Преподобный Иосиф
(2 ноября 1837 – 9/22 мая 1911)
Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился в семье сельского головы. В раннем детстве он лишился родителей и был вынужден работать в трактире, бакалейной лавке, сопровождать обозы с товаром. Он много видел «черной» стороны жизни, однако не развратился, храня в себе стремление к духовной жизни. В 1861 г. по совету своей сестры-монахини Иван пришел в Оптину пустынь и прп. Амвросий благословил его остаться в монастыре. После мирской жизни Иван принял тишину и покой святой обители как бесценный Божий дар. Вскоре он был принят в келейники к старцу Амвросию. В 1872 г. состоялось его пострижение в мантию, в 1877 г. о. Иосиф был посвящен в иеродиакона, в 1884 г. – в иеромонаха. Старец Амвросий стал советовать посетителям обращаться к своему старшему келейнику. Отъезжая в Шамордино. прп. Амвросий благословил о. Иосифа на духовничество в Оптиной. На протяжении двенадцати лет прп. Иосиф был начальником Оптинского скита, духовником оптинской братии и шамординских сестер, окормлял насельников других монастырей и множество мирян. По словам знавших старца, «великое смирение и благодатный свет внутренней молитвы привлекали к нему сердца людей».
Указание пути ко спасению
Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете и спасены будете.
Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.
Если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас бесполезны...
Каждый день утром говори себе: «Быть может, этот день – последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Да негли воспомянет и меня многогрешного Господь и помилует, и спасет по неложному своему обещанию».
Многие... взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо вечно слово: отпустите мало, отпустится вам много52.
Чтением, внимательным чтением святоотеческого писания учись пути спасения, иначе – умудряйся во спасение.
Привыкай за все Бога благодарить и будешь спасен.
Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.
Слава Богу, что познаешь свои недостатки. Это есть начало здравия души.
Между страхом и надеждой должно быть спасение наше для того, чтобы не вознерадеть, но страхом наказания пробуждать свое нерадение.
Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сердца сокрушенна о своих грехах. Это заменяет все делания и восполняет недостатки в них.
Никто до самой смерти не должен отчаиваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз ни пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием.
Воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.
Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким путем, по которому тебя ведет Господь.
Одно безропотное терпение и покорение участи спасет нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не спасение, а погибель наследуем.
Кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя.
Смирение и без добрых дел спасет.
Проливай пот и кровь Царствия ради Божия, которое даром никто не получает.
Бог все творит для нашего спасения
За все Бога благодари, Он все творит во благо нашего спасения. Когда задремлем, Он дает толчок, дабы мы пробудились от сна забвения, нерадения, а когда очень увлекаемся весьма во многие и ненужные предрасположения, тоже посылается толчок, дабы немного приостановили свое быстрошествие. Святые отцы сказали: прекрасный путь царский, т.е. не тихо, не шибко.
Господь порадует человека Своею благодатию, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а трудился с самопринуждением, ища и прося благодати.
Попускает Господь немощь и леность к смирению нашему, да чтоб не хвалились, а в чувстве покаяния всегда пребывали, а это самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца.
Тоску посылает Господь для очищения грехов наших.
Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто, случайно... а все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем спасении.
Не скорби много о своем здоровье и благодари Господа за болезнь, ибо ею от грехов душа очищается.
Не унывай, Бог имеет попечение о твоем спасении больше, чем ты...
На каждом шагу у тебя есть случаи к получению венцов, а потому прошу тебя именем Божиим иметь понуждение все терпеть благодушно...
...Господь знает лучше нас, кому что полезно: здоровье или болезнь...
Учись во всем предаваться воле Божией и не желай, чтобы делалось по твоему желанию, а как делается, и покоен будешь.
О будущем много не раздумывай, а полагайся на Промысл Божий: Господь знает полезное нам и тако творит по воле Своей.
Молитва
Больше молитесь, не ленитесь, потому что молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает.
Мрачное настроение очень может быть от небрежения о молитве, ибо без молитвы душа чувствует голод.
Кто больше и внимательнее молится, у того душа более и силы имеет к перенесению скорбей.
От трудности и множества дел, а также и от недостатков не приходи в смущение, но прибегай к Господу с молитвою, и Он не оставит тебя.
Молитовку не оставляй. Если в церковь не можешь ходить всегда, то помаливайся почаще во внутренней клети своей – в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Господь да поможет тебе приучиться к сему.
...Что во время молитвенное смущают вас помыслы, откуда что взять, это просто искушение от врага. Не поддавайтесь этим помыслам, тем паче что среди молитвы ничего дельного не придумаешь. Говорите себе мысленно: «Господь нам помогал и всегда будет помогать». Затем ограждайтесь крестным знамением и со вниманием творите Иисусову молитву.
Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвою мытаря53, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: «Боже, благодарю тебя, что я несмь якоже прочии человецы... или якоже сей мытарь»54.
Нужно молиться усерднее, как молилась жена хананеянка55. Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются... Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как святые апостолы молились: «Господи, спаси нас, погибаем»56 или как слепец57. Молится надменный фараон, и услышан... Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться.
Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием.
Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.
На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. – Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.
Кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет.
Правило молитвенное старайся не опускать, а то можно в нерадение придти.
...По болезни в случае нужды можно совершать правило (молитвенное) и без поклонов, даже сидя и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием.
Понуждай себя чаще творить молитву, вот и приучишься.
Без молитвы спать не надо ложиться.
Будем же молиться: «Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и, имиже веси судьбами, спаси меня, Господи». И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию.
Почаще старайся молитву Иисусову творить, с ней веселее будет работать.
Молись сам, как можешь и умеешь, только молись!
Покаяние
Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния с сознанием своей греховности и с самоукорением.
Каяться не ленись. Если бы и десять раз на день пришлось каяться, все кайся, ибо сказано: «В чем застану, в том и сужу»58.
Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, в помыслах. И верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние...
Надежда на милосердие Божие – плод покаяния, а где смущение и отчаяние, то там не истинное покаяние.
Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться уже жить как должно. А без этого оно мало действительно, если каешься, лишь бы поговорить о грехах, а жить по-старому.
Как избавиться от грехов
Грех сам не войдет, если мы его не впустим...
Начать исправление надо иметь осмысленное твердое решение, без саможаления или себялюбия.
Если ты приятелей своих будешь постоянно выдавать, то они волей-неволей отстанут от тебя, – то же и с грехами: объявляй их усердно отцу твоему духовному, выдавай их с ненавистью к ним, борись с ними, и они отойдут от тебя.
Вначале будет трудно бороться с грехом, а потом легко будет.
Проси помощи Божией, помни всегда смерть свою и муку и, Бог даст, мало-помалу исправишься.
Когда видишь, что не исправляешься, а только прилагаешь грехи ко грехам, то надо стараться приносить в них покаяние. Спеши открывать язвы душевные пред Господом и ищи разрешения и прощения. И если по прощении паки в то же впал, паки прибегай к покаянию, – и так до конца. И Бог, видя твой труд, твое покаяние, не оставит тебя без Своей помощи и милости.
Надо иметь страх Божий и помнить, что не утаится от Бога ни един помысл, и надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову.
Если люди будут укорять, то это ничего, только надо переносить с терпением и не обижаться на людей, а просить прощения. Чрез это и исправишься.
Без искушения и без греха нельзя прожить, но надо каяться, и Господь простит.
В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня.
Борьба со страстями
От одних грехов нам бывает тяжело, а когда от них будем избавляться, то не только получим облегчение в текущей жизни, но и еще надежда на милость Божию возвеселит наши души.
От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче помощью Божией, которая ниспосылается смиренным. Но помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться.
Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное несовершенство не следует. По пословице: «В мутной воде рыбу ловят» – и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять их в свою волю.
...Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники были побеждаемы и низвергаемы страстью. Но всегда между страхом и надеждой провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески.
Что страсти не отступают, то сие по смотрению Божию. ...Страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие. Конечно, надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большее осуждение. А в случающихся невольно или по нашей немощи да будем очищаться покаянием.
От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах.
...Книги надо читать, тогда и устроение свое увидишь, и немощи познаешь.
За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной.
Леность ходатайствует душе муку.
...За нерадение Бог наказывает внезапной смертью.
...От шуток и насмешек тоже удерживайся, а то и от них страсти восстают.
Воздержание чрева смиряет и язык.
Против блудной страсти надо быть осторожну даже до смерти...
Считайте себя худшими всех на свете, и с помощью Божией угаснет похотно-блудный огонь.
Часто размышлять нужно, какие томления смертные Христос претерпел на кресте, и тем отгонять от себя блудные помыслы.
Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие, или сердечную привязанность, к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе.
Привыкай не иметь привязанности к деньгам.
Душа, алчущая богатства, никогда не насытится, хотя целые горы золота приобретет, и тогда не будет покойна, а будет мучиться алчбою еще больше приобрести.
Это не вред, если будут знать недостатки и погрешности твои. Но большой вред, если хвалить тебя будут...
Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали, и когда все это сделаешь, то думай о себе, яко неключим и неисправен есть, ибо сделал только то, что должен сделать.
Надо и в одежде смирение иметь, а то хорошая одежда вводит в тщеславие.
Не можешь понести оскорбительного слова. В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшей всех людей.
Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию...
Гордым нет места на Небе – но во аде с бесами.
Говоришь, что ощущаешь скуку. – Потому и скучаешь, что совесть нечиста...
Старайся более молчать и не смеяться много, ибо сказано: «Горе вам, ныне смеющиеся»59. Иное дело быть веселым (не унылым), и иное смеяться (хохотать).
Без нужды не говорить очень полезно.
Утоляй язык гласного Иисусовою молитвою.
...Смехословить и празднословить очень нехорошо – этим совсем можешь охладить свою душу и будешь сам себе в тягость.
Всегда отдавай предпочтение прочим, а себя считай ниже их, то меньше будешь смущаться завистью.
Зависть мешает душевному спокойствию.
Кому завидуешь, за того Богу молись!
Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь.
В чем осудишь других, в то сам падешь.
Грех осуждения или какой еще другой грех против власти, Богом поставленной, есть грех сугубый.
Если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь во дно адово.
Добродетели
Жизнь земная пройдет как сон, а потому ради вечного блаженства потерпи, ибо страсти нынешнего века недостойны той славы, которая откроется в будущем веке. Все терпели, и Сам Господь что за нас претерпел, то неужели мы за себя не потерпим.
Если не будет случаев к терпению, то и спасение не благонадежно, а теперь есть надежда, хотя и горько терпеть.
Терпеть полезнее для души, чем услаждаться. За наслаждение ничего не получишь, а за терпение награду получишь от Господа.
Везде трудно, и везде надо терпение иметь.
Терпение всего и благодарение за это Господа выше милостыни и милосердия.
Терпение все преодолеет.
Скорби
Скорби – добрый знак...
Никто из людей без скорбей не наследовал жизнь вечную.
Тем не завидуй, кто живет спокойно. Скорби терпеть гораздо лучше, нежели жить спокойно.
Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. – Может быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры, а скорее всего по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело – в постигшем вас временном наказании усматривать благость Божию к вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений, о которых и подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века!»60.
...Надо радоваться, когда видишь умножающиеся скорби, ибо они признаком считаются Божия промышления о человеке.
Во-первых, должно сказать вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опытные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут принести пользу душе. Именно: чрез неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно располагать нас к самоукорению и покаянию и молитвенно просить у Господа помилования. Без неприятных же случаев всегда человек склонен к самомнению. Поэтому не смущайтесь такими случаями.
Болезнью грехи очищаются, только не надо роптать.
Если бы ты хотя немного мог понять, какую величайшую пользу душе приносят несправедливости и вообще скорби, то ты поистине радовался бы, а не печалился и не роптал бы.
Пишешь, что о душе мало думать приходится. Что делать! Старайся скорби с благодарением приносить, вместо добрых дел примет сие Господь.
Хотя настоящее время и скорбное для всех, живущих на земле, то бежим в церковь и получим велие утешение от Господа, воскресшего Спасителя нашего, Который говорит: «Придите ко Мне вси... и Аз успокою вас»61 – в Царствии Небесном, уготованном для всех верующих в Его воскресение.
Искушения
Искушения посылаются к пользе нашей, без них нельзя...
...К искушениям... старайся быть всегда готовою, ибо враг спасения нашего не дремлет, а всегда старается как-нибудь да чем-нибудь насолить нам. Но смущаться и малодушествовать не следует, а всегда обращаться с усердною молитвою к Господу.
От невоздержания и искушение случилось... Видно, к смирению.
Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений...
Исповедь, духовник
Если что есть у тебя на душе и тяготит ее, то не надо скрывать, а лучше смириться и покаяться, тогда и душе будет легче.
...Грехи никогда не надо скрывать или говорить неясно, но старайся объяснять так, как они были.
Отношения с ближними
Да поможет Господь вам жить в единодушии. Св. Давид сказал: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе»62. Вкупе – значит в мире и единомыслии. Ибо где мир, там и Бог. А аще Бог за нас, кто на нас?
Должно помнить, что без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, т. е. один другого поддерживает.
Не ожидайте услуги, а старайтесь сами прежде оказывать ее другим.
Спорить не нужно, так как через спор выходят иногда большие неприятности. Сказано: «Тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог возносит, а гордых и строптивых Бог смиряет».
Ежели ты с сестрой родной жить не можешь, то и с ангелом в раю, похоже, что не уживешься – по гордости.
Кто тебя не слушает, тому не говори.
Кто тебя бранит, за того Богу молись, и считай за своего благодетеля, и никак не мсти. Конечно, побуждает его к сему враг, врага и надо ненавидеть, а его – любить и молиться за него Богу. Тут-то и учись смирению...
Любопытствовать о чужих мыслях – грешно и может быть вредно.
Не надо и виду показывать сурового, а надо ко всем ласковому быть.
Раздражаться не надо, старайся кротко обходиться и терпеть немощи других.
Любовь пристрастная от любви чистой различие имеет. Первая – со страстным чувством в сердце, с движением крови, с непристойными мыслями, а вторая – тиха и мирна.
Надо любовь молитвою выражать и послушанием, а не поцелуями.
Старайся ни о ком не говорить неодобрительно другим – это лучше всего.
Других ни за что не осуждай, а то и сам таким будешь.
Предпочтения пред другими не ищи и не желай чести или похвалы, потому что это вредит душевному спасению.
Неправду ищи в себе, а не в людях.
Если бы был прав, то не стали бы обижать.
Удаляйся ради Бога всех тех, кои восстают на власть, хотя бы ты и своими глазами видел начальника грешащего, то не осуди, а покрой молчанием, и Господь покроет множество твоих грехов.
Внимай каждый себе, а о других помышляй всегда с хорошей стороны.
Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели, возбуждают нас от сна духовного.
...Не доверяй своим чувствам, которые исходят от страстного сердца.
Неприятности надо переносить, и выговаривать не надо, а отделывайся молчанием да учись терпеть – это пригодится на всю жизнь.
...Люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки.
...Осторожным надо со всеми быть, а то излишняя развязность много вредит.
Зрение чужих недостатков бывает от гордости...
Без Божия попущения человек не может оскорбить другого единым словом.
Связываться с людьми строптивыми – можно нажить себе большие неприятности.
Труд
Трудись, трудись! Бог труды любит.
Старайся не быть без дела. Потому что безделие – мать всякого порока, и в том числе уныния и отчаяния.
Делай все ради Бога, а не ради чего-нибудь временного, и Господь никогда не оставит тебя и труды твои не забудет.
Много не налегай на работу. Когда чувствуешь слабость, надо давать отдых себе – всех дел не переделаешь, все хорошо в меру.
Козни дьявола
Враг нашего спасения бодрено сторожит за нами, чем-либо воспрепятствовать вход наш в райские обители. Главные орудия врага – это суть рассеянность, забвение, нерадение, многозаботливость о настоящем веке.
Милостыня
Вам надоело хлопотать и думать о пользе общественной, светской. Но зачем же этим скучать? Ибо с пользою общественною, светскою, как вы выражаетесь, о школах и богадельнях неразрывно связана наша духовная польза.
Заботиться о добром воспитании детей и о призрении старых и немощных, – все это дела милости, заповеданные нам, христианам, Господом. За что Он и награду обещает исполнителям Его заповеди, говоря: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»63. Поэтому желаю вам не скучать сими делами милости, а молить Господа о вразумлении, где, как и что сказать или как поступить, и о помощи привести в исполнение доброе дело. И затем по силе и возможности действовать.
Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и за это ты получишь спасение и на земле будешь избавлена от тяжелых страстей.
На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить – это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после.
Пост
Будешь удерживать чрево от пресыщения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела... Смотри, слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь.
Пишете, что плохо постились, ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: «Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!»
Семейная жизнь
Если дочь в монастырь не идет, то надо ее выдать замуж, а иначе одинокой оставаться неполезно.
Большое семейство не помеха, если живут мирно.
Ты говоришь, что жених хороший человек, это очень приятно слышать, затем условие: если только жених нравится невесте, то Бог благословит; а если не нравится, то насильно отдавать не надо, такое несчастное насилие другие родители делают.
...Если не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.
Родителям сына принуждать не полезно брать невесту такую-то или такую-то. Главный выбор невесты должен быть на стороне жениха, ибо ему жить с ней.
...Советую никак не упрекать мужа своего, но кротко и смиренно всегда говорить с ним...
Земная жизнь
Земная жизнь есть великий дар Божий, коим мы можем заслужить себе такое блаженство, что Св. Писание Духом Святым именует таковых богами.
Покоя на земле не будет, он для всех святых – на Небе.
Написал ты, что иногда бывает отрадно на душе, а иногда нет. – Так и со всеми людьми бывает, потому что в теперешней временной жизни ничего постоянного нет.
Вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом.
За прошлое благодари, а будущее воле Божией предай.
Труден наш век для спасающихся, но знай, что рай сладости никто никогда не получал без труда, скорбей и болезней и слез.
Не скорби и не унывай много. Господь милостив и не оставит тебя без Своего Промысла, только не ленись работать Ему чистым сердцем и исполняй Его заповеди.
Не смотри, как живет богатый Лазарь, а лучше подражай бедному Лазарю, и будет после ангелами отнесена твоя душа на лоно Авраамово.
Все терпи, за все Бога благодари–и будешь всегда духом покоен.
Старайся жить, как Бог велит, а не как «все живут», потому что «мир во зле лежит»64...
Старайся избавиться от разных своих страстей, и когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко.
От себя никуда не уйдешь. Куда пойдешь – себя самого понесешь.
Смерти просить или другого креста не должно – это грешно.
То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит нашим грехам и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение.
Как в воздухе после ясной погоды непременно жди или дождя, или бури – то же бывает и в сердце человека: после утешения – скорби, и наоборот.
Если посмотреть глубже в нашу жизнь земную, то тогда каждый удостоверится в том, что здесь всякая туга, теснота, печаль, скорбь разнообразная и прочее. А покой там, идеже Свет Невечерний.
...Из наших житейских ошибок и составляются наши духовные кресты, которые мы и должны нести благодушно.
Что Царица Небесная не оставляет, это правда, но надо быть благодарной за это не словами, но добродетелью, добродетельным житием.
Без воли Божией ничего не может быть.
* * *
Боже, милостив будь ко мне, грешному!
См.: Лк.18:9–12.
Этих слов нет в Новом Завете. Однако Церковь считает их подлинными словами Христовыми. Их сохранил для христианства великий муж апостольский св. Иустин Философ в своем «Диалоге с Трифоном иудеем».