монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что добродетели следует творить втайне, не превозноситься, не хвалиться; а также о тщеславии и человекоугодничестве и еще о том, откуда тщеславие берется, что оно творит и как избавиться от него

А. Из жития святой Синклитикии

Как блаженная Синклитикия говорила пришедшим к ней, мы поистине удостоимся великих благ, если будем переносить, взыскуя испытанного серебра заповедей, такие великие труды, какие претерпевают, хотя и без всякого смысла, миряне, которые гонятся за вещами суетного мира.

Они терпят и кораблекрушения, и выносят длительные испытания, и попадают в плен к пиратам. Говоря кратко, они подвергают себя мириадам страшных опасностей, и даже часто получая выгоду, выставляют себя бедняками, опасаясь завистников, и скрывают свой доход.

Поэтому и мы не дерзнем говорить о тех незначительных опасностях, в которые попадаем. Тогда мы получим истинную выгоду. Если нам и придется немного потерпеть, будем думать о том благе, которое мы из этого извлекаем. Но да не возвеличим себя и не станем показывать наше благо людям, еще и преувеличивая свои страдания. Ибо тогда нашим воображением мы растеряем все, что собрали.

Миряне, даже если они много скопили, стремятся получить еще больше. Мы же скопили крайне мало и собираемся довольствоваться этим как чем-то великим! Неужели у нас нет похвального желания поработать еще немного и совершить нечто большее?

Нужно всегда, простираясь вперед (Флп.3:13), стремиться к высшему и прикладывать все свое усердие, чтобы уже приобретенная выгода была скрытой. Если сокровище выставить напоказ, от него ничего не останется. Так и добродетель, если трубить о ней всем и вся, она совсем исчезнет.

Кто рассказывает людям о своих достижениях, пусть не скрывает и грехи. А если он умалчивает свои пороки, чтобы не услышать порицаний, то пусть тогда поостережется рассказывать и о своих успехах, потому что молва о его грехах все равно разнесется раньше всего.

А кто дружит с добродетелью, тот рассказывает и о своих самых малых пороках, подчас даже преувеличивает их и добавляет, чего не было, лишь бы не допустить людских похвал, а свои свершения скрывает – он крепко хранит свою душу. А если кто-нибудь откроет, и его начнут хвалить за это, то все его потраченные усилия пропадут даром.

Как тает воск от огня, так душа расслабляется от похвал и теряет весь свой высокий настрой.

Если мы живем в киновии, то поставим послушание превыше подвига. Ибо подвиг может научить нас превозношению, а послушание обязательно даст нам смиренномудрие.

Б. Из Отечника

Как-то сидел в церкви авва Иоанн Колов и вздыхал, не чувствуя, что кто-то стоит у него за спиной. Когда же он обернулся и увидел человека, то поклонился ему со словами: «Прости меня, авва, я человек невежественный».

Авва Иосиф Пилусиот рассказывал: «Когда я монашествовал на Синае, был там один брат, доблестный подвижник, благообразный видом. Он пришел в церковь на службу в одном латанном-перелатанном коротком и ветхом мафории.

Когда я увидел, что он так ходит в храм на службу, спросил:

Брат, ты разве не видишь, что твои братья стоят в церкви, как ангелы? Почему же ты не приходишь сюда в достойном облачении?

Прости меня, авва, – ответил он, – у меня нет другой одежды.

Я принес одежду из своей кельи и отдал ему левитон и все, что было нужно. Он стал носить одеяние, как и все остальные братья, и обрел ангельский вид.

Как-то отцам нужно было послать десять братьев к императору с какой-то просьбой. В число посланцев попал и он. Как только он об этом услышал, стал на колени перед отцами и сказал:

Ради Бога, простите меня – я был рабом у одного придворного, и если он меня увидит, то расстрижет и заберет к себе на службу.

Услышав это, отцы отпустили его. А позднее они узнали от человека, хорошо знавшего его в миру, что этот брат был начальником дворцовой охраны, и чтобы его никто не узнал во дворце и не смутил, он и придумал такую отговорку. Вот как старательно отцы бегали от людской славы и почестей.

Старец сказал: «Бегая, бегай от людей. Ругаясь, ругай мир и людей – и стань безумным для них».

В. Из святого Ефрема

Если ты отрекся от мирской жизни и ушел из своей земли, подальше от родных, и упокоил тебя Господь Бог в том месте, где ты собрался Ему служить, не носи там своего имени, даже если ты у себя был величайшим правителем. Скажи своему помыслу и людям словами пророка: Я беден и нищ (Пс.85:1).

Монах, не выставляй своего благоговения напоказ, чтобы в келье предаваться беспечности. Не то уподобишься гробам повапленным, которые снаружи выбелены, а внутри полны человеческих костей и нечистоты. Во всяком месте един Бог, на Которого всегда взирая, совершай все дела и никогда не согрешишь.

Дом, построенный на песке, не устоит. А подвиг, смешанный с человекоугодничеством, не долговечен. Кто трудится со страхом Божиим, не лишится платы. Разве может земля долго скрывать посеянное семя? Достаточно небольшого дождя, чтобы зерно проросло и дало многократный урожай, порадовав сеятеля.

И ты, возлюбленный, исполняй тайно заповеди Божии, и тогда Бог воздаст тебе явно. Даже если ты в глазах брата, что чистое золото, сам считай себя негодным сосудом. Тогда избежишь превозношения, которое и Богу и людям ненавистно.

Смотри, возлюбленный, может быть, стремясь к большим почестям, навлечешь на себя бесчестие. Истинная честь для мужа – делать все по Божией воле и великое бесчестье – нарушать заповеди.

Г. Из аввы Исаии

Если в своей жизни ты станешь переносить телесные страдания ради Бога, а люди начнут завидовать тебе и превозносить за это, оставь этот образ жизни и возьми на себя другой, не то весь твой труд окажется напрасным.

Если избегаешь тщеславия, не обращай внимания на людей. Ведь тебе известно, что ты поступаешь так, как условился с Богом.

Если в доме не закрывать ни окон, ни дверей, то в него легко заберутся всякие змеи. Так бывает и с тем, кто совершает тяжкий труд, но не проявляет бдительности.

Как ржавчина съедает железо, так и людские почести съедают внемлющее им сердце.

Как вьюн, сплетясь с лозой, уничтожает ее плоды, так и тщеславие, если монах внимает ему, истребит все труды монашеской жизни.

Победу над тщеславием считаю великим и почтенным делом и преуспеянием в постижении Бога. А кто впал в позор лютой страсти тщеславия, тот лишился мирной жизни, ожесточился сердцем против святых. В нем живет зависть, им понукают бесы. Конец всех этих зол таков: человек впадет в безбожное высокоумие.

А ты, воин, скрывай свои труды и думай обо всем с тяжестью на сердце, иначе твой язык выдаст тебя и предаст врагам. Если хочешь, чтобы Господь покрыл твои грехи, не объявляй людям о своих добродетелях. Как мы смотрим на свои добродетели, так и Бог посмотрит на наши пороки.

Скрывай добродетель: не превозносись, когда несешь правду. А она ведь не только в том, чтобы скрывать сделанное тобой добро, но и чтобы не держать в уме ничего непотребного.

Храни свое слово от кичливости, а помысел – от превозношения, дабы ненароком не причинить себе вред. Ибо одних человеческих сил недостаточно, чтобы делать благо.

Д. Из святого Исаака

Пес, лижущий пилу, пьет свою кровь, и от ее сладости не чувствует, что ест самого себя.

Таков и монах, который тешится тщеславием. Он истощает свою собственную жизнь ради одного только наслаждения на малое время, совершенно не осознавая, что уродует сам себя.

Мирская слава – как острый риф, скрытый под водой. Моряк, ведя корабль, не видит его, и корабль может напороться на риф, в пролом хлынет вода, и судно пойдет ко дну.

Так и тщеславие – оно не прекращает впускать в душу горькие и мятежные воды мира сего, если борт поврежден, пока душа не пойдет на дно навстречу погибели.

Отцы подразумевали все это, когда говорили, что страсти, однажды побежденные упорными подвигами, могут вдруг снова пробудиться и возродиться в душе.

Е. Из аввы Кассиана

Страсть тщеславия, многообразная и тончайшая, и искушаемый ею опознает ее не сразу. Вторжения других страстей сразу видны, поэтому с ними легко сражаться. Только бы душа видела поле боя: тогда молитвой и боевыми приемами можно быстро отбить их нападения.

А зловредное тщеславие, будучи многовидным, как уже было сказано, узнается с трудом. Оно может проявить себя не только в любом человеческом деле, но даже и в выражении лица, тоне голоса, слове, действии, бдении, посте, молитве, чтении, безмолвии, смирении. Вот таким множеством самых различных вещей тщеславие стремится поразить воина Христова.

Если тщеславие не может соблазнить человека разными дорогими нарядами, то начинает искушать его примитивной простотой. Если оно не в силах сбить с толку почестями, то сводит с ума крайним терпением бесчестия. Если оно не смогло заставить надмеваться произнесением благоразумных речей, начинает отравлять молчанием, первым непременным условием безмолвника. Если не может найти слабое место во множестве яств, тогда расслабляет таким суровым постом, чтоб только его похвалили. Проще говоря, любое дело или предприятие дает лукавому основание вести битву. Кроме того, демон внушает мысль жить в одиночестве, воображая себя клириком.

Вспоминаю рассказ одного старца (это было, когда я жил в Скиту). Старец пошел навестить брата и, подойдя к двери кельи, услышал, как тот что-то говорит. Ему показалось, что брат читает Писание, но, прислушавшись, понял: несчастный сошел с ума от тщеславия – сам себя «рукоположил» в дьякона и читает отпуст на литургии оглашенных.

Старец постоял, слушая это, потом толкнув дверь, вошел в келью. Брат поклонился ему, как положено, и спросил, почему старец так долго стоял у двери и не входил.

– Я не мог зайти, – ответил гость, – пока ты не произнесешь отпуст.

Брат покраснел, в раскаянии пал в ноги старца и попросил помолиться за него, чтобы он избавился от заблуждения.

Вспомнил я это для того, чтобы показать, до какого бесчувствия доводит человека диавол. А кто хочет его окончательно одолеть и украситься венцом правды, пусть всеми способами старается победить этого многоликого духа, постоянно вспоминая пророческие слова: Рассыплет, Бог кости ополчающихся против тебя (Пс.52, 6). Ничего нельзя делать в расчете на человеческую похвалу, но искать награды только от Бога, все время отгоняя приходящие в сердце помыслы. Восхваляй Бога и унижай самого себя перед Ним – только с Его помощью ты сможешь избавиться от духа тщеславия.

Ж. Из святого Максима

Когда победишь какую-нибудь из позорнейших страстей: чревоугодие, блуд, гнев или стяжательство – сразу же в тебя ворвется помысел тщеславия. А когда одолеешь и его, на смену ему придет превозношение. Низкие страсти души несовместимы с тщеславием – именно когда эти страсти побеждены, вот тут душа и становится добычей тщеславия.

Когда смотришь на Ирода и Пилата, ставшими друзьями ради казни Христа13, то представь себе союз беса блуда и беса тщеславия, родившийся ради убийства добродетельной мысли и потому достигших такого согласия.

Бес тщеславия, заставив душу возомнить о себе, что она ведает духовную жизнь, тут же передает ее духу блуда, который, в свою очередь, заставляет бедняжку возомнить себя чистой и возвращает ее обратно бесу тщеславия. Поэтому в Писании и сказано, что Ирод в светлых одеждах отправил Иисуса к Пилату14.

Тайное дело уничтожает тщеславие, а возведение к Богу всех своих достижений уничтожает превозношение. Кто совершает добродетели из тщеславия, тот и знания приобретает ради тщеславия. Такой человек ничего не делает и ни о чем не рассуждает для утверждения своей души, но только постоянно охотится за славой зрителей и слушателей. Эта страсть обычно вылезает наружу, стоит кому-нибудь изобличить неблаговидность его дел и слов, что крайне огорчает такого человека. Но не тем, что он не смог выстроить дом своей души (он даже такой цели себе не ставил), но тем, что его унизили.

Тщеславие и сребролюбие порождают друг друга. Тщеславные люди стремятся обогатиться, а богатеющие все больше тщеславятся. Но так поступают миряне. Монах же обычно кичится нестяжательством. Он скопил серебряные монеты, но стыдится этого, а потому и прячет их, понимая: это не подобает его ангельскому образу.

Такое тщеславие имеет ту отличительную особенность, что монах тщеславится добродетелью. А это порождает прочие особенности его тщеславия. В надменности гордец превозносится своими свершениями и унижает других братьев. Он приписывает все себе, и ничего – Богу.

А отличительная черта мирского тщеславия и превозношения – в том, что люди в миру превозносятся красотой, богатством и могуществом и еще разумностью.

Человеку нужно немало потрудиться,чтобы избавиться от тщеславия. Он достигает этого благодаря тайному совершению дел и частому обращению к молитве. И признаком этого освобождения служит то, что человек больше не обижается на тех, кто злословил и злословит его.

З. Из Отечника

Об авве Арсении и авве Феодоре Фермийских говорили, что они больше всего ненавидели людскую славу. Авва Арсений никогда никому не спешил ответить. Авва же Феодор давал ответ, но всякое слово его разило, как лезвие меча.

Великий аскет и пресвитер по имени Евлогий постился через каждые два дня, а нередко целую неделю ел только хлеб с солью и за такой подвиг люди прославили его.

Однажды он пошел к авве Иосифу в Панефо. Он надеялся увидеть у него еще более суровую жизнь. Старец принял его с радостью и угостил всем, что у него было, стараясь угодить гостю. Но ученики Евлогия сказали: наш пресвитер не ест ничего, кроме хлеба и соли. Авва же Иосиф ел молча.

Прошло три дня, и было не видно, чтобы иосифовы ученики пели и молились, потому что они все делали втайне, и гости ушли, не получив от встречи никакой духовной пользы.

Но по Божьему замыслу спасения в пустыне их застигла песчаная буря. Они долго блуждали и вынуждены были вернуться обратно к старцу. Они подошли к келье и как только хотели постучаться в дверь, услышали монашеское пение.

Они долго слушали голоса и только потом решились постучаться. Братья прекратили псалмопение и приняли их с радостью. Поскольку путников томила жажда, ученики Евлогия налили кружку воды и дали своему старцу. Но пресная вода, которой пользовались в монастыре, была смешана с морской, старец не смог ее выпить. И тут аскет Евлогий, словно прозрел и все осознал, он пал в ноги авве Иосифу и стал просить рассказать об их образе жизни.

Как же так получилось, авва, – спросил гость, – что сначала вы не пели, а теперь, когда мы ушли, запели? И почему мне в кружку налили соленой воды?

– Да это вон тот брат сумасбродный, он по ошибке налил в сосуд морскую воду, – ответил Иосиф.

Но Евлогий продолжал добиваться от старца истины. Тогда тот сказал:

Та малая чаша вина была чашей любви. А такую соленую воду братья пьют всегда, – сказал Иосиф и научил аскета Евлогия, как различать помыслы и избавиться от мирских привычек.

Благодаря этому случаю Евлогий стал благоразумным управителем своей жизни, и ел все, что ему предлагали, и понял, что такое тайное делание. А наставнику этих монахов сказал:

И правда, ваше делание истинно.

Кто-то из отцов рассказывал, как авва Феодор Фермийский однажды вечером пришел к нему и увидел, что тот носит рваный подрясник, даже не прикрывающий грудь, а куколь свесился ему на лицо. Тут зашел к нему какой-то крестьянин и постучался. Старец открыл ему, поздоровался, сел с ним у дверей и начал разговаривать. Тогда я взял часть мафора и прикрыл ему плечи. Но старец рукой сбросил его.

Когда крестьянин ушел, я спросил:

Авва, зачем ты так сделал? Человек пришел, чтобы получить от тебя духовную пользу, а ты мог его ввести в соблазн.

О чем ты говоришь, авва? – ответил старец. – Разве мы должны угождать людям? Мы расплатились со всеми долгами и оставили их в прошлом. Кто хочет получить духовную пользу, тот ее получит. А в соблазн впадет тот, кто хочет этого. Кто бы ко мне ни пришел, я встречу его в таком виде, – и наказал своему ученику:

Если кто придет, чтобы меня повидать, не говори ему ничего из человекоугодия, но если я в это время ем, скажи, что ем, а если сплю, скажи, что сплю.

Вот видите, до какой крайности он ненавидел человеческую славу. А мы немощны и совершенно не можем воспроизвести подобного дивного делания старца так же топтать свое человекоугодничество. Давайте лучше возненавидим этот порок, чтобы не марать совести, а то угождая людям, станем врагами Богу.

Брат спросил того же старца:

Повелишь ли, авва, чтобы я несколько дней не ел хлеба?

Правильно поступаешь, – ответил он, – и я так делаю.

Я хочу, – сказал брат, – взять семена еревинфов и отнести в хлебную, чтобы из них сделать муку.

Если пойдешь в хлебную, – сказал старец, – там и приготовь себе хлеб и поешь, иначе что за нужда в таком походе?

Брат спросил авву Мотия:

Если я пойду на чужбину и там поселюсь, можно ли мне будет учительствовать?

Если ты живешь в новом месте, никогда не открывай своего имени, даже не говори, что ходишь на службу и не ешь на трапезах любви, а то тебя начнут попусту прославлять, и будет тебе потом от этого смущение. Люди как только встретят хоть какую-нибудь добродетель, начинают сбегаться.

Где бы ты ни жил, поступай, как все. Если видишь, что самые благоговейные люди, о которых ты получил извещение, совершают подвиг, совершай и сам тот же подвиг и обретешь успокоение. Вдвойне обретешь благо, если будешь жить той же жизнью, что и прочие, стяжаешь смирение и избежишь человеческой славы и смятения.

Авва Нисферой Великий шел вместе с братом по пустыне. Вдруг они увидели ядовитую змею, и авва свернул с дороги.

Неужели и ты боишься, отче? – спросил брат.

Я не боюсь, чадо, – ответил старец, – но мне полезно бегать от змеи. Иначе не избегу духа тщеславия, то есть превозношения.

Говорил авва Даниил: «Однажды мы пришли к авве Пимену и после того, как потрапезничали вместе, он сказал нам:

Пойдите, отдохните немного, братья.

Все пошли отдыхать, а я остался, чтобы поговорить с ним наедине, и пошел вслед за ним в его келью. Авва Пимен увидел, что я вошел, лег и сделал вид, что уснул. Такое у него было правило – все делать втайне.

Как-то епископ Илиупольский Адельфий навестил авву Сисоя на горе аввы Антония. Когда он собрался уходить, прежде чем попрощаться с ним, авва Сисой приготовил ему и его спутникам завтрак. Но был постный день. Только накрыли на стол, как ученики аввы Сисоя постучались в дверь.

Авва Сисой велел дать уставшим братьям немного каши. Тут авва Адельфий посоветовал:

Не надо, а то будут говорить, что авва Сисой уже с утра начинает есть.

Старец посмотрел на него, а брату сказал:

Пойди и покорми их.

Когда монахи увидели кашу, то спросили:

У вас, наверное, гости. Иначе зачем бы старец стал есть вместе с вами?

Да, – ответил брат.

Они начали сокрушаться и говорить:

Да простит вам Бог, что мы заставили старца сегодня с утра есть. Разве вы не знаете, что теперь он будет измождать себя многодневным трудом?

Услышав это, епископ покаялся перед старцем:

Прости меня, авва, за то, что я думал о человеческом. А ты сотворил дело Божие.

Если бы Бог не прославил человека, – ответил авва Сисой, – человеческая слава была бы ничем.

Об отшельниках говорили, что, если кто-нибудь другой постигал, в чем их делание, то есть узнавал о них что-либо, то они уже вменяли себе это делание не в добродетель, а в грех.

Сказал старец: «Человекоугодничество уничтожает все, чего достиг человек: и приверженность добродетелям, и доблестную привычку, и оставляет за собой выжженную пустыню».

Он же сказал: «Тот, кто объявляет и везде разглашает о своих добрых делах, подобен тому, кто сеет прямо по целине. Слетаются птицы небесные и поедают все зерна. А кто проводит жизнь втайне, тот сеет глубоко в землю и потому собирает обильный урожай».

* * *

13

И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собой, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23, 12).

14

Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк.23:11). В иносказательном толковании этого евангельского события святой Максим видит следующее: Пилат, как выразитель гордого Рима, заинтересованный только во внешнем блеске, воплощает дух тщеславия. Ирод же со своими развращенными страстями (он сожительствовал с женой своего брата) был воплощением блуда. Раньше они оба были во вражде друг с другом (Лк.23:12), но стали друзьями накануне беззаконного приговора Иисусу! А кем был Иисус? Воплощением добродетели! Следовательно, тщеславие (Пилат) и притворная внешняя чистота разврата (Ирод) подружились с целью уничтожения духа Добродетели (Иисуса).


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 3. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle