Размышления на молитву Господню

Источник

Содержание

Размышление первое. Отче наш, иже еси на небесех Размышление второе. Да святится имя Твое Размышление третье. Да придет царствие Твое Размышление четвертое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли Размышление пятое. Хлеб наш насущный даждь нам днесь! Размышление шестое. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим Размышление седьмое. И не введи нас во искушение Размышление восьмое. Но избави нас от лукавого Размышление девятое. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки  

 

Размышление первое. Отче наш, иже еси на Небесех

Какое великое благо для нас, что можем взывать к Богу, Творцу неба и земли: «Отче наш, иже еси на Небесех!» (Мф6:9–13) Бог Беспределен, Всемогущ, Всесвят и Преблаг, Неизмеримая Полнота Совершенств, – и к Нему-то с сыновним дерзновением взываем мы: «Отче наш, иже еси на Небесех!»

Сколько утешения и радости для человека заключается в словах: Бог Ваш Отец! Здесь для нас неисчерпаемый источник надежды, упования, великодушия, мира и утешения среди скорбей и несчастий сей жизни.

Какое счастье, – можем мы с любовью и дерзновением говорить с Богом, как сын говорит со своим отцом; можем говорить без смущения и рабского страха; можем говорить, как внушает говорить сердце: ибо Бог наш Отец! И в смущении сердца, и тревожимый упреками совести, могу повергаться пред Ним с распростертыми руками, умолять Его о прощении моих грехов и о даровании мне милости, как дети, сознавая вину свою, умоляют родителей, с преданностью, с упованием!

Отец помогает своим детям: и мы во всех своих нуждах, скорбях и болезнях, будем пред Ним открывать все, что тяготит наше сердце, будем открывать с верою и надеждою, что Отец Небесный внимает нам и не оставит нас!

Отец охотно принимает прошения из уст детей своих, хотя сам несравненно лучше знает сии нужды, нежели просящие дети: и мы, о чем бы ни молились, будем просить, умолять Отца Небесного, с надеждою, что дойдут до Него молитвы наши, не заботясь много о раскрытии пред Ним своих нужд, своих скорбей и болезней; ибо Небесный Отец все знает беспредельно лучше нас; видит все наши нужды и скорби, и слышит все наши вздохи.

Отец милосердно и с участием смотрит на болезни, скорби и погрешности детей своих; охотно прощает им, когда умоляют о прощении вины своей и непритворно обещают исправление: и мы, сознавая грехи свои, не станем предаваться малодушию и отчаянию; ибо Благий Отец Небесный не отвергнет сердца сокрушенного и смиренного. Будем повергаться пред Богом, будем просить Его и умолять: буди милостив нам грешным и помилуй нас! Он, как Благий Отец, услышит молитву нашу, и явит нам Свою милость.

Небесный Отец наш – Бог: потому знает Он и сокровенные наши страдания, которых, может быть, ни одному человеку открыть мы не можем или не хотим. Небесный Отец наш – Бог: потому Он всегда может избавить нас от скорби и болезни, или облегчить их, если только Ему будет сие угодно. Будем же повергаться пред Ним с сыновнею преданностью и надеждою, повторяя слова Господней молитвы: «Отче наш, иже еси на небесех!» (Мф6:9–13)

О Беспредельная Благость! Ты, премилосердый Боже! «В Единородном Сыне Твоем, Иисусе Христе, являешь милость ко всем падшим и блуждающим детям Твоим и всем хощешь спастися!» (Ин.1:18). Ты дал нам Сына Твоего, чтобы в Нем познали мы беспредельную любовь Твою; чтобы в Нем получили мы возможность и силу освободиться от греха, осуждения и смерти, чрез Него опять возвратиться к Тебе, быть сынами Твоими, опять соединиться с Тобою, и вечно пребывать в блаженном единении с Тобою и со всеми благоугодившими Тебе!

Отче Небесный! Веруем и исповедуем, что «Иисус Христос – Единородный Сын Твой и Бог наш» (Ин.1:18), а мы, по благодати Твоей, Его братия, Твои дети; Иисус Христос – Твой Наследник, а мы Его сонаследники и «наследники» Твоих обетований, если пребудем верны Его спасательному учению и водительству Твоего Всесвятаго Духа.

«Отче Небесный! Ты Един Бог и Отец всех» (Еф.4:6): Ты всех создал, о всех промышляешь и всем подаешь спасительные дары Твоей благодати. Ты Отец, к которому все прибегают в своих нуждах, которого все умоляют в своих скорбях и несчастьях. К Тебе простирают «свои» руки и царь, восседящий на престоле, и нищий бесприютный, и дитя, едва слагающее имя Твое в устах своих, и старец, от преклонности лет и изнеможения, едва отверзающий уста свои. К Тебе все мы прибегаем, как к Отцу и верховному Владыке неба и земли и всего рода человеческого: ибо Ты Царь царей и Господь господей; Ты Бог и Отец Благий и Премилосердый!

«Отче наш, сущий на небесах!» (Мф.6:9) Ты Отец всех; и когда молимся и взываем к Тебе: Отче наш! Мы молимся за всех, которые Тебя, Бога и Творца своего именуют, или и не именуют Отцом своим.

Какая честь и какое счастье для нас, что можем мы молиться за всех человеков, что должны «мы»молиться за всех, имея все одного Отца на Небесах! Как радостно для души, крепко любящей ближних, молиться за всех! Многим ли можем мы помогать деньгами, хлебом, советом, утешением? Но молиться можем за всех; можем за всех простирать руки к небу, преклонять колена пред престолом Всевышнего и из глубины Души взывать: Ты – Отец Наш Небесный! Ты – Отец всех, промышляешь о всех, «солнце Свое сияешь на злыя и благия, и дождишь на праведныя и неправедныя» (Мф.5:45); Ты чрез Единородного Сына Своего уготовал спасение для всего мира, всех призываешь ко спасению и всем предлагаешь величайшие дары Своей благодати и в сей жизни и в будущей!

О Преблагий Боже и Отче наш! Благодарим Тебя за беспредельное Твое милосердие к нам и ко всему роду человеческому, и молим Тебя с сыновнею преданностью, со смирением и упованием на Твою беспредельную благость: услыши моления наши, и не отвергни наших прошений!

Размышление второе. Да святится имя Твое

Отче наш, сущий на Небесах! Твое имя само в себе свято и пресвято от вечности и в беспредельную вечность: но Твое имя должны знать и исповедовать все человеки; всем необходимо призывать Тебя, прославлять, и покланяться пред Тобою духом и истиною.

Все человеки должны знать, что Ты Бог вечный, беспредельный и всесовершенный; что Ты Творец неба и земли; что Ты премудрый Вседержитель и Правитель всех созданий, видимых и невидимых; что Ты бБагий Отец всех человеков.

Все должны знать и исповедовать Твое имя, и именуя Тебя Богом и Отцем, благоговейно прославлять Твои величайшие совершенства, Твое неизмеримое величие, Твое всемогущество и премудрость, Твою всесовершенную святость и беспредельную благость.

Все должны знать и исповедовать, что Ты, Благий, «велишь восходить солнцу Своему над злыми и добрыми, и посылаешь дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45); что «Ты отверзаешь руку, и все исполняешь дарами Своей благости» (Пс.103:28); что «Ты Отец щедрот и всякия утехи, и щедроты Твои на всех делах Твоих» (Пс.144:8–9), «даешь всем жизнь и дыхание и все, и Тобою живем мы и движемся и существуем» (Деян.17:25–28).

Отче Небесный! Да святится имя Твое! Да будет свято имя Твое и в нас самих! Да будем мы святы по образу Твоей всесовершенной святости, чтобы нам достойно прославлять Твое всесвятое имя: «сия бо есть воля Твоя, святость наша» (1Фес.4:3); к сему Ты призываешь всех, когда говоришь: «будите святи, яко Аз свят есмь».

Да святится имя Твое не только в нас, но и чрез нас в ближних наших! Каждый по мере возможности да возбуждает к святости и ближних своих, на коих только может иметь влияние словом, примером, властью.

Если мы любим всех человеков, как Ты, Господи, любишь всех; если стараемся быть совершенными в любви сей, как Ты, благий Боже, совершен; если прощаем врагам своим, как Ты прощаешь и милуешь; если, сколько можем, даем нуждающимся в нашей помощи, как Ты всем дарствуешь; если исполняем заповеди Твои, как Тебе угодно, и наши мысли, чувства, желания и дела каждый день стараемся более и более сообразовать с Твоею всесовершенною волею: то в нас Святится имя Твое.

Отче Небесный! Да святится и прославляется имя Твое от всех нас, как прославил оное на земле «Единородный Сын Твой, Иисус Христос (Ин.1:18) Дай нам славить имя Твое всеми делами своими, по примеру Спасителя Нашего, который говорил: «Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте. Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его!» (Ин.4:32–34)

О, с каким смирением и самоосуждением должны мы взирать на образ совершенств, созерцаемых во Иисусе Христе! Как далеки мы от того, чтобы слава Твоя, Боже! – наша Святость, была нашей пищей, жизнью, была всем для нас!

Но хотя «бы» доныне были мы в удалении от своего Спасителя и Господа; по крайней мере отныне взыщем Его всем сердцем; будем молиться к Отцу Небесному, и говорить не устами только, но и сердцем и делами; «да святится имя Твое!» (Мф6:9–13) И да будут наши мысли, желания и вся жизнь наша одним согласным повторением молитвы нашей к Тебе, благий Боже и Отче наш; «да святится имя Твое!» (Мф6:9–13)

Размышление третье. Да придет Царствие Твое

Отче Небесный! Единородный Сын Твой Иисус Христос нисходил на землю, чтобы возобновить и распространить обновленное Царство Твое здесь в роде человеческом; и Он научил нас молиться: «да приидет Царствие Твое!» Потому во имя Сына Твоего, Господа нашего, последуя заповеди Его, молим Тебя, Святый Боже: да приидет Твое Царствие к нам; да распространится между человеками; да будет всегда с нами и да будем мы всегда в Нем; да восторжествует Твое Царство над царством мрака греховного, над царством смерти и ада!

Отче Небесный! Твое Царство есть Царство света: рассей же мрак неведения и темноту заблуждений во всех пределах Тобою хранимого и благословляемого отечества нашего и во всех концах вселенной, чтобы все мы человеки «знали Тебя, единаго истиннаго Бога , и егоже послал еси Иисус Христа», всегда «Духом и истиною покланялись Тебе единому истинному, в Троице славимому Богу, и имели живот вечный» (1Ин.5:20).

Отче Небесный! Твое Царство есть Царство силы: даруй нам крепость сил, чтоб иметь решимость к благим предприятиям, твердость в борьбе со грехом и постоянство в свержении с себя уз греховных и в приобретении свободы чад Божиих! Даруй нам всегда сию свободу удерживать за собою и не отдавать ее более ни за какие земные блага, ни за какие временные выгоды и удовольствия!

Отче Небесный! Твое Царство есть Царство любви: помоги нам силою Твоей благодати, да подражаем мы примеру Твоей беспредельной любви, по которой даровал Ты нам Единородного Сына Твоего, «да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный» (Ин.3:16); даруй нам, да подражаем примеру Иисуса Христа, до смерти возлюбившего нас; да будет всегда любовь Его образцом для нашей любви, да и мы любим Тебя и всех ближних наших, как Ты возлюбил нас!

Отче Небесный! Твое Царство на земле доныне есть Царство воинствующее против плоти, мира и ада: огради нас оружием Твоего всесильного Духа, чтобы не страшиться нам врагов своих, но стоять против них мужественно, окончить борьбу победоносно и получить от Тебя в последний день неувядаемый венец славы и блаженства.

Отче Небесный! Твое Царство есть Царство благодати, Царство милости, которой мы ничем не заслужили и не можем заслужить: да приидет к нам благодать Твоя, которая с таким могуществом раскрывалась в истинных последователях Христовых, в избраных воинах сего Царства, – да приидет и в наши сердца, да пребудет всегда с нами и содействует нам на пути спасения нашего. Ибо без Твоей спасительной благодати мы как сухие ветви, отломленные от лозы, без плодов, без силы, без жизни, ничего более не заслуживаем, как быть брошенными в огонь. Но где Царствует Твоя Благодать, там Ты царствуешь; а когда Царствуешь Ты, благий Боже! «Тогда грех не царствует в смертном нашем теле» (Рим.6:12); тогда победа духа над плотью несомненна.

Отче Небесный! Твое Царство есть Царство славы. Иисус Христос Своими заслугами Себе и нам приобрел сие Царство. Он Господь и Царь и в сем Царстве; ибо Ты дал Ему «всякую власть на Небеси и на земли» (Мф.28:18). А мы теперь, по благодати, данной нам во Иисусе Христе, Твои дети и сонаследники Твоего Сына, Нашего Спасителя, наследники Твоих Небесных Обителей и Благ, по Обетованию Единородного Сына Твоего, Спасителя Нашего.

Отче Небесный! Да приидет к нам сие Царство. К нему стремимся мы всем существом своим: ибо Царство Твое есть Царство любви, радости и мира, Царство совершения, Царство вечного покоя и блаженства.

Отче Цебесный! Да приидет вечное Царство Твое к нам: и тогда все слезы наши осушатся; все страдания, понесенные ради Тебя, получат воздаяние; всякий мрак скорби и болезней сменится светом радости и веселия, сражение победою, подвиг брани торжеством, страдание блаженством, смирение прославлением, вера видением, надежда обладанием, любовь соединится с полным наслаждением, начало получит совершение!

Отче Небесный! Да приидет сие царство Твое ко всем нам и ко всем ближним нашим! Ты Бог милосердия и Отец щедрот; буди благ и милостив ко всем племенам и народам: озари всех, еще не познавших Тебя, светом истины; привлеки их, силою Духа Твоего, на путь спасения, и введи их в горние селения вечного Твоего Царства, да все вместе вечно там будем прославлять Тебя и Единородного Сына Твоего, Иисуса Христа, Нашего Спасителя, и Всесвятого Духа, нашего Утешителя!

Размышление четвертое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли

Отче Небесный! Да будет воля Твоя! Ибо Ты хочешь, Ты повелеваешь, Ты устрояешь, все по Твоей премудрости и благости.

Ты знаешь, что для нас полезно и спасительно, а мы часто не знаем сего; Ты знаешь путь, ведущий нас к блаженству, а мы часто забываем о нем, и хотим идти по распутиям.

Горе дитяти, которое исторгается из рук матери, и не хочет подчиняться ее руководству! Оно легко падает, терпит вред и часто горькими слезами оплакивает свое детское легкомыслие. Горе больному, который, увлекаясь своенравием, отвергает совет мудрого врача! Он, вместо лекарства, по неведению может употребит яд, вместо желаемого облегчения от болезни может погубить свою жизнь. Горе и нам, если не станем повиноваться Твоей, Господи, премудрой и благой воле: ибо, оставляя Твою Святую волю, оставляем мы единый истинный путь к миру, счастью и блаженству, и уклоняемся на распутия, ведущие к погибели!

Отче Небесный! Воля Твоя есть воля премудрого Отца, который, что ни делает с своими детьми, все делает для благих целей. Ты знаешь, что для нас лучше, жить ли в спокойствии и довольстве, или в скорби и нужде. Ты тесным путем ведешь нас к блаженству; ибо знаешь, что иначе могли бы мы уклониться от сей цели. Ты попускаешь, чтобы сердце наше уязвлялось ранами скорбей и болезней; ибо знаешь, что без сих ран мы не замечали бы отеческой десницы Твоей, не внимали бы Твоему любвеобильному гласу. Ты наказываешь Твоих непослушных детей; ибо знаешь, что безнаказания они не обратились бы к послушанию.

Отче Небесный! «Да будет воля Твоя:» ибо воля Твоя, есть воля благого и премилосердого Отца. Ты попускаешь скорби, чтобы чрез них даровать радость; Ты посылаешь болезни и раны, чтобы уврачевать и доставить здравие; Ты берешь, чтобы с преизбытком даровать; Ты обличаешь, чтобы исправить; Ты наказываешь, чтобы соделать наказываемых счастливыми и блаженными.

Отче Небесный! «Да будет воля Твоя:» ибо воля Твоя, есть воля всемогущего Бога. Кто может противостоять Тебе, всесильный Владыко неба и земли? Если мы свободно решаемся исполнять волю Твою, с благоговением к Твоему имени, с детскою любовию к Тебе; Ты награждаешь нас, как благий и чадолюбивый Отец, миром, радостию, несомненною надеждою на радости небесные. А когда противимся Твоей воле, тогда Твоя мощная десница поднимается на нас, как на непокорных детей; и строгими мерами принуждает нас к исполнению Твоих повелений, когда не хотим добровольно повиноваться святой воле Твоей. Кто не приводится к послушанию мерами любви, того смиряют и подчиняют долгу действия Твоего правосудия и всемогущества.

Отче небесный! Да будешь воля Твоя! Да совершается воля Твоя в душах и в телах наших! да ходим мы всегда по путям Твоих заповедей! Ибо не тот добрый и верный раб, кто знает волю господина своего, и не исполняет ее; но тот, кто, зная, с сыновнею преданностью и любовью исполняет ее. Не те внидут в Твое Царствие Небесное, которые говорят: Господи! Господи! но творящие волю Твою. Не тот будет блажен, кто слухом только приемлет Твою волю, но тот, кто в делах последует ей. Что пользы нам слышать, знать, веровать в Божественное учение Твое, если не будем исполнять всеблагой воли Твоей? Знание и вера без дел послужат только к тому, что мы тем безответнее будем на суде Твоем, и тем строжайшему подвергнемся осуждению: ибо «раб, ведевый волю господина, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много» (Лук.12:47).

Как часто говорим мы: Отче наш, да будет воля Твоя! И в то же время нерадим о соблюдении Твоей воли! Как часто говорим мы о заповедях Твоих, и перестав говорить, тотчас забываем, о чем говорили мы, и опять идем тем же путем, каким шли прежде, исполняем не Твою волю, благий Боже, но волю своего сердца, растленного грехом! Как часто уже возлагаем руки свои на рало Твоего благого и легкого служения, и тотчас опять обращаемся назад!

Отче Небесный! Молим Тебя, даруй нам, да, познав святую волю Твою, всегда исполнять ее! Даруй нам, чтобы все наши мысли и чувствования, желания и дела, слова и молчание, скорби и утешения были Тебе угодны, достойны Твоего благоволения, и служили к Твоей славе!

Отче Небесный! Святые Ангелы Твои, всегда видя лице Твое, внимают всем мановениям Твоей воли, всегда горят ревностью к исполнению Твоих повелений и всегда радуются, день и нощь служа пред лицем Твоим: даруй, Святый Боже! Да и мы так же внимательно, постоянно, ревностно и с радостию исполняем святую волю Твою на земле, как Ангелы исполняют ее на Небесах; «да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» (Мф6:9–13)

Отче Небесный! Там пред лицем Твоим лики светоносных Ангелов и святых Твоих всегда горят огнем пламенной любви к Тебе, всегда благоговейно покланяются пред Тобою, благодарят и славословят имя Твое: даруй, да и мы всегда, в счастье и в скорби, любим Тебя, Бога нашего, любим всем сердцем и всею душою, всегда благоговейно покланяемся Тебе, за все благодарим Тебя, и всеми делами нашими прославляем Тебя, благий и премилосердый Боже наш! «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» (Мф6:9–13)

Отче Небесный! Там, в небесных обителях Твоих, все, как одна душа, горя любовью к Тебе, крепко любят и друг друга; там вечный мир и единомыслие; там нет ни зависти, ни ненависти, нет ни вражды, ни несогласия, нет превозношения, нет зложелательства: даруй, да и среди нас не оскудевает святая любовь, да и мы любим друг друга, как заповедал нам Христос, Спаситель наш; да будем терпеливы и снисходительны друг ко другу; да не завидуем, не превозносимся и не гордимся; да не раздражаемся, не помним обид; да не радуемся неправде, а радуемся истине; будем все переносить благодушно; будем делать добро один другому, каждый по силам своим! «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» (Мф6:9–13)

Отче Небесный! Там, в Твоих светлых селениях, где всех озаряет свет лица Твоего, там у «всех» мысли чистые, у всех желания и намерения святые, там все наслаждаются миром, радостью и блаженством, просвещаемые Светом Твоей славы: даруй, по Твоей великой благости, да и мы, мысленно созерцая всевидящего и вездеприсущего Тебя, Бога нашего, всегда пребудем чисты и неповинны в своих мыслях, желаниях, наслаждениях, действиях, во всей вашей жизни! «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» (Мф6:9–13).

Размышление пятое. Хлеб наш насущный даждь нам днесь!

Отче Небесный! Ты дал нам жизнь и дыхание: Ты дашь нам и пищу и питие; ибо жизнь более, нежели пища и питие. Ты дал нам столь премудро устроенное тело, как прекрасное жилище бессмертного духа: Ты не откажешь нам и в одежде; ибо тело превосходнее одежды.

Отче Небесный! Единородный Сын Твой, Спаситель наш, учит нас: «весть Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф.6:8). Знаешь Ты, что мы имеем нужду в пище, питии и одежде; знаешь Ты нужды наши, и мы с упованием молим Тебя: не отврати десницы Твоей от нас, и даруй нам все благопотребное нам в этой жизни!

Смотрим мы на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Ты, благий Отец, питаешь их; ибо они Твои создания. И мы Твои создания, Твои дети, и, с детской преданностью к Тебе уповаем, что Ты не оставишь нас без пищи, дашь нам хлеб насущный.

Смотрим мы на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут, – и Ты, всещедрый, так прекрасно одеваешь их, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них! Если полевую траву, которая сегодня растет, а завтра брошена будет в печь, Ты, благий Боже! Так одеваешь; то кольми паче нас, детей Твоих, не лишишь необходимого покрова.

Христос Спаситель учит нас: «не две ли птицы (воробья) ценятся едиными ассарием? И ни едина от них не упадет без воли Отца Вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Мнозех пшиц лучши есте вы» (Мф.10:29). Итак Ты, Благий Боже! Печешься о нас, – и мы уповаем, что все нужное для продолжения сей жизни дашь нам, как даровал Ты нам тело и жизнь и бессмертный Дух.

А если бы Ты, Всещедрый, не отверзал руки Твоей и не посылал нам пищи: то к чему послужили бы все заботы наши? Как бы даже могли мы поднять и руки наши к хлебу, если бы Ты не давал нам жизнь и силу и движение?

Пребогатый в милостях и всеблагий Отче Небесный! Вместо всех наших забот, как дети Твои, с детской любовью и упованием взываем к Тебе, Подателю всех даров благих: «хлеб наш насущный даждь нам днесь!» (Мф6:9–13)

«Птенцы ворона взывают к Тебе, и Ты даешь им пищу» (Пс.146:9); «львы рыкают пред Тобою и просят пищи, и Ты питаешь их: так и мы, Твои дети, просим у Тебя насущного хлеба; просим не более, как сколько требуется для удовлетворения существенных нужд наших; просим не преизбытка, – чтобы не потерпеть вреда от неумеренности, и не подвергнуться опасности на пути ко спасению, – но необходимого. Не чуждаемся прилежания и труда, как Тобою для всех определенного условия к получению хлеба» (Пс.103:21–23); но молим Твою Благость, да Твое всесильное благословение всегда пребывает на трудах наших и оплодотворяет их.

О Премилосердый Боже и Отче наш! Знаем мы святую волю Твою: «Единородный Твой Сын, сый в лоне Твоем» (Ин.1:18), открыл нам ее; даруй же нам, действием Твоей благодати, чтобы прежде всего искали мы Царствия Небесного и правды его, и молим Тебя, да приложится к сему все прочее, необходимое для нас на пути сей жизни!

Молим Тебя, Благий Отец Небесный, да не изнеможет дух наш от нужд и скорбей, везде близких к нам и со всех сторон окружающих нас в стране сего мира; молим Тебя, всей душой предаваясь Твоей воле и Твоему всеблагому попечению о нас; молим, решаясь нашим трудолюбием и умеренностью в употреблении даров Твоих содеаться достойными Твоего благословения. И уповаем, что Ты, Отец щедрот и всякой утехи, услышишь моления наши, и не отвергнешь наших прошений!

Размышление шестое. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим

Отче Небесный! Все мы великие должники пред Тобою. Ибо все мы многогрешны, и чем можем удовлетворить правде Твоей за сии долги наши? Какой дадим выкуп? Ничем не можем загладить грехов наших. Поэтому все имеем нужду просить милосердие Твое о прощении долгов наших.

Отче Небесный! Ты хочешь освободить нас от долгов наших, и спасти нас от наказания, заслуженного нашими грехами: потому веруем и уповаем, что Ты простишь нам долги наши; веруем и уповаем, что не помянешь грехов наши на всемирном суде Твоем, если здесь, по Твоей беспредельной благости, простишь нам их, покроешь заслугами Единородного Сына Твоего, пострадавшего и умершего за грехи наши.

Сознаю виновность мою пред Тобою, милосердный Боже, сознаю мое недостоинство. Увы мне! Каждый день я прилагаю грехи ко грехам; и имею ли день, имею ли час в своей жизни, когда бы мог сказать: вот я не согрешил! И в редкий день могу говорить: ныне жил я лучше, нежели вчера!

Увы мне! Чаще должен я сознаваться пред судом своей совести и всевидящим оком Твоим, Боже! Что наклонность ко греху со дня на день становится во мне неудержимее, греховные привычки сильнее, бремя долгов моих тяжелее, число грехов более, а любовь к добру слабее, борьба со злом непостояннее, силы к преодолению врагов скуднее.

Грешник я великий! Корень грехов глубоко проник все существо мое! И душа и тело стенают под бременем греха! – Отче Небесный! Когда взойду в себя, и ум и сердце наполняются сознанием и чувством моей греховности; и одно остается в душе, одно говорят во мне и мысль и чувство и язык: Боже! Милостив буди мне грешному! Остави мне долги мои! Прости мне грехи мои!

О преблагий и премилосердый Боже! Сколько грехи мои многочисленны и тяжки, сколь много меня побуждают они взывать к Тебе: остави мне долги мои; столь же много питают во мне надежды и упования на Твое милосердие, на Твою благость, Твои беспредельные великие дела милосердия и Твои непреложные обетования.

Единородный Сын Твой научил нас, благий Боже! Что Ты прощаешь нам грехи наши, когда прибегаем к Тебе; Он сам дал нам и молитву, в которой просим Тебя: «Остави нам долги наша!» Он показал нам путь ко спасению, и в удовлетворение правосудию Твоему за грехи наши Самого Себя предал на смерть. Апостолы Его повсюду возвещали отпущение грехов во имя Христа Спасителя, как древле у Пророков «писано есть, проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех наченше от Иерусалима» (Лк.24:47).

Как знаем мы, что Ты Бог милосердия и Отец щедрот; что Иисус Христос умер за нас; что по внушению Духа Твоего Пророки предсказывали о сем, и Апостолы по всему миру проповедывали спасение чрез Иисуса Христа: столь же несомненно знаем, что Ты, Всеблагий Боже! Не «хощешь смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез.33:11).

Уповая на Твое беспредельное милосердие, на Твои Обетования и заслуги Сына Твоего, Иисуса Христа, умершего за грехи мира и воскресшего для оправдания и спасения нашего, взываем к Тебе: Преблагий Отче, «остави нам долги наша!» (Мф6:9–13) Ты знаешь все грехи наши; Ты можешь и хочешь отпустить их всем, приходящим к Тебе с покаянием и упованием: и мы прибегаем к Твоему милосердию и молим с сокрушенным и смиренным сердцем: Отче благий! Прости нам грехи наши!

Христос Спаситель учил нас: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф.5:7). «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Ваш Небесный» (Мф.6:14). И так будем мы сами отпущать, прощать грехи против нас ближним нашим, прежде нежели станем говорить: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!» (Мф6:9–13).

Если просим мы Отца Небесного об отпущении грехов своих, а сами не прощаем ближним своим: то слова наши явно противоречат делу. Сами не имеем мы любви к ближним, и просим Бога о Его любви к нам; сами не милостивы мы, и молим, чтобы Бог милостив был к нам!

Не хотим мы простить нашим ближним малые грехи их против нас: какое же право имеем просить, чтобы Бог отпускал, прощал нам многие грехи наши? Горе нам, если мы будем так жестокосерды! Ибо Господь Спаситель к таковым говорит: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:15). «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак.2:13).

Знаем мы притчу, устами Спасителя произнесенную о жестокосердом рабе. Сей едва получил от своего господина прощение чрезвычайно большого долга, как сам потом жестоко и немилосердно поступил с товарищем своим из-за малого долга, за что господин подверг его тому же наказанию, какому он, немилосердный, подверг товарища своего. Сию притчу Господь Спаситель заключил такою угрозою: «тако и Отец мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешений их (Мф.18:35). Итак, горе нам, если мы не прощаем ближним нашим! Ибо суд без милости ожидает нас.

Знаем мы пример Спасителя нашего, который всем врагам Своим прощал и на кресте молил о них Тебя, Отца Небесного: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лк.23:34). Знаем мы и наставление Иисуса Христа: «аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред Алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23–24).

Ни в чем мы не имеем столько нужды, как в милости Божией, чтоб Он простил нам долги наши. Но вместе знаем, что только под условием нашего прощения ближним своим Отец Небесный хочет прощать нам грехи наши: как же несправедливо поступаем мы, когда, думая об отмщении обидевшим нас, молим Бога: «остави нам долги наша!» (Мф6:9–13) Сами питаем вражду против братий наших, – и просим Отца Небесного, чтоб явил нам любовь Свою и простить нам все, чем бы мы доныне ни оскорбили Его!

Но, благий Боже, Отче наш Небесный! Помоги нам отныне силою Духа Твоего Святого: и мы, при содействии Твоей благодати, будем прощать обиды всем ближним нашим; и Ты, Премилосердный, оставь нам все долги наши, прости нам все грехи наши!

Молим Тебя, беспредельный в милостях Господи Боже! Молим во имя Единородного Сына Твоего, который прощал врагам Своим и молился о них пред Тобою, и нам заповедал прощать другим и молиться о помиловании их, молим Тебя, Отче Небесный: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!» (Мф6:9–13)

Размышление седьмое. И не введи нас во искушение

Отче Небесный! Видим мы и сознаем, как трудно нам, при столь многих искушениях, противостоять греху! Трудно и не возможно, если будем оставлены самим себе, – невозможно быть свободными от греха среди бесчисленных опасностей подвергнуться греху. Где бы ни находились мы, куда бы ни посмотрели, везде встречаем сети греха, ибо всегда носим с собою ту же слабую и удобопреклонную ко греху природу свою; трудно нам управлять, согласно с Твоим святым законом, своими мыслями, чувствами, желаниями и делами. Примеры порока здесь и там встречаются нам, сильно действуют на нас, с насилием влекут нас на распутья, ведущие к погибели. Обольщения греха чрез все чувства стремятся проникнуть и омрачить наше сердце. Тысячи случаев влекут нас то к мщению, то к надмению, то к делам неправды, то к чувственным удовольствиям. Сети греха со всех сторон: сети от ада и мира; сети от наших собственных пожеланий и страстей; сети от страстей и пороков других; сети видимые и невидимые!

Отче Небесный! Пред Тобою открыты все гибельные сети, окружающие нас. Тебе известно наше бессилие противостоять силе столь многих врагов. Но Ты, Всемогущий, можешь подкрепить немощь нашу, чтобы не пали мы на брани со своими врагами. Итак, к кому же, как не к Тебе, благий и премилосердый, должны мы обращаться, и просить помощи в нуждах своих? Ты знаешь все случаи, в которых грех преодолевал нас; знаешь и те, в которых после будет преодолевать, если Ты не поможешь нам Своею силою одержать победу. К кому обращаться нам, у кого искать помощи, как не у Тебя, Благий Боже?

Отче Небесный! Молим Тебя словами Единородного Сына Твоего: «не введи нас во искушение!» (Мф6:9–13) Руководи и охраняй нас Твоею благодатью, чтобы не впасть нам в сети греха. Подкрепляй нас, чтобы брань, предстоящая нам, не была свыше сил наших, и враг, нападающий на нас, не побеждал нас. Озаряй нас светом Твоего Духа, чтобы ни какое временное благо не обольщало нас и не удаляло от пути заповедей Твоих. Буди всегда милостив к нам, преблагий Боже! И не лишай нас Твоей спасительной благодати, чтобы никогда не забывали мы о Твоей любви и благоволении к нам, и не увлекались обманчивыми приятностями кратковременных удовольствий. Дай нам чувствовать сладость любви к Тебе и тесного общения с Тобою, чтобы порок не был обольстителен для нас, и исполнение Твоих заповедей не было для нас бременем тяжким и неудобоносимым, но игом благим и бременем легким. Даруй, чтобы скорби и болезни наши не были чрезмерно тяжелы для нас и вредны для нашего спасения. Даруй, чтобы искушения к злу не находили на нас внезапно, и мы не падали под ударами их, как внезапно застигнутые бурею. Даруй, чтобы всегда носили мы в душе своей образ Сына Твоего, Христа Иисуса, пострадавшего и умершего за нас, да, взирая на Него, не ослабеваем в терпении, и не простираем рук своих на зло. Покрой и сохрани нас, благий Боже! От неправды, носящей вид добродетели, от дьявола, приемлющего образ ангела света, от хищных волков с их кознями, скрывающихся под одеждами овчими!

О преблагий и премилосердный Отец наш небесный! Даруй нам, Твоею Благодатью, мужественно и великодушно стоять на поприще спасительных подвигов, так, чтобы никакое оскорбление не приводило нас ко мщению, никакое обольщение корысти не увлекало к несправедливости, никакая почесть к надмению, никакие скорби к малодушию, никакой худой пример к подражанию, никакая трудность к неправде! «Не введи нас во искушение!» (Мф6:9–13)

Размышление восьмое. Но избави нас от лукавого

К кому обратимся мы с молитвою: «избави нас от лукавого?» (Мф6:9–13) К кому, как не к Тебе, единому и всеблагому Отцу? Ты один можешь сохранить нас от падения. Ты один знаешь точно то время и мгновение, когда нам полезно и спасительно освободиться от того или другого зла. Ты один знаешь, какое бремя могут поднять рамена наши, и какого бремени не можем мы сдержать, но падем под тяжестью его, если Твоя десница не подкрепит нас: потому к Тебе взываем мы: Отче Небесный! Спаси нас от всякого зла: «избави нас от лукавого!» (Мф6:9–13)

Ты, Вездеприсущий и Всеведущий, прежде нежели кто воззовет к Тебе от тяготы болезней, знаешь все скорби и страдания, какими бы кто ни мучился, и Ты один можешь или предотвратить их, или даровать силы к перенесению их; ибо под сим ветхим небом везде скорби, болезни и страдания. Здесь несчастный борется с бедностью, и часто, при всем старании, не может иметь столько, сколько нужно ему для насущного пропитания. Там другой лежит на одре болезни и мучится в тяжких страданиях: он желал бы умереть, но смерть не приходит к нему. А там град поражает тучные нивы и уравнивает их с голою землею, а земледелец смотрит и воздыхает: ибо нечего пожать ему. Напрасно он в поте лица своего возделывал землю; после изнурительных трудов он нищий, и просит милостыни. В иной стране голод похищает из среды живых многие тысячи, в другой производит то же опустошение смертоносная язва, а в иной война, или другие бедствия. – Отче небесный! Ты видишь, как поражают людей и голод, и меч, и болезни, и все другие бедствия! Ты слышишь последние страдания и стоны умирающих; Ты слышишь вздохи и вопли живых! О Владыко жизни и смерти! Кто может исчислить все болезни и страдания человеческие и все виды смертей? И кому все это известно, кроме Тебя, единого Вседержителя и Владыки неба и земли?

Преблагий и всемогущий Отче небесный! Не можем мы умолять Тебя: избави нас от всех сих зол и несчастий! Ибо знаем, что хотя болезни и страдания не прямо от Твоей благой воли произошли; Ты, как Источник благости и блаженства, не мог водворить их на земле: но знаем, что когда сия земля осквернилась грехом и подверглась проклятию, по Твоей же премудрой и праведной воле, скорби, болезни и страдания допущены здесь, как исправительные средства для блага человеков, и мы безусловно должны предаваться Твоей святой воли, да будет с нами по Твоей непостижимой премудрости и благости.

Но, благоговея пред Твоими определениями, мы, как покорные дети, с безусловною преданностью Твоей воле, повергаемся пред Твоим величием и просим: Отче Небесный! Если это благо для нас, если это угодно пред Тобою, облегчи болезнь сию, исцели сии раны, утуши огонь сей, пошли милость сим бедным, утешь безутешных, подкрепи слабых, напитай алчущих, напой жаждущих, одень нагих. Отче благий! Если это благо для нас, если угодно пред Тобою, да мимо идет от нас сия чаша скорбей и страданий! – Но не наша, а Твоя благая воля да будет!

Кроме сих зол, которые часто не зависят от нас, есть другие, которых можем избегать, если будем иметь твердую решимость. Такое зло есть грех, зло величайшее из всех зол. Грех страшен и по своему началу, и по продолжению, и по концу. Особенно должно молить Отца Небесного об освобождении от сего зла.

Благий Отче Небесный! Избави от греха всех нас, и детей и старцев, и невинных и ниспадших в глубину зол! Избави от пагубных грехов то множество невинных членов Твоей святой Церкви, всех детей, которые еще чужды тяжких грехов и сохраняют Благодать невинности, дарованную им в водах Святого Крещения! Ты, Всесвятый, видишь, как часто один тяжкий грех низвергает в бездну порока, и один порок влечет за собою множество других! Сохрани, Боже! Детей и юношей от всякого порока; сохрани их в чистоте и невинности, как кротких агнцев Твоего стада, как благоухающие цветы Твоего новонасажденного сада, – Твоей святой Церкви.

Спаси, Благий Боже! И тех, которые уже потеряли невинность, лишились свободы чад Твоих, и стенают под игом греха; освободи их от тех сетей, в которые впали они. Подкрепи их, чтобы могли устоять против обольщения греха; чтобы ни внутренние греховные влечения, ни внешние соблазны не порабощали их владычеству греха.

Отче Небесный! Буди милосерден и к тем, в коих грех обратился в привычку и господствует со смертоносною жестокостью. Они несчастные рабы греха; что грех внушает им, то, как невольники, и делают. Дай им, благий Боже! Да помыслят о страшных последствиях греха, и почувствуют свое злосчастье! Дай им силу, освободиться от уз греха и обратиться к свободе чад Твоих! Дай им видеть красоту духовного света, и чувствовать, как отрадно и вожделенно для них опять возвратиться в Твои объятия, опять вступить на путь спасения, твердо идти им, и облекшись силою свыше, быть готовыми на всякое благое дело!

От привычки грешить мало по малу происходит совершенная беспечность о том, что всего важнее и необходимее. Горе тем, которые живут так, как бы нет Бога, или как бы Бог не промышляет о мире, не есть Мздовоздаятель праведным и нечестивым, – как бы нет у человека души бессмертной! – Какого сожаления, каких слез достойно, что иногда люди, имеющие познание о добре и зле, называющиеся даже Христианами, верующие в бытие вечной жизни и праведного воздаяния всем по делам их, так беспечно предаются греху, как будто нет различия между добром и злом, нет закона, нет совести, нет для них другой жизни, не воздаяния за добродетели и наказания за грехи!

Боже премилосердый! Отче всещедрый! Избави нас от сего зла, избави всех от сего ужасного зла, источника всех зол! Избави от сей страшной беспечности о спасении, от сего пагубного забвения о Тебе, Боже наш, и о Христе Спасителе нашем; – избави нас от сей слепоты духа, от сего ожесточения сердца и бесчувствия, повергающих человека во глубину зол!

Господи Боже наш! Избави и спаси нас, детей Твоих, от страшных сетей лукавого, который от начала есть ложь и отец лжи, который, человекоубийца искони, пагубно действует в сынах противления, сеет плевелы между пшеницею, похищает слово Твое из сердец человеческих, и как рыкающий лев, ищет кого бы поглотить и низвергнуть в бездну вечной погибели. Отче небесный! Спаси нас от сего лукавого и от всех зол; огради нас силою Твоей благодати и ополчением Твоего Ангела светлого, да непреткновенно будем идти путем спасения и прославлять великое имя Твое, вместе с Единородным Сыном Твоим, Спасителем нашим, и Всесвятым Духом Твоим, освятителем нашим, ныне и всегда!

Размышление девятое. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки

Отче Небесный! Тебе молимся, Тебя просим и на Тебя уповаем: ибо Ты Царь неба и земли; Ты Творец и Вседержитель; Ты, Всевышний, обитая превыше всех небес, все твари содержишь в деснице Твоей, и всеми управляешь, «Сам дая всем живот и дыхание и вся» (Деян.17:25); и мы в Твоем царстве, и члены Твоего царства. Услыши нас, даруй нам благоугодно ходить пред Тобою, вернопребывать в царстве Твоей благодати, помилуй и спаси нас!

Отче Небесный! Тебе молимся, Тебя просим и на Тебя уповаем: ибо Ты все можешь, речешь и будет, повелишь и сделается; ничего нет для Тебя невозможного, и ничего не может быть без Тебя. Ты, всесильный и всемогущий Боже наш! Услыши нас, даруй нам благоугодно ходить пред Тобою, и преодолевать всех врагов наших и все преграды на пути ко спасению; помилуй и спаси нас!

Отче Небесный! Тебе молимся, Тебя просим и на Тебя уповаем: ибо Ты Царь славы, Тебя славит небо, Тебя славят лики святых Ангелов и Архангелов, все святые, от земли прешедшие на небо, Апостолы и Пророки, мученики, исповедники, святители, преподбные и девственники; Тебя славят все миры небесные; Тебя славят солнце и луна и все звезды; Тебя славит земля; Тебя славят все стихии земные; Тебя по всей вселенной прославляет святая Церковь; Тебя песнословят и величают сонмы мужей и жен, старцев и юношей и детей. – О, преславный Царю и Боже наш! Услыши нас, подкрепи нашу немощь благодатию Твоею, даруй и нам, вместе с горними и дольними ликами, всегда славословящими Тебя, всегда благоугодно и свято ходить пред Тобою, всегда повиноваться Тебе, и верно исполнять Твою святую волю; всегда Тебя любить всем сердцем и всею душою, Тебе покланяться, на Тебя уповать, Тебя молить, Тебя благодарить! Яви нам богатую милость Твою, и даруй нам все благопотребное для сей жизни; прости нам все грехи наши; избави нас от искушений; спаси нас от всякого зла! О, преблагий Боже и Отче наш! Сподоби нас всегда прославлять Тебя и телом и душою, вместе с Единородным Твоим Сыном, и всесвятым и благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и во веки! Аминь.


Источник: Размышления на молитву Господню. - СПб. : Тип. К.Жернакова, 1847. - 46 с.

Комментарии для сайта Cackle