Коллектив авторов

Источник

Приложения

I. Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России

I. Общие правила

§ 1. Каждый православный приход в России обязан заботиться о своих церковно-приходских делах в порядке, определенном сим постановлением.

§ 2. Дела решаются приходом на общем церковно-приходском собрании.

§ 3. Православные приходы могут быть городские или сельские, или же соединенные сельско-городские. Членами прихода состоят лица православного исповедания обоего пола, который имеют свое местожительство в пределах прихода, а также проживающие вне его пределов, но причисленные к нему согласно их желанию.

Настоятель православного прихода ведет главную книгу или список всем членам прихода, в котором показываются имя, фамилия, звание, занятие или промысел, равно время и место рождения каждого прихожанина, а когда умрет член прихода – время и место его смерти, а также время переселения членов в приход или из прихода, и место, откуда кто водворился или куда выселился.

§ 4. Общие расходы прихода покрываются средствами, находящимися для этой цели в его распоряжении. При необходимости дополнительных, сверх того, сумм, таковые приобретаются сбором от прихожан, согласно особому на каждый раз определению церковно-приходского собрания.

В случаях чрезвычайной потребности, приходу предоставляется также заключать займы или зараз установлять сборы на несколько лет; однако решение о том делается действительным по утверждении его высшим епархиальным начальством.

§ 5. Приходские сборы платятся по утвержденной на годичном церковно-приходском собрании смете, сообразно имущественному достатку каждого члена прихода.

§ 6. По каждому приходу равным образом ежегодно составляются и утверждаются церковно-приходским собранием записи расходов и доходов.

§ 7. Отчетность о заведывании и расходовании приходских сумм заключается по календарному году и, по поверке ее назначенными приходом особыми лицами, представляется на утверждение церковно-приходскому собранию.

II. О церковно-приходском собрании

§ 8. В каждом православном приходе собирается церковно-приходское собрание обязательно два раза в год, первый раз в неделю св. Пасхи, а второй раз осенью после 1 октября; а затем это собрание может быть созвано во всякое время – по желанию большинства прихожан, настоятеля прихода, церковно-приходского совета; или же по почину высшего епархиального начальства.

§ 9. На церковно-приходском собрании председательствует настоятель прихода, а когда он, по какой-либо причине, отсутствует – почетнейший член прихода либо из духовенства, либо из мирян.

§ 10. Право участвовать в обсуждениях и решениях церковно-приходского собрания принадлежит каждому прихожанину (мужчине или женщине) беспорочного поведения, совершеннолетнему и участвующему в увеличении приходского имущества и доходов путем сбора или дарения, или же путем какого-либо личного труда на пользу прихода.

§ 11. Отсутствующее лицо, пользующееся правом голоса, может, когда пожелает, чрез уполномоченного участвовать в производстве дел. Уполномоченным признается прихожанин, который предъявляет письменную доверенность, выданную на его имя доверителем и заверенную известными и благонадежными лицами. Доверенность должна быть дана для известного собрания или на определенный срок, но не более года.

§ 12. Определение о созыве церковно-приходского собрания сообщается приходу прочтением в приходской церкви (или где есть – в приходском доме) во время общих воскресных богослужений, по возможности заблаговременно, и вывешивается на церковных дверях. В определении о созыве должны быть ясно обозначены время и место собрания, а также дела, предназначаемые к производству.

§ 13. Председатель представляет дела на обсуждение и руководит прениями. Дело не обозначенное в определении о созыве не может быть решено. Если прихожанином будет возбужден новый вопрос, то подобный вопрос может обсуждаться лишь на другом, в надлежащем порядке созванном собрании.

§ 14. По окончании прений по делу, председатель предлагает собранию вопрос или вопросы относительно решения оного, причем каждый вопрос должен быть так поставлен, чтобы на него можно было ответить «да» или «нет». Затем председатель объявляет, какое по его мнению принято решение, и если не будет заявлено требование о баллотировке, то провозглашает одобренное мнение, как состоявшееся решение собрания.

В случае требовании баллотировки, таковая совершается открытою подачею голосов. Решение прихожан постановляется большинством голосов; мнение председателя дает перевес.

Выборы следует производить закрытыми билетами, если кто-либо из членов собрания того пожелает.

§ 15. Церковно-приходскому собранию подлежит:

1) предлагать кандидата на должность церковного старосты и назначать выборных членов-мирян церковно-приходского совета и избирать двух представителей от прихода для контроля при высыпке денег из церковных кружек;

2) утверждать смету платежного и раскладочного списка прихожан, а равно и роспись расходов и доходов на следующий год и разрешать дополнительные сборы с прихожан на нужды прихода и его учреждений;

3) определять правила для заведывания и расходования сумм и имущества прихода, а также установлять порядок ведения отчетности;

4) назначать особых доверенных лиц для поверки приходской отчетности и постановлять решения относительно мероприятий, вызываемых сделанными против оной замечаниями;

5) согласно действующим постановлениям, производить дела, касающиеся: а) сооружения и содержания храма, причетнических домов и других учреждений (благотворительных и просветительных) прихода и б) устройства кладбища и заведывания им;

6) давать заключения по касающимся прихода вопросам о разделении или изменении существующих приходов или учреждении новых.

§ 16. Кандидат на должность церковного старосты назначается на церковно-приходском собрании посредством выборов и с соблюдением правил, установленных по сему предмету в инструкции о сих старостах.

§ 17) Решения церковно-приходского собрания по делам, касающимся займов или наложения сборов на несколько лет, или же продажи или изменения порядка употребления имущества, доставшегося приходу в дар или по завещанию на определенные в общую пользу прихода цели, представляются на утверждение высшей епархиальной власти.

§ 18. Дела, касающиеся сооружения и содержания храма и причетнических домов, а также устройства кладбища и приходских благотворительных и просветительных учреждений, производятся согласно с действующими по сим предметам узаконениями.

§ 19. На церковно-приходском собрании ведется протокол с обозначением рода дел и состоявшихся по ним решений, а также заявлений или особых мнений по требованию имеющих право голоса. Протокол ведется председателем или лицом, назначенным для сего приходом.

§ 20. Протокол церковно-приходского собрания поверяется собранием или назначенными им на каждый раз поверенными, немедленно по окончании прений, а если это невозможно, то в другое объявленное время и подписывается председателем и по крайней мере тремя из присутствовавших на собрании членами, или же поверенными, когда таковые были назначены для поверки.

§ 21. Сверенный протокол должен быть прочитан приходу в церкви в следующее воскресенье, с указанием порядка, который должен соблюдать желающий обжаловать решение собрания. Настоятель прихода делает также надпись на протоколе о времени объявления его.

§ 22. Церковно-приходскому совету или другим лицам, коим собрание поручило приводить в исполнение свои решения, распоряжением председателя должна быть доставлена необходимая выпись из протокола каждого собрания.

§ 23. Протоколы церковно-приходских собраний с принадлежащими к оным документами хранятся в церковных архивах, где они должны быть доступны благочинному, и прочему духовному начальству, посещающему приход.

§ 24. Председатель наблюдает за порядком на церковно-приходском собрании. Он может после предостережения удалить каждого, кто буйством или шумом нарушит общее благочиние и порядок. Если произойдет беспорядок, который председатель не в состоянии прекратить, то он может распустить собрание.

§ 25. Кто недоволен решением церковно-приходского собрания и рассчитывает доказать, что сие решение нарушает собственное его право, или не состоялось в законном порядке, или же, что оно противно общим законам и постановлениям, или что лица, постановившие решение иным образом, превысили свои права, тот прихожанин может принести на решение жалобу, которая, вместе с веденным по делу протоколом и свидетельством о времени объявления оного, в месячный срок после означенного времени подается на имя высшей епархиальной власти.

§ 26. Решение церковно-приходского собрания, которое, согласно установленным о сем правилам, не подлежит рассмотрению высшей епархиальной власти, может быть приведено в исполнение до вступления в законную силу, по особому определению собрания при постановлении сего решения, если дело спешное и этим не преграждается возможность отменить означенное решение по обжалованию.

III. О церковно-приходском совете

§ 27. Церковно-приходской совет состоит из приходских священников, церковного старосты и благонадежных прихожан в числе, определяемом по усмотрению прихода – с тем однако, чтобы число выборных членов было четное и превышало число постоянных.

§ 28. Членом церковно-приходского совета не может быть избрано лицо, которое не имеет права участвовать в церковно-приходском собрании, или не достигло 25-летнего возраста, или находится под опекой и не в праве распоряжаться своим имуществом, или же уступило свое имущество на удовлетворение кредиторов и не в состоянии доказать, что оно свободно от их требований.

§ 29. Избранные члены церковно-приходского совета назначаются на четырехлетний срок, с выбытием половины каждые два года, если снова не будут избраны. Жребием определяется, какие члены должны выбыть из состава совета по истечении первых двух лет.

§ 30. В церковно-приходском совете председательствует настоятель прихода; а если он не имеет возможности присутствовать в совете, то по выбору совета – один из его членов.

§ 31. Церковно-приходский совет собирается по приглашению председателя или когда о том просит не менее половины числа членов совета.

§ 32. Церковно-приходский совет не может приступить к производству дел, если не присутствует более половины всех членов и между присутствующими членами число выборных не превышает числа постоянных.

§ 33. При постановлении решений в церковно-приходском совете, каждый член пользуется лишь одним голосом. При равенстве голосов, в силу вступает мнение, которое разделяет председатель.

§ 34. Церковно-приходский совет может, когда признает нужным, приглашать других прихожан к участию в определенном заседании для представления советов или сведений. Такие прихожане однако не пользуются правом голоса при постановлении решений.

§ 35. Церковно-приходскому совету надлежит: хранить и заведывать приходским имуществом, а также вести отчетность по приходу;

составлять раскладочный сметный список прихожан, а также росписи расходов и доходов по приходу;

принимать пожертвования и пособия, добровольно предоставляемые в распоряжение прихода, а также распоряжаться раскладкою и взиманием сборов, разрешенных на церковно-приходском собрании;

избирать и уполномочивать, в случае надобности, поверенного являться представителем прихода в суде и пред другими властями;

входить к церковно-приходскому собранию с представлениями и проектами, вызываемыми особенными нуждами прихода;

давать предварительное заключение по каждому поступающему на рассмотрение церковно-приходского собрания делу, подготовление которого не было поручено особой комиссии, и

распоряжаться приведением в исполнение решений церковно-приходских собраний.

§ 36. Церковно-приходский совет назначает из среды своих членов казначея, которому надлежит принимать и по указаниям совета хранить и выдавать приходские денежные суммы, а также вести отчетность.

Казначей пользуется, если того требует, вознаграждением от прихода, в случае многочисленности и сложности занятий.

§ 37. Отчетность представляется церковно-приходским советом назначенным от прихода для проверки лицам к 1 марта каждого года. Если эти лица сделают какое-либо замечание против отчетности, то совет обязан без замедления по поводу сего дать разъяснение, которое с отчетом лиц, производивших поверку, представляется приходу в пасхальное собрание.

§ 38. Росписи расходов и доходов на следующий год должны быть составлены заблаговременно так, чтобы очередное церковно-приходское собрате могло быть созвано осенью в удобное время.

§ 39. В заседаниях церковно-приходского совета протокол ведется кем-либо из членов совета, и поверяется по окончании заседания, или не позже, как в следующем заседании.

§ 40. Председателю церковно-приходского совета надлежит, сверх выше установленных обязанностей, принимать все на имя совета поступающие бумаги и представления, а также хранить дела совета, и вести оным список; дела церковно-приходского совета должны быть доступны благочинному и прочему духовному начальству, посещающему приход.

§ 41. Церковно-приходской совет сам установляет распорядок занятий в совете, если признает нужным, и распределяет занятия между членами.

§ 42. Каждый член церковно-приходского совета ответствует совокупно с прочими членами за денежные суммы, состоявшие в ведении совета, но не обязан вознаграждать убытки, причиненные не по ошибке или упущению с его стороны. Ответственность за отчетный год прекращается по одобрении отчетности и управления церковно-приходским собранием.

***

В этих постановлениях весь строй церковно-приходского управления очерчен в самом сжатом виде и при дальнейшей их разработке, в применении к различным местностям России, сохраняющим свои особенности церковно-общественного быта, придется, конечно, во многом их дополнить и развить; например, введя в тех приходах, где это окажется возможным, братский примирительный суд церковной общины, с указанием его формы, характера и компетенции. Весьма было бы также желательным разработать в подробностях положение об управлении приходским советом церковно-общественными имуществами, а равно и благотворительными и просветительными приходскими учреждениями. Но все эти работы, как и все начертание положения о церковно-приходском строе и управлении, превышают единоличные силы, а потому мы принуждены обратиться с убедительною просьбою ко всем тем лицам, кои интересуются церковно-общественными вопросами, и кои, проживая в разных местностях России, сведущи в особенностях тамошнего церковно-общественного быта, доставить нам свои соображения и замечания по поводу напечатанного выше проекта постановлений о церковно-приходском собрании и совете, из каковых отзывов можно будет впоследствии составить свод мнений лиц, близко знакомых с церковно-общественными делами в России, и этот свод несомненно принесет существенную пользу практической разработке «приходского вопроса».

II. Организация высшего управления в великой Константинопольской церкви54

Современный тип управления Константинопольской церкви начал складываться с 1764 года, когда на патриарший престол возведен был Самуил, дотоле бывший архиепископом Деркосским. Он соединял в лице своем ум, образованность, твердость нравственного характера и даже дипломатические способности. Вступив на патриарший престол, он поставил себе задачею вывести патриархию из того ужасного положения, в коем она дотоле находилась, и для достижения этой задачи предпринял и совершил ряд крупных реформ.

Троякого рода улучшения он предпринял совершить в церковном управлении: 1) поставить избрание патриарха вне зависимости от турецких чиновников; 2) по возможности ограничить власть патриарха и в 3) поправить финансовое положение патриархии, долг которой ко времени его возрос так, что весил – по выражению Самуила – тяжелее египетских пирамид.

Первое и второе из этих улучшений предположено было достичь чрез новую организацию патриаршего синода. Председателем его по-прежнему оставался патриарх, но состав членов синода получил законом установленную норму. Его необходимо образуют 8 или 10 митрополитов. Патриарх может увеличить состав синода до неопределенного количества, но не может уменьшить его ниже 10 митрополитов, епархии коих расположены поблизости к Константинополю. Это непременные члены синода, имеющие особенное звание «святых отцов». Из них четыре суть ближайшие к Константинополю: ираклийский, кизический, никомидийский и халкидонский. Особенное значение их в синоде состоит в том, что они имеют у себя четыре части синодской печати, ключ от которой у патриарха. Как хранители печати они необходимо всегда должны жить в Константинополе: патриарх не имеет права удалить их отсюда; это положение их должно быть оговорено и в берате, выдаваемом патриарху при его утверждении Портою.

Заседания синода должны происходить в воскресные и праздничные дни, когда митрополиты должны присутствовать на литургии в патриаршей церкви. По окончании литургии они собираются в патриаршей зале, где рассуждают о делах. В силу давнего обычая с правом голоса в заседаниях синода может участвовать каждый проживающий в Константинополе архиерей, даже и не имеющий кафедры, равно и каждый бывший патриарх. Но весь этот персонал советников разбивается на группы около четырех непременных членов синода и хранителей печати, из коих каждый в своей группе и ведет председательство. Без согласия сих святых геронтов патриарх не может осуществить ни одного из своих полномочий ни церковной, ни гражданской юрисдикции, не может наречь даже епископа. Точно также и каждый письменный акт синода непременно должен иметь синодскую печать: только в таком случае он получает значение и силу официального акта.

В отношении к патриарху синод в лице своих непременных членов имеет значение не только помощника и контролера, но и судебную власть. За исключением политических преступлений синод судит патриарха по всякой вине и в двух случаях имеет право требовать пред Портою низложения патриарха, именно если будет доказано, что патриарх худо правит церковью или погрешает против догматов веры, и Порта лишь тогда решает вопрос о низложении патриарха, когда получит представление о том синода. После сего синод приступает к избранию нового патриарха, что̀ составляет его исключительное право. Избрание происходит таким порядком: когда патриарший престол сделается праздным, члены синода и находящиеся в Константинополе архиереи собираются в синодикон (патриаршее здание, находящееся в греческом квартале – Фанаре) и в присутствии правительственного турецкого комиссара приступают к избранию кандидатов на патриарший престол. Трех избранных, одного за другим, объявляют затем собравшемуся в множестве на переднем дворе синодикона православному народу. Восклицание народа «аксиос» показывает, кто из представленных ему трех кандидатов достоин быть патриархом. После сего все присутствующие в синоде подписывают протокол, и синод официально извещает Порту об избрании патриарха. Порта выдает берат, утверждающий выбор синода и греческого народа. Берат должен быть куплен за определенную сумму – 40 000 пиастров (около 2000 руб.).

Для осуществления важнейшей из задач своей реформы – улучшения финансового положения патриархии – Самуилом установлен был так называемый смешанный совет, состоявший из 12 членов: четырех митрополитов, четырех депутатов от дворянства и четырех – от купечества. Главным назначением этого смешанного совета или комитета и служило ведение финансовой части или церковного казначейства – его расходов и прихода. Важнейшими статьями расхода, который должно было покрывать это казначейство, были следующие: 1) взносы в султанскую казну за бераты, выдаваемые каждому вновь рукоположенному епископу (40 000 пиастров); 2) подарки, которые синод обязан подносить каждому вновь поставленному важному вельможе; 3) но самыми значительными издержками патриархия обыкновенно обременялась, когда Порта выражала синоду неудовольствие на греков, поднимавших против нее оружие и эмигрировавших в чужие края. В этих случаях гнев Дивана утишался только крупными суммами.

Таково было устройство управления, введенное реформою Самуила; с незначительными изменениями оно продолжало действовать до половины прошлого столетия.

Восстание греков за независимость, начавшееся в 1821 году и затем длившееся почти до окончания войны 1853–56 годов, ознаменовалось важными последствиями и для церковной жизни Греции. В этот период от константинопольского патриархата отделилась весьма крупная часть, именно те епархии, который вошли в состав вновь образовавшегося королевства греческого и составили из себя автокефальную элладскую церковь. В оставшихся составных частях патриархата равным образом пробудилось стремление к возрождению путем реформ всего государственного и церковного устройства, нашедшее себе внешнее выражение в сформировавшейся либеральной народной партии.

Сильным толчком для этой последней послужил замечательный по своему либеральному характеру гатти-гумайюн, обнародованный султаном Абдул-Меджид 18 февраля 1856 года. Этот государственный акт установлял три важные принципа в отношении к нациям, исповедывавшим не магометанскую религию.

1) Всем им предоставлялось свободное исповедывание своей веры с полным сохранением льгот и привилегий, которыми они издавна пользовались.

2) Внутреннее устройство каждого общества предоставлялось реформировать и благоустроять комиссиям, специально для сего составляемым каждым религиозным обществом из его духовных и светских лиц.

3) На будущее время отменялись всякие духовные пошлины с заменою их определенным жалованием для всех духовных лиц, соответственным их сану.

В силу этого гатти-гумайюна составилась в мае 1856 г. приготовительная комиссия из депутатов различных религиозных обществ с целью обсуждения способа исполнения тех пунктов гатти-гумайюна, которые касаются церковных дел. Представителями греческой нации здесь были: великий логофет Аристарх и князь Самосский Фагорид. Главною работою комиссии в отношении к греческой церкви было начертание инструкции константинопольскому патриарху в апреле 1857 года.

Этою инструкциею предписывалось греческой нации православного исповедания составить народное временное собрание, имеющее начертать план полного преобразования церковного управления в духе гатти-гумайюна. Это временное собрание должно составиться из двух частей: клерикальной части и светских лиц. Первую в количестве семи членов должен избрать синод из среды епископов, вторую должны составлять 20 членов: 10 из дворян и 10 из купцов. Список светских членов должен быть представлен затем правительству, которое должно избрать из представленных 20 – 10: пять от дворян и пять от купцов.

Как гатти-гумайюн, так и продолжение его – инструкция патриарху 1857 года – не могли, конечно, понравиться клерикальной партии, господству которой угрожал конец. Однако же синод вынужден был избрать требуемое число членов для народного собрания, которое и открылось весною 1858 года. Работа его шла крайне медленно: энергическую оппозицию с самого начала открыли пять епископов-геронтов, попавших, как и следовало ожидать, в число 7 избранных синодом депутатов; это были: Паисий ефесский, Панарет ираклийский, Иоаким кизический, Дионисий никомидийский и Герасим халкидонский. Они вели себя так несносно для либеральной партии, что собрание решило просить Порту о высылке их из Константинополя к своим епархиям. Вынужденные повелением султана, они действительно удалились из Константинополя, но оставили протест на имя патриарха, в коем резко обвиняли и патриарха, и собрание за попрание священных прав иерархии. Это было в 1859 году 18 июня.

Протест настолько произвел впечатление, что представители либеральной партии сочли нужным озаботиться его опровержением. Составленное ученым Каратеодори – главным вожаком этой партии – оно несколько успокоило взволнованный народ, привыкший с уважением относиться к геронтам. Собрание успело начертать проект преобразования к началу 1860 г. Но тут явилось на сцену новое событие, едва не уничтожившее всю работу собрания – это открывшееся восстание болгар за отделение своей церкви от константинопольского патриархата.

Резкое заявление болгар, угрожавшее отделением от великой церкви трех или четырех миллионов православных, следовательно, большей половины подчиненных константинопольской патриархии, поразило в равной мере и клерикальную, и либеральную партии. Последняя укоряла в этом бедствии иерархию, а эта, в свою очередь, обвиняла либералов, объясняя желание болгар отделиться от патриарха следствием реформационного движения, исходившего из среды либералов. Распря окончилась тем, что либеральная партии уступила ввиду грозящей опасности, и проекты собрания оставлены были на неопределенное будущее. В одном только пункте ей удалось выдержать себя – это применить к делу новый порядок избрания патриарха. Дело в том, что патриарх Кирилл, пораженный восстанием болгар, сознал свою слабость в управлении церковью при таких трудных обстоятельствах и отказался от престола. Порта должна была по этому случаю приступить к рассмотрению тех постановлений национального собрания, которыми определялся порядок избрания патриарха. В сентябре 1860 года она действительно утвердила проект избрания, начертанный собранием, и он остается законом, действующим доселе.

Этот порядок избрания следующий:

Когда патриарх умрет, или выйдет в отставку, и временный его местоблюститель будет назначен и утвержден Портою, тогда все митрополиты, подчиненные константинопольскому патриарху (числом до 25) должны сообщить патриархии в запечатанных конвертах имена кандидатов на патриарший престол. Эти конверты должны быть представлены в течение 41 дня по утверждении местоблюстителя патриаршего престола. Имена кандидатов, предложенных митрополитами, вносятся в список избираемых лиц.

Этот список может быть затем увеличен или уменьшен в дальнейших моментах избраний.

Их производят следующие деятели:

а) Избирательное собрание. Оно составляется: 1) из членов синода и смешанного постоянного народного собрания, 2) из чиновника патриарха – великого логофета и первого секретаря народного смешанного совета; 3) из высших государственных сановников православного исповедания; 4) из представителей военного ведомства; 5) из представителей гражданских чиновников разных ведомств; 6) из представителей свободных профессий; 7) из представителей важнейших ремесленных корпораций, представителей города Константинополя, избираемых делегатами 40 приходов, на кои разделяется город; 8) одного банкира; 9) одного представителя князя Самосского и, наконец, 10) из представителей наиболее важных епархий (26) константинопольского патриархата, так что число всех членов избирательного собрания достигает (напр. так было при избрании патриарха Иоакима IV) до 77–80, в числе их 17 духовных и 60 светских лиц. Это избирательное собрание может с своей стороны увеличить список кандидатов при условии, если на то согласится 2/3 духовных избирателей.

б) Составленный избирательным собранием список кандидатов может быть уменьшен правительством Порты, коему он и предъявляется. Оно может вычеркнуть из списка неугодных ему кандидатов.

По получении от правительства списка кандидатов избирательное собрание приступает к вторичному выбору из всех кандидатов только трех. Выбор совершается в патриаршей зале большинством голосов посредством шаров или бюллетеней.

Последний, окончательный момент избрания из трех одного совершается в патриаршей церкви, куда затем и переходит избирательное собрание, сюда же во множестве собирается и православный народ. Здесь в церкви действует уже один священный синод. Избрание из трех одного совершается формою Священного обряда с призыванием Святого Духа. Как только Великий Хартофилакс провозгласит результат тайной подачи голосов Синода: «архиепископом Константинополя, Нового Рима, и вселенским патриархом нарекается досточтимейший митрополит NN», тотчас же в среде народа раздаются в ответ рукоплескания и восклицания: «аксиос». После сего избирательное собрание переходит опять в патриаршую залу, где составляет протокол избрания и донесение султану для утверждения избранного. После того как отделение болгарских епископий стало совершившимся событием и болгарский экзархат признан был правительством Порты, мало-помалу вошли в силу и другие предначертания временного национального смешанного собрания. По изданным в 1888 году «общим узаконениям управления церковными и народными делами православных христиан, состоящих под властью вселенского престола и подданных его величества султана» организация патриаршего управления представляется в следующих чертах:

Постоянно действующими учреждениями по церковному управлению служат: 1) Священный синод и 2) народный постоянный смешанный совет.

Священный синод, состоящий под председательством патриарха из 12 митрополитов, есть высшее духовное учреждение для всего христианского православного народа, состоящего под властью вселенского патриарха. Предметами ведения его служат все духовные дела, а именно: назначение архиереев на вдовствующие кафедры, благоустроение всех монастырей и высшего богословского училища. Он охраняет православных христиан от вражеских (инославных) нападений, стремящихся омрачить и извратить благочестивые и правые убеждения; заботится о том, чтобы как в столице так и во всех епархиях во священники были поставляемы лица достойные, добродетельные и просвещенные; одобряет к печатанию и издает необходимые книги и руководства, служащие к образованию клира и просвещению народа, для чего имеет в исключительном своем распоряжении хорошо устроенную типографию.

Личный состав членов священного синода образуется следующим порядком: в первый год его открытия в нем должны находиться три архиерея из членов временного народного собрания, избранные посредством закрытой баллотировки и девять из епархиальных архиереев. Для сего эти последние должны быть разделены на три класса, и из каждого класса на первый год избирается по три архиерея, т. е. три члена временного народного собрания и первый каждого из трех классов; места их заменяют новые шесть членов из епархиальных архиереев по два из каждого класса. В силу этого порядка каждый член синода состоит в сем звании только два года, и половина личного состава священного синода возобновляется каждогодно. В члены священного синода епархиальный архиерей может быть избран при условии, если он прослужил в епархии, к которой рукоположен, не менее 5 лет, или в которую перемещен не менее 3 лет. Все дела в синоде должны обсуждаться и решаться членами синода совместно с патриархом. Постановление, сделанное без присутствия патриарха, не имеет законной силы, равно как и сделанное односторонне патриархом без членов священного синода; но постановление, имеющее за себя большинство голосов, обязан принять и патриарх. Никто из членов синода по окончании срока своей службы не имеет права оставаться в Константинополе ни под каким предлогом, кроме крайней нужды или болезни: но и сие может сделать не иначе как с ведома патриарха и синода. Если патриарх погрешает против своего духовного долга и обязанностей, и после первого и второго предостережения со стороны членов синода не исправляется, то священный синод сносится с членами смешанного совета и совместно с ними делает третье предостережение патриарху; если последний остается неисправим, то обе коллегии обращаются письменно к высокой Порте и требуют удаления патриарха. Если же патриарх нарушает гражданские и политические права, тогда первое предостережение делает ему смешанный совет один, потом вместе с членами священного синода. Но в том и другом случае на представление об удалении патриарха должны быть согласны не менее как две трети членов из каждой коллегии.

Но вне этих исключительных случаев члены синода обязаны воздавать патриарху подобающую честь как высшему духовному начальнику и главе всего клира и как председателю синода. Они обязаны уступать и внимать его советам и наставлениям, вести себя и в заседаниях синода, и вне его с подобающею скромностью и достоинством, избегая всякого слова, компрометирующего достоинство патриарха. За нарушение этого обязательного отношения к патриарху член синода подвергается на первый раз вразумлению патриарха, а при повторении – публичному выговору синода и затем – суду его.

Для делопроизводства священный синод имеет свою канцелярию, состоящую в непосредственном заведывании первого и второго секретарей, определяемых на должность патриархом и синодом. Первый и второй секретари участвуют в заседаньях синода только в качестве докладчиков дел, но без права голоса; они избираются из клириков и могут быть представляемы кандидатами на епископство, первый по истечении 5 лет службы, второй 7. Обычные заседания синода происходят трижды в неделю; каждая бумага, из него исходящая, должна иметь синодскую печать. Эта печать составная – из шести частей, которые хранят шесть членов синода, а ключ – патриарх.

Одною из существенных обязанностей священного синода служит попечение о благоустройстве и благосостоянии человеколюбивых учреждений: женского детского приюта и сиротского дома для мальчиков-сирот, также точно и попечение о народных человеколюбивых учреждениях в Константинополе – больнице, народной школе в Фанаре, народных школах епархиальных и приходских. В непосредственном ведении и зависимости от священного синода состоят: скевофилакс, заведующий хранением ризницы и священных сосудов патриаршего храма, и библиотекарь, заведующий патриаршею библиотекою: и тот, и другой состоят под непосредственным ведением одного из членов священного синода.

Народный постоянный смешанный совет состоит, так же как и священный синод, из 12 членов: 4 архиереев и 8 мирских лиц; председательствует в нем старейший из членов архиереев, а в делах особенной важности патриарх. Совет имеет канцелярию и двух секретарей 1-го и 2-го знающих языки: эллинский, турецкий, болгарский и французский. Период службы членов – двухлетний, причем каждогодно возобновляется половина членов; члены архиереи избираются из членов священного синода патриархом и синодальными членами. Избрание мирских членов Совета происходит следующим порядком: в определенный день патриарх оповещает прихожан церквей Константинополя, дабы они установленным порядком избрали представителей от приходов в числе 26, каковые и должны ко дню избрания явиться в патриархию. Здесь из них, членов священного синода и членов смешанного совета составляется избирательное собрание. Первоначально составляется реестр кандидатов, представлять коих имеет право каждый член избирательного собрания, и затем посредством закрытой баллотировки из сих кандидатов избираются члены смешанного совета. По окончании акта избрания патриарх сообщает имена избранных членов – архиереев и мирян – Порте на утверждение. В члены смешанного совета могут быть избираемы только постоянные жители Константинополя, подданные Оттоманской империи, не менее 30 лет возраста.

Предметами ведения смешанного совета служат финансы и церковно-хозяйственные дела патриархата, равно как и приложение гражданской юрисдикции в том объеме, в каком оттоманским правительством она предоставлена патриарху. В частности смешанный совет имеет в исключительном своем ведении приходы и расходы патриаршего престола, церквей, народных школ, больниц и прочих общеполезных, принадлежащих православным, учреждений Константинополя.

Для благоустроения народных школ и прочих общеполезных учреждений смешанный совет назначает епитропами и ефорами, по сношении с патриархом, людей способных к тому и честных, из подданных Порты. Он рассматривает и проверяет ежегодные отчеты сих епитропов и через первого секретаря вносить роспись доходов и расходов в специальный кодекс. По окончании каждого года рассматривает отчет казначейства со вновь избранными членами в избирательном собрании, причем казначей представляет сполна все письменные распоряжения совета, каковые потом в запечатанном конверте вносятся в архив совета. Смешанный совет составляет роспись (тариф) канцелярских пошлин народного казначейства, представляет его для утверждения Порте и назначает к собиранию их одного казначея на два года, под поручительством которого без письменного распоряжения совета не может израсходовать ни одного овола.

Смешанный совет осуществляет гражданскую юрисдикцию в размерах, предоставляемых патриархии бератами и узаконениями.

В рассматриваемом нами узаконении указаны следующие предметы этой юрисдикции, как состоящие в ведении смешанного совета:

а) Смешанный совет утверждает каждый документ, изданный кем-либо из архиереев относительно приходов и расходов народной школы, больницы, иных общеполезных учреждений; также церквей, монастырей, находящихся в Константинополе, равно и относительно завещаний, пожертвований на церкви, относительно брачного дара и приданого.

б) поскольку завещание каждого православного христианина, согласное с законами и указами высокого правительства и с изданным узаконением о христианских имуществах, может быть явлено и утверждено каждым местным начальником (т. е. епархиальным архиереем или его епитропом): то смешанный совет принимает меры к исполнению содержащихся в таковых завещаниях определений.

в) Смешанный совет исследует дела о приходах и расходах монастырей, принадлежащих вселенскому престолу, равно как возникающее споры о завещаниях, пожертвованиях на церковь, о брачном даре и приданом, равно как рассматривает те же духовный дела, с которыми Порта относится в патриархию.

г) Когда представляется со стороны христиан какой-либо епархии жалоба на их архиерея, то, если предметом ее служит гражданский иск, процесс производится согласно члену 8-му об избрании архиереев (комиссиею, составленною из 4 членов архиереев и 4 мирских членов смешанного совета). Смешанный совет составляет свои обычные заседания дважды в неделю; постановляет определения и решения по большинству голосов; при равенстве их перевес на стороне, имеющей голос председателя; каждое собрание, имеющее две трети членов, почитается полным. Смешанный совет имеет свою трехсоставную печать, одну часть которой имеют у себя четыре члена архиерея, прочие две – восемь мирских членов, а ключ – председатель. Этою печатью утверждаются все документы, исходящие из совета равно как постановления и судебные решения. Каждый такой документ непременно вносится предварительно в кодекс совета.

Таково в основных чертах устройство синодально-патриаршей национальной формы в настоящее время. Она есть результат долгого исторического опыта греческой нации, глубоко преданной православию и состоящей в турецком подданстве. Основная задача ее состоит в том, чтобы соединить канонические требования синодального устройства с предоставлением законного права на участие в делах церковного управления мнению и голосу мирян. И нельзя не признать, что эта задача здесь выполнена довольно удачно. В высших центральных церковных учреждениях константинопольского патриархата последовательно проведен канонический принцип управления церковного чрез иерархию, – в ее высших представителях – патриархе и синоде архиереев и отведена достаточная сфера мнению и деятельному участию православного народа. Здесь мы не видим ни папского абсолютизма, ни римско-католического клерикализма, ни лютеранского демократизма, так что здесь, по крайней мере формально, осуществляется вполне идея живого, братского общения и деятельного участия каждого члена церкви в общей ее жизни, идее характерно выраженная известным православным канонистом, покойным митрополитом румынским Андреем Шагуною: «как в человеческом теле, – говорит он в своем учебнике церковного права, – так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т. е. каждый член действует во-первых один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга. Напр. всякий архипастырь – епископ, митрополит, патриарх – действует отдельно, сам по себе и для самого себя на освящение и спасение своей души и на освящение и спасение своего клира и верного народа с употреблением власти вязать и решить, и вместе с архипастырями в вопросах догматических, таинственных, обрядовых, и даже – с представителями народа епархии, митрополии, патриархата в делах управления, дисциплины и хозяйства церкви. С другой стороны здесь довольно удачно проведено различие сфер власти священной и власти церковно-правительственной. В первой, как ведающей чисто церковные, духовные предметы признан высший авторитет иерархии: одна она отправляет обязанности и применяет полномочия учительства и пастырства. Мирянин, как мирянин, здесь не имеет никаких полномочий. Но в применении церковью своей юрисдикции, особенно в области гражданских прав и привилегий церкви, в области хозяйственной, экономической уделено весьма достаточно участия и полномочий преданным церкви мирянам, но и здесь – с сохранением полного достоинства и преимущества иерархии.

III. Организация высшего управления в православной Сербской Карловицкой церкви в Австро-Венгрии

Когда в 1690 году сербы в числе 40 000 семейств переселились из своего отечества в Австрийские владения во главе с своим патриархом Арсением III (Черноевичем), в Ипеке – сербской патриархии – еще при жизни Арсения избран был новый патриарх Калинник. В первое время, пока жив был Арсений, церковное положение его среди этих переселившихся в новое местопребывание сербов было довольно неопределенное. После смерти Арсении (1706 г.) это положение выяснилось и точно определилось. Каноническим мероопределением служила ипекская патриархия, часть которой составляли эти переселившиеся Сербы; вследствие официальной просьбы клира и народа ипекский патриарх Калинник, после того как Австрийский император Леопольд I-й особою императорскою грамотою от 4 марта 1695 г. даровал всем переселившимся сербам свободу веры и привилегии в их церковном управлении, издал в 1710 г. патриаршую грамоту, которою признал установление митрополии в австрийских владениях, а за тамошним митрополитом «право поставляти епископы и иные церковные уставы строити», согласно общим каноническим определениям православной церкви. С этого времени и получила свое каноническое бытие упомянутая митрополия, которая в остальном и на будущее время оставалась в духовной зависимости от ипекского патриарха, почему и митрополит ее почитался и подписывался: «экзарх пекского фрона». А когда затем упразднен был ипекский патриаршеский престол, тогда равным образом и этот митрополит перестал быть экзархом этого престола, а самая митрополии сделалась самостоятельною. Эта самостоятельность признана была и Константинопольским патриархом. В начале XVIII в. митрополичья кафедра была в Крушедоле, а затем скоро перенесена была в Карловцы. В последних годах прошлого века под власть Карловицкого митрополита подпали и румынские епархии, а в первой половине XIX века ему подчинена была в догматических и духовных делах и Далматинская епархии, так что с того времени Карловицкий митрополит был верховным церковным главою всего православного народа в австрийских землях.

Таково каноническое положение этой православной церкви. Что касается государственного ее положения, то за двухсотлетнее существование свое в пределах Австро-Венгрии она пережила следующее: Первоначально по переселении сербов в Австро-Венгрию, церковное устройство, перенесенное ими из Сербии, оставалось неприкосновенным. Высшая церковная власть принадлежала собору епископов (сербский собор церквей) во главе с митрополитом; последнему была на некоторое время предоставлена даже гражданская власть по отношению к переселившимся сербам. Это положение и утверждено было целым рядом императорских грамот или «привилегий». Но это было лишь на первых порах; с течением времени политика правительства постепенно наклонялась к тому, чтобы высшее управление делами церкви сербской захватить в свои руки. С особенною энергиею это стремление выразилось в 1770 году, когда правительство выработало для этой цели так называемый Regulamentum privilegiorum. Но вследствие заявленного открыто недовольства этим регламентом со стороны народа, он был в 1771 году переработан и представлен на собор епископов, нарочно для этого созванный, а затем и обнародован от имени собора. Отклоняя от себя таким образом гнев народа, правительство думало обрушить его на голову сербской иерархии. Но митрополит Винценц Видак в своем представлении правительству неопровержимо доказал, что регламент не мог принадлежать собору. Тогда правительство увидело себя вынужденным пересмотреть регламент и в дополнение к нему издать (в 1779 г.) Benignum Rescriptum declaratorium Illiricae nationis. Этот законодательный акт содержал определения, касающиеся окружного управления Сербскою церковью, как то: об избрании митрополита, о его доходах, о неприкосновенном церковном фонде, об императорском праве наименования администратора митрополии и епархии, об избрании епископа и прочих церковных должностных лиц и т. п. В связи с ним был издан и еще законодательный акт, содержавший устав епархиальных консисторий и митрополитского апеллятория, называвшийся Systema consistoriale. Наряду с этим законодательным ограничением сербской церковной автономии появлялись и особые учреждения в качестве специальных органов по делам управления сербскою церковью. Памятниками деятельности этих учреждений служат многочисленные декреты и интиматы, влияние которых еще доселе можно усматривать в устройстве сербской церкви. Крупный поворот правительственной политики относительно устройства церкви выразился в IX члене венгерского закона 1868 года: поворот, естественно обусловливавшийся влиянием времени. 1848 год, произведший коренной переворот в политической жизни западных народов, достигших права участия и влияния на дела государственные, оставил глубокий след и в национальной церковной жизни сербов. К этому времени относится уничтожение самостоятельности Сербского воеводства (военной границы), а с этим уничтожением сербы теряли последнюю точку опоры своего политического бытия. Когда попытки на восстановление своей «воеводины» оказались несбыточными, сербский народ сосредоточил все свое внимание на старых привилегиях и, памятуя печальное прошлое, решился добиться активного участия в делах церковной автономии, чтобы путем потребных реформ в церковно-народной жизни и управлении и чрез расширение прав представителей народных на конгрессе укрепить последнюю возможность защиты и охранения своей народной независимости и свободы развития церковно-народной жизни. Правительство уступило и рескриптом 1868 года признало за представителями народа право участия в управлении делами церковными, школьными и имущественными за исключением впрочем вопросов догматики, канонических, вероучительных, обрядовых и литургических, ведать и решать которые по-прежнему предоставлено было исключительно церковному синоду. «С сохранением за Его Величеством наивысшего права надзора, – гласит между прочим этот закон, – верующие карловицкой митрополии уполномочиваются к тому, что могут самостоятельно рассматривать и управлять в границах государственного закона своими церковными, школьными и имущественными делами на своих конгрессах, которые созываются в определенные времена и по предварительному докладу о том Его Величеству со стороны митрополита и этими делами могут самостоятельно, посредством своих органов, управлять в смысле правил, установленных на тех конгрессах и одобренных Его Величеством. Для этой цели министерство с возможною скоростью распорядится о созвании греко-восточно-сербского национального конгресса, который по древнему обычаю составится кроме лиц высшей иерархии из 25-ти духовных и 50-ти мирских членов». В силу этого закона последовавший затем ряд церковно-национальных конгрессов выработал – по временам при резких и энергических протестах иерархии – к 1875 г. ту организацию церковного управления, которая существует в настоящее время.

Подобно тому как и в Константинопольской церкви во главе церковного управления в митрополии Карловицкой стоят два учреждения: Архиерейский синод и народно-церковный собор или народно-церковный конгресс. Они различны и по составу членов, и по предметам ведения. Архиерейский синод составляется из Карловицкого митрополита, как председателя, и шести епархиальных епископов. В синоде присутствует и императорский чиновник, участвующий во всех заседаниях синода кроме тех, на которых рассматриваются вопросы веры и строго духовные предметы, а также и на коих происходит избрание епископа. Синод созывает письменно Карловицкий митрополит, получив предварительно согласие на это императора; впрочем может собираться регулярно однажды в год. – Предметами ведения его служат вопросы и дела веры, обрядовые и церковно-дисциплинарные. Предметы внешнего церковного управления, а также касающиеся церковно-учебных заведений состоят в ведении церковно-народного конгресса, который состоит из митрополита, как председателя, из всех епархиальных епископов и из 75 членов, из коих одна треть духовного звания и две трети мирян. Товарища председателя конгресс избирает из светских лиц. Императорский чиновник не входит в рассуждения конгресса, равно как и не участвует при составлении решений. Конгресс составляется регулярно раз в три года и созывается после предварительного соизволения императора Карловицким митрополитом или – если его кафедра вдовствует – митрополитским церковным советом.

Так как церковно-народный конгресс собирается только однажды в три года, то для исполнения и приведения в действие его постановлений, получивших императорское утверждение, установлен особый комитет – «отбор конгресса». Он состоит из 9 членов: митрополита, как председателя, одного епископа, 2 членов духовного и 5 членов светского звания. Этих членов конгресс избирает из своей среды, равно как избирает и их заместителей. Когда митрополит не может присутствовать лично, то он назначает председателем одного из епископов, а подпредседника избирает из своих светских членов сам «отбор». Полномочия соборного отбора продолжаются за все время конгрессуального периода и во всяком случае дотоле, пока его не заменит новый отбор, избранный конгрессом. Для законного определения его потребно, кроме председателя, не менее 4 членов. Комитет конгресса составляет свои заседания регулярно четыре раза в год в резиденции митрополита, а в чрезвычайных случаях, по требованию обстоятельств, его созывают (вне срока) председатель или его заместитель.

Протоколы заседаний комитета в кратких извлечениях представляются председателю венгерского министерства. Председатель и члены комитета ответственны за свою деятельность конгрессу. Письмоводством заведует народно-церковный секретарь.

Кроме этих учреждений есть еще два, заведывающие специальными предметами высшего церковного управления, а именно: митрополитско-церковный совет и народно-училищный совет.

Митрополитско-церковный совет состоит из митрополита, как председателя, двух епископов, трех лиц духовного звания (архимандритов или протоиереев), трех светских членов, нотариуса, как делопроизводителя, и фискала. Два последние – не имеют решающего голоса. Митрополит назначает товарища председателя, епископов избирает синод, а шесть прочих членов – народно-церковный конгресс, фискала назначает сам Совет; письмоводством заведует народно-церковный секретарь. Круг ведения Совета тот же, который был определен для митрополитской апеллятории (в Systema consistoriale от 17 июня 1782 г.), а именно: он служит высшею апелляционною инстанциею во всех судебных делах, касающихся церковной дисциплины и брачных споров; затем в качестве первой судебной инстанции в тяжбах против епархиальных епископов и епархиальных консисторий; наконец в круг ведения Совета входят все дела касательно веры, церковного обряда и специально клирических предписаний. Митрополитско-церковный Совет составляет свои собрания регулярно два раза в год, а по требованиям обстоятельств и более; место собрания – резиденция митрополита.

Народно-училищный Совет есть орган народно-церковного конгресса по делам учебных заведений сербского народа. По закону о школах от 2 июля 1872 года этому Совету принадлежит управление и надзор за всеми первоначальными и средними сербско-народными школами, равно как и надзор за высшими учеными и образовательными заведениями, которые поддерживаются на народные средства. Совет состоит из главного референта (он же и инспектор) сербско-народных школ и шести других членов. Председатель его – митрополит, товарища председателя избирает Совет, а членов – народно-церковный конгресс, делопроизводством заведует народно-церковный секретарь. Главного школьного референта избирает народно-церковный конгресс и утверждает император. Народно-школьный Совет составляет свои собрания, смотря по потребности (каждый месяц); созывается по предложению председателя или трех членов. Как целый народно-училищный Совет, так и главный референт, подлежат ответственности за свою деятельность пред конгрессом.

Такова современная организация высшего церковного управления в автокефальной сербской церкви в Австро-Венгрии.

* * *

54

Соч. Н. А. Заозерского «О церковной власти». Издание 1894 г., стр. 378 и след.


Источник: А.А. Папков, проф. Н.А. Заозерский, прот. А.М. Иванцов-Платонов, еп. Порфирий Успенский, Н.П. Аксаков, проф. А.П. Лебедев, А. Синицкий, М.А. Новоселов. (Издание «Религиозно-философской библиотеки»). г. Вышний Волочек. Типография В. С. Соколовой. 1905 г. № 2261. Дозволено цензурою. Москва. 19 Мая 1905 г.

Комментарии для сайта Cackle