С.И. Остроумов

Источник

Четвертое блаженство

«Блажени алчущий и жаждущий правды, яко тии насытятся». (Мф. 5:6).

Тексты

«Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь Бог твой дает тебе». (Втор. 16:20).

«Господь испытывает праведнаго, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его». (Пс. 10:5).

«Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина». (Пс. 118:123, Пс. 118:137 и Пс. 118:138).

«Обличай мудкого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдиваго, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум. (Притч. 9, 8–10).

«Видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там – неправда». (Еккл. 3:16).

«Премудрость светла и неувядающа и легко созерцается любящими ее и обретается ищущими ея; она даже упреждает желающих познать ее». (Прем. 6:12–13).

«Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ея: любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости; обладающий ею наследует славу и, куда бы ни пошел, Господь благословит его». (Сир. 4:12–14).

«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законнаго. (Ис. 5:21–23).

«Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким». (Ис. 5:20).

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня»... (Ам. 8:11–12).

«Истина – велика и сильнее всего. Вся земля взывает к истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды... Истина пребывает и остается сильною во век и живет, и владычествует во век века». (2Ездр. 4:35–36 и 2Ездр. 4:38).

«Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». (Втор. 8:3. Ср. Мф. 4:4).

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное». (Мф. 5:20)

«Если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23).

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Кто жаждет, иди ко Мне и пей». (Ин. 4:14; Ин. 6:35; Ин. 7:37).

«Говорю не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус». (Флп. 3:12).

Пребывающие «пред престолом Бога не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их». (Откр. 7:16–17).

«Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч». (Откр. 3:15).

Изречения

В публичном собеседовании некто, для оправдания религиозного скептицизма, спросил: «что лучше искания истины?» Ему ответили: «обретение ея».

«Мыслить истину, чувствовать красоту и желать добра – цель разумной жизни». (Платон).

«Ум – драгоценный камень, блестящий особенно в оправе смирения». (Клопшток).

«Всякий человек по природе желает знать, но в знании без страха Божия какая важность? Лучше, по истине, смиренный поселянин, служащий Богу, чем гордый мудрец, незадумывающийся о себе. Кто себя самого впраду знает, тот о себе низко думает и не услаждается человеческими похвалами». (Фома Кемпийский).

«Учение Божие уподобляется воде: как вода, оставляя высоты, скопляется в низинах, так и учение Божие воспринимается только людьми скромными». (Талмуд).

«Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только признав в себе эту болезнь, мы можем избавиться от нея». (Лао-Тсе).

«Когда человек изучит все науки и узнает все то, что люди знали и знают, то он увидит, что эти знания, вместе взятые, так ничтожны, что по ним нет возможности действительно понять мир Божий, и он убедится, что ученые, в сущности, так-же ничего не знают, как и простые, неученые. Но есть люди верхогляды, которые кое чему поучились, нахватались верхушек разных наук и зазнались. Эти то люди, считающие себя умниками, и мутят мир. Они о всем судят самоуверенно и опрометчиво, но, разумеется, постоянно ошибаются. Они умеют бросать пыль в глаза и презирают народ, считая его невежественным». (Паскаль).

«Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими». (Ж. Ж. Руссо).

«Лучше игла истины, чем роза лести. Как опасна лесть: знаешь, что она лжет, и все-таки склоняешься к ней».

«Не люби потаковщика, люби встречника». (Послов. 18-го в.)

«Обличение бывает двоякого рода: одно по злобе и отмщению, а другое по страху Божию и любви к истине». (Марк Подвижник).

«Мудрец скорее потушит пламя своих речей, чем не выскажет того, что полезно». (Энний).

«Насколько человек правдив, настолько он божествен; неуязвимость, бессмертие, величие божественности входят в человека вместе с его правдивостью». (Эмерсон).

«Свобода совести есть право христианина поступат по духу закона там, где обстоятельства вынуждают уклониться от его буквы». (Амвросий, арх. Харьк.).

«Без правды – не житье, а вытье». (Послов.).

«Чтобы похоронить правду, нужно много лопат». (Посл.).

«Что многие идут по ложному пути, это не делает его правым».

«Мир говорит: сила выше справедливости христианин говорит: любовь выше справедливости».

«Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела». (Игнатий Богон.).

Самодовольство – не добродетель. Оно ведет к застою, а застой для христианина – падение. Забывай пройденное, стремись вперед – вот завет апостолов и учителей Церкви.

«Религиозное сознание в Церкви не неподвижно, оно не переставая изменяется, более и более уясняясь и очищаясь».

«Христианин по существу своему есть поборник и защитник всякого стремления к усовершенствованию». (Амросий, арх. Харьк.)

«Хорошо утомиться в безполезном искании истинного блага, чтобы протянуть руки к Избавителю с просьбой о помощи» (Паскаль).

«Каждый из нас, от императора до простолюдина, прежде всего должен заботиться о нравственном самоусовершенствовании, так как это есть источник всеобщего блага. Ибо если начало несовершенно, то как-же может быть конец совершен?» (Конфуций).

«Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется с своим личным, собственным злом, что в его власти». (Марк Аврелий).

«Уничтожь один порок, а десять исчезнут». (Род).

«Есть пороки в нас, которые держатся только другими нашими пороками и которые пропадают, когда мы уничтожаем основные пороки, как спадають ветви, если подрубить ствол». (Паскаль).

«Мы любим предметы при их несовершенстве, которое божественно предопределено, чтобы законом человеческой жизни было усилие, а законом человеческого суда – милосердие. Только у Бога законченность, и чем совершеннее становится человеческий ум, тем лучше он чувствует безпредельную в этом отношении разницу между делом Божеским и человеческим». (Рескин).

«Верующих часто укоряют в ханжестве и лицемерии. Действительно, есть это зло и немалое. Но часто это обвинение показывает только на несовершен-ство веры. Кроме того, причины даже несомненного лицемерия не всегда в Церкви, а чаще вне ея, в отрицательном и маловерном духе века сего. Лишившийся корабля хватается за осколки его и бревна. Так и потерпевший крушение от бурного отрицания держится за остатки того добра, которое он мог иметь в Церкви, исповедует церковную видимость и обряд, когда-то включавшие в себе дух христианства, христианские идеи, а, может быть, и теперь сохранившие частицы прежнего добра, запах его». (П. С. О.).

«Кто никогда не был язычником, тот никогда не будет и христианином». (Парадокс г. Мережковского, заключающий в себе крупицу истины).

«О, если бы ты был холоден или горяч!» (Откр. 3:15).

«Души слабые в отношении и к добродетели и к пороку равно недлительны и неподвижны; они не склоняются много ни на ту, ни на другую сторону; у них такие же движения, как у людей страждущих оцепенением». (Григорий Богослов).

«Ретив веку не доживет». (Посл. 18-го в.).

«Душа моя! Не давай покоя себе: веруй, как Авраам, молись, как Илия', борись, как Иаков».

«Различие телесных наслаждений от духовных в том состоит, что первые до удовлетворения их возбуждают к себе большое влечение, а по удовлетворении рождают горечь; вторые до испытания их возбуждают опасение, а по испытании чувствуется к ним тем большее влечение, чем больше испытываем их». (Св. Григорий Великий).

Златоуст под правдою разумеет «полное благочестие души», но, кроме того, и безкорыстие. В последнем случае от четвёртого блаженства имеется естественный переход к блаженству милостивых.

Блаженство любящих правду есть серединное, переходное от первых трех подготовительных к пяти последующим, выражающим большую зрелость нравственного чувства. Как серединное, четвертое блаженство собирает и усовершает предшествующие и содержит в себе ядро последующих. Св. Василий Великий говорит, что алчущий и жаждущий правды, алчет и жаждет самого Христа.

«Часть друзей твоих порицает тебя, а часть хвалит; приближайся к порицающим и удаляйся от хвалителей». (Талмуд).

«Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки. Хотя недостатки наши от этого указания и не пропадают, потому что их слишком много у нас, но за то, когда недостатки наши нам известны, они начинают тревожить нашу душу, не дают совести глохнуть, и мы стараемся исправиться и освободиться от них». (Паскаль).

«Не выполняя божественного служения в каждом добровольном поступке нашей жизни, мы совсем не выполняем его». (Рескин).

«Механического в духовной жизни ничего нет». (Еп. Феофан).

«Много можно встретить людей, которые складно говорят и в жизни незазорны, но пусты от Христа по той причине, что не в Него все возвращают, и живут, не имея Его и в мысли». (Еп. Феофан).

«Истинные слова не бывают приятны. Приятные слова не бывают истинны».

«Добрые не бывают спорщиками, спорщики не бывают добрыми».

«Мудрые не бывают учены. Ученые не бывают мудры».

«Святой человек ничего не собирает, а чем более он делает для других, тем более он приобрета-ет. Разум святого человека заставляет его действовать, а не спорить». (Лао-Тсе).

«Высшее счастие мыслящего человека изследовать доступное познанию и чтить непознаваемое». (Гете).

«Изследуй дела этого мира, это – твоя обязанность, но смотри на них только одним глазом, а другой пусть неотступно взирает на источник вечного света. Слушай мудрецов мира сего, но только одним ухом, а другое пусть будет всегда готово прислушаться к голосу Духа Божия. Пиши одной рукой, а другой держись за край одежды Божией, как дитя доверчиво держится за одежду родителя». (Ампер).

«Если звание христианина не делает нас исполнительными в обязанностях повседневной жизни, равнодушными к материальным благам и почету, добрее ко всем, более уверенными в будущем и более радостными, то мы еще не подлинные христиане». (Гильти).

«Когда человек решительно скажет себе: «это моя обязанность», он почувствует, что Бог прибавляет ему силы и отваги к исполнению этой обязанности». (Кингслей).

«Кто обладает божественным даром одушевления, тот только созревает, но не стареет от накопления годов». (Онккен).

«Мы не напрасно в этом мире: мы созреваем для иного мира». (Клавдиус).

«Великие души только путем мучительного разлада, тяжелых сомнений, долгих колебаний и крупных ошибок достигают равновесия: так длинный отвес при качании описывает большой полукруг. Мелкие души скоро успокаиваются и засыпают... Но первые цветут, живут и движутся во веки». (Кант).

«Ищущему следует простить его заблуждения; все мы скорее больны и слепы, чем злонамеренны». (Епископ Спальдинг).

«Выше всех добродетелей – постоянное стремление в высь, борьба с самим собою, неутолимая жажда большей чистоты, мудрости и доброты». (Гете).

«Как сильны и неодолимы мы были бы, если бы наши думы и дела сопровождались сознанием присутствия и содействия Божества!» (Гиргенсон).

«Это преимущество человека, что он способен представлять нечто высшее и лучшее самого себя». (Аристотель).

«Как немного людей, ведущих внутреннюю жизнь! Большинство влечется инстинктами и обычаями. Спешат, как извозчичья кляча, спят и едят. Колыбель, брак и гроб – величайшие события в их жизни». (Шопенгауер).

«Внутреннее достояние человека более всего пригодится ему в старости». (Шопенгауер).

«Недостойно набожного человека относиться к неверу враждебно, а несострадательно, участливо и с надеждой на исправление. Если невер ищет истины, то разве он не брат нам и разве его состояние не вызывает нашего сочувствия? А если он охладел к истине, то сострадание наше к нему должно быть еще более сильным». (Карлейль).

«Что такое беззаветная страсть, как не предчувствие вечной Красоты? Что такое совесть, как не отражение вечной Правды?» (Кегель).

«Коль скоро наша вера оказывает мало влияния на нас самих, мы не можем оказать сильного и плодотворного влияния на других». (Дриандер).

«Человек родится с жаждой безконечного и рано начинает чувствовать ее. Но придя в совершенный возраст, он без труда может заглушить в себе эту жажду. Для этого на свете найдется так много приятных и осязательных вещей!» (Вильг. Кабе).

«День, который тебя страшит, как последний, день рождения в вечность. Придет этот день, снимет с тебя эту оболочку, освободит от уз несносного тела. Воспаряй же духом, сколько можешь, теперь и здесь, обрати свои чувства к высокому!» (Сенека).

«Люди, живущие в Боге, не умирают. Они переходят в другия условия существования, когда исполнят задачу здешней жизни. Их успение освобождает их от низшей формы бытия». (Броунинг).

«Ни один порядочный человек не позволит лишить себя веры в бессмертие, но ветрогон, конечно, без колебаний отречется от бессмертия». (Гете).

«По моему убеждению, слово «цивилизация» означает не увеличение богатств, славы и самодовольства; равным образом, – не художественные и эстетические прихоти, но – высшее образование сердца, знание и самообладание». (Кингслей).

«Умно, что иные ищут успокоения в Евангелии, потому что это – неизсякаемый источник всех истин; если изследовать всю вселенную, то нигде не найдешь другого подобного источника». (Кант).

«Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести». (Достоевский).

«Наступающие годы торжественны и полны тайны; зло, против которого нам придется бороться, растет подобно морскому приливу. Теперь не время для безделья метафизики или для занятия искусством. Земные проклятия становятся все более и более громкими, земные несчастия с каждым днем становятся тяжелее». (Рескин).

«Как нет искусства для искусства, так и умственные занятия существуют не ради себя самих: нам необходимо знать истину о природе и человеке, обо всем лучшем, что было придумано и сказано людьми, для того, чтобы усилить и укрепить нашу духов-ную жизнь». (А. Гобсон).

«Только те люди не заблуждаются, вся жизнь которых сплошное сухое заблуждение». (Иммерман).

Примеры

Наша неудовлетворенность. В настоящей жизни мы не свободны и стеснены, как рыба в ведре с водой; ей хочется плавать в широких озерах и глубоких реках! И мы жаждем совершенного благочестия и невозмутимого мира. Достигнутая нами праведность побуждает нас к высшим ступеням благочестия. Наверно, не для муки дана нам Богом эта жажда совершенства: придет время исполнения наших высоких стремлений.

Скован, стеснен здесь наш обновленный дух. Рыба и вполовину так не тоскует по вольным водам, как мы по свободе для личной жизни. Мы негодуем на границы нашей свободы и нашей деятельности. Мы подобны цыпленку, тщащемуся выбраться из давящей его скорлупы.

Эта тоска – залог лучшего. Бог не создает желаний без возможности удовлетворения их. Для пересохшего горла – напиток, для пустого желудка – пища, для глаза – свет, а для тоски душевной – общение с Богом. Мы – по образу и по подобию Божию, родина нашей души – небо, и к нему мы стремимся, на него смотрим, для него работаем.

Вырождение духа. Дитя, долгие годы не выходящее из детского возраста и не оставляющее детских привычек, причинило бы скорбь родителям.

Неприятно быть отцом карлика!.. Но что сказать о тех христианах, которые нисколько не возрастают духом? И в сорок лет они – те же, что в юности, и в пятьдесят – они не могут ходить без поддержки по пути Христову, питаются одним молоком христианского учения. Кончили учение в высшей школе, именуют себя благородными, стоят на службе государственной, но в усвоении веры не ушли дальше приготовительного класса. Достигли шести футов роста телеснаго, но не проявили признаков духовного роста. Вот уже у них свои дети, но чему же они научат их?

Первые ступени. Низшая степень веры подготовляет к высшей, как грунтовая краска делает доску восприимчивой к другим цветам.

Признание Слова Божия за непререкаемую истину еще не спасает грешника, но подготовляет его к спасительной вере. Такое же подготовительное значение имеет соблюдение праздничного покоя, присутствование при богослужении и слушание Проповеди. Это только грунтовая окраска, начало спасения, а не достижение его. Это – не благодать, а только приближение к источнику благодати. Расслабленный спасен был не кроватью и не веревками, на которых его опустили к ногам Иисуса, и не друзьями, несшими его, но верой в Иисуса и силой Иисуса. Не без значения и ступени ко спасению. Не умен маляр, который вздумает обойтись без грунтовой краски; плох и тот, который ограничится одним грунтованием.

Это может научить меня, как я долженобращаться с ближними. Если я не могу исцелить раны ближнего, то я могу и должен их омыть и посадить больного на свой скот. Если я не силен поставить грешника на путь истины, то не плохо будет, если я помогу ему в его материальных нуждах. Научить ребенка грамоте, почитать хорошую книгу скучающему, накормить сироту, усовестить пьяницу, поддержать хозяйство бедняка, – все это мой долг, часть моего служения Христу.

От победы к победе. «Мы захватили неприятельское знамя», кричал офицер главнокомандующему. – « Хорошо», спокойно отвечал главнокомандующий: «добудьте еще одно». «Мы отбили у врага две пушки», с ликованием докладывает другой офицер. – «Поспешите у него отнять еще две», был ответ.

Такова-же и служба Христова: вы многого достигли в борьбе против зла в вас самих и вне вас, так должны потрудиться еще более. Сознание исполненной обязанности должно заменить нам награду.

Неутоленная жажда. «Кто пьет эту воду, будет жаждать во век». Есть в человеке жажда всецелого единения с Богом. Вместо прямого утоления этой жажды, люди нередко стараются забыться в погоне за мирским счастием, но не достигают желаемого успокоения. Одна женщина признавалась, что девочкой она полагала верх счастия быть взрослой. Став невестой, она решила: «ничего мне не нужно, как только узнать, что этот юноша любит меня, а тогда и смерть блаженна». Но узнав о взаимности, она захотела быть невестой, чтобы сказать жениху, как долго и глубоко она любит. Затем ей захотелось иметь его мужем; потом – иметь ребенка... А когда у ней родилась девочка, пожелала иметь еще мальчика. Затем следовали дружной чредой другия, более мелкие желания. Немецкий проповедник Герок говорит: «Признайся, друг мой, что все твои земные радости, общества, пикники, театры, романы, обеды, наряды, путешествия, капиталы, облигации, и все, что называешь ты земными благами, – никогда не утоляли твоей жажды, не умиротворяли твой дух, чтобы ты мог сказать: теперь я насыщен жизнью, богат, всего у меня довольно для временной жизни и вечности». .

Вред праздности. Как висящая на стене гитара приходит в расстройство от бездействия, так и души без поступательного движения хладеют и пустеют. Благодать Божия должна умножаться нами в благочестивом размышлении, в пламенной молитве, в сердечном славословии, в терпении, ревности, любви и святом примере. Иначе благодать уподобится ржавому ключу или руке, высохшей от долгого ношения на перевязи. Господу не угодно, чтобы духовные силы наши вырождались в праздности.

Ненасытность души. Гражданин, женившись на царевне, обставил ее блеском и славой, но напрасно: все ей казалось мишурным, нестоящим внимания, так как она непрестанно помышляла о своем высоком происхождении. Так и душа: окружи ее человек всеми земными удовольствиями, она не удовлетворится, ибо она – дочь неба. (Талмуд).

Богатство христианина. Под богатством разумеется обилие дорогих вещей. Но что дорого, – об этом суждения не одинаковы. Ребенок считает себя богатым, если он имеет много ярлыков, костяшек, коробок, солдатиков и других безделушек. Светский человек считает себя богатым, если он имеет поместья, дома, деньги. Но христианин свое богатство полагает в том, что он имеет – Бога отцем, Христа – избавителем, и Св. Духа руководителем и утешителем. Весьма важно иметь правильное суждение о ценностях. Если у меня стало меньше денег, чем десять лет назад, но сам я стал сдержаннее, общительнее и щедрее, то я обогатился. Если у меня в последние два года имущество возросло в пятеро, улучшился дом и одежда, но я сам стал горделивее, плотоугодливее, ленивее, то я разорился.

Богатение христианина внутри. Внешность ничего не прибавляет человеку. Лошадь не станет лучше от того, что ей наденут серебряную уздечку и расшитое седло. И человек не станет ценнее от дорогих яств, тонкой одежды, роскошной мебели, слуг, льстецов и лизоблюдов. Ап. Павел – богаче Креза, так как он мог о себе сказать: «Я научился быть довольным тем, что имею. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: быть в сытости и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Нас огорчают, а мы радуемся; мы – нищие, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». (Флп. 4:11–12; 2Кор. 6:10). Вот подлинное богатство, а не то, обладатели котокого на закате дней скажут: «все суета и томление духа».

Богатым считается, кто имеет много серий и бумажек кредитных, но если он с этими бумагами поедет в Австралию, то окажется нищим. Так и отдавший свое сердце умножению серебряных и золотых монет окажется нищим в царстве духов, где нужны богатства духовные.

Когда Бернард приехал в один монастырь, монахи были огорчены, что учитель подвижничества сидел на богато украшенном седле. Каково же было их изумление, когда Бернард сказал, что он и не заметил, на каком седле сидел? Лошадью и седлом снабдил его дядя, а он и не заметил их достоинств. В том и состоит христианский способ пользования земными благами, чтобы не придавать им значения, не считать их благами подлинными: «имеющие жен должны быть, как неимеющие; и плачущие, как неплачущие, и радующиеся, как нерадующиеся, и покупающие, как неприобретающие; и пользующиеся миром сим, как непользующиеся; ибо проходит образ мира сего». (1Кор. 6:29–31).

Обманчивые надежды. Дети с большими усилиями ловят бабочку, но прекрасные крылья ее линяют в руках детей и остается только противный червь.

Таков конец земных исканий! Когда мы после утомительного труда получаем искомое, очарование исчезает. Несчастный богач! Во многом ты себе и другим отказывал, судился, ссорился, хитрил, обманывал; но получил ли ты от приобретенного с такими усилиями богатства хоть сотую долю радости, какой ты от него ожидал? Вознаграждает ли оно тебя за трату сил, бессонные ночи и все душевные муки? Достойный сожаления честолюбец! Вот ты на верху славы, тебя слушают, тебя боятся, тебя восхваляют, но отчего же так грустен тон твоей речи и лице твое выдает тоску неудовлетворенных желаний? Недолговечная красота! Усилиями и хитростию ты завоевывала человеческие сердца, но не заболело ли твое собственное сердце от невознаградимой ошибки твоей жизни? Что тебе осталось и что ждет тебя в будущем? По истине, лучше быть ребенком, гоняющимся за бабочкой, нежели взрослым, добивающимся еще более обманчивых целей.

Два сада. Скороспелые учения легко увлекают молодых людей. Этим объясняется быстрый успех учения о происхождении человеческого рода от обезьяноподобных существ. По поводу этой гипотезы один англйский пастор сказал: «Для меня совершенно достаточно найти моих предков в том библейском саду, который называется Эдемом. Мне нет нужды искать их в зоологическом саду».

А потом? К проповеднику Филиппу Нери пришел молодой друг с известием, что он поступает на юридический факультет. Спокойно проповедник отнесся к радости юноши и спросил: «А потом?» – «Когда я окончу курс», оживленно заговорил юноша, «и получу степень доктора прав, то удачно поведу дела и войду в славу» А потом?» – «Мне дадут хорошую должность и я устроюсь с комфортом». «А потом?» – «Я получу почетную отставку, пенсион и в покое буду доживать свой век». «А потом?» – «Ну, конечно, мне придется умереть». «А потом?» Этот в пятый раз повторенный вопрос расстроил радостное настроение юноши, и он ушел от своего друга, понурив голову.

Честный ремесленник. Возле Страсбурга жил старый столяр по имени Вюрц. Он с молоду, а под старость особенно, страшился не того, чего обыкновенно боятся: смерти, болезни и бедности, но – неправильной прибыли. Пред составлением счета он становился на колени и просил Бога, чтобы помог ему составить счет правильный. Божие благословение заметно почивало на семье этого ремесленника.

Не в этом счастие. Александр Македонский завоевал почти целый мир, но не нашел счастия, так как сам был побежден страстью к пьянству.

Наполеон покорил Европу, но умер в одиночестве, узником на острове.

Гете, баловень счастья, обладал богатством. здоровьем, любовью женщин, общим почетом, но не насчитывал в своей жизни более 14 счастливых дней.

Один из Ротшильдов на вопрос: «счастлив ли он?», отвечал: «возможно ли счастие при необходимости каждую ночь класть под подушку револьвер?»

«Испытай не слова, а силу». (1Кор. 4:19). При обозрении карты мысль наша переносит нас из города в город быстрее молнии, не взирая ни на дальность расстояния, ни на трудность дорог. Но мы не проявили бы такой быстроты, если бы нам на своих ногах пришлось пройти местности, отмеченные на карте. Так и в жизни духа: прежде, чем достигнуть Христа, придется много раз остановиться от тяжести пути и воскликнуть: «Господи! помоги мне!» Ошибаются наши сектанты, которые надеются достигнуть христианского совершенства без труда и без борьбы с своими склонностями. Иное дело нарисовать план, иное дело выстроить здание. Иное дело знать христианскую жизнь по книгам и проповедям, и иное дело самому следовать заветам Христа. Для последнего нужно воспитывать себя, ухаживать за душею, как садовник ухаживает за любимой яблоней.

Прочность колес в вагонах узнается чрез удары молотка. Чтобы узнать прочность и целость посудины, мы постукиваем в нее пальцами. Подобно этому и Провидение испытывает наше внутреннее состояние чрез удары жизни. Но не одни несчастия могут свидетельствовать о нашем внутреннем состоянии, а также и счастие. Похвала для многих служит испытательным ударом: кто выдает себя за крепкого и целого, при прикосновении похвалы часто обнаруживает трещину тщеславия. Во время несчастия полезно наблюдать его действие на нашу душу: выносит ли испытание наша вера? Не подобна ли она летней прогулке, отлагаемой в непогоду? Столько ли мы согласны давать Богу, сколько принимать от Него? Такое самоиспытание избавит нас от самообольщения.

Всего хуже будет для нас, если мы в час смерти окажемся пустыми и худыми сосудами, и на последнее испытание ответим глухим звуком отчаяния.

Различные страны производят разные продукты, и одна страна потребляет то, что производит другая. Одна изобилует вином, другая пряностями, третья кожей, четвертая металлами. Следствием этого бывает торговля или обмен. Так тогда Бог одному дал один талант, другому другой, чтобы между ними было взаимное общение и духовный обмен. Те христиане, которые в духовных делах не хотят общения с братьями, подобны купцам, закрывшим свои лавки. Слишком скупые, чтобы учить и помогать, они ведут уединенную жизнь без радости для себя и без пользы для других.

Пугала отпугивают птиц. Но христианина должно отвращать от порока его собственное, выкупленное Христом, сердце. Если христианин только из страха смерти и ада воздерживается от зла, то его состояние неблагонадежно. Если сердце его желает, а рука не смеет, то его будут судить за желания, как за действия. Христос приходит не для того; чтобы спугнуть внешний грех, но чтобы спасти от греха внутреннего. «От тайных моих очисти мя». (Пс. 18:13).

Правда и любовь. Силевк, царек Лакрийцев в Нижней Италии, издал один закон, виновный в нарушении коего подвергался лишению зрения. Случилось собственному сыну законодателя нарушить отцов закон! В отце началась страшная борьба между любовью к сыну и почтением к святости закона. Наконец, исход был найден: отец приказал выколоть один глаз сыну, а другой себе. Действие этого распоряжения было огромное. Подданные при виде цесаревича убеждались в святости законов. Сын при виде отца убеждался в его любви и в последствиях греха.

Так и в спасении рода человеческого правдою Христа и благодатию видится сочетание любви и строгости.

Не умер Бог в душе людей. По улице столичного города шла актриса. Случайно глаза ее упали на молодую больную девицу, которая у подезда одного дома сидела в кресле, не имея возможности ходить. Следуя внушению сострадания, актриса подошла к юной калеке, чтобы сказать ей два-три приветливых и ободряющих слова; но, к своему удивлению, актриса заметила в глазах больной не скорбь, а тихую радость. После разговора с больною, она отошла от нее в глубоком раздумьи и в течение нескольких дней приходила для бесед, которые привели ее к вере во Христа. Перемена, происшедшая в актрисе, не могла быть незамеченной в семье ее и возбудила здесь бурю негодования: она была доселе первою артисткою в труппе своего отца. Все было пущено в ход, чтобы воротить девицу на прежний путь. Она несколько поколебалась, но потом решилась порвать с прошлым. В один вечер она вышла на сцену для пения в простом одеянии. Для публики, любившей певицу, это было приятной новостью и она разразилась громом рукоплесканий. Вместо предположенной арии, она запела канту об отречении от мира и следовании за Агнцем-Христом. За пением последовал взрыв общего одобрения. Это была невольная дань мира правде Христовой. А бывшая артистка в Христе нашла то счастие, которое она с юных лет искала в богатстве, роскоши и восторгах славы.

Приобретай знание. Человек без познаний – то-же, что солдат без ружья, телега без колес, писарь без пера, небо без звезд, орех без ядра.

Любознательность свойственна многим людям, но у большинства из этих многих она обращена на внешнее, временное и мирское, к духовному чтению или к слушанию проповедей это большинство относится недоброжелательно, с сильным предубеждением. Преп. Кассиан заметил эту слабость даже за иноками. Когда он беседовал с братиею о пользе душевной, на них нападал глубокий сон. Для испытания их он однажды заговорил о пустом предмете, они оживились и обрадовались.

Проповедники и слушатели. Если бы нотариус читал духовное завещание умершего нашего родственника, то мы не стали бы критиковать манеру чтения и недостатки интонации, но внимательно вслушивались бы, не упомянуты ли и мы в завещании.

И проповедники делают не иное что, как пересказывают, разясняют Христово завещание, в котором есть строки, касающиеся каждого христианина. Поэтому слушателям нужно не столько критиковать проповедника, но отмечать в проповеди, что касается в ней их самих. Один крещеный островитянин южного океана молился: «Пошли мне, Боже, чтобы слышимые мной добрые слова походили не на праздничные одежды, отлагаемые на будни, но на татуировку, неизгладимую до смерти».

С усилением внимания слушателей возросло бы и усердие проповедников.

В Англии один придворный пытался во время проповеди заговорить с королем Карлом. Король заметил придворному: «не мешайте мне внимать голосу Бога; иначе и Он не будет слушать меня, когда я буду умолять Его о своих нуждах».

Плоды проповеди. Исправление жизни слушателей – лучшая похвала для проповедника. Те, которые хвалят проповеди, но не следуют им. подобны требующим товар в магазине, но не покупающим его.

Мучительно слушать подобное славословие проповеднику, серьезно относящемуся к своему делу: время потеряно, труд пропал, надежды обмануты. Он предлагал людям драгоценные плоды из виноградника Св. Духа, но они смотрели на эти плоды, хвалили их и уходили, ничего не унося. Проповедь, заботливо составленная, с волнением произнесенная, проповедь, над которою проповедник молился и плакал, оценивается слушателями со стороны слога и внешних качеств без отношения к истинам, которые в ней раскрыты.

Нередко проповедь вызовет в слушателях умиление и все же не принесет полного плода. Одна дама сказала своему священнику: «Как я тронута вашей проповедью». Он возразил: «Это мы увидим на будущей неделе».

Мнимая праведница. Нюренбергский проповедник Шенер постоянно проповедывал о грехах, возвещая грешникам спасение и призывая их к покаянию. Одной его почтенной прихожанке, бывшей о себе очень хорошего мнения, это не нравилось. Она предполагала, что проповедник с молоду сам много нагрешил. Заболев, она пригласила Шенера для духовного утешения, но по приходе предупредила его, чтобы он не считал ее тяжкой грешницей и в своих беседах не налегал на грех и покаяние. «Я, говорила дама, воспитана в благочестии, не пренебрегала посещением богослужения и бедных не забывала». На это Шенер ответил:

– Какое это счастие – не сотворить греха! Доселе я знал только одного безгрешного – Спасителя. Бог свидетель, что сам я – несчастный грешник, и ничем добрым не могу похвалиться. Какое же утешение я могу доставить такой праведнице, какою вы себя считаете?

Больная с недоумением поглядела на проповедника и перевела разговор на другой предмет. Между прочим, больная приказала жившей у ней девочке-приемышу, накрыть стол для кофе проповеднику. А девочка поусердствовала принести и чашку для кофе. Вынимая ее из шкафа, она уронила и разбила. Больная изменилась в лице и начала попрекать девочку, что она все делает неловко и портит вещи. Девочка в оправдание свое сказала, что она до этого случая делала все ловко и ничего не разбивала. Оправдание это только усилило раздражение госпожи.

– Я простила бы тебя, закричала она, если бы ты так нагло не лгала, а теперь с глаз моих долой! Господин пастор, поймите, что меня сердит: это была прекраснейшая чашка! Я никогда не доверила бы девчонке доставать ее. Но она всегда хочет отличиться.

– Сударыня, – отвечал Шенер: – справедливо ли пред очами Божиими и не грешно ли, что вы так гневаетесь из-за хорошенькой чашки? Если бы мне пришлось так выйти из себя, я счел бы это большим грехом.

– Господин проповедник, – заговорила, понизив тон, больная: – мы – слабые создания. И я бы не рассердилась так, если бы девочка созналась в своей неловкости и не уверяла бы, что она всегда ловка.

– Так-же и вы, сударыня, – заметил Шенер, – налгали на Бога, сказав, что не нуждаетесь в покаянии и прощении. Кто-нибудь один прав: или Бог, сказавший, что человек помышляет злое от юности, или вы, сказавшая, что вы благочестивы от юности. Не подобны, ли по самоуверенности и вы вашей девочке, когда говорите, что все делаете хорошо и ничего плохого за собой не знаете?

Больная заплакала и созналась в своем заблуждении. Через восемь дней она скончалась, искренно раскаявшись.

Исповедница. В Грюнберге в грозу собрались на постоялом дворе приехавшие на базар и от безделья начали пустословить, шутить над грозой и над Создателем мира. Одна торговка не стерпела этого кощунства, вышла на середину освещаемой молниями комнаты и спросила собеседников:

– Послушайте: от кого вы научились таким речам? Неужели в детстве от ваших родителей? Намерены ли вы эту премудрость передать вашим малюткам?

Эта умная речь отрезвила вольнодумцев, и они смолкли.

Самопознание. Когда Крез отправил в Дельфы послов спросить, как он может сделаться счастливым, то получил ответ, что он может быть счастливым не тогда, когда соберет кучи золота, не тогда, когда будет содержать многолюднейшее войско, не тогда, когда расширит пределы своего государства, но только тогда, когда познает самого себя. И Филипп Македонский после победы над афинянами при Херонее, чтобы обуздать свою гордость, приказал каждый день утром будить себя словами: «вставай, царь, и помни, что ты – человек».

Жажда мудрости. Евклид Мегарянин был слушателем Сократа. Когда афиняне под страхом смертной казни воспретили мегарянам вход в Афины, Евклид продолжалпосещать Сократа ночью, одевшись в женскую одежду. Мегара от Афин отстояла верстах в 15-ти.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 2. Ч. 3-4. - [2], VIII, 157 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle