Фома Аквинский (католический святой)

Сумма теологии. Том III

Источник

Том IТом II • Том III • Том IVТом VТом VIТом VIIТом VIIIТом IXТом XТом XIТом XIIТом XIII

 

 

Содержание

 

Трактат о человеке

Вопрос 75. О человеке, который состоит из духовной и телесной субстанций: в первую очередь о том, что относится к сущности души Раздел 1. Является ли душа телом? Раздел 2. Является ли человеческая душа чем-то самосущим? Раздел 3. Являются ли самосущими души неразумных животных? Раздел 4. Является ли душа человеком? Раздел 5. Состоит ли душа из материи и формы? Раздел 6.Нетленна ли человеческая душа? Раздел 7. Принадлежит ли душа к тому же виду, что и Ангел? Вопрос 76. О союзе тела и души Раздел 1. Соединяется ли умственное начало с телом в качестве его формы? Раздел 2. Множественно ли умственное начало согласно числу тел? Раздел 3.Наличествуют ли в человеке помимо умственной души еще и другие, отличающиеся друг от друга души? Раздел 4. Наличествует ли в человеке какая-либо иная форма помимо умственной души? Раздел 5. Подобает ли душе соединяться с именно таким вот телом? Раздел 6. Соединяется ли умственная душа с телом через посредство акцидентной расположенности? Раздел 7. Соединена ли душа с одушевленным телом через посредство другого тела? Раздел 8. Присутствует ли душа в каждой части тела? Вопрос 77. О том, как относится к силам души в целом Раздел 1.Является ли сущность души ее силой? Раздел 2. Наличествует ли в душе несколько сил? Раздел 3. Различаются ли силы согласно своим действиям и объектам? Раздел 4.Упорядоченыли силы души? Раздел 5. Находятся ли все душевные силы в душе как в своем субъекте? Раздел 6. Проистекают ли силы души из ее сущности? Раздел 7. Возникает ли одна сила души из другой? Раздел 8.Остаются ли в душе все ее силы после отделения (души) от тела? Вопрос 78. О частных силах души Раздел 1. Надлежит ли различать в душе пять родов сил? Раздел 2. Насколько правильно называют частями растительной души питающую, растительную и воспроизводящую (силы)? Раздел 3. Насколько правильно различают пять внешних чувств? Раздел 4. Насколько правильно различают внутренние чувства? Вопрос 79. Об умственных силах Раздел 1. Является ли ум силой души? Раздел 2. Является ли ум пассивной силой? Раздел 3. Существует ли активный ум? Раздел 4. Является ли активный ум чем-то в душе? Раздел 5. Является ли активный ум одним на всех? Раздел 6. Находится ли память в умственной части души? Раздел 7. Является ли умственная память отличной от ума силой? Раздел 8. Отличается ли разум от ума? Раздел 9. Являются ли различными силами высший и низший разум? Раздел 10. Является ли интеллигенция отличной от ума силой? Раздел 11. Является ли созерцательный и практический ум различными силами? Раздел 12. Является ли синдересис особой, отличной от других силой души? Раздел 13. Является ли совесть силой? Вопрос 80. О ЖЕЛАЮЩИХ СИЛАХ В ЦЕЛОМ Раздел 1.Является ли желание особой силой души? Раздел 2. Являются ли чувственное и умственное желание различными силами? Вопрос 81. О силе чувственности Раздел 1. Является ли чувственность исключительно желающей силой? Раздел 2. Разделяется ли чувственность на раздражительность и пожелание как (две) различные силы? Раздел 3. Повинуются ли силы раздражительности и пожелания разуму? Вопрос 82. О воле Раздел 1. Желает ли воля что-нибудь из необходимого? Раздел 2. Желает ли воля исключительно необходимое? Раздел 3. Является ли воля более возвышенной силой, чем ум? Раздел 4. Движет ли воля ум? Раздел 5. Должно ли различать в воле раздражительность и пожелание? Вопрос 83. О свободе воли Раздел 1. Обладает ли человек свободной волей? Раздел 2. Является ли свободная воля силой? Раздел 3. Является ли свободная воля желающей силой? Раздел 4. Является ли свободная воля силой, отличной от воли? Вопрос 84. Каким образом душа, будучи соединенной с телом, мыслит низлежащие телесные вещи Раздел 1. Познает ли душа тело через посредство ума? Раздел 2. Мыслит ли душа телесные вещи через посредство своей сущности? Раздел 3. Мыслит ли душа все вещи через посредство присущих ей видов? Раздел 4. Извлекает ли душа интеллигибельные виды из неких отделенных форм? Раздел 5. Познает ли умственная душа материальные вещи в (их) вечных типах? Раздел 6. Извлекает ли умственное познание из чувственных вещей? Раздел 7. Может ли ум актуально мыслить без помощи каких-либо представлений, а только благодаря имеющимся в нем интеллигибкльным видам? Раздел 8. Является ли препятствием для суждений ума приостановка деятельности чувственных сил? Вопрос 85. О модусе и порядке мышления Раздел 1. Мыслит ли наш ум телесные и материальные вещи путем абстрагирования из представлений? Раздел 2. Являются ли абстрагируемые из представлений интеллигибельные виды тем, что мыслит на ум? Раздел 3. Является ли наиболее общее первичным для нашего умственного познания? Раздел 4. Можем ли мы мыслить многие вещи одновременно? Раздел 5. Мыслит ли наш ум путем составления и разделения? Раздел 6. Может ли ум заблуждаться? Раздел 7. Возможно ли, чтобы один (ум) мыслил нечто лучше нежели другой? Раздел 8. Мыслит ли ум неделимое прежде делимого? Вопрос 86. Что именно познает наш ум в материальных вещах Раздел 1. Познает ли наш ум единичные вещи? Раздел 2. Может ли наш ум познавать бесконечное? Раздел 3. Может ли наш ум познавать случайные вещи? Раздел 4. Может ли наш ум познавать будущее? Вопрос 87. Как умственная душа познает себя и все то, что находится в ней Раздел 1. Познает ли душа себя через посредство собственной сущности? Раздел 2.Познает ли наш ум навыки души через посредство их сущности? Раздел 3. Познает ли наш ум свой собственный акт? Раздел 4.Мыслит ли ум акт воли? Вопрос 88. Как человеческая душа познает то, что выше нее Раздел 1. Может ли человеческая душа в нынешнем состоянии жизни мыслить нематериальные субстанции как таковые? Раздел 2. Может ли наш умыслить нематериальные субстанции через посредство познания материальных вещей? Раздел 3. Является ли Бог первым объектом нашего познания? Вопрос 89. Познание отделенной души Раздел 1. Мыслит ли отделенная душа? Раздел 2. Может ли отделенная (от тела) душа мыслить отдельные (от материи) субстанции? Раздел 3. Может ли отделенная душа знать все природные вещи? Раздел 4. Может ли отделенная душа познавать единичное? Раздел 5. Сохраняется ли в отделенной душе приобретенный здесь навык познания? Раздел 6. Сохраняется ли в отделенной душе приобретенный здесь акт познания? Раздел 7. Препятствует ли пространственное расстояние познанию отделенной души? Раздел 8. Знают ли отделенные души о том, что происходит на земле? Вопрос 90. О первом создании души человека Раздел 1. Была ли душа создана или является Божественной субстанцией? Раздел 2. Была ли душа создана в результате творения? Раздел 3. Была ли разумная душа создана непосредственно Богом? Раздел 4. Была ли человеческая душа создана прежде тела? Вопрос 91. О создании тела первого человека Раздел 1. Было ли тело первого человека создано из праха земного? Раздел 2. Было ли человеческое тело создано непосредственно Богом? Раздел 3. Было ли придано человеческому телу надлежащее устроение? Раздел 4. Насколько точно описано в священных текстах создание человеческого тела? Вопрос 92. О создании женщины Раздел 1. Надлежало ли создавать женщину при первом творении вещей? Раздел 2. Надлежало ли женщине быть созданной из мужчины? Раздел 3. Надлежало ли женщине быть созданной из ребра мужчины? Раздел 4. Была ли женщина создана непосредственно Богом? Вопрос 93. О цели или назначении создания человека Раздел 1. Присутствует ли в человеке образ Божий? Раздел 2. Присутствует ли образ Божий в неразумных тварях? Раздел 4. Присутствует ли образ Божий в каждом человеке? Раздел 5. Присутствует ли в человеке образ Божий согласно троице лиц? Раздел 6. Присутствует ли в человеке образ Божий только в том, что касается его ума? Раздел 7. Должно ли усматривать образ Божий в актах души? Раздел 8. Присутствует ли в душе образ Божественной троицы только посредством уподобления (ее) Богу как своему объекту? Раздел 9. Различаются ли «подобие» и «образ» по собственному признаку? Вопрос 94. Об установлении и формировании первого человека в том, что касается его ума Раздел 1. Видел ли первый человек Бога в его сущности? Раздел 2. Мог ли Адам, находясь в состоянии невинности, видеть Ангелов в их сущности? Раздел 3. Знал ли первый человек все вещи? Раздел 4. Мог ли человек в своем первом состоянии быть введен в заблуждение? Вопрос 95. О том, что относится к воле первого человека, а именно о благодати и праведности Раздел 1. Был ли первый человек сотворен в благодати? Раздел 2. Наличествовали ли страсти в душе первого человека? Раздел 3. Обладал ли Адам всеми добродетелями? Раздел 4. Заслуживали ли действия первого человека меньшей награды чем наши? Вопрос 96. О господстве, принадлежавшем человеку в состоянии невинности Раздел 1. Обладал ли Адам в состоянии невинности господством над животными? Раздел 2. Господствовал ли (тогда) человек над всеми другими тварями? Раздел 3. Были ли равны люди в состоянии невинности? Раздел 4. Мог ли человек в состоянии невинности господствовать над (другими) людьми? Вопрос 97. О сохранении индивида в первобытном состоянии Раздел 1. Был ли бессмертен человек в состоянии невинности? Раздел 2. Претерпевал ли человек в состоянии невинности? Раздел 3. Испытывал ли человек в состоянии невинности потребность в пище? Раздел 4. Мог ли человек в состоянии невинности обрести бессмертие благодаря дереву жизни? Вопрос 98. О сохранении вида Раздел 1. Могло ли иметь место порождение в состоянии невинности? Раздел 2. Могло ли порождение в состоянии невинности осуществляться посредством соития? Вопрос 99. Об установлении порождения со стороны тела Раздел 1. Могли ли тела детей в состоянии невинности быть наделены совершенными способностями в смысле пользования их членами сразу же после рождения? Раздел 2. Могли ли в первобытном состоянии рождаться женщины? Вопрос 100. Об установлении потомства в том, что касается праведности Раздел 1. Могли ли люди (в то время) рождаться в состоянии праведности? Раздел 2. Могли ли в состоянии невинности рождаться дети, утвержденные в праведности? Вопрос 101. Об установлении потомства в том, что касается познания Раздел 1. В самом ли деле дети, рожденные в состоянии невинности, могли бы обладать совершенным знанием? Раздел 2. Могли ли дети совершенно использовать разум сразу же после рождения? Вопрос 102. Об обителе человека, а именно о рае Раздел 1. Является ли рай телесным местом? Раздел 2. Был ли рай приспособленным для человеческого проживания местом? Раздел 3. Был ли человек помещен в рай ради его возделывания и хранения? Раздел 4. Был ли человек сотворен в раю?

Трактат о сохранении и управлении творением

Вопрос 103. Об управлении вещами в целом Раздел 1. Управляется ли мир вообще? Раздел 2. Является ли цель управления миром чем-то внешним по отношению к миру? Раздел 3. Единый ли у мира правитель? Раздел 4. Существует ли (только) одно следствие управления или же их много? Раздел 5. Все ли вещи подчинены Божественному управлению? Раздел 6. Управляется ли все непосредственно Богом? Раздел 7. Может ли что-либо выпадать из порядка Божественного управления? Раздел 8. Может ли что-либо противиться порядку Божественного управления? Вопрос 104. О частных следствиях Божественного управления Раздел 1. Необходимо ли, чтобы Бог сохранял твари в их бытии? Раздел 2. Сохраняется ли каждая тварь непосредственно Богом? Раздел 3. Может ли Бог что-либо упразднить? Раздел 4. Может ли что-либо упраздниться? Вопрос 105. Об изменении сотворенного Богом Раздел 1. Может ли Бог непосредственно перемещать материю в форму? Раздел 2. Может ли Бог непосредственно двигать тело? Раздел 3. Может ли Бог непосредственно двигать сотворенный ум? Раздел 4.Может ли Бог приводить в движение сотворенную волю? Раздел 5. Действует ли Бог в каждом действователе? Раздел 6. Может ли Бог соделать что-либо вне установленного порядка природы? Раздел 7. Все ли из того, что соделывает Бог вне естественного порядка, является чудом? Раздел 8. Может ли быть одно чудо превосходнее другого? Вопрос 106. О движении одной твари другою Раздел 1. Просвещают ли Ангелы друг друга? Раздел 2. Движет ли Ангел волю другого Ангела? Раздел 3. Может ли низший Ангел просвещать высшего? Раздел 4. Просвещает ли высший Ангел низшего относительно всего того, что ведомо ему самому? Вопрос 107. Об Ангельской речи Раздел 1. Разговаривают ли Ангелы друг с другом? Раздел 2. Разговаривает ли низший Ангел с высшим? Раздел 3. Говорит ли Ангел с Богом? Раздел 4. Зависит ли Ангельская речь от пространственной протяженности? Раздел 5. Известно ли всем Ангелам то, о чем говорят друг с другом двое из них? Вопрос 108. Об Ангельских степенях иерархий и порядков Раздел 1. Принадлежат ли все ангелы к одной иерархии? Раздел 2. Может ли быть несколько порядков в одной иерархии? Раздел 3. Много ли Ангелов в одном порядке? Раздел 4. Является ли различие иерархий и порядков следствием различия в природе Ангелов? Раздел 5. Должным ли образом поименованы Ангельские порядки? Раздел 6. Должным ли образом определены степени порядков? Раздел 7. Сохранятся ли (Ангельские) порядки после Судного дня? Раздел 8. Могут ли люди быть приняты в Ангельские порядки? Вопрос 109. Об упорядочении дурных Ангелов Раздел 1. Есть ли порядки у демонов? Раздел 2. Существует ли предшествование у демонов? Раздел 3. Есть ли просвещение у демонов? Раздел 4.Главенствуют ли благие Ангелы над дурными? Вопрос 110. Воздействие Ангелов на тела Раздел 1. Управляют ли Ангелы телесной тварью? Раздел 2. Повинуется ли телесная материя непосредственно Ангельской воле? Раздел 3. Повинуются ли тела Ангелам в том, что касается (их) пространственного перемещения? Раздел 4. Могут ли Ангелы сотворять чудеса? Вопрос 111. О воздействии Ангелов на человека Раздел 1. Может ли Ангел просвещать человека? Раздел 2. Могут ли Ангелы изменять человеческую волю? Раздел 3. Может ли Ангел изменять воображение человека? Раздел 4. Может ли Ангел изменять человеческие чувства? Вопрос 112. О миссии Ангелов Раздел 1. Посылаются ли Ангелы на дела служения? Раздел 2. Все ли Ангелы посылаются на служение? Раздел 3. Все ли из посланных Ангелов предстоят? Раздел 4. Все ли Ангелы второй иерархии бывают посланными? Вопрос 113. О попечительстве благих Ангелов Раздел 1. Охраняются ли люди Ангелами? Раздел 2. Охраняется ли каждый человек особым Ангелом? Раздел 3. Только ли Ангелы низшего порядка занимаются охранением людей? Раздел 4. Каждый ли человек имеет Ангела-Хранителя? Раздел 5. От самого ли рождения сопровождает человека его Ангел-хранитель? Раздел 6. Бывает ли так, что Ангел-хранитель оставляет человека? Раздел 7. Скорбят ли Ангелы о бедствиях своих подопечных? Раздел 8. Может ли возникать соперничество или разногласие между Ангелами? Вопрос 114. О нападении демонов Раздел 1. Нападают ли демоны на людей? Раздел 2. Присуща ли (способность) искушать одному только дьяволу? Раздел 3. Все ли грехи происходят вследствие искушения дьявола? Раздел 4. Могут ли демоны вводить людей в заблуждение посредством истинных чудес? Раздел 5. Удерживаются ли побежденные людьми демоны от дальнейших нападений? Вопрос 115. О действии телесной твари Раздел 1. Бывает ли тело активным? Раздел 2. Наличествуют ли в телесной материи какие-либо семенные силы? Раздел 3. Являются ли небесные тела причинами того, что происходит здесь с нижними телами? Раздел 4. Являются ли небесные тела причинами человеческих действий? Раздел 5. Могут ли небесные тела воздействовать на демонов? Раздел 6. Налагают ли небесные тела момент необходимости на подчиненные их влиянию вещи? Вопрос 116. О судьбе Раздел 1. Существует ли судьба? Раздел 2. Следует ли усматривать судьбу в сотворенных вещах? Раздел 3. Является ли судьба неизменной? Раздел 4. Все ли вещи подчинены судьбе? Вопрос 117. О том, что относится к действию человека Раздел 1. Может ли один человек научить другого? Раздел 2. Может ли человек научить Ангела? Раздел 3. Может ли человек изменять телесную материю черезпосредство своих душевных сил? Раздел 4. Может ли отделенная душа человека двигать тела, по крайней мере, в пространстве? Вопрос 118. О происхождении человека от человека в смысле его души Раздел 1. Передается ли чувственная душа через посредство семени? Раздел 2. Происходит ли из семени умственная душа? Раздел 3. Были ли все человеческие души сотворены одновременно в начале мира? Вопрос 119. О воспроизводстве человека в смысле его тела Раздел 1. Происходит ли изменение какой-либо части пищи в истинную человеческую природу? Раздел 2. Производится ли семя из излишков пищи?

«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.

Трактат о человеке

После рассмотрения духовных и телесных тварей мы переходим к исследованию человека, который состоит из духовной и телесной субстанций. Вначале мы исследуем природу человека, затем – его происхождение.

Что касается природы человека, то у теологов принято рассматривать ее в связи с душой, но не в связи с телом – тело человека исследуется исключительно в связи с его душой. Поэтому первым объектом нашего изучения станет душа. И так как Дионисий сказал, что в духовных субстанциях надлежит различать три вещи, а именно сущность, силу и действие1, то и мы сперва исследуем то, что относится к сущности души, затем то, что относится к ее силам и, наконец, то, что относится к ее действиям.

[Вначале будет рассмотрена] сущность [а именно]: 1) природа души как таковой; 2) союз души с телом.

[Затем мы исследуем] силы души – в целом и по отдельности. И коль скоро познание сил ума и воли зависит от других сил, то мы рассмотрим: 1) силы, являющиеся началами ума; 2) силы самого ума; 3) желающие силы как в целом, так и по отдельности, а именно связанные с чувственностью, с волеизъявлением и со свободным волеизъявлением.

[Далее рассмотрению подвергнутся] действия. Что касается самой воли, то мы исследуем ее во второй части настоящего труда, которая посвящена этическим вопросам, здесь же мы подвергнем рассмотрению акты ума [а именно]: 1) как мыслит душа, будучи соединена с телом; 2) как она познает телесные вещи, которые ниже ее; 3) посредством чего познает их душа; 4) как и в каком порядке она их познает; 5) что именно она в них познает; 6) как она познает себя и то, что содержит в себе; 7) как она познает нематериальные субстанции, которые выше ее; 8) как мыслит душа, будучи отделена от тела.

Далее надлежит исследовать происхождение человека, в связи с чем будет рассмотрено четыре темы: 1) сотворение человеческой души; 2) [сотворение] его тела; 3) сотворение женщины; 4) цель сотворения человека (ввиду того, что он суть „образ и подобие» Бога).

Наконец, речь пойдет об установлении и формировании первого человека: как в отношении его души [а именно] 1) ума и 2) воли в смысле благодати и праведности первого человека, а также пользовании праведностью в том, что касается господства над другими вещами; так и в отношении его тела [а именно] 1) сохранения индивида и 2) сохранения вида через размножение, через формирование тел потомков, через добродетели, через познание; [напоследок мы поговорим] о месте его обитания, то есть о рае.

* * *

1

DeCoel. Hier. XI.2.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 75-119: 5-94773-004-9, 966-521-302-4. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2005. С.И.Еремеев. Перевод, редакция и примечания.

Комментарии для сайта Cackle