Азбука веры Православная библиотека Церковное право Прочее Послание православных епископов первого Антиохийского Собора (ок. 266 г.) к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения

Послание православных епископов первого Антиохийского Собора (ок. 266 г.) к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения

Источник

См. Sacrosancta Concilia, a Labbeo et Cossartio edita, Tom. I. pag. 844, sqq. Павел Самосатский был Епископ Антиохийский (260 года), человек тщеславный и гордый. Он учил: Christum purum hominem esse; ante Mariam Virginem non extitiste; nomen Filii Dei ex bonis justisque suis operibus accepisse; in sacramento Eucharistiae sanguinem ejusdem Christi corruptibilem, esse, aliaque impiissima dogmata. Потому-то в послании говорится собственно о Божестве Иисуса Христа. На это послание Павел отвечал притворным православием, и удержал свою кафедру. Но так как на самом деле он и не думал оставить своего лжемудрования, ни переменить развратного образа своей жизни, то чрез четыре года (в 269 или 270 г.) отцы Церкви, в весьма великом, по свидетельству Евсевия, множестве собравшись в Антиохию, составили новый Собор (2-й Антиохийский), на котором, осудив Павла, низвергли, и на место его поставили Домна. Последователи Павловой ереси назывались павликианами.

Именей, Феофил, Феотекн, Максим, Прокл, Волан – Павлу желаем здравия о Христе.

Собираясь для взаимных бесед, мы уже объявили свою веру. Но, чтобы очевиднее сделать то, как каждый из нас об ней мудрствует, и положить более верный предел спорам, мы разсудили письменно изложить ту веру, которую мы сначала приняли, которая предана нам и содержится в Кафолической и святой Церкви даже до сего дня, по преемству от блаженных Апостолов, бывших самовидцами и служителями Слова (Лук. 1, 2), и которая возвещается в Законе, Пророках и Новом Завете. Вот она:

Бог нерожден, един, безначален, невидим, неизменяем, Которого никто из людей не видал и не может видеть (1Тим. 6, 16), и Которого славу или величие понять или изъяснить в истине и достоинстве для человеческой природы невозможно; но должно довольствоваться и тем, хотя посредственным, понятием о Нем, какое получаем из откровения Сына Его, Который говорит: никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Матф. 11, 27). Сего-то Сына, познавши из Ветхого и Нового Завета, мы исповедуем и проповедуем рожденным, единородным Сыном, образом невидимого Бога, перворожденным всякой твари (Кол. 1, 15), премудростию и словом и силою Божиею (1Кор. 1, 24), существующею прежде веков, Богом не по предведению, но по существу и ипостаси, Божиим Сыном. А кто отвергает то, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов; того мы почитаем чуждым Церковного канона1 – и в этом с нами согласны все Кафолические Церкви. Ибо о сем Сыне написано: Престол Твой, Боже, в век века; жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Псал. 44, 7–8. сн. Евр. 1, 8–9). Исаия говорит: Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 55, 4–6); и в другом месте: в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть; и еще: несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас (Ис. 45, 14–15). У Апостола сказано: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь (Рим. 9, 5). Слова: сый над всеми, и: разве Тебе, дают разуметь, что Христос выше всего сотворенного. У Осии говорится: зане Бог Аз есмь, а не человек в тебе свят, и не вниду во град, в след Господа имам ходити (Ос. 11, 9–10). И все Богодухновенные Писания представляют Сына Божия Богом; но свидетельства каждого из них порознь о Сыне мы отлагаем до другого времени.

Мы веруем, что сей Сын, будучи всегда с Отцем, исполнил волю Его о сотворении всего. Яко Той рече и быша; Той повеле, и создашася (Псал. 148, 5). Повелевающий другому повелевает кому нибудь, который, мы уверены, не другой кто есть, как единородный Сын Божий – Бог, Которому Отец говорил: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Главным же образом о Нем говорит Евангелие: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Иоан. 1, 3); и Апостол: Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1, 16). А это показывает, что Он действительно существует и действует, как Слово и вместе Бог, чрез Которого Отец сотворил все, но не как чрез орудие, и не как чрез знание, не имеющее личного бытия.

Поскольку Отец родил Сына, как Силу живую, лично существующую, действующую все во всем; то и Сын не смотрел и присутствовал только, но и действовал при сотворении всего, как написано: бех при Нем устрояя (Прит. 8, 23). Мы говорим, что сей Сын приходил и являлся Аврааму под дубом Мамврийским; Он был один из трех, с которым патриарх беседовал, как с Господом и Судиею, так как Он весь суд получил от Отца (Иоан. 5, 22). О Нем написано: Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе (Быт. 19, 24). Он-то, исполняя волю Отца, является патриархам и беседует в одних и тех же отделениях и главах Писания, то как Ангел, то как Господь, то как Бог. Нечестиво думать и называть Бога всяческих Ангелом; но Сын есть Ангел Отца, будучи сам Господь и Бог; ибо о Нем написано: велика совета Ангел (Ис. 9, 6); равно как и в других местах, на пример в словах к Аврааму: ныне бо познах, яко боишися ты Бога, и не пощадел еси Сына твоего возлюбленного Мене ради. И нарече Авраам имя месту тому: Господь виде; да рекут днесь: на горе Господь явися (Быт. 22, 12. 14). И в истории Иакова сказано: и рече ми Ангел Божий во сне: Иакове. Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима твоима; и далее: Аз есмь Бог, явивыйся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет (Быт, 31, 11. 13). И после борьбы с Ним, и притом как с предобразованным человеком, присовокупляется: и прозва Иаков имя месту тому: вид Божий; видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 30).

Мы говорим, что сей предобразованный человек есть Сын Божий, Которого, само Писание возвестило Богом. Мы даже утверждаем, что и закон дан Моисею подобным же образом, чрез посредство Сына Божия, как учит Апостол, говоря: что убо закон? преступлений ради приложися, дóндеже приидет семя, емуже обетовася, вчинен Ангелы, рукою Ходатая (Гал. 3, 19). Ибо другого Ходатая между Богом и человеками, кроме сего (Христа), мы не знаем (1Тим. 2, 5). Сему же учит нас и Моисей: явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины; и далее: егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины (Исх. 3, 2. 4); и еще: пришед, собери старцы сынов Израилевых, и рцы к ним: Господь Бог отец наших явися мне, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль (Исх. 3, 16); и далее: аще не уверуют ми, ниже послушают гласа моего, рекут бо, яко не явися тебе Бог, что реку к ним (Исх. 4, 1)? И в благословениях (Моисеевых): и приятная Явившемуся в купине да приидут на главу Иосифову (Втор. 33, 16); и в другом месте: и рече Господь к Моисею: и сие тебе слово, еже рекл еси, сотворю. И глагола Моисей: покажи ми славу Твою. И рече: Аз предыду пред тобою, славою Моею, и воззову о имени Господнем пред тобою и помилую, егоже аще милую: и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 17–19); – что исполнилось следующим образом: и сниде Господь во облаце и предста Ему тамо Моисей, и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь Бог (Исх. 34, 5–6). Обещавший выше мимоити есть Господь Сын Божий; Он-то и воззвал во-имя Господа Отца; Он есть Тот, Который свидетельствовал истину, говоря: не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога Отца, сей виде Отца (Иоан. 6, 46). И в том же Евангелии: ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте (Иоан. 5, 37); также: Бога никтоже виде нигдеже; единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1, 18). И Апостол в одном месте говорит: Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу (1Тим. 1, 17).

И так Сын, сущий у Отца, есть Бог и Господь всего сотворенного; быв послан от Отца с небес, Он воплотился и вочеловечился. Посему и тело, заимствованное от Девы и вместившее всю полноту Божества телесне (Кол. 2, 9), неизменно соединилось с Божеством и обожилось. По сей-то причине один и тот же Иисус Христос предвозвещаем был в Законе и Пророках, как Бог и человек, и вся поднебесная Церковь верует в Него, как в Бога, уничижившего себя до того, что не думал быть (являть себя) равным Богу (Флп. 2 7), и как в человека от семени Давидова по плоти (Рим. 1, 3). Как Бог, Он совершил знамения и чудеса, описанные в Евангелиях; приобщившись же плоти и крови, Он был искушен по всяческим по подобию (как мы), разве греха (Евр. 4, 15). Таким образом, в Божественных Писаниях говорится о Христе, как о Едином, и прежде Его воплощения. Так в книге Иеремии сказано: Дух лица нашего помазанный (Плач. 4, 20); Господь же Дух есть, по Апостолу (2Кор. 3, 17). Тот же Апостол говорит: пияху бо от духовного камене, камень же бе Христос (1Кор. 10, 4); и еще: да не искушаим Господа, якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша (1Кор. 10, 9); и о Моисее: большее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово (Евр. 11, 26). И Петр: о немже спасении взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша, испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов (1Петр. 1, 10–11). Если же Христос, как Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1, 24), существует прежде веков: то и как Христос, Он есть одно и то же по существу, хотя представляется под весьма многими понятиями.

Написавши сие немногое из многого, мы хотим знать, одинаково ли ты с нами думаешь и учишь, и желаем, чтобы ты написал, согласен ли ты с тем, что выше написано, или нет.

* * *

1

Правила или образа мыслей, что полнее называется: regula fidei или ὀρϑοδοξία.


Источник: Послание Православных Епископов первого Антиохийского Собора (бывш. окол. 266 год.) к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения. // Христианское чтение. 1840. Часть I. С. 237-248.

Комментарии для сайта Cackle