№ 30. Июля 23-го
Красовский Петр, свящ. Катихизические поучения о Боге. // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 30. С. 393–396.
Поучение первое (вступительное)
Нет ничего столь непростительного и пагубного для христианина, как не знать своей христианской веры и своего христианского закона. А между тем между христианами не мало таких, которые действительно не знают христианской веры и христианского закона. От таких христиан, конечно, нельзя уже ожидать ни чистоты в вере, ни правильного исполнения воли Божией. Иначе и быть нельзя. Только «познанное добро ищется», как говорит св. Тихон Воронежский119, да и Сам Господь Иисус Христос Говорит, что жизнь вечная состоит в познании истинного Бога (Ин.17:3). Не познав ни того, ни другого, т. е. ни Бога ни добра, мы естественно заблуждаемся: или остаемся равнодушными к истинному добру, или принимаем за добро зло, – и во всяком случае удаляемся от путей вечного спасения.
Трудно решить, что хуже для христианина, беспечное ли неведение христианской веры и христианского закона, или знание неправильное; что для христианина пагубнее, равнодушие ли к истине, или ложь, принимаемая за истину. По крайней мере во многих христианах замечается не только беспечное незнание своей веры и своего закона, но и знание неправильное, ложное, исполненное часто языческих мечтаний. И нужно знать, что те и другие только носят на себе имя христиан, не имея его значения; только занимают количество членов Христовой Церкви, но имея их качества: тех и других должна в последствии постигнуть одинаковая участь, – участь неверных.
Истинный Бог один; истинная вера одна; закон христианский одинаков для всего человечества. Отчего же между христианами столько разных вер и разных толков? Очевидно, оттого, что в истину вкралось много лжи, в Божие учение примешалось много выдумок человеческих. Примесь лжи и выдумок человеческих до того искажает иногда христианскую веру, что она наконец становится непохожею саму на себя. Один наш русский раскол имеет до ста разногласных сект, из которых каждая считает за собою святую истину, и ни одна между тем не имеет действительной истины Даже иные из православных во многом разногласии между собою касательно веры и во многом отступают от святой истины, часто принимая по неведению за истину ложь. Если бы мы все познали истинного Бога, истинную веру и истинный закон, у нас не могло бы быть ни разногласий, ни разделений, ни расколов в вере, – мы все составляли бы единое стадо под руководством одного пастыря Иисуса Христа (Ин.10:16).
Чтобы истинная христианская вера и истинный христианский закон были известны по возможности каждому христианину и чтобы положит конец всему вреду, происходящему от неведения о них, или от превратного их понимания, св. Церковь прежде находила и теперь находит полезным преподавание в храмах катихизических поучений, т. е. таких наставлений, в которых объясняется все, что необходимо знать христианину. Правда, при поучении в истинной христианской вере и в истинном христианском законе можно обойтись и без катихизических поучений, – вере и закону можно научиться, часто и внимательно слушая все, что читают и поют в церкви; но катихизические поучения имеют ту особенную пользу, что в них учение христианское объясняется полно, понятно и по порядку предметов веры и закона.
Таким образом желающие могут слушать в храме сем катихизические поучения. Уже из того самого, что поучения эти будут читаться в церкви, вы можете быть уверены, что вас будут учить не человеческой науке, а науке божественной; вас будут учить тому, чему учил Христос, что проповедали апостолы, что утвердили св. отцы и что приняла общая наша мать – св. Церковь. Каждый здравомыслящий христианин поймет, что здесь дело идет не о временных житейских делах, а о вечной участи человека.
Повторяю, люди спасались о спасаются, и не слыхав катихизических поучение. Пути спасения для всех открыты и проходимы как для ученых, так и для неученых; как для высших сословий, так и для простого народа. Никакие внешние внушения не утвердят в нас святой истины, если мы не имеем внутреннего расположения к принятию истины, тем не менее без всяких внешних внушений святая истина была бы для нас недоступна. Како убо призовут (Бога), в негоже не вероваша; како же уверуют, еюже не услышаша; како же услышаша без проповедующаго; Како же проповедят, аще не послани будут; Темже убо вера от слуха, слух же глаголом Божием (Рим.10:14–18). Пред Богом ценятся чистосердечная вера, усердная молитвам и пламенное желание сблизится с Творцом через исполнение Его святой воли: но все же нельзя иметь ни чистосердечной веры, ни усердной молитвы, ни желания сблизиться с Богом, ежели не знаешь, в кого веруешь, кому молишься, с кем желаешь сблизиться. Напротив, чем более научаешься истинной вере и чем более познаешь Бога и Его святую волю, тем более находишь побудительных причин к приобретению познанного добра, к сохранению веры и к исполнению закона Божия. Притом вообрази себе, называющий себя христианином, будто спрашивает тебя о твоей вере и о твоем законе человек неверный, некрещеный, и ты чувствуешь себя перед ним безответным. Если же ты еще на сем свете становишься безответным перед человеком неверным, некрещеным: как ты будешь отвечать на страшном суде перед самим Богом?
Сего ради в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти души ваша (Иак.1:21); и яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение (1Петр.2:2). Аминь.
Свящ. Петр Красовский
Думитрашков К. Замечания о «Сказании, каким святым, каковые благодати исцеления от Бога подаются, и когда память их бывает» (окончание) // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 30. С. 397–410.
О сохранении от пожара и молнии молятся Пресвятой Богородице Неопалимой купине (сентябрь 4)
В «Полном киевском христианском месяцеслове». (1845 г) и в приложении к «Полному месяцеслову всех празднуемых православною, кафолическою восточною Церковью святых, собранному из московских и киевских Святцев, из Пролога и Четии-Минеи», в статье: «Описание явленных икон Богоматери», есть краткое указание на то, что 4-го сентября бывает празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Неопалимой купины»120. При этом же описании, в центре всех чудотворных икон Пресвятой Богородицы, можно видеть и образ Богоматери, именуемой Неопалимая купина, где Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках изображается в звезде, окруженная ангелами. Но в церковных Святцах, Прологе, Четии-Минеи и церковно-богослужебных книгах под 4-ым сентября не означен праздник в честь Богородицы – Неопалимой купины, а отмечена, между прочим, память св. пророка и боговидца Моисея, видевшего купину неопалимую. Изображение Богоматери в огненной купине имеет, как известно, основание, в церковных песнопениях. Так. Например, в догматике второго гласа поется: «Якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». В пояснение этого прообразования, в другом церковной песне говорится: «Дева всепетая! юже в Тебе тайну Моисей пророческими виде очима, купину горящу и неопаляему: Божества бо огнь утробу Твою чистая не опали»121. Таким образом, по разумению св. Церкви, Пресвятая Богородица называется купиною неопалимою122 и изображается иногда в средине горящего куста в том смысле, что Она в рождестве сохранила девство и осталась неопалимою от огня Божества. Но простой народ не вразумленный о сем значении иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая купина, рассуждает иначе. Видя, что Божия Матерь изображается посреди горящего и не сгорающего кустарника, он разумеет вещественную несгораемость от огня. Неопалимая Сама Пресвятая Богородица, по верующей мысли народа, без всякого сомнения может защитить от огненного опаления всех притекающих в ней с молитвою. Такою могло быть первоначальное побуждение молиться Пресвятой Богородице – Неопалимой купине о сохранении от пожара и молнии. Если вам случалось видеть в селах пожар, то вы конечно понимаете, что он есть одно из самых тяжких бедствий: «вор обокрадет, – стены оставит, а огонь все возьмет», говорит народная пословица, и если возьмет у простолюдина, то без надежды даже на скорое поправление его состояния, нажитого многолетними трудами отцов и дедов. В селах, где доселе не было пожарных команд и никаких других средств к угашению пожара, остается для сего действительно одно средство – молитва. Во время пожара подле домов, которым грозит еще опасность от огня, вы нередко видите кого-нибудь с иконою, обращенною к огню, для отвращения его от дома. Берут для этого более уважаемую в доме икону, чаще икону Богоматери и, где есть, – Богоматери Неопалимой купины. Никто не записывает случаев, когда пред лицом святых икон огонь видимо останавливал свою ярость и как будто отступал, удерживаемый невидимою силою; но факты эти глубоко записываются в памяти народа, благоговейно исповедующего дивную силу Божию, являемую честными иконами святых угодников и особенно Пресвятой Богородицы при угашении пожаров.
В «Сказании», напечатанном в «Русском Архиве», издав. при Чертковской библиотеке, указано еще молится об избавлении от пожара и молнии святителю Никите Новгородскому (пам. январь 31). Об этом святителе повествуется, что он «пожар града молитвами своими угаси и ина многа чудеса творяше»123. Почитатели памяти святителя Никиты имеют поэтому фактическое побуждение обращаться к нему с молитвою об избавлении от пожара.
О бездождии (о ниспослании дождя?) и ведре молятся святому пророку Илии (июля 20-го)
По народному представлению, пророк Илия почитается распорядителем дождя и хорошей погоды. Гром и молния, по мнению простолюдья, происходят от того, что Илия ездит на огненной колеснице в облаках во время грозы. Конечно, изображение св. пророка Илии на огненной колеснице в облаках могло навести на мысль о том, что он управляет громами, молниями и дождем. Но мы не думаем, чтобы вера народная в уместность молитвы к св. пророку Илии о дожде и ведре основывалась на этом народном представлении; напротив полагаем, что и само это представление сложилось у народа под влиянием библейских и церковных указаний. Когда святая Церковь совершает моления о ниспослании дождя, тогда в богослужении по этому случаю предлагает чтение из Апостола, в котором говорится так: Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (Иак.5:17, 18). В памяти благочестивых простолюдинов не могло не затвердиться это указание, тем более, что и праздник св. пророка Илии совершается в такую пору года, когда обыкновенно бывают или сильные засухи, или дожди с грозою.
О избавлении от потопления и наводнения молятся св. Николаю Чудотворцу (декабрь 6-го, май 9)
В «Сказании», напечатанном в «Русском Архиве», кроме избавления от потопления и наводнения приписывается святителю Николаю и избавление от беды и печали. Святая Церковь, восхваляя великого угодника и чудотворца Николая, не раз называет его «велиим и сильным заступником в бедах обретающимся, сущем на земли и плавающим»124, и молит его «яко в бедах избавителя в скорбех утешителя, спутника путешествующих, на море сущим правителя, да предварит избавит нас от настоящия беды»125. Основанием для церковных песнопений, из которых взяты приведенные здесь слова, послужили случаи из жизни и чудотворений св. Николая. Так, корабль, на котором св. Николай, не будучи еще епископом, плыл в Палестину, для поклонения святым местам, подвергся обуреванию; но море, по молитвам св. Николая, укротилось и корабль пришел к своей цели невредимо. На возвратном пути св. Николая из Палестины, корабельщики, обещавшие привезти его в Ликию, обманули его и направили свой путь в другую сторону; но буря, вопреки их намерению, пригнала их корабль к ликийским берегам. В другой раз какой-то корабль на пути в страны ликийские застигнут был сильною бурею, которая чуть не потопила его; но корабельщики воспомянули великого святителя Николая, о котором только слышали, как о скором помощнике всем призывающим его. Святитель явился им на корабле и сам стал управлять рулем, и ветрам и морю запретил. «Тако верный раб Господень, замечено в житии св. Николая, морю и ветром повелеваше и послушливы ему бываху»126, Повествуется и еще, что однажды богобоязливые люди с устьев Дуная, слышавшие о мироточивых и целебных мощах святителя Христова Николая, поплыли морем в ликийскую страну, для поклонения сему святому угоднику; но плавание их было бедственно. Несколько дней и ночей они носимы были бурею и подвергались опасности кораблекрушения. Наконец сам святитель Николай явился помощником для обуреваемых. Он укротил море, избавил плывущих от страха и устроил безбедное плавание их в Ликию. «Многа же преславная чудеса, говорится в житии св. Николая, великий сей угодник сотвори по земле и по морю, в бедах сущим помогая, от потопления спасая, и из глубины морския на сухо вознося, от пленения восхищая и принося в дом, от уз и темницы избавляя, от мечного посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления»127. Но и приведенных нами фактов достаточно для того, чтобы на основании них заключить вместе с описателем жития св. Николая, что «всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник святитель Николай и ныне такожде призывающим его помогает и от беды избавляет»128.
О избавлении от скотского падежа молятся святителю Модесту (декабрь 18) и священномученику Власию (февраль 11)
В Прологе о святителе иерусалимском Модесте (4 века) повествуется, что он оживил домашний скот одного иерусалимлянина, погибший от воды, отравленной змеиным ядом, и умертвил самого змия, отравлявшего воду. О священномученике Власии также известно, что он пред исцелением одного отрока, подавившегося костью, молился между прочим так: «аще в человецех, аще в скотах что таково случится и помянет кто имя мое, глаголя: Боже, молитвами раба твоего Власия помози, – тому Ты, Господи, ускори на помощь и исцеление подаждь в славу и честь имени святого Твоего»129. И действительно, после сего одна бедная вдова, у которой волк похитил домашнее животное, обратилась и св. Власию с просьбою о помощи, я по молитве святого волк принес вдове животное невредимым. Когда потом св. Власий за исповедание имени Христова был заключен в темницу, вдова эта приготовила животное, исхищенное из волчьей пасти прибавив к нему плодов, овощей и семен, принесла все это в темницу в пищу св. Власию. Исповедник, вкусив от принесенного, сказал вдове: «жено! сим образом по вся лета память мою совершай, и не оскудеет в дому твоем ничто же от потребных, и ин аще кто уподобится тебе и память мою совершать будет, той исполнится даров Божиих и благословен будет во вся дни живота своего»130. Вдовица исполнила заповедь святого и после мученической его кончины почтила память его поминовением, собрав к себе соседей и знакомых. Подражая ей, замечено по этому поводу в житии св. Власия, и другие благочестивые люди начали каждый годи совершать память его, «свещи и фимиам в церковь приносяще и учреждения в домах единоверным совершающе и подающе милостыни нищим и убогим. И оттоле начася благочестивый той обычай и еще до ныне в некиих содержится, еже совершати св. священномученика Власия память, по образу оныя вдовицы»131. Итак напрасно никоторые думают, что у нас святой Власий наследовал по созвучию его имени с Колосом языческого мира покровительство над рогатым скотом древнего скотьяго бога132. Мы не отвергаем, что Волос (языческое божество славян, изображавшееся косматым) и считался у языческой Руси покровителем стад и занимал в языческом баснословии русских, в период пастушеского их состояния, высокое место, и можем даже допустит, что по созвучию имен Волоса и Власия, почитатели Волоса, принявши христианство, тем с большею охотою стали обращаться к св. Власию с молитвою о благосостоянии скота. Но на основании приведенного нами выше из Четии-Минеи замечания, имеем полное право не находить ничего общего между языческим почитанием Волоса и христианским празднованием в честь св. мученика Власия, которое получило свое начало на востоке гораздо ранее (в 4-м веке), чем стало известным само имя пресловутого Волоса и почитателей его.
Есть еще и другой святой Власий, «иже и Вукол именовася» (3-го века, память его 6-го февраля). И об этом святом в Прологе говорится, что он был родом из Кесарии каппадокийской, имел богатых родителей и все, что приобретали они от множества паствы, раздавал нищим.
О избавлении от конского падежа молятся святым мученикам Флору и Лавру (август 18-го)
Между народными припевами, которые поются на Руси в св. праздники так называемыми богоносцами, случается слышать в некоторых местах и такой стих
Попаси ж ему Господь Бог
Хлор-Лавр лошадок.
Но мы не знаем, по какому поводу сложился этот стих; церковно-исторических же оснований для необычной молитвы святым муч. Флору и Лавру об избавлении от конского падежа не имеется.
О сохранении скота от съедения зверей молятся святому великомученику Георгию Победоносцу (апрель 23)
Точно так же в житии св. Георгия Победоносца ни в церковных службах ему нет указаний на сохранение им домашних животных от съедения зверями. Правда, св. Георгий изображается поражающим чудовище, которое могло опустошать и стада; но народное верование в покровительственную силу Егория над стадами, можно думать, основывалось не на церковных, а на поэтических преданиях. По народному верованию, Георгий охраняет стада преимущественно от волков, и это поверье выражено в следующих народных стихах.
Святый Егорий проезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Наезжал Егорий на стадо звериное,
На серых волков, на рыскучих,
Ни пройтить Егорию, ни проехати,
Егорий святой проглаголывал:
«Вы волки, волки рыскучие!
Разойдитеся, разбредитеся,
Пó два, пó три, по единому
По глухим степям, по темны́м лесам.
А ходите вы поврéменно,
Пейте вы, ешьте повеленное
От Святá Егория благословления!»
По Божьему все повелению,
По Егорьеву молению
Разбегалися звери по всей земли,
По всей земли светло русскией:
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, благословленное
От Егория Храброго.133
Потому то и во время так называемых окликин Егорья поют:
Егорий ты наш храбрый!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого
От зверя лукавого.134
В известном нашим читателям разборе народных поверий о св. великомученике Георгии135, историческое основание верованию в покровительство св. Георгия сельскому быту и скотоводству указывается в том обстоятельстве, что при заселении земли ростовско-суздальской Юрием Долгоруким, этот христианский князь, в борьбе с стадами диких животных и зверообразными племенами чуди и меры, обращался с молитвою о помощи к святому, которого имя носил, а примеру его естественно мог последовать и народ. Случаи чудесной помощи св. Георгия русским колонизаторам, записанные в новгородской летописи, могли также, говорит автор указанной статьи, послужить для народа достаточным побуждением приписать ему само дело колонизации русской земли, т. е. очищение ее от диких племен и диких животных. Не отрицая вероятности этих соображений, мы находим более очевидным другое указание того же автора, что верование в покровительство святого Георгия сельскому хозяйству вообще и в частности домашнему скоту могло перейти к нам из Греции и от соседних, преимущественно славянских народов, которые также издавна признают св. Георгия покровителем земледелия и пастушества. Земледельцев из греков могло расположить к молитве свят. Георгию самое имя сего святого, означающее земледельца. Как бы то ни было, но с давних времен и доселе во всех почти краях обширной России день святого Георгия назначается для начала выгона домашнего скота на общественные пастбища, а с тем вместе соединяется и моление в этот день к св. Георгию о сохранении скота и о плодоношении полей. И этот обычай почти всеобщий, установившийся, без сомнения, по благочестию русских хозяев, занимающихся землепашеством и выпускающих домашнюю скотину на общественное пастбище в Юрьев день, должно признать главнейшим в настоящее время побуждением обращаться с молитвою к св. великомученику Георгию о сохранении скота от зверей и всякой другой пагубы.
О обретении украденных вещей и бежавших рабов молятся св. великомученику Феодору Тирону (февраль 17) и св. Иоанну воину (июль 30)
О св. великомученике Феодоре Тироне нам не удалось найти известия, чтобы он помогал обретению украденных вещей и беглых рабов: насколько нам известно, народ редко и обращается с молитвою к этому святому в указанных случаях. Обычай же молиться святому Иоанну воину об обретении покражи сильно распространен в народе, и основание ему есть. В Прологе (30 июля) о святом Иоанне воине пишется так: «глаголют же святого того и ина чудеса сотворша, изряднее же рабом уходства удержавает и татбы извещавает и улучение яве творит. Добродетельного бо его ради жития такового от Бога детелию чудотворения обогатися».
О сохранении от злого очарования молятся св. священномученику Киприану и св. муч. Иустине (октябрь 2)
Чарования в волхования, свойственные всему древнему языческому миру, были в большем употреблении и у языческой Руси. Не жаль и неудивительно, что языцы чарований и волхований послушают (Втор.18:14); достойно удивления и сожаления то, что народ наш, тысячу лет уже исповедующий христианскую веру, не чужд и доселе верования в колдовство и чары. В любой местности России нам укажут тихомолком на какого либо колдуна или знахаря, или ведьму, которых боится весь околоток и которым приписывают уменье и силу портить людей и животных колдовством и чарами. Вследствие этого часто физические, а еще чаще душевные болезни приписывают порче от колдовства чарования, и для излечения испорченного оные обращаются к знахарям и колдунам, другие же к молитвам Церкви. Если молятся в этом случае священномученику Киприану и Иустине. то конечно на том церковно-историческом основании, что св. Киприан, по сказанию Четии-Минеи, до обращения своего в христианство, был знаменитым языческим жрецом, волхвом и чародеем, а св. мученица Иустина, при помощи Божественной благодати сохранилась невредимой от бесовских чар Киприана и тем обратила его самого в христианство. В кондаке сим святым говорится: «от художества волшебного обратился, Богомудре, к познанию Божественному, показался еси миру врач мудрейший, исцеления даруя чествующим тя Киприане со Иустиною: с нею же моляся человеколюбцу Владыке спасти души наша»136. Здесь мы находим не только подтверждение сказания Четии-Минеи, во указание на целебную силу Киприана со Иустиною, подаваемую чествующим этих святых.
***
Представляя свои замечания о «Сказании, каким святым, каковые благодати исцеления от Бога подаются», мы не задавались мыслью обследовать это сказание во всех отношениях. Главнейшею нашею целью, как мог видеть наш читатель, было приискание церковно-исторического основания для подтверждения верности указаний разбираемого Сказания. Где нашлось такое основание, там оно указано нами; где же не найдено нами, там быть может будет найдено людьми более нас знакомыми с многотомною церковно-историческою и богослужебною библиотекою. Из нашего же исследования мы выводим такие положения:
1-е) Мысль о призываниях таких, а не других святых на помощь в известных нуждах не противна догматическому учению Церкви.
2-е) В большей части случаев, Сказание намечает верно, какому святому о чем прилично молиться. Основания для указаний имелись в виду частью по Прологу, частью по Четии-Минеи, или Печерскому Патерику, иногда же и по церковно-богослужебным книгам.
3-е) В меньшей части указаний верование народа в особенную силу какого либо святого помогать в известном случае, не имея исторической основы, утверждаются на народных соображениях и воззрениях, не противных, впрочем, православному взгляду на тех же святых.
4-е) немногие сказания имеют источником своим исторические повествования и не церковные или народные христианские воззрения, а предания старины иногда поэтические, не чуждые смысла, по народному христианскому богомыслию.
5-е) Наконец есть в «Сказании» и такие указания, на которые, при наших средствах, мы не могли найти никаких оснований. В этих немногих, впрочем, случаях ожидаем разысканий от людей, которым более нас доступны и сподручны подобные разыскания.
Из сказанного само собою понятно для сельских пастырей, для которых и предназначалась наша статья, что они не могут относиться к «Сказанию», которое было предметом настоящего исследования, как к непререкаемому указанию, кому из святых и в каком случае, подобает молится. В тех случаях, где «Сказание» согласно с историческими и церковно-богослужебными свидетельствами, пастырь Церкви, исполняя просьбу прихожан о молитве к известному святому, могут рассказать просящим факты, на основании которых их молитва действительно уместна. В других же случаях, не имеющих твердого религиозно-исторического основания, они должны пояснить молельщикам недостаточность оснований, по которым можно бы считать приличною молитву в известном случае к такому преимущественно, а не другому святому. Само собою разумеется, что при этом не следует охлаждать усердия прихожан к молитве этому святому, напротив, по требованию молящихся, должно отслужить молебен ему на том основании, на каком совершаем моления о ходатайстве и помощи ко всем святым. Во всяком же случае необходимо направлять народную мысль и веру к источнику и подателю всех благ и исполнителю всех наших прошений – Господу Богу, уясняя при этом с особенною очевидностью и силою ту мысль, что святые угодники суть только ходатая наши пред Богом в наших нуждах, а удовлетворяет эти нужды, по их молитве, Сам Бог. Это мы говорим к тому, что при малоразвитости наших простолюдинов, статься может, иные в простоте сердца святым приписывают силу равную силе Божией. Но направляя свои замечания против этого недостатка, надобно удержать верующую мысль народа в должном благоговении и к святым угодникам, чтобы избегая одной крайности не впасть в другую. «Един Бог есть податель всех благ просящим у Него; но получение этих благ от Бога, возможное и по собственным нашим молитвам, особенно же по молитвам Церкви, еще удобнее при ходатайстве святых угодников Божиих, из которых действительно многие имеют благодать подавать нам от Бога помощь, в некоторых особенных случаях, а все могут быть ходатаями и посредниками во всех наших прошений и помощниками во всех наших нуждах». Вот главная мысль, которую пастыри Церкви должны иметь в виду при объяснении прихожанам «Сказаний, каким святым, каковые благодати исцеления от Бога подаются».
К. Думитришков
Сахаров Василий, свящ. Дополнительные заметки // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 30. С. 411–414.
В Старорусском уезде, с 1826 по 1866 год, ровно 40 лет, существовало одно благочиние. Считая излишним касаться того, успешно ли шли дела по благочинию из полусотни церквей и не затрудняется ли сам благочинный в заведывании столь огромным благочинием, мы заявим здесь как первое впечатление, сожаление наших причетников о миновании того удобства при рассылке бумаг из села в село через земские почты, каким пользовался живший в городе благочинный и тем освобождал причетников от тягостной доли разносчиков указов по уезду. Теперь причетники, озабоченные предстоящею им должностью, предполагают нанять для сей надобности постороннего ходачка, Это дельно. Всякий причетник, исключая разве диакона, всегда необходим при своей церкви. Но причетник ли диакон? Этот вопрос причетники решают утвердительно, на том основании, чти диакону не положено особого от мирян отпевания (об этом говорено на похоронах причетника). Что диакон есть причетник, один дьячок доказывал это следующим местом из Четь-Минеи 5 апреля: «в царство Диоклитиана и Максимиана, нечестивых царей Римских, быша в Фессалоникии два богоугодные причетники церковные, Агафопод и Феодул. Агафопод саном (в сане-то и разница) бе диакон, а Феодул бе чтец». Забавно было слышать подобные рассуждения, клонившиеся к привлечению диакона, как свободного члена причта, к участию в разноске указов, у наших причетников, которые, к чести их сказать, не забыли из катихизиса о трех степенях священства и вспомнили даже временные правила о пенсиях, обещаемых диаконам и отказываемых причетникам. Я рассказал при сем, что причетником св. Тимофей, архиепископ Александрийский, живший в 380 г, называет даже священника. Так, он, запрещая священнику венчать брак незаконный, в 11-м правиле пишет: «причетник, позван быв венчати брак, аще увесть, яко беззаконен есть, к чужим грехам себе да не приобщает». Здесь под словом причетник явно разумеется священник, как написано о сем у высокопреосвященного митрополита Григория в книге против раскола: «Истинно-древняя и истинно православная Христова Церковь» (см. С. 195, изд. 1859 г.).
Рассказав первое впечатление при раздроблении благочиния о. Барсова137, мы считаем священным долгом отдать искреннейшую благодарность вышеназванному благочинному за усиленное ходатайство его пред начальством о назначении старорусскому уездному духовенству жалованья из 22 копеечного сбора с крестьян, хотя, к общему сожалению, это ходатайство не увенчалось успехом. Не можем также не поблагодарить сего благочинного за образ действования его при обозрении церквей и духовенства, клонившийся к уменьшению и уничтожению бумажных дел. Инициатива вновь построенных здесь церквей, числом до 15, как противодействие расколу, также принадлежит сему благочинному, за что ему от духовенства, особенно борющегося с расколом, изъявляется полнейшая признательность, а в новоустроенных церквах будет возноситься вековечная молитва за него – в прошении о создателях храма.
Благочиние из 50 церквей разделено на 3 округа, с отчислением 5 церквей к градскому благочинию. В первом округе оставлен прежний благочинный Барсов. В 3 округе назначен бывший помощник благочинного, священник И. Вл-в. Во 2 округе назначен благочинным молодой священник, Т. Тв-ий. Последний округ, к которому причислено село Марково, может быть назван раскольническим, и потому весьма кстати у благочинного, депутата по делам раскола, имеется библиотека старинных рукописей и печатных книг против раскола. 15 января 1867 года, мы виделись с новым благочинным на освящении храма, в сели Ивановске, где было первое поздравление его с должностью от прежнего благочинного. Накануне освящения храма, после вечерней трапезы, когда служащие священники сожалели об оставшемся в церкви канонике, новый благочинный прочел молитвы на сон грядущим и помянник с душевною теплотою и буквальною точностью. После сего, мы старались узнать от него (благочинного), как опытного по делам раскола, взгляд его на раскол. Безотраден этот взгляд. Здешний раскол слишком впился в кровь народную, не поддается никаким человеческим увещаниям и, по выходе из под страха бывшего здесь военного поселения, далек от примирения с Церковью. «Поживем, пока чего, на своей воле», обыкновенно говорят раскольники. В самом деле, в других уездах новгородской епархии, менее зараженных расколом и даже вовсе свободных от него, например в Боровичском, православного архиерея встречают, как ангела Божия. Не далее прошлой осени, совсем не то мы видели в здешнем уезде. Нужен был особый призыв прихожан в церковь, чтобы к приезду преосвященного она была не пуста и чтобы архипастырь имел случай сказать народу слово назидания. Если таковы отношения здешних прихожан к архипастырю: то насколько равнодушнее эти отношения их к приходским пастырям, поставленным в зависимость от прихожан в материальных нуждах, увеличивающихся здесь со дня на день вследствие неурожаев и безлесности. В сам день освящения храма, от холода мы зашли после утрени в сторожку и, к удивлению, увидели замечательного проповедника, отставного солдата Павла, из деревни Рыкова. Множество слушателей содержали глубокое молчание. Проповедник, с очками на глазах, имея у себя в руках развернутую книжку и, вероятно, не придерживаясь ее содержания после молитвы и призывания многих святых, сел на лавку и говорил от себя с замечательным искусством. Голос у него звонок, выговор ясен, речь плавна, телодвижения складны и приличны, самое содержание речи близко к слушателям. Проповедник говорил о необходимости всем, старым и малым, не смотря ни на какую погоду (тогда была метель) ходить в новоустроенный храм Божий. Если бы, сравнивал он, здесь раздавали на утрени по целковому: то каждый хозяин разбудил бы всех своих детей и привел бы их с собою в храм, чтобы не лишиться рубля кому либо из семейства. Но здесь – служение Богу – дороже серебра и злата. Далее, проповедник хвалил усердие строителей храма, просил их не гордиться, уверял их в бессмертии их доброго дела и в вековечной молитве за них, как создателей храма. Последнее, что мы имели время выслушать, это изъяснение самого чина освящения храма, на что смотреть приходят даже раскольники. Это изъяснение сделано было проповедником, живо-сознающим превосходство православия над заблуждением раскола, с особенным одушевлением. Признаемся, мы в сладость послушали доморощенного оратора из простонародья и невольно убедились, что вот чего – изустной, живой проповеди ждет от нас, пастырей, народ.
Священник Василий Сахаров
Село Марково.
Малов Е. Миссионерские заметки (по расколу) (продолжение) // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 30. С. 415–427.
VI.
Июля 12 числа на канторе пароходского общества «Самолет» близь г. Хвалынска я ждал с луговой стороны Волги из села Духовницкого, перевозного парохода. Здесь я встретился с хвалынским раскольником, который заговорил со мною совершенно случайно. Я стоял на палубе конторки и посматривал на Волгу. Раскольник (не знаю его имени) подошел ко мне, раскланялся, спросил меня, куда я держу путь. Узнавши, что я стремлюсь через село Духовницкое в Николаевский уезд Самарской губернии, он сказал, что и ему нужно на ту же (луговую) сторону. – Ах, вчера какая страшная была гроза, сказал я. – Да, гроза сильная была на тверди небесной. В писании сказано, что есть три тверди, три земли и три бездны. – Какие же это тверди и земли и бездны? – Да как же: есть твердь небесная, есть твердь земная и есть твердь преисподняя. Есть земля небесная, вторая наша земля, на которой мы обитаем, а третья земля – подземная. Есть также бездна небесная, бездна земная и бездна преисподняя, или тартар. – Я в Писании таких разделений не читал. Знаю, что Господь сотворил твердь или видимое небо, а о тверди земной и преисподней и о земле подземной не знаю. Что касается до земли небесной, то она в Писании называется большею частью новою землею, царством небесным, раем блаженным, жилищем праведных. Но эту новую землю и новое небо мы увидим, когда настоящее видимое нами небо и наша земля, и яже на ней дела, сгорят, т. е. после кончины мира. Вы, пожалуй, скажете, что вот и солнце стоит, возразил мне мой собеседник, нимало не удовлетворивши моему вопросу. – Да, по мнению людей, изучающих планеты или светила небесные, солнце стоит, и я доверяю людям, знающим это дело. – А в следованной псалтири, только я запамятовал, в каком псалме сказано, что солнце идет, ходяще путем своим. – Вы видали, как вертится колодезное колесо, когда выкачивают воду? – Видал. – Ну, что, ходит это колесо, или стоит? – Оно ходит, да ведь не так; оно на одном месте вертится. – Так точно и солнце. Колесо колодезное ходит путем своим и солнце также. Оно не переменяет своего места, а только оборачивается вокруг себя. Это и значит – ходяще путем своим. – Колодезное колесо я не знаю, как ходит, только солнце идет путем своим, а не стоит. – А мне кажется, скорее бы вы должны сказать наоборот, т, е. скорее нам неизвестно течение своим путем солнца, чем колеса у колодца.
– В видении св. Григория Богослова сказано, что праведным на небесной земле уготованы дворцы из чистого серебра, золота и хрусталя. – Видения пророческие или же отеческие следует понимать не в прямом смысле, а в духовном. Ты не разумей, что в самом деле, на том свете будут палаты и серебра, золота и хрусталя. – Так разве св. отец говорит неправду? – Я не хочу сказать, что св. отец говорит неправду, я говорю, что под серебряными и др. домами следует разуметь разные степени духовного блаженства. Св. апостол Павел был восхищен до третьего небеси и слышал там неизреченные глаголы, их же несметь есть человеку и глаголати. Сам Спаситель говорит: в дому отца моего обители многи суть (Ин.14:2). Это значит, что одни из праведных будут наслаждаться блаженством более, другие менее. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых, говорит св. апостол (1Кор.15:41, 42). Да и что особенно привлекательного для праведников в золоте, серебре и хрустале? Все праведники еще здесь, на земле, уже совершенно презрели эти металлы. В них они не видят блаженства – Да ведь здесь у нас какое серебро, золото и хрусталь? Там мы увидим их чувственно, сказал раскольник – Но я скажу тебе, что на том свете почти все чувственное уступит место духовному. Чувственный рай – не христианский; а татарский рай. Апостол Павел говорит: сеется в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. (1Кор.15:42, 43, 44). – Ну, а как ты веруешь о кресте (т. е. о крестном знамении)? – Я верую, как заповедала св. православная, вселенская Церковь. И то время подошли к нам два мужичка, и два солдата и еще два старичка стояли немного в стороне и по временам прислушивались к нашему разговору. – Скажи мне, спросил я раскольника, как говорится о крестном знамении в Евангелии? – К старинных книгах говорится о двуперстном крестном знамении... – Я тебя еще не спрашиваю о старинных книгах, я спрашиваю, как говорится о крестном знамении в Евангелии – Да у вас Никон изменил книги. – Погоди, пожалуйста, осуждать и патриарха Никона, оставь судить его Богу. Если время будет, мы поговорим и о Никоне, а теперь прошу тебя не спешить, а ответить только на мой вопрос: читал ли ты Евангелие, или нет? – Пусть я не читал Евангелия, сказал после долгого упорства раскольник, а знаю некоторые евангельские слова: например при кончине мира, сказано, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе. Ведь это евангельские слова? – Да, это слова Евангелия, Матфея глава 24, сказал я. – Они толкуются так, продолжал раскольник: солнце померкнет, т. е., оно не будет возвещать славу Христа; луна не даст свет – значит пред вторым Христовым пришествием не будет истинного крещения; звезды спадут – не будет хороших пастырей. – Ну, это толкование не совсем справедливо. Например крещению соответствовало в Ветхом Завете обрезание; в Новом Завете, оно называется еще банею пакибытия, но чтобы образом крещения или знаком его была луна, этого в св. Писании нигде нет. Раскольник молчал, и я опять старался возвратить его на прежнюю беседу Если ты не читал Евангелия, то я тебе скажу, что в Новом Завете ничего не говорится о пальцах для сложения крестного знамения. В это время один из около нас сидящих сказал, что в Евангелии говорится о двуперстном крестном знамении. – Ты говоришь совершенную ложь, сказал я ему. – В Апокалипсисе говорится, отвечал он. – И это неправда, сказал я. – Нет, говорится, утверждал голословно товарищ моего собеседника. – Хорошо тебе говорить; у нас теперь нет в руках Апокалипсиса, а если бы в руках у меня была эта книга, показал ли бы ты где говорится там о пальцах? – Дерзкий мужик, не зная, что будет впоследствии, самоуверенно сказал, что он показал бы. – Хорошо, я сейчас принесу Апокалипсис, подождите! И я отправился в конторку, где у меня в углу был Новый Завет. Выхожу, а моего нового собеседника о вере уже нет. Где же он, спрашиваю я? – Вот у нас какой воин, сказал прежний раскольник, он ушел на берег. Впрочем он скоро пришел опять к нам и я спросил: где же, в которой главе, в Апокалипсисе, говорится о двуперстии? – Да я сам не грамотный, позабыл в которой главе, только я слышал, читали... – Зачем же ты говорил ложь, зачем говорил, что ты можешь указать в Апокалипсисе место о двуперстии? Не хорошее дело – лгать. – Да я слышал, читали Апокалипсис... с стеснением говорил мужик. – Быть может сперва читали Апокалипсис, а потом начали читать какой-либо другой сборник, где и говорилось о двуперстии, а ты подумал, что продолжается чтение Апокалипсиса. – Хоша (хотя) я и не читал Евангелия и не знаю, говорится ли там о крестном знамении, но в древних книгах говорится о двуперстии, снова начал прежний раскольник. – Ну, хорошо: скажи, в какой древней книге, например говорится? – В следованной псалтыри. – Кто писал псалтырь? – Царь и пророк Давид. – А когда жил царь и пророк Давид, – до рождества Христова или по рождестве Христове? – Не знаю, как вам хорошенько сказать, только после рождества Христова, сказал раскольник. – Псалтырь Давидов к каким книгам относится, к новому завету, или к ветхому? – К новому, сказал раскольник. – Ну, родимый, сколько ты наговорил лжи и клеветы, просто беда. Царь и пророк Давид жил не после рождества Христова, а прежде, и книга его – Псалтырь принадлежит к ветхому завету, а не к новому. Солдаты, стоящие вдали, переглянулись, один из них толкнул под бок другого. – Раскольник конфузился, но хотел немного оправиться. – Всего-то ведь не запомнишь, отвечал он. – Это правда, что всего не запомнишь, но в таком случае тебе и следовало бы сказать, что не знаю, или позабыл, а зачем ты начал врать, зачем ты обманывал себя надеждой, что я, быть может, не знаю и ничего не скажу на твою ложь? Раскольник молчал. – Продолжим, впрочем, разговор о двуперстии. Ты говоришь, что об этом говорится в следованной псалтыри. Псалтырь написал Давид, а о двуперстии что в следованной псалтири кто написал? – Знамо дело, Давид же, отвечал раскольник. – И опять ты сказал неправду: сейчас я сказал тебе, что пророк Давид жил до рождества Христова, как же он написал о двуперстии, когда при нем никто не молился двуперстно, и вообще, не изображал на себе крестного знамения как бы то ни было; потому что тогда еще Христос не родился и не пострадал на кресте. Пророк Давид написал только псалтирь, начиная со слов: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» и оканчивая псалмом: «мал бех в братии моей» (о др. писателях некоторых псалмов нечего уже было и говорить здесь). – Учение о крестном знамении, которое прикладывается к псалтырям простым и следованным, писано не Давидом. Ты не знаешь, кто написал о двуперстии в следованной псалтири, о которой ты говоришь, поэтому нечего с тобой об этом и говорить. Однако же скажи мне, почему ты троеперстие не хочешь назвать даже крестным знамением, ужели оно не истинное знамение, противно учению евангельскому или учению веры христианской и следовательно ведет к погибели? – Да, оно противно и ведет к погибели, отвечал раскольник. – Скажи теперь, какому же учению христианскому, или каким словам Евангелия оно противно? – Да ты что все спрашиваешь меня об Евангелии, мне что Евангелие-то... о двуперстии говорится в древних отеческих книгах, а св. отцы согласны с Евангелием. – Ты, родимый, не спеши! Евангелие нам оставлено самим Христом Спасителем, Основателем и Совершителем нашей веры. Оно для нашего спасения начало и конец. С корня и мы должны вести дело. До св. отцов и отеческих книг мы еще дойдем, ты только не спеши. Что ты изображаешь своим двуперстным крестным знамением спросил я? – Большим пальцем и двумя последними св. Троицу, а двумя остальными – воплощение Иисуса Христа. – Тоже самое исповедуют и те, кто молится триперстно. Тремя первыми перстами они изображают Св. Троицу, двумя последними – воплощение. Какое же различие в вере? – Да в древних книгах говорится о двуперстии... – Погоди опять о древних книгах. Теперь речь не о них, а о том, противно ли триперстное крестное знамение Евангелию? – Противно, отвечал раскольник. – Ну, вот и скажи, каким словам Евангелия противно? Противным называется, как известно, такое действие или слово, которое запрещено Спасителем или Его апостолами в Новом Завете. Например нам не велено воровать, следовательно всякий, кто ворует, поступает против Евангелия; нам велено исповедывать Св. Троицу, воплощение Сына Божия и т. п., следовательно всякий, кто не верует этому учению, тот противник Евангелию. Теперь скажи, каким словам, или какому евангельскому учению противно триперстное крестное знамение? – Хотя я не читал Евангелия, однако вижу, что противно Евангелию, отвечал раскольник. – Мне странным и даже непонятным кажется твой ответ, родимый. Как это у тебя выходит: хотя ты не читал, а это почти одно и тоже, что не видал слов Евангелия, однако ж видишь! Если не читал, так и скажи, что я не знаю, противно, или нет Евангелию троеперстное крестное знамение. – Оно противно нам, вмешался в разговор один мужичок. Нас родители научили так молиться, вот другой крест нам и противен, мы и слышать о нем не хотим. А некоторые говорят даже не кстись (не изображай на себе крестного знамения), не молись и не постись, да только зла не делай ближнему, – вот и не погибнешь, – Ну, я прямо скажу вам, что такие речи противны Евангелию. Иисус Христос сам молился. Мф.26:39, 42, 44. Ин.17:15. Он заповедал и апостолам молиться, например Мф.26:41 и всем нам: аще молитеся: Отче наш, иже еси на небесех и прочее (Мф.6:9–13). Апостолы также заповедовали молиться: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются (Флп.4:6). В Евангелии заповедуется и пост: придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк.11:18–20. Мф.9:11, 15). Если бы вы знали эти и другие слова из Евангелия, то никогда бы не слушали тех, которые говорят «не кстись, не молись, не постись». Положим, вас научили родители. А вы видали здесь греков, которые ходят по сбору? – Видали. – А спрашивали, как они слагают персты для крестного знамения? – Нет, не спрашивали. – Напрасно. – Вы тогда узнали бы, что греки крестятся триперстно, а ведь мы веру-то приняли от греков. Но оставим теперь греков. Ты говоришь, что вас научили родители крестится двуперстно; татарина родители научили, при молитве, подымать руки к лицу. Ужели же татарин не должен бросить свое воздеяние рук, которому его научили родители, если бы ты или другой кто убедил его принять христианскую веру? – Должен. – Почему же ты не хочешь оставить двуперстное крестное знамение только потому, что ему научен ты своими родителями? Вспомни слова пророка Исаии, которыми Иисус Христос сказал фарисеям и книжникам: тщетно чтут меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мк.7:3–13; Мф.15:3). Ты только упорно говоришь, что троеперстие противно и на погибель, а не показал, какому же учению евангельскому оно противно. А это значит, говорить не зная дела. Это значит – принимать на душу тяжкий грех. – Да ты спроси меня, в каких древних книгах говорится о двуперстии, и тебе скажу, снова говорил раскольник. – Древнее всех твоих древних книг св. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, и ты не читал его, чего же тебя еще спрашивать?. Впрочем изволь, я тебя спрошу о твоем двуперстном крестном знамении. Ты веруешь в св. Троицу единосущную и нераздельную? – Верую. – Зачем же ты в своем крестном знамении разделяешь св. Троицу? Затем мною было сказано все то, что говорилось о крестном знамении Н. С. Качаеву, с тем только прибавлением, что теперь я обратил внимание на безымянный палец. Ты веруешь, сказал я раскольнику, что несть инаго имени под небесем даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян.4:12), кроме имени Иисуса Христа; веруешь, что именем Иисуса Христа бесы изгоняются, болезни исцеляются и совершаются другие чудеса? – (Мк.16, 17, 18). Да, это правда. – Зачем же ты в своем двуперстии изобразил Иисуса Христа безыменным пальцем? Ужели Иисусу Христу нет никакого имени? и ужели после этого твое двуперстное крестное знамение истинно? Раскольник был смущен. – В троеперстии, напротив, продолжал я, Иисус Христос изображается вторым, указательным пальцем. А такое изображение вполне согласно опять с евангельским учением. Мы веруем, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий. рожденный от Отца прежде всех век. Затем мы веруем, что Он сидит одесную Бога Отца. Посмотри на троеперстное крестное знамение и ты все это увидишь. От основания большого пальца – от Отца, рождается сын, который живописуется указательным пальцем. Посмотрите, этот указательный палец находится в правой стороне от большого, а этим выражается, что Сын сидит одесную Отца. Средний палец изображает св. Духа. Как Дух святой, по учению евангельскому, исходит от Отца, так и в троеперстном крестном знамении это самое учение выражается средним пальцем, который также выходит, или исходит из основания большого пальца. Припомните также, что св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн указывал на Иисуса Христа и говорил: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29 и след.); поэтому всего приличнее Иисуса Христа изображать указательным пальцем, а не безыменным, как в двуперстии, о чем уже говорили мы прежде. – Я смотрю, вы готовы, не знай на что, за троеперстное крестное знамение, сказал мужичок, говоривший прежде, что двуперстному крестному знамению их научили родители и что троеперстие им противно. Вы говорите как-то сильно, заметил он. – Да я готов был бы целый день говорить об истине, готов был бы всякому показать истину и потерпеть за нее какие угодно неприятности. Только знайте, что я не назову двуперстие каким либо хульным именем, хотя оно, как и вы теперь слышали, не совсем истинное перстосложение для крестного знамения. Православная Церковь допустила его ради немощных совестью простых людей, лишь бы только они не разрывали любви с нею. Без любви нет истинной веры, нет истинного спасения. Св. апостол Павел говорит: аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь (1Кор.13:2, 3), и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, никая польза ми есть. А почему? Потому что Иисус Христос сказал: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35 и выше). А это опять потому, что Сам Бог есть Бог любы (1Ин.4:16). А те, кои держатся двуперстия, до того ожосточены против тех, кои троеперстно изображают на себе крестное знамение, что считают их погибшими, нечистыми, еретиками, слугами антихриста и т. п. А между тем не знают, что сами находятся в заблуждении и, по своему самоуверенному, ложному знанию истин веры, разорвали любовь с православными, отпали от Церкви и через это ясно показывают, что они уклонились от слов Христа Спасителя, заповедавшего любовь и единодушное согласие: Отче, молился он, да вси едино будут... (Ин.17).
Было уже около 9 часов утра. Перевозный пароход уже приближался с противоположного берега. Нужно было спешить на пароход. Я попросил раскольника пособить мне донести некоторые вещи. Мы раскланялись с теми, кто принимал участие или был только свидетелем нашей беседы и ушли. Только что же? Раскольник, по всей вероятности, внутри не совсем довольный мною за то, что я постоянно останавливал его и не давал ему высказать своих знание по старым книгам, а требовал ответов по Евангелию, не захотел со мной плыть на пароходе, а ушел на баржу и распростился со мной.
Посидел я немного на перевозном пароходе. Народу еще почти никого не было; я пришел почти один из первых. Вижу, ко мне подходит тот самый мужичек, который говорил, что двуперстью они научены родителями, а потому троеперстие не нравится им. – Вы куда отправляетесь, спросил он. – Я отправляюсь теперь через сего Духовницкое в село Богородское. А что вам? – Да видите что, у меня что-то сердце к вам прильнуло, я все наблюдал за вашим разговором. А у меня на душе сомненье есть, я бы желал кое-что спросить вас... – Как же нам быть? Я отправляюсь, вы остаетесь... вы из Хвалынска, или из других мест? – Я снизу, из саратовской губернии; приехал кое по каким делам: видите, у меня здешний хвалынский солдат набрал товару в кредит, обещал отдать деньги к Петрову дню, а вот и до сих пор не отдал, денег на нем около 200 р. с. я и приехал сам за деньгами. Да солдата, сказывают, дома нет. Мне не верится, – вот я и слежу его... – Если угодно, я могу с вами пробыть в Духовницком день и поговорить. – У меня нет времени, я хоть провожу вас в Духовницкое, сказал он. Он сел около меня. Особенного он почти ничего не расспрашивал, но, кажется, его тяготило одно недоумение. – Родители мои живут по старой вере, начал он, а я хожу в церковь православную и живу с ними в разделе. Теперь меня родители бранят и клянут. Когда я пойду в церковь молиться Богу, мать говорит: «что пользы, что пошел в церковь? Я прокляла его, а от находящегося под клятвой не принимается молитва». Теперь я не знаю, что и делать!.. Ходить в церковь хочется, да и клятвы боюсь... Мне не хочется слушать родителей и переходить в их согласие. У нас в деревне, кажется, вер пять теперь есть. К каждой вере родители склоняют детей. Непослушных клянут, а узнать нельзя, которая вера истинная... – Истинная вера одна – вера православно-христианская. Учение ее содержится в Евангелии и церковном предании. Поэтому, чтобы узнать веру и строго-твердо содержать ее, необходимо читать Евангелие. Вас пугает теперь клятва родителей? А не припомните ли, что сказал Христос Спаситель наш детям о родителях и родителям о детях, «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену. или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ, и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29, Лк.18:28–30, Мк.10:28–30). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10:37. Лк.14:26). Вот каковы слова нашего Господа, Христа Спасителя! Так кого же тебе более любить, кого более слушать? Если будешь слушать своих родителей, оставишь Церковь, которую основал для нашего спасения Христос, если, говорю, будешь слушать родителей и следовательно любить их более, нежели Христа, Господа, то ты будешь недостоин Христа, а это значит, что ты не наследуешь жизни вечной во царствии Его. – Вот что!.. с какою-то радостью произнес мой слушатель. Он как будто получил облегчение от живых и действенных глаголов Божиих. Оставалось сказать о клятвах родителей. – После того, что ты слышал из Евангелия, для тебя не должны быть странны клятвы родителей. Напрасная или суетная клятва ничего не значит; мало того – она становится во вред тому, кто изрекает ее. «Злый послушает языка законопреступных: праведный же не внимает устнам лживым» (Притч.17:49). Мужичок как бы получил разрешение своим недоумениям. Он более ничего не спрашивал. Народу между тем на пароход набралось очень много. За Волгу отправлялись жнецы – мужчины и женщины. Некоторые хвалынцы переправлялись в Духовницкое по своим торговым делам. Я поэтому продолжал речь свою против раскола вообще, против его противоцерковных и противоиерархических учений. Меня начали слушать некоторые из хвалынцев. Я знал, что в Хвалынске сильно развит раскол австрийского священства, поэтому и направил речь свою на эту партию раскола, сказал о начале и незаконности этой иерархии, о несогласиях, происшедших в последнее время в этой секте, и о присоединении четырех архиереев австрийского посвящения к единоверию. Мы переехали на луговую сторону Волги. Я должен был расстаться со своими слушателями. Я подивился не мало их услугам; одни из них вынесли мой багаж далеко на берег, другие подыскали для меня людей из села Богородского, куда я стремился. Здесь я расстался с ними, а также и с тем, сердце коего прильнуло ко мне. Это был житель села Синодского, Саратовской губернии, Волжского уезда, Панкратий Кузмин; я подарил ему на спасение души Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.
(Продолжение следует).
* * *
Примечания
«Сокровищ. дух. от мира соб.». Часть IV, 5.
Изд. 6-е 1848 г. С.п.бург.
Мин. Месячн. апр. л. 172. Богород. в понед. вечера.
Акаф. ко Пр. Богород.
Чет. Мин. Январь 31.
Месячн. Мин. Декабрь 6. Стихира на «Господи воззвах».
Месячн. Мин. Декабрь 6. Стихира на хвалит. «слава».
Чет. Мин. Декабрь 6.
Чет. Мин. Декабрь 6.
Чет. Мин. Декабрь 6.
Чет. Мин. февраль 11-го.
Чет. Мин. февраль 11-го.
Чет. Мин. февраль 11-го.
См. «Русск. Архив» 1863. Выпуск 12, стр. 949.
«Русск. Архив» 1863. Выпуск 12, стр. 950.
«Быт. русск. народа». Терещенки. ч. 6, стр. 30.
См. «Руководств. для. с. п.». 1863 г. №№ 16, 17. Народные поверия о некоторых свящ. лицах и событиях и обычаи, соединяемые с праздниками в честь их. А. Громаковского.
Мин. мес. окт. 2-го кан. свят. по 6-й песни.
Опасение наших причетников, как показало полугодие, на счет разноски указок – напрасно. Указы, по прежнему, рассылаются с удобством и требуют от благочинного разве лишнего экземпляра копии с указов, чтобы послать указ вдруг в три стороны благочиния.
