Азбука верыПравославная библиотекаИнославиеЗападное христианство. Взгляд с Востока


свящ. Максим Козлов
Западное христианство. Взгляд с Востока

Глава 1

Содержание

От автора
Предисловие
Глава I. Введение в сравнительное богословие Сравнительное богословие как дисциплина Содержание курса и цель изучения сравнительного богословия Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям Три чиноприема инославных Глава II. Римский католицизм ОСНОВНЫЕ ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ОБРЯДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ РИМСКО- КАТОЛИЧЕСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ ПАПЫ НАД ЦЕРКОВЬЮ Различие в понимании учения о Церкви православием и католицизмом Догматические предпосылки римско-католического учения о власти папы Папа как преемник апостола Петра Получил ли апостол Петр власть от Христа? Отношение апостола Петра к другим апостолам Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви Светская власть папы. «Дарственная Константина» Конфликт пап с Константинопольской Церковью Константинопольский Свято-Софийский Собор 879г. После Свято-Софийского Собора Завершительный акт разделения Церквей Римско-католическая церковь как абсолютная монархия Догмат об учительной непогрешимости папы РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ОТ ОТЦА И СЫНА (FILIOQUE) Догматическая сущность учения о Filioque Filioque и православный Восток РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ Римско-католическое учение о первородном грехе Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи Римско-католическое учение о чистилище Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОАОГИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ Таинство крещения Таинство миропомазания Таинство Евхаристии Таинство исповеди Таинство соборования Таинство священства Таинство брака Особенности римско-католического нравоучения ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ Священное Писание и Священное Предание Посты РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СТРУКТУРА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Епархиальные структуры, духовенство, монашество Пресвитеры и диаконы в Римско-католической церкви Монашеские и полумонашеские организации Римско-католической церкви Глава III. Протестантизм РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕФОРМАЦИИ. МЕСТО ПРОТЕСТАНТИЗМА В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА ПРЕДВЕСТНИКИ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РЕФОРМАЦИИ НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТИЗМА. ОТ ПЕРВОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЮТЕРА ДО НЮРНБЕРГСКОГО ДОГОВОРА 1532 г. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЛЮТЕРАНСТВА Источники Учение о Священном Писании и Священном Предании Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой Учение о Церкви Учение о Таинствах и их числе Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ РЕФОРМАЦИИ ШВЕЙЦАРСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. УАЬРИХ ЦВИНГАИ (1484–1531) РЕФОРМАЦИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов РЕФОРМАТСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЛЬВИНИЗМА. ГУГЕНОТЫ. ПУРИТАНЕ АНГЛИКАНСТВО История английской Реформации Англиканское вероучение Церковная иерархия. Проблема женского священства Англиканское содружество Глава IV.Русская Православная Церковь и экуменическое движение: обзор истории отношений и сегодняшнее состояние. Римско-католическая церковь как экуменический партнер Русской Православной Церкви ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ I. Суждения иерархов, богословов и подвижников благочестия Русской Православной Церкви XIX–XX вв. об отношении к инославию, экуменическому движению, а также по вопросу о восстановлении межхристианского единства Свт. Филарет Московский А.С.Хомяков Свт. Игнатий (Брянчанинов) Прп. Амвросий Оптинский Свт. Феофан Затворник О .Ключевский Св. прав. Иоанн Кронштадтский (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Правда о Боге, мире и человеке. Кронштадт, 1899. Гл. 18); Обличение ересей, расколов, папства, лютеранства и др.) Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии Митр. Антоний (Храповицкий) Архиеп. Иларион (Троицкий) Патр. Сергий (Страгородский) Архиеп. Серафим (Соболев) Прот. В. Шпиллер Н. Бердяев Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) Межправославная комиссия (IVВсеправославное совещание). 08.06.1968. Шамбези. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к Центральному комитету ВСЦ (По поводу Бангкокской конференции «Спасение сегодня». 29.12.1972–8.01.1973) Протопресв. А. Шмеман Прот. Георгий Флоровский Проф. А. Осипов Приложение II. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 2. Стремление к восстановлению единства 3. Православное свидетельство инославному миру Диалог с инославием 5. Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием Заключение ПРИЛОЖЕНИЕ III. История и характеристика богословских диалогов с инославием Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами Отношения с Римско-католической церковью Участие в международных христианских организациях и диалогах с экуменическим движением ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессионалъным организациям
От автора
Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908– 1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934–1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого – протестантизму.
Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов:
архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и Филиокве»;
монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»;
архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»;
В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии».
За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии».
По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями.
Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса католической церкви.
В предлагаемом пособии рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности инославных исповеданий, отличающие их от Вселенского Православия: римского католицизма и основных ветвей протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). Приведены сведения об экуменическом движении.
Пособие предназначено для слушателей духовных школ и всех интересующихся вопросами православного богословия.
Предисловие
На протяжении многовековой истории Церкви Христовой, от начала ее исторического бытия и до наших дней, она проходит сложный процесс постоянного преодоления вероучительных, канонических и практических заблуждений, затрагивающих фактически все стороны ее существования.
Уже в апостольское время единство веры и единство Церкви Христовой подвергались испытаниям вследствие деятельности лжеучителей и наличия греховных разделений в христианской среде. Об этих лжеучителях и разделениях часто упоминается в апостольских посланиях (например, Ин.4:1, 2Пет.2:1; Рим.16:17). Конечно, не всякий спор вел к разделению и отпадению от Церкви. В некоторых случаях богословские споры служили даже большему углублению в спорный предмет и лучшему выявлению истины. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, – говорит апостол Павел, – дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими велся в духе взаимной любви и сопровождался чувством ответственности перед Богом и Церковью. Греховное разномыслие вело к возникновению ересей и отпадению от Церкви. История Церкви знает много таких примеров.
В самые первые века существования христианства это были: докетизм (I), монтанизм (II), новатианство (III), арианство и донатизм (IV), несторианство и монофизитство (V), монофедитство (VII), иконоборчество (VIII).
Крупнейшее отпадение от православия западной части христианского мира на почве преувеличенных представлений о власти Римского папы произошло в XI в.
В XVI в. от Римско-католической церкви отделились в результате реформационного движения протестанты (лютеране, кальвинисты, англикане), раздробившиеся потом на ряд конфессий и деноминаций.
Значение ересей и расколов в церковной истории состоит в том, что они побуждали Церковь к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, к его систематизации.
Следует отметить, что вероучительные споры всегда волновали Восток гораздо больше, чем Римскую церковь, которая с самого начала более бдительно следила за всем, что касается земного устроения и порядка. Вся тяжесть многовековой борьбы за догматические устои Церкви почти всецело выстрадана одним греческим Востоком.


Глава 1

Помощь в распознавании текстов