монах Павел Эвергетинос

Источник

О еде и питье: как и когда вкушать и воздерживаться

А. Письмо святого Палладия Лавсу63 Препозиту

Мужайся всеми силами своего ума, прошу тебя, раб Божий Лавс. Не связывай своей свободной воли обетом из притворного угождения человекам. Многие от этого пострадали: из-за тщеславного рвения они дали обет не есть то или не пить это и тем самым поработили свою самостоятельность неотменимым обетом. Если ты на горе себе так поступил, то жизнелюбие или уныние, немощь тела или усладительное вожделение заставят тебя позднее познать горечь клятвопреступления. Если ты разумно что-то принимаешь и от чего-то отказываешься, то не согрешишь. Лучше пить вино разумно, чем пить воду до одурения. Взгляни на тех, кто рассудительно и благочестиво пьет вино, а потом на тех, кто неразумно от него отказался.

Вино пил Иосиф среди египтян, вино пил Господь наш Иисус Христос вместе со Своими учениками, и Его осуждали как чревоугодника и пьяницу. А манихеи64 и некоторые из языческих мудрецов пили только воду, но, став пленниками своего превозношения, не познали Бога. Материя яства или питья сама по себе не может быть похвальной или предосудительной, но только намерение того, кто во благо или во зло употребляет эту материю.

О тех, кто принимают что-то материальное или отказываются от него, Господь сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Эти плоды назвал апостол: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Тот, кто старается принести эти плоды, всегда умеряет свои желания и никогда не ест, не пьет и не ночует под одной крышей с человеком, известным своей порочностью. Когда он здоров, то избегает жирной пищи, а если болен, немощен, бедствует или ради уничтожения в себе тщеславия вкушает её умеренно, как лекарство только для исцеления души и тела, воздавая благодарность Богу.

Б. Из Отечника

Как-то авва Ксанфий из Скита поднимался в Теренуфин65. И в одном месте от тяжести подвига он сел отдохнуть, и ему принесли немного вина. Когда люди услышали о его приходе, то привели к нему одержимого. Бес начал поносить старца и говорить с издевкой:

– Зачем вы привели меня к этому пьянчужке?

Старец по смиренномудрию не хотел изгонять его, но, чтобы ответить на оскорбление, сказал:

– Уповаю на Христа, что не успею допить эту чашу, как ты выйдешь.

Как только старец начал пить, бес закричал:

– Ты меня сжигаешь.

И не успел старец допить, как бес вышел из человека по Божией благодати.

В. Из Антиоха Пандекта

Если ты воздержан в пище, возьми за правило не отказываться ни от какого яства как от мерзкого и недостойного для тебя. Такое отношение – от бесов и проклято Богом. Мы избегаем плотной пищи не потому, что считаем её лукавой, да не будет такого, но чтобы утихомирить вспыхивающие в нас плотские страсти тонким и сухим питанием. Если плоть здорова, мы должны смирять её, как положено. А если она больна, нужно дать немного жирной пищи, чтобы душа помогла ей, отягощенной болезнью, и душа и плоть совершали добрый подвиг вместе.

Г. Из святого Анастасия Синаита

Вопрос: Если кто клятвенно обязуется совершать какое-нибудь благое дело, например, не вкушать вина определенное время, поститься или делать нечто подобное, а затем по малодушию не сможет выполнить свой обет, что ему делать?

Ответ: Вообще не нужно клясться в таких вещах. Клятва – шаг ложный и искусительный. Нет нужды в клятве, достаточно доброго произволения. Не нужно клятвенным насилием над собой порабощать свободу своего произволения и не нужно отвергать что-либо сотворенное Богом как вредное, но всегда руководствоваться различением. Так и блаженные отцы наши, составившие для нас священные молитвы, создали и на этот случай молитву, которую иерей читает и разрешает человека. В Писании сказано истинным священникам: «Что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Но тот, кто сам разрешил обет, преступив его, должен исповедаться Богу, осудив своё легкомыслие и малодушие. Если человек, присягнувший смертному царю, не смеет до своей кончины нарушить присягу, то насколько больше будет наказан тот, кто поклялся бессмертному Царю небесному и не исполнил своё клятвенное обещание? Но покаяние сильнее клятвы.

Д. Из святого Диадоха

Подвижники должны ненавидеть всякие неразумные желания, пока эта ненависть не войдет в привычку. А отказываться от вещей нужно только так, чтобы это не переросло в омерзение. Такое отношение – от бесов и проклято Богом. Мы избегаем пищи не как порочной, да не будет такого, но только, чтобы, отвлекшись от обилия ненужных яств, истязать плоть там, где она разгорячается, и привести её к соразмерности. Кроме того, отказавшись от лишнего, мы можем раздать сбереженные деньги нищим. Это признак искренней любви.

Е. Из Отечника

Однажды несколько отцов спустились с гор в Александрию, в ответ на призыв блаженного архиепископа Феофила66 совершить молитву перед низвержением идолов. Когда они обедали у него, им подали телятину, и они ели её, не отличив на вкус, что это мясо. Архиепископ, взяв кусок, протянул его рядом возлежавшему старцу со словами:

– Вот какой хороший кусок, угощайся, авва.

Старцы, услышав, что речь идет о жареном мясе, ответили архиепископу:

– Мы до сих пор ели только овощи. Если это мясо, то мы его не едим.

И больше никто не прикоснулся к мясу.

* * *

63

Лавс Препозит был патрицием в Константинополе во времена императора Феодосия 1 (379–395). Он жил в роскошном доме в столице на площади Константина, называемой Мессия, или Регия, который сгорел во время большого пожара в 476 году. Для него преподобный Палладий написал «Лавсаик», из которого извлечено это поучение, как, впрочем, и многие другие отрывки в данной книге.

64

Манихеями назывались сторонники религии Манета, которая появилась в III в., произошла от древней персидской религии и не имела никакого отношения к христианству. Но когда она распространилась в Римской империи, то восприняла элементы иудаизма и христианства. В Малой Азии манихеи представлялись как православные, которые презирали их и считали оскорблением, когда кого-нибудь называли «манихеем».

65

Теренуфин – вероятно, речь идет о Теревуфине, в древности – Тука. Карфагенская церковь установила в нём епископскую кафедру. Располагался в центре Алжира, ныне называется город Дуга.

66

Здесь: Патриарх Александрийский Феофил 1 (385–412). Он точно выполнил приказ императора Феодосия Великого о закрытии храмов идолопоклонников, и во всем Египте остался только храм Исиды (или Изиды).


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle