Фома Аквинский (католический святой)

Сумма теологии. Том IX

Источник

Том IТом IIТом IIIТом IVТом VТом VIТом VIIТом VIII • Том IX • Том XТом XIТом XIIТом XIII

 

 

Перевод, редакция и примечания С. И. Еремеева

Содержание

Аннотация

[Большой] трактат о главных добродетелях (окончание)

[Трактат] о мужестве и благоразумии.

Вопрос 123. О мужестве Раздел 1. Является ли мужество добродетелью? Раздел 2. Является ли мужество особой добродетелью? Раздел 3. Связано ли мужество с отвагой и страхом? Раздел 4. Связано ли мужество только со страхом смерти? Раздел 5. Присуще ли мужеству быть связанным с опасностью смерти в бою? Раздел 6. Является ли стойкость главным актом мужества? Раздел 7. Действует ли мужественный человек ради блага своего навыка? Раздел 8. Получает ли мужественный удовольствие от своего акта? Раздел 9. Имеет ли дело мужество в первую очередь с внезапными опасностями? Раздел 10. Использует ли мужественный в своём действии гнев? Раздел 11. Является ли мужество главной добродетелью? Раздел 12. Является ли мужество самой превосходной из всех добродетелей? Вопрос 124. О мученичестве Раздел 1. Является ли мученичество актом добродетели? Раздел 2. Является ли мученичество актом мужества? Раздел 3. Является ли мученичество актом высшего совершенства? Раздел 4. Является ли смерть сущностно необходимой для мученичества? Раздел 5. Только ли вера является причиной мученичества? Вопрос 125. О противоположных мужеству пороках [и в первую очередь] о страхе Раздел 1. Является ли страх грехом? Раздел 2. Противоположен ли грех страха мужеству? Раздел 3. Является ли страх смертным грехом? Раздел 4. Может ли страх оправдывать грех? Вопрос 126. О бесстрашии Раздел 1. Является ли бесстрашие грехом? Раздел 2. Противоположно ли бесстрашие мужеству? Вопрос 127. Об отваге Раздел 1. Является ли отвага грехом? Раздел 2. Противоположна ли отвага мужеству? Вопрос 128. О частях мужества Раздел 1. Правильно ли определены части мужества? Вопрос 129. О величавости Раздел 1. Связана ли величавость с почётом? Раздел 2. Присуще ли величавости быть связанной с большим почётом? Раздел 3. Является ли величавость добродетелью? Раздел 4. Является ли величавость особой добродетелью? Раздел 5. Является ли величавость частью мужества? Раздел 6. Присуща ли величавости уверенность? Раздел 7. Свойственна ли величавости беззаботность? Раздел 8. Способствуют ли величавости блага удачи? Вопрос 130. О превознесении Раздел 1. Является ли превознесение грехом? Раздел 2. Противостоит ли превознесение величавости со стороны избыточности? Вопрос 131. О честолюбии Раздел 1. Является ли честолюбие грехом? Раздел 2. Противостоит ли честолюбие величавости со стороны избыточности? Вопрос 132. О тщеславии Раздел 1. Является ли желание славы грехом? Раздел 2. Противостоит ли тщеславие величавости? Раздел 3. Является ли тщеславие смертным грехом? Раздел 4. Является ли тщеславие главным пороком? Раздел 5. Правильно ли определены дочери тщеславия, а именно неповиновение, хвастовство, притворство, спор, упрямство, разногласие и тяга к нововведениям? Вопрос 133. О малодушии Раздел 1. Является ли малодушие грехом? Раздел 2. Противостоит ли малодушие величавости? Вопрос 134. О великолепии Раздел 1. Является ли великолепие добродетелью? Раздел 2. Является ли великолепие особой добродетелью? Раздел 3. Является ли материей великолепия большие затраты? Раздел 4. Является ли великолепие частью мужества? Вопрос 135. О мелочности Раздел 1. Является ли мелочность пороком? Раздел 2. Есть ли у мелочности противоположный ей порок? Вопрос 136. О терпении Раздел 1. Является ли терпение добродетелью? Раздел 2. Является ли терпение самой большой добродетелью? Раздел 3. Можно ли обладать терпением без благодати? Раздел 4. Является ли терпение частью мужества? Раздел 5. Является ли терпение тем же, что и долготерпение? Вопрос 137. Об упорстве Раздел 1. Является ли упорство добродетелью? Раздел 2. Является ли упорство частью мужества? Раздел 3. Свойственна ли упорству стойкость? Раздел 4. Нуждается ли упорство в помощи со стороны благодати? Вопрос 138. О противных упорству пороках Раздел 1. Противостоит ли упорству изнеженность? Раздел 2. Противостоит ли упорству упрямство? Вопрос 139. О даре мужества Раздел 1. Является ли мужество даром? Раздел 2. Соответствует ли дару мужества четвёртое блаженство [а именно] «блаженны алчущие и жаждущие правды»? Вопрос 140. О предписаниях мужества Раздел 1. Надлежащим ли образом установлены предписания мужества законом Божиим? Раздел 2. Надлежащим ли образом Божественный закон устанавливает предписания частей мужества? Вопрос 141. О благоразумии Раздел 1. Является ли благоразумие добродетелью? Раздел 2. Является ли благоразумие особой добродетелью? Раздел 3. Связано ли благоразумие только с желаниями и удовольствиями? Раздел 4. Связано ли благоразумие только с осязательными желаниями и удовольствиями? Раздел 5. Связано ли благоразумие с удовольствиями, присущими вкусу? Раздел 6. Обусловливается ли правило благоразумия нуждами нынешней жизни? Раздел 7. Является ли благоразумие главной добродетелью? Раздел 8. Является ли благоразумие наибольшей из добродетелей? Вопрос 142. О противных благоразумию пороках Раздел 1. Является ли пороком бесчувственность? Раздел 2. Является ли распущенность детским грехом? Раздел 3. Является ли трусость бо́льшим пороком, чем распущенность? Раздел 4. Является ли распущенность самым постыдным грехом? Вопрос 143. О частях благоразумия в целом Раздел 1. Правильно ли определены части благоразумия? Вопрос 144. О неотделимых частях благоразумия и [в первую очередь] о стыдливости Раздел 1. Является ли стыдливость добродетелью? Раздел 2. Связана ли стыдливость с постыдным деянием? Раздел 3. Стыдится ли человек больше всего тех, кто ему близок? Раздел 4. Могут ли стыдиться добродетельные? Вопрос 145. О благообразии Раздел 1. Является ли благообразие тем же, что и добродетель? Раздел 2. Является ли благообразное тем же, что и прекрасное? Раздел 3. Отличается ли благообразное от полезного и приятного? Раздел 4. До́лжно ли считать благообразие частью благоразумия? Вопрос 146. О воздержании Раздел 1. Является ли воздержание добродетелью? Раздел 2. Является ли воздержание особой добродетелью? Вопрос 147. О соблюдении поста Раздел 1. Является ли соблюдение поста актом добродетели? Раздел 2. Является ли соблюдение поста актом воздержания? Раздел 3. Является ли соблюдение поста предметом предписания? Раздел 4. Все ли обязаны соблюдать церковные посты? Раздел 5. Надлежаще ли установлены времена для церковного поста? Раздел 6. Необходимо ли постящемуся есть только один раз? Раздел 7. Правильно ли установлен девятый час для вкушения пищи постящимися? Раздел 8. Правильно ли обязывать постящихся воздерживаться от мясной пищи, яиц и молочных продуктов? Вопрос 148. О чревоугодии Раздел 1. Является ли чревоугодие грехом? Раздел 2. Является ли чревоугодие смертным грехом? Раздел 3. Является ли чревоугодие величайшим грехом? Раздел 4. Надлежащим ли образом установлены виды чревоугодия? Раздел 5. Является ли чревоугодие главным пороком? Раздел 6. Правильно ли усвоены чревоугодию шесть дочерей? Вопрос 149. О трезвости Раздел 1. Является ли материей трезвости питьё? Раздел 2. Является ли трезвость как таковая особой добродетелью? Раздел 3. Является ли употребление вина всецело незаконным? Раздел 4. Подобает ли трезвость в первую очередь высокопоставленным лицам? Вопрос 150. О пьянстве Раздел 1. Является ли пьянство грехом? Раздел 2. Является ли пьянство смертным грехом? Раздел 3. Является ли пьянство самым тяжким грехом? Раздел 4. Может ли пьянство оправдывать грех? Вопрос 151. О целомудрии Раздел 1. Является ли целомудрие добродетелью? Раздел 2. Является ли целомудрие общей добродетелью? Раздел 3. Является ли целомудрие отличной от воздержания добродетелью? Раздел 4. Принадлежит ли чистота по преимуществу целомудрию? Вопрос 152. О девстве Раздел 1. Состоит ли девство в целости плоти? Раздел 2. Законно ли девство? Раздел 3. Является ли девство добродетелью? Раздел 4. Превосходней ли девство супружества? Раздел 5. Является ли девство наибольшей добродетелью? Вопрос 153. О похоти Раздел 1. Являются ли материей похоти только половые желания и удовольствия? Раздел 2. Можно ли совершить соитие без греха? Раздел 3. Может ли связанная с половыми актами похоть являться грехом? Раздел 4. Является ли похоть главным пороком? Раздел 5. Правильно ли определены дочери похоти? Вопрос 154. О частях похоти Раздел 1. Правильно ли определены шесть видов похоти? Раздел 2. Является ли простой блуд смертным грехом? Раздел 3. Является ли блуд наиболее тяжким грехом? Раздел 4. Может ли наличествовать смертный грех в прикосновениях и поцелуях? Раздел 5. Является ли смертным грехом ночное осквернение? Раздел 6. До́лжно ли считать совращение видом похоти? Раздел 7. Является ли насилие видом похоти, отличным от совращения? Раздел 8. Является ли прелюбодеяние отдельным и отличным от других видом похоти? Раздел 9. Является ли кровосмешение отдельным видом похоти? Раздел 10. Может ли быть видом похоти кощунство? Раздел 11. Является ли видом похоти противоестественный порок? Раздел 12. Является ли противоестественный порок самым греховным видом похоти? Вопрос 155. О потенциальных частях благоразумия н противоположных пороках [и в первую очередь] о воздержанности Раздел 1. Является ли воздержанность добродетелью? Раздел 2. Являются ли материей воздержанности желания осязательных удовольствий? Раздел 3. Является ли субъектом воздержанности вожделеющая способность? Раздел 4. Что лучше, воздержанность или благоразумие? Вопрос 156. О невоздержанности Раздел 1. К чему относится невоздержанность, к душе или к телу? Раздел 2. Является ли невоздержанность грехом? Раздел 3. Грешит ли невоздержанный человек тяжелее, чем распущенный? Раздел 4. Кто хуже, невоздержанный в гневе или невоздержанный во влечении? Вопрос 157. О мягкости и кротости Раздел 1. Являются ли мягкость и кротость одним и тем же? Раздел 2. Являются ли мягкость и кротость добродетелями? Раздел 3. Являются ли вышеуказанные добродетели частями благоразумия? Раздел 4. Являются ли мягкость и кротость наибольшими добродетелями? Вопрос 158. О гневе Раздел 1. Законно ли гневаться? Раздел 2. Является ли гнев грехом? Раздел 3. Является ли гнев смертным грехом? Раздел 4. Является ли гнев самым тяжким грехом? Раздел 5. Правильно ли философ определил виды гнева? Раздел 6. До́лжно ли причислять гнев к главным порокам? Раздел 7. Должным ли образом гневу усвоено шесть дочерей? Раздел 8. Является ли противоположным гневу пороком тот, который возникает из недостаточности гнева? Вопрос 159. О жестокости Раздел 1. Противна ли жестокость мягкости? Раздел 2. Отличается ли жестокость от свирепости, или зверства? Вопрос 160. О скромности Раздел 1. Является ли скромность частью благоразумия? Раздел 2. Связана ли скромность исключительно с внешними действиями? Вопрос 161. О смирении Раздел 1. Является ли смирение добродетелью? Раздел 2. До́лжно ли быть смиренным, следуя пожеланию? Раздел 3. До́лжно ли посредством смирения покоряться всем людям? Раздел 4. Является ли смирение частью скромности, или благоразумия? Раздел 5. Является ли смирение наибольшей добродетелью? Раздел 6. Надлежащим ли образом различены двенадцать степеней смирения в уставе блаженного Бенедикта? Вопрос 162. О гордости Раздел 1. Является ли гордость грехом? Раздел 2. Является ли гордость особым грехом? Раздел 3. Является ли субъектом гордости раздражительная способность? Раздел 4. Надлежащим ли образом Григорий усвоил гордости четыре вида? Раздел 5. Является ли гордость смертным грехом? Раздел 6. Является ли гордость тягчайшим грехом? Раздел 7. Является ли гордость самым первым грехом? Раздел 8. До́лжно ли причислять гордость к главным порокам? Вопрос 163. О грехе прародителя Раздел 1. Была ли гордость первым грехом первого человека? Раздел 2. Состояла ли гордость первого человека в его желании уподобиться Богу? Раздел 3. Был ли грех наших прародителей более тяжким, чем все остальные грехи? Раздел 4. Был ли адамов грех бо́льшим, чем евин? Вопрос 164. О наказании греха первого человека Раздел 1. Была ли смерть наказанием греха наших прародителей? Раздел 2. Надлежащим ли образом в Священном Писании определены частные наказания наших прародителей? Вопрос 165. Об искушении наших прародителей Раздел 1. Приличествовало ли человеку быть искушённым дьяволом? Раздел 2. Были ли надлежащими способ и порядок первого искушения? Вопрос 166. О любомудрии Раздел 1. Является ли знание надлежащей материей любомудрия? Раздел 2. Является ли любомудрие частью благоразумия? Вопрос 167. О любопытстве Раздел 1. Может ли любопытство иметь дело с умственным знанием? Раздел 2. Относится ли порок любопытства к чувственному знанию? Вопрос 168. О скромности во внешних движениях тела Раздел 1. Существует ли добродетель в отношении внешних движений тела? Раздел 2. Может ли существовать добродетель в отношении развлечений? Раздел 3. Может ли быть греховной избыточность в развлечениях? Раздел 4. Может ли быть грехом недостаточность веселья? Вопрос 169. О скромности во внешнем облачении Раздел 1. Существуют ли добродетель и порок в отношении внешнего облачения? Раздел 2. Можно ли полагать украшение женщин свободным от смертного греха? Вопрос 170. Опредписаниях благоразумия Раздел 1. Надлежащим ли образом в Божественном законе даны предписания благоразумия? Раздел 2. Надлежащим ли образом в Божественном законе даны предписания присоединенных к благоразумию добродетелей?

Трактат о дарах благодати

Вопрос 171. О тех, которые относятся к знанию [и в первую очередь] о пророчестве Раздел 1. Относится ли пророчество к знанию? Раздел 2. Является ли пророчество навыком? Раздел 3. Имеет ли дело пророчество только с будущими случайностями? Раздел 4. Знает ли пророк посредством Божественного откровения всё, что может быть пророчески известно? Раздел 5. Всегда ли пророк отличает то, что он говорит посредством собственного Духа, от того, что он говорит посредством Духа пророческого? Раздел 6. Может ли то, что открыто пророку или провозглашено им, быть ложным? Вопрос 172. О причине пророчества Раздел 1. Может ли пророчество быть естественным? Раздел 2. Сообщается ли пророческое откровение через посредство ангелов? Раздел 3. Необходимо ли для пророчества естественное расположение? Раздел 4. Необходима ли для пророчества благая жизнь? Раздел 5. Может ли какое-либо пророчество исходить от демонов? Раздел 6. Могут ли демонские пророки предсказывать истину? Вопрос 173. О способе сообщения пророческого знания Раздел 1. Созерцают ли пророки Самую сущность Бога? Раздел 2. Связано ли пророческое откровение с впечатлением новых видов вещей в ум пророка или же просто с новым светом? Раздел 3. Всегда ли пророческое видение сопровождается абстрагированием от чувств? Раздел 4. Всегда ли пророкам ве́домо то, о чём они пророчествуют? Вопрос 174. О разделении пророчеств! Раздел 1. Надлежащим ли образом пророчество разделяют на пророчество Божественного предопределения, предвидения и осуждения? Раздел 2. Является ли сопровождаемое умственным и образным видением пророчество более превосходным, чем то, которое сопровождается только умственным ви́дением? Раздел 3. Может ли различение степеней пророчества зависеть от образного видения? Раздел 4. Был ли величайшим пророком Моисей? Раздел 5. Наличествует ли степень пророчества в блаженных? Раздел 6. Могут ли степени пророчества со временем изменяться? Вопрос 175. О восхищении Раздел 1. Может ли душа человека быть восхи́щенной к Божественному? Раздел 2. До́лжно ли относить восхи́щение скорей к познавательной, чем к желающей способности? Раздел 3. Созерцал ли Павел при своём восхищении сущность Бога? Раздел 4. Был ли Павел при восхи́щении лишён своих чувств? Раздел 5. Была ли душа Павла, когда он пребывал в этом состоянии, полностью отделена от его тела? Раздел 6. Знал ли Павел о том, отделена ли его душа от тела? Вопрос 176. О тех [дарах благодати], которые относятся к речи [и в первую очередь] о даре языков Раздел 1. Могли ли получившие дар языков говорить на любом языке? Раздел 2. Действительно ли дар языков превосходней благодати пророчества? Вопрос 177. О благодатном даре, Который заключается в словах Раздел 1. Связан ли какой-либо благодатный дар со словами? Раздел 2. Подобает ли женщинам дар слова мудрости и знания? Вопрос 178. О тех [дарах благодати], которые относятся к деятельности [и в первую очередь] о даре чудотворения Раздел 1. Существует ли благодатный дар чудотворения? Раздел 2. Могут ли нечестивые творить чудеса? Вопрос 179. О разделении жизни на деятельную и созерцательную Раздел 1. Правильно ли разделять жизнь на деятельную и созерцательную? Раздел 2. Является ли разделение жизни на деятельную и созерцательную достаточным? Вопрос 180. О созерцательной жизни Раздел 1. Действительно ли созерцательная жизнь никак не связана со стремлениями и полностью принадлежит уму? Раздел 2. Принадлежат ли нравственные добродетели созерцательной жизни? Раздел 3. Связано ли с созерцательной жизнью несколько действий? Раздел 4. Состоит ли созерцательная жизнь только в созерцании Бога или же в рассмотрении любой истины? Раздел 5. Может ли созерцательная жизнь в нынешнем состоянии [нашей] жизни возводить к ви́дению Божественной сущности? Раздел 6. Правильно ли разделять деятельность созерцания на три движения, [а именно] круговое, прямое и по спирали? Раздел 7. Есть ли в созерцании наслаждение? Раздел 8. Постоянна ли созерцательная жизнь? Вопрос 181. О деятельной жизни Раздел 1. Все ли дела нравственных добродетелей относятся к деятельной жизни? Раздел 2. Относится ли к деятельной жизни рассудительность? Раздел 3. Является ли обучение делом созерцательной или деятельной жизни? Раздел 4. Сохранится ли деятельная жизнь по окончании нынешней жизни? Вопрос 182. О Сравнении деятельной жизин с созерцательной Раздел 1. Превосходит ли деятельная жизнь созерцательную? Раздел 2. Заслуживает ли деятельная жизнь большей награды, чем созерцательная? Раздел 3. Препятствует ли деятельная жизнь жизни созерцательной? Раздел 4. Предшествует ли деятельная жизнь созерцательной?

Трактат о состояниях жизни

Вопрос 183. О различных обязанностях и состояниях человека в целом Раздел 1. Предполагает ли понятие состояния условие свободы или рабства? Раздел 2. Должны ли быть в церкви различные обязанности и состояния? Раздел 3. Различаются ли обязанности согласно своим действиям? Раздел 4. Связано ли различение состояний с теми, которые начинают, подвизаются или совершенны? Вопрос 184. О состоянии совершенства в целом Раздел 1. Состоит ли совершенство христианской жизни по преимуществу в горней любви? Раздел 2. Может ли кто-нибудь быть совершенным в нынешней жизни? Раздел 3. Состоит ли совершенство нынешней жизни в соблюдении заповедей или советов? Раздел 4. Находится ли совершенный в состоянии совершенства? Раздел 5. Находятся ли монахи и прелаты в состоянии совершенства? Раздел 6. Все ли церковные прелаты находятся в состоянии совершенства? Раздел 7. Является ли монашеское состояние более совершенным, чем состояние прелатов? Раздел 8. Являются ли приходские священники и архидьяконы более совершенными, чем монахи? Вопрос 185. О том, что относится к епископскому состоянию Раздел 1. Достойно ли желать епископского служения? Раздел 2. Вправе ли человек наотрез отказаться от возведения в епископский сан? Раздел 3. Должен ли тот, кто назначается на епископское служение, быть лучше других? Раздел 4. Вправе ли епископ оставить епископское попечение ради пострижения в монахи? Раздел 5. Вправе ли епископ из-за телесного преследования отказаться от вверенного его попечению стада? Раздел 6. Вправе ли епископ владеть собственностью? Раздел 7. Совершают ли епископы смертный грех, если не распределяют накопленные церковные блага между бедными? Раздел 8. Обязаны ли возведённые на епископское служение монахи соблюдать монашеские обеты? Вопрос 186. О том, что приличествует монашескому состоянию Раздел 1. Предполагает ли монашество состояние совершенства? Раздел 2. Обязан ли каждый монах соблюдать все советы? Раздел 3. Действительно ли бедность необходима для монашеского совершенства? Раздел 4. Нуждается ли монашеское совершенство в пожизненном безбрачии? Раздел 5. Нуждается ли монашеское совершенство в послушании? Раздел 6. Необходимо ли для монашеского совершенства, чтобы в отношении бедности, безбрачия и послушания были принесены обеты? Раздел 7. Правильно ли говорить, что монашеское совершенство состоит в этих трёх обетах? Раздел 8. Является ли обет послушания главнейшим из трёх монашеских обетов? Раздел 9. Совершает ли монах смертный грех всякий раз, когда преступает свой устав? Раздел 10. Действительно ли монах, греша так же, как и мирянин, грешит более тяжко? Вопрос 187. О том, что дозволено монахам Раздел 1. Вправе ли монахи наставлять, проповедовать и тому подобное? Раздел 2. Вправе ли монахи заниматься мирскими делами? Раздел 3. Должны ли монахи заниматься телесным трудом? Раздел 4. Вправе ли монахи жить подаянием? Раздел 5. Вправе ли монахи просить подаяние? Раздел 6. Вправе ли монахи носить более грубые одежды, чем остальные? Вопрос 188. О различных видах монашеской жизни Раздел 1. Един ли монашеский порядок? Раздел 2. Можно ли учреждать монашеский орден для работ деятельной жизни? Раздел 3. Может ли монашеский орден быть определён к воинской службе? Раздел 4. Можно ли учреждать монашеский орден для проповедования или исповедания? Раздел 5. Можно ли учреждать монашеский орден для научных занятий? Раздел 6. Является ли посвящённый созерцательной жизни монашеский орден более превосходным, чем тот, который привержен жизни деятельной? Раздел 7. Умаляет ли монашеское совершенство наличие общей собственности? Раздел 8. Является ли монашеская жизнь тех, кто живёт в сообществе, более совершенной, чем тех, кто ведёт уединённую жизнь? Вопрос 189. О вступлении в монашескую жизнь Раздел 1. Могут ли становиться монахами те, кто не блюдет заповедей? Раздел 2. Следует ли кому-либо давать обет вступить в монашество? Раздел 3. Обязан ли давший обет вступить в монашество этот обет исполнить? Раздел 4. Обязан ли давший обет вступить в монашество остаться монахом навсегда? Раздел 5. Можно ли принимать в монахи детей? Раздел 6. До́лжно ли отказывать кому-либо в принятии в монашество из почтения к его родителям? Раздел 7. Вправе ли приходские священники вступать в монашество? Раздел 8. Законно ли переходить из одного монашеского порядка в другой? Раздел 9. Нужно ли побуждать становиться монахами других? Раздел 10. Заслуживает ли одобрения вступление в монашество без предварительного обсуждения этого с другими и длительного обдумывания?  

 
Аннотация

В последнем томе второй части (или третьем томе части II-II) «Суммы теологии» представлено окончание большого трактата «О главных добродетелях», а именно последний из трёх составляющих его трактатов «О мужестве и благоразумии» (вопросы 123–170), а также трактаты «О дарах благодати» (вопросы 171–182) и «О состояниях жизни» (вопросы 183–189).


Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2014. - 736 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-643-8 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle