Коллектив авторов

Источник

М. А. Новоселов

Соборное Подготовительное Совещание

«На всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о созвании Собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и обсуждения перемен в церковном управлении, Его Императорскому Величеству благоугодно было в 31 день марта сего года собственноручно начертать:

«Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия и обдуманности, каково созвание Почетного Собора. Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров дать сему великому Делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления». (Церк. Вед. № 14)».

Радостную надежду вливает эта весть в сердце православного русского человека. Наконец-то! Наконец-то он может надеяться, что заветные желания его сбудутся, – и Церкви будет возвращена «ее древняя, отцами преданная и святыми канонами утвержденная церковная красота», как выразился недавно один из выдающихся архипастырей наших, епископ Сергий!

Но… чем дороже сокровище, тем, естественно, больше тревоги вызывает мысль о возможной утрате его, тем опасливее озирается страж, его хранящий…

По отношению к бесценному сокровищу Православной Церкви этим стражем являются все члены Церкви, а стало быть и все православные верующие миряне.

Не забудем, что на каждом из нас лежит долг оберегать красу Невесты Христовой, смывать пятна с ее чистого образа, ревниво охранять ее ото всего ей враждебного...

Мы знаем, как часто полное мудрости и любви слово Царя обессиливалось и обезпложивалось, пройдя чрез мертвящую бюрократическую среду внешне всевластных и внутренне бессильных исполнителей Царской воли.

Верные заветам вселенского православия, живые члены Церкви Христовой, не допустим мы, чтобы защитники существующего церковного порядка, сторонники взгляда, что все обстоит благополучно, смешивавшие живое и живительное благоустроение Церкви с мертвым благообразием кладбища, измеряющие ее преуспеяние успехами собственного благополучия, ослабили и затормозили исполнение надежд наших!

В дружном общении с «добрыми пастырями» встанем все крепко на дело обновления родной Церкви! Не допустим под предлогом и прикрытием Царского отказа Святейшему Синоду в немедленном созвании Поместного Собора – похоронить в старом бюрократическом сундуке Царскую волю о необходимости преобразования Церкви!

В полном согласии с ответом Государя на ходатайство Святейшего Синода о созвании Поместного Собора и избрании патриарха, мы считаем долгом христианской совести высказать следующие положения, определяющие путь церковного возрождения.

1) Восстановление правильного строя Русской Церкви может быть, по праву и нравственному авторитету, исполнено только Поместным Собором Русской Церкви, правильно составленным, т. е. с должным совещательным участием священства и мирян.

2) Ныне существующие учреждения по церковному управлению не могут исполнить этой задачи Поместного Собора, как по неимению на то канонического права, так и потому, что учреждения эти именно и подлежат ревизии и переустройству со стороны Собора, а посему никак не могут быть признаны компетентными для саморевизии и самоизменения.

3) Вопрос об избрании патриарха может быть решен не иначе, как по выработке Поместным Собором «Уложения» о Церкви Русской, сообразно которому только и может управлять Церковью патриарх и всякая другая исполнительная власть Церкви.

4) Чтобы, наконец, безусловно-необходимое дело созвания Поместного Собора не было, как сказано выше, похоронено или не затянулось бы сверх нужды, необходимо немедленное образование Соборного Подготовительного Совещания, составленного из нескольких епископов52, опытнейших архимандритов, настоятелей трудовых и духовно благоустроенных монастырей, священников (не городских только, а и сельских, не столько «именитых», сколько явивших дух пастырства), известных канонистов и мирян, особенно заявивших усердие к делам Церкви – для совершения подготовительной к Собору работы.

а) Это Соборное Подготовительное Совещание должно быть поставлено вне ведомств53, в непосредственном сношении с Верховной Властью и епископами Русской Церкви, и должно иметь право затребования ото всех ведомств, как духовного, так и светских, всех необходимых материалов для уяснения наличного положения дел Церкви, ее отношений к властям гражданским, к иноверцам, к православным церквам иноземных держав.

Соборное Подготовительное Совещание должно также принимать все заявления или объяснения членов Русской Церкви, относящиеся к работам предстоящего Собора.

б) Соборное Подготовительное Совещание, как орган не какого-либо из существующих ведомств, а будущего Поместного Собора, должно докладывать о ходе своих работ Государю Императору, извещать епископов Русской Церкви, а равно публиковать от времени до времени известия о ходе работ к сведению всего православного клира и мирян.

Таковое центральное Соборное Подготовительное Совещание не устраняет возможности и желательности местных епархиальных совещаний (под председательством епархиальных архиереев), направляющих свои работы в Совещание главное.

5) По завершении подготовительных работ Совещания, имеют съехаться в Москве, при должном сношении с Верховною Властью, епископы Русской Церкви, коим Соборное Совещание сдает все свои труды и доклады, – после чего Отцы-Архипастыри приглашают к совещательному участию в своих работах избранных лиц из белого духовенства и мирян – и с Божией помощью открывают Поместный Собор Русской Церкви.

Следует прибавить, что помимо чисто-практического значения Совещания, подготовляющего необходимый материал для будущего Собора, Совещание это будет иметь глубокое нравственное значение, самым фактом своего существования пробуждая и укрепляя живой, деятельный интерес к вопросам церковно-общественным и подготовляя таким образом необходимую для успешной деятельности Собора духовную атмосферу среди православных Русских людей.

После Высочайшего повеления 17 апреля указываемое нами православное дело является особенно неотложным в целях уравнения прав православной церкви с инославными и иноверными исповеданиями.

С верой и надеждой припадем в молитве о помощи в трудном и в ответственном деле обновления Церкви к Тому, Кто «предал Себя за нее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27).

Отрекшись от искания «своего», оставим вредные «разделения» и братски соединимся – клир и миряне – для великого и святого подвига – во имя и пред лицом Единого Подвигоположника – Иисуса Христа Господа нашего!

* * *

52

Не слишком сановных, чтобы не подавляли других высотою сана.

53

Подобно тому, как было при освобождении крестьян.


Источник: А.А. Папков, проф. Н.А. Заозерский, прот. А.М. Иванцов-Платонов, еп. Порфирий Успенский, Н.П. Аксаков, проф. А.П. Лебедев, А. Синицкий, М.А. Новоселов. (Издание «Религиозно-философской библиотеки»). г. Вышний Волочек. Типография В. С. Соколовой. 1905 г. № 2261. Дозволено цензурою. Москва. 19 Мая 1905 г.

Комментарии для сайта Cackle