Сумма теологии. Том VII
Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII • Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII • Том XIII
Содержание
Большой трактат о теологических добродетелях. Трактат о вере.
Вопрос 1. О вере как таковой Раздел 1. Является ли объектом веры первая истина? Раздел 2. Является ли объект веры чем-либо составленным посредством суждения? Раздел 3. Можно ли верить во что-либо ложное? Раздел 4. Может ли объект веры быть чем-либо видимым? Раздел 5. Может ли то, во что верят, быть объектом научного познания? Раздел 6. Должно ли разделять то, во что верят, на ряд догматов? Раздел 7. Увеличивается ли количество догматов с течением времени? Раздел 8. Должным ли образом сформулированы догматы веры? Раздел 9. Правильно ли было объединять догматы веры в символ [веры]? Раздел 10. Дозволено ли верховному понтифику дополнять символ веры? Вопрос 2. О внутреннем акте веры Раздел 1. Действительно ли верить означает мыслить ссогласием? Раздел 2. Правильно ли различать в акте веры акт веры Богу, акт веры в бытие Бога и акт веры в Бога? Раздел 3. Насколько необходимо для спасения верить во что-либо из того, что превышает [возможности] естественного разума? Раздел 4. Необходимо ли верить в то, что может быть доказано посредством естественного разума? Раздел 5. Необходимо ли человеку верить в некоторые вещи непреложно? Раздел 6. Все ли в равной мере обязаны верить непреложно? Раздел 7. Является ли непреложная вера в тайну Христову необходимой для спасения всем? Раздел 8. Необходимо ли для спасения непреложно верить в Троицу? Раздел 9. Заслуживает ли вера награды? Раздел 10. Уменьшает ли наличие разумных доводов в пользу того, во что мы верим, заслугу веры? Вопрос 3 о внешнем акте веры Раздел 1. Является ли исповедание актом веры? Раздел 2. Является ли исповедание веры необходимым для спасения? Вопрос 4. О добродетели веры как таковой Раздел 1. Правильно ли определять веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»? Раздел 2. Находится ли вера в уме? Раздел 3. Является ли формой веры любовь? Раздел 4. Может ли безжизненная вера стать живой, лживая вера- безжизненной? Раздел 5. Является ли вера добродетелью? Раздел 6. Является ли вера одной добродетелью? Раздел 7. Является ли вера первой среди добродетелей? Раздел 8. Достоверней ли вера научного знания и других умственных добродетелей? Вопрос 5. О тех, кто обладает верой Раздел 1. Обладали ли верой ангелы или человек в своем изначальном состоянии? Раздел 2. Обладают ли верой демоны? Раздел 3. Может ли человек, не верящий в один из догматов веры, обладать безжизненной верой в другие догматы? Раздел 4. Может ли вера одного быть большей, чем вера другого? Вопрос 6. О причине веры Раздел 1. Всеяна ли вера в человека Богом? Раздел 2. Является ли безжизненная вера даром Бога? Вопрос 7. О следствиях веры Раздел 1. Является ли страх следствием веры? Раздел 2. Является ли следствием веры очищение сердца? Вопрос 8. О даре разумения Раздел 1. Является ли разумение даром Святого Духа? Раздел 2. Совместим ли дар разумения с верой? Раздел 3. Является ли дар разумения просто созерцательным или же ещё и практическим? Раздел 4. Обладают ли даром разумения все те, которые пребывают в состоянии благодати? Раздел 5. Можно ли обнаружить дар разумения также и в тех, которые лишены освящения благодатью? Раздел 6. Отличается ли дар разумения от других даров? Раздел 7. Соответствует ли шестое блаженство[а именно]: «блаженны чистые сердцем» и т. Д., дару разумения? Раздел 8. Соответствует ли дару разумения плод веры? Вопрос 9. О даре знания Раздел 1. Является ли знание даром? Раздел 2. Является ли дар знания [знанием] Божественного? Раздел 3. Является ли дар знания практическим знанием? Раздел 4. Соответствует ли третье блаженство [а именно]: «блаженны плачущие» и т. Д., дару знания? Вопрос 10. О неверии в целом Раздел 1. Является ли неверие грехом? Раздел 2. Находится ли неверие в уме как в своем субъекте? Раздел 3. Является ли неверие величайшим из грехов? Раздел 4. Всякий ли акт неверующего является грехом? Раздел 5. Существует ли несколько видов неверия? Раздел 6. Является ли неверие язычников или дикарей более тяжким, чем другие виды [неверия]? Раздел 7. Должно ли открыто спорить с неверующими? Раздел 8. Должно ли понуждать неверующих к вере? Раздел 9. Законно ли общаться с неверующими? Раздел 10. Могут ли неверующие властвовать или владеть верными? Раздел 11. Должны ли дозволяться обряды неверующих? Раздел 12. Должно ли крестить детей Евреев и других неверующих против воли их родителей? Вопрос 11. О ереси Раздел 1. Является ли ересь одним из видов неверия? Раздел 2. Относится ли ересь преимущественным образом к вопросам веры? Раздел 3. Должно ли терпеть еретиков? Раздел 4. Должна ли церковь принимать тех, кто отвратился от ереси? Вопрос 12. О вероотступничестве Раздел 1. Относится ли вероотступничество к неверию? Раздел 2. Утрачивает ли правитель свою власть над подданными в случае своего вероотступничества, так что они более не должны быть его верноподданными? Вопрос 13. О грехе Богохульства в целом Раздел 1. Противоположно ли Богохульство исповеданию веры? Раздел 2. Всегда ли Богохульство является смертным грехом? Раздел 3. Является ли грех Богохульства величайшим из грехов? Раздел 4. Богохульствуют ли проклятые? Вопрос 14. О Богохульстве против Святого Духа Раздел 1. Является ли грех против Святого Духа тем же, что и грех, совершенный по злому умыслу? Раздел 2. Правильно ли различать шесть видов греха против Святого Духа? Раздел 3. Может ли быть прощен грех против Святого Духа? Раздел 4. Может ли человек первым же своим грехом согрешить против Святого Духа? Вопрос 15. О противоположных знанию и разумению пороках Раздел 1. Является ли слепота ума грехом? Раздел 2. Является ли тупость разума отличным от слепоты ума грехом? Раздел 3. Возникают ли слепота умаи тупость разума из грехов плоти? Вопрос 16. О предписаниях веры, знаниях и разумениях Раздел 1. Должно ли было помещать предписания веры в старом законе? Раздел 2. Должным ли образом в старом законе были представлены те предписания, которые относятся к знанию и разумению?Трактат о надежде
Вопрос 17. О надежде [как таковой] Раздел 1. Является ли надежда добродетелью? Раздел 2. Является ли вечное блаженство надлежащим объектом надежды? Раздел 3. Может ли кто-либо надеяться на вечное блаженство другого? Раздел 4. Правильно ли человеку надеяться на [другого] человека? Раздел 5. Является ли надежда теологической добродетелью? Раздел 6. Отличается ли надежда от других теологических обродетелей? Раздел 7. Предшествует ли надежда вере? Раздел 8. Предшествует ли любовь надежде? Вопрос 18. О субъекте надежды Раздел 1. Находится ли надежда в воле как в своем субъекте? Раздел 2. Присутствует ли надежда в блаженном? Раздел 3. Присутствует ли надежда в проклятом? Раздел 4. Наличествует ли в надежде странствующего [в этой жизни] уверенность? Вопрос 19. О даре страха Раздел 1. Должно ли бояться Бога? Раздел 2. Правильно ли разделять страх на Сыновний, изначальный, рабский и житейский? Раздел 3. Всегда ли житейский страх является злым? Раздел 4. Является ли рабский страх добрым? Раздел 5. Является ли рабский страх субстанциально тем же, что и Сыновний страх? Раздел 6. Сохраняется ли рабский страх с приходом любви? Раздел 7. Является ли страх началом мудрости? Раздел 8. Существует ли субстанциальное различие между изначальным и Сыновним страхом? Раздел 9. Является ли страх даром Святого Духа? Раздел 10. Убывает ли страх с возрастанием любви? Раздел 11. Сохраняется ли страх на небесах? Раздел 12. Соответствует ли блаженство нищеты Духом дару страха? Вопрос 20. Об отчаянии Раздел 1. Является ли отчаяние грехом? Раздел 2. Возможно ли отчаяние без неверия? Раздел 3. Является ли отчаяние наибольшим из грехов? Раздел 5. Является ли отчаяние следствием лени? Вопрос 21. О самонадеянности Раздел 1. Верит ли самонадеянность в Бога или же в нашу собственную силу? Раздел 2. Является ли самонадеянность грехом? Раздел 3. Действительно ли самонадеянность в большей степени противоположна страху, чем надежде? Раздел 4. Возникает ли самонадеянность из тщеславия? Вопрос 22. Об относящихся к надежде и страху предписаниях Раздел 1. Должно ли быть предписание надежды? Раздел 2. Должно ли было там же помещать предписание страха?Трактат о любви
Вопрос 23. О любви как таковой Раздел 1. Является ли любовь дружбой? Раздел 2. Является ли любовьчем-либо сотворенным в душе? Раздел 3. Является ли любовь добродетелью? Раздел 4. Является ли любовь отдельной добродетелью? Раздел 5. Является ли любовь одной добродетелью? Раздел 6. Является ли любовь наиболее превосходной из всех добродетелей? Раздел 7. Может ли какая-либо истинная добродетель существовать без любви? Раздел 8. Является ли любовь формой добродетелей? Вопрос 24. О субъекте любви Раздел 1. Является ли воля субъектом любви к горнему? Раздел 2. Обусловливается ли в нас любовь к горнему посредством всеяния? Раздел 3. Является ли всеяние любви к горнему адекватным возможностям наших естественных даров? Раздел 4. Может ли любовь к горнему возрастать? Раздел 5. Возрастает ли любовь к горнему посредством добавления? Раздел 6. Возрастает ли любовь к горнему с каждым актом этой любви? Раздел 7. Возрастает ли любовь к горнему беспредельно? Раздел 8. Может ли любовь к горнему быть совершенной в нынешней жизни? Раздел 9. Правильно ли различать три степени любви к горнему, а именно начало, усовершениеи совершенство? Раздел 10. Может ли умаляться любовь к горнему? Раздел 11. Можем ли мы, обладая любовью к горнему, утратить её? Раздел 12. Утрачивается ли любовь к горнему по причине одного смертного греха? Вопрос 25. Об объекте любви Раздел 1. Ограничивается ли любовь к горнему одним Богом или же она простирается и на ближнего? Раздел 2. Должно ли из любви к горнему любить любовь к горнему? Раздел 3. Должно ли из любви к горнему любить неразумные твари? Раздел 4. Должен ли человек из любви к горнему любить самого себя? Раздел 5. Должен ли человек из любви к горнему любить свое тело? Раздел 6. Должно ли из любви к горнему любить грешников? Раздел 7. Любят ли грешники самих себя? Раздел 8. Должно ли из любви к горнему любить своих врагов? Раздел 9. Необходимо ли для спасения предоставлять нашим врагам свидетельства и следствия любви? Раздел 10. Должны ли мы любить ангелов из любви к горнему? Раздел 11. Должны ли мы любить демонов из любви к горнему? Раздел 12. Правильно ли указаны те четыре вещи, а именно Бог, ближний, нашетело и мы сами, которые должно любить из любви к горнему? Вопрос 26. О порядке любви Раздел 1. Существует ли порядок любви? Раздел 2. Должно ли любить Бога больше, чем ближнего? Раздел 3. Должен ли человек из любви к горнему любить Бога больше, чем самого себя? Раздел 4. Должен ли человек из любви к горнему любить себя больше, чем ближнего? Раздел 5. Должен ли человек любить ближнего больше, чем свое собственное тело? Раздел 6. Должны ли мы любить одного ближнего больше, чем другого? Раздел 7. Должны ли мы любить тех, кто лучше, больше, чем тех, кто нам ближе? Раздел 8. Должны ли мы больше любить тех, кто связан с нами кровными узами? Раздел 9. Должен ли человек из любви к горнему любить своих детей больше, чем своего Отца? Раздел 10. Должен ли человек любить свою мать больше, чем своего Отца? Раздел 11. Должен ли человек любить свою жену больше, чем Отца и мать? Раздел 12. Должен ли человек любить своего благодетеля больше, чем того, кого он облагодетельствовал сам? Раздел 13. Сохраняется ли порядок любви на небесах? Вопрос 27. О главном акте любви, каковой суть любить Раздел 1. Действительно ли быть любимым в большей мере присуще любви к горнему, чем любить? Раздел 2. Является ли любить как акт любви к горнему тем же, что иблаговолить? Раздел 3. Должно ли из любви к горнему любить Бога ради него самого? Раздел 4. Можно ли непосредственно любить Бога в этой жизни? Раздел 5. Можно ли любить Бога во всей полноте? Раздел 6. Должно ли различать какой-либо модус любви к Богу? Раздел 7. Что заслуживает большей награды, любить врага или любить друга? Раздел 8. Что заслуживает большей награды, любить ближнего или любить Бога? Вопрос 28. О радости Раздел 1. Обусловливается ли в нас радость любовью к горнему? Раздел 2. Совместима ли вытекающая из любви к горнему Духовная радость с некоторой толикой горя? Раздел 3. Может ли вытекающая из любви к горнему Духовная радость быть совершенной? Раздел 4. Является ли радость добродетелью? Вопрос 29. О мире Раздел 1. Является ли мир тем же, что и согласие? Раздел 2. Все ли желают мира? Раздел 3. Является ли мир надлежащим следствием любви к горнему? Раздел 4. Является ли мир добродетелью? Вопрос 30. О милосердии1 Раздел 1. Является ли зло побудительной причиной милосердия? Раздел 2. Является ли причиной сострадания несовершенство того, кто сострадает? Раздел 3. Является ли милосердие добродетелью? Раздел 4. Является ли милосердие самой большой добродетелью? Вопрос 31. О благодеянии Раздел 1. Является ли благодеяние актом любви к горнему? Раздел 2. Должны ли мы быть добрыми ко всем? Раздел 3. Должны ли мы оказывать большие благодеяния тем, кто более нам близок? Раздел 4. Является ли благодеяние особым видом добродетели? Вопрос 32. О подаянии Раздел 1. Является ли даяние милостыни актом любви к горнему? Раздел 2. Надлежащим ли образом перечислены различные виды подаяния? Раздел 3. Является ли телесная милостыня более ценной, чем Духовная? Раздел 4. Имеется ли у телесного подаяния Духовное следствие? Раздел 5. Является ли подаяние предметом предписания? Раздел 6. Должно ли подавать как милостыню то, в чем нуждается сам податель? Раздел 7. Можно ли подавать милостыню от неправедно обретенных благ? Раздел 8. Может ли подавать милостыню тот, кто подчинен чужому Господству? Раздел 9. Должно ли подавать милостыню в первую очередь тем, кто нам наиболее близок? Раздел 10. Нужно ли подавать милостыню в избытке? Вопрос 33. О братском исправлении Раздел 1. Является ли братское исправление актом любви к горнему? Раздел 2. Является ли братское исправление предметом предписания? Раздел 3. Только ли предстоятелям подобает совершать братское исправление? Раздел 4. Обязан ли человек исправлять того, кто имеет над ним власть? Раздел 5. Должен ли грешник осужДать того, кто поступает дурно? Раздел 6. Должно ли воздерживаться от исправления кого-либо из опасения, как бы он не стал ещё хуже? Раздел 7. Является ли требованием предписания братского исправления, чтобы тайное увещевание предшествовало открытому обличению? Раздел 8. Должно ли призывать свидетелей до явного обличения? Вопрос 34. О ненависти Раздел 1. Может ли кто-либо ненавидеть Бога? Раздел 2. Является ли ненависть к Богу наибольшим из грехов? Раздел 3. Всегда ли ненависть к ближнему является грехом? Раздел 4. Является ли ненависть к ближнему наиболее тяжким грехом против ближнего? Раздел 5. Является ли ненависть главным грехом? Раздел 6. Возникает ли ненависть из зависти? Вопрос 35. О лени Раздел 1. Является ли лень грехом? Раздел 2. Является ли лень видом порока? Раздел 3. Является ли лень смертным грехом? Раздел 4. Должно ли полагать лень главным пороком? Вопрос 36. О зависти Раздел 1. Является ли зависть разновидностью печали? Раздел 2. Является ли зависть грехом? Раздел 3. Является ли зависть смертным грехом? Раздел 4. Является ли зависть главным пороком? Вопрос 37. О разногласии, которое противно миру Раздел 1. Является ли разногласие грехом? Раздел 2. Является ли разногласие дочерью тщеславия? Вопрос 38. О споре Раздел 1. Является ли спор смертным грехом? Раздел 2. Является ли спор дочерью тщеславия? Вопрос 39. О схизме Раздел 1. Является ли схизма видом греха? Раздел 2. Является ли схизма более тяжким грехом, чем неверие? Раздел 3. Обладают ли схизматики какими-либо полномочиями? Раздел 4. Правильно ли наказывать схизматиков отлучением? Вопрос 40. О войне Раздел 1. Всегда ли греховно вести войну? Раздел 2. Законно ли епископам и клиру принимать участие в сражении? Раздел 3. Законно ли на войне устраивать засады? Раздел 4. Дозволено ли сражаться в святые дни? Вопрос 41. О ссоре Раздел 1. Всегда ли ссора является грехом? Раздел 2. Является ли ссора дочерью гнева? Вопрос 42. О бесчинстве Раздел 1. Является ли бесчинство отличным от других грехов видом греха? Раздел 2. Всегда ли бесчинство является смертным грехом? Вопрос 43. О соблазне Раздел 1. Надлежащим ли образом соблазн определяют как некое не до конца правильное высказывание или деяние, которое может причинить Духовное падение? Раздел 2. Является ли соблазн грехом? Раздел 3. Является ли соблазн особым видом греха? Раздел 4. Является ли соблазн смертным грехом? Раздел 5. Может ли пассивный соблазн иметь место даже в совершенном? Раздел 6. Можно ли обнаружить в совершенном активный соблазн? Раздел 7. Должно ли ради избежания соблазна отказываться от Духовных благ? Раздел 8. Должно ли ради избежания соблазна отказываться от преходящих благ? Вопрос 44. О предписаних любви к горнему Раздел 1. Нужно ли было давать предписания любви к горнему? Раздел 2. Нужно ли было давать два предписания любви к горнему? Раздел 3. Достаточно ли двух предписаний любви к горнему? Раздел 5. Надлежащим ли образом к словам «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим», было добавлено «и всею душою твоею, и всеми силами твоими»? Раздел 6. Возможно ли исполнение этого предписания любви к Богу в нынешней жизни? Раздел 7. Надлежащим ли образом сформулировано предписание любви к ближнему? Раздел 8. Включен ли в предписание порядок любви к горнему? Вопрос 45. О даре мудрости Раздел 1. Должно ли полагать мудрость одним из даров Святого Духа? Раздел 2. Находится ли мудрость в уме как в своем субъекте? Раздел 3. Является ли мудрость только созерцательной или же ещё и практической? Раздел 4. Возможна ли мудрость без благодати и со смертным грехом? Раздел 5. Обладают ли мудростью все те, кто наделен благодатью? Раздел 6. Соответствует ли седьмое блаженство дару мудрости? Вопрос 46. О безумии, которое противоположно мудрости Раздел 1. Противоположно ли безумие мудрости? Раздел 2. Является ли безумие грехом? Раздел 3. Является ли безумие дочерью похоти?
«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.
Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.
Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.
* * *
«mIserIcordIa» может означать и сострадание, и милосердие. Различие между ними заключается в том, что сострадание указывает как на акт, так и на добродетель, в то время как милосердие – только на добродетель.