Источник

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5)

Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен (4, 291).

Тот получает помощь в скорби, кто человеческую помощь презирает как суетную и утверждается в надежде на Могущего нас спасти – утверждается во Христе Иисусе, Господе нашем. Святитель Василий Великий (4, 327).

Без покровительства Божия человек – ничто. Велико коварство наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть это своим очам (26, 300).

Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим (28, 166).

К Тебе прибегаю. Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого (28, 310).

От Тебя всякая сила. Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно. Преподобный Ефрем Сирин (28, 232).

Божией силой (христианин) низлагает мир и силы порока... которые в пучине мира опутывают душу сетями желаний (33, 49).

Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский (33, 201).

Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества.

Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления. Его милости, во всяком искушении – Его помощи (36, 341).

Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого (38, 510).

Хотя бы мы уже не имели никакой надежды на спасение (в трудных обстоятельствах), но если Богу будет угодно, мы не будем нуждаться ни в чьей помощи, а одна помощь Божия доставит нам все (38, 514).

Нет ничего сильнее человека, огражденного высшей помощью, и нет ничего слабее лишенного этой помощи (38, 514).

Если Господь увидит, что мы прилагаем все возможное старание и угодное Ему предпочитаем человеческому, то проявит и Сам такое попечение о нас, что мы сделаемся непобедимыми (38, 649).

Кто удостоится Божией помощи, тот посмеется над бедами и поставит их ни во что, потому что Господь все творит и устраивает для его блага, во всем содействует ему и трудное делает легким (38, 670).

Надейся на милость Божию, нисколько не сомневайся, и ты непременно получишь просимое. А получив, не будь неблагодарным и непризнательным к Благодателю, но воздай за благодеяние – вознеси благодарственную песнь Господу (39, 150).

Если ты хочешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, крепость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе (39, 209).

Потерпевшие кораблекрушение и плывущие на досках призывают людей, находящихся вдали, и те немедленно приходят на помощь, хотя не имеют с ними ничего общего, а заметили их только из-за несчастья. Тем более Бог – человеколюбивый и Благой по Своему существу – избавит находящихся в несчастии, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренне призвать Его, оставив надежды на людей (39, 339).

Истинная добродетель в том, чтобы всегда помнить о Боге, призывать Его в помощь и в благополучии; если мы будем помнить Его в счастии, то и Он вспомнит о нас в несчастии (39, 839).

Бог не лицеприятен... Он подает свою помощь всем, кто к Нему обращается (39, 871).

Бог везде неразлучен с любящими Его: находятся ли они в темнице, в изгнании или в бездне моря... или подвергаются опасности, где бы то ни было. Бог не оставляет их, помогая им и облегчая их труды (42, 769).

Будем всячески стараться снискать небесную помощь, чтобы не испытывать горестей в настоящем и сподобиться будущих благ (43, 51).

Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь, и никогда не оставит без ответа призывающего как должно. Святитель Иоанн Златоуст (46, 823).

Познавший свою немощь из многих искушений, из телесных и душевных страстей, познает и бесконечное могущество Бога, избавляющего вопиющих к Нему молитвой от всего сердца. И молитва ему уже бывает сладостна. Видя, что без Бога он ничего не может сделать, и страшась падения, он старается быть неотступно при Боге. Он удивляется, размышляя о том, как Бог избавил его от стольких искушений и страстей, и благодарит Избавляющего, и с благодарением получает смирение и любовь, и никого уже не смеет презирать, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда захочет... Преподобный Петр Дамаскин (62, 23).

Хотя мы и почтены свободой воли, однако без содействия свыше не можем в настоящей жизни совершить ни одного доблестного дела. Преподобный Нил Синайский (47, 410).

Мало того, чтобы только начала были положены благодатью Божией, если они не будут возводимы к совершенству тем же милосердием и непрестанной помощью Его. Ибо не свободная воля, но «Господь разрешает узников», не наша сила, но «Господь восставляет согбенных», не прилежное чтение, но «Господь отверзает очи слепым», не наша осторожность, но «Господь хранит пришельцев» (Пс. 145, 7–9), не наше мужество, но «Господь поддерживает всех падающих» (Пс. 144, 14). Впрочем, это говорим не с тем, чтобы упразднить всякое свое попечение или труд и заботу, как напрасные, но чтобы показать, что как самое попечение не может у нас родиться без помощи Божией, так и все наши труды не сильны доставить нам совершенную чистоту, если она не будет дарована благодатью и содействием Господа (53, 218).

Бог, подобно нежному Отцу и сострадательному врачу, действует во всех нас: у иных Он полагает начало спасению и воспламеняет усердие к нему; других усовершенствует в добродетелях; иных удерживает, без их ведома, от близкого падения и гибели, а другим подает случай и способ к спасению, препятствует стремительным порывам, смертоносным расположениям; иным, жаждущим спасения и стремящимся к Нему, помогает, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет к доброму расположению... Православные отцы, которые достигли совершенства сердца, не суетным рассуждением, а самим делом – подвигом – утверждают, что Бог в каждом человеке возбуждает желание добра, впрочем так, что человек по свободному произволению может стремиться o и к противоположному: благодать Божия помогает упражняться в добродетелях, но не исключает при этом и произволения ... утверждает в добродетели, не стесняя при этом свободы. Итак, Творец всюду производит все, возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения данной Им же свободы. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 419).

Действие Божие в подвизающихся ради спасения начинается с первых минут обращения к Богу; и самое обращение оно же совершает по мере того как подвизающийся, отклоняясь от себя, прилепляется к Богу и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию. Когда наконец он всего себя предаст Богу, Бог действует в нем: Он и указывает, что должно делать, и помогает исполнить должное. Преподобный Никодим Святогорец (64, 232).

Прибежище и помощник христианам – Бог, как они говорят с Псалмопевцем: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45, 2). И Сам Он повелевает рабам Своим христианам призывать Его в день их скорби: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 15). Бог – Отец христианам, поэтому они к Богу, как дети к своему отцу, прибегают во всяких нуждах и скорбях (104, 1478).

Если Бог – прибежище и помощь христианам, как отец своим детям, кто им может что-нибудь сделать! «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31) – говорит блаженнейший Павел. Весь свет ничего не может; если весь свет ничто против Бога, мановению Которого все повинуется: огонь не жжет, вода не потопляет, меч не сечет, смертоносный яд не умерщвляет, зубы зверей не касаются верного и уповающего на Господа; цари и страшные мучители с беззаконным своим полчищем не могут победить одного христианина, ибо Господь Сил с ним... Это безопасное прибежище и нам открыто (104, 1478–1479).

Если кто вспомнит о неизреченном страдании и терпении мучеников, то отсюда ясно познает истину евангельского учения и утвердится в христианской вере или, заблудший, пристанет к ней. И вся христианская жизнь и благочестие не может сохраниться без благодати и помощи Божией: удержать и смирить стремление страстей, воюющих в членах наших, чего требует христианское благочестие, нам самим без вышеестественной и всемогущей силы невозможно, как плыть против речной быстрины без сильных и искусных гребцов, ибо смирить и победить страсти – значит победить свою страстную плоть и потому самого себя. Но терпение мучеников особенно показывает содействующую им в страдании вышеестественную невидимую силу. Невозможное дело – слабому и немощному человеческому естеству терпеть такие тяжкие мучения; нужна помощь высшей укрепляющей силы, нужно присутствие другого. Кто бы их в этом подвиге хранил и укреплял Своею силой. Все претерпели и одолели святые мученики, и что чудеснее, были умерщвляемы, но не умирали, их жгли в огне, но они не сгорали, их топили в воде, но они не тонули (104, 1482).

Как только хочешь начинать что-нибудь делать, вспомни, что Бог с тобою и уже знает твою мысль. И рассуди, согласно ли воле и закону Божию твое начинание или противоположно. Если согласно, то призови Его на помощь, помолись: «Господи, благослови и помоги», – и начинай, и делай. Если ясно видишь, что дело твое Ему противно, то удержись и тоже помолись Ему: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое желание добра и отвращение от зла, и страдание, подаст руку Своей помощи (104, 1487).

Смотри, христианин! будь только Божий; а Бог своих не оставит (Пс. 33, 23; 28, 11; 31, 11). Сердечно веруй Ему как Богу, угождай Ему верой и правдой; всю надежду твою возлагай на Него, и от сердца призывай Его, а Он близ тебя. Он с тобой, хранящий тебя Святой Израилев. И где бы ты ни был, в какой бы скорби и искушении ни находился. Он с тобой, и смотрит на твой подвиг, и невидимой рукой укрепляет тебя, и помогает тебе. И даже если все злые люди восстанут на тебя и бесовские полки окружат тебя, они ничего не сумеют. Святитель Тихон Задонский (104, 1489).

Целую ночь трудились рыбаки и ничего не поймали. Но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить сеть, было поймано столько, что вытащить не могли, и сеть прорывалась (Лк. 5, 5–6). Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока человек трудится один, и одними своими силами хочет чего-нибудь достичь, все валится из рук; когда приблизится к нему Господь – откуда потечет добро за добром? В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа очевидна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), – сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только не приносит плода, но, иссыхая, и жизнь теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, не могут приносить плодов правды, ценных для Жизни Вечной. Если и бывает в них какое-нибудь добро иногда, оно только на вид добро, а в существе своем недоброкачественно; как лесное яблоко: и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже очевидно: бьется, бьется иной, и все не впрок. Когда же снизойдет благословение Божие, – откуда что берется? Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины. Святитель Феофан Затворник (107, 317–318).

Некий старец-отшельник заболел. При нем не было никого, кто бы послужил ему, и потому он вставал с постели и ел то, что мог найти в келлии. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней. Господь послал Своего Ангела для служения отшельнику. Так прошли еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: «Пойдем, навестим старца, может быть, он болен». Когда они пришли и постучали в дверь. Ангел отступил от него. Старец же из келлии закричал: «Братия! уйдите отсюда». Они сняли двери, вошли и спросили его, почему он кричал. Он ответил: «Тридцать дней я болел, и никто не посетил меня. И вот уже семь дней, как прислуживал мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, он отступил от меня». Братия удивились и прославили Бога за то, что Он не оставляет уповающих на Него. Отечник (82, 496–497).

Однажды, во время Юлиана, Аполлоний узнал, что один из братий находился в заключении. Он посетил его с братией для утешения и советовал сохранить твердость в несчастии и не страшиться опасностей. «Настало время борьбы, – говорил он. – Души христиан должны подвергнуться испытанию, чтобы явной стала верность каждого». В это время пришел сотник и сильно разгневался на то, что осмелились войти в темницу. Он запер тюрьму, а в ней Аполлония и пришедших с ним и, приставив многочисленную стражу, удалился. В полночь внезапно явился Ангел Господень, блистая лучезарным сиянием, и раскрыл двери темницы. Стражи были поражены ужасом... Бросившись к стопам святых, они молили их удалиться. «Лучше нам умереть за вас, – говорили они, – чем противиться Божией воле, заботящейся о вас». Рано утром прибежал в темницу сотник вместе с другими начальниками, также моля о том, чтобы все задержанные вышли из темницы. «Дом мой обрушился от сильного сотрясения земли, и лучшие из слуг погибли». Святые воспели песнь Богу и, удалившись в пустыню, пребывали все вместе, имея, по примеру апостолов, одну душу и одно сердце. Жизнь пустынных отцов (77, 40–41).

Вскоре после кончины преподобного Макария поселились в его пустыни монахи. Они воздвигли над его гробом храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали беззащитный город, но не могли взять его, устрашаемые видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь, и город загорелся. Народ в страхе повторял: «Святой Макарий, помоги нам!» Неожиданно полился дождь и пожар был залит, а татары в ужасе бежали из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из 300 человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели ободрать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех; татары бросились бежать, и многие потонули в Унже. Троицкий Патерик (90, 351–352).

Бог помогает, если мы сами прилагаем усилия к добру

Не следует доводить себя до того, чтобы в чем-либо осуждала совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь. Призывать же ее нужно не с нерадением, не скитаясь умом туда и сюда, – такой человек не только не получает просимого, но еще более огорчает Владыку. Святитель Василий Великий (8, 323).

Как мы можем привлечь к себе помощь Бога и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошей жизнью (37, 281).

Если Господь видит, что мы обращаемся [к добру], делаемся скромными и полагаем хоть некоторое начало, то и со Своей стороны оказывает нам помощь, делая для нас все легким и удобным (38, 290).

Знающий наши сокровенные помышления, если видит, что мы поступаем здраво и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества (38, 460).

Как без высшей помощи мы не в силах сделать ничего как должно, так и без приложения собственных усилий не можем удостоиться высшей помощи (38, 634).

Как мы можем всегда быть с Господом и во всем получать Его содействие? Если будем всегда трезвиться и бодрствовать... будем помнить, что все нужно делать с таким тщанием, чтобы никогда не осудил нас Господь, помнить, что никто не может укрыться от Его неусыпного ока, что грешник будет непременно наказан (38, 670).

Щедрая помощь свыше приходит, если и мы проявим много добродетели (38, 670).

Своими дарами Бог не предваряет наших желаний, но когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда он подает нам многие способы к спасению (42, 122).

Нам следует избирать доброе, а когда мы изберем, тогда и Бог оказывает содействие. Святитель Иоанн Златоуст (46, 115).

Заботится о нас Бог, когда и мы заботимся о духовном. Преподобный Нил Синайский (49, 127).

Если мы постоянно и со всей старательностью будем делать все, что от нас зависит, тогда можно призывать на помощь Божию силу – она придет и всеми способами доставит нам победу. Если же мы сами не сделали того, что должны сделать, то напрасно мы ее призываем (51, 383).

Не только того, что не в нашей силе... но и того, что в нашей силе, мы не сможем привести к совершенному окончанию, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые сделают все, от них ависящее, и ничего не упустят. Ибо эта помощь, побуждая даже нерадивых, непременно возведет на самый верх преуспеяния тех, которые сами все делают и употребляют все средства (52, 88).

Желающий удостоиться всесильной помощи должен просить только того, что согласно со справедливостью, чтобы самой сущностью прошения привлекалась содействующая всему благому сила; без зова приходя к обиженным, она не приходит к призывающим без нужды... (52, 340).

Божественная сила приходит не без причины и не ко всем. Она оставляет тех, кто по нерадению изменяет собственному спасению, и помогает решившимся делать, что должно (52, 346).

Кто стремится к добродетели, тот по праву призывает Божию помощь. А кто не заботится о добродетели, того не послушает Бог; Он благоволит только к тому, кто исполняет все, от него зависящее. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 420).

Нужно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как святой Петр увещевает: «Трезвитесь, бодрствуйте» (1Пет. 5, 8). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Поэтому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа. Святитель Тихон Задонский (104, 1489).

Когда святой великомученик Феодор Стратилат был распят на кресте и терпел ужасные истязания, он изнемог и духом, и телом и воскликнул: «Господи, Ты предрекал, что будешь со мной, зачем же Ты оставил меня? Укрепи меня. Господи, или возьми душу мою, ибо больше я не могу терпеть». Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний заключил, что святой умер, и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, ушел. В полночь явился Ангел, снял тело святого с креста, поцеловал его и сказал: «Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Бог с тобою, зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи подвиг и придешь к Господу взять приготовленный тебе венец». Сказал это. Ангел сделался невидимым, а святой стал хвалить и благодарить Бога. Пролог в поучениях (81, 742).


Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Комментарии для сайта Cackle