Сумма теологии. Том II
Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII • Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII • Том XIII
Содержание
Вопрос 44. О происхождении сотворенного от Бога, (а также) и о первой причине всего Раздел 1. В самом ли деле необходимо, чтобы всякое сущее было сотворено Богом? Раздел 2. Является ли первичная материя сотворенной Богом? Раздел 3. Является ли образующей причиной что-либо помимо Бога? Раздел 4. Является ли Бог конечной причиной всего? Вопрос 45. О модусе порождения вещей от первого начала Раздел 1. Означает ли творение создание чего-либо из ничего? Раздел 2. Может ли Бог (вообще) сотворить что-либо? Раздел 3. Присутствует ли каким-либо образом творение в сотворенном? Раздел 4. Присуще ли быть сотворенным составному и обладающему самостоятельным бытием? Раздел 5. Одному ли только Богу присуще творить? Раздел 6. Присуща ли способность творить каждому из лиц? Раздел 7. Верно ли, что в тварях необходимо обнаруживается след троицы? Раздел 8. Примешано ли творение к действиям природы и искусства? Вопрос 46. О начале сроков сотворенного Раздел 1. Всегда ли существовал универсум сотворенного? Раздел 2. Является ли начало мира догматом веры? Раздел 3. Было ли сотворение вещей в начале времени? Вопрос 47. О различии вещей в целом Раздел 1. Исходит ли множественность и различие вещей от Бога? Раздел 2. Проистекает ли неравенство вещей от Бога? Раздел 3. Существует ли только один мир? Вопрос 48. О различии вещей в частном Раздел 1. Является ли зло природой? Раздел 2. Обнаруживается ли зло в вещах? Раздел 3. Находится ли зло в добре как в своем субъекте? Раздел 4. Способно ли зло полностью уничтожить добро? Раздел 5. Можно ли разделять зло на преступление и наказание? Раздел 6. Верно ли, что наказание имеет природу зла в большей мере, нежели преступление? Вопрос 49. О причине зла Раздел 1. Может ли благо быть причиною зла? Раздел 2. Является ли высшее благо, Бог, причиною зла? Раздел 3.Существует ли единое высшее зло, являющееся причиной всех зол? Трактат об ангелах Вопрос 50. О субстанции ангелов как таковой Раздел 1. Является ли ангел совершенно бестелесным? Раздел 2. В самом ли деле ангел состоит из материи и формы? Раздел 3. Сколь велика численность ангелов? Раздел 4. Различаются ли ангелы по виду? Раздел 5. Нетленны ли ангелы? Вопрос 51. Об ангелах в сопоставлении с телами Раздел 1. Имеют ли ангелы естественно соединенные с ними тела? Раздел 2. Воспринимают ли ангелы тела? Раздел 3. Осуществляют ли ангелы жизненные функции в воспринятых (ими) телах? Вопрос 52. О местоприбывании ангелов Раздел 1. Находится ли ангел в каком-либо месте? Раздел 2. Может ли ангел находиться в нескольких местах одновременно? Раздел 3. Могут ли несколько ангелов находиться в одном и том же месте одновременно? Вопрос 53. О пространственном движении ангелов Раздел 1. Совершает ли ангел пространственное движение? Раздел 2. Пересекает ли ангел промежуточное пространство? Раздел 3. Является ли перемещение ангела мгновенным? Вопрос 54. О знании ангелов Раздел 1. Является ли мышление ангела его же субстанцией? Раздел 2. Верно ли, что для ангела мыслить означает быть? Раздел 3. Является ли сила интеллигенции ангела его субстанцией? Раздел 4. Наличествует ли в ангеле равно и активный и пассивный ум? Раздел 5. В самом ли деле ангельское познание исключительно умственно? Вопрос 55. О способе ангельского познания Раздел 1. В самом ли деле ангелы знают все посредством своей субстанции? Раздел 2. Познают ли ангелы через посредство абстрагируемых из вещей видов? Раздел 3. В самом ли деле высшие ангелы познают посредством более универсальных видов, нежели ангелы низшие? Вопрос 56. О познании ангелами нематериальных вещей Раздел 1. Познает ли ангел самого себя? Раздел 2. Познают ли ангелы друг друга? Раздел 3. Познает ли ангел Бога посредством присущих ему по природе начал? Вопрос 57. О познании ангелами материальных вещей Раздел 1. Познают ли ангелы материальные вещи? Раздел 2. Познает ли ангел единичные вещи? Раздел 3. Познают ли ангелы будущее? Раздел 4. Познают ли ангелы тайные мысли? Раздел 5. Ведомы ли ангелам таинства благодати? Вопрос 58. О модусе ангельского познания Раздел 1. Бывает ли ангельский ум то потенциальным, то актуальным? Раздел 2. Может ли ангел мыслить множество вещей одновременно? Раздел 3. Дискурсивно ли ангельское познание? Раздел 4. Мыслят ли ангелы посредством соединения и разделения? Раздел 5. Может ли обманываться ангельский ум? Раздел 6. В самом ли деле существует «утреннее» и «вечернее» ангельское познание? Раздел 7. Является ли «утреннее» и «вечернее» познание одним и тем же? Вопрос 59. Об ангельской воле Раздел 1. Есть ли у ангелов воля? Раздел 2. Отличается ли воля ангелов от их ума? Раздел 3. Обладают ли ангелы свободой воли? Раздел 4. Присущи ли ангелам вспыльчивость и похотливые пожелания? Вопрос 60. Об ангельской любви, или наслаждении Раздел 1. Присуща ли ангелу естественная любовь, или наслаждение? Раздел 2. Присуща ли ангелам избирающая любовь? Раздел 3. Любит ли ангел самого себя одновременно естественной и избирающей любовью? Раздел 4. Любит ли один ангел другого естественной любовью так, как (он любит) самого себя? Раздел 5.Любит ли ангел Бога естественной любовью больше, чем самого себя? Вопрос 61. О привнесении ангелов в порядок естественных сущностей Раздел 1. Имеют ли ангелы причину своего существования? Раздел 2. Был ли ангел соделан Богом от вечности? Раздел 3. Были ли ангелы сотворены прежде телесного мира? Раздел 4. Были ли ангелы сотворены в горнем небе? Вопрос 62. Об ангельском совершенстве в порядке благодати и славы Раздел 1. Были ли ангелы сотворены в блаженстве? Раздел 2. Нуждается ли ангел в благодати для обращения к Богу? Раздел 3. Были ли ангелы сотворены в благодати? Раздел 4. Заслужено ли ангелами из блаженство? Раздел 5. Обрел ли ангел блаженство сразу же после единственного акта заслуги? Раздел 6. Сообразна ли обретенная ангелами благодать и слава с их природными способностями? Раздел 7. Сохраняются ли в обретших блаженство ангелах их естественное познание и любовь? Раздел 8. Способен ли грешить обретший блаженство ангел? Раздел 9. Усовершаются ли обретшие блаженство ангелы в (своем) блаженстве? Вопрос 63. Об ангельской злобе в связи с грехом Раздел 1. Может ли в ангелах быть зло преступления? Раздел 2. Верно ли, что в ангеле может быть только грех гордыни и зависти? Раздел 3. Желал ли дьявол быть как Бог? Раздел 4. Существуют ли злые по природе демоны? Раздел 5. Озлобился ли дьявол в силу извращенности собственной воли в первое же мгновенье своегосотворения? Раздел 6. Был ли какой-нибудь промежуток времени между сотворением и отпадением ангела? Раздел 7. Был ли высший из отпавших ангелов наивысшим из всех? Раздел 8. Был ли грех главного ангела причиной согрешения остальных? Раздел 9. Было ли согрешивших столько же, сколько и устоявших? Вопрос 64. О наказании демонов Раздел 1. Помрачен ли демонский ум через утрату познания всей истины? Раздел 2. Упорствует ли демонская воля во зле? Раздел 3. Присутствует ли в демонах печаль? Раздел 4. Является ли наша атмосфера местом наказания демонов? Трактат о делах шести дней. Вопрос 65. О сотворении телесных тварей Раздел 1. Происходят ли телесные твари от Бога? Раздел 2. Были ли телесные вещи сотворены ради благости Божией? Раздел 3. Были ли телесные твари сотворены Богом через посредство ангелов? Раздел 4. Происходят ли формы тел от ангелов? Вопрос 66. О порядке сотворения в отношении различения Раздел 1. Предшествовала ли времени бесформенность сотворенной материи ее оформлению? Раздел 2. Была ли бесформенная материя телесных вещей общей для всех? Раздел 3. Было ли высшее небо сотворено одновременно с бесформенной материей? Раздел 4. Было ли время сотворено вместе с бесформенной материей? Вопрос 67. О деле различения как такового Раздел 1. Употребляется ли слово «свет» применительно к духовным вещам в собственном смысле? Раздел 2. Является ли свет телом? Раздел 3. Является ли свет качеством? Раздел 4. Должно ли полагать, что создание света произошло в первый день? Вопрос 68. О делах дня второго Раздел 1. Была ли небесная твердь создана во второй день? Раздел 2. Есть ли воды над небеснойтвердью? Раздел 3. Отделяет ли небесная твердь воды от вод? Раздел 4. Существует ли только одно небо? Вопрос 69. О делах дня третьего Раздел 1. В самом ли деле собрание вод имело место, как сказано, в день третий? Раздел 2. В самом ли деле создание растений имело место в день третий? Вопрос 70. О делах украшения, день четвертый Раздел 1. Надлежало ли светилам быть созданными в день четвертый? Раздел 2. Насколько приемлемо приведенное обоснование сотворения светил? Раздел 3. Являются ли небесные светила живыми сущностями? Вопрос 71. О делах дня пятого Вопрос 72. О делах дня шестого Вопрос 73. О вещах, относящихся к дню седьмому Раздел 1. Должно ли приписывать совершение божественных дел дню седьмому? Раздел 2. В самом ли деле Бог почил в день седьмой от всех дел своих? Раздел 3. Приличествует ли благословение и освящение дню седьмому? Вопрос 74. Обо всех семи днях вместе Раздел 1. Является ли перечисление всех этих дней достаточным? Раздел 2. Являются ли все эти дни одним днем? Раздел 3. Насколько подходящими словами пользуется священное писание при повествовании о делах тех шести дней?
«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.
Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.
Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводится противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.
Трактат о творении
После рассмотрения вопросов, касающихся происхождения божественных Лиц, нам надлежит исследовать то, что относится к происхождению от Бога всего сотворенного. Исследование будет трояким: 1) с точки зрения сотворения тварей; 2) с точки зрения различий между ними; 3) с точки зрения их сохранения и управления ими. Относительно первого надобно исследовать три вещи, а именно: 1) первую причину сущего; 2) модус происхождения тварей от первой причины; 3) начало продолжительности вещей.