Его природы не обладает славой и честью Божества, однако оно обладает ими со стороны соединившегося с этой природой Лица. Поэтому Дамаскин далее говорит: «В которой», то есть в славе Божества, «Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, пребывает прежде веков и в которой, воплотившись в последок дней, восседает и телесным образом, по прославлении плоти Его. Ибо Он как одна ипостась вместе с плотью Своею чествуется единым поклонением от всей твари»334.

Ответ на возражение 2. Если «как» указывает на состояние природы, в каковом отношении Его сидение как человека одесную Отца не подразумевает равенства, то Христос как человек покорен Отцу. Однако если сидение одесную Отца означает превосходство блаженства и Его власть судить всякую тварь, то это приличествует Ему как соправителю.

Ответ на возражение 3. Равенство Отцу принадлежит не человеческой природе Христа, а Его принявшему ее Лицу. Однако и принятая человеческая природа причастна высочайшим дарам Бога настолько, насколько это подразумевает превознесение ее выше всех тварей.

Раздел 4. Присуще ли Христу сидеть одесную Отца?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не присуще сидеть одесную Отца. Ведь сказал же апостол, что Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе, Иисусе» (Еф. 2, 6). Но Христу не присуще быть воскрешенным. Следовательно, Ему также не присуще и восседать «одесную престола величия на высоте» (Евр. 1, 3).

Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «сидение Христа одесную Отца означает неизменное пребывание в Его блаженстве». Но этому блаженству причастны многие. Следовательно, похоже, что Христу не присуще сидеть одесную Отца.

Возражение 3. Далее, Сам Христос говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною не престоле Моем (как и Я победил, и сел со Отцом Моим на престоле Его)» (Откр. 3, 21). Но Христос пребывает одесную Своего Отца потому, что сел на Его престоле. Следовательно, победившие тоже воссядут одесную Отца.

Возражение 4. Кроме того, Господь говорит: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим!» (Мф. 20, 23). Но Он никогда бы не сказал так, если бы это не было уготовано некоторым. Следовательно, Христу не присуще сидеть одесную Отца.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «Сиди одесную Меня»?» (Евр. 1, 13), то есть [как разъясняет Петр Ломбардский], «как высочайше одаренный» или «как равный по Божеству», и сказанное предполагает ответ: «Никому». Но ангелы возвышеннее всех тварей. Следовательно, никому, кроме Христа, не присуще сидеть одесную Отца.

Отвечаю: как уже было сказано (3), о Христе говорят как о сидящем одесную Отца потому, что со стороны Своей божественной Природы Он равен Отцу а со стороны Своего человечества Он одарен превыше всех тварей. Но то и другое принадлежит только Христу Следовательно, никому более, ни ангелу ни человеку, но только Христу присуще сидеть одесную Отца.

Ответ на возражение 1. Поскольку Христос есть наш Глава, то все, что даровано Христу, через Него даровано и нам. Поэтому коль скоро Он уже воскрешен, апостол говорит, что Бог, так сказать, «воскресил нас с Ним», хотя сами мы еще не воскресли, а только имеем воскреснуть, согласно сказанному [в Писании]: «Воскресивший Христа из мертвых оживил и наши смертные тела» (Рим. 8, 11). И далее, используя ту же фигуру речи, апостол добавляет, что Он посадил нас вместе с Ним на небесах, а именно потому, что там сидит наш Глава, Христос.

Ответ на возражение 2. Коль скоро «одесную» означает божественное блаженство, «сидение одесную» означает не просто нахождение в блаженстве, а обладание блаженством со своего рода властной силой как тем, что присуще и является частью природы. И это свойственно только Христу и никакой другой твари. Однако при этом можно сказать, что святые в блаженстве будут поставлены по правую сторону Бога, в связи с чем читаем: «И поставит «овец» по правую Свою сторону» (Мф. 25, 33).

Ответ на возражение 3. «Престолом» обозначена власть Судии, которую Христос получил от Отца, и в этом смысле о Нем сказано, что Он сел на престол Отца. Другие же святые получат ее от Христа, в каковом отношении о них говорят, что им «дадут сесть на престоле Христа», о чем читаем: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28).

Ответ на возражение 4. Как говорит Златоуст, «это место», а именно [место] одесную, «недоступно не только для людей, но и для ангелов; Павел, сказав: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «Сиди одесную Меня»?», этим прямо указывает, что оно подобает только Христу». Поэтому Господь «ответил не в том смысле, что некоторые однажды там сядут, но просто снизошел к просьбе вопрошающих, которые более остальных желали оказаться поближе к Нему»335. Впрочем, мы вправе говорить, что сыновья Зеведеевы желали высшего превосходства в причастности Его власти Судии, и потому они просили места по правую и по левую сторону от Христа, а не от Отца.

* * *

329

В каноническом переводе: ≪Вы же оставайтесь в городе≫.

330

De Fide Orth. IV.

331

Ibid.

332

De Doctr. Christ. I.

333

De Fide Orth. IV.

334

Ibid.

335

Hom. LXV in Matt.



Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс