Преподобный Лев

(1768 – 11/24 октября 1841)

Первый оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) вступил в число братии Оптиной пустыни в 1797г. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. В 1804 г. преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. В то же время он встречает ученика старца Паисия (Величковского) схимонаха Феодора, который обучает ею высшим степеням духовной жизни. В 1829 г. иеромонах Леонид с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь, настоятель которой, прп. Моисей, поручил ему окормление братии и богомольцев. Старчество иеросхимонаха Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Простой люд говорил о нем: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Указание пути ко спасению

Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастися.

Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия...

Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению преклоняетесь; не ведая судеб Божиих, устраивающих вся вам на пользу, должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал вам такого креста – болезни и сострадание...

Старайся хранить свои чувства, а особливо зрение, и продолжай свое безропотное находящих неприятностей терпение со благодарением, и когда с помощию Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим...

Сколько можно, удаляйся от молвы, уклоняйся от суетных людей, употреби волю свою и ревность на взыскание угодного пред Господом и на приобретение вечных вещей. Все временное изменится, но вечное пребудет вечно. Не позволяй рассеиваться добрым мыслям, все там суетно, где не назидается душа во спасение и не просвещается страхом Божиим.

Советую полагать начало жить не по своей воле, а по заповедям Божиим и по совету, к кому извещаетесь верою, а по своей воле, хотя и много мнимся сеяти, но жатва бывает тщетна, сего избегайте.

Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освещает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам премилосердый Создатель...

Живи попроще, – Бог и тебя не оставит.

До конца должно жить и все продолжать учитися, как достигнута к совершенству, но на сем свете совершенства не обретеся, но только премилосердый Господь един совершен есть и труждающихся и повсечасно с простотою, и беззлобием, и смирением в Его совершенную волю и Промысл вдавшихся, хотя и при смерти, сподобляет Своими щедротами в совершенство!

Душу спасти – не лапоть сплести.

Бог все творит для нашего спасения

Лучше предаваться Судьбе и Промыслу Всемогущего, поелику когда есть Его, Создателя нашего, каковая смотрительная воля к пользе убогих душ наших, то всячески, ими же весть судьбами, устроит, а нам по силе нашей старатися и повсечасно приуготовляти себя должно к творению Его святых и животворящих заповедей, кои исцеляют наши страсти и приуготовляют сердца к содействию любви Его.

Каковую вещь премилосердый Бог восхощет восстановить, того никакие обстоятельства отвратить не возмогут.

Совершение твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущего, поелику Он един весть, что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда «не вемы, чесо просим»1, потому и не получаем просимого.

Мы хотя своими деяньми и согрешениями и прогневляем Его благоутробие, но Он, по естеству Своего безмерного милосердия и человеколюбия, всячески преподает случай и способы, дабы нам хотя мало что прийти в чувство и исправить свою жизнь приличествующим и достодолжным образом...

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы он нас ни наказывал наказаниями на сем свете...

Слава всемилостивому Господу, наказующему нас и вас, но и милующему и прощающему наши деяния противу совести и ближних. Но да благодарим всевеликодаровитого Бога, вразумляющего нас скудоумных таковыми приключениями, дабы нам памятовать и привлекать все свои чувства в любовь Создавшего нас и не удалять себя излишеством мирской суеты от вечного блаженства.

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями.

Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится – ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попустит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои – должен принимать с покорностию, ибо от руки Его никуда не избежим.

Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим...

Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно огня искушений скудельному сосуду. Будьте спокойными.

Святое причащение

Да положим при помощи Господней начало впредь не отлагати время за время и день за днем, но да со усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к Святым и Животворящим Тайнам! ...Вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостию преисполненную! Но хотя на другой день и попустились вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается...

Когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния, или покаяния, пред духовным отцем и воспринять Святые и Животворящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувствии всего удостаивается, и счастливейший есть.

Молитва

Какие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны.

Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно Божиим сверлом.

Да будет вашей любви известно, что правило святыми отцами преположено монашествующим и прочим, в мире безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продолжать желающим, единственно для того, дабы праздным не быть...

Если случится вам сделать упущение правила по какой-либо благословной вине, то сие совершайте смирением духа и покаянием, но будьте осмотрительны, т.е. чтобы не лености ради сие было.

Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь, не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение; не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы вы не впали в прелесть.

Молитву Иисусову проходи, как творишь, и придет время, тогда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послется, что ищешь и желаешь. Писано в тропаре священномученикам отцам, что «деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход». Молитву творить обыкновенно – это деяние, каковую бы молитву кто ни творил, а видение или восхищение ума – то дар Божий от благости Божией к нам.

Покаяние

Аще от немощи и обычая злого и согрешаем, но по силе да подвигнемся к покаянию, поелику писано есть: «Несть грех, побеждающь человеколюбие Божие».

Вы знаете таинство покаяния, что оно состоит в оставлении тех слабостей, коими мы были побеждены... и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы сего не исполнили. Но враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы сему не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию, не успокаивайтесь, считая себя грешным...

Нам же, ежели что и когда прилунится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколюбивый Господь мало того что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал призывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спасения не отчаивался.

Как избавиться от грехов

Желание без дела нисколько не воспользует, так как и вера без дел мертва есть, точно так и желание без благого начала мертво есть и молитвы не только нас грешных, но и самих угодников не в силах помочь тем, которые сами не стараются о исправлении своем; потщись, возлюбленне, полагать с Божией помощью начало и спасешься, и Господь тебе поможет во всем...

Борьба со страстями

Без борьбы невозможно обойтися, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своем – более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить.

...Извне война. А внутри сугубая и преопасная, а для таковой... брани пренужно вам понудиться поставлять победу, а именно: терпения, самоукорения и смирения.

Вам надо господствующей над вами страсти не покоряться, но показывать сопротивление, отсекая помалу обычай, то он и не возобладает вами.

Брань духовная везде предлежит. И вы ее не чужды, хотя и не видите стрел, летящих на вас от врагов; о чем вы писали, т.е. об унынии и о прочем, – все это по козням вражиим строится, но мы, не имея света смирения, боремся с ним, подобно как в нощи противу врагов от чувственной брани, а когда будем себя смирять, то и свет рассуждения дарует Господь, и пойдем путем заповедей Его.

Нечувствие (духовных предметов. – Ред.) существует в нас наиболее от рассеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся хотя часно (на час. – Ред.) поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко бесплодные смоковницы, не творящие ни малого плода2.

Ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подал вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.

Сие попущение попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждал и зазирал. А потому тайно и благодать Божия отходит от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и повергает в таковые безместные и скаредные помышления и воображения.

Насчет блудного волнения – терпением, и самоукорением, и смирением тецы (действуй. – Ред.) и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, Киевских чудотворцев и святую мученицу Фомаиду, и воспоминай час смертный; и за их молитвы утишится волнение.

Когда совершенно не положиться сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, иначе невозможно освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных – скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности.

А как и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость приложением сих пластырей с Божией помощию.

Описываете свое жизненное неустроение и нерадение, в чем прошу вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, но уповать на Бога, Той силен исправить стопы ваши к деланию святых и животворящих Его заповедей...

А особливо всего будет пренужно предостерегаться от гнева, и ропоту, и душепагубной клятвы, от коих да избавит тя всемогущий Господь и да просветит твой ум, душу и сердце к рассуждению добра и зла и всех козней противного.

Что ж касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь... горше и пребедственнее сребролюбия, но да попаляем и окаяваем себя, и Господь всесилен нас и судьбу нашу во благотишный и спасительный устроить конец...

Добродетели

Всех вообще просим и молим приобучатися к мужеству и терпению, от чего бывает рассмотрение истины, скорость же редко в чем похвальна...

Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир.

Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится смирению, смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не престает искать спасения душевного.

Мы никакого доброго дела не можем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно.

Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения.

Скорби

Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя.

О худом своем здоровье не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи со благодарением, благословляя премилосердого Господа, попустившего нам таковую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобой и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию.

Сострадаем тебе, как в скорбех, так и в болезни твоей. Ты сам на сии пункты сделал решение, что это наказание Божие за грехи твои и что болезнь не от чего другого, как от сладострастных помыслов, и мы с сим согласуемся, и тако быти веруем. Но как милосердие Божие не ограничено, то покайся и смирися, и самое оное наказание вменится тебе в очищение.

Он нездоров и о сем благодарит Господа Бога; се – достоинство истинного христианина, сей чудный пример и нас грешных научает, как при болезненном состоянии обходиться с собою, ибо не роптанием побеждается, но благодарением Господу Богу вопиет, таковии-то воистину услышат оный пресладчайший глас: «чадо, отпущаются тебе грехи твои, востани и ходи»3...

Болезнь ваша хотя в самом малейшем виде теперь, но если станете печалиться о потере и разных неудовольствиях и в тонкости злопамятствовать на Бога, то немудрено, [что] может усилиться...

Ежели ты признаешь себя грешным, то знаешь, что «многи раны грешному»4, а когда праведным, то паки писано: «многи скорби праведным»5. Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто же их устрояет? Сам Бог, о всех промышляяй и всею тварью управляяй; кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется.

Мне очень не нравится в тебе то, что находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные.

Искушения

Где искушение, там треба быть и терпению, а где терпение, там и заступление благодати и милость.

Искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из оных мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оное отъемлется, упадаем духом.

Наведенные нам искушения всячески преполезны, во-первых, потому, что приводят, хотя или нехотя, со смирением прибегать к покровительству и помощи Божией, прося о защищении; второе – обнадеживают, что мы хотя и от ничтожнейших ничтожнейшие и слабейшие всей твари, но имеем скорби сообразно по Бозе жительствовавшим и во искушениях предуспевшим и спасшимся, как за грехи наши попущены скорби ко очищению и смирению также, то, благонадежием и упованием подкрепляемы, в пагубное отчаяние не попущаемся.

Исповедь, духовник

Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет.

Почаще открывайте свои помыслы и внутренние действия в чувствах; мало-помалу объясняемые ваши язвы не предуспеют на горшия, но исцелеют благодатию Господа нашего Иисуса Христа...

Отношения с ближними

Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред Судищем Христовым и ответ отдати Богу за содеянные нами дела, словеса и помышления, а не о других нам, самим немощным, пещися; но оставим то сильным, и здравым, и могущим пользовати других.

О посещениях, коего бы рода ни были гости, по возможности сил и состояния понуждайся принимать со благодушием. А иногда, когда будете чувствовать свою слабость и стеснение духа, то понудьтесь иным с признанием немощей и отказать.

Сколько бы мы чувствительны ни были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем... а для того-то наиболее и должны священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного...

Первейшее и самонужнейшее... средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой...

Труд

Пишете вы об Е., что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, а многие пороки происходят...

Козни дьявола

Сколько премилосердый Господь попустит за наши согрешения врагу действовать, столько всеобщий враг дьявол и действует.

Злой дух... и зла нам не может какого причинить, если Господь не попустит, а если Господь попущает ему пакости нам делать, то за гордыню нашу.

А что вы заутреню всю продремали, сие от врага всеобщего, потому что он ненавистник нашему христианскому роду...

Пост

Что же касается до пищи... – предлагаемое с воздержанием употреблять во славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишнего.

Воздержания не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да ижденет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное; вот в чем истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь.

Семейная жизнь

О деньгах, которые она берет тайно... и употребляет оные как бы на полезное; но если от семейства за сие выходит вражда, то, судите сами, может ли быть приятна та жертва Богу, и Господь во Евангелии к нам говорит: «Милости хощу, а не жертвы»6, – милости, т.е. любви и согласия в Духе Святом.

Если вы будете сохранять свою совесть чисту под праздники, под среды и пятки, и посты воздерживаться будете, то Господь Бог, богатый в щедротах и милостивый, такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнию и будут вам руководителями к будущей жизни, что вам желаю получить.

О ваших скорбях касательно трудности спасения в мире и при мирских занятиях, и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «От человек невозможно, от Бога же вся суть возможна»7, только бы произволение ко исправлению не ослабевало и нелицемерное покаяние смягчало бы суд Божий.

Земная жизнь

Что без нашей воли и хотения определится – в том во всем помощь Божия бывает, только нам непременно должно памятовать себя и своего звания правила и намерения.

Богатство состоит не в имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать им нужное и довольное.

Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения.

Молодому человеку своя воля душетлительна и в последствия ведет наиболее пагубные...

* * *

2

Ср.: Лк.13:6.

3

См.: Мф.9:5.


Источник: Оптинский Цветник : изречения преподобных старцев Оптинских / [сост.- И. В. Кабанов]. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. - 491 с. ISBN 5-7429-0019-8

Комментарии для сайта Cackle