монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, с чего нужно начинать жизнь аскета, что начинающим следует терпеливо переносить трудности и понуждать себя, ибо путь добродетели из-за страстей и предрассудков сначала выглядит тернистым, но потом оказывается весьма легким, что прочное начало приносит великую пользу, а также о том, что невозможно следовать Христу и достичь добродетели если заранее не приготовить себя к смерти

А. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила: «Много подвигов и трудов сначала предстоит приходящим к Богу, но затем их ждет несказанная радость. Ибо как желающие разжечь огонь сначала задыхаются от дыма и плачут, а потом добиваются своего; вот так и мы слезами и трудами должны воспламенить в себе Божественный огонь. Ибо Господь сказал: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12:49). Некоторые же по своей нерадивости устали, дыма не вынесли – они не смогли зажечь огня и скоро ушли, не вытерпев и не устояв до конца».

Б. Из Патерика

Кто-то спросил старца:

– Почему я постоянно в унынии?

– Потому что ты еще не видел солнца, – был ответ.

Старец говорил: «Принуждать себя во всем – это и есть путь Божий».

Он же сказал: «Принуждающий себя ради Бога подобен человеку-исповеднику».

Братья спросили одного из отцов:

– Почему душа не устремляется к обетованиям Божиим, возвещенным в Писании, а уклоняется в нечистоту?

Старец ответил:

– Я скажу так: душа еще не вкусила вышнего и потому вожделеет нечистоты.

Брат спросил авву Пимена:

– Тело мое слабеет, а страсти не ослабевают?

– Эти страсти – колючий сорняк, – заговорил образно старец. – Начнешь вырывать его с корнем, раздерешь себе руки в кровь. Поэтому кто хочет искоренить в себе страсти, пусть приложит труд и пот.

Авва Иосиф сказал авве Лоту: «Ты не сможешь быть монахом, пока весь не станешь, как пылающий костер, не начнешь презирать почести и покой, не отсечешь сердечных желаний и не научишься соблюдать все Божьи заповеди».

В. Из аввы Исаии

Брат, ни в каком труде не будь беззаботен, чтобы не ворвались в тебя вражеские внушения. Как развалины дома за городом превращаются в смрадное место, так и душа ленивого новичка становится обиталищем всяческих нечестивых страстей.

Г. Из аввы Марка

Всякий крещенный в Православии человек сокровенно получил всю благодать и укрепляется в этой благодати исполнением заповедей. Заповедь же Христова, исполняемая по совести и по своему предназначению, дарует утешение множеству сердечных скорбей.

Д. Из святого Диадоха

Это только новоначальным, возлюбившим благочестие, добродетельный путь кажется чрезвычайно каменистым и мрачным. Не потому, что он таков. Просто человеческая натура с самой материнской утробы ходит по широкой улице наслаждений. Но для преодолевших половину (пути) улица оказывается весьма дружелюбной и удобной. Ибо своим добрым нравом они с помощью блага подавили в себе зло, а вместе со злом погибли и воспоминания о пагубных наслаждениях. А после этого душа уже с радостью ходит добродетельными путями. Вот для чего Господь, направляя нас на путь спасения, говорил: Сколь тесны врата и узок путь, ведущий в Царствие, и немногие идут по нему (Ср.: Мф. 7:13–14). А тем, кто всей душой решил соблюдать Его святые заповеди, Господь сказал: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30).

Вот почему в начале подвига необходимо понуждать свою волю исполнять святые Божьи заповеди, дабы Благой Господь по нашим трудам и скорбям увидел, что мы с превеликой радостью стремимся служить Его славным заповедям, и ниспослал нам Свою святую волю. В таком случае Господь, конечно же, уготовит нашу волю, чтобы мы со всей душой постоянно творили добро. Тогда мы воистину почувствуем, что это сам Бог Своим благоволением действует в нас и любит и творит.

Е. Из аввы Исаака

Блаженны, кто ради любви к Господу, препоясав чресла свои, с мужеством и надеждой пустились в плавание по морю скорбей, по этой необъятной и неведомой дороге. Они не испугались ни бушующих волн, ни шторма, ни бури не устрашились, (ибо верили), что скоро в заливе Царства (Божия) обретут спасение и покой в обителях во благо потрудившихся и возрадуются радостью, что их надежда сбылась. Ведь кто с надеждой устремляется вперед по извилистому и тернистому пути, тот уже не возвращается вспять, чтобы исследовать, каков этот путь. Но когда он благополучно преодолеет его, тогда вспомнит, насколько он был извилист и тернист, и возблагодарит Бога за избавление от таких многочисленных и ужасных опасностей, о которых даже не подозревал.

А у кого (слишком) много мыслей и кто хочет поскорее стать мудрым в глазах своих (Притч. 26:11) и отдает себя (во власть) вихря помыслов, кто заранее страшится (всего) и силится предугадать потери, а большинство людей именно такие, – вот они никогда не уходят дальше порога собственного дома. Про них верно сказано в Писании: отправленный в путь ленивец говорит: «лев на дороге (Притч. 26:13) и убийцы на площадях! Как говорившие: там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, ...и мы были в глазах наших пред ними, как саранча (Числ. 13:34), так и постоянно мечтающие быть мудрыми совсем не готовы ни на какое дело.

Да не станет твоя такая великая премудрость падением и западней перед лицом твоим. Доверься Богу, загорись и с пылом новичка сделай первый шаг по пути, обильно политому кровью. Совсем не заботься о теле, не твори и не выдумывай ничего лишнего, дабы не остаться голым без сокровенного Божественного ведения. И земледелец поостережется и никогда не станет сеять, пока не дождется нужного ветра (т.е. хорошей погоды – прим. ред). Лучше умереть за Бога, чем жить в позоре и лени.

Если хочешь положить начало Божьему делу, прежде сделай завет между тобой и Богом о том, что не будешь жить нынешней жизнью и что хочешь приготовиться к смерти, ибо совершенно разочаровался в настоящей жизни. Держи это в уме, и тогда сможешь с Божией помощью сражаться и победить. Ведь упование на эту жизнь ослабляет разум и не дает человеку преуспеть во благе. Ни двоедушно, ни с ленью не приступай к благому делу, чтобы все твои труды не оказались напрасными, а твоя работа земледельца – непосильной. Но мужественно, с непоколебимой верой в Бога берись за благое (дело), уповая, что милостив Господь и для взыскующих Его Он скорый Помощник и щедрый Воздаятель. Свою благодать Он дарует не по нашим трудам, но по ревности и вере в наших душах. Ведь Он сам говорил: Как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8:13).

Кто хочет последовать за Христом, пусть, как сказал Сам Спаситель, отвергнет себя (Мф. 16:24) и возьмет Крест – тогда он сможет последовать за Господом. Ибо Крест, как известно, означает готовность ко всякой скорби, мучению и даже смерти. Если человек готов на распятие, то мысль о смерти держится в его уме, и он ведет себя как человек, не помнящий и не имеющий ничего общего с жизнью этого века. Точно так же и тот, кто хочет исполнить слова Господа. «Кто хочет жить в мире сем, – сказал Он, – тот погиб для истинной жизни, а кто в мыслях готов и душу свою погубить ради любви ко Мне, тот без вреда и помехи достигнет вечной жизни. Поэтому отныне и впредь готовь свою душу к совершенной гибели для временной жизни, и Я дам тебе жизнь вечную, как и обещал тебе. А в этой жизни Я докажу делом Свое обещание: еще здесь ты получишь уверение будущих благ и их залог. Но если прежде не отвергнешь настоящую жизнь, ты не обретешь будущей!»

А как только, подготовившись, ты вступишь в бой, (остальное), что тебе кажется трудным и скорбным, потеряет для тебя всякий смысл. И все же невозможно вытерпеть скорби, если не возненавидишь свою жизнь в миру и не возжаждешь будущей жизни.

Вопрос: Кто сбросил с себя все заботы и с готовностью вышел на бой, с чего ему нужно начинать борьбу с грехом?

Ответ: Основа всякой добродетели – пост и бдение. Ибо они дают рассуждение и содействуют человеку во всем благом. А вот начало всех зол – это пресыщенное чрево и покой и сон до расслабления. Они разжигают блудную похоть и притупляют ум, делая его грубым и помраченным. Как у здоровых глаз постоянная жажда света, так и от поста, совершаемого с рассуждением, возникает вечная тяга к молитве. Ведь когда человек начинает поститься, в нем рождается потребность беседы с Богом, его ум пробуждается, а тело, легкое от поста и не отягощенное пищей, разве может вытерпеть всю ночь напролет валяться на матрасе? Нет, оно бодро встает и спешит на служение Богу.

Насколько печать поста запечатлевается на человеческой плоти, настолько его сознание проникается благоговением, из его сердца льется молитва, выражение суровости ложится на его лицо, нечестивые помыслы обходят молитвенника стороной, ведь он стал врагом злых вожделений и безсмысленных встреч. Пост – великий путь ко всякому благу, а кто пренебрегает постом, тот теряет все свои добродетели. Пост – это заповедь, данная нашей природе с самого начала для соблюдения его, и потому пост изначален для нас как Божиих созданий.

Из-за этого и произошло первоначальное падение (в раю). По той же самой причине подвижники стали соблюдением закона воздержанности со страхом Божиим снова подниматься на битву и исполнять все Его заповеди. Даже Сам Искупитель нашего рода борьбу с дьяволом начал с поста. После Крещения Дух возвел Его в пустыню, и Он постился сорок дней и сорок ночей.

Вот так и все решившие последовать за Ним должны на этом фундаменте положить начало своему о Господе домостроительству. Ведь если Сам Законодатель нашего спасения постится, то неужели исполняющие Его законы люди не должны подражать Ему? Ведь до этого человеческий род не знал побед, и дьявол никогда не терпел поражений от нашей природы. Но этим оружием (постом) он был сразу повергнут.

И первый венец в честь этого наш Господь и Источник победы возложил на главу нашей природы. Вот почему теперь как только вражина завидит это оружие у какого-нибудь человека, то дрожит от страха, вспоминая свое поражение от Спасителя в пустыне, и силы оставляют его перед этим оружием, данным нам Начальником нашего спасения. Пост – самое мощное оружие и крепость, отражающая летящие стрелы врага. К тому же он еще и придает превеликое мужество в борьбе. Ибо человек, окруженный полчищами бесов, чем больше изнемогает и страдает телесно, тем больше его сердце наполняется мужеством и стойкостью. Это помогает ему еще храбрее противостоять неприятелям и сражаться с ними еще яростней и отважней, постоянно пылая ненавистью к врагам. И он не прекратит борьбу даже для краткой передышки, пока все враги не будут изгнаны и не перебиты благодаря помощи свыше и исполнению прочих заповедей.

И зилот Илия, возревновав о Божьем законе, тоже прибег к подвигу поста, который напоминает, как (Святой) Дух заповедал нам проводить его. Пост – посредник между ветхим законом и благодатью, данной нам Христом. И потому кто пренебрегает им, тот становится слабым и безпомощным для подвигов и проявляет свою душевное бессилие перед врагом, выйдя на бой безоружным. И враг смело набрасывается на него, без труда одолевает безоружного труса и скоро совершенно сокрушает его. Потому что человек весь оказался уязвимым для вражеских стрел, ибо не защитил себя надежным оружием поста, дарованного нам самим Владыкой.

Ж. Из Патерика

Авва Зосима говорил, что Божья благодать всегда сопровождает наше произволение, и благодатью мы добиваемся всякого блага. Сами же мы однако и не пытаемся положить начало благим делам и даже не проявляем ни большого произволения, ни рвения, чтобы удостоиться Божьей благодати в помощь себе. Но даже если ради тщеславия мы и проявим свое произволение, то оно будет вялым и недостойным стяжания какого-либо блага от Бога. Неужели не понятно, что наша постоянная забота – сеять и затем собирать урожай? Когда крестьянин сеет на своей земле, то потом он ждет милости свыше, и Господь низпосылает Свои дары: и дождь ко времени и погоду впору. Посеянные семена проклевываются, возрастают и, наконец, дают зерно. Бросив в землю немного (семян), крестьянин пожинает большой урожай и немалую прибыль.

Так должно поступать и нам: если щедро посеем искреннее стремление к добру, то получим такую же благодать и от Бога. А с нею мы сможем спокойно и без труда стяжать все добродетели. Очевидно, так бывает в любом деле. Когда кто-нибудь приходит научиться ремеслу, сначала изо всех сил старается, у него ничего не получается, и он часто портит вещи, но не унывает, не падает духом и снова берется за дело. Сколько раз испортит работу, столько же раз и исправит, показывая мастеру свое произволение. А если он с отчаяния бросит дело, то так ничему и не научится. И как бы новичок ни ошибался, мастер всегда поправит, и потому ученик старается – и так трудом и терпением добивается своего. Мало- помалу вскоре сам становится мастером, и некоторое время спустя начинает самостоятельно трудиться и зарабатывать себе на жизнь.

Точно так же должен делать всякий, кто хочет приступить к какой-либо добродетели. Для этого ему следует сначала доказать, что у него хватит мужества и силы для выполнения своего произволения, а затем терпеливо творить благо и молить Бога о содействии и помощи. А в случаях неудачи не впадать в уныние, не отчаиваться и не ослаблять своих усилий, иначе никакой добродетели он никогда добиться не сможет. Однако, сколько бы раз ему ни случилось пасть, всякий раз он должен понуждать себя вставать, подогревая себя надеждой и ожиданием Божией милости.

То же самое имел в виду и авва Моисей. Крепость стремящихся к добродетели, по его словам, заключается в том, что, даже если они падают, то не отчаиваются, но снова встают – и за дело. Давайте же и мы приложим все силы к стяжанию добродетелей и потерпим Господа (Пс. 4:14) нашего, явим Ему свое чистосердечное произволение и призовем Его на помощь. И тогда Он ниспошлет Свою милость на нас и щедро одарит Своею благодатию. А с нею легко и без лишних трудов мы добьемся всякого блага.

С одним молодым монахом был такой случай. Как только он собирался вычитывать правило, у него начиналась лихорадка и жар, и голова страшно раскалывалась. Тогда он говорил себе: «Ну, вот, заболел. Так недолго и помереть. Но перед смертью совершу-ка я лучше правило». И таким помыслом понуждал себя исполнять свое дело. После молитвы лихорадка, жар и головная боль проходили. Но как только подходило время опять читать правило, болезнь возвращалась. Тогда он вспоминал свой прежний помысел и силой заставлял себя совершать правило, и в скором времени с Божией помощью избавился от брани.

Один из старцев пришел к авве Ахилле и, увидев, что тот харкает кровью, спросил, что с ним.

– Один брат обидел меня словом, – ответил авва, – и я боролся с собой, чтобы не упрекать его, и молился Богу, дабы Он освободил меня от этого помысла. Тотчас слово стало кровью в устах моих, и я выплюнул его, и после этого успокоился и забыл обиду.

Некий брат ничего не вкушал с утра и сражался с помыслом не есть, пока не наступит третий час. Подошли три часа, но подвижник опять решил не есть, пока не настанет шесть. Когда исполнилось шесть часов, он размочил хлеб и сказал помыслу: «Подождем еще до девятого часа». В девять он стал молиться и увидел, как сверхестественная сила в виде дыма исходит из его рукоделия и исчезает в воздухе. И с этого мгновения (чувство) голода оставило его.

Старец взял на себя подвиг не пить воду сорок дней. Когда же наступал (полуденный) зной, и жажда терзала особенно нестерпимо, он брал сосуд, наполнял его водой и ставил перед собой. Брат спросил, зачем он это делает. Старец ответил:

– Чтобы, глядя на воду, я больше страдал от жажды и от того, что не могу попробовать ее, и тем большую награду получил от Бога.

Старец говорил: «Мы потому не преуспеваем и даже не знаем своей меры, что не терпеливы в начатом деле и хотим, не напрягаясь, стяжать добродетель и потому легко и без труда переходим с места на место, думая, что найдется уголок, где нет дьявола».

Он же сказал: «Если монах несколько дней поработает, затем поленится, потом опять потрудится и снова расслабится, то он трудится без толку и не обретет никакого терпения».

З. Из святого Ефрема

Возлюбленный брат, от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость (Сир. 6:18). С ранних лет засевай свое поле и ухаживай за ним, чтобы на нем не выросли тернии, как на целине. А получишь добрый плод, прославь Того, Кто дает тебе силы.

И. Из аввы Исаака

Основа всех благ (и освобождение души из вражеского плена, и дорога, ведущая к свету и жизни) заключается в двух вещах: углубиться в себя и постоянно поститься. Иными словами, поселиться в безлюдном месте, упорядочить свою жизнь, благоразумно и рассудительно обуздывать чрево, непрестанно учиться и размышлять о Боге. Кто выполнит оба правила, тот преуспеет во многом и тем самым стяжает все добродетели.

2. Робкий человек страдает от двух недугов: маловерия и жалости к своему телу. А кто презрел это, то совершенно очевидно, что он всей душой уверовал в Бога и ожидает будущей (жизни). Отважное сердце и презрение к опасностям бывают по одной из двух причин: либо от жестокосердия, либо от глубокой веры в Бога. Жестокосердие ведет к превозношению, а вера – к смирению сердца.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle