Коллектив авторов

О возрождении Русской Церкви (сборник статей)

Источник

Содержание

Предисловие

А. А. Папков I. Прошлая жизнь христианской общины Отличительный характер христианской общины Церкви, учрежденные и собранные Св. Апостолами Благотворение, общительность, братский суд Церковное домостроительство семи избранных мужей Благотворительность в древней церкви II. О возрождении христианской общины – православного прихода Восстановление христианской общительности по приходам Цитата из сочинения еписк. Никодима «Православное церковное право» Образование живой ячейки в приходе Учреждение «воскресных приходских собраний» Устройство всесословной церковно-приходской школы «Юношеские» братства учащейся русской молодежи в старину Благотворительность на церковной почве Болезнь русской православной семьи Необходимость возрождения церковной семьи Церковная община и проституция Привлечение прихожан в храмы и во внебогослужебное время Избрание приходами своих духовных отцов Важное государственное значение приходов в качестве органов – примирительного суда, сближения с старообрядцами, раздачи пособий бедствующему населению «Вопрос приходский» – самый жизненный вопрос для России Проф. Н. А. Заозерский Приход и епархия Протоиерей А. М. Иванцов-Платонов О преобразовании высшего церковного управления в России Проф. Н. А. Заозерский I. Причины слабости высшей духовной власти II. Всецерковный русский собор как главное средство к возвышению духовной власти и оживлению церковной жизни III. «Ревизионная» деятельность собора и ее основные начала IV. Патриаршая власть в русской церкви Схема церковного строя епископ Порфирий Успенский Его церковная программа Н. П. Аксаков Миряне в церкви О проповеди мирян О взаимодействии членов тела церковного Проф. Н. А. Заозерский Историческая справка об участии в соборах клириков и мирян Состав апостольского и древних поместных соборов Состав вселенских соборов Различное значение членов собора Вывод для настоящего времени Проф. А. П. Лебедев Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках Живое деятельное участие мирян в делах Церкви Поставление общинами иерархических лиц Устранение их от должностей Заботы общин о внутреннем религиозном благоустройстве и благочинии Участие мирян в церковном суде Участие мирян в соборах Участие мирян в избрании пастырей Д. Синицкий Из истории юго-западных братств М. А. Новоселов Соборное Подготовительное Совещание Приложения I. Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России I. Общие правила II. О церковно-приходском собрании III. О церковно-приходском совете II. Организация высшего управления в великой Константинопольской церкви III. Организация высшего управления в православной Сербской Карловицкой церкви в Австро-Венгрии  

 
Предисловие

Предстоящий созыв Поместного Собора Русской Церкви делает для всех православных настоятельно необходимым отдать себе ясный отчет в том, куда должны быть направлены наши усилии для того чтобы Святая Церковь могла возродиться на Руси во всей своей силе и славе.

Причиной, приведшей ее в современное печальное положение, было забвение и нарушение Воли Божией в отношении того, как мы обязаны препровождать свое совместное церковное существование, на каких основах должны его созидать как Тело Христово, каковое составляет Святая Церковь.

За это нарушение Заветов Божиих немало была наказана Россия, что́ мы особенно видим в настоящей тяжкой войне, в которой Господь Бог столь постоянно предает нас в руки язычников, как бы показуя, что даже язычники, не чтущие истинного Бога по неведению, менее грешны, чем те, которые, получив познание истинного закона, презрительно не исполняют его.

Для того чтобы возродить свою христианскую жизнь, мы должны возродить наше церковное существование, вспомнив правильные канонические нормы церковности. Мы обязаны явиться ко времени созыва Св. Поместного Собора нашего не бессловесными овцами, а сознательными, способными различить правду от неправды, Волю Божию от воли человеческой.

Благодарение Господу, наша святая Церковь и во времена своего двухсотлетнего «Вавилонского пленения» не оскудевала познанием Божественного Закона, хотя и не допускалась «невегласями» и своекорыстными людьми до его осуществления во внешних формах.

Наша церковная мысль непрерывно работала, постепенно просвещая умы, косневшие в неведении, и постепенно приводя к тому, что вот мы наконец теперь находимся в радостном ожидании снова услышать голос Поместного Собора Церкви нашей, который принужден был столь долго пребывать в безмолвии.

В настоящем выпуске мы соединяем извлечения из трудов различных членов русской церкви по выяснению правильных норм церковного существования. Мы имеем при этом в виду не полноту библиографическую, но полноту обрисовки различных сторон правильной организации церковной жизни, каковою она должна быть по канону и духу христианства.

Наши читатели найдут в нижеследующих извлечениях уяснение того, какова должна быть организация постоянного церковного управления, высшего и местного, каково участие в этом управлении, принадлежащее различным чинам церкви, какова организация самих Церковных Соборов...

Имена архипастырей, пастырей и ученых, мнения которых мы приводим, говорят сами за себя. С своей стороны мы считаем нужным прибавить лишь несколько общих пояснений, необходимых для того, чтобы наши читатели правильно воспользовались всем предлагаемым их вниманию материалом.

Приводимые нами писатели и учители весьма внимательно останавливаются на вопросе о значении в церковной жизни и управлении самих пасомых, т. е. мирян. Столь значительное место, уделяемое этому вопросу, зависит от того, что эта сторона церковной жизни подверглась в русской церкви самому прискорбному забвению. Самым настоятельным образом напоминая, что в истинной, правильной церковной жизни миряне должны иметь живое и влиятельное место, мы в то же время усердно предупреждаем читателей и всех православных, что было бы еще горшей ошибкой впасть в отношении церковного положения мирян в протестантскую односторонность, принизив значение пастырей и архипастырей.

В древле православной церковной жизни, когда случалось, что миряне, по горячности, начинали брать на себя слишком большую решающую роль, против этого всегда раздавалось обличительное слово великих светильников Церкви, как например св. Григория БогословаЦерковь Божия не республика, в ней не большинство, не те или иные чины верующих должны властвовать, но только Сам Христос. Все же чины верующих, миряне и священство, имеют каждый свое место, не захватывая не принадлежащего им.

Истинная цель устройства церкви, тот царский путь ее построения, которым надлежит следовать православному, состоит в том, чтобы все чины верующих находились в неразрывном единении, подобно членам тела человеческого. Только в этом единении пребывает Христос, а все мы – члены Тела Его, сохраняя живое и деятельное участие в жизни этого Тела, должны пребывать в послушании, а не властвовании. Вот это единение всех чинов церковных, мирян и священства с архипастырством, составляет истинную христианскую жизнь, и, говоря об участии мирян в церковном управлении, мы должны в то же время твердо помнить, сколь много должны миряне оказывать почтения и послушания священству и архипастырству, отнюдь не присваивая себе ничего, не данного им Христом Спасителем и св. Церковью.

Сверх того считаем еще долгом напомнить, что как ни важно правильное устройство церкви во внешних ее формах, тем не менее было бы гибельной ошибкой забывать, что оно важно не само по себе, не как известная «конституция», а лишь по тем дарам святости, которые мы в себе при этом возрощаем. Можно иметь совершенно правильное устройство внешних форм, и все-таки создать не Церковь Божию, а мерзость запустения на месте святе, если мы забудем необходимое содержание христианской жизни, которое все заключается в святости, в стяжании даров духовных. Правильное устройство церкви нужно только для того, чтобы взаимным содействием освящать друг друга, теми дарами, которые каждому посылает Господь.

Лишь памятуя это, мы созидаем Церковь Христову, не ищем «своего», не гонимся за властью, ни миряне, ни архипастырство.

Если мы имеем этот дух, эту святость, то и при внешне неправильном устройстве – созидаем Тело Христово. Если не думаем об этих дарах святости, то будем созидать не Тело Христово, а просто какую-то республику, притом же очень плохую.

И вот об этой стороне дела мы, православные русские люди, в ожидании своего Поместного Собора, должны памятовать не меньше, чем о задачах внешнего построения церкви нашей.

Мы должны возродить свою церковную жизнь в ее всецелой полноте, в ее внешних формах и в ее духовной святости. Лишь таким путем возродится русская душа, очистится от той скверны, которая воздвигла на нас тяжко карающую Десницу Божию.

Мы должны помышлять о предстоящем Соборе с твердым намерением собраться на нем около наших архипастырей истинными христианами, желающими очиститься от греха, в котором погрязли, с твердым намерением возродить на прежде святой Руси – ее прежний святой дух, и искать правильных форм церковной жизни только для того, чтобы и жить в них правильно, т. е. в искании и возращении даров святости духовной.


Источник: А.А. Папков, проф. Н.А. Заозерский, прот. А.М. Иванцов-Платонов, еп. Порфирий Успенский, Н.П. Аксаков, проф. А.П. Лебедев, А. Синицкий, М.А. Новоселов. (Издание «Религиозно-философской библиотеки»). г. Вышний Волочек. Типография В. С. Соколовой. 1905 г. № 2261. Дозволено цензурою. Москва. 19 Мая 1905 г.

Комментарии для сайта Cackle