Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 57. О вознесении Христа

Теперь мы должны исследовать вознесение Христа, в отношении которого будет рассмотрено шесть пунктов: 1) приличествовало ли Христу восходить на небеса; 2) согласно какой природе Ему приличествовало восходить; 3) восшел ли Он посредством собственной силы; 4) восшел ли Он превыше всех телесных небес; 5) восшел ли Он превыше всех духовных тварей; 6) о следствии Вознесения.

Раздел 1. Приличествовало ли Христу восходить на небеса?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествовало восходить на небеса. Ведь сказал же Философ, что «наиболее совершенное обладает своим благом, не производя никакого движения»319. Но Христос, будучи высшим Благом со стороны Своей божественной Природы и в высшей степени прославленным со стороны Своей человеческой природы, находился в состоянии совершенства. Следовательно, Он обладал Своим благом без движения. Но восхождение – это движение. Следовательно, Христу не приличествовало восходить.

Возражение 2. Далее, все, что движется, движется из-за чего-то лучшего. Но для Христа на небесах не было ничего лучшего, чем на земле, поскольку Его пребывание на небесах не добавило Ему ничего ни в душу, ни в тело. Следовательно, похоже, что Христу не должно было восходить на небеса.

Возражение 3. Далее, Сын Божий принял человеческую плоть ради нашего спасения. Но для людей было бы лучше всего, если бы Он всегда пребывал с ними на земле; так, Он Сам сказал ученикам: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого – и не увидите» (Лк. 17, 22). Следовательно, похоже, что Христу не подобало восходить на небеса.

Возражение 4. Кроме того, как говорит Григорий, тело Христа по воскресении не претерпело никаких изменений320. Но Он не восшел на небеса сразу же после Своего воскресения, поскольку по воскресении Он сказал: «Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Следовательно, похоже, что Он не должен был восходить и по прошествии сорока дней.

Этому противоречат слова Господа: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20, 17).

Отвечаю: место должно соответствовать тому, что в нем находится. Далее, посредством Своего воскресения Христос вступил в бессмертную и нетленную жизнь. Затем, нужно принять во внимание, что место нашего пребывания является местом порождения и тления, а небеса – местом нетления. Поэтому Христу по воскресении приличествовало не оставаться на земле, а взойти на небеса.

Ответ на возражение 1. Совершенным и обладающим благом без какого бы то ни было движения является Бог, Который не изменяется, согласно сказанному [в Писании]: «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6). Всякая же тварь, как говорит Августин, в том или ином отношении подвержена изменениям321. И поскольку принятая Сыном Божиим природа, как уже было сказано (2, 7; 16, 8; 20, 1), была сотворенной, то в усвоении ей некоторого движения нет ничего недолжного.

Ответ на возражение 2. Посредством восхождения на небеса Христос ничего не добавил к Своей сущностной славе ни в теле, ни в душе, однако Он добавил нечто с точки зрения достойности места, приличествующего благому состоянию славы (не так, конечно, как если бы Его тело получило от небесного тела какое-то совершенство или нетленность, а просто [место, соответствующее] достоинству). И это соответствие в полной мере приличествовало Его славе, добавив Ему некоторый вид радости, хотя и не так, как если бы Он начал испытывать радость, взойдя на небеса, а так, что к Его радости добавилась радость совершения. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Блаженство -в деснице Твоей вовек!» (Пс. 15, 11), говорит: «Мое блаженство восседать рядом с Тобою, став невидимым для людских очей».

Ответ на возражение 3. Хотя Вознесение лишило верных телесного присутствия Христа, однако Он до сих пор находится рядом с ними Своим Божеством, поскольку Он Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века!» (Мф. 28, 20). В самом деле, как говорит папа Лев, «Своим восхождением на небеса Он не отрекся от усыновленных».

Напротив, Его восхождение на небеса, посредством которого Он лишил нас Своего телесного присутствия, принесло нам еще больше пользы, чем могло принести Его телесное присутствие.

Во-первых, потому, что оно привело к возрастанию нашей веры, которая является верой в невидимое. Поэтому Господь говорит, что Святой Дух придет в мир и «обличит мир о грехе и о правде... (о грехе – что не веруют в Меня)» (Ин. 16, 8, 9). Августин, комментируя эти слова, говорит, что «отделить верных от неверных означает обличить неверных, и потому Он далее говорит: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня» (Ин. 16, 10), ибо «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Таким образом, мир обличается ради нашей праведности, поскольку мы уверовали в Того, Кого не видели».

Во-вторых, оно привело к возрастанию нашей надежды, в связи с чем Он говорит: «Когда пойду и приготовлю вам место, – приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где -Я» (Ин. 14, 3). В самом деле, возведя на небеса принятую Им человеческую природу, Христос даровал нам надежду на [наше] восхождение туда, поскольку, как сказано [в Писании], «где будет труп – там соберутся орлы» (Мф. 24, 28). По той же причине читаем: «Идущий пред ними откроет им путь»322 (Мих. 2, 13).

В-третьих, оно направило пыл нашей любви к горним вещам. Поэтому апостол говорит: «Ищите горнего (где Христос сидит одесную Бога), о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1, 2), поскольку, как сказано [в Писании], «где сокровище ваше – там будет и сердце ваше!» (Мф. 6, 21). И поскольку направляющей нас к горнему Любовью является Святой Дух, Господь сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Комментируя эти слова, Августин говорит: «Нельзя получить Духа, зная Христа только по плоти. Лишившись же Христа по плоти, они духовно обрели не только Святого Духа, но и Отца и Сына».

Ответ на возражение 4. Хотя небесное место приличествовало Христу сразу же по Его воскресении к бессмертной жизни, тем не менее, для того, чтобы утвердить истинность Своего воскресения, Он отложил Свое вознесение до срока. В связи с этим читаем, что Он явил «Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им» (Деян. 1, 3). Глосса же на эти слова говорит, что «поскольку в продолжение сорока часов Он был мертв, постольку в течение сорока дней Он свидетельствовал о Своем воскресении. А еще сорок дней можно понимать как образ этого мира, в котором Христос пребывает в Своей Церкви, поскольку человек состоит из четырех элементов и предостережен заповедями Десятисловия».

Раздел 2. подобало ли Христу восходить на небеса согласно Своей божественной Природе?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу подобало восходить на небеса согласно Своей божественной Природе. Ведь сказано же [в Писании]: «Восшел Бог при восклицаниях» (Пс. 46, 6); и еще: «Который по небесам принесся на помощь тебе» (Вт 33, 26). Но эти слова были сказаны о Боге еще до воплощения Христа. Следовательно, Христу надлежало восходить на небеса как Богу.

Возражение 2. Далее, взойти на небо приличествует только тому, кто сошел с небес, согласно сказанному [в Писании]: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» (Ин. 3, 13); и еще: «Нисшедший, Он же есть и восшедший» (Еф. 4, 10). Но Христос сошел с небес не как человек, а как Бог, поскольку до этого Его Природа на небесах была не человеческой, а божественной. Следовательно, похоже, что Христос восшел на небеса как Бог.

Возражение 3. Далее, посредством Своего вознесения Христос восшел к Отцу Но Он восшел равным Отцу не как человек, поскольку в отношении этого [Своего человечества] Он говорит: «Отец Мой – более Меня» (Ин. 14, 28). Следовательно, похоже, что Христос восшел как Бог

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Нисшедший, Он же есть и восшедший» (Еф. 4, 10), говорит: «Понятно, что Он нисшел и восшел согласно Своему человечеству».

Отвечаю: выражение «согласно» может означать две вещи: состояние того, кто восшел, и причину его восшествия. Если это выражение означает состояние того, кто восшел, то Вознесение никоим образом не приличествует Христу согласно состоянию Его божественной Природы, причем как потому, что нет ничего, что было бы выше божественной Природы, к чему Он мог бы взойти, так и потому что восхождение – это пространственное движение, которое не сообразно неподвижной и не находящейся в каком бы то ни было месте божественной Природе. Однако Вознесение приличествует Христу согласно Его человеческой природе, которая ограничена местом и может быть субъектом движения. Таким образом, в указанном смысле можно говорить, что Христос восшел на небеса не как Бог, а как человек.

Но если выражение «согласно» означает причину Вознесения, то коль скоро Христос восшел на небеса в достоинстве Своего Божества, а не в достоинстве Своей человеческой природы, то должно утверждать, что Христос восшел на небеса не как человек, а как Бог. Поэтому в своей проповеди на Вознесение Августин говорит: «Распятие Сына человеческого было нашим деянием, Его же деянием было Его вознесение».

Ответ на возражение 1. В приведенных словах пророчески предрекается воплощение Бога. Кроме того, хотя восшествие в строгом смысле слова не связано с божественной Природой, тем не менее о нем так можно говорить метафорически, как, например, можно говорить о «вознесении сердца человека», когда его сердце покоряется и смиряется пред Богом. И точно также о Боге метафорически говорят как о возносящем ту тварь, которую Он подчиняет Себе.

Ответ на возражение 2. Восшедший, Он же есть и нисшедший. Так, Августин говорит: «Кто есть нисшедший? Богочеловек. Кто есть восшедший? Тот же Богочеловек». Однако Христу усваивается двоякое нисшествие: одно, в силу которого о Нем говорят как о нисшедшем с небес, и оно усваивается Богочеловеку постольку, поскольку Он есть Бог, ибо о Нем должно говорить как о восшедшем или нисшедшем не посредством какого-либо пространственного движения, а посредством «уничижения Себя Самого», поскольку «Он, будучи образом Божиим, принял образ раба». Ведь подобно тому, как о Нем говорят как об уничижившем Себя не в том смысле, что Он утратил Свое величие, а в том, что Он воспринял нашу малость, точно так же о Нем говорят как о нисшедшем с небес не в том смысле, что Он покинул небеса, а в том, что Он воспринял человеческую природу в единстве личности.

А есть и другое нисшествие, посредством которого Он, как сказано, «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4, 9). Такое нисшествие является пространственным и, следовательно, принадлежит Христу согласно состоянию человеческой природы.

Ответ на возражение 3. О Христе говорится как о восшедшем к Отцу постольку поскольку Он восшел, чтобы воссесть одесную Отца, и это приличествует Христу как согласно Его божественной Природе, так и согласно Его человеческой природе, о чем мы поговорим ниже (58, 3).

Раздел 3. Восшел ли Христос посредством Своей собственной силы?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не восшел посредством Своей собственной силы. Ведь сказано же [в Писании], что «Господь, Иисус, после беседования с ними был вознесен на небо»323 (Мк. 16, 19); и еще: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их – и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9). Но то, что возносят или берут, похоже, движется кем-то другим. Следовательно, Христос восшел на небеса посредством не Своей силы, а силы кого-то другого.

Возражение 2. Далее, Христос пребывал в земном теле, подобном нашему. Но вознесение противно природе земного тела. То же, что движется вопреки природе, никоим образом не движется посредством собственной силы. Следовательно, Христос не восшел на небеса посредством Своей собственной силы.

Возражение 3. Далее, собственная сила Христа божественна. Но это движение, похоже, не было божественным. Ведь коль скоро божественная сила бесконечна, то обусловленное ею движение должно быть мгновенным, и потому [если бы речь шла о таком движении] Он не смог бы возноситься на небеса так, как читаем в «Деяниях», [а именно] «в глазах» своих учеников. Следовательно, похоже, что Христос не восшел на небеса посредством Своей собственной силы.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы своей» (Ис. 63, 1). И Григорий в своей проповеди на Вознесение говорит: «Следует заметить, что об Илие сказано как о вознесенном в колеснице, чем нам дается понять, что обычный человек нуждается в помощи других. Но о Спасителе нигде не сказано, что Он был вознесен в колеснице или ангелами, поскольку Он, Творец всего, вознесся посредством Своей собственной силы».

Отвечаю: в Христе наличествует двоякая природа, а именно божественная и человеческая. Поэтому Его собственную силу можно рассматривать в обоих отношениях. И точно так же можно говорить о двоякой силе со стороны Его человеческой природы. Одна из них является естественной и проистекает из начал природы, и посредством такой силы Христос никак не мог вознестись на небо. Другая же – это находящаяся в человеческой природе Христа сила славы, и именно посредством нее Он восшел на небеса.

Однако находятся такие, которые тщатся усвоить причину этой силы природе пятой сущности. Это, говорят они, свет, который, по их мнению, входя в состав человеческого тела, примиряет противоположные элементы так, что в нынешнем состоянии смертности в человеческих телах преобладающей является природа элементов, согласно которой человеческое тело посредством собственной силы стремится вниз, а в состоянии славы преобладающей является небесная природа, посредством склонности и силы которой тело Христа и тела святых вознеслись на небеса. Впрочем, мы уже говорили об этих баснях в первой части (I, 76, 7), и еще поговорим более полно при рассмотрении всеобщего воскресения (84, 1).

Другие же, отвергая приведенное мнение, усваивают причину этой силы прославленной душе, благодаря излиянию которой вовне, как говорит Августин в своем письме к Диоскору прославится тело. В самом деле, прославленное тело будет настолько покорно прославленной душе, что, как пишет Августин, «тело постоянно будет там, где захочет дух, а дух не захочет ничего такого, что могло бы быть неприличным как для духа, так и для тела»324. Но мы уже показали (1), что прославленному и бессмертному органу приличествует находиться на небесах. Таким образом, тело Христа вознеслось на небеса посредством силы пожелавшей этого души. Но подобно тому, как тело прославляется благодаря причастности душе, точно так же, как говорит Августин, «душа блаженна благодаря причастности Богу»325. Поэтому первым началом вознесения на небеса является божественная сила. Следовательно, Христос восшел на небеса посредством Своей собственной силы: во-первых, Своей божественной силы; во-вторых, силы Своей прославленной души, движущей тело согласно своей воле.

Ответ на возражение 1. О Христе говорят, что Он воскрес посредством собственной силы, хотя Он был воскрешен силой Отца, поскольку сила Отца и сила Сына суть одно. И точно так же Христос восшел на небеса посредством собственной силы, хотя и был вознесен и принят на небесах Отцом.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент доказывает то, что Христос не восшел на небеса посредством Своей силы, а именно той, которая является естественной для человеческой природы, однако Он все же восшел на небеса посредством Своих собственных сил, а именно той, которая является божественной, и той, которая является силой Его блаженной души. И хотя вознесение противно природе человеческого тела в его нынешнем состоянии, в котором тело не полностью подчинено души, тем не менее, оно не является чем-то противоестественным или принудительным для прославленного тела, вся природа которого совершенно подчинена духу

Ответ на возражение 3. Хотя божественная сила бесконечна и деятельность ее со стороны действователя бесконечна, однако ее следствие воспринимается вещью сообразно ее способности и расположению Бога. Но тело не способно перемещаться в пространстве мгновенно, поскольку оно, как доказано в шестой [книге] «Физики», должно быть сообразовано с местом, в соответствии с частями которого исчисляется время. Следовательно, движимое Богом тело движется не с бесконечной скоростью, а с такой, к которой располагает Бог.

Раздел 4. Восшел ли Христос превыше всех небес?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не восшел превыше всех небес. Ведь сказано же [в Писании]: «Господь – во святом храме Своем, престол Его – на небесах» (Пс. 10, 4). Но то, что на небесах, не выше небес. Следовательно, Христос не восшел превыше всех небес.

Возражение 2. Далее, как доказано в первой [книге трактата] «О небе», нет такого места, которое было бы выше небес. Но всякое тело должно занимать место. Следовательно, тело Христа не вознеслось превыше всех небес.

Возражение 3. Далее, два тела не могут занимать одно и то же место. Следовательно, коль скоро из одного места в другое нельзя перейти иначе, как только через некоторое посредствующее место, то похоже на то, что для восшествия Христа превыше всех небес необходимо, чтобы небеса были разделены, что представляется невозможным.

Возражение 4. Далее, [в Писании] сказано, что «облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9). Но облака не могут подниматься за пределы небес. Следовательно, Христос не восшел превыше всех небес.

Возражение 5. Кроме того, мы верим, что Христос вовек пребывает там, куда Он восшел. Но то, что противно природе, не может длиться вовек, поскольку чаще всего происходит и дольше всего сохраняется то, что согласно природе. Следовательно, коль скоро пребывание превыше небес противно природе земного тела, то дело представляется так, что тело Христа не вознеслось превыше небес.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Восшедший превыше всех небес – дабы наполнить все» (Еф. 4, 10).

Отвечаю: чем более полно что-либо телесное причастно божественной благости, тем выше оно расположено в телесном порядке, а именно в порядке места. В самом деле, Философ дает нам понять, что чем более формальным является тело, тем выше оно по природе, и так это потому что, как явствует из [сказанного в] первой [книге] «Физики», каждое тело причастно божественной Сущности именно через посредство формы. Но благодаря славе тело становится в гораздо большей степени причастным божественной благости, чем любое другое природное тело благодаря природной форме, и при этом очевидно, что из всех прославленных тел тело Христа сияет в наибольшей славе. Следовательно, ему в высшей степени приличествует пребывать превыше всех тел. Поэтому глосса на слова Писания: «Восшед на высоту» (Еф. 4, 8), говорит: «По достоинству и месту».

Ответ на возражение 1. О месте Бога говорят как о находящемся на небесах не в том смысле, что небеса содержат Его, а скорее в том, что они содержатся Им. Поэтому не какая-либо часть небес находится выше [остальных небес], а Сам Он – превыше всех небес, согласно сказанному [в Писании]: «Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс. 8, 2).

Ответ на возражение 2. Место подразумевает понятие вмещения; так, первое вместилище формально является первым местом, и таковы первые небеса. Тела нуждаются в нахождении в месте постольку, поскольку они содержатся небесным телом. Но прославленные тела, и в первую очередь – [тело] Христа, не нуждаются в подобном вмещении, поскольку они ничего не получают от небесных тел, но – только от Бога через посредство души. Поэтому ничто не препятствует телу Христа находиться вне вмещающей небесные тела сферы и вообще [какого бы то ни было] вместилища. И внешние небеса не нуждаются в пустоте, поскольку в них нет никакого места или находящегося в возможности чувственного тела, но возможность их достижения находится в [Самом] Христе. Поэтому когда Аристотель доказывает, что вне небес не может быть никаких тел, то имеет в виду, как это явствует из самого доказательства, те тела, которые находятся в естественном состоянии.

Ответ на возражение 3. Хотя по своей природе тело не может занимать какое-либо место одновременно с другим телом, однако Бог, как пишет Григорий, может чудесным образом сделать так, что одно тело будет находиться одновременно с другим в одном и том же месте, как это произошло тогда, когда Христос родился из закрытой утробы Девы или когда Он вошел к ученикам, когда двери были заперты. Таким образом, тело Христа может находиться в одном и том же месте одновременно с другим телом не по причине некоего особого свойства тела, а благодаря содействию или деятельности божественной силы.

Ответ на возражение 4. Это облако было не средством вознесения Христа, а знаком Божества, что подобно тому, как слава Господня явилась Израилю в виде покрывшего Скинию облака (Исх. 40, 34; Чис. 9, 15).

Ответ на возражение 5. Прославленное тело наделено властью пребывать на небесах или превыше небес не в силу естественных начал, а благодаря блаженной душе, от которой оно обретает славу. И поскольку ни восходящее движение прославленного тела, ни его покой не являются принудительными, то нет ничего, что могло бы воспрепятствовать ему пребывать там вовек.

Раздел 5. Вознеслось ли тело Христа превыше всех духовных тварей?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа не вознеслось превыше всех духовных тварей. В самом деле, нельзя соотносить то, что не имеет общего отношения. Но нами уже было показано в первой части (I, 8, 2; I, 52, 1), что «место» предицируется телам и духовным тварям в совершенно разных отношениях. Следовательно, похоже, что о теле Христа нельзя говорить, что оно вознеслось превыше всех духовных тварей.

Возражение 2. Далее, как пишет Августин, дух всегда предпочтительнее тела326. Но высшее место приличествует высшему. Следовательно, дело представляется так, что Христос не восшел превыше всех духовных тварей.

Возражение 3. Далее, тело есть в каждом месте, поскольку природа не терпит пустоты. Таким образом, если в порядке природных тел тело не может занять более высокого места, чем дух, то нет и никакого места, которое было бы выше любой духовной твари. Следовательно, тело Христа не могло вознестись превыше всех духовных тварей.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог посадил Христа «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1, 21).

Отвечаю: место, идет ли речь о связанном с телесностью месте и в отношении тел, или же о связанном с духовностью месте и в отношении духовных субстанций, является тем более возвышенным, чем более возвышенным является его субъект. Так, небесное место, наивысшее из всех мест, приличествует духовным субстанциям как наивысшим в порядке субстанций. Но хотя тело Христа, если принять во внимание телесное состояние его природы, [в порядке субстанций находится] ниже духовных субстанций, однако оно, если принять во внимание то достоинство соединения, посредством которого оно личностно соединено с Богом, со стороны этого достоинства возвышенней всех духовных субстанций. Таким образом, в силу указанного превосходства ему подобает занимать место превыше всех духовных субстанций. Поэтому Григорий в своей проповеди на Вознесение говорит, что «Он, Творец всего, вознесся посредством Своей собственной силы надо всем».

Ответ на возражение 1. Хотя место усваивается телесным и духовным субстанциям по-разному тем не менее положение о том, что высшее место приличествует лучшему, остается в силе.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент в отношении тела Христа справедлив с точки зрения его телесной природы, но не с точки его формальной стороны соединения.

Ответ на возражение 3. Приведенную аналогию можно рассматривать [двояко]. Если [рассматривать ее] со стороны места, то нет такого столь высокого места, которое бы по достоинству превосходило духовную субстанцию, и в этом смысле возражение справедливо. Если же рассматривать ее со стороны достоинства того, чему усваивается место, то в таком случае телу Христа приличествует пребывать превыше духовных тварей.

Раздел 6. Является ли вознесение Христа причиной нашего спасения?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. В самом деле, Христос стал причиной нашего спасения в той мере, в какой Он его заслужил. Но Своим вознесением Он ничего для нас не заслужил, поскольку это Вознесение относится к награде Его превознесения, а заслуга и награда – это не одно и то же, как не одно и тоже путь и его предел. Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения.

Возражение 2. Далее, если бы вознесение Христа было причиной нашего спасения, то в таком бы случае, пожалуй, Его вознесение было бы главной причиной нашего. Но оно было даровано нам Его страстями, в связи с чем читаем: «Имеем дерзновение входить во Святилище посредством крови Его»327 (Евр. 10, 19). Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения.

Возражение 3. Далее, дарованное Христом спасение вечно, согласно сказанному [в Писании]: «Мое спасение пребудет вечным» (Ис. 51, 6). Но Христос не восшел на небеса, чтобы пребыть там вовек, поскольку читаем: «Сей Иисус... придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Кроме того, мы читаем о том, что после Своего восшествия на небеса Он являл Себя на земле многим святым людям, например, Павлу (Деян. 9). Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения.

Этому противоречит сказанное Им Самим: «Лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин. 16, 7), то есть, чтобы Я оставил вас и восшел на небеса.

Отвечаю: вознесение Христа является причиной нашего спасения двояко: во-первых, с нашей стороны; во-вторых, с Его. С нашей стороны, поскольку Вознесение возносит к Нему наши души. В самом деле, нами уже было сказано (1), что Его вознесение содействует [возрастанию], во-первых, веры, во-вторых, надежды, в-третьих, любви. В-четвертых, оно увеличивает наше почитание, поскольку ныне мы чтим Его не как земного человека, а как Бога небес, в связи с чем апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти», то есть, согласно глоссе, как смертного, из-за чего думали, что Он – простой человек, «то ныне уже не знаем» (2Кор. 5, 16).

С Его стороны, поскольку Он при Своем вознесении сделал несколько вещей ради нашего спасения. Во-первых, Он приуготовил нам путь к восхождению на небеса, согласно Его собственным словам: «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2), и словам [пророка] Михея: «Идущий пред ними откроет им путь»328 (Мих. 2, 13). В самом деле, Он является нашим Главой, а члены должны следовать за своею Главой, в связи с чем Он говорит: «Чтобы и вы были, где – Я» (Ин. 14, 3). Это было ознаменовано Им тем, что Он взял на небеса вызволенные из ада души святых, согласно сказанному [в Писании]: «Ты восшел на высоту пленил плен» (Пс. 67, 19), то есть взял с Собою на небеса тех, кто томился в плену у дьявола (взял на небеса, чуждое для человеческой природы место, пленниками блаженного избавления, искупленными Его победой). Во-вторых, подобно тому, как первосвященник Ветхого Завета входил во святилище, чтобы предстоять за людей пред Богом, так и Христос восшел на небеса, чтобы, как сказано, «ходатайствовать за нас» (Евр. 7, 25). Действительно, самое явление Им Себя в человеческой природе, которую Он взял с Собою на небеса, есть ходатайство за нас, поскольку Бог таким превознесением человеческой природы в Христе засвидетельствовал Свое сострадание к тем, ради кого Сын Божий принял человеческую природу. В-третьих, воссев на небесах как Бог и Господь, Он ниспосылает Свои дары людям, согласно сказанному о том, что Он восшел «превыше всех небес – дабы наполнить все» (Еф. 4, 10), а именно, как говорит глосса, «Своими дарами».

Ответ на возражение 1. Вознесение Христа является причиной нашего спасения посредством не заслуги, а действенности, о чем нами уже было говорено выше (56, 1) в отношении Его воскресения.

Ответ на возражение 2. Страсти Христа в строгом смысле слова являются причиной нашего вознесения на небеса как устраняющие препятствие, а именно грех, а также посредством заслуги, тогда как вознесение Христа является непосредственной причиной нашего вознесения, поскольку Он, наш Глава, этим положил начало соединения с Ним нас, Его членов.

Ответ на возражение 3. Христос, единожды взойдя на небеса, навеки обрел для Себя и для нас право и благословение на небесное проживание. И это благословение не отменяется по причине того, что Он по некоему произволению подчас телесно нисходит на землю: или для того, чтобы явить Себя всему миру, как это произойдет в Судный День, или для того, чтобы явить Себя тому или иному отдельному индивиду как, например, это произошло с Павлом, о чем читаем в девятой [главе] «Деяний». И чтобы никто не подумал, что Христос при этом не являлся телесно, апостол, утверждая веру в Воскресение, говорит: «После всех явился и мне – как некоему извергу» (1Кор. 15, 8), каковое явление подтвердило истинность Воскресения именно потому, что он созерцал Христа в Его истинном теле.

* * *

319

DeCoelo II, 12.

320

Moral. XIV.

321

Gen. ad Lit. VIII.

322

В каноническом переводе: ≪Пред ними пойдет стенорушитель; они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота, и выйдут ими; и царь их пойдет пред ними, а во главе их – Господь!≫.

323

В каноническом переводе: ≪Господь, после беседования с ними, вознесся на небо≫.

324

De Civ. Dei XXII, 30.

325

Tract. XXIII in Joan.

326

De Vera Relig. LV.

327

В каноническом переводе: ≪Имея дерзновение входить во Святилище посредством крови Иисуса, Христа≫.

328

См. прим. 4.


Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle